Автор: Инна Александровна Потапова
Должность: учитель
Учебное заведение: МКОУ "Вихоревская СОШ 2"
Населённый пункт: г. Вихоревка
Наименование материала: Открытый урок
Тема: "Гражданская оборона"
Раздел: среднее образование
ОТКРЫТЫЙ УРОК
ПО «ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Тема: «Гражданская оборона. Пожарная безопасность в школе»
Цели:
1. пропаганда социальной значимости курса «Основы безопасности
жизнедеятельности», поднятие его престижа;
2. практическая отработка навыков безопасного поведения школьниками в
условиях пожара;
3.Пропаганда культуры безопасности жизнедеятельности среди
подрастающего поколения.
Ход урока
I.Организационный момент.
Здравствуйте, уважаемые наши гости и дорогие ребята! Сегодня мы
собрались для очень важного и интересного разговора. Современный мир,
природа и развивающиеся технологии все чаще бросают нам вызов в виде
природных бедствий, техногенных аварий и катастроф. В нашей стране
существует мощная структура - МЧС России, готовая действовать в сложной
обстановке чрезвычайных ситуаций различного характера. И ее сила
заключается не только в современном высокотехнологичном оборудовании,
но и в кадровом потенциале. В МЧС России работают подготовленные
сотрудники, искренне любящие свое дело
Рассказ ученика о сознании ГО
II.Постановка учебных целей. Сообщение темы урока.
В мощную структуру МЧС входят пожарные подразделения. На этом уроке
речь пойдёт о пожарах, о правилах поведения во время пожара, об оказании
первой медицинской помощи, о защите здоровья и жизни.
III.Основная часть урока.
1.Исторический экскурс.
Пожар
– старинное русское слово, от которого пышет огнем и пахнет
горьким дымом. В жизни человека огонь играет исключительно важную
роль. Согревание наших жилищ, приготовление пищи, развитие науки и
техники – связано с огнем. Но было время, когда люди не знали огня. Они
питались сырой пищей, в зимнюю стужу мерзли от холода, крупные хищные
звери нападали на человека. Тысячелетия потребовались человеку для того,
чтобы научиться добывать огонь и пользоваться им. Древние люди
поклонялись огню, как непонятному и грозному божеству, загадочному
брату солнца. Это нашло отражение в многочисленных легендах, сказаниях и
сказках прошлых лет.
Древнегреческие мифы рассказывают о том, как Прометей украл огонь у
Зевса, передал его людям и за это был жестоко наказан
Огонь – друг. Овладение этой величайшей стихийной силой природы дало
возможность человеку обеспечить себя светом и теплом.
Огонь – символ. С обнаженными головами люди смотрят на вечный огонь у
памятников героям, беззаветно сражавшимися за Родину. Огонь, зажженный
от лучей солнца в далекой Олимпии, несут в факельной эстафете бегуны,
велосипедисты, гребцы, яхтсмены, гимнасты, отдавая дань благородным
традициям античного мира
Огонь -
враг. Вследствие пожаров труды предыдущих поколений,
превратились в прах. Огонь сгубил миллионы человеческих жизней. По
своим трагическим последствиям пожары не уступали эпидемиям, засухам и
другим бедствиям.
С незапамятных времен огонь был спутником больших и малых войн. Его
использовали
тираны
для
достижения
своих
честолюбивых
целей,
инквизиторы,
отправлявшие
на
костер
еретиков,
крестоносцы,
порабощавшие народы.
Летопись рассказывает, как княгиня Ольга в 946 году при помощи огня
жестоко расправилась с людьми, которые поднялись на борьбу против
великокняжеской власти. Она подвергла осаде их главный город –
Искоростень, но многодневная осада не сломила сопротивление восставших.
Тогда Ольга потребовала от горожан уплаты долга голубями и воробьями.
