Автор: Зубанова Ирина Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №1 СП д/с №8 "Тополёк"
Населённый пункт: г.о.Чапаевск
Наименование материала: статья
Тема: "Трудовое воспитание дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО"
Раздел: дошкольное образование
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя
общеобразовательная школа № 1 имени Героя Советского Союза Зои Космодемьянской
городского округа Чапаевск Самарской области СП «Детский сад № 8 «Тополёк»
Подготовила: воспитатель высшей категории
Зубанова Ирина Анатольевна
Консультация для воспитателей на тему:
«Трудовое воспитание дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС
ДО»
Трудовое воспитание в ДОО - важное средство всестороннего развития личности
дошкольника посредством ознакомления с трудом взрослых, приобщения детей
к доступной трудовой деятельности.
Задачи:
формирование позитивных установок к различным видам труда и
творчества;
воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду
других людей и его результатам; воспитание личности ребенка в
аспекте труда и творчества.
развитие творческой инициативы, способности самостоятельно себя
реализовать в различных видах труда и творчества
Принципы воспитания у детей позитивного отношения к труду:
Интеграция образовательных областей.
Поддержка инициативы детей.
«Дайте детям радость труда. Эту
радость ему несут успех, осознание
своей
умелости
и
значимости
выполняемой работы, возможность
доставлять
радость
другим.»
В.А. Сухомлинский
Содействие и сотрудничество.
Построение образовательной деятельности.
Возрастная адекватность.
Развивающее образование.
Новизны.
Задачи трудового воспитания детей дошкольного возраста по группам
1-я
младшая
группа
2-я
младшая
группа
Средняя
группа
Старшая группа
Подготови-
тельная группа
Самообслужив
ание.
Формирование
желания
к
посильному
труду.
Трудовые
навыки
и
приемы труда в
природе,
хозяйственно-
бытового труда
и
самообслу-
живания.
Ручной труд.
Формирование
умений,
навыков
в
различных
видах
труда.
Формирование
осознанного
отношения и интереса
к
трудовой
деятельности.
Совершенствование
сформированных
навыков и умений.
Важно соблюдать следующие условия труда:
Учитывать значимость непосредственного воздействия личности взрослых
на формирование нравственно – трудовых качеств ребенка.
Помнить, что, выполняя ту или иную задачу, каждый ребенок должен
затрачивать определенные усилия в соответствии с его возможностями.
Формы организации трудовой деятельности детей:
Поручения (индивидуальные, совместные);
Дежурства (индивидуальные, совместные);
Коллективный труд.
Нужно помнить, что, выполняя ту или иную задачу, каждый ребенок должен
затрачивать определенные усилия в соответствии с его возможностями. При
постоянной
недостаточной
нагрузке
ребенок
приучается
трудиться
без
напряжения, искажаются его представления о труде.
1.
Учитывать физические возможности, состояние здоровья и ин-
дивидуальные особенности каждого ребенка.
2.
Обеспечивать четкий и грамотный показ детям приемов работы.
3.
Практиковать совместную трудовую деятельность дошкольников и
школьников, дошкольников и взрослых.
4.
Уделять особое внимание воспитанию уважения к людям различных
профессий, формированию интереса к разным видам труда.
5.
Подчеркивать значение труда в жизни людей, его коллективный
характер, общественно значимые мотивы.
6.
Осуществлять работу по трудовому воспитанию в тесном контакте с
семьей (знакомить родителей с содержанием труда в детском саду, использовать
разнообразные формы педагогического просвещения и т.д.).
7.
Планируя воспитательную работу, учитывать, что в утренние часы,
во время приема детей, необходимо включать их в общий ритм жизни детского
сада, создавать жизнерадостное, бодрое настроение; это время благоприятно для
индивидуальной работы, связанной с различными поручениями.
8.
С наибольшей пользой использовать утренние и вечерние прогулки,
наполнять их разнообразным трудом, не снижая двигательной активности детей.
9.
Помнить, что труд детей во второй половине дня должен быть
содержательным и включать различные виды ручного, хозяйственного труда и
труда в природе, совместного и индивидуального; это удобное время для работы
с родителями.
Виды труда в ДОО:
Самообслуживание
-
труд,
направленный
на
удовлетворение
повседневных личных потребностей.
Хозяйственно-бытовой труд - направлен на поддержание чистоты и
порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации
режимных процессов.
Труд в природе - в уголке природы, в цветнике, на огороде.
Ручной труд - развивает конструктивные способности детей, полезные
практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе,
готовность справиться с ней.
Регулярная и методически правильно организованная работа по трудовому
воспитанию к концу
пребывания детей в детском саду должна дать
следующие результаты:
Повысится интерес дошкольников к труду.
Сформируются навыки совместной деятельности.
Сложится коллектив детей.
Расширятся представления детей об окружающем.
Создастся благоприятная атмосфера для проявления личности каждого
ребенка и ее становления.
Ярче раскроются склонности, умения, стремления и активность
каждого ребенка.
Возрастет
значимость
положительного
влияния
коллектива
на
личность.
Сформируется чувство общественного долга.
Труд станет для детей потребностью.
Список используемой литературы:
1.
«Трудовое воспитание в детском саду» (Т.С. Комарова, Л.В. Куцакова,
Л.Ю. Павлова), из-во Мозика – Синтез, Москва, 2009г.
2.
«Основная образовательная программа дошкольного образования» От
рождения до школы» (Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильевна),
Москва, 2016г.
«Трудовое воспитание в детском саду» (Л.В. Куцакова), из-во Мозика – Синтез,
Москва, 2009г.