Напоминание

Меཾтоཾдиཾка коррекционной работы по формированию связной моཾноཾлоཾгиཾчеཾскཾой речи у деཾтеཾй старшего дошкольного воཾзрཾаста с ОНР III уровня развития


Автор: Колобынцева Светлана Александровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ИП Колобынцева С.А.
Населённый пункт: город Пенза,Пензенская область
Наименование материала: Статья
Тема: Меཾтоཾдиཾка коррекционной работы по формированию связной моཾноཾлоཾгиཾчеཾскཾой речи у деཾтеཾй старшего дошкольного воཾзрཾаста с ОНР III уровня развития
Раздел: дошкольное образование





Назад




Ме

то

ди

ка

коррекционной

работы

по

формированию

связной

мо

но

ло

ги

че

ск

ой речи у де

те

й старшего дошкольного во

зр

аста с ОНР III

Ме

то

ди

ка работы по ра

звит

ию связной речи до

шк

ол

ьник

ов с ОНР

осве

ще

на в ряде на

уч

ных и научно-ме

то

ди

че

ск

их трудов по ло

го

пе

ди

и, таких

ка

к

"Программа

коррекционного

об

уч

ения

и

воспитания

де

те

й

с

общим

недоразвитием

ре

чи

6-го

го

да

жизни",

Фи

ли

че

ва

Т.

Б.,

Чи

рк

ина

Г.

В.,

"По

дг

от

овка

к

школе

де

те

й

с

общим

не

до

ра

звит

ие

м

речи

в

усло

ви

ях

специального детского са

да" и др.

В педагогической ли

те

ра

ту

ре приводится подробная ха

ра

кт

ер

исти

ка

различных

видов

об

уч

ения

рассказыванию

нормально

ра

звиваю

щи

хся

дошкольников (оп

исание предметов, пе

ре

ск

аз, рассказывание по ка

рт

инам и

из

оп

ыт

а,

творческое

ра

сска

зыва

ни

е).

Общие

пр

инци

пы

обучения

по

ст

ро

ение занятий в со

от

ве

тствии с возрастными особенностями де

те

й,

отведение важной ро

ли речевому образцу пе

да

го

га, применение игровых

пр

ие

мо

в,

широкое

использование

ср

ед

ст

в

наглядности,

выбо

р

методов

и

пр

ие

мо

в с учетом задач об

уч

ения детей родному яз

ык

у и подготовки их к

школе.

Испо

льзу

я

научно-ме

то

ди

че

ск

ие

рекомендации

по

во

пр

осам

формирования связной ре

чи детей с но

рм

ал

ьным речевым развитием ка

к

основу для об

уч

ения детей с ОН

Р, следует адаптировать фо

рм

ы и приемы

этой ра

бо

ты с учетом ре

че

вых нарушений и со

пу

тствую

щи

х отклонений в

ра

звит

ии.

1.Занятия по пе

ре

ск

аз

у.

Пересказ - бо

ле

е лёгкий вид мо

но

ло

ги

че

ск

ой речи, та

к как он

пр

ид

ер

жи

ва

ет

ся

авторской композиции пр

ои

звед

ения, в нём испо

льзу

ет

ся

готовый авторский сю

же

т и готовые ре

че

вые формы и пр

иё

мы.

Схема обучения пе

ре

ск

аз

у:

1. выбо

р текста для пе

ре

ск

аз

а;

2. подготовительная ра

бо

та;

3. непосредственное обучение пе

ре

ск

аз

у.

I. Выбор текста дл

я пересказа имеет ва

жное, принципиальное знач

ение.

Сложились оп

ре

де

лё

нные критерии отбора пр

ои

звед

ений:

- ср

авни

те

льно небольшой объём пр

ои

звед

ения;

- доступность содержания дл

я детей данного во

зр

аста и уровня речевого

ра

звит

ия;

- чёткость ко

мп

оз

иц

ии;

- простота сю

же

та;

- высокая нравственность со

де

рж

ания;

- высокая художественность те

кста.

Неоценимым кладезем дл

я эффективной коррекционной ра

бо

ты по

формированию

связ

но

й

речи

являются

ру

сски

е

народные

сказки

дл

я

маленьких, ра

сска

зы и иллюстрации к ни

м В. Су

те

ева, многие ра

сска

зы

Е.Ча

ру

ше

на, В.Би

анки, М.Пр

иш

ки

на, К.Д. Уш

инск

ог

о, Л.Н.То

лсто

го и т.д.

Пр

ивод

им

примерный

перечень

пр

ои

звед

ений,

которые

нами

испо

льзо

ва

ли

сь для обучения пе

ре

ск

аз

у:

В.Су

те

ев «Три ко

тё

нк

а», «Кт

о сказал мяу», «Цыплёнок и ут

ёнок».

В. Би

анки: «Ле

с и мышонок», «Слепой бе

льчо

но

к».

М.Пр

иш

ви

н «Золотой лу

г», «Дя

те

л».

К.Д.Уш

инск

ий «Бишка», «Птицы весну пр

инесли».

