Напоминание

"Проблема логоневроза глазами логопеда"


Автор: Клевцова Юлия Александровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: Г(О)БУ ППМСП-центр
Населённый пункт: город Липецк
Наименование материала: статья
Тема: "Проблема логоневроза глазами логопеда"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Проблема логоневроза глазами логопеда.

Логоневроз, или невротическое заикание возникает в результате

психотравмирующей ситуации у детей, склонных к невротическим реакциям,

которые возникают в силу врожденных особенностей нервной системы

(«поломки» ЦНС у таких ребят нет). Также данный вид заикания может

возникнуть в раннем возрасте, в следствии испуга, а в 3-5 лет могут быть

информационные перегрузки

на фоне становления речевой функции. При

невротическом типе заикания (логоневрозе) специалисты, которые будут

работать с ребёнком - это детский психолог, невролог, логопед. Основными

задачами психолога будут обучение способам релаксации, снятие мышечного и

эмоционального напряжения, повышение эмоциональной устойчивости ребенка,

обучение родителей методам эффективного взаимодействия с ребенком с учетом

его свойств нервной системы, выбор оптимальных воспитательных мер и пр.

Также,

скорее

всего,

необходим

будет

прием

фармакотерапии

в

виде

успокаивающих и снимающих мышечные спазмы препаратов, правильно

подобрать которые сможет невролог.

Если родители замечают у ребенка

сбивчивое дыхание, натянутость на лице, напряжение в голосе, речь становится

неровной,

скачкообразной,

сопровождается

судорожными

заминками

и

многократными повторениями отдельных звуков, стресс от общения, и

наблюдаются симптомы:

-прерывистое или учащенное дыхание от волнения;

-непроизвольные движения (гримасы, моргание);

-напряженность и беспокойство перед началом речи;

-речь с вынужденными паузами (п…аровоз) или прерывистая речь (ку-ку-

кубики, к-к-кубики). В данных случаях родителям нужно обратиться к

специалистам. Безусловно, потребуется и работа с логопедом.

Логопед может посоветовать занятия по развитию у детей голоса и правильного

речевого дыхания. Дети боятся звука собственного голоса, говорят неуверенно,

тихо, что еще сильнее усиливает дефект их речи.

Примерные у

пражнения для развития речевого дыхания

:

-«Задуй свечку» - спокойно сделать вдох через нос и спокойно выдохнуть через

рот направляя воздух

на «свечу» (в роли свечки можно использовать

игрушечную палочку или палец ребенка);

-«Бабочка, лети» - бумажные бабочки, привязанные за ниточки, ребенок должен

дуть на одном выдохе, не добирая воздух и не поднимая плеч (аналогично

поиграть с бумажными снежинками, разноцветными листочками, одуванчиками,

подбирать игру можно в соответствии с временем года);

-«Чья птичка быстрее?» - можно устроить соревнования, на столе лежат две

фигурки птичек, дуть по команде, чья птичка быстрее улетит со стола.

-«Забей гол» - губы трубочкой плавно дуть на мячик (бумажный), лежащий на столе

перед ребенком, загоняя его между двумя кубиками (имитация футбольных

ворот).

Также можно использовать мыльные пузыри, дудочки, свистки, вертушки,

пластмассовые мячики, резиновые «попрыгунчики», вату, …

Примерные

упражнения

для

развития

голоса

(на

примере

игры

«Звукоподражание»):

-«В лесу» - ребенок громко кричит ау-ау-ау, а родители тихо отвечают ау-ау-ау,

потом меняются ролями родители громко, а ребенок тихо;

-«Плачет малыш» - ребенок произносит уа-уа-уа (громко плачет), потом тихо уа-

уа-уа,

при произношении гласных необходимо показывать ребенку правильную

артикуляцию звуков (А – рот широко открыт, У – губы трубочкой вытянуты вперед);

-«Пыхтит самовар» - ребенок произносит п-п-п (с силой и громко), а чайник

пыхтит тихо п-п-п (губки слипаются);

-«Зоопарк» - тигр рычит громко р-р-р, а тигренок р-р-р (тихо), также могут

рычать лев и львенок, медведь и медвежонок, собака и щенок, и т.п. (очень важно

следить, чтобы у ребенка «дрожал» кончик языка (не горло, не щеки) и открытый был

рот);

-«Дождик» - дождик капает по крыше, ребенок громко произносит к-к-к, а по

зонтику тихо к-к-к.

-«Кузнец»- кузнец стучит кувалдой громко д-д-д, а молотком тихо д-д-д.

-«Птичий двор» - наступило утро, птицы кричат громко, курица кричит ко-ко-ко,

гуси кричат га-га-га, утки – кря-кря, петух – ку-ка-ре-ку, индюк – бл-бл-бл, наступил

вечер и птицы стали кричат тише .

Общаясь с ребёнком, следует придерживаться следующего:

- старайтесь соблюдать режим дня, чтобы уменьшить детскую тревожность;

- сон ребёнка должен составлять не менее 8 часов;

- говорите с ребёнком спокойно, без повышения голоса, без резких интонаций;

- если ребёнок что-то рассказывает, не торопите его, научитесь слушать своего

ребёнка;

- обнимайте своего ребёнка;

- радуйтесь даже маленьким успехам ребёнка, не сравнивайте его с другими

детьми, почаще хвалите;

- старайтесь быть спокойными, уравновешенными, если замечаете, что без

особой причины вы раздражительны, обратитесь за консультацией к психологу;

- заведите дневник Ваших отношений с ребёнком, ежедневно делая записи

(сколько раз вы похвалили ребёнка, сколько раз поправили или одёрнули),

старайтесь анализировать свои детско-родительские отношения;

- играйте вместе с ребёнком;

- родителям желательно составить подробный перечень всех жалоб на здоровье и

поведение ребёнка.

Итогом работы специалистов с ребёнком, страдающим логоневрозом, должно

стать избавление от комплекса «неполноценности», обретение веры ребёнка в

собственные силы, только это поможет полностью восстановить его речь.



В раздел образования