Напоминание

консультация


Автор: Орлова Татьяна Эриковна
Должность: методист
Учебное заведение: МДОУ - детский сад № 48 "Ласточка"
Населённый пункт: г. Серпухов Московская область
Наименование материала: "Дидактические аспекты организации театрализованной деятельности дошкольников"
Тема: консультация
Раздел: дошкольное образование





Назад




«ДИДАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Подготовила: Орлова Т.Э.

2.

Театрализованная деятельность в детском саду в основном применяется для того, чтобы

заинтересовать детей, удержать их внимание, раскрепостить, развить творческое

воображение, логическое мышление, память, речь.

3.

Вначале воспитателю лучше самостоятельно показывать ребенку спектакль, привлекая

детей к проговариванию его отдельных фрагментов. В повторных играх активность ребят

увеличивается по мере того, как они овладевают содержанием текста. Никогда не стоит

требовать его буквального воспроизведения. Если необходимо, непринужденно поправьте

ребенка и, не задерживаясь, играйте дальше. В дальнейшем, когда текст будет достаточно

хорошо усвоен, следует поощрять точность его изложения. Это важно, чтобы не потерять

авторские находки. Читая стихотворные тексты, необходимо подключать по возможности

детей к игре, чтобы они активно участвовали в диалоге с вами, подыгрывали основной

сюжетной линии, имитировали движения, голоса, интонации персонажей игры.

Далее небольшие упражнения с детьми. Проводить их лучше сразу же после окончания

театрализованной игры. Ребенок ещё в восторге от того, как вы водили персонажей, как

говорили, действовали за них. Самое время предложить малышу поиграть так же. Для

упражнений следует использовать высказывания только что выступавших персонажей.

Например, в сказке «Рукавичка» надо попроситься в рукавичку, как мышка и как волк.

Предложите ребенку сказать от имени мышки или волка. Подключите всех детей,

устройте соревнование: кто лучше попросится в домик за мышку, волка. Победителю –

аплодисменты!

Затем можно предложить ребенку игры-имитации: «Покажи, как прыгает зайка»;

«Покажи, как неслышно, мягко двигается кошка», «Покажи, как ходит петушок».

Следующий этап

- отработка основных эмоций: покажи, как веселые матрешки

захлопали в ладошки и стали танцевать (радость); зайчик увидел лису, испугался и

прыгнул за дерево (испуг). Только после такой тщательной подготовки можно приступать

к совместным инсценировкам.

4.

Выделяют несколько уровней игр-драматизаций:

Игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей.

Ролевые диалоги на основе текста.

Инсценировки произведений.

Постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям.

Игры-импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки.

Игры-драматизации могут исполняться без зрителей или носить характер концертного

исполнения. Если они разыгрываются в обычной театральной форме (сцена, занавес,

декорации, костюмы и т.д.) или в форме массового сюжетного зрелища, их называют

театрализациями.

5.

Основными требованиями к организации театрализованной деятельности дошкольников

являются:

содержательность и разнообразие тематики; постоянное,

ежедневное включение театрализованных игр в жизнь ребенка,

максимальная активность детей на всех этапах подготовки и проведения игр;

сотрудничество детей со взрослыми на всех этапах организации театрализованной

игры.

o

совместные с взрослым импровизации типа «Знакомство», «Оказание

помощи». «Разговор животного со своим детенышем» и пр.

6.

В

конспекты

занятий,

вечеров

развлечений

педагог

включает

фрагменты

драматизации, переодевания в специальный костюм, меняя голос и интонацию. Важным

аспектом деятельности воспитателя является постепенное расширение игрового опыта за

счет освоения разновидностей игры-драматизации. Реализация данной задачи достигается

последовательным усложнением игровых заданий и игр-драматизаций, в которые

включается ребенок.

7.

В

процессе

работы

над

выразительностью

реплик

персонажей,

собственных

высказываний, незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая

культура речи, её интонационный строй, а также связная речь. Театрализованная

деятельность помогает ребенку передать свои эмоции, чувства не только в обычном

разговоре, но и публично. Привычку к выразительной публичной речи, необходимую для

последующего школьного обучения, можно воспитать только путём выступления

ребёнка перед аудиторией.