Л.Н. То

лсто

й «Страшный зверь», «Лев и со

ба

ка»

Русские народные ск

аз

ки: «Теремок», «Маша и ме

двед

ь» и др.

II. Подготовительная ра

бо

та

- это инте

лл

ек

ту

ал

ьная, образовательная,

псих

ол

ог

ич

еска

я и речевая подготовка де

те

й к обучению пе

ре

ск

аз

у.

Содержание подготовительной ра

бо

ты:

1.

знакомство

с

ма

те

ри

ал

ом,

связанным

с

те

мо

й

и

содержанием

ра

сска

за;

2. ра

ссма

тр

ивание картин, ил

лю

ст

ра

ци

й по изучаемой те

ме;

3. наблюдения в пр

ир

од

е и окружающей жи

зни;

4. ри

со

ва

ни

е, аппликация, по

де

лк

и по содержанию ра

сска

за;

5. лексико-гр

ам

ма

ти

че

ск

ие упражнения на ле

ксич

еско

м и

грамматическом материале ра

сска

за;

6. ма

те

ри

ал

ьное обеспечение (об

ор

уд

ование);

7.

заучивание

наизусть

по

те

ше

к,

скороговорок,

по

сл

овиц,

стихов,

сп

особ

ст

ву

ющ

их пониманию содержания ра

сска

за.

III. Непосредственное обучение пе

ре

ск

аз

у, последовательность ра

бо

ты,

методы и пр

иё

мы.

1. Первое чтение те

кста без установки на запоминание и пе

ре

ск

аз.

Назначение первого чт

ения - целостное эм

оц

ио

на

льно

е и художественное

восприятие де

тьми.

2.

Второе

чтение

пр

ои

звед

ения

с

установкой

на

за

по

ми

на

ни

е

с

последующим пе

ре

ск

аз

ом.

3.

Бе

се

да

по

содержанию

дл

я

усвоения

содержания

пр

ои

звед

ения.

Вопросы

заранее

пр

од

ум

ываю

тся

и

обязательно

фи

ксир

ую

тся

в

плане

за

ня

ти

я. Репродуктивные и по

иско

вые вопросы помогают де

тя

м установить и

за

по

мнит

ь последовательность,

хо

д,

цепь со

быти

й

в

рассказе,

ск

аз

ке,

способствуют ра

звит

ию внимания и па

мя

ти детей.

На

знач

ение вопросов

проблемного ха

ра

кт

ер

а - установление пр

ич

инно

- следственных связ

ей и

зависимостей

между

со

быти

ям

и,

происходящими

в

ра

сска

зе,

понимания

смысла пр

ои

звед

ения, развития логического мышл

ения.

4. Приёмы ра

бо

ты над текстом пр

ои

звед

ения:

- ра

ссма

тр

ивание иллюстраций, ка

рт

инок;

-выстраивание

логической

по

сл

ед

оват

ел

ьности

серии

сюжетных

ка

рт

инок;

- выде

ле

ни

е из текста фр

аз к каждой ка

рт

инке;

-выделение,

пр

ог

овар

ивание,

выборочное

чтение

от

де

льных

фрагментов, выра

зи

те

льных средств (эп

ит

ет

ов, метафор, ср

авне

ни

й, прямой

речи ге

ро

ев);

- ле

ксик

о-грамматические уп

ра

жнения по тексту пр

ои

звед

ения:

выделение из текста произведений пр

из

на

ко

в и действий предмета; замена

слов си

но

ни

ма

ми; словообразование ро

дственных слов; су

ще

ст

ви

те

льных с

уменьшительно-ла

ск

ат

ел

ьным значением; от

но

си

те

льных и притяжательных

пр

ил

аг

ат

ел

ьных и т.д.;

- обсуждение со

ст

авле

нных предложений и выбо

р наиболее удачных

ва

ри

анто

в.

5. Третье чтение те

кста произведения проводится по

сл

е беседы по

со

де

рж

анию

и

работы

над

те

ксто

м.

В

процессе

третьего

чт

ения

расставляются

смысловые

ак

це

нт

ы,

выделяются

см

ысло

вые

отрывки,

ре

зу

льта

то

м

чего

является

де

ле

ни

е

текста

на

ча

ст

и

и

последующее

составление пл

ана.

6.Работа

с

пл

аном

-

выделяется

гл

авна

я

мысль

каждой

ча

ст

и

и

оформляется

фр

аз

ой.

Форма

оф

ор

мл

ения

плана

может

быть

различной:

ци

та

тный

план

-

кл

юч

евые

фразы

из

те

кст а; вопросительный

пл

а н -

вопросительные

пр

ед

ло

же

ни

я,

ответы

на

которые

облегчают

пе

ре

ск

аз;

повествовательный пл

ан - в фо

рм

е простых двусоставных пр

ед

ло

же

ни

й;

назывной пл

ан - в фо

рм

е односоставных назывных пр

ед

ло

же

ни

й.

7. Пересказ по плану с оп

ор

ой (зрительной или ве

рб

ал

ьной) или без

оп

ор

ы.

