Напоминание

"Мягкий знак после шипящих на конце слова"


Автор: Симонова Татьяна Викторовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ "Брединская СОШ №1"
Населённый пункт: Брединский район, поселок Бреды, Челябинская область
Наименование материала: Урок-вернисаж в 5 классе
Тема: "Мягкий знак после шипящих на конце слова"
Раздел: среднее образование





Назад




УРОК-ВЕРНИСАЖ В 5 КЛАССЕ

Тема: "Мягкий знак после шипящих на конце слова"

Цель: обеспечить усвоение учащимися написания мягкого знака после

шипящих на конце слова.

Задачи:

Образовательные: способствовать

продуктивному

осуществлению

познавательной деятельности по формированию правописания мягкого знака

после шипящих в словах женского рода, ед. числа, вывести алгоритм написания

мягкого знака после шипящих на конце имён существительных, продолжить

работу над словами с непроверяемой орфограммой;

Развивающие: способствовать

развитию

универсальных

учебных

действий: развития умений сравнивать, анализировать, умение обобщать, делать

выводы; развитие умений регулировать свою деятельность:

Воспитательные: воспитывать

интерес

к

русскому

языку,

культуру

интеллектуального труда, чувство сопереживания.

Планируемые результаты:

Личностные: развитие интереса к предмету, формирование мотивации к

обучению

и

познанию,

воспитание

личностных

качеств

:

аккуратности,

ответственности, уверенности, воспитание уважительного отношения к родному

языку.

Метапредметные:

Формирование регулятивных УУД: развития умения выполнять учебные

действия:

ставить

цель,

составлять

план

работы,

осуществлять

оценку

результативности,

развитие

самостоятельности,

самооценки,

осуществление

пошагового контроля по ходу выполнения заданий под руководством учителя.

Формирование коммуникативных УУД: развитие монологической и

диалогической речи, умения слушать, понимать обращенную речь, следовать

инструкциям, отвечать на вопросы; адекватно реагировать на замечания учителя.

Формирование познавательных УУД: развитие умение находить наиболее

эффективные

способы

решения

орфографических

задач,

анализировать,

сравнивать, обобщать.

1

Предметные: знакомство учащихся с существительными с основой на

шипящий в форме Р.п. мн. Ч. , развитие умения правильного написания ь знака на

конце шипящих существительных, развитие каллиграфических навыков письма,

орфографической и пунктуационной грамотности развитие навыка работы с

учебным текстом.

Основные образовательные ресурсы: мультимедиа-проектор, ноутбук,

карточки с шипящими согласными буквами: ж, ш, ч, щ, презентация.

Тип урока: комбинированный

Формы

организации

познавательной

деятельности:

фронтальная,

индивидуальная, групповая.

Методы

обучения:

наблюдение

над

языком,

создание

проблемных

ситуаций; репродуктивный, частично-поисковый, словесный, практический.

Методическое оснащение урока

Материально-техническая база:

компьютер;

мультимедийный проектор;

экран.

Дидактическое обеспечение:

учебник

«Русский

язык»

для

5

класса

общеобразовательных

учреждений под редакцией Е.А. Быстровой. М.: «Русское слово», 2018.

презентация (Приложение 9)

дидактический материал.

2

I.

Организация начала урока

1.

Приветствие.

- Добрый день, дорогие ученики, меня зовут Татьяна Викторовна.

2.Мотивация к обучению и познанию.

- Сегодня у нас не совсем обычный урок. На нашем уроке присутствуют

гости. Поприветствуйте, пожалуйста, их. Они хотят посмотреть на нашу с вами

работу, поэтому мне нужна ваша помощь.

Вы должны быть активными,

внимательными, дружными, чтобы открыть для себя новые знания.

- Ребята, вы готовы вместе со мной потрудиться? Тогда в путь за знаниями!

3.Проверка готовности к уроку.

- У каждого из вас на парте лежит Листок Успеха (Приложение 1), в

котором мы сегодня будем работать.

