Напоминание

Будет ли счастлив ребенок? (урок по рассказу А. Геласимова "Нежный возраст"


Автор: Радецкая Юлия Анатольевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ лицей № 49
Населённый пункт: город Калининград, Калининградкая область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Будет ли счастлив ребенок? (урок по рассказу А. Геласимова "Нежный возраст"
Раздел: среднее образование





Назад




Радецкая Ю.А.,

учитель русского языка и

литературы МОУ «Лицей 49» г.

Калининграда

Урок по рассказу Андрея Геласимова «Нежный возраст»

Анализ рассказа А. Геласимова «Нежный возраст»

Будет ли счастлив ребенок?

1 учебная ситуация

Краткая справка о писателе (индивидуальное сообщение) + портрет

Андрей Валерьевич Геласимов родился в 1966 году в Иркутске, окончил факультет

иностранных языков Якутского государственного университета. С 1988 по 1992 годы

учился на режиссерском факультете ГИТИСа (ныне - РАТИ) имени А.Луначарского, в

мастерской Анатолия Васильева. В 1996-1997 годах Андрей Геласимов стажировался в

Халльском университете (Великобритания). В 1997 году он защитил кандидатскую

диссертацию по английской литературе в МПГУ им. В.Ленина по теме "Ориентальные

мотивы в творчестве Оскара Уайльда". В начале 1990-х годов опубликовал перевод

романа "Сфинкс" американского писателя Робина Кука (журнал "Смена"). Был доцентом

кафедры английской филологии ЯГУ, преподавал стилистику английского языка; работает

над докторской диссертацией об особенностях романной композиции конца ХХ века. С

2002 года живет в Москве. В 2001 году вышла книга Андрея Геласимова "Фокс Малдер

похож на свинью"; заглавная повесть вошла в шорт-лист премии Белкина за 2001 год. За

повесть "Жажда" (2002) писатель был отмечен поощрительной премией имени Аполлона

Григорьева. В 2003 году был опубликован роман "Год обмана".

2 учебная ситуация

Сегодня мы поговорим о рассказе А. Геласимова «Нежный возраст». (Объявление темы)

1. Посмотрите на название рассказа. Как вы его понимаете? Каким синонимом можно

заменить слово «нежный»? (слабый, уязвимый, такой, в котором легко человека обидеть,

ранить, ранимый)

2. Предположите, сколько лет главному герою. Почему? (подростковый возраст – от 11

до 17 лет)

3. В какой форме написан рассказ? (в форме дневника). Что такое дневник? Встречали ли

вы произведения, в которых использовались бы дневниковые записи?

Почему именно такая форма выбрана автором?

Сколько месяцев дневниковых записей представлено? (2, с 14 марта по 14 мая)

4. Ведете ли вы дневник? Для чего обычно заводится дневник? О чем в нем пишут? (О

том, что дорого, что волнует, что тревожит…)

О чем пишет главный герой? Какие проблемы подростка высвечиваются в рассказе?

- проблема одиночества среди людей

- проблема непонимания с родителями (ругаются, не обращают внимания на сына,

сосредоточены на своих проблемах).

- проблема дружбы, поиска истинных и ложных друзей, завоевания авторитета в

компании сверстников

- проблемы сексуальной ориентации (гомосексуализма) (Семенов)

- проблема поиска себя (увлечения, попытка найти ответы на вопросы)

- проблема насилия взрослых

- проблема смерти

- проблема любви

Почему дневник чаще заводится именно в подростковом возрасте? (Слишком много

вопросов и проблем, с которыми подросток не справляется)

Как вы думаете, почему они возникают именно в этом возрасте? (Человек сталкивается с

проявлениями взрослой жизни, но поскольку сам ещё не взрослый, то иногда не может

найти ответ, а значит, и правильный выход из создавшейся ситуации).

Почему взрослым легче сталкиваться с проблемами и трудными жизненными

ситуациями? (Сформирована позиция, есть жизненный опыт)

На ваш взгляд, нужна ли в таком возрасте поддержка? (Да)

Как вы думаете, что или кто может в трудном возрасте ребенку?

У поэтессы Екатерины Горбовской есть стихотворение:

Когда бездумно пророчит лето,

А человеку – шестнадцать лет,

И столько веры в свои победы

И в то, что Бога на свете нет!

И вечер теплый, и ветер южный,

И окрыляет избыток сил.

