Автор: Левушкина Светлана Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Лицей №40 при УлГУ
Населённый пункт: город Ульяновск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Инновационный опыт профессиональной компетентности учителя начальных классов в аспекте реализации задач ФГОС
Раздел: начальное образование
Семинар-практикум для учителей начальных классов по теме
«Инновационный опыт профессиональной компетентности учителя
начальных классов в аспекте реализации задач ФГОС»
Мастер-класс «Формирование профессиональной компетентности педагогов по
организации освоения обучающимися УУД»
Левушкина Светлана Сергеевна,
руководитель кафедры учителей начальных классов,
учитель высшей квалификационной категории
Эпиграф семинара:Повсюду ценность школы равняется ценности её учителя.
А. Дистверг
Изменения,
происходящие
в
современной
системе
образования,
делают
необходимостью повышение квалификации и профессионализма учителя, т. е. его
профессиональной компетентности. Основная цель современного образования –
соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и
государства, подготовка разносторонне развитой личности гражданина своей
страны, способной к социальной адаптации в обществе,
началу трудовой
деятельности, самообразованию и самосовершенствованию. А свободно мыслящий,
прогнозирующий
результаты
своей
деятельности
и
моделирующий
образовательный процесс педагог является гарантом достижения поставленных
целей.
Именно
поэтому
в
настоящее
время
резко
повысился
спрос
на
квалифицированную,
творчески
мыслящую,
конкурентноспособную
личность
учителя, способную воспитывать личность в современном, динамично меняющемся
мире.
Цель семинара:
актуализация необходимости развития профессиональной компетентности
педагога в современных условиях для достижения более высокого качества
образования
путем
овладения
методологией,
теорией
и
практикой
новой
образовательной парадигмы.
Задачи семинара:
ввести учителей в понятийнокатегориальный аппарат проблемы и
содействовать овладению базовыми понятиями компетентностного
подхода
в
образовании;
способствовать
овладению
знаниями,
умениями
мыслить
и
оперировать
понятиями
и
категориями
современной гуманистической психологии и педагогики;
развивать творческие и исследовательские способности учителей;
содействовать
развитию
критическирефлексивного
мышления,
рефлексивной культуры педагога.
Эпиграф семинара:
Повсюду ценность школы равняется ценности её учителя.
А. Дистверг
План проведения мастер-класса
I.
1.Приветствие. Сообщение плана работы семинара.
2. Психологический тренинг.
II.
Вступительная часть. Упражнение «Ассоциации»
III.
Теоретическая часть. Профессиональная компетентность педагога.
IV.
Практическая часть. Деловая игра «Профессиональный герб».
Ход семинара:
I. Приветствие. Здравствуйте, уважаемые коллеги! Мы рады приветствовать вас в
нашем лицее.
Прежде чем начать нашу работу, давайте поприветствуем друг друга.
Я попрошу ответить вас на несколько вопросов, но не просто словами, а
движениями рук. Если ответ «Да», хлопаем в ладоши, если «Нет» поднимаем руки
вверх.
1. Хорошее ли у вас настроение?
2. Нравится ли вам ваша профессия?
3. Есть ли у вас собака?
4. Умеете ли вы петь?
5. Любите ли вы хорошо одеваться?
6. Нравится ли вам заниматься физкультурой?
7. Есть ли у вас настоящие друзья?
8. Знаете ли вы, о чем пойдет речь на семинаре?
9. Умеете ли вы пользоваться китайскими палочками?
10. Получаете ли вы удовольствие от прогулок пешком?
11. Умеете ли вы находить общий язык с детьми?
12. Сильный ли вы человек?
13. Понравилась вам наша зарядка?
Здравствуйте те, у кого в этом месяце день рождения. Здравствуйте те, кто плотно
утром позавтракал.Здравствуйте те, кто любит свою профессию.Здравствуйте те,
кто рад повышению зарплаты в сентябре. Здравствуйте те, кто хочет побывать на
море.Здравствуйте те, кто готов приступить к работе.
Уважаемые коллеги! Сегодня мы предлагаем Вам стать участниками семинара-
практикума по теме: «Инновационный опыт профессиональной компетентности
учителя начальных классов в аспекте реализации задач ФГОС».Мне очень хочется,
чтобы вы получили для себя полезную информацию,которую сможете использовать
в своей работе и в дальнейшем поделиться своим опытом.
Сейчас я познакомлю Вас с планом нашего семинара.