- В ходе урока вы будете оценивать уровень выполненной работы на полях с

помощью условных знаков (Приложение 2, заранее вывешиваю но доску):

«+» - доволен работой

«!» - что-то не получилось

«-» - не доволен работой.

II. Актуализация умений и знаний.

3

1.

- Сядьте удобно, запишите число, классная работа в Листе Успеха. (слайд)

- 8 декабря – международный день художника. (слайд) И я предлагаю вам

отправиться в замечательный музей на выставку, тему которой вы узнаете немного

позже.

- Итак, сегодня у нас урок-вернисаж. (слайд)

- Что такое вернисаж? Проверим значение этого слова по словарю (работа со

словарем заранее подготовленного ученика)

Вернисаж — торжественное открытие художественной выставки.

2. Проверка домашнего задания.

- А пока пройдём по залам со знакомыми нам экспозициями. Поскольку

учёба – это труд, для вас подготовили пословицы о труде. (слайд) Объясните

значение пословиц, вставьте пропущенные буквы, сформулируйте правило

пропущенных орфограмм.

1.

Чтобы бол..ше зна.., надо мен..ше спат.. .

2.

Мален..кое дело луч..ше бол..шого бездел..я.

- А что это за буква "ь знак"?

- Обозначает ли она какой-либо звук?

- Зачем же она тогда нужна в русском языке?

- Какую роль выполняет мягкий знак в этих словах?

- Молодцы, ребята!

3. Каллиграфическая минутка

- Хорошую речь нужно беречь (слайд)

- Проведем минутку чистописания и запишем предложение в тетрадь.

III.

Открытие новой темы.

1. Постановка учебной задачи

4

- Ребята, рассмотрим слова РЕЧЬ и БЕРЕЧЬ (Приложение 3, вывешиваю

на доску)

- К какой части речи относятся слова?

- На какой звук оканчиваются слова? (Мягкий, шипящий).

- Какие еще шипящие вы знаете?

- Если я закрою ь знак, слова произнесутся так же, как и с ь знаком?

- Нужен ли ь знак для обозначения мягкости согласного [ч']? (Нет).

- Значит, ь знак не обозначает мягкость согласного и не разделяет гласный от

согласного.

- Я хочу предложить вам еще одно слово, о нем мы уже говорили сегодня на

уроке,

которое

тоже

оканчивается

на

шипящий.

Это

существительное

ВЕРНИСАЖ (Приложение 3, вывешиваю на доску)

- Что вы можете сказать о написании этого слова? Может, допущена ошибка?

2. Определение темы и целей урока.

- Давайте сформулируем цель нашего урока?

- В чем мы должны сегодня разобраться?

(Научиться правильно писать слова с ь после шипящего на конце слова).

- Исходя из цели урока, сформулируем тему урока.

(Мягкий знак после шипящих на конце слова)

- Запишите, пожалуйста, тему урока в Лист Успеха. (слайд)

IV.

Первичное усвоение новых знаний

1. Исследовательская работа.

- Для того, чтобы решить нашу проблему, мы должны пройти в следующий

зал «Исследовательская работа».

- Посмотрите внимательно на слова, записанные на слайде (слайд).

- Определите, к каким частям речи относятся эти слова?

Увлечь, камыш, терпишь, не зависишь, ландыш, беречь, из-за туч, мышь,

бродишь, спешишь, много дач.

5

- Что объединяет все эти слова?

(Эти слова заканчиваются на шипящий согласный. В конце глаголов

пишется Ь, в именах существительных нужно определить род).

2. Построение проекта, выхода из затруднения

- Давайте вместе восстановим наши знания о написании Ь после шипящих и

сформулируем определение.

3. Заполнение опорной схемы-таблицы (прием «Таблица с пробелами

или «дырками»)

- И в этом нам поможет следующая экспозиция. Перед вами таблица с

пробелами (слайд)

- Подумайте и впишите в нее недостающие данные. А также заполните

таблицу словами-примерами, записанными на слайде.

