Автор: Симонова Татьяна Викторовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ "Брединская СОШ №1"
Населённый пункт: Брединский район, поселок Бреды, Челябинская область
Наименование материала: Урок-вернисаж в 5 классе
Тема: "Мягкий знак после шипящих на конце слова"
Раздел: среднее образование
УРОК-ВЕРНИСАЖ В 5 КЛАССЕ
Тема: "Мягкий знак после шипящих на конце слова"
Цель: обеспечить усвоение учащимися написания мягкого знака после
шипящих на конце слова.
Задачи:
Образовательные: способствовать
продуктивному
осуществлению
познавательной деятельности по формированию правописания мягкого знака
после шипящих в словах женского рода, ед. числа, вывести алгоритм написания
мягкого знака после шипящих на конце имён существительных, продолжить
работу над словами с непроверяемой орфограммой;
Развивающие: способствовать
развитию
универсальных
учебных
действий: развития умений сравнивать, анализировать, умение обобщать, делать
выводы; развитие умений регулировать свою деятельность:
Воспитательные: воспитывать
интерес
к
русскому
языку,
культуру
интеллектуального труда, чувство сопереживания.
Планируемые результаты:
Личностные: развитие интереса к предмету, формирование мотивации к
обучению
и
познанию,
воспитание
личностных
качеств
:
аккуратности,
ответственности, уверенности, воспитание уважительного отношения к родному
языку.
Метапредметные:
Формирование регулятивных УУД: развития умения выполнять учебные
действия:
ставить
цель,
составлять
план
работы,
осуществлять
оценку
результативности,
развитие
самостоятельности,
самооценки,
осуществление
пошагового контроля по ходу выполнения заданий под руководством учителя.
Формирование коммуникативных УУД: развитие монологической и
диалогической речи, умения слушать, понимать обращенную речь, следовать
инструкциям, отвечать на вопросы; адекватно реагировать на замечания учителя.
Формирование познавательных УУД: развитие умение находить наиболее
эффективные
способы
решения
орфографических
задач,
анализировать,
сравнивать, обобщать.
1
Предметные: знакомство учащихся с существительными с основой на
шипящий в форме Р.п. мн. Ч. , развитие умения правильного написания ь знака на
конце шипящих существительных, развитие каллиграфических навыков письма,
орфографической и пунктуационной грамотности развитие навыка работы с
учебным текстом.
Основные образовательные ресурсы: мультимедиа-проектор, ноутбук,
карточки с шипящими согласными буквами: ж, ш, ч, щ, презентация.
Тип урока: комбинированный
Формы
организации
познавательной
деятельности:
фронтальная,
индивидуальная, групповая.
Методы
обучения:
наблюдение
над
языком,
создание
проблемных
ситуаций; репродуктивный, частично-поисковый, словесный, практический.
Методическое оснащение урока
Материально-техническая база:
компьютер;
мультимедийный проектор;
экран.
Дидактическое обеспечение:
учебник
«Русский
язык»
для
5
класса
общеобразовательных
учреждений под редакцией Е.А. Быстровой. М.: «Русское слово», 2018.
презентация (Приложение 9)
дидактический материал.
2
I.
Организация начала урока
1.
Приветствие.
- Добрый день, дорогие ученики, меня зовут Татьяна Викторовна.
2.Мотивация к обучению и познанию.
- Сегодня у нас не совсем обычный урок. На нашем уроке присутствуют
гости. Поприветствуйте, пожалуйста, их. Они хотят посмотреть на нашу с вами
работу, поэтому мне нужна ваша помощь.
Вы должны быть активными,
внимательными, дружными, чтобы открыть для себя новые знания.
- Ребята, вы готовы вместе со мной потрудиться? Тогда в путь за знаниями!
3.Проверка готовности к уроку.
- У каждого из вас на парте лежит Листок Успеха (Приложение 1), в
котором мы сегодня будем работать.
