Напоминание

"Гражданская оборона"


Автор: Инна Александровна Потапова
Должность: учитель
Учебное заведение: МКОУ "Вихоревская СОШ 2"
Населённый пункт: г. Вихоревка
Наименование материала: Открытый урок
Тема: "Гражданская оборона"
Раздел: среднее образование





Назад




ОТКРЫТЫЙ УРОК

ПО «ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Тема: «Гражданская оборона. Пожарная безопасность в школе»

Цели:

1. пропаганда социальной значимости курса «Основы безопасности

жизнедеятельности», поднятие его престижа;

2. практическая отработка навыков безопасного поведения школьниками в

условиях пожара;

3.Пропаганда культуры безопасности жизнедеятельности среди

подрастающего поколения.

Ход урока

I.Организационный момент.

Здравствуйте, уважаемые наши гости и дорогие ребята! Сегодня мы

собрались для очень важного и интересного разговора. Современный мир,

природа и развивающиеся технологии все чаще бросают нам вызов в виде

природных бедствий, техногенных аварий и катастроф. В нашей стране

существует мощная структура - МЧС России, готовая действовать в сложной

обстановке чрезвычайных ситуаций различного характера. И ее сила

заключается не только в современном высокотехнологичном оборудовании,

но и в кадровом потенциале. В МЧС России работают подготовленные

сотрудники, искренне любящие свое дело

Рассказ ученика о сознании ГО

II.Постановка учебных целей. Сообщение темы урока.

В мощную структуру МЧС входят пожарные подразделения. На этом уроке

речь пойдёт о пожарах, о правилах поведения во время пожара, об оказании

первой медицинской помощи, о защите здоровья и жизни.

III.Основная часть урока.

1.Исторический экскурс.

Пожар

старинное русское слово, от которого пышет огнем и пахнет

горьким дымом. В жизни человека огонь играет исключительно важную

роль. Согревание наших жилищ, приготовление пищи, развитие науки и

техники – связано с огнем. Но было время, когда люди не знали огня. Они

питались сырой пищей, в зимнюю стужу мерзли от холода, крупные хищные

звери нападали на человека. Тысячелетия потребовались человеку для того,

чтобы научиться добывать огонь и пользоваться им. Древние люди

поклонялись огню, как непонятному и грозному божеству, загадочному

брату солнца. Это нашло отражение в многочисленных легендах, сказаниях и

сказках прошлых лет.

Древнегреческие мифы рассказывают о том, как Прометей украл огонь у

Зевса, передал его людям и за это был жестоко наказан

Огонь – друг. Овладение этой величайшей стихийной силой природы дало

возможность человеку обеспечить себя светом и теплом.

Огонь – символ. С обнаженными головами люди смотрят на вечный огонь у

памятников героям, беззаветно сражавшимися за Родину. Огонь, зажженный

от лучей солнца в далекой Олимпии, несут в факельной эстафете бегуны,

велосипедисты, гребцы, яхтсмены, гимнасты, отдавая дань благородным

традициям античного мира

Огонь -

враг. Вследствие пожаров труды предыдущих поколений,

превратились в прах. Огонь сгубил миллионы человеческих жизней. По

своим трагическим последствиям пожары не уступали эпидемиям, засухам и

другим бедствиям.

С незапамятных времен огонь был спутником больших и малых войн. Его

использовали

тираны

для

достижения

своих

честолюбивых

целей,

инквизиторы,

отправлявшие

на

костер

еретиков,

крестоносцы,

порабощавшие народы.

Летопись рассказывает, как княгиня Ольга в 946 году при помощи огня

жестоко расправилась с людьми, которые поднялись на борьбу против

великокняжеской власти. Она подвергла осаде их главный город –

Искоростень, но многодневная осада не сломила сопротивление восставших.

Тогда Ольга потребовала от горожан уплаты долга голубями и воробьями.