Когда птицы были собраны, дружина Ольги привязала к их лапам куски
промасленной и подожженной пакли. Птицы полетели в свои гнезда, и через
несколько минут город был объят пламенем. Народ бросился спасать свои
дома и имущество, дружина Ольги ворвалась в Искоростень и разрушила его.
2.Законы Российской Федерации.
Так что же такое пожар? 18 ноября 1994 года был принят закон о пожарной
безопасности. Он гласит, что в образовательных учреждениях необходимо
обучать детей пожарной безопасности по специальным программам. Этим
занимаются уроки ОБЖ
Статья
34.
Права
и
обязанности
граждан
в
области
пожарной
безопасности
Граждане обязаны:
соблюдать требования пожарной безопасности;
иметь в помещениях и строениях, находящихся в их собственности
(пользовании),
первичные
средства
тушения
пожаров
и
противопожарный инвентарь в соответствии с правилами пожарной
безопасности
и
перечнями,
утвержденными
соответствующими
органами местного самоуправления;
при обнаружении пожаров немедленно уведомлять о них пожарную
охрану;
до прибытия пожарной охраны принимать посильные меры по
спасению людей, имущества и тушению пожаров;
оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров;
выполнять предписания, постановления и иные законные требования
должностных лиц государственного пожарного надзора;
Статья
38.
Ответственность
за
нарушение
требований
пожарной
безопасности
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в
соответствии с действующим законодательством несут:
Граждане за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные
правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к
дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в
соответствии с действующим законодательством.
3.Правила пожарной безопасности в школе.
Чтобы у нас в школе не случилось вот так необходимо соблюдать некоторые
правила и выполнять определённые действия.
Что делать в случае пожара в школе
Так как в школе находится много людей, эвакуация займет больше времени,
чем эвакуация, например, из жилого дома. Поэтому при обнаружении пожара
в школе следует придерживаться другой последовательности принимаемых
мер. Первое, что надо сделать - это закрыть дверь того помещения, где
горит огонь. Если вы увидите горящее помещение через окно, не пытайтесь
войти в это помещение. Открытая дверь не только выпустит дым и помешает
эвакуации; внезапное поступление дополнительного воздуха может привести
к распространению пожара с большей скоростью. Следует немедленно
поднять тревогу, громко крича о пожаре. Сообщите о пожаре находящемуся
поблизости любому взрослому работнику школы, который примет меры по
немедленной
эвакуации
всех
людей
из
здания
школы. О
любом
возникновении пожара, даже самого небольшого, или же о подозрении на
пожар нужно немедленно сообщить пожарной охране наиболее быстрым
способом.
По прибытии пожарной охраны в первую очередь нужно знать следующее: в
каком помещении пожар; все ли эвакуированы
Чтобы вы знали, как вести себя при пожаре, часто в школе проводятся
учебные эвакуации . Давайте вспомним ваши действия при эвакуации:
- главное: сохраняйте спокойствие и слушайте своего педагога, именно он
поможет быстро эвакуироваться из помещения: пересчитает всех детей,
назначит замыкающего, возьмет журнал и построит вас;
- если вокруг много дыма, закройте лицо мокрым полотенцем, носовым
платком или ватно – марлевой повязкой и в определенном порядке, без
паники, всей группой идите к выходу в безопасную зону;
- если количество дыма увеличивается, то необходимо передвигаться по
помещению, пригнувшись или ползком;
- на улице педагог еще раз пересчитает вас, сообщит руководству, а
пожарные точно узнают, есть ли еще в помещении люди
Прочитайте ещё раз правила поведения на случай возникновения пожара
4.Средства индивидуальной защиты при пожаре.
