Напоминание

"Каждый, защищавший Ленинград, не просто горожанин, а солдат"


Автор: Ефимова Татьяна Николаевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МАОУ СОШ №6 имени Героя Совестского Союза Н.Ф. Гастелло
Населённый пункт: город Долгопрудный
Наименование материала: сценарий вечера памяти
Тема: "Каждый, защищавший Ленинград, не просто горожанин, а солдат"
Раздел: среднее образование





Назад




Ефимова Татьяна Николаевна,

учитель истории и обществознания, МАОУ СОШ №6 им. Н.Ф. Гастелло, г. Долгопрудный

Сценарий вечера памяти «Каждый, защищавший Ленинград, не просто горожанин, а

солдат»

Оформление: плакаты «Нормы выдачи хлеба», «Вот они - блокадные 125 граммов».

Звучит первая часть «Седьмой симфонии» Д. Шостаковича.

Появляются ведущие. На фоне мелодии первый ведущий начинает говорить:

Первый ведущий.

Ленинград! Один из красивейших городов мира. Произведения

архитектуры, живописи, скульптуры, чудесные памятники, прекрасные сады, парки и

музеи - все это гордость нашей родины. Покорению и

захвату этого города гитлеровское командование придавало исключительное значение.

Второй ведущий.

Начальник генштаба германских сухопутных сил генерал Франц

Гальдер 18 сентября записал в своем дневнике: «На Ленинградском фронте, где у

противника сосредоточены крупные людские и материальные силы и средства, положение

будет напряженным до тех пор, пока не даст себя знать наш союзник – голод».

Третий ведущий. Гитлер рассчитывал захватить Ленинград к исходу третьей недели от

начала войны. Немецкое командование даже назначило время парада немецких войск на

Дворцовой площади. Офицерам и солдатам были розданы ггутеводители по Ленинграду и

даже отпечатаны пригласительные билеты на торжественный банкет в гостинице

«Астория».

Появляется чтец.

Чтец:

Враги хотят на месте Ленинграда

Оставить груды пыли и камней.

Об этом говорили их листовки -

Свидетельства бессилия врага.

Горели Пушкин, Невская. Дубровка,

Приневские дымилися луга.

И Ленинград пожары эти видел,

А враг, поживой жадною гоним,

Все наседал, смертельно ненавидя

Все русское, все, связанное с ним!

(А. Прокофьев. За Ленинград)

Первый ведущий.

Но триумфального марша не получилось. До 10 июля фашисты

проходили до 26 километров в сутки, во второй и третьей декадах уже только до пяти

километров, а августе - всего по два. В секретной директиве «О будущности города

Петербурга», датированной 22 сентября 1941 года, было написано: «...Если вследствие

создавшегося в городе положения будут заявлены просьбы о сдаче, они будут

отвергнуты».

Второй ведущий. Москва и Ленинград обрекались на полное уничтожение -вместе с

жителями. С этого и должно было начаться то, что Гитлер имел в виду: «Разгромить

русских как народ». То есть истребить, уничтожить как биологическое, географическое,

1

историческое понятие. Перед командованием Гитлер поставил задачу — штурмом

овладеть городом, сравнять его с землей. Не удалось.

Появляется чтец.

Чтец:

Враг силой не мог нас осилить,

Нас голодом хочет он взять,

Отнять Ленинград у России,

В полон ленинградцев забрать.

(Н. Тихонов. Киров с нами)

(Уходит.)

Третий ведущий. Для нас потеря Ленинграда во всех отношениях грозила бы серьезным

осложнением стратегической обстановки. В случае захвата города врагом и соединения

здесь германских и финских войск нам пришлось бы создавать новый фронт, чтобы

оборонять Москву с севера, кроме того, мы неизбежно потеряли бы мощный Балтийский

флот. И фашистская армия рвалась к Ленинграду и обрушила на него за время осады 150

тысяч тяжелых снарядов, 5 тысяч фугасных и более 100 тысяч зажигательных бомб.

История человечества не знала такой самоотверженности, такого беспримерного

мужества, какие проявили в те дни войны и жители блокадного Ленинграда.