Когда птицы были собраны, дружина Ольги привязала к их лапам куски

промасленной и подожженной пакли. Птицы полетели в свои гнезда, и через

несколько минут город был объят пламенем. Народ бросился спасать свои

дома и имущество, дружина Ольги ворвалась в Искоростень и разрушила его.

2.Законы Российской Федерации.

Так что же такое пожар? 18 ноября 1994 года был принят закон о пожарной

безопасности. Он гласит, что в образовательных учреждениях необходимо

обучать детей пожарной безопасности по специальным программам. Этим

занимаются уроки ОБЖ

Статья

34.

Права

и

обязанности

граждан

в

области

пожарной

безопасности

Граждане обязаны:

соблюдать требования пожарной безопасности;

иметь в помещениях и строениях, находящихся в их собственности

(пользовании),

первичные

средства

тушения

пожаров

и

противопожарный инвентарь в соответствии с правилами пожарной

безопасности

и

перечнями,

утвержденными

соответствующими

органами местного самоуправления;

при обнаружении пожаров немедленно уведомлять о них пожарную

охрану;

до прибытия пожарной охраны принимать посильные меры по

спасению людей, имущества и тушению пожаров;

оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров;

выполнять предписания, постановления и иные законные требования

должностных лиц государственного пожарного надзора;

Статья

38.

Ответственность

за

нарушение

требований

пожарной

безопасности

Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в

соответствии с действующим законодательством несут:

Граждане за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные

правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к

дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в

соответствии с действующим законодательством.

3.Правила пожарной безопасности в школе.

Чтобы у нас в школе не случилось вот так необходимо соблюдать некоторые

правила и выполнять определённые действия.

Что делать в случае пожара в школе

Так как в школе находится много людей, эвакуация займет больше времени,

чем эвакуация, например, из жилого дома. Поэтому при обнаружении пожара

в школе следует придерживаться другой последовательности принимаемых

мер. Первое, что надо сделать - это закрыть дверь того помещения, где

горит огонь. Если вы увидите горящее помещение через окно, не пытайтесь

войти в это помещение. Открытая дверь не только выпустит дым и помешает

эвакуации; внезапное поступление дополнительного воздуха может привести

к распространению пожара с большей скоростью. Следует немедленно

поднять тревогу, громко крича о пожаре. Сообщите о пожаре находящемуся

поблизости любому взрослому работнику школы, который примет меры по

немедленной

эвакуации

всех

людей

из

здания

школы. О

любом

возникновении пожара, даже самого небольшого, или же о подозрении на

пожар нужно немедленно сообщить пожарной охране наиболее быстрым

способом.

По прибытии пожарной охраны в первую очередь нужно знать следующее: в

каком помещении пожар; все ли эвакуированы

Чтобы вы знали, как вести себя при пожаре, часто в школе проводятся

учебные эвакуации . Давайте вспомним ваши действия при эвакуации:

- главное: сохраняйте спокойствие и слушайте своего педагога, именно он

поможет быстро эвакуироваться из помещения: пересчитает всех детей,

назначит замыкающего, возьмет журнал и построит вас;

- если вокруг много дыма, закройте лицо мокрым полотенцем, носовым

платком или ватно – марлевой повязкой и в определенном порядке, без

паники, всей группой идите к выходу в безопасную зону;

- если количество дыма увеличивается, то необходимо передвигаться по

помещению, пригнувшись или ползком;

- на улице педагог еще раз пересчитает вас, сообщит руководству, а

пожарные точно узнают, есть ли еще в помещении люди

Прочитайте ещё раз правила поведения на случай возникновения пожара

4.Средства индивидуальной защиты при пожаре.

