Напоминание

Профориентационная подготовка школьников


Автор: Кухта Вера Михайловна
Должность: директор школы
Учебное заведение: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа села Поповка" муниципального образования "Город Саратов"
Населённый пункт: село Поповка
Наименование материала: Профориентационная и предпрофильная подготовка школьников в условиях сельской школы
Тема: Профориентационная подготовка школьников
Раздел: полное образование





Назад




Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа села Поповка»

Муниципального образования «Город Саратов»

Профориентационная и предпрофильная

подготовка школьников в условиях

сельской школы

для участия в конкурсе

«Учеба#Занятость#Успех#2021»

1

«Профориентационная и предпрофильная подготовка школьников

в условиях сельской школы»

Муниципальное общеобразовательное учреждение школа с. Поповка– одна

из многочисленных сельских школ Российской глубинки. Расположена она

в живописнейшем месте на окраине Саратовского района, окруженная

холмами и лесами. Школа работает в режиме развития, и, по сути дела,

обеспечивает

выживание

всего

села,

сохраняя

стабильность

его

производственной

и

социокультурной

среды.

И

это

не

является

преувеличением: не будет нашей школы - село «развалится».

Наша школа функционирует с 1916 года. В школе обучается 102

ученика, для

18 детей ежедневно осуществляется подвоз

из деревень

Быковка,

Махино,

села

Сбродовка,

полигона

«Широкий

Карамыш».

Образовательное учреждение работает полный день, занятия ведутся в одну

смену. Средняя наполняемость классов составляет 10 человек. В школе

обучаются дети из 80 семей разных социальных категорий.

Педагогический коллектив школы насчитывает 13 учителей. Большинство

учителей являются выпускниками нашей школы. Из них 7 человек имеют

высшую квалификационную категорию, 5 человек – 1 квалификационную

категорию.

На протяжении многих лет школы находится в творческом

поиске, педагогический коллектив переосмысливает содержание обучения,

воспитания и развития детей.

Понимая, что искренне любить свою землю, свой край может только

человек, который родился на земле. Педагогический коллектив считает

главной целью своей деятельности наиболее полное раскрытие личностных

качеств и природных способностей ученика и учителя, воспитание человека

нравственного,

душевно

привязанного

к

своей

малой

Родине,

трудолюбивого, способного самореализоваться в современном меняющемся

мире. За долгие годы работы у нас сложилась система сельскохозяйственной

профориентации обучающихся.

За школой закреплен земельный участок 5 га, пришкольный учебно-

опытный участок 1,5 га. Каждый год планируется работа по выращиванию

овощей. Работа ведётся круглый год. Ещё осенью готовится почва,

закладываются парники и теплицы, выращиваются семена. В зимний период

ведётся работа по изучению технологий выращивания овощей. Затем с

ранней весны до поздней осени осуществляется плановая работа по

выращиванию овощей и уходу за ягодными и фруктовыми плантациями.

Выращиваем свою рассаду. Ранней весной в подготовленной с осени теплицу

и парник высевается на рассаду томат, капуста, огурцы. Ставим опыты,

анализируем работу. Ведём научно-практическую работу по увеличению

2

урожая различных овощных культур. Используем органические удобрения.

Применяем несколько методов высадки овощей (рассадный и безрассадный).

В течение всего летнего периода на пришкольном опытном участке работает

овощеводческая бригада, состоящая из обучающихся 5-х – 10-х классов.

Обучающиеся

и

педагогические

работники

работают

по

графику,

занимаются прополкой, поливом, сбором урожая, подготовкой земельного

участка к следующему сезону.

Учебно-опытный участок в МАОУ «СОШ с. Поповка» создан в

системе дополнительного образования эколого-натуралистического профиля

для проведения занятий по трудовому обучению, уроков природоведения,

биологии, организации общественно полезного производительного труда,

внеклассной исследовательской и природоохранной работы:

Для организации трудовой деятельности учащихся созданы звенья,

которыми руководит бригадир овощеводческой бригады.

Звено по уходу за цветниками (1-4-е классы).

1.

Производственное

звено

по

выращиванию

овощей,

изготовлению

гербариев, сбору коллекций (5-11-е классы).

2.

Звено по сбору и заготовке лекарственных трав (5-7-е классы).

