Автор: Кухта Вера Михайловна
Должность: директор школы
Учебное заведение: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа села Поповка" муниципального образования "Город Саратов"
Населённый пункт: село Поповка
Наименование материала: Профориентационная и предпрофильная подготовка школьников в условиях сельской школы
Тема: Профориентационная подготовка школьников
Раздел: полное образование
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа села Поповка»
Муниципального образования «Город Саратов»
Профориентационная и предпрофильная
подготовка школьников в условиях
сельской школы
для участия в конкурсе
«Учеба#Занятость#Успех#2021»
1
«Профориентационная и предпрофильная подготовка школьников
в условиях сельской школы»
Муниципальное общеобразовательное учреждение школа с. Поповка– одна
из многочисленных сельских школ Российской глубинки. Расположена она
в живописнейшем месте на окраине Саратовского района, окруженная
холмами и лесами. Школа работает в режиме развития, и, по сути дела,
обеспечивает
выживание
всего
села,
сохраняя
стабильность
его
производственной
и
социокультурной
среды.
И
это
не
является
преувеличением: не будет нашей школы - село «развалится».
Наша школа функционирует с 1916 года. В школе обучается 102
ученика, для
18 детей ежедневно осуществляется подвоз
из деревень
Быковка,
Махино,
села
Сбродовка,
полигона
«Широкий
Карамыш».
Образовательное учреждение работает полный день, занятия ведутся в одну
смену. Средняя наполняемость классов составляет 10 человек. В школе
обучаются дети из 80 семей разных социальных категорий.
Педагогический коллектив школы насчитывает 13 учителей. Большинство
учителей являются выпускниками нашей школы. Из них 7 человек имеют
высшую квалификационную категорию, 5 человек – 1 квалификационную
категорию.
На протяжении многих лет школы находится в творческом
поиске, педагогический коллектив переосмысливает содержание обучения,
воспитания и развития детей.
Понимая, что искренне любить свою землю, свой край может только
человек, который родился на земле. Педагогический коллектив считает
главной целью своей деятельности наиболее полное раскрытие личностных
качеств и природных способностей ученика и учителя, воспитание человека
нравственного,
душевно
привязанного
к
своей
малой
Родине,
трудолюбивого, способного самореализоваться в современном меняющемся
мире. За долгие годы работы у нас сложилась система сельскохозяйственной
профориентации обучающихся.
За школой закреплен земельный участок 5 га, пришкольный учебно-
опытный участок 1,5 га. Каждый год планируется работа по выращиванию
овощей. Работа ведётся круглый год. Ещё осенью готовится почва,
закладываются парники и теплицы, выращиваются семена. В зимний период
ведётся работа по изучению технологий выращивания овощей. Затем с
ранней весны до поздней осени осуществляется плановая работа по
выращиванию овощей и уходу за ягодными и фруктовыми плантациями.
Выращиваем свою рассаду. Ранней весной в подготовленной с осени теплицу
и парник высевается на рассаду томат, капуста, огурцы. Ставим опыты,
анализируем работу. Ведём научно-практическую работу по увеличению
2
урожая различных овощных культур. Используем органические удобрения.
Применяем несколько методов высадки овощей (рассадный и безрассадный).
В течение всего летнего периода на пришкольном опытном участке работает
овощеводческая бригада, состоящая из обучающихся 5-х – 10-х классов.
Обучающиеся
и
педагогические
работники
работают
по
графику,
занимаются прополкой, поливом, сбором урожая, подготовкой земельного
участка к следующему сезону.
Учебно-опытный участок в МАОУ «СОШ с. Поповка» создан в
системе дополнительного образования эколого-натуралистического профиля
для проведения занятий по трудовому обучению, уроков природоведения,
биологии, организации общественно полезного производительного труда,
внеклассной исследовательской и природоохранной работы:
Для организации трудовой деятельности учащихся созданы звенья,
которыми руководит бригадир овощеводческой бригады.
Звено по уходу за цветниками (1-4-е классы).
1.
Производственное
звено
по
выращиванию
овощей,
изготовлению
гербариев, сбору коллекций (5-11-е классы).
2.
Звено по сбору и заготовке лекарственных трав (5-7-е классы).
В школе создан экологический кружок, где учащиеся:
•
знакомятся с биологией лекарственных растений, за которыми им
придется ухаживать на пришкольном участке
•
узнают, как правильно выращивать лекарственные растения;
•
учатся
собирать,
сушить
и
хранить
лекарственное
сырье.