И очень важно, и очень нужно,

Чтоб кто-то бережно объяснил,

Что жизнь проходит, меняет краски,

То зацелует, то отомстит.

Не все то горе, что нету счастья,

Не все то золото, что блестит.

Что в мире много таких вопросов,

Где не ответишь начистоту,

Что резать вены - еще не способ

Свою доказывать правоту.

Как вы поняли, по мнению поэтессы, что может помочь подростку стать взрослым?

(Чтобы кто-то оказался рядом. Как вы понимаете слово «бережно» объяснил – т.е. с

любовью, тонко, щадя самолюбие. Для чего? )

Кто находится рядом с героем рассказа?

- родственники (родители)

- друзья

- одноклассники

- учителя, тренеры, педагоги

- посторонние?

Кто находится рядом и как герой их характеризует?

Родители

Антон Стрельников

«придурок»

Семенов

«как бы не друг»

Октябрина Михайловна

Тренер по теннису

«козел»

Одноклассники

«одни дебилы», фракийские племена»,

«буйный расцвет дебилизма»

Учителя

«одни дебилы», фракийские племена»,

«буйный расцвет дебилизма», «надо

разгонять палкой», «достали»

Высокий Андрей, дворовые пацаны

Вы заметили, что не все характеризуются героем. Рассмотрим их отдельно.

3 учебная ситуация

1. Родители

1.Какие отношения у подростка с родителями? (Никаких, отношений нет)

Давайте понаблюдаем.

Назовите все глаголы, которые описывают действия родителей между собой.

Ругались

Мама кричала как сумасшедшая

Мама много чего об стенку расколошматила

Начали между собой орать

Она опять закричала

Дома больше никто не орет. Они вообще не разговаривают друг с другом.

Мама не ночевала дома.

Что интересного выяснили?

Родители не говорят друг с другом

2. Говорят ли они с сыном?

Посмотрим, сколько раз в рассказе описан разговор родителей с сыном, когда он

возникает и о чем.

18 марта. Говорит, что я ничего не довожу до конца. Дело принципа. Сначала надо

разобраться в себе (Слова правильные? Да. – Почему они не вызывают отклика в душе

читателя? – А ты в себе разобрался?)

1 апреля. Он повернулся и врезал мне в ухо. Изо всех сил.(Справедливо? – Нет. Почему

родители не поняли шутку?)

3 апреля. – почти ночь. Вечером в комнату приходил отец. Сидел, молчал. Потом спросил

про уроки. Может, он хотел извиниться? (Хотел? Почему не извинился?)

7 апреля. Мама говорит, что я достал ее со своим черно-белым фильмом. Папа - чтобы я

не забивал себе голову ерундой. (Почему?)

12 апреля – разговор с отцом. В чем странность разговора? (Если он серьезный – то не к

месту… Двадцать минут четвертого – «а ты уроки приготовил на завтра?»)

11 мая – последний разговор с мамой. В чем странность этого разговора? Эффект,

прием?? умолчания

3.Что самое страшное в отношениях сына с родителями? Нет взаимопонимания ни друг с

другом, ни с родителями, нет любви, нет желания понять. Но самое страшное - главный

герой не видит в этом ничего особенного, все обыденно, обыкновенно.

2.

Друзья

1.

Есть ли у героя друзья в школе? В общем-то нет! Почему? («В школе одни дебилы.

Что учителя, что однокласснички. Гидроцефалы, Фракийские племена. Буйный

расцвет дебилизма».Девчонки – тупые дуры. Полный отстой и т.д.) – Не

авторитет..

Семенов – «как бы не друг», лезет со своей дружбой.

Антон Стрельников …. «придурок»

2.

С кем герою интересно дружить? (С пацанами со двора, с высоким Андреем).

Почему? Потому что они занимают лидирующие позиции во дворе, они вместе,

когда-то били героя…

3.

Какие ценности поддерживают и объединяют эту компанию? (Два года назад

хотели сломать мой велосипед, драться в соседний двор, трясли по всему району

шпану, принцип – «надо наказывать». Арестовали одного Андрея…) Пьянка,

уголовное дело. Культ силы, «выживает сильнейший».

4.

Почему герой теряет эту компанию? (С одной стороны, он хочет быть с ними, но с

другой понимает, что этот «культ силы» не для него – О.Х.)

3.

(Семенов)

как бы не друг

С одной стороны, Семенов ему кажется странным, общаться с гомосексуалистом

стыдно, но он хороший человек, много знает, герой сострадает ему, так как отец у

Семенова садист и т.д.

