Напоминание

Особенности работы концертмейстера на разных отделениях ДШИ


Автор: Беркес Ольга Ивановна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МБУ ДО "ДШИ№1" ГО г. Якутск
Населённый пункт: Республика Саха(Якутия) город Якутск
Наименование материала: статья
Тема: Особенности работы концертмейстера на разных отделениях ДШИ
Раздел: дополнительное образование





Назад




ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА НА

РАЗНЫХ ОТДЕЛЕНИЯХ ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ

Беркес Ольга Ивановна

Преподаватель отделения «специальное фортепиано» МБУ ДО «Детская

школа искусств №1» ГО «город Якутск»

Аннотация: Данная статья посвящена деятельности концертмейстера

детской школы искусств. Дается характеристика психологических качеств и

профессиональных

навыков

концертмейстера,

а

так

же

раскрываются

специфические особенности работы концертмейстера в классах хореографии,

вокала, хорового пения, домры детской школы искусств.

Ключевые слова:

деятельность концертмейстера, профессиональные

навыки,

ансамблевое

исполнение,

детская

школа

искусств,

солисты,

аккомпанемент.

Важные аспекты работы концертмейстера ДШИ

Концертмейстерство,

сформировавшись

как

самостоятельный

вид

деятельности, является удачным примером

сочетания в рамках одной

профессии элементов мастерства педагога, исполнителя, импровизатора и

психолога.

В

процессе

становления

происходило

постепенное

совершенствование всех входящих в нее компонентов. В современном

обществе круг обязанностей концертмейстера (от нем. – мастер концерта)

необычайно велик и в хоровом коллективе и в оперном театре и в хореографии.

Без концертмейстера не обходятся школы искусств, дворцы творчества,

музыкальные колледжи, вузы.

Концертмейстеры должны обладать способностью и умением быть

хорошими исполнителями, иметь чувство ансамбля, уметь эффектно подать

солиста, должен любить выступать на сцене, знать особенности возрастной

психологии, владеть методиками обучения, знать историю музыкальной

культуры изобразительного искусства и литературы, чтобы верно отразить

стиль той эпохи, в которой написано произведение.

Психологические качества и профессиональные навыки

Деятельность

концертмейстера

предполагает

наличие

таких

психологических качеств как:

1)

Большой объем внимания и памяти.

Внимание концертмейстера особого рода. Его надо распределять не

только

между

двумя

своими

руками,

но

и

относить

главному

действующему лицу – солисту. В каждый момент важно, что и как

делают пальцы, видеть нотный текст аккомпанемента и нотную строчку

мелодии, слышать как используется педаль, слуховое внимание занято

звуковым

балансом.

Концертмейстер,

работающий

на

нескольких

отделениях школы должен усвоить большой объем различного нотного

текста, помнить все измененные преподавателем репризы, количество

куплетов,

исполняющихся

вокалистом

или

хором,

помнить

весь

подобранный музыкальный материал для определенного урока в классе

хореографии.

2) Реакция и находчивость в неожиданных ситуациях – очень важна

для профессиональной деятельности концертмейстера. Выступая на

конкурсах с учащимися, я убедилась, что немногие дети могут справиться

с волнением. В этих случаях на помощь приходит концертмейстер –

вовремя подхватить солиста, если «споткнулся», применить подсказку,

сыграв несколько нот мелодии в случае остановки звучания.

3) Педагогический такт и чуткость – требуются от концертмейстера во

время разучивания нового учебного репертуара с учащимся. Вся работа

над музыкальным произведением проходит при его непосредственном

участии. Концертмейстеру необходимо общаться как словами, так и

музыкой.

На публичных

выступлениях концертмейстер

выполняет

функции психолога, способен найти слова для артистического настроя

солиста,

может

снять

волнение

посредством

музыки

особо

выразительная игра аккомпанемента, творческое вдохновение передается

партнеру и помогает ему обрести уверенность. Помимо психологических

качеств концертмейстер должен обладать профессиональными навыками

такими как:

1)

Умение читать с листа партию любой сложности;

2)

Уметь бегло транспонировать;

3)

Знать приемы на различных музыкальных инструментах;

4)

Уметь «на ходу» подобрать мелодию и аккомпанемент;

5)

Иметь навыки импровизации.

