Автор: Оксана Владимировна Воронкова
Должность: учитель
Учебное заведение: МАОУ "СОШ с. Михайловка муниципального образования "Город Саратов" "
Населённый пункт: с. Михайловка Саратовской области
Наименование материала: статья
Тема: "Технология проектного обучения"
Раздел: среднее образование
Технология проектного обучения.
В чём сущность проектного обучения?
Проектирование относится к роду человеческой деятельности и понимается как
интеллектуальная деятельность, связанная с переосмыслением, умственной
подготовкой предстоящих целеустремлённых действий человека.
Проектное обучение- это творческая учебная деятельность, проблемная по
форме представления учебного материала, практическая по способу его
применения, интеллектуально нагруженная по содержанию, самостоятельная
по характеру добывания необходимых знаний, протекающая в условиях
постоянного поиска способов решения проблем.
Проектное обучение представляет собой разновидность развивающего
обучения, базирующегося на самостоятельном выполнении комплексных
учебных проектов с информационными паузами для усвоения необходимых
базовых ЗУН.
Какова история возникновения методов проектов?
Этот метод возник в 20-е годы XX столетия в США и назывался методом
проблем, разработан педагогом Дж. Дьюи и его учеником В.Х. Килпатриком.
Согласно этому методу обучение предлагалось строить на активной основе,
через целесообразную деятельность обучаемого в соответствии с его личным
интересом в области знаний. Для этого важно показать значимость знаний для
их личной жизни в будущем. Поэтому считал он нужно взять проблему из
реальной жизни, направить их усилия в самостоятельном поиске новых знаний
для решения проблем.
Последователь этого направления в России С.Т.Шацкий создал группу
исследователей метода проектов, но в 1931 году этот метод был осуждён из-за
непродуманности его реализации. В настоящее время он широко применяется
педагогами- новаторами.
Метод проектов- это педагогическая технология, ориентированная на
приобретение новых знаний и применение их при решении возникших проблем
посредством исследовательской деятельности.
Какие требования предъявляют к методу проектов?
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков обучаемых,
умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в
информационном пространстве, развитие критического мышления. Отсюда
вытекают следующие требования к методу проектов:
значимость проблемы для обучаемого в творческом плане;
практическая и познавательная значимость результатов решения проекта;
традиционная парадигма образования «учитель- учебник- ученик» замена
на новую «ученик- учебник- учитель»;
наличие самостоятельной деятельности обучаемых;
переработка и структурирование содержательной части проекта;
использование соответствующих научных методов, направленных на
решение задач исследования.
В чём заключаются достоинства методов проектов?
Достоинство методов проектов заключается в следующем:
важности приобретения умений и навыков посредством поисковой
деятельности;
значимости приобретаемых знаний усилия собственной мысли;
важности знакомства с различными точками зрения на одну и ту же
проблему;
значимостью для развития обучаемого умений пользоваться методами
научного исследования.
Каким образом классифицируются проекты?
По содержанию проекты могут быть внутрипредметными и
межпредметными; по срокам выполнения- годовыми и четвертными,
недельными и урочными; по объёму- главными (для всего учебного заведения)
и субпроектами (часть главного); по значимости- итоговыми и текущими.
По видам деятельности проекты могут быть:
По техническим предметам:
a)
разработка проекта по конструированию устройств механизмов,
машин, приводов;
b)
разработка технологических процессов различных видов
(металлургических, химических, технологических);
c)
разработка проектов по благоустройству (жилья, района, улицы,
квартиры и т.п.);
d)
разработка проектов сооружений, магистралей, городов и т.п;
e)
разработка технологических процессов изготовления и переработки
продукции.
По гуманитарным предметам:
A. проектирование событий и процессов, альтернативных
достоверным историческим событиям и прогнозирование
хода их развития;
B.
разработка проектов по проблемам современной жизни от
имени исторического лица;
C.
проектирование политических дискуссий между деятелями
различных исторических эпох;
D. моделирование процесса общения на иностранном языке в
различных ситуациях (путешествие, интерьер, отдых и т.п);
E.
проектирование возможного толкования литературных
произведений с различных точек зрения, лицам различных
убеждений и взглядов.
По предметам естественного- математического цикла:
разработка приборов и устройств для проведения опытов и
экспериментов;
создание математических моделей, отражающих зависимость
между величинами;
моделирование различных экосистем для разнообразных живых
организмов, возможно микроскопических.
Какова технология выполнения проекта?
При изучении различных учебных предметов выполнение проектов может быть
различной. Наиболее полное представление о порядке выполнения проекта
прослеживается при изучении предмета «Технология».
Проектная деятельность учащихся проходит ряд этапов.
Этап поисково - исследовательский:
o
формулировка цели и выявление задач проекта;
o
анализ темы проекта;
o
изучение, сбор и анализ информации по данной теме (банк данных,
каталоги, литература и т.п.);
o
планирование проектной деятельности:
o
Определение критериев, которым должен соответствовать проект;
o
анализ вариантов выполнения проекта на основе критериев;
o
выбор варианта выполнения проекта.
Этап технологический:
составление конструкторско- технической документации (КТД);
выполнение необходимых упражнений (наработка умений и
навыков) для качественного выполнения изделия;
практическое выполнение проекта (подбор материалов,
инструментов, оборудования и т.п). изготовление объекта в
соответствии с требованиями КТД;
контроль качества выполнения операций и изделия в целом.
Этап оценочно- результативный:
оценка качества выполнения проекта по выявленным
критериям;
анализ результатов выполнения темы проекта (проблемы);
изучение возможностей использования проекта и спроса его
на рынке, участие в конкурсах, выставках.