- В ходе урока вы будете оценивать уровень выполненной работы на полях с
помощью условных знаков (Приложение 2, заранее вывешиваю но доску):
«+» - доволен работой
«!» - что-то не получилось
«-» - не доволен работой.
II. Актуализация умений и знаний.
3
1.
- Сядьте удобно, запишите число, классная работа в Листе Успеха. (слайд)
- 8 декабря – международный день художника. (слайд) И я предлагаю вам
отправиться в замечательный музей на выставку, тему которой вы узнаете немного
позже.
- Итак, сегодня у нас урок-вернисаж. (слайд)
- Что такое вернисаж? Проверим значение этого слова по словарю (работа со
словарем заранее подготовленного ученика)
Вернисаж — торжественное открытие художественной выставки.
2. Проверка домашнего задания.
- А пока пройдём по залам со знакомыми нам экспозициями. Поскольку
учёба – это труд, для вас подготовили пословицы о труде. (слайд) Объясните
значение пословиц, вставьте пропущенные буквы, сформулируйте правило
пропущенных орфограмм.
1.
Чтобы бол..ше зна.., надо мен..ше спат.. .
2.
Мален..кое дело луч..ше бол..шого бездел..я.
- А что это за буква "ь знак"?
- Обозначает ли она какой-либо звук?
- Зачем же она тогда нужна в русском языке?
- Какую роль выполняет мягкий знак в этих словах?
- Молодцы, ребята!
3. Каллиграфическая минутка
- Хорошую речь нужно беречь (слайд)
- Проведем минутку чистописания и запишем предложение в тетрадь.
III.
Открытие новой темы.
1. Постановка учебной задачи
4
- Ребята, рассмотрим слова РЕЧЬ и БЕРЕЧЬ (Приложение 3, вывешиваю
на доску)
- К какой части речи относятся слова?
- На какой звук оканчиваются слова? (Мягкий, шипящий).
- Какие еще шипящие вы знаете?
- Если я закрою ь знак, слова произнесутся так же, как и с ь знаком?
- Нужен ли ь знак для обозначения мягкости согласного [ч']? (Нет).
- Значит, ь знак не обозначает мягкость согласного и не разделяет гласный от
согласного.
- Я хочу предложить вам еще одно слово, о нем мы уже говорили сегодня на
уроке,
которое
тоже
оканчивается
на
шипящий.
Это
существительное
ВЕРНИСАЖ (Приложение 3, вывешиваю на доску)
- Что вы можете сказать о написании этого слова? Может, допущена ошибка?
2. Определение темы и целей урока.
- Давайте сформулируем цель нашего урока?
- В чем мы должны сегодня разобраться?
(Научиться правильно писать слова с ь после шипящего на конце слова).
- Исходя из цели урока, сформулируем тему урока.
(Мягкий знак после шипящих на конце слова)
- Запишите, пожалуйста, тему урока в Лист Успеха. (слайд)
IV.
Первичное усвоение новых знаний
1. Исследовательская работа.
- Для того, чтобы решить нашу проблему, мы должны пройти в следующий
зал «Исследовательская работа».
- Посмотрите внимательно на слова, записанные на слайде (слайд).
- Определите, к каким частям речи относятся эти слова?
Увлечь, камыш, терпишь, не зависишь, ландыш, беречь, из-за туч, мышь,
бродишь, спешишь, много дач.
5
- Что объединяет все эти слова?
(Эти слова заканчиваются на шипящий согласный. В конце глаголов
пишется Ь, в именах существительных нужно определить род).
2. Построение проекта, выхода из затруднения
- Давайте вместе восстановим наши знания о написании Ь после шипящих и
сформулируем определение.
3. Заполнение опорной схемы-таблицы (прием «Таблица с пробелами
или «дырками»)
- И в этом нам поможет следующая экспозиция. Перед вами таблица с
пробелами (слайд)
- Подумайте и впишите в нее недостающие данные. А также заполните
таблицу словами-примерами, записанными на слайде.