(Звучат фрагменты второй части симфонии).

Чтец:

Нет, не сдадим мы город русской славы

И от земли до неба оградим,

Своих садов и парков величавых,

Своих святынь врагам не отдадим!

Не отдадим бездушной злобной силе

Обычаи народа, свет его.

И преградим пути ей в глубь России,

К бессмертию народа моего.

Не отдадим грядущий день победы,

Сиянье солнца, отблески зари,

Не отдадим могил отцов и дедов,

Курганов, где лежат богатыри.

(А. Прокофьев. За Ленинград)

Первый ведущий. Мыс Осиповец. В густом лесу на побережье, усеянном валунами, четко

выделяется высокий маяк. В этом пустынном и не оборудованном причалами месте 12

сентября 1941 года бросил якоря первый караван судов, доставлявших с Большой земли

продовольствие для осажденного города. Так началась беспримерная в военной истории

эпопея. Это начала действовать «Дорога жизни» - осенью и летом по воде, зимой - по

льду.

Появляется чтец.

2

Чтец:

Дорогой жизни шел к нам хлеб,

Дорогой дружбы многих к многим.

Еще не знают на земле

Страшней и радостней дороги.

(О. Берггольц)

(Уходит.)

Второй ведущий. Когда наступила первая блокадная весна, гитлеровский генерал Кюхнер

хвастливо

заявлял

берлинским

корреспондентам:

«Единственный

путь

по

льду

Ладожского озера, при помощи которого Ленинград мог получать боеприпасы и продукты

питания, сейчас, с наступлением весны, безвозвратно потерян. Отньше даже птица не

сможет пролететь кольцо блокады, установленной нашими войсками».

Третий ведущий. Да, ладожские льды растаяли, но по озеру опять пошли в свои огненные

рейсы баржи-самоходки, катера и рыбачьи шхуны. Шоферы, моряки и дорожники

оказались сильнее врага, сильнее Смерти.

Ленинградская школьница Майя Бубнова в те дни записала в своем дневнике: «...У

нас в Ленинграде все герои, но когда я вижу человека с Ладоги, мне хочется поклониться

ему как доблестному среди доблестных». «Дорогу жизни» называли еще и «дорогой

смерти», так как много людей и машин гибло под бомбами или проваливалось в

образовавшиеся от взрывов полыньи. Но риск оправдывал себя: Ленинград жил.

Первый ведущий. Но тем не менее с каждым днем запасы продовольствия в городе таяли.

Были сокращены его нормы. Хлеб стал практически единственной пищей ленинградцев.

Муки в этом хлебе почти не было, его выпекали из отрубей. Но несмотря ни на что,

истощенный голодом, холодом, непрерывными бомбёжками и обстрелами, город жил.

Самой страшной оказались зима и весна 1942 года, когда паек хлеба для питания детей и

стариков сократили до 125 граммов.

«Сто двадцать пять блокадных грамм с огнем и кровью пополам», - писала поэтесса

Ольга Берггольц, находясь в осаждённом городе.

Люди умирали на улицах, незахороненные тела заносило снегом. Жертвами блокады

стали 800 тысяч ленинградцев.

Второй ведущий.

Литературовед Лидия Гинзбург, перенесшая блокаду, в «Записках

блокадного человека» рассказывала о быте той страшной поры: «Типичный блокадный

день начинался с того, что человек выходил на кухню или темную лестницу, чтобы

наколоть дневной запас щепок или мелких дров для времянки. Колоть приходилось

ощупью, осторожно вгонять в полено косо поставленный топор, только потом ударяя.

Очень слабы были руки. Пальцы скрючивались и замирали в какой-нибудь случайной

позе».

Третий ведущий. 900 огненных, страшных, блокадных дней и ночей. Лучше всех об этом

могут рассказать сами блокадники.

Врач Г. Самойлова вспоминает: «Съели всех кошек, всех собак, какие были. Умирали

сначала мужчины, потому что мужчины мускулистые, у них мало жира. Люди

превращались в каких-то стариков. Элементарная, третья степень дистрофии - это не

только скелет без мышц (даже сидеть человеку больно) - это пожираемый желудком мозг.