Виды зрительной оп

ор

ы:

- ил

лю

ст

ра

ци

и к литературным пр

ои

звед

ения

м;

- серии сюжетных ка

рт

инок;

- набор пр

ед

ме

тных картинок к те

ксту.

Виды вербальной оп

ор

ы:

- по

дска

зк

и в виде первой фр

аз

ы;

- опорные сл

ова.

Виды пе

ре

ск

аз

а:

- ко

лл

ек

ти

вный;

- выбо

рный (пересказываются отдельные фр

аг

ме

нт

ы);

- по це

по

чк

е;

- с элементами др

ам

ат

из

ац

ии;

- с изменением ли

ца.

2. Об

уч

ение рассказыванию по ка

рт

инам.

Об

уч

ение рассказыванию по ка

рт

инам занимает важное ме

ст

о в общей

коррекционной ра

бо

те по развитию связ

но

й, грамматически правильной ре

чи

детей с ОН

Р. Методика об

уч

ения строится с уч

ет

ом отмечаемых у та

ки

х

детей речевых на

ру

ше

ни

й и особенностей псих

ич

еско

го и познавательного

ра

звит

ия. Это касается пр

овед

ения специальной подготовительной ра

бо

ты,

отбора

и

п о

сл

ед

оват

ел

ьности

использования

картинного

ма

те

ри

ал

а,

структуры за

ня

ти

й и приемов коррекционной ра

бо

та. Уделяется внимание

пр

ие

ма

м,

направленным

на

ра

звит

ие

внимания,

зр

ит

ел

ьног

о

и

слухового

во

сп

ри

ят

ия, логического мышл

ения и др.

В

ц е

ля

х

формирования

связной

мо

но

ло

ги

че

ск

ой

речи

старших

до

шк

ол

ьник

ов с ОНР рекомендуется пр

овед

ение следующих видов за

ня

ти

й с

картинным ма

те

ри

ал

ом:

1. Составление ра

сска

зо

в по сюжетным мног

оф

иг

ур

ным картинам с

из

об

ра

же

ни

ем нескольких групп де

йствую

щи

х лиц или не

ск

ол

ьк

их сценок в

пр

ед

ел

ах

общего,

хо

ро

шо

знакомого

им

сю

же

та

("Семья",

"Зимние

ра

звле

че

ни

я", "Иг

ры на детской пл

ощ

ад

ке" и т.д.).

2. Составление не

бо

льши

х рассказов-оп

исаний по сюжетным ка

рт

инам,

в

которых

на

первый

план

выст

уп

ае

т

изображение

места

де

йствия,

предметов, со

быти

я, определяющих тематику ка

рт

ин ("Ледоход", "Мост через

ре

ку" и др. из тематических се

ри

й О.И.Со

ло

вьевой, В.А.Ез

ик

ее

во

й и т.д.).

3. Рассказывание по сериям сюжетных ка

рт

инок, достаточно по

др

об

но

изображающих

развитие

сю

же

тног

о

действия.

Мо

гу

т

быть

использованы

се

ри

и картинок по сю

же

та

м Н.Ра

дл

ова ("Гриб", "Тигр и за

йч

ик

и" и др.),

В.Г.Су

те

ева

(серия

"На

хо

дк

а"

и

т.д.),

иллюстративный

ма

те

ри

ал

В.В.Ге

рб

овой,

С.Га

вр

иной,

Н.Ку

тя

ви

но

й.

На

втором

году

об

уч

ения

рекомендуется

усложнение

за

да

ни

й:

составление

ра

сска

зо

в

по

сериям

ка

рт

инок с изображением от

де

льных, «кл

юч

евых моментов» де

йствия, а та

кж

е

с пропуском ка

ко

го

-либо звена (Серии ка

рт

инок "Умный ежик", "Зайчик и

ут

оч

ки" - по сю

же

та

м Н.Радлова, сю

же

тные серии из по

со

би

й Т.Б. Фи

ли

че

во

й

и Г.А. Ка

ше, Е.Ко

си

но

во

й, О.С. Гомзяк и др.)

4.

Обучение

рассказыванию

по

отдельной

сюжетной

ка

рт

ине

с

придумыванием

де

тьми

предшествующих

и

по

сл

ед

ую

щи

х

событий

(по

опорным вопросам). С этой це

лью можно применять ка

рт

ины "Спасаем мяч",

"Шар ул

ет

ел" и т.д.

5. Описание пейзажной ка

рт

ины.

Ко

рр

ек

ци

онно

-логопедическая

ра

бо

та

по

формированию

ра

зных

сторон

речи

де

те

й

на

занятиях

по

картинам

включает

фо

рм

ир

ование

грамматически

правильной

ре

чи,

развитие

фр

аз

овой

речи,

об

ог

ащ

ение

словаря

и

пр

овод

ит

ся

с

учетом

особ

енно

ст

ей

конкретного

картинного

ма

те

ри

ал

а в соответствии с за

да

ча

ми каждого периода об

уч

ения.

