Автор: Кондратьева Ольга Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 1 "Аленушка"
Населённый пункт: Ростовская область г. Константиновск
Наименование материала: конспект занятия по рисованию
Тема: "Мы — народные умельцы"
Раздел: дошкольное образование
КОНСПЕКТ
занятие по рисованию в подготовительной
группе
на тему:
«Мы — народные умельцы»
г. Константиновск
Программное содержание.
Продолжать учить детей пониманию содержания произведений
народного искусства и выделять средства выразительности, характерные
признаки, присущие разным видам (пластика формы, связь назначения
предмета и его украшения, элементы узора, колорит, композиция.).
Познакомить детей с новым видом народно-прикладного искусства -
росписью жостовских подносов,
Учить детей самостоятельно выбирать полюбившийся вид росписи;
создавать композицию узора, элементов росписи, придерживаясь
характерных особенностей.
Способствовать развитию фантазии.
Воспитывать самостоятельность и творчество.
Совершенствовать навыки работы с гуашью и кистью.
Материал: Предметы народно декоративно-прикладного искусства
( хохломская и гжельская посуда, дымковские игрушки, жостовские
подносы,).
Глиняные игрушки, (для росписи), гуашь, кисти, палитра, салфетки, баночки
с водой.
Аудиозапись народной музыки.
Предварительная работа: Знакомство с народными промыслами и их
историей появления.
Чтение книг, рассматривание иллюстраций, предметов, игрушек, лепка
дымковских игрушек из соленого теста. Знакомство с декоративными
приемами рисования. Заучивание стихов. Разучивание с детьми игры на
ложках.
Ход занятия
1. Введение
Звучит русская народная музыка.
Дети вместе с воспитателем входят в зал.
Воспитатель: В течение года мы с вами совершали путешествия в мир
красоты, добра, В мир удивительных творений народных умельцев. Сегодня
мы вспомним те виды декоративно-прикладного искусства. С которыми
знакомились в течение года.
Входит Коробейник:
Солнце яркое встает
Спешит на ярмарку народ
А на ярмарке товары:
Продаются самовары.
Покупают люди сушки,
И отличные игрушки.
Воспитатель: Вы знаете, кто к нам пришел? (ответ детей),
Воспитатель: Правильно Коробейник, он ходит по ярмаркам продает товары.
Коробейник: Я на ярмарку, спешу вот и вас хочу пригласить, только мне
сначала надо товар собрать. Вы мне поможете?
Дети с радостью соглашаются.
Коробейник: А, вы знаете народные декоративно-прикладные изделия?
Воспитатель: конечно знаем.
Коробейник: А вот мы сейчас проверим. Мы с вами отправимся в
путешествие по городам и селам.
2. Основная часть
Коробейник: Первая наша остановка. Ребята в куда мы с вами попали?
Дети называют изделие и промысел, его возникновение.
1.Ребенок:
Мягко падает снежок
Вьется голубой дымок
Дым идет из труб столбом,
Точно в дымке все кругом.
Голубые дали и село большое
«Дымково» назвали.
Вечера зимою длинные
Лепит мастер здесь из глины
Все игрушки не простые
А волшебно - расписные:
Кружочки клеточки полоски,
Простой казалось бы узор,
А отвести не в силах взор.
- А вы узнали Дымковские игрушки?
Дети: Узнали.
- Почему игрушки назвали дымковские? (по названию села)
-Из чего делают дымковские игрушки? (из глины)
-Какие игрушки делают дымковские мастера
- Какие элементы используются для росписи (кружочки, прямые и волнистые
линии точки и т.д.)
- Что означает круг, прямая линия, волнистая, точки?
- -Какие цвета используют при росписи дымковской игрушки? (Они
использовали яркие цвета: красный, синий, малиновый, желтый, оранжевый,
зеленый).
- А как, по - вашему, веселые это игрушки или грустные?
Ответы детей (веселые, нарядные, праздничные).
2..Коробейник: А мы отправляемся дальше и следующая наша остановка
называют промысел (Хохлома)
Дети называют название изделия, его промысел.
Роспись хохломская словно колдовская
В сказочную песню просится сама.
