Автор: Хаврушина Лариса Валерьевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МАОУ "СШ № 6"
Населённый пункт: г. Когалым, ХМАО-ЮГРА
Наименование материала: методическая разработка урока по обществознанию
Тема: "Наша страна на карте мира"
Раздел: среднее образование
Тема урока «Наша страна на карте мира», глава II «Наша Родина – Россия»
Урок № 14
Класс 7
Цель урока: сформировать у учащихся представление об устройстве Российской Федерации,
субъектах РФ.
Задачи:
- образовательные:
направить деятельность учащихся на работу с понятиями «федерация»,
«субъект федерации», «патриот», «Родина»
- используя различные источники: карту РФ, учебник, словарь уметь находить нужную
информацию
-
способствовать
формированию
гражданской
самоидентичности,
включая
историко-
географический образ страны, образ социально-политического устройства;
- развивающие: развивать память, внимание, устную речь, умение самостоятельно делать выводы,
анализировать;
- воспитательные: воспитывать уважительное отношение к людям другой национальности,
религии, взглядам
Планируемые результаты:
- личностные: в овладении навыками публичных выступлений (высказывания, монолог,
дискуссия), в умении выполнять познавательные и практические задания;
- метапредметные:
умение показать на карте мира РФ и субъекты РФ, умение показать регион
ХМАО-Югра,
организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение
вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с
людьми и работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами;
владение элементарными практическими умениями работы с учебником для
исследования;
- предметные: овладение базовыми понятиями: федерация, Российская Федерация, государство,
субъекты Федерации, патриот, патриотизм, Родина, характеризовать устройство РФ,
называть виды субъектов Федерации, права субъектов, объяснять, кого называют патриотом
Методы и формы: информационно-сообщающие – рассказ, беседа, объяснение; метод
постановки проблемного вопроса; наглядные – работа с иллюстрациями, проектный
метод: презентация; работа с источником, контроль; фронтальная, индивидуальная
Оборудование: проектор, компьютер, учебник по обществознанию, презентация
Тип урока: изучение нового материала
Ход урока:
I. Организационный этап (1 мин.):
Взаимное приветствие учителя и учащихся, определение отсутствующих, проверка
подготовленности учащихся к уроку, организация внимания.
II. Мотивационно – целевой этап:
- Ребята, послушайте отрывки из стихотворений и ответьте на вопросы (Презентация. Слайд 1-2)
Если ты живешь в России,
Если ты родился тут,
Будь ты русский иль мансиец,
Эскимос или якут,
Кабардинец иль аварец,
Белорус иль осетин,
Украинец иль нанаец,
Ты – российский гражданин!
Вся страна – наш общий дом,
Предков созданный трудом!
Касаясь трёх великих океанов,
Она лежит, раскинув города,
Покрыта сеткою меридианов,
Непобедима, широка, горда.
- В чем смысл стихотворений? Какие картины возникли перед вами при их прослушивании?
(ответы детей – все это о России, родине, географическом объекте (слайд 3)
Общий вывод: общим домом для россиян, является Россия, надо помнить и любить свою родину.
- Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь? (о России)
Определяем тему нашего урока, как она будет звучать и каковы будут цели урока?
Тема нашего урока? (Россия)
- Но такое название темы не совсем полное. Россия – это не просто государство, это наша Родина,
страна в окружении других государств. Давайте уточним тему (Наша страна на карте мира)
(учитель записывает на доске продолжение названия темы) (слайд 4)
- Предположите, о чем пойдет речь на уроке.
- Как вы думаете, на какие вопросы нам предстоит ответить?
- Откройте свои тетради, запишите число и тему сегодняшнего урока.
План урока:
1. Российская Федерация
2. Русский язык – государственный
3. Что значит быть патриотом
-Посмотрите на слайд (5). Перед нами проблемный вопрос, на который вы должны ответить в
конце урока. Прочитайте его.
«Почему недостаточно только родиться в той или иной стране, чтобы считаться ее патриотом?»
(слайд 5)
III. Основной этап
- Что такое для человека Родина?
- Что для вас значит Родина?(ответы детей страну, в которой живет; дом, где
родился; место, где жили его предки)
- Правильно, все это и есть родина, то есть родное место.
Этап практического исследования
- Понятие «Родина», от какого слова оно произошло?
- Вспомните из истории Древнего мира, что означает это слово.
(ответы детей - слово «родина» произошло от древнего слова «род», которое обозначает группу
людей, объединённых кровным родством)
- Поиграем в игру «Ассоциации», вам предстоит отобрать слова, которые, как вы считаете,
относятся к понятию Родина, а для нас родина – это? Россия, в одну колонку, а слова, относящиеся
к чужбине – в другую колонку. (на столе лежат карточки, дети выбирают и приклеивают на доске
в две колонки) (Приложение 1)
Запись в тетрадях - Родина – это и отечество, страна, и место рождения человека.
1) Из уроков окружающего мира в начальных классах, вспомните, как называлась наша
страна в прошлом?(ответы детей - Восточные славяне, Русь, Российская империя, Российская
республика, РСФСР, СССР)
- Как называется наше государство сейчас - с 1991 года – Российская Федерация
Работа с учебником – с. 172. Что такое федерация– найдите определение в словаре: Федерация -
происходит от латинского, и означает союз, объединение, запишите в тетрадь.
Федерация – это союзное государство, составными частями которого являются относительно
самостоятельные государственные образования (области, округа, республики). (слайд 6)
Работа с картой стр. 118-119
- Посмотрите на карту России. Что вы можете сказать о России по карте? Что вы видите на карте?