При обучении ра

сска

зыва

ни

ю по картине испо

льзу

ют

ся следующие

методические пр

ие

мы: образец ра

сска

за педагога по ка

рт

ине или ее ча

ст

и,

наводящие во

пр

осы, предваряющий пл

ан рассказа, со

ст

авле

ни

е рассказа по

фр

аг

ме

нт

ам картины, ко

лл

ек

ти

вное сочинение рассказа де

тьми. Вначале они

уп

ра

жняю

тся в составлении кр

ат

ко

го, а затем бо

ле

е развернутого рассказа

це

ли

ко

м по наводящим во

пр

осам; в дальнейшем пе

ре

хо

дя

т к составлению

ра

сска

за по подробному пл

ану, предлагаемому пе

да

го

го

м.

Обучение рассказыванию по сериям сюжетных ка

рт

инок рекомендуется

проводить на основе общепринятой ме

то

ди

ки в следующем ва

ри

анте:

I. Подготовка де

те

й к восприятию содержания ка

рт

ин (предварительная

бе

се

да, чтение литературных пр

ои

звед

ений по тематике ка

рт

ин и др.)

II. Последовательный ра

зб

ор каждой картинки се

ри

и. У детей

формируются

на

в ы к и

ц е л е н ап р а вл е н н о го

а н а л и з а

н а

гл

яд

но

воспринимаемого

предметного

со

де

рж

а н и я .

О н и

у ч

ат

ся

выделять

событийную

осно

ву

и

существенные

детали

из

об

ра

же

ни

я.

После

этого

ка

рт

инки в нужном по

ря

дк

е раскладываются перед де

тьми.

III.Составление плана ра

сска

за. По во

пр

осам педагога определяется

об

ще

е содержание изображённых со

быти

й.

IV.Cоставление ра

сска

за по фрагментам ка

рт

ин и по всей серии в

це

ло

м.

Для

фо

рм

ир

ования

у

детей

пе

рвонач

ал

ьных

навыков

составления

ра

сска

за

-описания

из

об

ра

же

нног

о

пейзажа

могут

быть

использованы

пейзажные ка

рт

ины из тематической се

ри

и В.А. Ез

ик

ее

во

й («Зима», «Весна»)

и

др.

В

процессе

разбора

ка

рт

ины

дети

усваивают

пр

им

ер

ну

ю

схему

последовательного оп

исания: называют время го

да, перечисляют предметы

ла

нд

ша

фт

а

в

последовательности,

оп

ре

де

ля

ем

ой

их

пространственным

ра

сп

ол

ож

ение

м, дают описание из

об

ра

же

нных объектов по во

пр

осам (как

выгл

яд

ит лес, ре

ка, берег, лу

г и др.. При составлении ре

бе

нк

ом рассказа-

оп

исания применяются направляющие во

пр

осы-указания ти

па: «А те

пе

рь

расскажи о бе

ре

зк

ах, какие они» и т.п.

3. Обучение ра

сска

зу - описанию пр

ед

ме

то

в.

Оп

и с а н и е

-

о с о б ы й

в и

д

связной

монологиче ской

р е

чи.

Коммуникативная

за

да

ча

высказывания-оп

исания

состоит

в

со

зд

ании

словесного образа об

ъе

кт

а, признаки которого ра

ск

рыва

ют

ся в определенной

по

сл

ед

оват

ел

ьности.

З а

ня

ти

я

по

обучению

оп

исанию

оказывают

разностороннее

во

зд

ей

ст

ви

е

на

познавательное

ра

звит

ие

детей

и

фо

рм

ир

ование

их

речемыслительной

де

ят

ел

ьности,

способствуют

активизации

зр

ит

ел

ьног

о,

р еч е с л у хо в о го

и

т а

кт

ил

ьног

о

в о с п р и я т и я ,

п а

мя

ти,

внимания,

на

бл

юд

ат

ел

ьности. В пр

оц

ессе описания они уч

ат

ся выделять и со

по

ст

авля

ть

существенные признаки пр

ед

ме

та, объединять от

де

льные высказывания в

связ

но

е послед звательное со

об

ще

ни

е.

Пр

и обучении старших до

шк

ол

ьник

ов с ОНР описанию пр

ед

ме

то

в

ставятся следующие за

да

чи:

- развитие ум

ений выделять существенные пр

из

на

ки и основные ча

ст

и

(детали) пр

ед

ме

то

в,

- формирование обобщенных пр

ед

ст

авле

ни

й о построении ра

сска

за

-

описания пр

ед

ме

та;

- овладение языковыми ср

ед

ст

ва

ми, необходимыми дл

я составления

описательного ра

сска

за.

С

эт

ой

целью

рекомендуется

по

эт

ап

но

е

обучение,

вк

лю

ча

ющ

ее

следующие виды ра

бо

ты:

1.подготовительные уп

ра

жнения к описанию пр

ед

ме

то

в;

2. формирование пе

рвонач

ал

ьных навыков самостоятельного оп

исания,

3.описание пр

ед

ме

то

в по основным пр

из

на

ка

м;

4. за

кр

еп

ле

ни

е полученных навыков со

ст

авле

ни

я рассказа-оп

исания, в

то

м числе при пр

овед

ении игровых и пр

ед

ме

тно-практических за

ня

ти

й;

5.усвоение

первоначальных

на

выко

в

сравнительного

описания

пр

ед

ме

то

в.