Кого настигал голод, корчился и мучился так же, как тяжелораненые».

3

Первый ведущий. Уже после окончания войны педагог Леонид Роскин, выступая перед

коллегами, вспоминал о положении детей, оставшихся без родителей: «Дети лежали в

постелях, истощенные, с широко открытыми глазами. Едва передвигались. Ужас от

перенесенного застыл в глазах. Кожа лица, рук и тела была непроницаема от грязи. Вши

ползали по исхудавшим тельцам. Многие дети не видели горячей пищи по 15-20 дней,

даже кипятка».

Появляется чтец.

Чтец:

В блокадных днях

Мы так и не узнали,

Меж юностью и детством

Где черта?..

(Уходит.)

Второй ведущий. И маленькие ленинградцы сражались с голодом, с холодом, со смертью,

как Таня Савичева. Дневник этой девочки нельзя читать без боли и содрогания: «...Женя

умерла 28 декабря, 3 часа дня, 1942 года... Если просто хочется есть, это не голод. Голод

— это когда изо дня в день голодают голова, руки, сердце — всё, что у тебя есть,

голодает. Сперва голодает, потом умирает...» Савичевы умирали один за другим. Таня не

сдавалась, она высохла, вымерзла, стала тоненькой и совсем легкой, но жила. С ней была

мама, и она держалась. Потом... Страничка на букву «С»...

Появляется чтец.

Чтец:

На страницу

Каменно

Легла:

Мама

13 мая

в 7.30 час

утра

1942г.

Машинально Таня полистала

Свой

Немногословный дневничок.

Все семейство Савичевых встало

Перед нею

Вновь наперечет.

И она,

буквально

по два слова,

Пишет, как она на крайней полосе:

Савичевы

умер-

ли,

И снова: умер -

ли

И добавляет: все.

4

(С. Смирнов. Сердце и дневник)

Третий ведущий. Из дневника Юры Рябинина: «Теперь я мало забочусь о себе. Сплю

одетый, слегка прополаскиваю утром лицо, рук мылом не мою, не переодеваюсь. Я живу в

голоде, холоде, среди блох...»

Следующая запись: «Эх, как хочется спать, спать, есть... А что еще человеку надо? А

будет человек сыт и здоров - ему захочется чего-нибудь еще... Месяц тому назад я мечтал

о хлебе с маслом, с колбасой, а вот теперь уже об одном хлебе».

Первый ведущий. Еще одна запись: «Боюсь, что и дневник-то этот мне не придется

закончить, чтобы на последней странице поставить слово «конец». Уже кто-то другой

допишет его словом «смерть»».

Второй ведущий. Так и случилось. Юра Рябинин навсегда остался в Ленинграде... Мать,

оставшись перед - выбором, кого спасать - сына или дочь, - выбрала дочь. У нее не

хватило сил доставить на вокзал обоих.

Третий ведущий.

Но не все выдержали испытание. Было разное, и мародерство, и

спекуляция. Было и бесчувствие, и черствость, воровали карточки, вырывали кусок хлеба,

обирали умирающих. В блокадном Ленинграде родились и такие слова: «Умирать-то

умирай — только карточки отдай!»

Амплитуда страстей человеческих в блокаду возросла чрезвычайно - от падений самых

тягостных до наивысших проявлений сознания, любви, преданности.

Сплошь и рядом, когда мы допытывались, как выжили, каким образом, каким способом,

что помогало, то оказывалось - семья сплотилась, помогала друг другу, сумели создать в

учреждении, на предприятии коллектив, кто-то требовал, заставлял подчиняться

дисциплине, не позволял опускаться. Мать Марины Ткачевой заставляла детей всю

блокаду чистить зубы. Не было зубного порошка - чистили древесным углем. Много

значило для этой семья то, что не был съеден кот. Спасли кота. Страшный он стал, весь

обгорелый, оттого что терся боками о раскалённую «буржуйку». Но не съели. И это - по

чисто детской, сохранившейся от тех лет гордости — первое, что сообщила в своем

рассказе Марина Александровна Ткачева. И такое тоже поддерживало, поднимало

самоуважение людей. Из самых разных историй и случаев убеждаешься, что для

большинства ленинградцев существовали не способы выжить, а скорее способы жить.