Лекарственные
растения
также
служат
объектом
фенологических
наблюдений учащихся.
Учебно-опытный участок предназначен не только для реализации
образовательных программ по биологии, сельскохозяйственному труду,
работы
летнего
лагеря
"Солнышко",
но
и
для
производственной
деятельности. Каждый год выращенная на УОУ и школьном огороде
продукция
используется
в
питании
учащихся.
Школьная
столовая
круглогодично обеспечивается сельскохозяйственной продукцией: фасолью,
картофелем, морковью, столовой свеклой, огурцами, луком, укропом,
капустой,
замороженными
ягодами
смородины.
Вся
продукция
закладывается на хранение в овощехранилище, зелень (петрушка, укроп)
сушится, ягоды (смородина, вишня) закладывается в морозильные камеры,
фрукты – яблоки, сушатся. Выращенной продукции хватает на весь год.
Самообеспечение школьной
столовой
овощами и фруктами
является
особенно актуальным в настоящее время.
Школа является победителем
областного конкурса «Лучшая организация школьного питания», нами был
получен грант в виде оборудования для школьной столовой.
Учебно-опытная работа на пришкольном участке играет важную роль в
повышении качества знаний учащихся по биологии, экологии, пробуждает и
развивает у детей различные познавательные интересы. Она знакомит их с
методами приложения наук в практической деятельности человека, служит
3
средством приобщения учащихся к самостоятельному поиску и обобщению
знаний, способствует совершенствованию практических умений и навыков,
знакомит
с
научными
основами
сельскохозяйственного
производства,
воспитывает интерес к сельскому хозяйству и труду, имеет огромное
значение в профориентационной работе.
В рамках предпрофильной
подготовки
обучающиеся
изучают
не
только
крупно
габаритную
сельскохозяйственную
технику
(школа
имеет
тренажёр
по
изучению
трактора МТЗ и трактор МТЗ), но и мало габаритную( мотоблок со всем
прицепным инвентарём).
Школа практикует привлечение обучающихся к сельскохозяйственным
работам в рамках районной программы занятости детей временного
трудоустройства от ЦЗН на учебно-опытном участке, помогает им освоить
навыки многих сельских профессий, прививает любовь к Родной земле, учит
бережному отношению ко всему, что на ней растет. Хотелось бы отметить
следующих обучающихся, которые принимали активное участие в получении
наших высоких урожаев на пришкольном участке: Акчурина Ангелина,
Дунаев Дмитрий, Начкебия Руслан, Матвеева Елена, Неверов Вадим,
Камышников Илья.
Физическая работа полезна для любого человека, а тем более для учащихся.
Она весьма значима для укрепления здоровья, физиологического развития
детей,
воспитания чувства ответственности за результаты своего труда.
Плодотворный труд возможен только в том случае, если организаторами
производства являются самими дети, а педагоги обеспечивают соблюдение
требований, обеспечивающих сохранение жизни и здоровья во время их
трудовой деятельности.
Много лет школа работает по химико-биологическому профилю. На
профильном углубленном уровне изучаются биология, экология, математика.
Практически все, что выращивается на учебно-опытном участке школы,
можно использовать в качестве наглядных объектов. Это многочисленные
культурные растения, их плоды, семена, которые могут быть представлены в
натуральном, консервированном и засушенном виде. Подобные заготовки
под силу сделать самим учащимся в ходе выполнения летнего задания.
Во время летней практики у школьников появляется реальная
возможность
применить
теоретические
биологические
и
сельскохозяйственные знания, отработать большинство агротехнических
приемов выращивания культурных растений, перевести теоретические знания
в умения и навыки, что важно как для Профориентации, так и для трудового
воспитания. В корне изменилось отношение ребят к труду. Если еще 15 лет
назад приходилось использовать методы убеждения, чтобы заставить
большинство школьников добросовестно работать, то сейчас практически все
учащиеся
проявляют
собственную
инициативу
и
желание
трудится,
поскольку
видят
реальные
результаты
своего
труда.