В учебных классах образовательных учреждений пожар распространяется со
скоростью 1-1,5 метра в минуту, в коридорах – 4-5 м/мин. При горении
мебели и бумаги в учебных помещениях в воздухе скапливается оксид
углерода, который при вдыхании его в течение 5-10 минут становится
смертельным. Поэтому, в таких ситуациях необходимо использование
индивидуальных средств защиты
Как же правильно надевать противогаз? Для надевания необходимо: снять
головной убор; вынуть противогаз; взять шлем-маску обеими руками за
утолщение края у нижней части так, чтобы большие пальцы ладони были
снаружи, а остальные внутри ее; задержать дыхание; закрыть глаза;
приложить нижнюю часть шлем-маски под подбородок и резким движением
рук вверх и назад натянуть шлем-маску на голову так, чтобы не было
складок, а очковый узел располагался против глаз; устранить перекос и
складки, если они образовались при надевании шлем-маски, сделать полный
выдох, открыть глаза и возобновить дыхание.
Для надевания противогаза в положении лежа необходимо: задержать
дыхание, закрыть глаза; снять головной убор; достать противогаз из сумки и
надеть его; сделать выдох, открыть глаза, возобновить дыхание.
При надевании противогаза на раненого необходимо посадить или положить
раненого, учитывая его состояние и обстановку, вынуть его противогаз из
сумки и надеть на голову раненого.
5.Практическая часть – надевание противогаза.
Показ ученика.
6. Изготовление ватно-марлевой повязки
7. Ожоги. Степени ожогов. Первая помощь.
Алгоритм оказания само- и взаимопомощи при любых термических
ожогах кожи таков:
Немедленно погасить пламя на одежде и коже пострадавшего, для чего
накрыть его тканью (это приведет к прекращению поступления воздуха), или
сбросить горящую одежду. Можно погасить пылающий участок одежды,
забросав его землей, песком или снегом, облив водой или опустив в воду.
Успокоить пострадавшего и окружающих.
Осторожно снять с пострадавшего тлеющие остатки одежды, которые не
зафиксировались в ране. Запрещено отдирать от раны прилипшие остатки
одежды. Прикасаться к обожженной поверхности руками тоже нельзя.
Держать в течение 10-20 минут пораженную поверхность тела под струей
проточной холодной воды (можно в емкости с чистой прохладной водой).
Это необходимо для того, чтобы предупредить дальнейшее углубление и
расширение раны за счет нагрева обожженной зоны. Также это улучшит
кровообращение в ране. Но ни в коем случае нельзя использовать для
охлаждения зоны ожога лед, так как, помимо имеющегося ожога, у
пострадавшего возникнет дополнительная травма – обморожение.
На обожженную поверхность нанести противоожоговое средство, затем
наложить сверху сухую стерильную повязку. Ни в коем случае не
использовать вату: можно применять только бинт, марлю – тканевые
материалы. Если нет поблизости ни одного средства для экстренной помощи
при ожогах и стерильных бинтов нет, нужно просто наложить чистую сухую
повязку.
Запрещается
наносить
на
обожженную
кожу
мази,
кремы,
растительное масло, спиртовые растворы и прочие средства. При легких
ожогах первой степени без обширного повреждения кожи и пузырей можно
не накладывать повязку
При обширных ожогах рук и ног надо зафиксировать конечность с помощью
шины
или
подручных
средств
и
придать
конечности
возвышенное
положение.
При обширных ожогах и при возникновении признаков ожогового шока
(бледность, слабость, беспокойство, холодный пот, тахикардия, падение
артериального давления, нарушение сердечной деятельности и дыхания) дать
пострадавшему пить много жидкости – чистую воду. Жидкость уменьшает
интоксикацию, которая возникает из-за всасывания в кровь продуктов
распада обожженной кожи, подкожной клетчатки, мышц.
При сильных болях для предупреждения болевого шока пострадавшему дают
любое обезболивающее средство (анальгин, парацетамол и пр.).
IV.Подведение итогов.
Мы много говорили о том, как правильно вести себя во время пожара. Вы
многое знаете и умеете. Но мы всё-таки надеемся, что эта ЧС в нашей школе
не случится. Я желаю всем удачи. Спасибо за внимание!