Автор: Беспалова Анастасия Валерьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ " ЦРР д/с 183"
Населённый пункт: Магнитогорск
Наименование материала: Консультация для педагогов на тему: «Организация уголка по сенсомоторному развитию детей младшего дошкольного возраста»
Тема: Сенсоматорный уголок в ДОУ
Раздел: дошкольное образование
Консультация
для
педагогов
на
тему:
«Организация
уголка
по
сенсомоторному развитию детей младшего дошкольного возраста»
Назначение уголка сенсорики
Сенсорный уголок используется в воспитательно-образовательном процессе
как на организованных занятиях воспитателей и педагогов дополнительного
образования, так и в самостоятельной игровой, поиско-экспериментальной
деятельности детей.
Сенсомоторный уголок в группе предназначен:
Для стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание, слух, вкус,
обоняние, тактильное ощущение);
Для развития мелкой моторики, стимуляции двигательной активности.
Для
снятия
мышечного
и
психоэмоционального
напряжения,
достижения состояния релаксации и комфортного самочувствия детей.
Создание
положительного
эмоционального
фона,
повышение
работоспособности ребёнка.
Активизация
когнитивных
процессов
(мышления,
внимания,
восприятия, памяти).
Повышение мотивации к самостоятельной и экспериментальной
деятельности дошкольников.
Основные принципы организации сенсомоторного уголка:
Доступность;
Безопасность;
Креативность;
Разнообразие объектов.
Актуальность
сенсорного
уголка
в
дошкольном
образовательно
учреждении
Детство - особый период становления органов и систем и прежде всего
функции
мозга.
Доказано,
что
функции
коры
головного
мозга
не
фиксированы наследственно, они развиваются в результате взаимодействия
организма с окружающей средой. Особенно интенсивно это происходит в
первые три года жизни.
Современный
ребёнок
испытывает
недостаток
тактильных,
слуховых,
обонятельных ощущений. Порой он воспринимает окружающий мир
линейно, однобоко. Вернуть всю полноту восприятия через взаимодействие с
реальными
объектами
-
главное
назначение
сенсомоторного
уголка,
создаваемого сегодня во многих дошкольных учреждений.
Известно, что чем больше число сенсорных систем задействовано в процессе
воспитания и обучения ребёнка, там успешнее и эффективнее происходит его
развитие. Между тем технологизация современной жизни создаёт дефицит
сенсорного опыта детей, замещая его визуальными и виртуальными
образами.
Одно
из
важных
условий
воспитательно-образовательной
работы
в
дошкольном учреждении – правильная организация предметно-развивающей
среды. Правильно организованная развивающая среда позволит каждому
ребенку найти свое занятие по душе, поверить в свои силы и способности,
научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками, понимать и
оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это лежит в основе
развивающего обучения.
Организация предметно-развивающей среды в детском саду несет
эффективность
воспитательного
воздействия,
направленного
на
формирование
у
детей
активного
познавательного
отношения
к
окружающему миру предметов, людей, природы.
На втором-третьем году жизни задачи сенсорного воспитания существенно
усложняются.
В
этом
возрасте
у
ребенка
начинают
накапливаться
представления о цвете, форме, величине и других свойствах предметов.
Важно, чтобы эти представления были достаточно разнообразными. А это
значит, что ребенка следует знакомить со всеми основными разновидностями
свойств- Шестью цветами спектра (голубой цвет следует исключить, так как
дети плохо отличают его от синего) белым и черным цветом, с такими
формами, как круг, овал, квадрат, прямоугольник.
Оборудование сенсомоторного уголка в помещении
Зрение:
Картинки-иллюзии (крутящиеся спирали, объёмные изображения и
т.д.)
Цветовые
пятна-кляксы
различной
формы.
•
Разноцветные
полупрозрачные
шарфы.
• Картинки-штриховки,
Картинки-прятки (на картинке "спрятаны" предметы, ребенок должен
их найти)..
Разноцветные песочные часы, переливающиеся капельки, «вечные
двигатели» и т.д.
Слух:
• Кассеты и диски со звуками: крики домашних животных и птиц, звуки
транспорта,
звуки
леса,
звуки
воды
и
т.д.
• Приспособления для создания звуков: шуршалки, гремелки, свистушки и
другие
приспособления,
издающие
интересные
звуки,
необычные
музыкальные
инструменты.