В учебных классах образовательных учреждений пожар распространяется со

скоростью 1-1,5 метра в минуту, в коридорах – 4-5 м/мин. При горении

мебели и бумаги в учебных помещениях в воздухе скапливается оксид

углерода, который при вдыхании его в течение 5-10 минут становится

смертельным. Поэтому, в таких ситуациях необходимо использование

индивидуальных средств защиты

Как же правильно надевать противогаз? Для надевания необходимо: снять

головной убор; вынуть противогаз; взять шлем-маску обеими руками за

утолщение края у нижней части так, чтобы большие пальцы ладони были

снаружи, а остальные внутри ее; задержать дыхание; закрыть глаза;

приложить нижнюю часть шлем-маски под подбородок и резким движением

рук вверх и назад натянуть шлем-маску на голову так, чтобы не было

складок, а очковый узел располагался против глаз; устранить перекос и

складки, если они образовались при надевании шлем-маски, сделать полный

выдох, открыть глаза и возобновить дыхание.

Для надевания противогаза в положении лежа необходимо: задержать

дыхание, закрыть глаза; снять головной убор; достать противогаз из сумки и

надеть его; сделать выдох, открыть глаза, возобновить дыхание.

При надевании противогаза на раненого необходимо посадить или положить

раненого, учитывая его состояние и обстановку, вынуть его противогаз из

сумки и надеть на голову раненого.

5.Практическая часть – надевание противогаза.

Показ ученика.

6. Изготовление ватно-марлевой повязки

7. Ожоги. Степени ожогов. Первая помощь.

Алгоритм оказания само- и взаимопомощи при любых термических

ожогах кожи таков:

Немедленно погасить пламя на одежде и коже пострадавшего, для чего

накрыть его тканью (это приведет к прекращению поступления воздуха), или

сбросить горящую одежду. Можно погасить пылающий участок одежды,

забросав его землей, песком или снегом, облив водой или опустив в воду.

Успокоить пострадавшего и окружающих.

Осторожно снять с пострадавшего тлеющие остатки одежды, которые не

зафиксировались в ране. Запрещено отдирать от раны прилипшие остатки

одежды. Прикасаться к обожженной поверхности руками тоже нельзя.

Держать в течение 10-20 минут пораженную поверхность тела под струей

проточной холодной воды (можно в емкости с чистой прохладной водой).

Это необходимо для того, чтобы предупредить дальнейшее углубление и

расширение раны за счет нагрева обожженной зоны. Также это улучшит

кровообращение в ране. Но ни в коем случае нельзя использовать для

охлаждения зоны ожога лед, так как, помимо имеющегося ожога, у

пострадавшего возникнет дополнительная травма – обморожение.

На обожженную поверхность нанести противоожоговое средство, затем

наложить сверху сухую стерильную повязку. Ни в коем случае не

использовать вату: можно применять только бинт, марлю – тканевые

материалы. Если нет поблизости ни одного средства для экстренной помощи

при ожогах и стерильных бинтов нет, нужно просто наложить чистую сухую

повязку.

Запрещается

наносить

на

обожженную

кожу

мази,

кремы,

растительное масло, спиртовые растворы и прочие средства. При легких

ожогах первой степени без обширного повреждения кожи и пузырей можно

не накладывать повязку

При обширных ожогах рук и ног надо зафиксировать конечность с помощью

шины

или

подручных

средств

и

придать

конечности

возвышенное

положение.

При обширных ожогах и при возникновении признаков ожогового шока

(бледность, слабость, беспокойство, холодный пот, тахикардия, падение

артериального давления, нарушение сердечной деятельности и дыхания) дать

пострадавшему пить много жидкости – чистую воду. Жидкость уменьшает

интоксикацию, которая возникает из-за всасывания в кровь продуктов

распада обожженной кожи, подкожной клетчатки, мышц.

При сильных болях для предупреждения болевого шока пострадавшему дают

любое обезболивающее средство (анальгин, парацетамол и пр.).

IV.Подведение итогов.

Мы много говорили о том, как правильно вести себя во время пожара. Вы

многое знаете и умеете. Но мы всё-таки надеемся, что эта ЧС в нашей школе

не случится. Я желаю всем удачи. Спасибо за внимание!



В раздел образования