Напоминание

Развитие звукового анализа как основа коррекции нарушений письма


Автор: Кондрашёва Ирина Александровна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия № 2"
Населённый пункт: Алтайский край, г. Бийск
Наименование материала: Статья
Тема: Развитие звукового анализа как основа коррекции нарушений письма
Раздел: начальное образование





Назад




Развитие звукового анализа как основа коррекции нарушений письма

Среди учащихся общеобразовательной школы всё чаще встречаются дети,

имеющие те или иные нарушения в речевом развитии. Эти нарушения носят различный

характер и по-разному сказываются на общем развитии ребёнка, препятствуя

формированию полноценной учебной деятельности, и в особенности, овладению на

начальных этапах письмом и чтением, а на более поздних этапах – усвоению грамматики

родного языка.

Сложнейшей операций письма является анализ звуковой структуры слова. Чтобы

правильно написать слово, надо определить его звуковую структуру, последовательность

и место каждого звука. Несформированность данного вида анализа приведёт к

невозможности овладения операцией письма в целом.

Учитывая различную сложность форм звукового анализа и синтеза,

последовательность овладения ими в онтогенезе, опираясь на методические разработки,

Р.И. Лалаевой, Е.Н. Ефименковой, А,В. Ястребовой и собственный практический опыт,

использую в свой работе систему по развитию звукового анализа и синтеза.

Система включает в себя следующие этапы работы:

1.

Уточнение артикуляции звука на основе зрительных, кинестетических ,

тактильных и слуховых восприятий. Н-р, при работе со звуком [с] следует обратить

внимание на то, что при его произнесении кончик языка находится за нижними

зубами, губы в положении»улыбка», воздушная струя идёт по середине языка и

встречает преграду. Уточняется, какой это звук: гласный или согласный.

Сравнивается звучание звука со свистом:ссссссссс…Каждый согласный звук

можно представить в виде символа: звонкие звуки –колокольчики (синего и

зелёного цвета); глухие звуки – наушники (синего и зелёного цвета).

2.

Выделение звука на фоне слога. Н-р, дети поднимают синий кружок при

произнесении учителем твёрдого согласного звука в слоге, зелёный кружок при

произнесении – мягкого.

3.

Выделение звука на фоне слова. Н-р, игра «Два светофора»: «Слова хотели

перейти дорогу, но волшебные светофоры, которые имеют два глаза, синий и

зелёный, не могли их пропустить всех одновременно. Помогите словам

разобраться, кому когда идти. Запишите их в два столбика». Дети записывают в

один столбик слова с буквой У, в другой с буквой Ю.

4.

Определение места звука в слове.

Вычленение первого гласного или согласного звука из слова, н-р, по

сюжетной картинке назвать слова, которые начинаются с данного звука;

подобрать названия цветов, животных, посуды и т.д., которые начинаются с

заданного звука.

Определение последнего согласного в слове, н-р, предлагаются слова,

сходные по составу с раннее предъявленными слогами: ам- сам, ом – сом,

ук– сук и т.д.Определяется конечный согласный сначала в слоге, а потом в

слове.

Определение звука в середине слова. Н-р, игра «Светофор»: если дети

слышат заданный звук в начале слова, они поднимают красный кружок, в

середине – жёлтый, в конце – зелёный. В дальнейшем можно использовать

цифры.

5.

Определение количества, последовательности и места звука в слове. Данная

форма фонематического анализа является самой сложной. Опираясь на

исследования П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина, Р.И. Лалаевой выделила

следующие этапы её формирования : - с опорой на вспомогательные средства,

внешние действия, н-р, ученику предлагается картинка, слово –название которой

необходимо проанализировать, и графическая схема слова, количество клеточек

которой соответствует числу знаков в слове. По мере выделения звуков ученик с

помощью фишек заполняет схему, которая представляет модель звукового

строения слова; - анализ в речевом плане, т.е. дети называют слово, определяют

первый, второй и т.д. звук, уточняют количество звуков; - анализ в умственном

плане, т.е. дети не проговаривают слова.

6.

Закрепление функции звукового анализа слов. Н-р, вставь в слово после

первого звука звук [р] : ковать –кровать, топка – тропка, кошка – крошка, каска –

краска и т.п.

Конечной целью работы является сформированность действия фонематического

анализа в умственном плане, по представлению, без опоры на проговаривание.



В раздел образования