Эстетическое воспитание как средство формирования личности
Автор: Разумная Елена Алексеевна Должность: педагог дополнительного образования Учебное заведение: МАУДО ЦЭВ "Вдохновение" Населённый пункт: Брянская область Наименование материала: семинар Тема: Эстетическое воспитание как средство формирования личности Раздел: дополнительное образование
Эстетическое воспитание как средство формирования личности.
Способность эмоционально отзываться на прекрасное, любить и ценить
его делают жизнь человека более содержательной, яркой и богатой. Она оказывает
большое влияние на формирование человеческой личности и, в первую очередь,
ее морального облика. Поведение, основанное на понимании красоты этических
норм и правил, является более прочным и устойчивым. «Одно дело привлечение
подарком,
наградой,
премией
или
какими-нибудь
благами
для
отдельной
личности, - говорил А.С.Макаренко, - и другое дело – привлечение эстетикой
поступка, его внутренней сущностью.
Цель эстетического воспитания – формирование у подрастающих
поколений
эстетического
идеала,
который
обобщает
наиболее
важные
и
существенные эстетические представления и взгляды человека.
Воспитание эстетического идеала предполагает прежде всего развитие у
учащихся эстетических чувств и эстетического восприятия. Одни и те же явления
действительности и искусства можно видеть, чувствовать и воспринимать по-
разному.
Одни
могут
часами
любоваться
красотой
природы
и
картинами
художников, а вторые и к тому и другому совершенно равнодушны. Развитие
эстетического восприятия невозможно без обогащения учащихся эстетическими
впечатлениями,
без
развития
у
них
эмоционального,
личного
отношения
к
воспринимаемому.
Необходимо
воспитывать
у
учащихся
эмоциональную
отзывчивость, обращать их внимание на прекрасное в окружающей жизни и быту,
в произведениях искусства.
Богатство и ценность эстетических чувств и переживаний заключается не
в количестве, а в их глубине и устойчивости. Глубокое чувство определяет все
поведение и деятельность человека, свидетельствует о цельности его натуры. «Я
не
умею
наполовину
ненавидеть
или
наполовину
любить,
-
говорил
Ф.Э.
Дзержинский, - я не умею отдавать только половину души. Я могу отдать всю
душу или ничего не отдать». К сожалению, в жизни можно встретить людей,
готовых
под
первым
впечатлением
на
любой
подвиг
или
самоотверженный
поступок, но их чувство очень быстро остывает, и при первых же трудностях они
отказываются от достижения поставленной цели.
Наряду с формированием глубины и постоянства эстетических чувств
следует обращать внимание на их принципиальность и идейную направленность.
Воспитание
эстетических
чувств
тесно
связано
с
формированием
своего
духовного облика человека и,
в первую очередь, правильных эстетических
взглядов, убеждений и вкусов.
Важно не только уметь видеть и чувствовать прекрасное в жизни и
искусстве, но и судить о нем, давать ему правильную оценку. Непритязательный в
музыкальном
отношении
человек
может
не
оценить
по
достоинству
высокохудожественное
музыкальное
произведение,
наоборот,
давать
высокую
оценку
с
художественной
точки
зрения
слабому
творению.
Поэтому
одна
из
основных
задач
эстетического
воспитания
–
формирование
эстетических
взглядов, суждений и вкусов у учащихся. Отсутствие правильных суждений о
прекрасном или «дурные» вкусы – далеко не безобидная вещь. Нередко сложные
представления о том, что красиво и некрасиво, приводят к безнравственным
поступкам и извращенным взаимоотношениям между людьми.
«На вкус и цвет товарищей нет», - говорится в старинной русской
пословице.
Нельзя
требовать
от
людей
совершенно
одинаковой
оценки
прекрасного в жизни и искусстве. Однако у членов общества, разделяющих одно
мировоззрение,
различия
во
вкусах
не
будут
выходить
за
пределы
их
эстетического
идеала.
Вкусы
определяются
не
только
уровнем
эстетической
воспитанности, но морально-политическим обликом личности.
Формирование эстетических суждений и вкусов тесно связано с
воспитанием эстетической активности у учащихся. «Человек по своей натуре
художник, - говорил А.М. Горький.- Он, так или иначе, стремится вносить в свою
жизнь красоту». Ученик должен быть не только созерцателем прекрасного, уметь
понимать и ценить его, но и активно вносить прекрасное в повседневную жизнь,
делать ее эстетически выразительной и содержательной, бороться против всего
уродливого
и
безобразного.
С
этой
целью
важно
систематически
привлекать
учащихся
к
активной
деятельности
по
улучшению
и
эстетическому
преобразованию
окружающего,
воспитывать
у
них
эстетические
навыки
и
привычки, которые дают им возможность вносить элементы прекрасного в жизнь,
быт, учебную и трудовую деятельность.
Важной задачей эстетического воспитания является развитие творческих
интересов и способностей у учащихся в той или иной области искусства. Л.Н.
Толстой писал, что каждый человек обладает высокой потребностью служить
искусству и что эта потребность должна быть удовлетворена. В нашей стране, где
для трудящихся открыт доступ ко всем видам искусства, мечты великого русского
писателя претворяются в действительность. Сотни тысяч людей занимаются в
кружках художественной самодеятельности, приобщаясь к серьезному искусству.
Развитие творческих способностей помогает наслаждаться искусством, создает
предпосылки для дальнейшего совершенствования.
Эстетическое воспитание учащихся происходит в процессе всей учебно-
воспитательной работы. Учебный труд, производственная практика, общественно-
полезная работа, туристические походы по родному краю, культура труда и быта –
все
это
наряду
с
теоретической
подготовкой
к
профессии
и
формированием
морального облика учащихся может быть использовано и для их эстетического
воспитания.
Однако
основным
средством
эстетического
воспитания,
позволяющим
наиболее
успешно
решать
все
изложенные
выше
задачи
эстетического воспитания, служит искусство.
«Ни музыка, ни литература, ни какой другой вид искусства в настоящем
смысле этого слова,- говорил П.И. Чайковский,- не существуют для простой
забавы, они отвечают более глубоким потребностям человеческого общества,
нежели
необыкновенная
жажда
легких
развлечений».
Правдиво
изображая
действительность,
создавая
яркие
образы
положительных
образов
героев,
литература и искусство формируют у учащихся эстетические вкусы и взгляды,
учат их понимать прекрасное в произведениях искусства и в жизни, способствуют
развитию художественных потребностей и задатков.