Автор: Ефимова Татьяна Николаевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МАОУ СОШ №6 имени Героя Совестского Союза Н.Ф. Гастелло
Населённый пункт: город Долгопрудный
Наименование материала: сценарий вечера памяти
Тема: "Каждый, защищавший Ленинград, не просто горожанин, а солдат"
Раздел: среднее образование
Ефимова Татьяна Николаевна,
учитель истории и обществознания, МАОУ СОШ №6 им. Н.Ф. Гастелло, г. Долгопрудный
Сценарий вечера памяти «Каждый, защищавший Ленинград, не просто горожанин, а
солдат»
Оформление: плакаты «Нормы выдачи хлеба», «Вот они - блокадные 125 граммов».
Звучит первая часть «Седьмой симфонии» Д. Шостаковича.
Появляются ведущие. На фоне мелодии первый ведущий начинает говорить:
Первый ведущий.
Ленинград! Один из красивейших городов мира. Произведения
архитектуры, живописи, скульптуры, чудесные памятники, прекрасные сады, парки и
музеи - все это гордость нашей родины. Покорению и
захвату этого города гитлеровское командование придавало исключительное значение.
Второй ведущий.
Начальник генштаба германских сухопутных сил генерал Франц
Гальдер 18 сентября записал в своем дневнике: «На Ленинградском фронте, где у
противника сосредоточены крупные людские и материальные силы и средства, положение
будет напряженным до тех пор, пока не даст себя знать наш союзник – голод».
Третий ведущий. Гитлер рассчитывал захватить Ленинград к исходу третьей недели от
начала войны. Немецкое командование даже назначило время парада немецких войск на
Дворцовой площади. Офицерам и солдатам были розданы ггутеводители по Ленинграду и
даже отпечатаны пригласительные билеты на торжественный банкет в гостинице
«Астория».
Появляется чтец.
Чтец:
Враги хотят на месте Ленинграда
Оставить груды пыли и камней.
Об этом говорили их листовки -
Свидетельства бессилия врага.
Горели Пушкин, Невская. Дубровка,
Приневские дымилися луга.
И Ленинград пожары эти видел,
А враг, поживой жадною гоним,
Все наседал, смертельно ненавидя
Все русское, все, связанное с ним!
(А. Прокофьев. За Ленинград)
Первый ведущий.
Но триумфального марша не получилось. До 10 июля фашисты
проходили до 26 километров в сутки, во второй и третьей декадах уже только до пяти
километров, а августе - всего по два. В секретной директиве «О будущности города
Петербурга», датированной 22 сентября 1941 года, было написано: «...Если вследствие
создавшегося в городе положения будут заявлены просьбы о сдаче, они будут
отвергнуты».
Второй ведущий. Москва и Ленинград обрекались на полное уничтожение -вместе с
жителями. С этого и должно было начаться то, что Гитлер имел в виду: «Разгромить
русских как народ». То есть истребить, уничтожить как биологическое, географическое,
1
историческое понятие. Перед командованием Гитлер поставил задачу — штурмом
овладеть городом, сравнять его с землей. Не удалось.
Появляется чтец.
Чтец:
Враг силой не мог нас осилить,
Нас голодом хочет он взять,
Отнять Ленинград у России,
В полон ленинградцев забрать.
(Н. Тихонов. Киров с нами)
(Уходит.)
Третий ведущий. Для нас потеря Ленинграда во всех отношениях грозила бы серьезным
осложнением стратегической обстановки. В случае захвата города врагом и соединения
здесь германских и финских войск нам пришлось бы создавать новый фронт, чтобы
оборонять Москву с севера, кроме того, мы неизбежно потеряли бы мощный Балтийский
флот. И фашистская армия рвалась к Ленинграду и обрушила на него за время осады 150
тысяч тяжелых снарядов, 5 тысяч фугасных и более 100 тысяч зажигательных бомб.
История человечества не знала такой самоотверженности, такого беспримерного
мужества, какие проявили в те дни войны и жители блокадного Ленинграда.
(Звучат фрагменты второй части симфонии).
