Автор: Надеждина Наталья Николаевна
Должность: Педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ д/с № 48
Населённый пункт: г. Ставрополь
Наименование материала: Комплекс эколого-психологических тренингов
Тема: "Лесной карнавал"
Раздел: дошкольное образование
Всё хорошее в людях – из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!
Комплекс эколого-психологических тренингов
Подготовила педагог-психолог
Надеждина Н.Н.
2
Эколого-психологический
тренинг
–
одна
из
форм
экологического
воспитания. Он способствует решению следующих задач:
1.
расширение
чувственного
опыта
дошкольников,
развитие
перцептивных
возможностей
при
контакте
с
природными
объектами
(обследуя ракушки, воздействуем на все сенсорные анализаторы ребенка:
трогаем, смотрим, нюхаем, слушаем, взвешиваем);
2.
развитие
чувства
эмоциональной
отзывчивости,
чувства
сопричастности живой природе, чувства сопереживания;
3.
формирование экологических установок личности (нет вредных и
полезных
насекомых),
активной
жизненной
позиции
по
отношению
к
природе, преодоление прагматического отношения к природе;
4.
обучение умениям и навыкам взаимодействия с природой (не кричу
в лесу, потому что это чужой дом);
5.
расширение индивидуального экологического пространства (живые
не только я, мама, папа, но и подорожник, жужелица, сорока).
6.
коррекция целей взаимодействия ребенка с природой (дерево ценно
не потому, что из него можно что-то сделать, а само по себе)
Эколого-психологический тренинг проводится в свободное время 1-2
раза в неделю индивидуально или подгруппой в течение 20-30 минут.
1.
Группа
упражнений,
направленная
на
расширение
опыта
взаимодействия с природой:
Упражнение «Волшебные дощечки».
Цель: Расширение чувственного опыта детей, развитие воображения.
Материал
и
оборудование:
на
каждого
ребенка
комплект
из
10
карточек
размером
5*10
см.
С
одной
стороны
на
карточках
закреплен
разнообразный
природный
материал:
стебли
разных
растений
разной
толщины, листья и кора деревьев, семена растений, песок на клею, мелкие
камешки, рыбная чешуя, иголки ели и сосны, перышки птиц и др.
Ход:
Предложить
ребенку
исследовать
каждую
карточку
разными
способами: рассмотреть пощупать, понюхать и т.д. Определить природный
материал, вспомнить, где его можно встретить в природе. Затем с закрытыми
глазами обследовать одну из карточек и рассказать о своих ощущениях.
Представить себя на том месте, где встречается этот материал, рассказать о
воспоминаниях, связанных с данным местом, об опыте использования этого
природного
материала.
Придумать
название
карточке.
Затем
послушать
небольшой
рассказ
воспитателя,
стихотворение,
связанное
с
описанием
природы. Дети должны подобрать карточку, подходящую к этому описанию
и
объяснить
свой
выбор.
Более
сложное
задание:
предложить
ребенку
выбрать карточку, похожую на туман над рекой, осенний ветер, птичий
щебет, грибной дождь и т. д.
3
При этом он не только должен сделать выбор, но и зарисовать свои
ощущения.
Упражнение «Птицы».
Цель:
Расширение
чувственного
опыта
детей,
эмоциональной
отзывчивости,
чувства
сопереживания.
Стимулировать
чувства
эмпатии.
Развитие воображения.
Материал
и
оборудование:
иллюстрации
с
изображением
птиц,
сюжетные картинки, иллюстрирующие жизнь птиц в разные сезоны, перья
птиц, запись «Голоса птиц», карандаши, фломастеры, краски.
Ход: Предложить детям представить, что они оказались в весеннем
лесу, послушать голоса птиц. Выбрать понравившиеся звуки, рассказать
какая птица может издавать такие звуки. Выбрать перышки, которые могли
бы быть в ее оперении. Нарисовать птицу, придумать ей свое название. Затем
предложить иллюстрации птиц и выбрать похожую. Затем раздать сюжетные
картинки с изображением птиц в разные сезоны и предложить рассказать о
заботах птиц в разные сезоны.
Упражнение «Ароматная сказка»
Цель: Расширение чувственного опыта детей, развитие воображения.