В школе создан экологический кружок, где учащиеся:

знакомятся с биологией лекарственных растений, за которыми им

придется ухаживать на пришкольном участке

узнают, как правильно выращивать лекарственные растения;

учатся

собирать,

сушить

и

хранить

лекарственное

сырье.

Лекарственные

растения

также

служат

объектом

фенологических

наблюдений учащихся.

Учебно-опытный участок предназначен не только для реализации

образовательных программ по биологии, сельскохозяйственному труду,

работы

летнего

лагеря

"Солнышко",

но

и

для

производственной

деятельности. Каждый год выращенная на УОУ и школьном огороде

продукция

используется

в

питании

учащихся.

Школьная

столовая

круглогодично обеспечивается сельскохозяйственной продукцией: фасолью,

картофелем, морковью, столовой свеклой, огурцами, луком, укропом,

капустой,

замороженными

ягодами

смородины.

Вся

продукция

закладывается на хранение в овощехранилище, зелень (петрушка, укроп)

сушится, ягоды (смородина, вишня) закладывается в морозильные камеры,

фрукты – яблоки, сушатся. Выращенной продукции хватает на весь год.

Самообеспечение школьной

столовой

овощами и фруктами

является

особенно актуальным в настоящее время.

Школа является победителем

областного конкурса «Лучшая организация школьного питания», нами был

получен грант в виде оборудования для школьной столовой.

Учебно-опытная работа на пришкольном участке играет важную роль в

повышении качества знаний учащихся по биологии, экологии, пробуждает и

развивает у детей различные познавательные интересы. Она знакомит их с

методами приложения наук в практической деятельности человека, служит

3

средством приобщения учащихся к самостоятельному поиску и обобщению

знаний, способствует совершенствованию практических умений и навыков,

знакомит

с

научными

основами

сельскохозяйственного

производства,

воспитывает интерес к сельскому хозяйству и труду, имеет огромное

значение в профориентационной работе.

В рамках предпрофильной

подготовки

обучающиеся

изучают

не

только

крупно

габаритную

сельскохозяйственную

технику

(школа

имеет

тренажёр

по

изучению

трактора МТЗ и трактор МТЗ), но и мало габаритную( мотоблок со всем

прицепным инвентарём).

Школа практикует привлечение обучающихся к сельскохозяйственным

работам в рамках районной программы занятости детей временного

трудоустройства от ЦЗН на учебно-опытном участке, помогает им освоить

навыки многих сельских профессий, прививает любовь к Родной земле, учит

бережному отношению ко всему, что на ней растет. Хотелось бы отметить

следующих обучающихся, которые принимали активное участие в получении

наших высоких урожаев на пришкольном участке: Акчурина Ангелина,

Дунаев Дмитрий, Начкебия Руслан, Матвеева Елена, Неверов Вадим,

Камышников Илья.

Физическая работа полезна для любого человека, а тем более для учащихся.

Она весьма значима для укрепления здоровья, физиологического развития

детей,

воспитания чувства ответственности за результаты своего труда.

Плодотворный труд возможен только в том случае, если организаторами

производства являются самими дети, а педагоги обеспечивают соблюдение

требований, обеспечивающих сохранение жизни и здоровья во время их

трудовой деятельности.

Много лет школа работает по химико-биологическому профилю. На

профильном углубленном уровне изучаются биология, экология, математика.

Практически все, что выращивается на учебно-опытном участке школы,

можно использовать в качестве наглядных объектов. Это многочисленные

культурные растения, их плоды, семена, которые могут быть представлены в

натуральном, консервированном и засушенном виде. Подобные заготовки

под силу сделать самим учащимся в ходе выполнения летнего задания.

Во время летней практики у школьников появляется реальная

возможность

применить

теоретические

биологические

и

сельскохозяйственные знания, отработать большинство агротехнических

приемов выращивания культурных растений, перевести теоретические знания

в умения и навыки, что важно как для Профориентации, так и для трудового

воспитания. В корне изменилось отношение ребят к труду. Если еще 15 лет

назад приходилось использовать методы убеждения, чтобы заставить

большинство школьников добросовестно работать, то сейчас практически все

учащиеся

проявляют

собственную

инициативу

и

желание

трудится,

поскольку

видят

реальные

результаты

своего

труда.