Рекомендуются уп

ра

жнения на узнавание пр

ед

ме

та по его оп

исанию,

сравнение пр

ед

ме

то

в по основным пр

из

на

ка

м, упражнения на со

ст

авле

ни

е

словосочетаний

и

пр

ед

ло

же

ни

й

с

учётом

зр

ит

ел

ьног

о

и

тактильного

восприятия пр

ед

ме

та. Для упражнений испо

льзу

ет

ся материал лексических

те

м

в

соответствие

с

пр

ог

ра

мм

ой

обучений

и

во

сп

ит

ания

детей

с

ОН

Р

старшей возрастной гр

уп

пы («Овощи и фр

ук

ты», «Иг

ру

шк

и», «Жи

во

тные»,

«На

се

ко

мые» др.).

Дл

я составления описаний по вопросам педагога по

дб

ир

аю

тся игрушки

и

др

уг

ие

предметы

с

яр

ко

выраженными,

ле

гк

о

определяемыми

при

во

сп

ри

ят

ии

признаками

(мя

ч,

арбуз,

мо

рк

овь

и

т.п.).

Простое

описание

пр

ед

ме

та первоначально состоит из 4-5 фр

аз и включает ег

о называние,

пе

ре

чи

сл

ение

основных

внешних

пр

из

на

ко

в

(форма,

цвет,

величина,

ма

те

ри

ал) и некоторых отличительных свой

ст

в (вкусовые ка

че

ст

ва и др.).

После

серии

та

ки

х

занятий

дети

пе

ре

хо

дя

т

к

более

развернутому

оп

исанию предметов по пр

ед

ва

ря

ющ

ем

у плану-сх

ем

е (на осно

ве наглядного

и ре

че

во

го материала уже пр

ой

де

нных и новых лексических те

м: «До

ма

шние

и дикие жи

во

тные»; «Тр

ансп

ор

т» и др.). Дети должны усво

ит

ь определенную

схему выск

аз

ывания

-описания на основе формирования пр

ед

ст

авле

ни

й об

основных ст

ру

кт

ур

ных частях описательного те

кста. В качестве такой сх

ем

ы

предлагается использовать тр

ех

ча

ст

ну

ю композиционную схему оп

исания

предметов. На занятиях детям об

ъя

сняе

тся, как сл

ед

уе

т строить описание

пр

ед

ме

та. Вначале ну

жно определить объект оп

исания («Это кукла»; «Здесь

— ко

шк

а» и т.п.). Да

ле

е (во второй ча

ст

и описания) сл

ед

уе

т перечисление

признаков пр

ед

ме

та в указанной педагогом по

сл

ед

оват

ел

ьности. Завершается

оп

исание указанием на пр

инад

ле

жность предмета к то

й или иной гр

уп

пе

(«Мебель»,

«Домашнее

животное»),

на

его

на

знач

ение

шкафу

хр

анят

одежду),

пр

иносим

ую

пользу

(пч

ел

а

-

собирает

не

кт

ар

с

цветов).

Та

ка

я

обобщенная

схема

на

по

лняе

тся

конкретным

лексическим

со

де

рж

ание

м

в

зависимости от особенностей предметов то

й или иной гр

уп

пы. В качестве

примера пр

ивед

ем план развернутого оп

исания предметов из гр

уп

пы «Овощи

— фр

ук

ты»:

1. Оп

ре

де

ле

ни

е (называние) пр

ед

ме

та.

2. Отличительные пр

из

на

ки: форма, цвет, вкусовые ка

че

ст

ва, свойства,

выявля

ем

ые при тактильном во

сп

ри

ят

ии; место пр

ои

зр

аста

ни

я.

3. Назначение пр

ед

ме

та, отнесение ег

о к соответствующей предметной

гр

уп

пе; приносимая по

льза.

В за

ви

си

мо

ст

и от особенностей пр

ед

ме

та в схему описания ввод

ят

ся и

другие

эл

ем

енты:

указание

на

материал,

из

которого

сделан

пр

ед

ме

т,

перечисление ег

о частей и де

та

ле

й и др. С учетом от

об

ра

жа

ем

ых в рассказе

эл

ем

енто

в-микротем составляется об

ра

зе

ц и план оп

исания. В зависимости

от особенностей строения пр

ед

ме

та, пространственного расположения ег

о

частей

(ку

кл

а,

животное,

авто

мо

би

ль)

детям

пр

ед

ла

га

ет

ся

определенный

порядок ег

о рассматривания и оп

исания (сверху - вниз, спереди - на

за

д, от

осно

вной части к де

та

ля

м).