Материал и оборудование: полотняные мешочки с разными видами
трав, природными материалами, картинки с изображением поля, леса, луга,
реки.
Ход: Каждому ребенку предлагается понюхать полотняный мешочек, в
котором «спрятана» ароматная сказка, представить где живет герой сказки
(море, поле, лес). Объяснить свои ощущения и свой выбор. Постараться
представить себя в гостях у этого героя, рассказать о своих ощущениях и
впечатлениях. Сначала предлагается один мешочек, затем он меняется, а
когда у детей накопится чувственный опыт, можно дать 2-3 мешочка с
запахами
и
предложить
придумать
«ароматную
сказку»,
опираясь
на
возникшие ощущения и ассоциации.
Упражнение «Лесной карнавал»
Цель: расширять чувственный опыт детей. Стимулировать проявление
эмпатии,
стремление передавать образ
животного
в
мимике,
движениях,
жестах.
Ход: Объяснить детям, что сегодня в лесу карнавал. Все звери пришли
в масках и узнать их можно только по движениям и повадкам. Один ребенок
показывает, а другие отгадывают и объясняют почему они так решили. После
чего ребенок одевает шапочку этого животного, а воспитатель должен дать
дополнительную информацию о нем, поддерживая интерес к животному
миру, вызвать удивление.
Упражнение «Природный оркестр».
Цель: Расширять чувственный опыт детей. Стимулировать стремление
детей передавать разнообразные звуки, услышанные в природе, с помощью
материалов,
предметов
и
музыкальных
инструментов.
Развивать
воображение.
4
Ход: Предлагается послушать звуки природы. Попробовать определить
их источники и воспроизвести эти звуки с помощью разных предметов.
Оценить
их
сходство.
Когда
накопится
чувственный
опыт
организовать
«Природный оркестр», где каждый ребенок определяет свой способ передачи
звука. Усложнение: воспитатель читает рассказ с описание природы, а дети
озвучивают его.
Упражнение «Чудо краски»
Цель: Расширять чувственный опыт детей, стимулировать желание
детей
передавать
поэтический
образ
природы
в
рисунке,
объясняя
свои
ощущения. Развивать воображение.
Материал и оборудование: мольберт, листы бумаги разного цвета,
кисти, краски.
Ход:
Педагог-психолог
подбирает
мелодичные,
с
четкой
рифмой
стихотворение с описанием природы / особое внимание уделить эпитетам,
метафорам,
другим
выразительным
средствам,
которыми
воспользовался
автор/.
После
его
прочтения
дети
должны
представить
образ
природы,
отраженный
в
нем.
Детям
предлагается
воспроизвести
представленный
образ в рисунке, рассказать о своих ощущениях, объяснить выбор цвета.
2.
Группа
упражнений,
направленных
на
развитие
экологической
эмпатии:
Упражнение «Поздороваемся»
Цель:
Развивать
эмоциональную
отзывчивость.
Способствовать
развитию экологической эмпатии.
Ход:
Педагог-психолог:
в
старину
люди
относились
к
природе
с
глубоким уважением. Они приветствовали наступление нового дня, просили
прощение у Земли-кормилицы за то,
Что рвала я твою грудушку
Сохою острою, разрывчатой,
Что не катом укатывала
не гребешком чесывала,
Рвала грудушку боронышкой
Со железными зубьями ржавыми…
Предложить
детям
придумать
приветствие
деревьям
на
участке
детского
сада,
солнышку,
водичке,
др.
объектам
природы.
Предложить
произнести эти приветствия эмоционально с разной интонацией. Обратить
внимание на мимику во время произношения.
Упражнение «Разведчики природы»
Цель: развивать эмоциональную отзывчивость, чувство экологической
эмпатии.
Ход: Предложите детям внимательно понаблюдать и прислушаться ко
всему тому, что происходит в природе, рассказать о своих впечатлениях от
встречи с деревьями, птицами, насекомыми, о самочувствии живых объектов
природы.
5
Упражнение «Я – березка»
Цель: Развивать чувство экологической эмпатии.
Ход:
Предложите
ребенку
представить
свои
ощущения
в
мимике,
жестах,
движениях,
рассказать
о
чем
думает
березка,
чем
живет.
