Напоминание

Нейроигры для автоматизации звука «Р» для детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)


Автор: Фоменко Надежда Петровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 34" корпус 4
Населённый пункт: г. Бийск, Алтайский край
Наименование материала: статья
Тема: Нейроигры для автоматизации звука «Р» для детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)
Раздел: дошкольное образование





Назад




Нейроигры для автоматизации звука «Р» для детей с тяжелыми

нарушениями речи (ТНР).

Фоменко Надежда Петровна, учитель-логопед МБОУ «СОШ №34» корпус 4

Город Бийск Алтайский край

В последние годы увеличилось количество детей дошкольного возраста с тяжелыми

нарушениями речи (ТНР). Задача современных педагогов состоит в том, чтобы создать

условия для практического овладения разговорной речью для каждого воспитанника.

Поскольку процесс постановки, автоматизации и дифференциации звуков, закрепления

лексического материала достаточно трудный и длительный, выбрать такие методы и

приемы обучения, которые позволили бы каждому ребенку проявить свою речевую

активность. Необходимо сделать занятие интересным, разнообразным и в то же время

продуктивным для детей, упражнения должны быть разнообразными, неутомительными,

вызывать положительные эмоции, а не просто многократно проговаривать

речевой

материал, повторяя за логопедом.

В своей работе с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи применяю

методы нейрологопедии, включив в коррекционно-развивающий процесс использование

инновационных технологий таких как нейропсихологические игры и нейроупражнения .

Нейроигры – это различные телесно-ориентированные упражнения, которые позволяют

через тело воздействовать на мозговые структуры. Использование нейроигр позволяет,

с одной стороны повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса, с

другой - в большей степени применить индивидуальный подход в процессе обучения.

Нейроигры и упражнения применяю на всех этапах, от момента выполнения

подготовительных артикуляционных упражнений до автоматизации поставленного звука

на материале чистоговорок и стихотворений.

Нейроигры помогают оптимизировать работу учителя-логопеда, внося новые способы

взаимодействия педагога и ребёнка, для создания благоприятного эмоционального фона,

способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных функций.

Нейроигры и упражнения подбираются с учетом индивидуальных особенностей детей

дошкольного возраста с ТНР, выполняются с постепенным наращиванием темпа и

усложнением.

Предлагаю ряд упражнений для всестороннего воздействия на ребёнка с нарушениями

речи.

Упражнения, улучшающие контроль и регулирование деятельности (ритмичное

изменение положений рук).

- «Кольцо». По очереди в медленном темпе, когда начинает получаться более быстро

перебирать пальцами обеих рук, соединяя их в кольцо с большим пальцем. Правая рука -

от указательного пальца к мизинцу, а левая - от мизинца к указательному при этом

проговаривая звуки, слоги или слова для автоматизации звуков. Упражнение повторять в

прямом порядке и в обратном.

- «Жаба». Руки положить на стол или на колени. Одна рука сжата в кулак, ладонь другой

руки лежит на плоскости стола или на коленях. Задание: одновременно и

целенаправленно изменять положения рук при этом проговаривая звуки, слоги или слова

для автоматизации звуков: ра – ла

Упражнения, которые улучшают возможности приема и переработки информации

- «Перекрёстные шаги». Пройти по болоту, высоко поднимая ноги. Дети проходят по

тропинке делая разнонаправленные движения: локтем левой руки касаясь колена правой

ноги и наоборот.

- «Хлопни, топни». Прохлопать и протопать столько раз, сколько звуков услышит ребёнок.

- «Волшебная песочница» Автоматизация звука в прямых и обратных слогах. Ребёнок,

произнося слоги, проводит дорожку левой рукой в обратных слогах, правой рукой в

прямых слогах.

- «Волшебные палочки» Ребёнок поочерёдно повторяет слова, изображённые на картинках,

показывая на неё соответствующей палочкой (на картинку со звуком [р] –красной

палочкой, на картинку со звуком [л]зелёной палочкой).

Игры на автоматизацию изолированного звука

Ребенок сначала водит пальцем «удобной» руки – ведущей (правой или левой),

одновременно протяжно произносит автоматизируемый звук. Затем в работу включается

вторая рука. На следующем этапе работают обе руки и произносится автоматизируемый

звук.