При за

тр

уд

не

ни

ях, возникающих у де

те

й в ходе со

ст

авле

ни

я описания,

испо

льзу

ют

ся различные вспомогательные пр

ие

мы: жестовые указания на

форму или де

та

ли предмета, сл

овесные указания, оп

исание с опорой на

от

де

льные рисунки, кр

уп

ным планом изображающие ча

ст

и предмета или

ха

ра

кт

ер

ные особенности его ст

ро

ения. Могут быть также использованы

усло

вные наглядные символы дл

я обозначения понятий фо

рм

ы предмета

(та

бл

ич

ка с изображением тр

еу

го

льни

ка, круга, квад

ра

та и овала), цвет

а

(набор

цвет

ных

полосок

или

цвет

ных

мазков),

ве

ли

чи

ны

(изображение

ра

зл

ич

ных

по

размеру

кр

уж

ко

в

или

столбиков).

Условные

символы

по

ка

зыва

ют

ся по ходу со

ст

авле

ни

я рассказа-оп

исания, что по

мо

га

ет ребенку

избежать пр

оп

уско

в, строить свой ра

сска

з в соответствии с пр

ед

ло

же

нным

планом-сх

ем

ой.

4. Обучение ра

сска

зыва

ни

ю с элементами твор

че

ст

ва.

Это придуманные ра

сска

зы, представляющие со

бо

й некий результат

де

тско

й фантазии, тр

еб

ую

щи

е от ребёнка ра

звит

ог

о воображения, об

ра

зног

о

мышления,

са

мо

ст

оя

те

льно

го

и,

в

известной

степени,

своеобразного

моделирования

сю

же

т а

и

композиционного

по ст ро ения

т е

кста,

придумывания

инте

ре

сных,

захватывающих

де

та

ле

й,

опирающихся

не

на

конкретное

восприятие

се

йч

а с

и л и

в

п р

ош

ло

м ,

а

н а

т в о р

че

ск

и

переработанный предшествующий оп

ыт и знания в це

ло

м, на сп

особ

но

ст

ь с

созданию

свое

об

ра

зных,

порой

причудливых

ко

мб

инац

ий

и

сочетаний

со

быти

й,

явлений,

об

ст

оя

те

льст

в,

даже

в

ка

ко

й-то

степени

на

ростки

творческого ли

чног

о литературного дарования ре

бё

нк

а.

В це

ля

х формирования у де

те

й с ОНР на

выко

в составления

самостоятельного ра

сска

за с элементами творчества пр

овод

ят

ся следующие

виды

з а

ня

ти

й:

составление

рассказа

по

аналогии;

пр

ид

ум

ывание

продолжения (ок

онча

ни

я) незавершенного ра

сска

за; составление сюжетного

ра

сска

за по набору иг

ру

ше

к; сочинение на заданную тему по нескольким

опорным

сл

овам

и

предметным

ка

рт

инка

м

и

др.

При

эт

ом

решаются

следующие пр

ак

ти

че

ск

ие задачи: ра

звит

ие у детей умений ор

ие

нт

ир

оват

ься в

предложенном

те

ксто

во

м

и

наглядном

материале

пр

и

составлении

собственного

ра

сска

за;

активизация

им

ею

щи

хся

у

детей

знаний

и

представлений об окружающем; ут

оч

не

ни

е и развитие пр

остр

анст

ве

нных и

временных

пр

ед

ст

авле

ни

й;

развитие

во

ссоз

да

ющ

ег

о

и

творче ского

во

об

ра

же

ни

я.

Пр

и

обучении

рассказыванию

по

аналогии

рекомендуется

вспо

мо

га

те

льный прием совместного со

ст

авле

ни

я рассказа по пр

ед

ло

же

нной

педагогом сюжетной сх

ем

е. Дети заканчивают пр

ед

ло

же

ни

я. Затем пе

да

го

г

объединяет их выск

аз

ывания в законченный те

кст, который используется ка

к

образец для со

ст

авле

ни

я своих вариантов ра

сска

за.

Для со

ст

авле

ни

я рассказов по анал

ог

ии могут быть испо

льзо

ва

ны и

произведения

дл

я

пересказа

с

по

сл

ед

ую

ще

й

заменой

действующих

ли

ц,

деталей

по

ве

ст

во

ва

ни

я,

действий

от

де

льных

персонажей

(на

пр

им

ер,

в

ра

сска

за

х Е.А. Пе

рм

як

а «Кто?» и «Как Ма

ша стала большой»). В дальнейшем

обучение

со

ст

авле

ни

ю

рассказов

по

анал

ог

ии

с

прослушанным

текстом

не

бо

льшо

го объема может пр

овод

ит

ься без предварительного пе

ре

ск

аз

а (с

учетом

возросших

ре

че

вых

и

познавательных

во

зм

ож

но

ст

ей

детей).

Ст

ру

кт

ур

а таких занятий вк

лю

ча

ет:

- двукратное чт

ение и разбор содержания те

кста;

- конкретные ук

аз

ания по составлению ра

сска

за (изменение времени го

да,

места де

йствия и т.д.);

- рассказы де

те

й с последующим ко

лл

ек

ти

вным анализом и оц

енко

й.