4. Октябрина Михайловна

Почему только Октябрина Михайловна стала для героя близким человеком?

(Она его слушает, он рассказывает ей про Семенова, во дворе ее называют «классная

старуха» - Почему? (добрая – это все почувствовали), она открывает ему «другой

мир», который противостоит реальности – Одри Хепберн)

Почему фильм «Римские каникулы» с Одри Хепберн и актриса сама производят

необъяснимое впечатление на героя? (Яркая, добрая, сказочная действительность

кино противостоит обыденности жизни)

Какие слова, сказанные О.М. герою кажутся вам самыми важными?

24 апреля 1995 года.

. Она сказала — дело в том, что мы все в итоге должны умереть. Это и есть самое главное.

Мы умрем. А если это понял, то уже не важно — каков твой друг. Просто его становится

жалко. И себя жалко. И родителей. Вообще всех. А все остальное — не важно. Утрясется

само собой. Главное, что пока живы. Она говорит, а сама на меня смотрит и потом

спрашивает: ты понял? Я говорю — понял. Только Семенов мне как бы не друг. А она

говорит — это тоже не важно. Вы оба умрете. Я думаю — спасибо, конечно. Но так-то она

права. Она говорит — потрогай свою коленку. Я потрогал. Она говорит — что

чувствуешь? Я говорю — коленка. Она говорит — там кость. У тебя внутри твой скелет.

Настоящий скелет, понимаешь? Как в ваших дурацких фильмах. Как на кладбище. Он

твой. Это твой личный скелет. Когда-нибудь он обнажится. Никто не может этого

изменить. Надо жалеть друг друга, пока он внутри. Ты понимаешь? Я говорю — чего

непонятного? Скелет внутри — значит, все нормально. Она улыбается и говорит —

молодец. А вообще умирать не страшно. Как будто вернулся домой. Как в детстве. Ты в

детстве любил куда-нибудь ездить? Я говорю — к бабушке. Она в деревне живет. Она

говорит — ну вот, значит, как к бабушке. Ты не бойся. Я говорю — я не боюсь. Она

говорит — умирать не страшно.

В чем, на ваш взгляд, общий смысл сказанного?

4 учебная ситуация

Последняя запись в дневнике 14 мая.

Октябрина Михайловна умерла. Не буду больше писать. Не буду.

Почему герой не хочет больше писать? Почему ни отъезд матери, ни потеря друзей, ни

арест Андрея не произвели на него такого сильного впечатления?

ОТКРЫТЫЙ ФИНАЛ.

В чем смысл открытого финала?

Последнее предложение неполное. В предпоследнем герой говорит: «Не буду писать».

А в последнем – не буду (что?) продолжите предложение.

5 учебная ситуация

Будет ли счастлив ребенок?

Напечатанных рецензий на рассказ Геласимова очень мало (Мария Ремизова. Новый

мир. №6 2002)

Но в Интернете существует страница, где можно высказать свое мнение о рассказе,

написать собственную рецензию. Вот одна из них:

Герой там - жертва. Нелюбимый сын не любящих друг друга родителей. Брошенный на

произвол судьбы мальчик. Предки у него даже не замечали, что сынишка с разбитым

лицом по квартире бродит. А папаша, который его в ухо ударил? Нормально ли, прийти

извиняться через 6 дней? А?!

А мать? Нет, ну, нормально ли взять вот так и свалить?!

Бедный ребенок...

А эти парни со двора... Выживает сильнейший...

Единственный человек, который его слушал и слышал, Октябрина Михайловна, умирает.

Больше писать не буду. НЕ БУДУ.

Все, дальше писать не о чем. Потому что мир подростка разорвали на миллион кусочков.

Во-первых, развод родителей. Для ребенка это всегда тяжело. А во-вторых... уф...

миллион факторов.

ребенок уже счастлив не будет...

Оксюморон 10.03.2008 15:58

Посмотрите на последнее предложение рецензии… НАЗВАНИЕ УРОКА: Будет

счастлив ребенок

У меня в конце названия не стоит знак препинания. Поставьте его вы.

ДЗ (по выбору)

1.

Рассмотрите разные фотографии. Выберите ту, которая, на ваш взгляд, могла бы

быть иллюстрацией к рассказу, объясните почему…

2.

Дома подберите (нарисуйте) иллюстрацию и объясните в чем ее смысл.



В раздел образования