Напоминание

Сенсоматорный уголок в ДОУ


Автор: Беспалова Анастасия Валерьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ " ЦРР д/с 183"
Населённый пункт: Магнитогорск
Наименование материала: Консультация для педагогов на тему: «Организация уголка по сенсомоторному развитию детей младшего дошкольного возраста»
Тема: Сенсоматорный уголок в ДОУ
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация

для

педагогов

на

тему:

«Организация

уголка

по

сенсомоторному развитию детей младшего дошкольного возраста»

Назначение уголка сенсорики

Сенсорный уголок используется в воспитательно-образовательном процессе

как на организованных занятиях воспитателей и педагогов дополнительного

образования, так и в самостоятельной игровой, поиско-экспериментальной

деятельности детей.

Сенсомоторный уголок в группе предназначен:

Для стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание, слух, вкус,

обоняние, тактильное ощущение);

Для развития мелкой моторики, стимуляции двигательной активности.

Для

снятия

мышечного

и

психоэмоционального

напряжения,

достижения состояния релаксации и комфортного самочувствия детей.

Создание

положительного

эмоционального

фона,

повышение

работоспособности ребёнка.

Активизация

когнитивных

процессов

(мышления,

внимания,

восприятия, памяти).

Повышение мотивации к самостоятельной и экспериментальной

деятельности дошкольников.

Основные принципы организации сенсомоторного уголка:

Доступность;

Безопасность;

Креативность;

Разнообразие объектов.

Актуальность

сенсорного

уголка

в

дошкольном

образовательно

учреждении

Детство - особый период становления органов и систем и прежде всего

функции

мозга.

Доказано,

что

функции

коры

головного

мозга

не

фиксированы наследственно, они развиваются в результате взаимодействия

организма с окружающей средой. Особенно интенсивно это происходит в

первые три года жизни.

Современный

ребёнок

испытывает

недостаток

тактильных,

слуховых,

обонятельных ощущений. Порой он воспринимает окружающий мир

линейно, однобоко. Вернуть всю полноту восприятия через взаимодействие с

реальными

объектами

-

главное

назначение

сенсомоторного

уголка,

создаваемого сегодня во многих дошкольных учреждений.

Известно, что чем больше число сенсорных систем задействовано в процессе

воспитания и обучения ребёнка, там успешнее и эффективнее происходит его

развитие. Между тем технологизация современной жизни создаёт дефицит

сенсорного опыта детей, замещая его визуальными и виртуальными

образами.

Одно

из

важных

условий

воспитательно-образовательной

работы

в

дошкольном учреждении – правильная организация предметно-развивающей

среды. Правильно организованная развивающая среда позволит каждому

ребенку найти свое занятие по душе, поверить в свои силы и способности,

научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками, понимать и

оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это лежит в основе

развивающего обучения.

Организация предметно-развивающей среды в детском саду несет

эффективность

воспитательного

воздействия,

направленного

на

формирование

у

детей

активного

познавательного

отношения

к

окружающему миру предметов, людей, природы.

На втором-третьем году жизни задачи сенсорного воспитания существенно

усложняются.

В

этом

возрасте

у

ребенка

начинают

накапливаться

представления о цвете, форме, величине и других свойствах предметов.

Важно, чтобы эти представления были достаточно разнообразными. А это

значит, что ребенка следует знакомить со всеми основными разновидностями

свойств- Шестью цветами спектра (голубой цвет следует исключить, так как

дети плохо отличают его от синего) белым и черным цветом, с такими

формами, как круг, овал, квадрат, прямоугольник.

Оборудование сенсомоторного уголка в помещении

Зрение:

Картинки-иллюзии (крутящиеся спирали, объёмные изображения и

т.д.)

Цветовые

пятна-кляксы

различной

формы.

Разноцветные

полупрозрачные

шарфы.

• Картинки-штриховки,

Картинки-прятки (на картинке "спрятаны" предметы, ребенок должен

их найти)..

Разноцветные песочные часы, переливающиеся капельки, «вечные

двигатели» и т.д.

Слух:

• Кассеты и диски со звуками: крики домашних животных и птиц, звуки

транспорта,

звуки

леса,

звуки

воды

и

т.д.

• Приспособления для создания звуков: шуршалки, гремелки, свистушки и

другие

приспособления,

издающие

интересные

звуки,

необычные

музыкальные

инструменты.