Осязание:
• Кусочки меха, ткани, бумаги, различные материалы с разной фактурой.
• Предметы для создания холодного и горячего (грелка, формочки для
льда)
• Различные крупы в мешочках, подносы для круп, баночки.
Массажные мячи-валики (разные по форме, упругости, фактуре
поверхности).
Разные виды мозаики, пазлы, кубики «Сложи узор» с картинками;
Игры на различение цвета, формы, величины;
Игры на группировку предметов по разным признакам, качествам
(материалов)
Игры и пособия на развитие мелкой моторики рук (шнуровки,
застежки,
плетения,
вкладыши,
узелки,
нанизывание,
игры
с
прищепками, резиночки);
Народные игрушки – пирамидки, матрешки, бирюльки, бочонки и т.д.
Природный материал: для сортировки, для развития тактильных
ощущений, выкладывания разных узоров; (камешки, желуди, каштаны,
ракушки, семечки тыквы, орехи, бобы, горох и др.); Для пальчикового
сухого бассейна, для творческих работ - выкладывания на пластилине,
нанизывания, рисование пальцем на подносе с крупой и т. д.
Чудесные
мешочки
с
разными
предметами,
пуговицами
для
тактильных ощущений;
Предметы для массажа рук, ног (массажные дорожки, массажеры,
мячики, палочки и т.д.)
Обоняние:
Естественные, природные запахи (кофе, мята, апельсиновые корки и др.)
Зона для элементарных опытов:
"Мини-лаборатория" (самодельный набор для экспериментирования с водой,
снегом, песком, воздухом, инструментами и природный материал).
К этому направлению относится зона «Вода-песок»
Центр « Песок и вода» помогает воспитателю в решении одной из
важнейших задач в развитии ребенка 2-3 лет. Речь идет о самостоятельной
деятельности – экспериментированию с различными, подходящими для этого
предметами и природными материалами. Организовывая игры с песком и
водой, педагог не только знакомит детей со свойствами различных предметов
и материалов, но и закрепляет элементарные представления о форме,
величине, цвете предметов, развивает мелкую моторику ребенка. Малыши
очень любят такие игры. Песок можно пересыпать из ладошки в ладошку, из
совка в формочку, в песок можно прятать всякие мелкие игрушки, стоить
постройки, а потом разрушать их и снова строить. Отмечается что игры с
песком и водой самые устойчивые и целенаправленные, чем другие игры.
Постройки из песка можно считать началом конструирования, оно заставляет
ребенка сосредоточиться. Игры с водой вызывают положительные эмоции,
способствуют внутренней раскованности. Работа с детьми в Центре «Песок и
вода», требует определенных условий; центр должен располагаться так,
чтобы легко было проводить уборку и чтобы дети могли подходить к нему
со всех сторон. Необходимо запастись непромокаемыми фартучками,
формочками для песка, различными моющимися игрушками.
Вариант комплектации.
Для игр с песком и водой нужны совки, разнообразные формочки, некрупные
игрушки для закапывания (шарики, кубики, кольца и другие геометрические
формы разных цветов, размеров), палочки, грабельки.
Для игр с водой – набор резиновых и пластиковых игрушек, сачок, черпачок,
разноцветные
пластиковые
шарики,
набор
игрушек
из
различных
материалов, (для игр плавает или тонет). Набор камешков, ракушек и т. д.
К этому направлению относится зона «Бизиборд»
В уголке сенсорики обязательно должна быть картотека игр.
Список использованной литературы.
1. Ветен АА., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры
ребенка. – М.: Просвещение, 1988.
2.
Помораева
И.А.,
Позина
В.А.
Формирование
элементарных
математических представлений. – М: Мозаика – Синтез, 2015.
3. Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша - М.: Мозаика – Синтез,
2003.
4. Каралашвили Е. А., Антоненкова О. В., Малахова Н. Е. «Организация
сенсомоторного уголка в группе детского сада»,Справочник старшего
воспитателя,№5-2008.
5. Метиева Л. А., Удалова Э. Я. «Развитие сенсорной сферы детей»,
М."Просвещение",2009.
6. Пилюгина Э. Г. «Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего
возраста», М.,1983.
7 . Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. «Неизведанное рядом.
Опыты и эксперименты для дошкольников»ю-М.:ТЦ Сфера, 2015.