Первый ведущий.

Бывшая трамвайщица Варвара Васильевна Семенова вспоминает:

«Помню, привезли ребят-близнецов в стационар... Вот родители прислали им маленькую

передачу: три печеньица и три конфетки. Сонечка и Серёженька — так звали этих

ребятишек. Мальчик себе и ей дал по печенью, потом печенье поделили пополам.

Остаются крошки, он отдает крошки сестричке. А сестричка бросает ему такую фразу:

«Серёженька, мужчинам тяжело переносить войну, эти крошки съешь ты». Им было по

три года. Они едва говорили, да, три года, такие крошки!».

Второй ведущий. Как ни странно, в осажденном Ленинграде многие вели дневники и

сочиняли стихи. По мнению авторов «Блокадной книги», десять процентов, переживших

блокаду, писали стихи. Чем объяснить такой феномен? Быть может, тем, что у блокадного

Ленинграда была своя муза Сострадания и Надежды, и она разговаривала с блокадниками

стихами О. Берггольц и музыкой Д. Шостаковича. «Седьмую симфонию» Шостакович

писал в Ленинграде и в один из сентябрьских дней рассказывал нам об этом по радио», -

вспоминает О. Берггольц.

5

Ленинградцы не выключали радио ни днем, ни ночью. Из-за недостатка электроэнергии

оно не говорило, а шептало. Но даже если только стучал метроном - и то было легче. Это

означало, что город жив, что его сердце бьется.

Приглушенно звучит фрагмент 3-й части «Седьмой симфонии» Д. Шостаковича.

Появляется чтец.

Чтец

(на фоне музыки):

Пока ты улыбаешься стихам,

Пока на память Пушкина читаешь,

Пока ты помогаешь старикам

И женщинам дорогу уступаешь,

Пока ребёнку руку подаешь

И через лёд заботливо ведешь

Старательными мелкими шажками,

Пока ты веру бережешь, как знамя,

Ты не погибнешь, ты не упадешь!

Да, Ленинград остыл и обезлюдел,

И высятся пустые этажи,

Но мы умеем жить, хотим и будем,

Мы отстояли это право - жить.

(3. Шишова. Блокада)

Третий ведущий. Ленинградцы выдержали суровое испытание — 900 долгих блокадных

дней. Враги не сломили их мужества, не поколебали их веру в победу. Только в середине

января 1944 года загудело небо над Ленинградом. И жители впервые не испугались этого

гула. Они знали, что по позициям врага бьют тяжелые орудия Балтийского флота.

Ленинград с радостью узнавал:

-15 января освобожден ближний пригород - Красное село;

- 20 января освобожден знаменитый Петергоф;

- 21 января фашисты начали отходить от Ленинграда по всей линии фронта. Последний

вражеский снаряд разорвался в Ленинграде на рассвете 22 января 1944 года.

... Звучит 4-я часть «Седьмой симфонии».

Первый ведущий. Январь 1944 года. Великая, священная для всех ленинградцев дата.

Город-воин, город-герой развернул свои могучие плечи, поднялся во весь рост и прорвал

цепи фашистской блокады.

27 сентября 1944 года над Невой прогремел праздничный салют. Город-герой

выстоял и победил.

Список литературы:

1. Адамович О., Гранин Д. Блокадная книга. - М., 1983.

2. Баландин Р.К. 100 великих гениев. - М., 2004.

3. Берггольц О. Дневные звезды. Говорит Ленинград. - М., 1990.

4. Кулагина ГЛ. Сто игр по истории. - М., 1983;

5. О. Пархаев. Славный год войны народной. - М., 1990.

6. Тюрин Ю.П. Воспитание историей. - М., 1987.

7. Шмаков С. Нетрадиционные праздники е школе. - М., 1997.

6



В раздел образования