Напоминание

«Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников»


Автор: Исянгильдина Рузалия Рамазановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ" ЦРР- детский сад №154"
Населённый пункт: город Магнитогорск,Челябинская область
Наименование материала: Сценарий мастер - класса для воспитателей ДОУ
Тема: «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников»
Раздел: дошкольное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА–ДЕТСКИЙ САД №154»

города Магнитогорска

Сценарий мастер - класса для воспитателей ДОУ

Тема: «Опытно-экспериментальная

деятельность дошкольников»

составила: воспитатель МДОУ «ЦРР – д/с № 154»

Исянгильдина Рузалия Рамазановна

город Магнитогорск

август 2022 год

Цель: повысить уровень знаний и умений у педагогов в методике проведения

опытов и экспериментов с дошкольниками.

Задачи:

-познакомить со специальными знаниями и практическими умениями в области

опытно-экспериментальной деятельности.

-обобщение и обмен педагогическим опытом по данной теме.

-повысить уровень мастерства педагогов.

-создание положительного эмоционального климата у педагогов.

Методы и приемы:

Репродуктивный, практический.

Оборудование: сосуды с чистой и грязной водой, воронка, фильтровальная бумага,

пластины из оргстекла, пипетка, стаканчики с прозрачной и цветной водой, листы бумаги,

карандаши, две стеклянные банки с водой, заполненные наполовину, шесть небольших

камешков,

пластина

из

оргстекла,

поролоновая

губка,

пластиковый

контейнер,

пластиковая трубочка, пластилин, прищепка, банка, вода, растительное масло, пуховые

птичьи перья.

Предварительная работа:

Подготовка оборудования, обработка специальной литературы по данной теме.

Ход мастер-класса

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО

В нашем детском саду развитию любознательности дошкольников, их интереса к

знакомым на первый взгляд вещам и происходящим с ними изменениям под воздействием

природных

сил

и

деятельности

человека

способствуют

занятия

в

специально

организованной

экспериментальной

лаборатории.

В

центре

экспериментирования

находится различный природный материал, специальное оборудование (различные

емкости, песочные часы, лупы, микроскоп, бросовые и упаковочные материалы, палочки,

трубочки, бумага разной фактуры) для проведения опытно-экспериментальной работы по

изучению свойств песка, глины, почвы, воды.

Демонстрационный и раздаточный материалы подбираются воспитателем с учетом

содержания

занятий

и

способствует

расширению

кругозора

ребенка,

овладению

предметно-практическими

действиями

с

веществами,

предметами

и

приборами,

установлению причинно-следственных связей между явлениями, овладению образно-

символическими действиями, знакомств с культурной деятельностью человека. Во время

проведения опытов целесообразно надевать фартучки, можно прикреплять на груди

опознавательные значки. Внесение игрового момента в обучение усиливает интерес детей

к

проведению

исследований.

Экспериментирование

играет

важную

роль

и

для

психического развития детей. Доказательством того служат излюбленные игры с водой:

ребенок бесконечно может переливать воду, разливать её по разным емкостям, «ловить

рыбу», пускать кораблики.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

В процессе игр – экспериментов расширяется сенсорный опыт дошкольников и

обогащается их жизненный опыт. Эксперименты способствуют развитию таких качеств,

как

организованность,

дисциплинированность,

целенаправленность,

аккуратность,

ответственность, последовательность.

При планировании игр – экспериментов с водой следует учитывать принципы

научности, доступности, связи знаний и умений с жизнью, последовательности. Опыты с

водой планируются, для них отведено время в режиме дня. Содержание игр –

экспериментов отбирается в соответствии с образовательной программой каждой

возрастной группы и уровнем развития детей.

Главное достоинство метода эксперимента заключается в том, что он дает детям

реальные

представления

о

различных

сторонах

изучаемого

объекта,

о

его

взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента

идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как

постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и

классификации, обобщения.

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще

наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, а экспериментирование, как ни

какой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном

возрасте он – ведущий, а в первые три года – практически единственный способ познания

мира.

Мир вокруг ребенка разнообразен, поэтому у него постоянно существует

потребность в новых впечатлениях.

В

процессе

экспериментирования

дошкольник

получает

возможность

удовлетворить

присущую

ему

любознательность,

почувствовать

себя

учёным,

исследователем, первооткрывателем. Для того чтобы донести знания до детей педагоги в

нашем детском саду сами учатся на различных методических мероприятиях. И сегодня я

тоже хочу с вами поэкспериментировать.

Мы поговорим о воде. Что же такое вода, какими свойствами она обладает – все

это выяснить, мы попробуем в нашей лаборатории. Эксперимент вы можете проводить

как для детей, так и вместе с детьми.

Воспитатель: Прежде, чем приступить к исследованиям, давайте вспомним

правила поведения в лаборатории:

Педагоги: Не шуметь – этим мы мешаем другим. Аккуратно обращаться с

посудой.

