Автор: Ахуньянова Альфия Асхатовна
Должность: Социальный педагог
Учебное заведение: МБОУДО ЦППМСП "Семья"
Населённый пункт: г.Уфы Республики Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: "Искусство - способ познания мира".
Раздел: дополнительное образование
Искусство - способ познания мира.
Ахуньянова А.А., г. Уфа
Искусство
формирует
личность
человека,
развивает
его
интеллектуальный
потенциал
и
чувственное
восприятие,
задает
правильные нравственные ориентиры и приобщает его к своей культурной
среде. Искусство – это еще один способ познания мира.
На сегодняшний день считается, что искусство играет значительную
роль в развитии ребенка, начиная с его рождения. Первыми проводниками
в мир искусства выступают родители. Приобщение к искусству и местным
культурным традициям начинается в семье и продолжается всю жизнь. От
того, каким будет старт, зависит дальнейшее развитие ребенка, полнота и
красота его личности, успешность во взрослой самостоятельной жизни.
Поэтому главной задачей родителей, их долгом, является создание
соответствующих условий, в которых ребенку будет доступно как
ознакомление с шедеврами, так и творческое самовыражение.
В процессе воспитания детей искусство используется не только как
эталон прекрасного, нравственный ориентир и способ самовыражения.
Огромную роль оно играет и в процессе познания окружающего мира.
Слушая классическую музыку, ребенок учится постигать гармонию,
рассматривая
известные
картины,
он
воспринимает
цветопись
и
композицию, читая поэзию, он раскрывает новые возможности языка.
Кроме того, искусство неразрывно связано с историей человечества.
Изучая вместе с ребенком художественные произведения, основанные на
исторических сюжетах, родители могут рассказать ребенку об интересных,
важных фактах из прошлого. Таким образом, расширяется кругозор,
эрудиция и словарный запас ребенка. Изображая окружающие предметы и
явления, ребенок овладевает такими понятиями, как форма, цвет, оттенок,
размер, масштаб. В результате познавательная деятельность ребенка
протекает активнее, быстрее и эффективнее, формируется базовый
понятийный аппарат, развивается образное мышление. Не говоря уже о
том,
что
большинство
видов
декоративно-прикладного
творчества
способствуют развитию мелкой моторики, которая в свою очередь
стимулирует те участки головного мозга, которые связаны с памятью,
вниманием, усидчивостью и другими качествами, необходимыми для
успешного обучения. Поэтому дети, имевшие возможность творческого
самовыражения,
наиболее
успешны
в
учебе
и
других
видах
интеллектуальной деятельности.
Главная задача родителей – научить детей видеть вокруг себя
красоту, даже в мелочах, даже в самых обыденных вещах. Научившись
видеть предметы и явления, отозвавшись душой на красоту окружающего
мира, дети получают материал для своих работ. Именно это и является
эстетическим воспитанием и служит основой для любого детского
творчества.
Развиваясь с помощью искусства, ребенок выступает не только как
зритель, но и как творец. Детям доступны практически все виды
изобразительного и декоративно-прикладного творчества – рисование,
лепка, вышивка, плетение и другие. Такое творческое выражение
необходимо детям, оно помогает развитию их талантов, может стать
призванием и делом всей жизни.
Знакомясь с миром искусства, ребенок учится смотреть на мир,
познавать его красоту, приобретает определенные нравственные ценности
и ориентиры. Происходит гармоничное развитие личности. Поэтому
задачей родителей является создание условий, в которых ребенок сможет
не только познакомиться с шедеврами мирового искусства, но и сможет
найти творческое самовыражение.