Автор: Лелека Татьяна Николаевна
Должность: Инструктор по ФИЗО
Учебное заведение: ГБОУ города Москвы Школа 1359
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: консультация для родителей
Тема: Занятия плаванием в целях сохранения и укрепления здоровья дошкольников.
Раздел: дошкольное образование
Занятия плаванием в целях сохранения и укрепления здоровья
дошкольников.
Консультация для родителей.
Лелека Татьяна Николаевна,
ГБОУ города Москвы Школа 1359,
Инструктор по ФИЗО
Мы все неоднократно слышали про необходимость здорового образа жизни,
особенно у детей. В рамках этой консультации поговорим об одной важной состав-
ляющей этой системы – плавание.
Плавание сочетает возможность гармоничного развития организма, ярко
выраженную оздоровительную направленность и эмоциональную притягатель-
ность водной среды.
Специфические особенности плавания связаны с двигательной активностью
в водной среде. При этом организм ребенка подвергается двойному воздействию: с
одной стороны, на него воздействуют физические упражнения, с другой, водная
среда.
Перед тем как начать занятия плаванием необходимо преодолеть водобоязнь у
ребенка. Для этого в ванне проводятся следующие упражнения:
- посмотри, как выглядят в воде игрушки (игрушки разбросаны по дну ванны);
- посмотри, какого цвета в воде игрушки;
- достань свою любимую игрушку из ванны;
- моем игрушки.
Если ребенок не идет в воду, то целесообразно начать с упражнений:
- Намочите губку или полотенце и, прикладывая к лицу, медленно
выжимайте воду.
- Следующее, чуть более трудное задание: аккуратно зачерпните в свою
ладонь горсть воды и спокойно полейте с ладони воду на лицо ребёнка.
Не спеша, поливайте воду из кувшина на лицо, шею, на голову ребёнка.
Ребёнок не должен стряхивать воду резкими движениями головы, закрываться
руками.
Малышам 2-3 года достаточно купания с надувными игрушками под
присмотром родителей и с их активным участием в игровом процессе. Детям
полезно просто играть в воде, получая пользу и удовольствие от водных проце-
дур.
В этом возрасте проводятся простые упражнения на дыхание:
- «задержи дыхание»: на счет «раз», «два», «три» задержать дыхание по-
сле вздоха.
- «Громкий выдох»: сделать глубокий вдох, задержать чуть-чуть дыхание,
плотно сомкнув губы и сделать быстрый энергичный выдох, произнося «ху»!
- «Крошки на столе»: просим ребенка сдуть крошки на столе, которые он
видит.
- «Сделай ямку»: ребенок сидя в ванне набирает в ладони воду и дует на
нее, как на горячий чай, чтобы образовалась «ямка».
- «Пузыри»: ребенок выдыхает в воду произнося разные звуки «пэ»,
«фу»…и смотреть, как образуются пузырьки во время выдоха.
Игры с водой полезны не только для развития тактильных ощущений и
мелкой моторики. Вода развивает различные рецепторы, успокаивает, дарит по-
ложительные эмоции. Простейшие игровые действия с водой могут принимать
осмысленный характер. Взрослый опускает в воду камешек и железный шарик,
оба предмета погружаются в таз на дно, дети восклицают, что камешек тонет в
воде! Для маленького ребёнка – это открытие!
Примеры игр с водой:
- «Лейся, лейся». Для этой забавы нужна воронка, пластиковый стакан и
различные пластиковые емкости с узким горлышком. С помощью стакана ма-
лыш наливает воду в бутылки через воронку. Можно просто лить воду через во-
ронку, высоко подняв ее.
- «Тонет – не тонет». Возьмите предметы из разных материалов: металл,
дерево, пластмасса, резина, ткань, бумага, мочалка. Опуская по очереди разные
предметы, ребенок наблюдает, погружаются они в воду или нет, и что с ними
происходит.
Выбирая поддерживающие плавающие средства для ребёнка этого возрас-
та целесообразно использовать надувные воротники, нарукавники, пояса, жиле-
ты, чтобы дети начинали чувствовать давление воды на тело, ее движение и со-
противление.
В младшей группе детей в первую очередь учат не бояться воды и пра-
вильно в нее заходить. Главная опасность на воде - не действия в ней, а чувство
страха и боязнь глубины. Именно поэтому первые шаги обучения плаванию
направлены на то, чтобы помочь ребенку преодолеть это чувство.
В возрасте 4-5 лет уже можно научить ребенка лежать на воде (на спине),
познакомить его с физическими качествами воды (что вода сопротивляется дви-
жению наших рук и ног, что на вдохе человек плавает, а на выдохе опускается
под воду, что при горизонтальном положении тела человек лучше держится на
воде, а в вертикальном - хуже). Детей средней группы можно обучить уже само-
стоятельно держаться на воде, какое-то время и скользить по ней. В этом воз-
расте детей знакомят с правилами поведения на воде, учат погружаться в воду с
головой, открывать глаза в воде, делать вдох и выдох под водой, происходит
знакомство с различными способами плавания в том числе и с помощью под-
держивающих средств.
6-7 лет самый благоприятный возраст для обучения плаванию. Ребенок
понимает, что от него хочет инструктор и у ребенка возникает так называемое
«чувство воды». В старшей группе дети осваивают азы «простого плавания»:
координации движения рук и ног, правильному выдоху в воду, скольжение на
спине и груди дальностью один метр, доставать игрушки со дна при нырянии,
выполнять повороты при плавании,
Продолжительность нахождения ребенка в воде для получения желаемого
эффекта отводных процедур составляет:
- младшая группа – 15-20 минут;
- средняя группа – 20-25 минут;
- старшая группа – 25-30 минут.
Важно следить и за температурой воды. Оптимальная температура 28 – 30 гра-
дусов.
Из теплой воды вылезать не хочется – детям нравится в ней находиться,
теплая вода расслабляет, уходит гиперактивность, которая наблюдается среди
современных детей.
Пользу плавания трудно переоценить:
- при плавании кожа ребенка испытывает благотворное массирующее воздей-
ствие воды, в связи с этим улучшается кровообращение и укрепляется нервная
система;
- улучшается работа внутренних органов, развивается сердечно-сосудистая и
дыхательная система;
- укрепляются мышцы спины, что способствует профилактики сколиоза, дефор-
мации грудной клетки;
- совершенствуются процессы терморегуляции;
- формируется правильная осанка;
- крепче становится сон, улучшается аппетит, повышается общий тонус орга-
низма, совершенствуются движения, увеличивается выносливость;
- в процессе плавания развивается координация, ритмичность движений,
необходимая для любой двигательной деятельности и всех жизненных проявлений
детского организма.