Усложнение:
Упражнение «Если бы я был деревом…»
Цель:
Помочь
детям
усвоить
части
растения
и
их
назначение,
развивать чувство эмпатии.
Ход:
По
ходу чтения
дети
представляют, что
ноги
у
них
растут,
становятся
длиннее
и
длиннее.
Они
хотят
пить
и
чувствуют
как
вода
поступает через ноги. Предложить покачаться от ветра. Кожа становиться
морщинистой - наморщиться, потом скривиться, почувствовав, что их кожу
–
«кору» кто-то
режет.
Предложить
подвигать
руками,
представить
как
растут новые ветки, развести в стороны пальцы, чтобы показать как листья
тянуться к солнцу.
Упражнение «Забавные птицы»
Цель: Идентификация с животными и растениями. Стимулирование
желания передавать их образы в танце.
Ход: Представить самое любимое растение или животное и выразить
его образ в движениях. Остальные угадывают, чей это образ. Усложнение:
придумать
танец
улитки,
дождевого
червяка,
засыхающего
листочка,
надломленного
дерева,
а
далее
танец
дождя,
радуги
и
других
явлений,
происходящих в природе. Танец может сопровождаться любой музыкой, но
не знакомой детям.
Упражнение «На участке дождь»
Цель: Развитие чувства эмоциональной отзывчивости, экологической
эмпатии, воображения.
Ход: Вспомнить участок осенью во время дождя, рассказать как он
выглядит, что на нем находиться. (деревья мокрые, с пожухлой листвой,
большие лужи, потемневшая от дождя скамейка, нахохлившиеся воробьи и
т.д.) Предложить каждому ребенку выбрать один объект, представить себя на
его месте. Рассказать, что ощущает этот объект во время дождя. Предложить
придумать небольшой рассказ о своих ощущениях от имени выбранного
объекта, передавая его настроение, эмоции. Организовать диалог от имени
двух
объектов
осеннего
участка
(скамейки
и
лужи,
капельки
и
дерева,
листочка и ветра). Усложнение: «Оживить» картину осеннего участка во
время дождя.
3. Группа упражнений направлена на коррекцию способов взаимодействия
с
природными
объектами,
экологизацию
мировоззрения,
расширение
субъективного экологического пространства.
Упражнение «Лесовичок»
6
Цель: Воспитание осознанного действенного отношения к природе,
коррекция способов взаимодействия с природой.
Материал и оборудование: бумага, карандаши и краски.
Ход:
Педагог-психолог:
Лесовичок
–
хозяин
леса.
Он
следит
за
порядком и чистотой. Когда в лес приходят друзья природы, он радуется и
чувствует себя самым счастливым и веселым. А когда правила поведения в
природе нарушаются, он сердится и становиться хмурым и нелюдимым.
Детям
предлагается нарисовать
Лесовичка,
превратить его
в
веселого
и
хмурого.
Для
них
подберите
иллюстрации
ситуаций,
соответствующие
настроению Лесовичка и разложите соответствующе.
Упражнение «Старые вещи»
Цель: Коррекция способов взаимодействия с природой.
Материал и оборудование: коробки, пакеты, флаконы, старые вещи,
вышедшие из употребления.
Ход: Выбрать какой-либо предмет, рассказать, как он был использован
людьми
раньше
и
из
какого
материала
сделан.
Исследовать
предмет,
рассказать, на что он похож, где еще может быть применен. Усложнение:
выполнить аппликацию, используя разнообразный материал из предметов:
пленку,пластик, фольгу,различные упаковки из под лекарства и т.д. Затем
выпустить экологический плакат.
Упражнение «Экологический пост»
Цель:
Экологизация
мировоззрения,
расширение
субъективного
экологического
пространства,
коррекция
способов
взаимодействия
с
природой.
Ход: Предлагается обойти участок детского сада, парка, выявить место
экологического неблагополучия, объяснить причину выбора, организовать
деятельность
по
устранению
признаков
неблагополучия.
Или
оформить
карточку-предупреждение, которую затем вынести на участок.
Упражнение «Мы – гусеницы».
Материалы: детские гольфы разного цвета -1 на ребенка, питьевая
вода
в
стаканах
или
блюдце,
кусочки
капусты
на
подносе,
небольшие
покрывала или полотенца.
