Автор: Иванова Наталья Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад комбинированного вида №23 "Ручеек"
Населённый пункт: г.Мичуринск
Наименование материала: Статья
Тема: "Организация работы по развитию математических представлений у старших дошкольников с признаками интеллектуальной одаренности"
Раздел: дошкольное образование
Организация работы по развитию математических представлений у
старших дошкольников с признаками интеллектуальной одаренности.
В последнее время отмечается резкое возрастание интереса к
проблеме одаренности детей. Это объясняется, прежде всего, потребностью
общества в неординарной творческой личности. Именно одаренные люди
способны внести свой наибольший вклад в развитие общества.
Раннее выявление, обучение, воспитание и сопровождение одаренных
детей - одна из главных проблем совершенствования системы образования.
Поэтому одним из важнейших аспектов деятельности нашего ДОУ
является создание эффективной системы выявления, поддержки и развития
способностей одаренных детей, в том числе с признаками интеллектуальной
одаренности.
Система работы
по развитию
математических представлений у
старших
дошкольников
признаками
интеллектуальной
одаренности
включает в себя:
-
Создание
условий
для
развития
и реализации
потенциальных
способностей одаренных детей;
- Выявление одаренных детей;
-Развитие
способностей
в
организованной
образовательной
деятельности (кружковая работа);
- Индивидуальная работа с одаренными детьми по индивидуальным
планам;
- Развитие способностей на олимпиадах, конкурсах, викторинах,
выставках;
- Взаимодействие с семьями воспитанников.
Одним
из
факторов развития
математических
представлений
у
дошкольников
с
признаками
одарённости,
является
создание
обогащённой развивающей
среды.
Поэтому в
группах
дошкольного
учреждения создан центр «Математического развития». В нём собраны
дидактические настольно-печатные игры, пособия (счетные палочки, цифры,
геометрические фигуры и тела),
занимательные игры (домино, мозаики,
пазлы, лабиринты). Особый интерес представляют нетрадиционные игры:
Это блоки Дьенеша – развивают умение анализировать, выделять
характеристики геометрических форм и фигур. В процессе разнообразных
действий
с
логическими
блоками
(разбиение,
выкладывание
по
определенным правилам, перестроение и др.) дети овладевают различными
мыслительными умениями, важными как в плане предматематической
подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. К их
числу
относятся
умения
анализа,
абстрагирования,
сравнения,
классификации, обобщения.
Палочки Кюизенера
- средство познания логики и математики в
дошкольном возрасте. Использование "чисел в цвете" позволяет развивать у
дошкольников представление о числе на основе счета и измерения.
С помощью цветных палочек детей также легко подвести к осознанию
соотношений "больше - меньше", "больше- меньше на. С помощью палочек
Кюизенера можно еще в детском саду познакомить детей с арифметической
прогрессией, своеобразной "цветной алгеброй", готовящей к изучению
школьной алгебры.
Особое
место
среди математических игр
занимают
игры
на
составление плоскостных изображений предметов, животных, птиц из фигур:
игры «Танграм», «Колумбово яйцо», «Пифагор».
В
дошкольном
учреждении
для
развития
математических
представлений
старших
дошкольников
с
признаками
одаренности
функционирует кружок «Орешки для ума»
В
организованной
образовательной
деятельности
по развитию
математических представлений ,включаем различные методы активизации
детей – моделирование (планы, модели времен года, месяцев, модель в виде
часов.Также используются задания повышенной сложности, такие как
зрительные диктанты, слуховые диктанты, логические ситуации, требующие
умозаключений, построенные на основе логических схем, задачи на поиск
недостающей фигуры.
Для развития познавательного интереса у дошкольников с признаками
одаренности очень важно наряду с другими методами использовать ТРИЗ,
что дает возможность детям стать более инициативными, проявлять свою
индивидуальность, нестандартно мыслить.
Одной из форм развития интеллектуальной одаренности в области
математики являются интеллектуальные конкурсы ,олимпиады и викторины
для дошкольников (Конкурс смекалистых «Торопись да не ошибись»
Математический КВН «Царица наук»,Олимпиада «Юный эрудит»,,которые
формируют познавательную активность и расширяют кругозор.
Важным в работе с одаренными детьми, является организация работы с
их родителями. Взаимодействие с семьями воспитанников выстраивается по
следующим
направлениям:
1. Информационно-аналитическое направление (анкетирование, беседы,
опросы
родителей).
2. Познавательное направление реализуется через консультации, беседы,
тематические
собрания.
3. Наглядно-информационное направление (папки передвижки, буклеты).
Таким образом, система работы по развитию математических представлений
у дошкольников с признаками интеллектуальной одаренности, обеспечивает
своевременное выявление и успешное сопровождение детей.
Литература:
1.Афонькина Ю. А. Белотелова Т. Э. Борисова О. Е. Как
научить дошкольника правильно думать. –М.: АРКТИ, 2010.
2.Венгер Л.А. Игры и упражнения по развитию умственных
способностей у детей дошкольного возраста. Кн. для воспитателя дет. сада /
Л.А. Венгер, 3.О.М. Дьяченко, Р.Н. Говорова [и др]; под общ.ред. Л.А.
Венгера. – Москва: Изд-во «Просвещение», 1989
4.Касабуцкий, Н.Н. Давайте поиграем: Математические игры для детей
5-6 лет: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей / Н.Н. Касабуцкий, Г.Н.
Скобелев, А.А. Столяр, Т.М. Чеботаревская: под общ.ред. А.А. Столяра. -
Москва: Изд-во «Просвещение», 1991
4. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного
воспитания. М.: педагогика, 1986. – 224 с. /Под ред. Л. А. Венгера