- Разными цветами на карте обозначены республики, области, федеральные округа, автономные
округа и области, края. Это субъекты Российской Федерации. (слайд7)
Работа со словарем – найдите определение «субъект»
Работа в тетради: субъект РФ – это государственное образование в составе федерации –
коррекция – повтор определения, запоминание
- Ребята, как вы думаете, различаются ли чем – то субъекты Российской
Федерации?(стр.116-117 учебник, ответы детей)
-Несмотря на то, что субъекты РФ различаются по площади, все они имеют
равные права. А теперь давайте с вами найдем в учебнике (стр.116-117) права
субъектов РФ и зачитаем их:
1.Право иметь свою территорию.
2.Право иметь свои органы власти и управления.
3.Право иметь свой герб и флаг.
4.Право обучать детей на родном языке.
- Итак, делаем вывод, что все субъекты равны в правах.
Рассмотрите карту Российской Федерации на стр. 118-119 учебника:
1.
Укажите границы Российской Федерации.
2.
Найдите столицу России - Москва
3.
Назовите и покажите на карте города федерального значения – Москва, Санкт-
Петербург, Севастополь
4.
Назовите субъект, в котором мы проживаем, столицу (слайд 9)– ХМАО-Югра,
Ханты-Мансийск
5.
Покажите на карте Когалым
6.
Назовите регионы, граничащие с ХМАО-ЮГРА
- Закрепим наше знание о субъектах. На доске вы видите табличку «Субъекты федерации»,
выберите карточки, которые относятся к этому понятию, и прикрепите на доске. (Приложение 2)
Проверка
– лишнее слово «район» - Небольшая административно-территориальная единица
внутри области или внутри крупного города.
- Ребята, как вы думаете, только ли русские считают Россию своей Родиной? (нет)
- Не только русские люди считают Россию своей Родиной, ее просторы населяют более 100
народностей.
Таким
образом,
Россия
–
государство
не
только
федеративное,
но
и
многонациональное, т.е. в его составе много различных национальностей.
Работа со словарем: стр. 169. Национальность – принадлежность человека к тому или иному
народу. Нация – все население страны, народ.– коррекция – повтор определения, запоминание
- Итак, в России много разных национальностей (русские, украинцы, татары, марийцы, алтайцы,
буряты и т.д.), но все они составляют одну нацию – россияне.
- Ребята, перед вами лежат карточки, работаем по заданию. (взаимопроверка) (приложение 3)
2) Итак, Россия – многонациональное государство. У каждой национальности своя культура,
обычаи и свой язык. Представьте на мгновенье, что люди каждой национальности, проживающие
на территории нашей страны, будут разговаривать только на своем, национальном языке.
- Как вы думаете, сможет ли в таком случае существовать единое государство?(люди не смогут
жить в едином государстве, т.к. они не будут понимать друг друга)
- Поэтому общим языком для всех россиян, независимо от их национальности является русский
язык – он государственный язык РФ.
Работа с учеником: с. 117,120 прочитать
-
Нашу Родину населяет множество народов, но среди них нет великих и малых, есть
малочисленные и многочисленные, но все они имеют равные права и все достойны уважения.
Любовь к своей Отчизне и уважение к другим народам - черта патриота.
3) Кто же такой патриот? Слово патриот греческого происхождения. Так древние греки
именовали соотечественников, людей имевших одну Родину.
Работа в тетради: стр. 170 Патриот – человек, любящий свое Отечество, преданный своему
народу. Патриотизм – любовь к Родине, своему народу - коррекция – повтор определения,
запоминание
Перед вами скульптурная композиция (слайд 9) что вы знаете о ней и о событиях того
времени? (ответы детей – памятник Минину и Пожарскому, Смутное время )
А теперь давайте попробуем ответить на проблемный вопрос: «Почему недостаточно только
родиться в той или иной стране, чтобы считаться ее патриотом?»
IV. Закрепление изученного материала:
- Надеюсь, теперь вы многое сможете рассказать о нашей Родине и о людях, живущих здесь.
Поэтому, я думаю, вы справитесь с нашим последним заданием. (Слайд 11)
Дать определения терминам: Родина, Федерация, патриотизм, патриот, государство
V. Подведение итогов. Этап рефлексии
- О чем шла речь на уроке? (ответы детей -
объясняли смысл понятия «субъект РФ»,
характеризовали особенности России как многонационального государства, объясняли значение
русского языка как государственного)
Критерии оценивания: «5» - полный и исчерпывающий ответ на вопрос, систематизация ответов
- сформулирована своя точка зрения
- умение работать с картой
- умение слушать и дополнять отвечающих
«4» - сформулирована точка зрения своими словами
- использует только одну идею, поддерживающую ответ
- логично и последовательно аргументированный ответ
- работа с картой
«3» - не демонстрирует точного понимания вопроса
- не предъявляет аргументов в пользу доказательности ответа
- ответ не полный и логически незавершенный
- работа с картой.
Домашнее задание(слайд 12)
п. 12., с. 122 вопросы устно. Составить предложения с
определениями Родина, Федерация, патриотизм, патриот, государство
Приложения
Приложение 1.
Родина
Чужбина (чужая сторона)
Лапти
Футбольный мяч
Матрешка
Эйфелева башня
Хохлома
Цветок сакуры
Балалайка
Слон
Березка
Флаг Англии
Кремль
Статуя Свободы
Каравай
Пирамида Хеопса
Приложение № 2
Район
Область
Республика
Автономный округ
Автономная
область
Субъекты
федерации
Край
Город федерального
значения
Приложение № 3. Выберите из перечня наименования народов, имеющих своё государство и
столицу.
белорусы
карелы
русские
грузины
уральцы
казахи
казаки
ханты
сибиряки
киргизы
новгородцы
когалымчане