Мягкий знак после шипящих на конце слова
Ь пишется
Ь не пишется
1.
1.
2.
2.
4. Проверка выполнения (слайд)
- Обменяйтесь таблицами с соседом по парте, проверьте и оцените товарища.
5. Работа с правилом в учебнике
- А вот и следующая экспозиция: печатные пособия по данному материалу.
- Откройте учебник на стр. 102 и сопоставьте содержание нашей таблицы с
содержанием теоретического материла в учебнике.
- Правы мы были в своих предположениях?
6
- Используя опорную таблицу, расскажите о правописании Ь после шипящих
на конце слов соседу по парте.
- Ребята, какую роль еще может выполнять мягкий знак? (указывает на
грамматическую форму слова)
6. Дополнительный материал («Это интересно»)
- Ребята, наша следующая экспозиция называется «Это интересно»,
прослушаем видеоматериал (Приложение 4)
V. Физминутка
По музею мы гуляли и немножечко устали.
Ты тихонечко встаёшь.
Руки поднимаешь,
А потом их опускаешь.
Глазками моргаешь,
Ручками похлопаешь,
Ножками потопаешь...
-Вот и разминку нам помогли провести слова с ь после шипящих.
- К какой части речи относятся эти слова?
- Какую букву вы напишите на конце слова?
VI. Первичное закрепление
1. Загадки
- А мы проходим в зал "Отгадайте загадки". Прослушаем загадки и запишем
отгадки на доске и в тетради, обозначим орфограмму (Приложение 5)
- Отгадавший комментирует написание.
7
1.
День устал
Поспать не прочь.
Кто его заменит? (ночь)
2.
Бежит за плугом с криком, вскачь
Весны посланец – черный… (грач)
3.
Кто за стенкою шуршит,
Тонким голосом пищит,
Сыр от них не утаишь,
Всем ворам – воришка. (мышь)
4. Этот цветок распускается в мае,
Белые бусинки он надевает. (ландыш)
2. Проба пера
- Следующая экспозиция называется «Проба пера».
- Составьте (устно) в микрогруппе предложение, используя слова - отгадки:
ночь, грач, мышь, ландыш.
- Может быть, у вас получится рифмованное предложение.
Проверка выполнения творческого задания (заслушиваем ответы)
3.
Работа с текстом
- Большое спасибо!
Ребята, мы с вами только учимся создавать
предложения, тексты в отличие от мастера слова, творчеству которого посвящена
выставка в следующем зале.
- Прочитаем отрывок из произведения.
Ветер, ветер! Ты могуч.
Ты гоняеш стаи тучь,
Ты волнуеш сине море,
Всюду вееш на просторе…
8
- Кто автор этого произведения? (Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи
богатырях»)
4. Игра «Корректор»
- В тексте допущены ошибки. Поиграем в корректоров, исправим ошибки,
объясним написание.
-
Какие
изобразительно-выразительные
средства
использует
автор?
(олицетворение, метафора «Стая туч»)
-
Объясните
знаки
препинания.
(Обращение,
однородные
члены
предложения)
VII. Проверка полученных знаний.
1. Самостоятельная работа (Приложение 6, выдается каждому ученику)
- С пользой или нет прошла экскурсия по музею, нам поможет узнать
следующий зал "Самостоятельная работа"
- В тетради запишем только буквы правильных ответов.
1.
В каком слове на месте пропуска пишется Ь?
А) до новых встреч..
Б) бородач..
В) дрож..
2.
В каком слове на месте пропуска не пишется Ь?
М) чертёж..
Н) красивая лож..
О) фальш..
3.
В каком ряду оба слова пишутся без ь?
С) ёрш.., мыш..
Т) плющ.., глуш..,
9
У) шалаш.., багаж..
4.
В каком ряду оба слава пишутся с ь?
