Автор: Фоменко Надежда Петровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 34" корпус 4
Населённый пункт: г. Бийск, Алтайский край
Наименование материала: статья
Тема: Нейроигры для автоматизации звука «Р» для детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)
Раздел: дошкольное образование
Нейроигры для автоматизации звука «Р» для детей с тяжелыми
нарушениями речи (ТНР).
Фоменко Надежда Петровна, учитель-логопед МБОУ «СОШ №34» корпус 4
Город Бийск Алтайский край
В последние годы увеличилось количество детей дошкольного возраста с тяжелыми
нарушениями речи (ТНР). Задача современных педагогов состоит в том, чтобы создать
условия для практического овладения разговорной речью для каждого воспитанника.
Поскольку процесс постановки, автоматизации и дифференциации звуков, закрепления
лексического материала достаточно трудный и длительный, выбрать такие методы и
приемы обучения, которые позволили бы каждому ребенку проявить свою речевую
активность. Необходимо сделать занятие интересным, разнообразным и в то же время
продуктивным для детей, упражнения должны быть разнообразными, неутомительными,
вызывать положительные эмоции, а не просто многократно проговаривать
речевой
материал, повторяя за логопедом.
В своей работе с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи применяю
методы нейрологопедии, включив в коррекционно-развивающий процесс использование
инновационных технологий таких как нейропсихологические игры и нейроупражнения .
Нейроигры – это различные телесно-ориентированные упражнения, которые позволяют
через тело воздействовать на мозговые структуры. Использование нейроигр позволяет,
с одной стороны повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса, с
другой - в большей степени применить индивидуальный подход в процессе обучения.
Нейроигры и упражнения применяю на всех этапах, от момента выполнения
подготовительных артикуляционных упражнений до автоматизации поставленного звука
на материале чистоговорок и стихотворений.
Нейроигры помогают оптимизировать работу учителя-логопеда, внося новые способы
взаимодействия педагога и ребёнка, для создания благоприятного эмоционального фона,
способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных функций.
Нейроигры и упражнения подбираются с учетом индивидуальных особенностей детей
дошкольного возраста с ТНР, выполняются с постепенным наращиванием темпа и
усложнением.
Предлагаю ряд упражнений для всестороннего воздействия на ребёнка с нарушениями
речи.
Упражнения, улучшающие контроль и регулирование деятельности (ритмичное
изменение положений рук).
- «Кольцо». По очереди в медленном темпе, когда начинает получаться более быстро
перебирать пальцами обеих рук, соединяя их в кольцо с большим пальцем. Правая рука -
от указательного пальца к мизинцу, а левая - от мизинца к указательному при этом
проговаривая звуки, слоги или слова для автоматизации звуков. Упражнение повторять в
прямом порядке и в обратном.
- «Жаба». Руки положить на стол или на колени. Одна рука сжата в кулак, ладонь другой
руки лежит на плоскости стола или на коленях. Задание: одновременно и
целенаправленно изменять положения рук при этом проговаривая звуки, слоги или слова
для автоматизации звуков: ра – ла
Упражнения, которые улучшают возможности приема и переработки информации
- «Перекрёстные шаги». Пройти по болоту, высоко поднимая ноги. Дети проходят по
тропинке делая разнонаправленные движения: локтем левой руки касаясь колена правой
ноги и наоборот.
- «Хлопни, топни». Прохлопать и протопать столько раз, сколько звуков услышит ребёнок.
- «Волшебная песочница» Автоматизация звука в прямых и обратных слогах. Ребёнок,
произнося слоги, проводит дорожку левой рукой в обратных слогах, правой рукой в
прямых слогах.
- «Волшебные палочки» Ребёнок поочерёдно повторяет слова, изображённые на картинках,
показывая на неё соответствующей палочкой (на картинку со звуком [р] –красной
палочкой, на картинку со звуком [л]зелёной палочкой).
Игры на автоматизацию изолированного звука
Ребенок сначала водит пальцем «удобной» руки – ведущей (правой или левой),
одновременно протяжно произносит автоматизируемый звук. Затем в работу включается
вторая рука. На следующем этапе работают обе руки и произносится автоматизируемый
звук.
Самолет летит и гудит [ЛЛЛЛЛЛЛ].