Чтец:
Нет, не сдадим мы город русской славы
И от земли до неба оградим,
Своих садов и парков величавых,
Своих святынь врагам не отдадим!
Не отдадим бездушной злобной силе
Обычаи народа, свет его.
И преградим пути ей в глубь России,
К бессмертию народа моего.
Не отдадим грядущий день победы,
Сиянье солнца, отблески зари,
Не отдадим могил отцов и дедов,
Курганов, где лежат богатыри.
(А. Прокофьев. За Ленинград)
Первый ведущий. Мыс Осиповец. В густом лесу на побережье, усеянном валунами, четко
выделяется высокий маяк. В этом пустынном и не оборудованном причалами месте 12
сентября 1941 года бросил якоря первый караван судов, доставлявших с Большой земли
продовольствие для осажденного города. Так началась беспримерная в военной истории
эпопея. Это начала действовать «Дорога жизни» - осенью и летом по воде, зимой - по
льду.
Появляется чтец.
2
Чтец:
Дорогой жизни шел к нам хлеб,
Дорогой дружбы многих к многим.
Еще не знают на земле
Страшней и радостней дороги.
(О. Берггольц)
(Уходит.)
Второй ведущий. Когда наступила первая блокадная весна, гитлеровский генерал Кюхнер
хвастливо
заявлял
берлинским
корреспондентам:
«Единственный
путь
по
льду
Ладожского озера, при помощи которого Ленинград мог получать боеприпасы и продукты
питания, сейчас, с наступлением весны, безвозвратно потерян. Отньше даже птица не
сможет пролететь кольцо блокады, установленной нашими войсками».
Третий ведущий. Да, ладожские льды растаяли, но по озеру опять пошли в свои огненные
рейсы баржи-самоходки, катера и рыбачьи шхуны. Шоферы, моряки и дорожники
оказались сильнее врага, сильнее Смерти.
Ленинградская школьница Майя Бубнова в те дни записала в своем дневнике: «...У
нас в Ленинграде все герои, но когда я вижу человека с Ладоги, мне хочется поклониться
ему как доблестному среди доблестных». «Дорогу жизни» называли еще и «дорогой
смерти», так как много людей и машин гибло под бомбами или проваливалось в
образовавшиеся от взрывов полыньи. Но риск оправдывал себя: Ленинград жил.
Первый ведущий. Но тем не менее с каждым днем запасы продовольствия в городе таяли.
Были сокращены его нормы. Хлеб стал практически единственной пищей ленинградцев.
Муки в этом хлебе почти не было, его выпекали из отрубей. Но несмотря ни на что,
истощенный голодом, холодом, непрерывными бомбёжками и обстрелами, город жил.
Самой страшной оказались зима и весна 1942 года, когда паек хлеба для питания детей и
стариков сократили до 125 граммов.
«Сто двадцать пять блокадных грамм с огнем и кровью пополам», - писала поэтесса
Ольга Берггольц, находясь в осаждённом городе.
Люди умирали на улицах, незахороненные тела заносило снегом. Жертвами блокады
стали 800 тысяч ленинградцев.
Второй ведущий.
Литературовед Лидия Гинзбург, перенесшая блокаду, в «Записках
блокадного человека» рассказывала о быте той страшной поры: «Типичный блокадный
день начинался с того, что человек выходил на кухню или темную лестницу, чтобы
наколоть дневной запас щепок или мелких дров для времянки. Колоть приходилось
ощупью, осторожно вгонять в полено косо поставленный топор, только потом ударяя.
Очень слабы были руки. Пальцы скрючивались и замирали в какой-нибудь случайной
позе».
Третий ведущий. 900 огненных, страшных, блокадных дней и ночей. Лучше всех об этом
могут рассказать сами блокадники.
Врач Г. Самойлова вспоминает: «Съели всех кошек, всех собак, какие были. Умирали
сначала мужчины, потому что мужчины мускулистые, у них мало жира. Люди
превращались в каких-то стариков. Элементарная, третья степень дистрофии - это не
только скелет без мышц (даже сидеть человеку больно) - это пожираемый желудком мозг.