Родители

с

благодарностью

относятся

к

педагогическому

коллективу,

который

прививает любовь детей к труду, к умению и навыкам самостоятельно

4

организовать работу под руководством бригадира овощеводческой бригады,

звеньевых. Эти умения и навыки позволяют выпускникам школы успешно

социализироваться в социуме после окончания школы. Жаль только, что в

нашем селе нет сельскохозяйственного предприятия, но многие помогают

своим родителям в теплице и в приусадебных хозяйствах.

Представить

результаты

труда

обучающихся

позволяют

ежегодные

областные конкурсы учебно-опытных участков, которые проходят в

г.

Саратове. Учащиеся нашей школы – постоянные участники этих конкурсов.

Цель регулярных экспозиций -демонстрация достижений исследовательской,

опытнической

работы

в

области

растениеводства,

которых

добились

учащиеся

на

УОУ.

Мы

также

являемся

постоянными

участниками

всероссийских конкурсов учебно-опытных участков, за что имеем награды.

Кроме этого,

с 2000 года обучающиеся

школы являются постоянными

участниками областных и районных конкурсов «Урожай года», с 2007 года

по 2018 год награждались дипломами и грамотами за достижение высоких

результатов в этом конкурсе. В 2007 году Проявко Сергей стал победителем

в номинации «Лучший овощевод», награждён дипломом 3 степени, в 2008

году бригада школы заняла 2 место в той же номинации, в 2009 году Новик

Мария заняла 1 место, в конкурсе «Урожай—2010» в номинации «Лучший

овощевод». Лучшей была признана бригада Демьяновой Виолеты в составе:

Замяткина Ольга Геннадьевна, Лебедева Наталья Сергеевна, Печенова

Кристина

Анатольевна, Иванова София Мусейбовна, Дрокин Николай

Андреевич, Гусева Вероника Сергеевна, Сингилевцева Лилия Николаевна,

Колотвина Лидия Николаевна, Иванова Анна Мусейбовна. 2011 год – Гусева

Вероника награждена Дипломом 3 степени, 2012 год – овощеводческая

бригада школы стала победителем конкурса. В 2013 году в номинации

«Лучший овощевод» МОУ «СОШ села Поповка» заняла все три призовых

места. В 2014 году школа выдвинута на получение премии Президента РФ.

В 2015 году в номинации «Лучший овощевод» диплом I степени получила

Косован Анастасия Алексеевна. В 2016 году в номинации «Лучший на

сборе овощных культур»

диплом III

степени получил Карпов Андрей

Сергеевич, диплом II степени получил Замяткин Александр Геннадьевич,

диплом I

степени получил Колотвин Иван Николаевич. В 2017 году в

номинации «Лучший овощевод» МОУ «СОШ села Поповка» заняла все три

призовых места.

Невозможно не сказать о работе школьного лесничества. Бессменным

руководителем кружка является Мещанинова Лариса Васильевна. Под её

руководством

обучающиеся

занимаются

выращиванием

саженцев,

озеленением территории школы и села, ведут исследовательскую работу по

изучению природных заповедников «Поповские сосняки» и «Злобовский

лес». Кроме того

данное направление есть приобщение к профессии

лесничего, также необходимой на селе.

На протяжении всего года учащиеся принимают участие в акциях «Чистый

двор», «Чистая улица», практикуется также и ежедневная работа: дежурство

5

по школе и по классу, работа школьного лесничества (прополка саженцев,

сбор

семян,

шишек

и

т.д.),

опытничество

и

природоохранительная

деятельность, участие в благоустройстве школы, в улучшении ее санитарного

состояния, озеленение территории вокруг школы.

Наметились различные формы постоянной работы с родителями. Здесь

и педагогическая пропаганда, общешкольные и классные мероприятия,

собрания, посещение родителей на дому, индивидуальные беседы, работа с

родительским активом. Так как мы живем в селе, жизнь всех родителей нам

известна: мы знаем, чем они живут, где работают, их интересы, как они

занимаются воспитанием своих детей.

Итак,

профориентационная предпрофильная и профильная подготовка

позволяет

сформировать

у

обучающихся

навыки,

необходимые

для

дальнейшего жизненного, профессионального образования, готовность к

принятию

решения

о

выборе

индивидуального

маршрута

профессионального образования. Выпускники нашей школы каждый год

выбирают профессии , связанные с сельским хозяйством, успешно поступают

и учатся в СГАУ им. Вавилова, финансово-экономический колледж имени

Мичурина и ПУ сельскохозяйственной направленности. Мы надеемся, что

нашим выпускникам будет куда вернуться.

6



В раздел образования