Ход:
Каждый
ребенок,
надев
гольф
на
руку,
«превращается
в
гусеницу»,
которая
знакомиться
друг
с
другом:
«Здравствуй,
я
зеленая
гусеница. Я желтая гусеница. Я пестрая…(в зависимости от цвета гольфа)
При этом выполняет различные действия: гусеницы сидят на дереве, ползают
по веткам,
едят листья,
они очень вкусные
(съесть
капустный лист без
помощи рук). А вот капли воды на ветках, можно попить, очень вкусно!
Хорошо дышать гусеницам свежим воздухом. Но вот наступила ночь, нужно
найти дом для ночлега. Забрались гусеницы на листья и заснули (спрятаться
под
покрывалом
по
2-3
человека).
Пришло
утро,
и
наши
гусеницы
проснулись. Приятно согреться на солнце. Наступает пора превращаться в
бабочку. Гусеница делает кокон-домик (завернуться в покрывала), спит, а
7
через некоторое время кокон раскрывается и появляется бабочка, которая
улетает».
Упражнение «Жук вверх ногами»
Материалы: Изображения жуков размером 1-2 см: картонные круги,
овалы, на которых нарисованы разные жуки.
Ход: Разложить «перевернутых» жуков по всей группе. Предложить
детям превратиться в разных насекомых и поползать: «Вдруг жуки упали на
спину,
дергают
ножками,
брыкаются
(дети,
лежа
на
спине,
имитируют
движения), хотят перевернуться, но никак не могут. Как е плохо лежать
вверх ногами – неудобно, страшно. Неужели они так и будут мучиться? Я
помогу им. Возьму листок бумаги или листик дерева, лежащий на земле, и
переверну насекомых, пусть бегут своей
дорогой (воспитатель
помогает
детям перевернуться). Как обрадовались жуки помощи! Побежали по травке
к своим мамам и папам, к своим детям. Превращайтесь обратно в людей!
Посмотрите,
пред
вами
лежат
перевернутые
жуки,
помогите
им
перевернуться, а затем отнесите их в кусты, траву (на подоконник, где стоят
комнатные цветы или на «зеленый» коврик).
Упражнение «Люди и божьи коровки»
Ход: Все обнимаются друг с другом, «шевелят усиками» (пальцами,
приставленными ко лбу) и говорят: « Привет, божья коровка Лариса!» (по
имени ребенка). Затем делятся на две команды: девочки и мальчики. Сейчас
девочки
–
божьи
коровки
присядут
на
куст
(ковер,
траву)
–
заранее
обговорить, что где находиться. А божьи коровки- мальчики превратятся в
людей. Божьи коровки-девочки ползают по деревьям, едят тлю, пьют росу с
листьев, греются на солнце, наслаждаются свежим ветерком, вот проехала
машина, оставив после себя выхлопные газы. Божьим коровкам стало трудно
дышать, но подул свежий ветер и они снова стали себя хорошо чувствовать.
Всем захотелось спать (заползем под листочки, отдохнем). А вот пришли
люди-мальчики. Вдруг они заметили на ветках божьих коровок, подошли к
ним поближе, а божьи коровки-девочки испугались: кто это такой большой к
нам
приближается? Страшно! А
люди
говорят: «не бойтесь, мы
вас
не
тронем, только посмотрим, какие вы красивые и пойдем по своим делам, а вы
занимайтесь
своими.
Ушли
люди,
и
жукам
стало
спокойно,
весело.
Аналогично
проводиться
игра
«Люди
и
дождевые
червяки»,
«Люди
и
воробьи».
Упражнение «Природные человечки».
Материал: семена, плоды, камни, палочки, сучки и листья; небольшие
банки или коробки; кусочки пластилина.
Ход: выложить на полу человечка из любого природного материала
(части тела можно соединить при помощи пластилина). Используя один вид
плодов – получиться тыквенный человечек, арбузный, и т.д. Сообщить детям
имя человечков. Чтобы вы сделали, если бы превратились в такое маленькое
существо? Как вы думаете, что ему нравится (не нравится) в людях?
8
Дайте жизнь Травяному человечку, человечку из коры, Песочному,
Каменному и т.д. человечкам. Поселите его в любом месте природного или
живого уголка.