Самолет летит и гудит [ЛЛЛЛЛЛЛ].

Грузовик едет и мотор тарахтит [РРРРРРР].

Игры на автоматизацию звука р в сочетании тр - др

Упражнения

1.

Назови картинки: трос, трубка, трап, тропка. дрозд, труба, дракон, драже, дрова,

Дружок, трубочист, трубач.

2.

Зачеркни картинку зелёным карандашом, как будто предмет в траве, приговаривая:

«трос в траве», «трубка в траве»

3.

Составь предложения: У Петруши трос. У Петруши трубка.

4.

Закрыть картинку, спросить ребёнка: чего нет у Петруши? У Петруши нет троса.

5.

Проговаривать предложения: Петруша нашёл в траве трос. Петруша нашёл в траве

трап.

Игры на автоматизацию звука р в сочетании кр - гр

Упражнения

1. Обведи круг по контуру и назови предмет в круге: «В круге кран», « В круге крыша»

2. Обведи круг по контуру и нарисуй предмет, который начинается на «кр» или «гр».

Игры на автоматизацию звука р в прямых слогах

Упражнения

1.

Раскрась шарики красным карандашом и назови предмет столько раз, сколько

шаров.

Игры на автоматизацию звука р в прямых слогах. Предложить ребёнку выделить 3

разных предмета по образцу. Придумать обозначения для следующих предметов. (ранец,

ракушка, расческа)

Все упражнения просты в выполнении, динамичны, разнообразны, что делает работу с

ребёнком эмоционально приятной, могут выполняться ребёнком не только с педагогом,

но и с родителями. Различные виды графических звуковых упражнений, используются

для автоматизации и дифференциации звуков, развития слухового внимания,

фонематического восприятия, а также в качестве тренинга и совершенствования

графических навыков детей. Считаю, что использование инновационных технологий в

работе учителя-логопеда служит эффективным дополнением к общепринятым наиболее

популярным технологиям и методикам. Нейроигры способствуют улучшению всех

психических процессов ребенка (внимания, памяти, мышления, речи), а так же развитию

его эмоционально-волевой сферы.

Литература:

1.

Ахмадуллин Ш.Т. Нейрогимнастика. Развиваем мозг ребенка. 4-6 лет: учебник/

СПб.: Нева, 2022. 160 c

2.

Гончарова К. Нейропсихологические игры: рабочая тетрадь / под ред. К.

Гончаровой, А.В. Чертковой. Ростов н/Д.: Феникс, 2021. 55 c.

3.

Деева Н.А. Игровые здоровьесберегающие технологии в ДОО. Релаксация.

Гимнастика. Кинезиологические упражнения: учеб. пособие. Волгоград.: Учитель,

2022. 32 c.

4.

Жукова О.С. Нейрологопедические прописи: учимся читать и развиваем речь. М.:

Малыш, 2022. 32 c.

5.

Колганова В.С. Нейропсихологические занятия с детьми / В. С. Колганова, Е. В.

Пивоварова. М.: АЙРИС-пресс, 2015. 416 c.

6.

Крупенчук О.И. Движение и речь. Кинезиология в коррекции детской речи: учебник

/ под ред Т. Кондаковой. СПб.: Литера, 2021. 48 c.

7.

Коваленко В.В., Коваленко С.В., Хлоп – Топ. Нетрадиционные приёмы в

коррекционной логопедической работы с детьми 6 – 12 лет.М.: «Гном и Д» 2008.

8.

Костюк А.В. Логопедическая тетрадь. Звук Р М.: Владос, 2015.

9.

Праведникова И.И. Нейропсихология. Игры и упражнения: учебник. М.: Айрис-

пресс, 2018. 112 c.

10. Трясорукова Т.П. Развитие межполушарного взаимодействия у детей: рабочая

тетрадь / под ред. Д. Волковой. Ростов н/Д.: Феникс, 2020. 60 c.

11. Чебыкина Н.Н. Нейрологопедические прописи для развития речи. М.: АСТ, 2021. 80

c.

12. Игры

для

автоматизации

звуков

у

детей

с

речевыми

нарушениями.

Автор: Колесникова Снежана Анатольевна, учитель-логопед, МКДОУ "Никольский

детский сад" Воронежской области Новоусманского района

4.



В раздел образования