Кого настигал голод, корчился и мучился так же, как тяжелораненые».
3
Первый ведущий. Уже после окончания войны педагог Леонид Роскин, выступая перед
коллегами, вспоминал о положении детей, оставшихся без родителей: «Дети лежали в
постелях, истощенные, с широко открытыми глазами. Едва передвигались. Ужас от
перенесенного застыл в глазах. Кожа лица, рук и тела была непроницаема от грязи. Вши
ползали по исхудавшим тельцам. Многие дети не видели горячей пищи по 15-20 дней,
даже кипятка».
Появляется чтец.
Чтец:
В блокадных днях
Мы так и не узнали,
Меж юностью и детством
Где черта?..
(Уходит.)
Второй ведущий. И маленькие ленинградцы сражались с голодом, с холодом, со смертью,
как Таня Савичева. Дневник этой девочки нельзя читать без боли и содрогания: «...Женя
умерла 28 декабря, 3 часа дня, 1942 года... Если просто хочется есть, это не голод. Голод
— это когда изо дня в день голодают голова, руки, сердце — всё, что у тебя есть,
голодает. Сперва голодает, потом умирает...» Савичевы умирали один за другим. Таня не
сдавалась, она высохла, вымерзла, стала тоненькой и совсем легкой, но жила. С ней была
мама, и она держалась. Потом... Страничка на букву «С»...
Появляется чтец.
Чтец:
На страницу
Каменно
Легла:
Мама
13 мая
в 7.30 час
утра
1942г.
Машинально Таня полистала
Свой
Немногословный дневничок.
Все семейство Савичевых встало
Перед нею
Вновь наперечет.
И она,
буквально
по два слова,
Пишет, как она на крайней полосе:
Савичевы
умер-
ли,
И снова: умер -
ли
И добавляет: все.
4
(С. Смирнов. Сердце и дневник)
Третий ведущий. Из дневника Юры Рябинина: «Теперь я мало забочусь о себе. Сплю
одетый, слегка прополаскиваю утром лицо, рук мылом не мою, не переодеваюсь. Я живу в
голоде, холоде, среди блох...»
Следующая запись: «Эх, как хочется спать, спать, есть... А что еще человеку надо? А
будет человек сыт и здоров - ему захочется чего-нибудь еще... Месяц тому назад я мечтал
о хлебе с маслом, с колбасой, а вот теперь уже об одном хлебе».
Первый ведущий. Еще одна запись: «Боюсь, что и дневник-то этот мне не придется
закончить, чтобы на последней странице поставить слово «конец». Уже кто-то другой
допишет его словом «смерть»».
Второй ведущий. Так и случилось. Юра Рябинин навсегда остался в Ленинграде... Мать,
оставшись перед - выбором, кого спасать - сына или дочь, - выбрала дочь. У нее не
хватило сил доставить на вокзал обоих.
Третий ведущий.
Но не все выдержали испытание. Было разное, и мародерство, и
спекуляция. Было и бесчувствие, и черствость, воровали карточки, вырывали кусок хлеба,
обирали умирающих. В блокадном Ленинграде родились и такие слова: «Умирать-то
умирай — только карточки отдай!»
Амплитуда страстей человеческих в блокаду возросла чрезвычайно - от падений самых
тягостных до наивысших проявлений сознания, любви, преданности.
Сплошь и рядом, когда мы допытывались, как выжили, каким образом, каким способом,
что помогало, то оказывалось - семья сплотилась, помогала друг другу, сумели создать в
учреждении, на предприятии коллектив, кто-то требовал, заставлял подчиняться
дисциплине, не позволял опускаться. Мать Марины Ткачевой заставляла детей всю
блокаду чистить зубы. Не было зубного порошка - чистили древесным углем. Много
значило для этой семья то, что не был съеден кот. Спасли кота. Страшный он стал, весь
обгорелый, оттого что терся боками о раскалённую «буржуйку». Но не съели. И это - по
чисто детской, сохранившейся от тех лет гордости — первое, что сообщила в своем
рассказе Марина Александровна Ткачева. И такое тоже поддерживало, поднимало
самоуважение людей. Из самых разных историй и случаев убеждаешься, что для
большинства ленинградцев существовали не способы выжить, а скорее способы жить.