8.

Организованное обучение по театрализованной деятельности можно проводить один-

раз в неделю, во второй половине дня в каждой возрастной группе, начиная от первой

младшей. Для этого не требуется организовывать специально какие-либо занятия,

перегружая сетку занятий. Необходимо использовать театрализованную деятельность на

занятиях по ознакомлению с художественной литературой и в режимных моментах.

Театрализованные игры нужно планировать каждый день в самостоятельной игровой

деятельности.

НАПОЛНЯЕМОСТЬ ЦЕНТРА

ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

9.

Виды театра:

Театр Би-Ба-Бо –куклы, надеваемые на руку ребенка

Теневой театр – деревянные (картонные) плоскостные фигурки

Настольные

театры

устойчивые

декорации

и

герои

произведений,

изготовленные из фанеры или плотного картона

Пальчиковый театр – фигурки по сказкам деревянные и сделанные своими

руками.

Резиновый театр – резиновые фигурки героев из сказок

Ладошковый театр – герои произведений (вырезанные из бумаги, которых

ребенок может надеть на ладошку и показывать из-за ширмы

Театр на пуговицах – панно из ткани, на котором нашиты пуговицы в

соответствии с размером и расположением героев. Герои сказок имеют

петельки по размеру пуговиц

Марионеточный театр – куклы на веревочках и крестовине.

Шагающий театр – фигурки героев сшиты из ткани, дети одевают их на два

пальца и герой «может ходить»

Театр ложек – сделан своими руками из деревянных ложек

Перчаточный театр - сделан своими руками из перчаток

Театр на прищепках – фигурки героев изготовлены из картона, но вместо рук и

ног - прищепки

Иной вид театра

10. Атрибуты и элементы декораций:

Маски-шапочки, образные фартучки, нагрудные знаки-эмблемы,

Атрибуты для ряженья — элементы костюмов (шляпы, шарфы, юбки, сумки,

зонты, бусы и прочее).

Стойка-вешалка для костюмов.

Ширма (большая складная, малая, настольная, лампа, фланелеграф и др.)

11. Костюмы для театрализованной деятельности

Мини-костюмерная – костюмы героев событий, сказок и сюжетно-ролевых игр,

парики или сундук с элементами костюмов (в зависимости от возраста)

12. Наличие картотек

«Пальчиковая гимнастика»,

«Речевые игры и упражнения»,

«Театрализованные игры и упражнения» и т.д.

13. Наличие фонотеки для создания музыкального фона в процессе театрально-

игровой деятельности:

аудиозаписи музыкальных произведений,

записи звукошумовых эффектов,

простейшие музыкальные игрушки — погремушки, бубен, барабан.

14. Методическая копилка

конспекты занятий с элементами театрализации,

сюжетно-ролевые игры,

сказки и сценки, которые придуманы воспитателями и детьми с родителями и

т.д.

15. Критерии оценки смотра-конкурса и параметры оценивания.

1.

Соответствие содержания центра возрастным возможностям детей данной группы:

Разнообразие видов театра и соответствие их возрастной группе;

Наличие атрибутов и элементов декораций;

Наличие и разнообразие костюмов для театрализованной деятельности;

Наличие атрибутов, декораций, элементов костюмов и пр., изготовленных в

совместной деятельности взрослых и детей;

2.

Полнота обеспеченности центра методическим и дидактическим материалом

Картотека

Методическая копилка

3.

Соблюдение правил техники безопасности при организации деятельности данного

центра, в размещении и хранении материалов.

4.

Доступность оборудования центра для свободного использования

5.

Рациональное размещение центра в групповом пространстве

6.

Эстетичность оформления театрального центра

7.

Участие детей (родителей) в оформлении центра.

8.

Представление (презентация)

9.

Творческий подход к оформлению, оригинальность, новизна (бонус)

16. Параметры оценивания

Каждый критерий оценивается по 3-хбалльной системе

1 балл – недостаточно материала

2 балла – материал подобран, но эстетически не оформлен

3 балла – материал подобран, соответствует возрасту и эстетически оформлен

Бонусный балл – за инновации, новизну, оригинальность.



В раздел образования