Автор: Орлова Татьяна Эриковна
Должность: методист
Учебное заведение: МДОУ - детский сад № 48 "Ласточка"
Населённый пункт: г. Серпухов Московская область
Наименование материала: "Дидактические аспекты организации театрализованной деятельности дошкольников"
Тема: консультация
Раздел: дошкольное образование
«ДИДАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ»
Подготовила: Орлова Т.Э.
2.
Театрализованная деятельность в детском саду в основном применяется для того, чтобы
заинтересовать детей, удержать их внимание, раскрепостить, развить творческое
воображение, логическое мышление, память, речь.
3.
Вначале воспитателю лучше самостоятельно показывать ребенку спектакль, привлекая
детей к проговариванию его отдельных фрагментов. В повторных играх активность ребят
увеличивается по мере того, как они овладевают содержанием текста. Никогда не стоит
требовать его буквального воспроизведения. Если необходимо, непринужденно поправьте
ребенка и, не задерживаясь, играйте дальше. В дальнейшем, когда текст будет достаточно
хорошо усвоен, следует поощрять точность его изложения. Это важно, чтобы не потерять
авторские находки. Читая стихотворные тексты, необходимо подключать по возможности
детей к игре, чтобы они активно участвовали в диалоге с вами, подыгрывали основной
сюжетной линии, имитировали движения, голоса, интонации персонажей игры.
Далее небольшие упражнения с детьми. Проводить их лучше сразу же после окончания
театрализованной игры. Ребенок ещё в восторге от того, как вы водили персонажей, как
говорили, действовали за них. Самое время предложить малышу поиграть так же. Для
упражнений следует использовать высказывания только что выступавших персонажей.
Например, в сказке «Рукавичка» надо попроситься в рукавичку, как мышка и как волк.
Предложите ребенку сказать от имени мышки или волка. Подключите всех детей,
устройте соревнование: кто лучше попросится в домик за мышку, волка. Победителю –
аплодисменты!
Затем можно предложить ребенку игры-имитации: «Покажи, как прыгает зайка»;
«Покажи, как неслышно, мягко двигается кошка», «Покажи, как ходит петушок».
Следующий этап
- отработка основных эмоций: покажи, как веселые матрешки
захлопали в ладошки и стали танцевать (радость); зайчик увидел лису, испугался и
прыгнул за дерево (испуг). Только после такой тщательной подготовки можно приступать
к совместным инсценировкам.
4.
Выделяют несколько уровней игр-драматизаций:
Игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей.
Ролевые диалоги на основе текста.
Инсценировки произведений.
Постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям.
Игры-импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки.
Игры-драматизации могут исполняться без зрителей или носить характер концертного
исполнения. Если они разыгрываются в обычной театральной форме (сцена, занавес,
декорации, костюмы и т.д.) или в форме массового сюжетного зрелища, их называют
театрализациями.
5.
Основными требованиями к организации театрализованной деятельности дошкольников
являются:
содержательность и разнообразие тематики; постоянное,
ежедневное включение театрализованных игр в жизнь ребенка,
максимальная активность детей на всех этапах подготовки и проведения игр;
сотрудничество детей со взрослыми на всех этапах организации театрализованной
игры.
o
совместные с взрослым импровизации типа «Знакомство», «Оказание
помощи». «Разговор животного со своим детенышем» и пр.
6.
В
конспекты
занятий,
вечеров
развлечений
педагог
включает
фрагменты
драматизации, переодевания в специальный костюм, меняя голос и интонацию. Важным
аспектом деятельности воспитателя является постепенное расширение игрового опыта за
счет освоения разновидностей игры-драматизации. Реализация данной задачи достигается
последовательным усложнением игровых заданий и игр-драматизаций, в которые
включается ребенок.
7.
В
процессе
работы
над
выразительностью
реплик
персонажей,
собственных
высказываний, незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая
культура речи, её интонационный строй, а также связная речь. Театрализованная
деятельность помогает ребенку передать свои эмоции, чувства не только в обычном
разговоре, но и публично. Привычку к выразительной публичной речи, необходимую для
последующего школьного обучения, можно воспитать только путём выступления
ребёнка перед аудиторией.