Со

ст

авле

ни

е продолжения (ок

онча

ни

я) незавершенного рассказа

ре

ко

ме

нд

уе

тся проводить в двух последовательно используемых ва

ри

анта

х: с

оп

ор

ой

и

без

оп

ор

ы

на

наглядный

ма

те

ри

ал.

В

пе

рвом

варианте

детям

пр

ед

ла

га

ет

с я

к а р т и н а ,

и з

об

ра

жа

ющ

ая

кульминационный

момент

не

ок

онче

нног

о

рассказа.

По

сл

е

разбора

ее

со

де

рж

ания

(описательная

характеристика

пе

рсонаж

е й ,

и зо б р а же н н о й

о б

ст

ановки)

дважды

пр

оч

ит

ывае

тся

текст

начала

ра

сска

за.

Предлагается

не

ск

ол

ьк

о

вариантов

возможного ег

о продолжения в со

от

ве

тствии с данной сюжетной си

ту

ац

ие

й.

Дл

я второго варианта за

да

ни

я (окончание ра

сска

за без наглядной

оп

ор

ы )

т е кс т

н е

ок

онче

нног

о

рассказа

после

двук

ра

тног

о

чтения

пересказывается од

ни

м - двумя де

тьми. Затем да

ет

ся задание придумать

ок

онча

ни

е

рассказа

по

од

но

му

из

предложенных

ва

ри

анто

в

(по

выбо

ру

детей). Дл

я занятий подбираются те

ксты, позволяющие выбо

р нескольких

вариантов пр

од

ол

же

ни

я рассказа. Фр

аг

ме

нт занятия и пр

им

ер

ные тексты

неоконченного ра

сска

за даны в ме

то

ди

че

ск

ой части настоящего по

со

би

я.

Для со

ст

авле

ни

я

рассказов

по

на

бо

ра

м

игрушек

могут

быть

использованы следующие те

мы: «У Тани День ро

жд

ения»; «Та

ня в гостях у

ба

бу

шк

и»; «Ка

к Вова и Ми

ша ходили в зо

оп

ар

к» и др. На составление

рассказов же

ла

те

льно отводить два за

ня

ти

я, в структуру которых вх

од

ит:

1. от

га

дыва

ни

е загадок о пе

рсонаж

ах и предметах будущего ра

сска

за;

2.характеристика пе

рсонаж

ей (внешний об

ли

к, «общественная ро

ль» и

«пр

оф

есси

онал

ьные действия»); оп

исание предметов-ат

ри

бу

то

в;

3. определение темы ра

сска

за;

4. образец ра

сска

за или его на

ча

ла, предлагаемый пе

да

го

го

м;

5. составление рассказов де

тьми с использованием данного пл

ана;

6.анализ детских ра

сска

зо

в. Можно испо

льзо

ва

ть инсценировку,

по

звол

яю

щу

ю

соотносить

высказывания

де

те

й

с

демонстрированием

де

йствий

игрушек-пе

рсонаж

ей.

Инсценирование

сюжета

сп

особ

ст

ву

ет

накоплению

зрительных

вп

еч

ат

ле

ни

й,

активизации

сл

овар

я

и

речевых

высказываний де

те

й.

Об

уч

ение детей с ОН

Р составлению рассказов на тему по оп

ор

ным

словам

целесообразно

внач

ал

е

проводить

в

со

че

та

ни

и

с

демонстрацией

педагогом

на

гл

яд

ных

опор

со

от

ве

тствую

щи

х

картинок

(на

пр

им

ер:

«ма

льчи

к» — «уд

оч

ка» — «ре

ка»; «ре

бя

та» — «ле

с» — «еж

ик»; «ма

льчи

ки»

— «оз

ер

о» — «пл

от» и др.). Помимо пр

ед

ме

тных, могут испо

льзо

ва

ться и

отдельные ка

рт

инки

с

изображением

пе

йз

аж

а.

Они

выпо

лняю

т

функцию

своеобразного ка

рт

инно

го плана. Во

зник

аю

щи

е у детей пр

и восприятии слов

на

гл

яд

ные

образы,

пр

ед

ст

авле

ни

я

дополняются,

ут

оч

ня

ют

ся

при

этом

ко

нк

ре

тным

и,

«зримыми»

де

та

ля

ми,

образами

пр

ед

ме

то

в,

которые

мо

гу

т

быть использованы пр

и решении творческой за

да

чи. (На

пр

им

ер, изображение

ре

ки на фоне ле

сног

о массива в се

ри

и картинок «ма

льчи

к» — «уд

оч

ка» —

«ре

ка» и т.д.). Составлению ра

сска

за предшествует называние пр

ед

ме

то

в,

изображенных

на

ка

рт

инка

х,

и

их

краткая

ха

ра

кт

ер

исти

ка

(описание

внеш

не

го вида, де

та

ле

й и др.). Затем де

тя

м предлагается тема ра

сска

за,

определяющая ег

о возможную событийную осно

ву: «На рыба

лк

е»; «Сл

уч

ай

на

улице»;

«Приключение

на

оз

ер

е»

и

т.д.

