Автор: Пасенко Дарья Владимировна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: Г(О)БУ Центр "СемьЯ"
Населённый пункт: города Липецка
Наименование материала: статья
Тема: "Стили семейного воспитания: психологический аспект"
Раздел: дополнительное образование
О стилях семейного воспитания: психологический аспект
Здравствуйте, уважаемые родители!
Для любого ребенка большое значение в жизни играет семья в которой он родился
и вырос. Именно в семье закладываются основы личности будущего взрослого. Для того
чтобы избежать ошибок в воспитании детей родителям необходимо знать о разных стилях
воспитания, которые оказывают различное влияние на развитие детей.
Различают 4 стиля воспитания: демократический, авторитарный, гиперопека
(опекающий), гипоопека (попустительский). Давайте поговорим о каждом из них более
подробно.
Первый стиль -
демократический.
Демократичный родитель осознает свою
важность в становлении личности ребенка, но и за ним признает право на саморазвитие.
Понимает, какие требования необходимо диктовать, а какие - обсуждать. В разумных
пределах готов пересмотреть свои позиции и пойти на компромисс, то есть договориться с
ребёнком в спорных вопросах.
Второй стиль - авторитарный. Авторитарных родитель хорошо представляет,
каким должен быть ребенок и прилагает огромные усилия, чтобы приблизить его к
«идеалу». Неуступчивость, излишняя требовательность – основные составляющие
авторитарных отношений.
Третий стиль – Гиперопека. При гиперопеке родители, обеспечивая своим трудом,
удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и
трудностей, принимая их на себя. Такое поведение родителей приводит к пассивности,
несамостоятельности, трудностям в общении уже у самого ребёнка.
Четвёртый стиль - Гипоопека - подразумевает под собой сочетание безразличного
отношения
родительского
отношения
с
полным
отсутствием
контроля.
При
попустительском стиле родители почти не обращают внимания на своих детей, ни в чем
их не ограничивают, ничего не запрещают.
Рекомендации родителям
1.Изучайте особенности своих детей. Принимайте их такими, какие они есть, с их
достоинствами и недостатками, цените их неповторимость и индивидуальность.
2.Проблемы и конфликты решайте в сотрудничестве. Очень важно побуждать детей
оказать помощь друг другу, радоваться успеху других.
3.Соблюдайте единство требований. Несогласие взрослых создает для младших сложную
ситуацию: кого слушать, маму или папу, а может быть бабушку? В такой ситуации дети
вынуждены приспосабливаться, скрывать свои негативные чувства к старшим.
4.Чаще создавайте дома ситуацию разговора «по душам», чтобы дети могли спокойно
рассказать о своих проблемах.
5.Не вините детей за создавшуюся сложную экономическую ситуацию в семье. Ребенок
будет, бережнее относится к вещам, если вы ему вежливо и спокойно объясните, каких
трудов вам стоило их купить.
6. Помните о том, что многие дети не любят, когда их сравнивают с другими (братьями и
сестрами), но безболезненно воспринимают сравнение с самим собой.
7.
Поощряйте проявления в характере ребёнка таких качеств, как ответственность,
самостоятельность. Не делайте за ребёнка то, что он обязан делать сам. Приучайте
ребёнка ежедневно планировать свою деятельность.
8. Чтобы младший член вашей семьи дорожил вашим мнением и обращался по любому
волнующему его вопросу, запомните несколько правил:
- общайтесь с ребёнком полноценно, а не на бегу. Если у вас нет времени, чтобы
сесть рядышком и поговорить, отложите беседу: «Дай мне, пожалуйста, минутку (5 минут
время), я закончу свои дела, и мы обязательно с тобой поговорим»;
- разговаривайте с ребёнком доброжелательным тоном. Не давите на ребенка в
порыве беспокойства: «Кто тебе об этом сказал? Где ты это услышал?» Он может решить,
что спрашивать о таких вещах нельзя, что это стыдно или плохо.