Мягкий знак после шипящих на конце слова

Ь пишется

Ь не пишется

1.

1.

2.

2.

4. Проверка выполнения (слайд)

- Обменяйтесь таблицами с соседом по парте, проверьте и оцените товарища.

5. Работа с правилом в учебнике

- А вот и следующая экспозиция: печатные пособия по данному материалу.

- Откройте учебник на стр. 102 и сопоставьте содержание нашей таблицы с

содержанием теоретического материла в учебнике.

- Правы мы были в своих предположениях?

6

- Используя опорную таблицу, расскажите о правописании Ь после шипящих

на конце слов соседу по парте.

- Ребята, какую роль еще может выполнять мягкий знак? (указывает на

грамматическую форму слова)

6. Дополнительный материал («Это интересно»)

- Ребята, наша следующая экспозиция называется «Это интересно»,

прослушаем видеоматериал (Приложение 4)

V. Физминутка

По музею мы гуляли и немножечко устали.

Ты тихонечко встаёшь.

Руки поднимаешь,

А потом их опускаешь.

Глазками моргаешь,

Ручками похлопаешь,

Ножками потопаешь...

-Вот и разминку нам помогли провести слова с ь после шипящих.

- К какой части речи относятся эти слова?

- Какую букву вы напишите на конце слова?

VI. Первичное закрепление

1. Загадки

- А мы проходим в зал "Отгадайте загадки". Прослушаем загадки и запишем

отгадки на доске и в тетради, обозначим орфограмму (Приложение 5)

- Отгадавший комментирует написание.

7

1.

День устал

Поспать не прочь.

Кто его заменит? (ночь)

2.

Бежит за плугом с криком, вскачь

Весны посланец – черный… (грач)

3.

Кто за стенкою шуршит,

Тонким голосом пищит,

Сыр от них не утаишь,

Всем ворам – воришка. (мышь)

4. Этот цветок распускается в мае,

Белые бусинки он надевает. (ландыш)

2. Проба пера

- Следующая экспозиция называется «Проба пера».

- Составьте (устно) в микрогруппе предложение, используя слова - отгадки:

ночь, грач, мышь, ландыш.

- Может быть, у вас получится рифмованное предложение.

Проверка выполнения творческого задания (заслушиваем ответы)

3.

Работа с текстом

- Большое спасибо!

Ребята, мы с вами только учимся создавать

предложения, тексты в отличие от мастера слова, творчеству которого посвящена

выставка в следующем зале.

- Прочитаем отрывок из произведения.

Ветер, ветер! Ты могуч.

Ты гоняеш стаи тучь,

Ты волнуеш сине море,

Всюду вееш на просторе…

8

- Кто автор этого произведения? (Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи

богатырях»)

4. Игра «Корректор»

- В тексте допущены ошибки. Поиграем в корректоров, исправим ошибки,

объясним написание.

-

Какие

изобразительно-выразительные

средства

использует

автор?

(олицетворение, метафора «Стая туч»)

-

Объясните

знаки

препинания.

(Обращение,

однородные

члены

предложения)

VII. Проверка полученных знаний.

1. Самостоятельная работа (Приложение 6, выдается каждому ученику)

- С пользой или нет прошла экскурсия по музею, нам поможет узнать

следующий зал "Самостоятельная работа"

- В тетради запишем только буквы правильных ответов.

1.

В каком слове на месте пропуска пишется Ь?

А) до новых встреч..

Б) бородач..

В) дрож..

2.

В каком слове на месте пропуска не пишется Ь?

М) чертёж..

Н) красивая лож..

О) фальш..

3.

В каком ряду оба слова пишутся без ь?

С) ёрш.., мыш..

Т) плющ.., глуш..,

9

У) шалаш.., багаж..

4.

В каком ряду оба слава пишутся с ь?