Для

облегчения

выпо

лнения

задания применяется кр

ат

ки

й план из тр

ех

-четырех во

пр

осов, к составлению

которого

пр

ивле

ка

ют

ся

дети

(на

пр

им

ер:

«Что

вз

ял

с

собой

ма

льчи

к

на

рыбалку?»;

«Кого

он

встр

ет

ил

на

реке?»;

«Что

произошло

во

время

рыбалки?»; «Что мальчик пр

инес домой?»). Пр

и затруднениях педагог да

ет

образец начала ра

сска

за.

При об

уч

ению составлению рассказа по данным словам бе

з опоры на

ка

рт

инки такой образец ра

сска

за используется, ка

к правило, по

ст

оя

нно.

Особое ме

ст

о занимает работа по формированию связной ре

чи детей на

пр

ед

ме

тно-практических

уч

еб

ных

занятиях

(ри

со

ва

ни

е,

аппликация,

ко

нстр

уи

ро

ва

ни

е). Для ак

ти

ви

за

ци

и и развития связ

но

й речи в пр

оц

ессе

таких

занятий

ре

ко

ме

нд

уе

тся

использовать

речевое

пл

анир

ование

и

«со

пр

овож

да

ющ

ее»

описание

выполняемых

де

йствий,

словесный

отчет

ре

бе

нк

а

о

выполненном

за

да

ни

и

и,

наконец,

со

ст

авле

ни

е

небольшого

творческого ра

сска

за по выполненному ри

су

нк

у, аппликации, мо

де

ли. Для

составления

ра

сска

зо

в

детям

предлагаются

те

мы

и

сюжеты,

бл

из

ки

е

их

жизненному оп

ыт

у: «Мой до

ми

к»; «Пу

те

ше

ст

ви

е на кораблике»; «У на

с на

детской пл

ощ

ад

ке» и т.п. Рекомендуются пр

ие

мы: составление ра

сска

за по

вопросному пл

ану с уточнением по

сл

ед

оват

ел

ьности, деталей по

ве

ст

во

ва

ни

я;

дополнение ра

сска

за ребенка другими де

тьми и др. Пл

ан будущего рассказа

мо

же

т

быть

составлен

са

ми

м

ребенком

под

ру

ко

во

дством

педагога

(на

пр

авля

ющ

ие и уточняющие во

пр

осы, подсказ).

Обучение со

ст

авле

ни

ю рассказа на те

му без использования сл

овесных и

наглядных оп

ор, из-за сл

ож

но

ст

и этого вида ра

сска

зыва

ни

я, проводится на

заключительном этапе ра

бо

ты.

В структуру за

ня

ти

й по обучению со

ст

авле

ни

ю рассказа на за

да

нную

тему рекомендуется вк

лю

ча

ть:

-

б е

се

ду

-обсуждение

предложенной

те

мы

(активизация

и

ут

оч

не

ни

е

имеющихся у де

те

й представлений, связ

анных с темой ра

сска

за);

- об

су

жд

ение (коллективное со

ст

авле

ни

е) плана будущего ра

сска

за;

-

«направляющие»

ук

аз

ания

к

составлению

ра

сска

зо

в

(дети

должны

оп

ре

де

ли

ть место, вр

ем

я действия, осно

вных персонажей; да

ет

ся установка,

ка

к можно начать ра

сска

з и др.);

- об

су

жд

ение и анализ детских ра

сска

зо

в (по ма

гнит

оф

онно

й записи или

ви

де

оф

ил

ьм

у);

-

«домашние

за

да

ни

я»:

пересказать

ро

ди

те

ля

м

составленный

на

за

ня

ти

и

рассказ, пр

ид

ум

ат

ь другие рассказы на ту же те

му.

При обучении де

те

й

с

ОНР

составлению

ра

сска

зо

в

на

тему

ре

ко

ме

нд

уе

тся использовать некоторые из указанных выше пр

ие

мо

в, к числу

которых от

но

ся

тся: опора на образец начала ра

сска

за, данный пе

да

го

го

м;

вспомогательные

во

пр

осы,

подсказывающие

во

зм

ож

ные

варианты

содержания

ра

сска

за;

предваряющий

во

пр

осный

план,

со

ст

авля

ем

ый

коллективно и инди

ви

ду

ал

ьно, под руководством пе

да

го

га и др.

Литература.

- Гл

ух

ов В.П. Ме

то

ди

ка формирования навыков связ

ных высказываний у

до

шк

ол

ьник

ов с общим недоразвитием ре

чи. Учебное по

со

би

е. – М.: Се

ка

чё

в

В.Ю, 2014

-

Ко

но

ва

ле

нк

о

В.В.,

Ко

но

ва

ле

нк

о

С.В.

Формирование

связной

ре

чи

и

развитие логического мышл

ения у детей старшего до

шк

ол

ьног

о возраста с

ОН

Р. – Гном и Д, 2010.



В раздел образования