Воспитатель: Помните, что стекло может биться и им легко порезаться.

Педагоги:

Слушать воспитателя

Внимательно следить за результатом опыта.

Закончив наблюдение, сделать вывод.

Воспитатель: Молодцы! Все правила вы помните.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Уважаемые педагоги предлагаю пройти к рабочим местам и погрузиться в опытно-

экспериментальную деятельность. На столах колбы, вода, молоко, сахар, мелкие игрушки,

стакан с питьевой водой. Посмотрите внимательно, что я буду делать.

Исследования

Отгадываем загадку:

Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу!

Если педагоги затрудняются с ответом, загадать менее сложную загадку:

Меня пьют, меня льют.

Всем нужна я,

Кто я такая?

Педагоги

отгадывают загадку, снимают салфетку. Сюрпризный момент (5-ти

литровая бутылка) на бутылке – капелька воды (из бумаги)

- О чём мы сегодня будем говорить? О воде.

Беседа о воде

Воспитатель: Что может делать жидкая вода?

Педагоги: Она течёт, её можно налить, перелить.

Опыт № 1 «Вода – это жидкость».

Свойство первое:

- Давайте подойдём к столу для опытов и попробуем перелить воду в другой сосуд.

Мы можем лить её тоненькой струйкой. Вы видите, что вода течёт не прерываясь. Кто

знает, как называется это свойство? (текучесть)

Первое свойство – текучесть.

Опыт № 2 «Вода бесцветная».

Свойство второе:

-Скажите, если есть ли цвет у воды? (ответы детей)

Давайте проверим и докажем. Вот лист бумаги. Какого он цвета? (белого)

А это стакан молока. Какого цвета молоко? (белого)

А теперь посмотрите на стакан с водой. Можно ли сказать про воду, что она белая?

(нет) Молоко, лист белой бумаги (подводим детей к правильному ответу– какой цвет у

воды?

А что можем сказать о цвете воды? ( без цвета)

Без цвета значит какая? (бесцветная, прозрачная) А вода всегда прозрачная и

бесцветная? Цвет воды зависит от того ,что в неё попадает.

Докажем это:

- Добавим в воду краску. Что произошло?

Какой вывод из этого следует? Вода изменяет свой цвет в зависимости от того, что

в неё добавлено.

Второе свойство: не имеет цвета.

Опыт №3 «Вода не имеет вкуса».

Свойство третье:

- Как вы думаете, вода имеет вкус?

В стаканчиках вода. Попробуйте её, все пьют воду.

Какая она? Сладкая, солёная? (она безвкусная)

Вода безвкусная.

- Добавим в воду различные вещества детям, что и куда добавила сахар, соль, сок

лимона. Раздаю воду с разным вкусом.

- Возьмите соломинку и попробуйте воду. Какой вкус стал у воды? (сладкий,

кислый, солёный)

Вкус появился, а где вещества которые мы добавили в воду? Куда они исчезли?

Вода растворитель.

- добавим в воду песок, что происходит?

Вывод: не имеет вкуса, не все вещества растворяются в воде.

Воспитатель: Итог эксперимента – вода – одно из самых удивительных веществ.

Она обладает многими свойствами:

- прозрачность

- нет запаха

- без вкуса

- растворитель.

Вашему вниманию хочу представить еще эксперименты с водой старшего

возраста.

«Игра в прятки»

Цель: продолжать знакомить со свойствами воды; развивать наблюдательность,

смекалку.

Материал: две пластины из оргстекла, пипетка, стаканчики с прозрачной и

цветной водой, лист бумаги, карандаши (на каждого ребенка)

Воспитатель: Раз, два, три, четыре, пять!

Будем с капелькой играть.

Будем капельку искать.

Из пипетки на сухое стекло нанесите каплю воды. Почему она не растекается?

(Мешает сухая поверхность пластины; вода имеет свойство прилипать к поверхности) А

теперь наклоните пластину. Что происходит? (капля медленно течет). Воспитатель

объясняет, что крупные капли под действием силы тяжести стекают вниз, маленькие

остаются на месте

Смочите поверхность пластины и капните на неё из пипетки прозрачную воду. Что

происходит? (Она «растворилась» на влажной поверхности и стала незаметной). А теперь

на влажную поверхность пластины аккуратно из пипетки нанесите каплю цветной воды.

Что происходит? (цветная вода потихоньку растворилась в прозрачной воде).

Давайте подведем итоги и сделаем зарисовки к нашему эксперименту (при

попадании прозрачной капли в прозрачную воду она «исчезает» незаметно; каплю

цветной воды на влажном стекле видно; капля цветной воды медленно окрашивает

влажную поверхность стекла).

Протрите стекло (оргстекло) оно еще понадобится.

«Послушная водичка»

Цель: продолжать знакомить с объемом тел (предметов), развивать

наблюдательность, любознательность.