И не где на свете нет таких соцветий,
Всех чудес чудесней наша хохлома
Воспитатель:
- Из чего же делают эту красоту? (из дерева)
- Из какого дерева делаю посуду? (Липы).
-Какие цвета используют мастера при росписи? (красный, черный, зеленый,
желтый).
- Какие узоры используют на посуде? (листочки, ягодки, завитки, точечки,
усики).
- Какой главный элемент использовался в росписи? (трава).
Воспитатель: Что, глядя на них хочется делать? Конечно поиграть.
Дети играют на ложках под народную музыку.
Музыкальная пауза «Игра на ложках»
3. Коробейник: а мы с вами отправляемся дальше. Куда мы с вами попали?
Воспитатель: Как называется это изделие? (Чайник)
Воспитатель: Какой росписью расписан? (гжелью)
- Почему данный промысел называется гжельским? ( По названию
подмосковной деревни гжель).
- Из чего делают гжельские изделия? (Из глины)
- Какие изделия изготавливают из глины? (чайники, фигурки, сахарницы)
- Какой любимый узор в гжельской росписи? (гжельская роза)
- Какие элементы росписи используются? (круги, завитки, дуги, точки,
травинки и т.д.)
- Какие использовали мастера краски? (Гжельские мастера используют всего
три краски: белую для нанесения фона, а цветы рисуют синей и оттеняют
голубой.)
Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,
Животные и птицы невиданной красы.
Деревня в Подмосковье прославилась теперь
Известно всем в народе ее названье – Гжель
Дивная получилась посуда. Мастера не только лепили, но и расписывали
свою посуду. Они перенесли на свои изделия голубое небо, синие леса и
белый снег.
5. Воспитатель: Вот еще одно село на пути давайте и сюда зайдем.
- Как называется это село? (Это село называется « Жостово» недалеко от
Москвы).
- Что же изготавливают в этом селе? ( Здесь изготавливали необычные
подносы).
- Какое название дали этим подносам? (название их пошло от имени села,
«жостовский поднос»)
Мастера покрывают их черным лаком, хотя бывают подносы: красные,
зеленые, синие, На каждом подносе нарисованы красивые цветы, это может
быть букет в середине подноса. Гирлянда или веточка, слева или справа.
- Из какого материала изготавливают подносы? (из метала).
- Какую форму имеет поднос? (круглые, овальные, квадратные, фигурные,
гитарные)
- Какого цвета фон подносов? (черные)
- Какого цвета может быть фон подноса кроме черного цвета? (красные,
зеленые, сини)
- Назовите цветы, которые изображают на подносах? (Розы, ромашки, маки,
ирисы, незабудки.)
-Какого они цвета? (красные, голубые, синие, розовые…)
Воспитатель: Кроме цветов рисуют фрукты, ветки рябины, сюжетные
композиции - пейзажи, чаепитие.
О жостовских подносах написаны песни и стихи.
Черный фон сияет лаком
А на нем цветов краса.
Алых, желтых, с красным маком
Это просто чудеса.
Вот тебе коробейник еще и жостовский поднос для игршек.
А сейчас давайте поиграем.
Дидактическая игра: «Угадай, часть какого изделия?» (Показать детям
часть картинки с изделием какого- то промысла и дети должны узнать это
изделие и назвать, каких мастеров).
Практическая часть.
Ну, что Коробейник пойдем на ярмарку продавать изделия?
Коробейник: У меня беда. Пока мы по городам и селам ходили, все узоры на
изделиях дожди смыли.
(Сидит, горюет)
Воспитатель: Не печалься, коробейник, мы твоему горю поможем, дети не
только промыслы знают, но и сами умеют расписывать.
Ну что выручим коробейника?
(Под музыку дети расписывают дымковские игрушки)
Коробейник: Вот спасибо ребята выручили меня. Успею еще на ярмарку.
Ставит все изделия на жостовские подносы.
Итог занятия:
Ребята вам понравилось путешествовать?
О каких народных изделиях вы хотели бы знать больше?
Изделия, какого промысла вам больше нравится?
Какую игрушку вы хотели бы слепить и расписать?
За ваши добрые сердца и золотые руки вам сюрприз. (Угощаем сушками).