Грузовик едет и мотор тарахтит [РРРРРРР].
Игры на автоматизацию звука р в сочетании тр - др
Упражнения
1.
Назови картинки: трос, трубка, трап, тропка. дрозд, труба, дракон, драже, дрова,
Дружок, трубочист, трубач.
2.
Зачеркни картинку зелёным карандашом, как будто предмет в траве, приговаривая:
«трос в траве», «трубка в траве»
3.
Составь предложения: У Петруши трос. У Петруши трубка.
4.
Закрыть картинку, спросить ребёнка: чего нет у Петруши? У Петруши нет троса.
5.
Проговаривать предложения: Петруша нашёл в траве трос. Петруша нашёл в траве
трап.
Игры на автоматизацию звука р в сочетании кр - гр
Упражнения
1. Обведи круг по контуру и назови предмет в круге: «В круге кран», « В круге крыша»
2. Обведи круг по контуру и нарисуй предмет, который начинается на «кр» или «гр».
Игры на автоматизацию звука р в прямых слогах
Упражнения
1.
Раскрась шарики красным карандашом и назови предмет столько раз, сколько
шаров.
Игры на автоматизацию звука р в прямых слогах. Предложить ребёнку выделить 3
разных предмета по образцу. Придумать обозначения для следующих предметов. (ранец,
ракушка, расческа)
Все упражнения просты в выполнении, динамичны, разнообразны, что делает работу с
ребёнком эмоционально приятной, могут выполняться ребёнком не только с педагогом,
но и с родителями. Различные виды графических звуковых упражнений, используются
для автоматизации и дифференциации звуков, развития слухового внимания,
фонематического восприятия, а также в качестве тренинга и совершенствования
графических навыков детей. Считаю, что использование инновационных технологий в
работе учителя-логопеда служит эффективным дополнением к общепринятым наиболее
популярным технологиям и методикам. Нейроигры способствуют улучшению всех
психических процессов ребенка (внимания, памяти, мышления, речи), а так же развитию
его эмоционально-волевой сферы.
Литература:
1.
Ахмадуллин Ш.Т. Нейрогимнастика. Развиваем мозг ребенка. 4-6 лет: учебник/
СПб.: Нева, 2022. 160 c
2.
Гончарова К. Нейропсихологические игры: рабочая тетрадь / под ред. К.
Гончаровой, А.В. Чертковой. Ростов н/Д.: Феникс, 2021. 55 c.
3.
Деева Н.А. Игровые здоровьесберегающие технологии в ДОО. Релаксация.
Гимнастика. Кинезиологические упражнения: учеб. пособие. Волгоград.: Учитель,
2022. 32 c.
4.
Жукова О.С. Нейрологопедические прописи: учимся читать и развиваем речь. М.:
Малыш, 2022. 32 c.
5.
Колганова В.С. Нейропсихологические занятия с детьми / В. С. Колганова, Е. В.
Пивоварова. М.: АЙРИС-пресс, 2015. 416 c.
6.
Крупенчук О.И. Движение и речь. Кинезиология в коррекции детской речи: учебник
/ под ред Т. Кондаковой. СПб.: Литера, 2021. 48 c.
7.
Коваленко В.В., Коваленко С.В., Хлоп – Топ. Нетрадиционные приёмы в
коррекционной логопедической работы с детьми 6 – 12 лет.М.: «Гном и Д» 2008.
8.
Костюк А.В. Логопедическая тетрадь. Звук Р М.: Владос, 2015.
9.
Праведникова И.И. Нейропсихология. Игры и упражнения: учебник. М.: Айрис-
пресс, 2018. 112 c.
10. Трясорукова Т.П. Развитие межполушарного взаимодействия у детей: рабочая
тетрадь / под ред. Д. Волковой. Ростов н/Д.: Феникс, 2020. 60 c.
11. Чебыкина Н.Н. Нейрологопедические прописи для развития речи. М.: АСТ, 2021. 80
c.
12. Игры
для
автоматизации
звуков
у
детей
с
речевыми
нарушениями.
Автор: Колесникова Снежана Анатольевна, учитель-логопед, МКДОУ "Никольский
детский сад" Воронежской области Новоусманского района
4.