Автор: Кондрашёва Ирина Александровна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия № 2"
Населённый пункт: Алтайский край, г. Бийск
Наименование материала: Статья
Тема: Развитие звукового анализа как основа коррекции нарушений письма
Раздел: начальное образование
Развитие звукового анализа как основа коррекции нарушений письма
Среди учащихся общеобразовательной школы всё чаще встречаются дети,
имеющие те или иные нарушения в речевом развитии. Эти нарушения носят различный
характер и по-разному сказываются на общем развитии ребёнка, препятствуя
формированию полноценной учебной деятельности, и в особенности, овладению на
начальных этапах письмом и чтением, а на более поздних этапах – усвоению грамматики
родного языка.
Сложнейшей операций письма является анализ звуковой структуры слова. Чтобы
правильно написать слово, надо определить его звуковую структуру, последовательность
и место каждого звука. Несформированность данного вида анализа приведёт к
невозможности овладения операцией письма в целом.
Учитывая различную сложность форм звукового анализа и синтеза,
последовательность овладения ими в онтогенезе, опираясь на методические разработки,
Р.И. Лалаевой, Е.Н. Ефименковой, А,В. Ястребовой и собственный практический опыт,
использую в свой работе систему по развитию звукового анализа и синтеза.
Система включает в себя следующие этапы работы:
1.
Уточнение артикуляции звука на основе зрительных, кинестетических ,
тактильных и слуховых восприятий. Н-р, при работе со звуком [с] следует обратить
внимание на то, что при его произнесении кончик языка находится за нижними
зубами, губы в положении»улыбка», воздушная струя идёт по середине языка и
встречает преграду. Уточняется, какой это звук: гласный или согласный.
Сравнивается звучание звука со свистом:ссссссссс…Каждый согласный звук
можно представить в виде символа: звонкие звуки –колокольчики (синего и
зелёного цвета); глухие звуки – наушники (синего и зелёного цвета).
2.
Выделение звука на фоне слога. Н-р, дети поднимают синий кружок при
произнесении учителем твёрдого согласного звука в слоге, зелёный кружок при
произнесении – мягкого.
3.
Выделение звука на фоне слова. Н-р, игра «Два светофора»: «Слова хотели
перейти дорогу, но волшебные светофоры, которые имеют два глаза, синий и
зелёный, не могли их пропустить всех одновременно. Помогите словам
разобраться, кому когда идти. Запишите их в два столбика». Дети записывают в
один столбик слова с буквой У, в другой с буквой Ю.
4.
Определение места звука в слове.
Вычленение первого гласного или согласного звука из слова, н-р, по
сюжетной картинке назвать слова, которые начинаются с данного звука;
подобрать названия цветов, животных, посуды и т.д., которые начинаются с
заданного звука.
Определение последнего согласного в слове, н-р, предлагаются слова,
сходные по составу с раннее предъявленными слогами: ам- сам, ом – сом,
ук– сук и т.д.Определяется конечный согласный сначала в слоге, а потом в
слове.
Определение звука в середине слова. Н-р, игра «Светофор»: если дети
слышат заданный звук в начале слова, они поднимают красный кружок, в
середине – жёлтый, в конце – зелёный. В дальнейшем можно использовать
цифры.
5.
Определение количества, последовательности и места звука в слове. Данная
форма фонематического анализа является самой сложной. Опираясь на
исследования П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина, Р.И. Лалаевой выделила
следующие этапы её формирования : - с опорой на вспомогательные средства,
внешние действия, н-р, ученику предлагается картинка, слово –название которой
необходимо проанализировать, и графическая схема слова, количество клеточек
которой соответствует числу знаков в слове. По мере выделения звуков ученик с
помощью фишек заполняет схему, которая представляет модель звукового
строения слова; - анализ в речевом плане, т.е. дети называют слово, определяют
первый, второй и т.д. звук, уточняют количество звуков; - анализ в умственном
плане, т.е. дети не проговаривают слова.
6.
Закрепление функции звукового анализа слов. Н-р, вставь в слово после
первого звука звук [р] : ковать –кровать, топка – тропка, кошка – крошка, каска –
краска и т.п.
Конечной целью работы является сформированность действия фонематического
анализа в умственном плане, по представлению, без опоры на проговаривание.