Напоминание

"Организация работы по развитию математических представлений у старших дошкольников с признаками интеллектуальной одаренности"


Автор: Иванова Наталья Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад комбинированного вида №23 "Ручеек"
Населённый пункт: г.Мичуринск
Наименование материала: Статья
Тема: "Организация работы по развитию математических представлений у старших дошкольников с признаками интеллектуальной одаренности"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Организация работы по развитию математических представлений у

старших дошкольников с признаками интеллектуальной одаренности.

В последнее время отмечается резкое возрастание интереса к

проблеме одаренности детей. Это объясняется, прежде всего, потребностью

общества в неординарной творческой личности. Именно одаренные люди

способны внести свой наибольший вклад в развитие общества.

Раннее выявление, обучение, воспитание и сопровождение одаренных

детей - одна из главных проблем совершенствования системы образования.

Поэтому одним из важнейших аспектов деятельности нашего ДОУ

является создание эффективной системы выявления, поддержки и развития

способностей одаренных детей, в том числе с признаками интеллектуальной

одаренности.

Система работы

по развитию

математических представлений у

старших

дошкольников

признаками

интеллектуальной

одаренности

включает в себя:

-

Создание

условий

для

развития

и реализации

потенциальных

способностей одаренных детей;

- Выявление одаренных детей;

-Развитие

способностей

в

организованной

образовательной

деятельности (кружковая работа);

- Индивидуальная работа с одаренными детьми по индивидуальным

планам;

- Развитие способностей на олимпиадах, конкурсах, викторинах,

выставках;

- Взаимодействие с семьями воспитанников.

Одним

из

факторов развития

математических

представлений

у

дошкольников

с

признаками

одарённости,

является

создание

обогащённой развивающей

среды.

Поэтому в

группах

дошкольного

учреждения создан центр «Математического развития». В нём собраны

дидактические настольно-печатные игры, пособия (счетные палочки, цифры,

геометрические фигуры и тела),

занимательные игры (домино, мозаики,

пазлы, лабиринты). Особый интерес представляют нетрадиционные игры:

Это блоки Дьенеша – развивают умение анализировать, выделять

характеристики геометрических форм и фигур. В процессе разнообразных

действий

с

логическими

блоками

(разбиение,

выкладывание

по

определенным правилам, перестроение и др.) дети овладевают различными

мыслительными умениями, важными как в плане предматематической

подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. К их

числу

относятся

умения

анализа,

абстрагирования,

сравнения,

классификации, обобщения.

Палочки Кюизенера

- средство познания логики и математики в

дошкольном возрасте. Использование "чисел в цвете" позволяет развивать у

дошкольников представление о числе на основе счета и измерения.

С помощью цветных палочек детей также легко подвести к осознанию

соотношений "больше - меньше", "больше- меньше на. С помощью палочек

Кюизенера можно еще в детском саду познакомить детей с арифметической

прогрессией, своеобразной "цветной алгеброй", готовящей к изучению

школьной алгебры.

Особое

место

среди математических игр

занимают

игры

на

составление плоскостных изображений предметов, животных, птиц из фигур:

игры «Танграм», «Колумбово яйцо», «Пифагор».

В

дошкольном

учреждении

для

развития

математических

представлений

старших

дошкольников

с

признаками

одаренности

функционирует кружок «Орешки для ума»

В

организованной

образовательной

деятельности

по развитию

математических представлений ,включаем различные методы активизации

детей – моделирование (планы, модели времен года, месяцев, модель в виде

часов.Также используются задания повышенной сложности, такие как

зрительные диктанты, слуховые диктанты, логические ситуации, требующие

умозаключений, построенные на основе логических схем, задачи на поиск

недостающей фигуры.

Для развития познавательного интереса у дошкольников с признаками

одаренности очень важно наряду с другими методами использовать ТРИЗ,

что дает возможность детям стать более инициативными, проявлять свою

индивидуальность, нестандартно мыслить.

Одной из форм развития интеллектуальной одаренности в области

математики являются интеллектуальные конкурсы ,олимпиады и викторины

для дошкольников (Конкурс смекалистых «Торопись да не ошибись»

Математический КВН «Царица наук»,Олимпиада «Юный эрудит»,,которые

формируют познавательную активность и расширяют кругозор.

Важным в работе с одаренными детьми, является организация работы с

их родителями. Взаимодействие с семьями воспитанников выстраивается по

следующим

направлениям:

1. Информационно-аналитическое направление (анкетирование, беседы,

опросы

родителей).

2. Познавательное направление реализуется через консультации, беседы,

тематические

собрания.

3. Наглядно-информационное направление (папки передвижки, буклеты).

Таким образом, система работы по развитию математических представлений

у дошкольников с признаками интеллектуальной одаренности, обеспечивает

своевременное выявление и успешное сопровождение детей.

Литература:

1.Афонькина Ю. А. Белотелова Т. Э. Борисова О. Е. Как

научить дошкольника правильно думать. –М.: АРКТИ, 2010.

2.Венгер Л.А. Игры и упражнения по развитию умственных

способностей у детей дошкольного возраста. Кн. для воспитателя дет. сада /

Л.А. Венгер, 3.О.М. Дьяченко, Р.Н. Говорова [и др]; под общ.ред. Л.А.

Венгера. – Москва: Изд-во «Просвещение», 1989

4.Касабуцкий, Н.Н. Давайте поиграем: Математические игры для детей

5-6 лет: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей / Н.Н. Касабуцкий, Г.Н.

Скобелев, А.А. Столяр, Т.М. Чеботаревская: под общ.ред. А.А. Столяра. -

Москва: Изд-во «Просвещение», 1991

4. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного

воспитания. М.: педагогика, 1986. – 224 с. /Под ред. Л. А. Венгера



В раздел образования