Материал: Две стеклянные банки с водой, заполненные наполовину, шесть

небольших камешков, пластина из оргстекла, поролоновая губка, лист бумаги, карандаши.

Воспитатель:

Посмотрите внимательно, осторожно опустите камешки в банку. Что происходит :

вода поднимается вверх, т.е. увеличивается в объеме.

А теперь опустите в банку с водой поролоновую губку – вынимайте. Что

происходит : вода впиталась в губку – и банка оказалась почти пустой.

Отожмите воду из губки в банку и положите влажную губку на пластину. Что

происходит? Вода стекает

Давайте подведем итоги исследования : объем воды может увеличиваться в

результате погружения другого тела; вода может впитываться в другие тела и вытекать из

них. Сделайте зарисовки.

Давайте проведем эксперименты для детей подготовительной группы.

«Нефтяная речка»

Цель:

помочь детям увидеть, насколько сложно удалить нефтяную пленку с

поверхности воды.

Материал: пластиковый контейнер, пластиковая трубочка, пластилин, прищепка,

банка, вода, растительное масло.

Подготовительная работа: в нижней части пластмассового контейнера проделайте

отверстие по диаметру трубочки, вставьте в него трубочку и закрепите пластилином.

Свободный конец трубочки закрепите прищепкой.

Ход эксперимента:

Нальем в контейнер воды - это речка. Затем добавить масла, чтобы образовалась

хорошо заметная пленка - «нефть из танкера»

Что будет, если закрыть аквариум с рыбками полиэтиленовой пленкой? (рыбки

погибнут, т.к. пленка не пропускает воздух и рыбам нечем дышать. Вот и нефтяная пленка

не пропускает воздух, гибнут рыбы и другие обитатели водоемов.

Давайте очистим воду, не смешивая ее через трубочку (пусть попробуют слить

масло через край, вычерпать ложкой).

Снимите прищепку с трубки и слейте воду в подставленную банку, когда появится

масленый слой, зажмите трубочку прищепкой. В результате в банке будет чистая вода, а

масло останется в контейнере.

Можно ли также слить речку? Сколько человек и времени нужно для очистки

воды? Смогут ли рыбы обходиться все это время без воздуха?

Вывод: разлив нефти представляет серьезную опасность для живой природы.

«Птицы и нефть»

Цель эксперимента: помочь детям понять, как загрязнение водоемов нефтью

влияет на водоплавающих птиц.

Материал: пуховые птичьи перья, любое жидкое масло (растительное)

Ход:

Подбросим перышко и проследим за его полетом. Обмокнем перышко в

растительное масло (избытки масла снять) и еще раз подбросим вверх. Обратите

внимание, как оно быстро «камнем» падает вниз.

Строение перьев позволяет птицам летать «отталкивая» крыльями воздух вниз,

сами же они при этом поднимаются вверх. Когда водоплавающая птица (утка, чайка,

гагара) садятся на воду, покрытую нефтяной пленкой, ее перья загрязняются. Они

слипаются и теряют способность «отталкивать» воздух, а значит, птица не может взлететь

и становится легкой добычей хищников.

ИТОГ: Опытно - экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды

деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума,

развивает стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение

изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать

творческую личность. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я

запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок

слышит, видит и делает сам.

При организации детской опытно-экспериментальной деятельности, постоянно

возникают вопросы. А нужно ли это ребёнку сейчас? Какое дальнейшее применение этого

он найдёт в обыденной жизни? Большинство ответов положительные. Значит, мы выбрали

нужное и ценное содержание для своей работы. Ведь детские удивительные открытия

находятся рядом, а посему только собственный опыт поможет ребёнку приобрести

необходимые знания о жизни. А нам, взрослым, необходимо создать условия для опытно-

экспериментальной деятельности и поддерживать интерес ребёнка к исследованиям и

открытиям!

Рефлексия.

1. Полезна ли была вам информация мастер – класса (предложить участникам

поднять «улыбочки»- макет из бумаги).

2. Если у вас появился интерес к детскому экспериментированию, вы можете

использовать полученную информацию.

Спасибо за внимание и участие в мастер - классе.

Литература

1. Николаева С.Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой.

Природопользование в детском саду.- М.: Педагогическое общество России, 2003.- 80 с.

2.. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. /Под общ. ред.

Прохоровой Л.Н.- М.: АРКТИ, 64 с.

3. Дыбина О.В., Рахманова Н.П. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и

эксперименты для дошкольников.- М.: ТЦ Сфера, 2005.-192 с.

4. Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми.

5. Аксенова З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание

дошкольников.- М.: ТЦ Сфера, 2008.-128 с.

6. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб.

пособие для студ. Высш. пед. учеб. заведений.- М.: Издательский центр «Академия»,

2002.- 336 с.



В раздел образования