Напоминание

"Технология проектного обучения"


Автор: Оксана Владимировна Воронкова
Должность: учитель
Учебное заведение: МАОУ "СОШ с. Михайловка муниципального образования "Город Саратов" "
Населённый пункт: с. Михайловка Саратовской области
Наименование материала: статья
Тема: "Технология проектного обучения"
Раздел: среднее образование





Назад




Технология проектного обучения.

В чём сущность проектного обучения?

Проектирование относится к роду человеческой деятельности и понимается как

интеллектуальная деятельность, связанная с переосмыслением, умственной

подготовкой предстоящих целеустремлённых действий человека.

Проектное обучение- это творческая учебная деятельность, проблемная по

форме представления учебного материала, практическая по способу его

применения, интеллектуально нагруженная по содержанию, самостоятельная

по характеру добывания необходимых знаний, протекающая в условиях

постоянного поиска способов решения проблем.

Проектное обучение представляет собой разновидность развивающего

обучения, базирующегося на самостоятельном выполнении комплексных

учебных проектов с информационными паузами для усвоения необходимых

базовых ЗУН.

Какова история возникновения методов проектов?

Этот метод возник в 20-е годы XX столетия в США и назывался методом

проблем, разработан педагогом Дж. Дьюи и его учеником В.Х. Килпатриком.

Согласно этому методу обучение предлагалось строить на активной основе,

через целесообразную деятельность обучаемого в соответствии с его личным

интересом в области знаний. Для этого важно показать значимость знаний для

их личной жизни в будущем. Поэтому считал он нужно взять проблему из

реальной жизни, направить их усилия в самостоятельном поиске новых знаний

для решения проблем.

Последователь этого направления в России С.Т.Шацкий создал группу

исследователей метода проектов, но в 1931 году этот метод был осуждён из-за

непродуманности его реализации. В настоящее время он широко применяется

педагогами- новаторами.

Метод проектов- это педагогическая технология, ориентированная на

приобретение новых знаний и применение их при решении возникших проблем

посредством исследовательской деятельности.

Какие требования предъявляют к методу проектов?

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков обучаемых,

умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в

информационном пространстве, развитие критического мышления. Отсюда

вытекают следующие требования к методу проектов:

значимость проблемы для обучаемого в творческом плане;

практическая и познавательная значимость результатов решения проекта;

традиционная парадигма образования «учитель- учебник- ученик» замена

на новую «ученик- учебник- учитель»;

наличие самостоятельной деятельности обучаемых;

переработка и структурирование содержательной части проекта;

использование соответствующих научных методов, направленных на

решение задач исследования.

В чём заключаются достоинства методов проектов?

Достоинство методов проектов заключается в следующем:

важности приобретения умений и навыков посредством поисковой

деятельности;

значимости приобретаемых знаний усилия собственной мысли;

важности знакомства с различными точками зрения на одну и ту же

проблему;

значимостью для развития обучаемого умений пользоваться методами

научного исследования.

Каким образом классифицируются проекты?

По содержанию проекты могут быть внутрипредметными и

межпредметными; по срокам выполнения- годовыми и четвертными,

недельными и урочными; по объёму- главными (для всего учебного заведения)

и субпроектами (часть главного); по значимости- итоговыми и текущими.

По видам деятельности проекты могут быть:

По техническим предметам:

a)

разработка проекта по конструированию устройств механизмов,

машин, приводов;

b)

разработка технологических процессов различных видов

(металлургических, химических, технологических);

c)

разработка проектов по благоустройству (жилья, района, улицы,

квартиры и т.п.);

d)

разработка проектов сооружений, магистралей, городов и т.п;

e)

разработка технологических процессов изготовления и переработки

продукции.

По гуманитарным предметам:

A. проектирование событий и процессов, альтернативных

достоверным историческим событиям и прогнозирование

хода их развития;

B.

разработка проектов по проблемам современной жизни от

имени исторического лица;

C.

проектирование политических дискуссий между деятелями

различных исторических эпох;

D. моделирование процесса общения на иностранном языке в

различных ситуациях (путешествие, интерьер, отдых и т.п);

E.

проектирование возможного толкования литературных

произведений с различных точек зрения, лицам различных

убеждений и взглядов.

По предметам естественного- математического цикла:

разработка приборов и устройств для проведения опытов и

экспериментов;

создание математических моделей, отражающих зависимость

между величинами;

моделирование различных экосистем для разнообразных живых

организмов, возможно микроскопических.

Какова технология выполнения проекта?

При изучении различных учебных предметов выполнение проектов может быть

различной. Наиболее полное представление о порядке выполнения проекта

прослеживается при изучении предмета «Технология».

Проектная деятельность учащихся проходит ряд этапов.

Этап поисково - исследовательский:

o

формулировка цели и выявление задач проекта;

o

анализ темы проекта;

o

изучение, сбор и анализ информации по данной теме (банк данных,

каталоги, литература и т.п.);

o

планирование проектной деятельности:

o

Определение критериев, которым должен соответствовать проект;

o

анализ вариантов выполнения проекта на основе критериев;

o

выбор варианта выполнения проекта.

Этап технологический:

составление конструкторско- технической документации (КТД);

выполнение необходимых упражнений (наработка умений и

навыков) для качественного выполнения изделия;

практическое выполнение проекта (подбор материалов,

инструментов, оборудования и т.п). изготовление объекта в

соответствии с требованиями КТД;

контроль качества выполнения операций и изделия в целом.

Этап оценочно- результативный:

оценка качества выполнения проекта по выявленным

критериям;

анализ результатов выполнения темы проекта (проблемы);

изучение возможностей использования проекта и спроса его

на рынке, участие в конкурсах, выставках.



В раздел образования