Ж) с плеч.. долой, ковш..
З) роскош.., печ..,
И) трикотаж.., дич..
5.
Какую роль может выполнять ь?
Н) показывает мягкость предшествующего согласного
Ч) указывает на грамматические признаки и формы
К) разделяет гласный и согласный
2. Самопроверка
-Посмотрите внимательно на буквы, которые вы записали? (слайд) Какое
слово у вас получилось? (АМУИНЧК-УМНИЧКА)
- Сегодня на уроке вы все были умнички! (слайд) Хорошо работали, были
внимательны и активны.
- Поднимите руку те, кто справился с заданием без ошибок. Что вам
помогло? (Использование таблицы при работе).
- У кого были допущены ошибки? Какие слова вызвали затруднения?
Почему?
3. Минутка релаксации
- Наша экскурсия по музею подходит к концу, Сядьте удобно, закройте
глаза и прикройте их сверху ладонями (Приложение 7, под музыку читаю
строки)
Отдохнём одну минуту,
Восстановим зоркость глаз,
И почувствуем всем телом,
Как тепло согрело нас.
Как уютно в нашем классе,
10
Ни печали, ни тревог,
Потрудились славно дети,
Завершается урок!
-Открываем глазки.
VII. Подведение итогов урока, рефлексия деятельности.
- Сегодня мы повторили тему “Мягкий знак после шипящих”.
- В словах какой части речи после шипящих всегда пишется Ь? (ГЛАГОЛ)
- В словах какой части речи написание Ь после шипящих зависит от рода,
числа, падежа? (СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ)
- Экскурсоводу в музее всегда приятно, когда посетители отставляют отзыв
об увиденном, услышанном. Оставьте отзыв и вы.
- С какой мыслью вы уходите с сегодняшнего урока? (слайд) Выберите
подходящую пословицу. Свой выбор аргументируйте.
• Тяжела ты, шапка Мономаха.
• Повторение – мать учения.
• Если за день ничему не научился, зря прожил день.
• Корень учения горек, да плод его сладок.
Большое спасибо, ребята! Сегодня вы были внимательными, активными и
сообразительными. Основные инструменты художника – кисть, карандаш.
Поэтому в память о сегодняшнем дне хочу подарить вам карандаши. Но они
разного цвета. (слайд)
- Если вам на уроке было легко, интересно. Вы во всем разобрались, то
возьмите карандаш синего цвета.
- Если иногда вы испытывали трудности и сомнения, то ваш карандаш
зелёный.
- Вам было не очень интересно на уроке. Вы не разобрались в новой теме.
Значит, ваш карандаш красный.
VIII. Домашнее задание дифференцированное (слайд) (Приложение 8)
11
Кто выбрал синий карандаш – ваша карточка с домашним заданием синего
цвета.
Исправь ошибки в тексте. Подчеркни орфограммы.
Кончается короткая летняя ноч. Первый лучь сонца упал на ландыш.
Потом луч заглянул в лисной прозрачный ключь . Утреннюю тиш нарушала
только наша речь.
Кто выбрал зелёный карандаш – ваша карточка зелёного цвета.
Подбери подходящие по смыслу слова с шипящим согласным на конце.
Напиши. Подчеркни орфограммы.
Устная …., мой весёлый звонкий…, летучая …, найти в лесу душистый …,
вставить в замок …,чёрный …, тёмная …, ночной …,скорая … .
Кто выбрал красный карандаш – ваша карточка красного цвета.
Запиши текст, вставь где нужно ь на конце существительных. Орфограммы
подчеркни.
В полноч(?) на манеж(?) вышел циркач(?) и его доч(?). На нем был плащ(?). У
девочки на платье блестела красивая брош(?). Скрипач(?) играл марш(?). Вот
морж(?) поймал мяч(?). В зале стояла тиш(?).
-Урок закончен. (слайд) Спасибо всем за работу! Желаю удачи!
12
13