8.
Организованное обучение по театрализованной деятельности можно проводить один-
раз в неделю, во второй половине дня в каждой возрастной группе, начиная от первой
младшей. Для этого не требуется организовывать специально какие-либо занятия,
перегружая сетку занятий. Необходимо использовать театрализованную деятельность на
занятиях по ознакомлению с художественной литературой и в режимных моментах.
Театрализованные игры нужно планировать каждый день в самостоятельной игровой
деятельности.
НАПОЛНЯЕМОСТЬ ЦЕНТРА
ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
9.
Виды театра:
Театр Би-Ба-Бо –куклы, надеваемые на руку ребенка
Теневой театр – деревянные (картонные) плоскостные фигурки
Настольные
театры
–
устойчивые
декорации
и
герои
произведений,
изготовленные из фанеры или плотного картона
Пальчиковый театр – фигурки по сказкам деревянные и сделанные своими
руками.
Резиновый театр – резиновые фигурки героев из сказок
Ладошковый театр – герои произведений (вырезанные из бумаги, которых
ребенок может надеть на ладошку и показывать из-за ширмы
Театр на пуговицах – панно из ткани, на котором нашиты пуговицы в
соответствии с размером и расположением героев. Герои сказок имеют
петельки по размеру пуговиц
Марионеточный театр – куклы на веревочках и крестовине.
Шагающий театр – фигурки героев сшиты из ткани, дети одевают их на два
пальца и герой «может ходить»
Театр ложек – сделан своими руками из деревянных ложек
Перчаточный театр - сделан своими руками из перчаток
Театр на прищепках – фигурки героев изготовлены из картона, но вместо рук и
ног - прищепки
Иной вид театра
10. Атрибуты и элементы декораций:
Маски-шапочки, образные фартучки, нагрудные знаки-эмблемы,
Атрибуты для ряженья — элементы костюмов (шляпы, шарфы, юбки, сумки,
зонты, бусы и прочее).
Стойка-вешалка для костюмов.
Ширма (большая складная, малая, настольная, лампа, фланелеграф и др.)
11. Костюмы для театрализованной деятельности
Мини-костюмерная – костюмы героев событий, сказок и сюжетно-ролевых игр,
парики или сундук с элементами костюмов (в зависимости от возраста)
12. Наличие картотек
«Пальчиковая гимнастика»,
«Речевые игры и упражнения»,
«Театрализованные игры и упражнения» и т.д.
13. Наличие фонотеки для создания музыкального фона в процессе театрально-
игровой деятельности:
аудиозаписи музыкальных произведений,
записи звукошумовых эффектов,
простейшие музыкальные игрушки — погремушки, бубен, барабан.
14. Методическая копилка
конспекты занятий с элементами театрализации,
сюжетно-ролевые игры,
сказки и сценки, которые придуманы воспитателями и детьми с родителями и
т.д.
15. Критерии оценки смотра-конкурса и параметры оценивания.
1.
Соответствие содержания центра возрастным возможностям детей данной группы:
Разнообразие видов театра и соответствие их возрастной группе;
Наличие атрибутов и элементов декораций;
Наличие и разнообразие костюмов для театрализованной деятельности;
Наличие атрибутов, декораций, элементов костюмов и пр., изготовленных в
совместной деятельности взрослых и детей;
2.
Полнота обеспеченности центра методическим и дидактическим материалом
Картотека
Методическая копилка
3.
Соблюдение правил техники безопасности при организации деятельности данного
центра, в размещении и хранении материалов.
4.
Доступность оборудования центра для свободного использования
5.
Рациональное размещение центра в групповом пространстве
6.
Эстетичность оформления театрального центра
7.
Участие детей (родителей) в оформлении центра.
8.
Представление (презентация)
9.
Творческий подход к оформлению, оригинальность, новизна (бонус)
16. Параметры оценивания
Каждый критерий оценивается по 3-хбалльной системе
1 балл – недостаточно материала
2 балла – материал подобран, но эстетически не оформлен
3 балла – материал подобран, соответствует возрасту и эстетически оформлен
Бонусный балл – за инновации, новизну, оригинальность.