Ж) с плеч.. долой, ковш..

З) роскош.., печ..,

И) трикотаж.., дич..

5.

Какую роль может выполнять ь?

Н) показывает мягкость предшествующего согласного

Ч) указывает на грамматические признаки и формы

К) разделяет гласный и согласный

2. Самопроверка

-Посмотрите внимательно на буквы, которые вы записали? (слайд) Какое

слово у вас получилось? (АМУИНЧК-УМНИЧКА)

- Сегодня на уроке вы все были умнички! (слайд) Хорошо работали, были

внимательны и активны.

- Поднимите руку те, кто справился с заданием без ошибок. Что вам

помогло? (Использование таблицы при работе).

- У кого были допущены ошибки? Какие слова вызвали затруднения?

Почему?

3. Минутка релаксации

- Наша экскурсия по музею подходит к концу, Сядьте удобно, закройте

глаза и прикройте их сверху ладонями (Приложение 7, под музыку читаю

строки)

Отдохнём одну минуту,

Восстановим зоркость глаз,

И почувствуем всем телом,

Как тепло согрело нас.

Как уютно в нашем классе,

10

Ни печали, ни тревог,

Потрудились славно дети,

Завершается урок!

-Открываем глазки.

VII. Подведение итогов урока, рефлексия деятельности.

- Сегодня мы повторили тему “Мягкий знак после шипящих”.

- В словах какой части речи после шипящих всегда пишется Ь? (ГЛАГОЛ)

- В словах какой части речи написание Ь после шипящих зависит от рода,

числа, падежа? (СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ)

- Экскурсоводу в музее всегда приятно, когда посетители отставляют отзыв

об увиденном, услышанном. Оставьте отзыв и вы.

- С какой мыслью вы уходите с сегодняшнего урока? (слайд) Выберите

подходящую пословицу. Свой выбор аргументируйте.

• Тяжела ты, шапка Мономаха.

• Повторение – мать учения.

• Если за день ничему не научился, зря прожил день.

• Корень учения горек, да плод его сладок.

Большое спасибо, ребята! Сегодня вы были внимательными, активными и

сообразительными. Основные инструменты художника – кисть, карандаш.

Поэтому в память о сегодняшнем дне хочу подарить вам карандаши. Но они

разного цвета. (слайд)

- Если вам на уроке было легко, интересно. Вы во всем разобрались, то

возьмите карандаш синего цвета.

- Если иногда вы испытывали трудности и сомнения, то ваш карандаш

зелёный.

- Вам было не очень интересно на уроке. Вы не разобрались в новой теме.

Значит, ваш карандаш красный.

VIII. Домашнее задание дифференцированное (слайд) (Приложение 8)

11

Кто выбрал синий карандаш – ваша карточка с домашним заданием синего

цвета.

Исправь ошибки в тексте. Подчеркни орфограммы.

Кончается короткая летняя ноч. Первый лучь сонца упал на ландыш.

Потом луч заглянул в лисной прозрачный ключь . Утреннюю тиш нарушала

только наша речь.

Кто выбрал зелёный карандаш – ваша карточка зелёного цвета.

Подбери подходящие по смыслу слова с шипящим согласным на конце.

Напиши. Подчеркни орфограммы.

Устная …., мой весёлый звонкий…, летучая …, найти в лесу душистый …,

вставить в замок …,чёрный …, тёмная …, ночной …,скорая … .

Кто выбрал красный карандаш – ваша карточка красного цвета.

Запиши текст, вставь где нужно ь на конце существительных. Орфограммы

подчеркни.

В полноч(?) на манеж(?) вышел циркач(?) и его доч(?). На нем был плащ(?). У

девочки на платье блестела красивая брош(?). Скрипач(?) играл марш(?). Вот

морж(?) поймал мяч(?). В зале стояла тиш(?).

-Урок закончен. (слайд) Спасибо всем за работу! Желаю удачи!

12

13



В раздел образования