Осязание:

• Кусочки меха, ткани, бумаги, различные материалы с разной фактурой.

• Предметы для создания холодного и горячего (грелка, формочки для

льда)

• Различные крупы в мешочках, подносы для круп, баночки.

Массажные мячи-валики (разные по форме, упругости, фактуре

поверхности).

Разные виды мозаики, пазлы, кубики «Сложи узор» с картинками;

Игры на различение цвета, формы, величины;

Игры на группировку предметов по разным признакам, качествам

(материалов)

Игры и пособия на развитие мелкой моторики рук (шнуровки,

застежки,

плетения,

вкладыши,

узелки,

нанизывание,

игры

с

прищепками, резиночки);

Народные игрушки – пирамидки, матрешки, бирюльки, бочонки и т.д.

Природный материал: для сортировки, для развития тактильных

ощущений, выкладывания разных узоров; (камешки, желуди, каштаны,

ракушки, семечки тыквы, орехи, бобы, горох и др.); Для пальчикового

сухого бассейна, для творческих работ - выкладывания на пластилине,

нанизывания, рисование пальцем на подносе с крупой и т. д.

Чудесные

мешочки

с

разными

предметами,

пуговицами

для

тактильных ощущений;

Предметы для массажа рук, ног (массажные дорожки, массажеры,

мячики, палочки и т.д.)

Обоняние:

Естественные, природные запахи (кофе, мята, апельсиновые корки и др.)

Зона для элементарных опытов:

"Мини-лаборатория" (самодельный набор для экспериментирования с водой,

снегом, песком, воздухом, инструментами и природный материал).

К этому направлению относится зона «Вода-песок»

Центр « Песок и вода» помогает воспитателю в решении одной из

важнейших задач в развитии ребенка 2-3 лет. Речь идет о самостоятельной

деятельности – экспериментированию с различными, подходящими для этого

предметами и природными материалами. Организовывая игры с песком и

водой, педагог не только знакомит детей со свойствами различных предметов

и материалов, но и закрепляет элементарные представления о форме,

величине, цвете предметов, развивает мелкую моторику ребенка. Малыши

очень любят такие игры. Песок можно пересыпать из ладошки в ладошку, из

совка в формочку, в песок можно прятать всякие мелкие игрушки, стоить

постройки, а потом разрушать их и снова строить. Отмечается что игры с

песком и водой самые устойчивые и целенаправленные, чем другие игры.

Постройки из песка можно считать началом конструирования, оно заставляет

ребенка сосредоточиться. Игры с водой вызывают положительные эмоции,

способствуют внутренней раскованности. Работа с детьми в Центре «Песок и

вода», требует определенных условий; центр должен располагаться так,

чтобы легко было проводить уборку и чтобы дети могли подходить к нему

со всех сторон. Необходимо запастись непромокаемыми фартучками,

формочками для песка, различными моющимися игрушками.

Вариант комплектации.

Для игр с песком и водой нужны совки, разнообразные формочки, некрупные

игрушки для закапывания (шарики, кубики, кольца и другие геометрические

формы разных цветов, размеров), палочки, грабельки.

Для игр с водой – набор резиновых и пластиковых игрушек, сачок, черпачок,

разноцветные

пластиковые

шарики,

набор

игрушек

из

различных

материалов, (для игр плавает или тонет). Набор камешков, ракушек и т. д.

К этому направлению относится зона «Бизиборд»

В уголке сенсорики обязательно должна быть картотека игр.

Список использованной литературы.

1. Ветен АА., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры

ребенка. – М.: Просвещение, 1988.

2.

Помораева

И.А.,

Позина

В.А.

Формирование

элементарных

математических представлений. – М: Мозаика – Синтез, 2015.

3. Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша - М.: Мозаика – Синтез,

2003.

4. Каралашвили Е. А., Антоненкова О. В., Малахова Н. Е. «Организация

сенсомоторного уголка в группе детского сада»,Справочник старшего

воспитателя,№5-2008.

5. Метиева Л. А., Удалова Э. Я. «Развитие сенсорной сферы детей»,

М."Просвещение",2009.

6. Пилюгина Э. Г. «Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего

возраста», М.,1983.

7 . Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. «Неизведанное рядом.

Опыты и эксперименты для дошкольников»ю-М.:ТЦ Сфера, 2015.



В раздел образования