Особенности работы концертмейстера в разных классах

Специфика работы концертмейстера в ДШИ требует умения переключаться на

работу с учащимися различных специальностей, так как в каждом случае она

имеет свои особенности. Успех работы с детьми в классе хореографии во

многом зависит от того, насколько правильно, выразительно пианист исполняет

музыку. Ясная фразировка, яркие динамические контрасты помогают детям

услышать музыку и отразить ее в танцевальных движениях.

В

обязанности концертмейстера хореографического класса входит:

1)

Репертуарный подбор произведений для занятий. Технология подбора

музыки предполагает – квадратность, ритмический рисунок, характер

мелодии, наличие затакта.

2)

Обязательным требованием к концертмейстеру хореографического класса

является умение импровизировать – т.е. уметь играть без подготовки

сочиненные

самим

концертмейстером

по

требованию

педагога

хореографа музыкальные фрагменты в объеме 8, 16, 32, 64 тактов

определенного темпа, ритма, характера. Мой опыт работы в классе

хореографии показал, что очень сложно подобрать к определенному

движению классического танца музыку, из уже существующей по всем

этим параметрам. Поэтому импровизация является необходимостью в на

уроке классического танца.

3)

Концертмейстер должен знать всю хореографическую терминологию на

французском языке, знать последовательность всех движений экзерсиса.

Работа концертмейстера в классе вокала включает в себя следующие

моменты:

1)

Концертмейстер должен знать основы вокала, постановки голоса,

правильного дыхания, артикуляции.

2)

Уметь подобрать по слуху сопровождение мелодии: элементарная

импровизация вступление, заключение. Оно должно отражать два

главных показателя мелодии – жанр и характер.

3)

Уметь транспонировать в пределах секунды, терции.

4)

Работая с вокалистом, концертмейстер должен вникнуть не только в

музыкальный, но и поэтический текст, ведь образное содержание

вокального сочинения раскрываются не только через музыку, но и через

слово.

Работа концертмейстера с хоровым

коллективом

имеет свои

специфические особенности:

1)

Концертмейстер должен уметь сыграть, показать хоровую партитуру всех

голосов – «выстроить вертикаль» или отдельно каждый голос.

2)

Задать хору тон при исполнении произведения «acapella»

3)

Одним их главных факторов работы с хором, является необходимость

постоянно следить за жестами дирижера во время исполнения.

Работа

концертмейстера

в

классе

домры требует

знания

законов

звукоизвлечения, дыхания, техники инструмента. Выстраивая динамический

баланс, необходимо учитывать приглушенный характер звучания домры в

нижней тесситуре, мягкое воздушное звучание флажолетов, когда звук

фортепиано должен встраиваться в звук домры. С другой стороны плотное

аккордовое звучание, особенно на тремоло нуждается в мощной поддержке

фортепиано.

Грамотное

ансамблевое

исполнение

подразумевает

уравновешенность силы звучания, единство приемов, штрихов, фразировки.

Аккомпанемент не является музыкальным фоном к основной мелодии – это

равноправное партнерство.

Заключение

Таким образом, мастерство концертмейстера глубоко специфично. Для

педагога концертмейстер является правой рукой и единомышленником. Для

солиста он помощник и друг, и тренер, и педагог. Несмотря на то, что работа

концертмейстера не приносит внешнего успеха – аплодисментов, цветов,

почестей, а сами концертмейстеры всегда остаются «в тени» и его работа

растворяется в общем труде всего коллектива – их искусство требует высокого

музыкального мастерства и любви к своей профессии.

Список литературы

1.

Шендерович Е.М. В концертмейстерском классе: размышление педагога

– М.: Музыка, 1996. – С. 5

2.

Гарянина Н. Психология общения / М.: Академия, 2004. – С. 416

3.

Мур Д. Солист и концертмейстер / изд. «Радуга», 1988.

4.

Петрова Е.И. Творческие и педагогические аспекты деятельности

концертмейстера в детской школе искусств. г. Люберцы. – 2013.



В раздел образования