Напоминание

"Извержение вулкана"


Автор: Нина Юрьевна Зубкова
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: Воспитатель
Населённый пункт: р.п. Мокроус
Наименование материала: Проект "Природные явления - вулкан"
Тема: "Извержение вулкана"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Опыт (эксперимент) "Вулкан" для детей

Этот опыт (эксперимент) достаточно легкий и детей он неизменно приводит

в восторг, и они готовы его повторять вновь и вновь! Чтобы вызвать у

дошкольников интерес к учебе, чтобы они полюбил химию и физику, мы

проводим с ними разные занимательные опыты.

Цель эксперимента:

Дать дошкольникам элементарные представления о природном явлении —

вулкан, наглядно показать взаимодействие щелочи с кислотой (реакцию

нейтрализации). Тем более, что кроме интеллектуального развития и

расширения представлений об окружающей среде, ребенок будет развивать

мелкую моторику, а также творческое мышление. Ведь в данном варианте

опыта предлагается провести его не в лабораторной колбе или заменяющей

ее емкости, а сделать своими руками красивый фон. Этот фон впоследствии

можно использовать для занятий с ребенком географией, для игр и

тематических инсталляций.

Задачи:

рассказать детям о существовании кислотной и щелочной среды,

формировать представления о вулканах, опасностях, которые они

представляют;

воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности,

самостоятельность. Из соды, уксуса и средства для мытья посуды, легко

можно устроить небольшой домашний катаклизм - извержение вулкана. А

заодно познакомить воспитанников с простейшими химическими реакциями.

Тип проекта:

Увлекательное исследование- опыт «извержение» обязательно превратится в

увлекательное путешествие на тропический остров длинною в несколько

дней.

Словарь:

гора, вулкан, кратер, лава, щелочь, кислота.

Предварительная работа:

- Рассматривание иллюстраций с изображением вулканов.

- Беседы о видах вулканов

- Просмотр презентаций

- Чтение детских энциклопедий

- Изготовление макета вулкана.

По желанию можно приобрести набор для проведения опыта "Вулкан", но

все необходимое для этого обычно есть в каждом доме. Для самого

простого варианта этого опыта понадобятся только:

сода

уксус

небольшая емкость (флакончик, бутылочка, рюмка или стакан)

глубокая тарелка

Будьте

внимательны:

эксперименты

с

уксусом

детям

можно

проводить только под контролем взрослых!

опыт "Извержение вулкана".

Материалы и инструменты

Что понадобится:

баночка (у нас - половинка от пластмассового яйца "Киндер-сюрприз")

пластилин

украшения (камушки, бусинки, ниточки... В общем, что угодно, что

поможет визуально создать тропический остров)

поддон (идеально - поднос)

уксус

сода

средство для мытья посуды

йод

электронная презентация - иллюстрации вулканов, макет вулкана,

смесь для извержения

Этапы работы

Подготовительный этап

Мы с ребятами познакомились с разными наземными и подводными

вулканами на всем земном шаре, от Гавайских островов до Камчатки.

Изучили строение вулкана.

Для начала мы создали свой миниатюрный островок со спящим пока

вулканом. Облепили баночку пластилином, украсили камнями, цветными

стекляшками, нитками...

Затем мы начали химичить!

Основная часть

В вулкан воспитатель насыпал полную чайную ложку соды и капнула туда

же пару капель йода и примерно чайную ложку средства для мытья посуды.

Чтобы все было равномерно, мы перемешали смесь палочкой и, затаив

дыхание, влили в наш вулкан немного уксуса! Тут же все зашипело,

зафырчало, и из жерла вулкана потекла густая пена, скрашенная йодом!

Наглядно стало понятно, что наш макет вулкана очень даже работает и

выглядит эффектно!

Процесс засыпания соды и поливания ее уксусом длился несколько раз.

Восторг юных химиков не утихал. "Вулкан" лучше сразу делать на глубоком

подносе.

Итог:

Опыт показывает взаимодействие щелочи с кислотой. Окружающие нас

вещества, ведут себя по разному в разных состояниях.

Роль педагога в данном исследовании:

Развить социально-коммуникативные компетенции;

воспитывать интерес и стремление к созидательному познанию

окружающего мира

создать условие в рамках занятия для самостоятельной познавательной

активности детей.

поддерживать стремление ребенка активно вступать во взаимодействия со

сверстниками и взрослыми;

формировать равноправные, доброжелательные отношения между

сверстниками.



В раздел образования