Родители
с
благодарностью
относятся
к
педагогическому
коллективу,
который
прививает любовь детей к труду, к умению и навыкам самостоятельно
4
организовать работу под руководством бригадира овощеводческой бригады,
звеньевых. Эти умения и навыки позволяют выпускникам школы успешно
социализироваться в социуме после окончания школы. Жаль только, что в
нашем селе нет сельскохозяйственного предприятия, но многие помогают
своим родителям в теплице и в приусадебных хозяйствах.
Представить
результаты
труда
обучающихся
позволяют
ежегодные
областные конкурсы учебно-опытных участков, которые проходят в
г.
Саратове. Учащиеся нашей школы – постоянные участники этих конкурсов.
Цель регулярных экспозиций -демонстрация достижений исследовательской,
опытнической
работы
в
области
растениеводства,
которых
добились
учащиеся
на
УОУ.
Мы
также
являемся
постоянными
участниками
всероссийских конкурсов учебно-опытных участков, за что имеем награды.
Кроме этого,
с 2000 года обучающиеся
школы являются постоянными
участниками областных и районных конкурсов «Урожай года», с 2007 года
по 2018 год награждались дипломами и грамотами за достижение высоких
результатов в этом конкурсе. В 2007 году Проявко Сергей стал победителем
в номинации «Лучший овощевод», награждён дипломом 3 степени, в 2008
году бригада школы заняла 2 место в той же номинации, в 2009 году Новик
Мария заняла 1 место, в конкурсе «Урожай—2010» в номинации «Лучший
овощевод». Лучшей была признана бригада Демьяновой Виолеты в составе:
Замяткина Ольга Геннадьевна, Лебедева Наталья Сергеевна, Печенова
Кристина
Анатольевна, Иванова София Мусейбовна, Дрокин Николай
Андреевич, Гусева Вероника Сергеевна, Сингилевцева Лилия Николаевна,
Колотвина Лидия Николаевна, Иванова Анна Мусейбовна. 2011 год – Гусева
Вероника награждена Дипломом 3 степени, 2012 год – овощеводческая
бригада школы стала победителем конкурса. В 2013 году в номинации
«Лучший овощевод» МОУ «СОШ села Поповка» заняла все три призовых
места. В 2014 году школа выдвинута на получение премии Президента РФ.
В 2015 году в номинации «Лучший овощевод» диплом I степени получила
Косован Анастасия Алексеевна. В 2016 году в номинации «Лучший на
сборе овощных культур»
диплом III
степени получил Карпов Андрей
Сергеевич, диплом II степени получил Замяткин Александр Геннадьевич,
диплом I
степени получил Колотвин Иван Николаевич. В 2017 году в
номинации «Лучший овощевод» МОУ «СОШ села Поповка» заняла все три
призовых места.
Невозможно не сказать о работе школьного лесничества. Бессменным
руководителем кружка является Мещанинова Лариса Васильевна. Под её
руководством
обучающиеся
занимаются
выращиванием
саженцев,
озеленением территории школы и села, ведут исследовательскую работу по
изучению природных заповедников «Поповские сосняки» и «Злобовский
лес». Кроме того
данное направление есть приобщение к профессии
лесничего, также необходимой на селе.
На протяжении всего года учащиеся принимают участие в акциях «Чистый
двор», «Чистая улица», практикуется также и ежедневная работа: дежурство
5
по школе и по классу, работа школьного лесничества (прополка саженцев,
сбор
семян,
шишек
и
т.д.),
опытничество
и
природоохранительная
деятельность, участие в благоустройстве школы, в улучшении ее санитарного
состояния, озеленение территории вокруг школы.
Наметились различные формы постоянной работы с родителями. Здесь
и педагогическая пропаганда, общешкольные и классные мероприятия,
собрания, посещение родителей на дому, индивидуальные беседы, работа с
родительским активом. Так как мы живем в селе, жизнь всех родителей нам
известна: мы знаем, чем они живут, где работают, их интересы, как они
занимаются воспитанием своих детей.
Итак,
профориентационная предпрофильная и профильная подготовка
позволяет
сформировать
у
обучающихся
навыки,
необходимые
для
дальнейшего жизненного, профессионального образования, готовность к
принятию
решения
о
выборе
индивидуального
маршрута
профессионального образования. Выпускники нашей школы каждый год
выбирают профессии , связанные с сельским хозяйством, успешно поступают
и учатся в СГАУ им. Вавилова, финансово-экономический колледж имени
Мичурина и ПУ сельскохозяйственной направленности. Мы надеемся, что
нашим выпускникам будет куда вернуться.
6