Первый ведущий.
Бывшая трамвайщица Варвара Васильевна Семенова вспоминает:
«Помню, привезли ребят-близнецов в стационар... Вот родители прислали им маленькую
передачу: три печеньица и три конфетки. Сонечка и Серёженька — так звали этих
ребятишек. Мальчик себе и ей дал по печенью, потом печенье поделили пополам.
Остаются крошки, он отдает крошки сестричке. А сестричка бросает ему такую фразу:
«Серёженька, мужчинам тяжело переносить войну, эти крошки съешь ты». Им было по
три года. Они едва говорили, да, три года, такие крошки!».
Второй ведущий. Как ни странно, в осажденном Ленинграде многие вели дневники и
сочиняли стихи. По мнению авторов «Блокадной книги», десять процентов, переживших
блокаду, писали стихи. Чем объяснить такой феномен? Быть может, тем, что у блокадного
Ленинграда была своя муза Сострадания и Надежды, и она разговаривала с блокадниками
стихами О. Берггольц и музыкой Д. Шостаковича. «Седьмую симфонию» Шостакович
писал в Ленинграде и в один из сентябрьских дней рассказывал нам об этом по радио», -
вспоминает О. Берггольц.
5
Ленинградцы не выключали радио ни днем, ни ночью. Из-за недостатка электроэнергии
оно не говорило, а шептало. Но даже если только стучал метроном - и то было легче. Это
означало, что город жив, что его сердце бьется.
Приглушенно звучит фрагмент 3-й части «Седьмой симфонии» Д. Шостаковича.
Появляется чтец.
Чтец
(на фоне музыки):
Пока ты улыбаешься стихам,
Пока на память Пушкина читаешь,
Пока ты помогаешь старикам
И женщинам дорогу уступаешь,
Пока ребёнку руку подаешь
И через лёд заботливо ведешь
Старательными мелкими шажками,
Пока ты веру бережешь, как знамя,
Ты не погибнешь, ты не упадешь!
Да, Ленинград остыл и обезлюдел,
И высятся пустые этажи,
Но мы умеем жить, хотим и будем,
Мы отстояли это право - жить.
(3. Шишова. Блокада)
Третий ведущий. Ленинградцы выдержали суровое испытание — 900 долгих блокадных
дней. Враги не сломили их мужества, не поколебали их веру в победу. Только в середине
января 1944 года загудело небо над Ленинградом. И жители впервые не испугались этого
гула. Они знали, что по позициям врага бьют тяжелые орудия Балтийского флота.
Ленинград с радостью узнавал:
-15 января освобожден ближний пригород - Красное село;
- 20 января освобожден знаменитый Петергоф;
- 21 января фашисты начали отходить от Ленинграда по всей линии фронта. Последний
вражеский снаряд разорвался в Ленинграде на рассвете 22 января 1944 года.
... Звучит 4-я часть «Седьмой симфонии».
Первый ведущий. Январь 1944 года. Великая, священная для всех ленинградцев дата.
Город-воин, город-герой развернул свои могучие плечи, поднялся во весь рост и прорвал
цепи фашистской блокады.
27 сентября 1944 года над Невой прогремел праздничный салют. Город-герой
выстоял и победил.
Список литературы:
1. Адамович О., Гранин Д. Блокадная книга. - М., 1983.
2. Баландин Р.К. 100 великих гениев. - М., 2004.
3. Берггольц О. Дневные звезды. Говорит Ленинград. - М., 1990.
4. Кулагина ГЛ. Сто игр по истории. - М., 1983;
5. О. Пархаев. Славный год войны народной. - М., 1990.
6. Тюрин Ю.П. Воспитание историей. - М., 1987.
7. Шмаков С. Нетрадиционные праздники е школе. - М., 1997.
6