Напоминание

Занятия плаванием в целях сохранения и укрепления здоровья дошкольников.


Автор: Лелека Татьяна Николаевна
Должность: Инструктор по ФИЗО
Учебное заведение: ГБОУ города Москвы Школа 1359
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: консультация для родителей
Тема: Занятия плаванием в целях сохранения и укрепления здоровья дошкольников.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Занятия плаванием в целях сохранения и укрепления здоровья

дошкольников.

Консультация для родителей.

Лелека Татьяна Николаевна,

ГБОУ города Москвы Школа 1359,

Инструктор по ФИЗО

Мы все неоднократно слышали про необходимость здорового образа жизни,

особенно у детей. В рамках этой консультации поговорим об одной важной состав-

ляющей этой системы – плавание.

Плавание сочетает возможность гармоничного развития организма, ярко

выраженную оздоровительную направленность и эмоциональную притягатель-

ность водной среды.

Специфические особенности плавания связаны с двигательной активностью

в водной среде. При этом организм ребенка подвергается двойному воздействию: с

одной стороны, на него воздействуют физические упражнения, с другой, водная

среда.

Перед тем как начать занятия плаванием необходимо преодолеть водобоязнь у

ребенка. Для этого в ванне проводятся следующие упражнения:

- посмотри, как выглядят в воде игрушки (игрушки разбросаны по дну ванны);

- посмотри, какого цвета в воде игрушки;

- достань свою любимую игрушку из ванны;

- моем игрушки.

Если ребенок не идет в воду, то целесообразно начать с упражнений:

- Намочите губку или полотенце и, прикладывая к лицу, медленно

выжимайте воду.

- Следующее, чуть более трудное задание: аккуратно зачерпните в свою

ладонь горсть воды и спокойно полейте с ладони воду на лицо ребёнка.



Не спеша, поливайте воду из кувшина на лицо, шею, на голову ребёнка.

Ребёнок не должен стряхивать воду резкими движениями головы, закрываться

руками.

Малышам 2-3 года достаточно купания с надувными игрушками под

присмотром родителей и с их активным участием в игровом процессе. Детям

полезно просто играть в воде, получая пользу и удовольствие от водных проце-

дур.

В этом возрасте проводятся простые упражнения на дыхание:

- «задержи дыхание»: на счет «раз», «два», «три» задержать дыхание по-

сле вздоха.

- «Громкий выдох»: сделать глубокий вдох, задержать чуть-чуть дыхание,

плотно сомкнув губы и сделать быстрый энергичный выдох, произнося «ху»!

- «Крошки на столе»: просим ребенка сдуть крошки на столе, которые он

видит.

- «Сделай ямку»: ребенок сидя в ванне набирает в ладони воду и дует на

нее, как на горячий чай, чтобы образовалась «ямка».

- «Пузыри»: ребенок выдыхает в воду произнося разные звуки «пэ»,

«фу»…и смотреть, как образуются пузырьки во время выдоха.

Игры с водой полезны не только для развития тактильных ощущений и

мелкой моторики. Вода развивает различные рецепторы, успокаивает, дарит по-

ложительные эмоции. Простейшие игровые действия с водой могут принимать

осмысленный характер. Взрослый опускает в воду камешек и железный шарик,

оба предмета погружаются в таз на дно, дети восклицают, что камешек тонет в

воде! Для маленького ребёнка – это открытие!

Примеры игр с водой:

- «Лейся, лейся». Для этой забавы нужна воронка, пластиковый стакан и

различные пластиковые емкости с узким горлышком. С помощью стакана ма-

лыш наливает воду в бутылки через воронку. Можно просто лить воду через во-

ронку, высоко подняв ее.

- «Тонет – не тонет». Возьмите предметы из разных материалов: металл,

дерево, пластмасса, резина, ткань, бумага, мочалка. Опуская по очереди разные

предметы, ребенок наблюдает, погружаются они в воду или нет, и что с ними

происходит.

Выбирая поддерживающие плавающие средства для ребёнка этого возрас-

та целесообразно использовать надувные воротники, нарукавники, пояса, жиле-

ты, чтобы дети начинали чувствовать давление воды на тело, ее движение и со-

противление.

В младшей группе детей в первую очередь учат не бояться воды и пра-

вильно в нее заходить. Главная опасность на воде - не действия в ней, а чувство

страха и боязнь глубины. Именно поэтому первые шаги обучения плаванию

направлены на то, чтобы помочь ребенку преодолеть это чувство.

В возрасте 4-5 лет уже можно научить ребенка лежать на воде (на спине),

познакомить его с физическими качествами воды (что вода сопротивляется дви-

жению наших рук и ног, что на вдохе человек плавает, а на выдохе опускается

под воду, что при горизонтальном положении тела человек лучше держится на

воде, а в вертикальном - хуже). Детей средней группы можно обучить уже само-

стоятельно держаться на воде, какое-то время и скользить по ней. В этом воз-

расте детей знакомят с правилами поведения на воде, учат погружаться в воду с

головой, открывать глаза в воде, делать вдох и выдох под водой, происходит

знакомство с различными способами плавания в том числе и с помощью под-

держивающих средств.

6-7 лет самый благоприятный возраст для обучения плаванию. Ребенок

понимает, что от него хочет инструктор и у ребенка возникает так называемое

«чувство воды». В старшей группе дети осваивают азы «простого плавания»:

координации движения рук и ног, правильному выдоху в воду, скольжение на

спине и груди дальностью один метр, доставать игрушки со дна при нырянии,

выполнять повороты при плавании,

Продолжительность нахождения ребенка в воде для получения желаемого

эффекта отводных процедур составляет:

- младшая группа – 15-20 минут;

- средняя группа – 20-25 минут;

- старшая группа – 25-30 минут.

Важно следить и за температурой воды. Оптимальная температура 28 – 30 гра-

дусов.

Из теплой воды вылезать не хочется – детям нравится в ней находиться,

теплая вода расслабляет, уходит гиперактивность, которая наблюдается среди

современных детей.

Пользу плавания трудно переоценить:

- при плавании кожа ребенка испытывает благотворное массирующее воздей-

ствие воды, в связи с этим улучшается кровообращение и укрепляется нервная

система;

- улучшается работа внутренних органов, развивается сердечно-сосудистая и

дыхательная система;

- укрепляются мышцы спины, что способствует профилактики сколиоза, дефор-

мации грудной клетки;

- совершенствуются процессы терморегуляции;

- формируется правильная осанка;

- крепче становится сон, улучшается аппетит, повышается общий тонус орга-

низма, совершенствуются движения, увеличивается выносливость;

- в процессе плавания развивается координация, ритмичность движений,

необходимая для любой двигательной деятельности и всех жизненных проявлений

детского организма.



В раздел образования