Надеемся, что сегодняшняя встреча будет плодотворной и полезной.
Психологический тренинг
- Обратите внимание на разноцветные смайлики на ваших столах. Я попрошу
вас взять смайлик такого цвета, который соответствует вашему настроению сейчас и
показать мне.
Тех, кто выбрал зеленый смайлик, хотят быть успешными на сегодняшнем
занятии.
Те, кто выбрал красный, — желают общаться.
Желтый — планируют быть активными.
Выбравшие синие — будут настойчивы, будут активно отстаивать свою точку
зрения.
Уважаемые коллеги, думаю, что объединяющим началом нашей деятельности
сегодня станет желание пообщаться друг с другом, открыв для себя что – то новое.
II. Вступительная часть.
Изменения, происходящие в современной системе образования, делают
необходимостью повышение квалификации и профессионализма учителя, т. е. его
профессиональной компетентности. Основная цель современного образования –
соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и
государства, подготовка разносторонне развитой личности гражданина своей
страны, способной к социальной адаптации в обществе,
началу трудовой
деятельности, самообразованию и самосовершенствованию. А свободно мыслящий,
прогнозирующий
результаты
своей
деятельности
и
моделирующий
образовательный процесс педагог является гарантом достижения поставленных
целей.
Именно
поэтому
в
настоящее
время
резко
повысился
спрос
на
квалифицированную,
творчески
мыслящую,
конкурентноспособную
личность
учителя, способную воспитывать личность в современном, динамично меняющемся
мире.
Неотъемлемой составляющей профессионализма и педагогического мастерства
учителя
принято
считать
его
профессиональную
компетентность.
Под
профессиональной компетентностью понимается совокупность профессиональных и
личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности.
Упражнение «Ассоциации».
Ключевое слово сегодня – это «компетентность». Какие ассоциации возникают у
вас, когда слышите это слово? (Все педагоги разбиваются на группы, записывают
свои ассоциации на отдельных листах, затем происходит обсуждение)
к - креативность…
о - организованность…
м -модернизация…мастерство
п - планирование…
е - единство…
т - толерантность…
е - единомышленники…
н - новизна…
т - творчество…
н - научность…
о - осведомлённость…
с - сотрудничество…
т - терпимость…
ь
Понятие «профессиональная компетентность» применительно к учителю –
сравнительно молодое. Оно активно вошло в педагогическую терминологию в 90-х
годах 20 века. Часто используется как синоним понятий «профессионализм»,
«педагогическое мастерство» и рассматривается как сложный сплав общих и
профессиональных знаний, практических умений, профессионально значимых
качеств личности, обеспечивающих успешную деятельность специалиста в
профессиональной сфере.
Проблема определения профессиональной компетентности учителя стала объектом
спора и разногласий между психологами, педагогами, физиологами специалистами-
практиками. Единого подхода к определению понятия «Профессиональная
компетентность учителя» нет.
Компетентного специалиста отличает способность среди множества решений
выбирать наиболее оптимальное, аргументировано опровергать ложные решения.
Компетентность предполагает постоянное обновление знаний, владение новой
информацией для успешного решения профессиональных задач в данное время и в
данных условиях. Иными словами, «компетентность – это способность
к актуальному выполнению деятельности».
Базовым является определение, данное :
Компетентность – обладание знаниями,
опытом и умениями, которые необходимы для профессионального исполнения
должностных полномочий. В нашем случае – педагогической деятельности.
Теоретический анализ психолого-педагогической литературы позволил выделить
пять критериев профессиональной компетентности учителя начальных
классов:
1.
Общекультурный критерий.
2.
Общепрофессиональный критерий.
3.
Коммуникативный критерий.
4.
Личностный критерий.
5.
Критерий саморазвития и самообразования.
Общекультурный критерий
Специалисту в области образовательной деятельности необходимо хорошее
общее образование, он должен обладать широкими и глубокими познаниями в
разнообразных областях.
Таким
образом,
выделяют
три
показателя
профессиональной
компетентности учителя по общекультурному критерию:
-
общая образованность и широта кругозора;
-
информированность в области культурных новинок;
-
культура речи.
Общепрофессиональный критерий
Показателями
педагогической
компетентности
учителя
по
общепрофессиональному критерию можно считать:
-
владение содержанием учебных дисциплин;
-
владение современными теориями и технологиями обучения и воспитания;
-
знание
и
реальный
учет
факторов,
обеспечивающих
успешность
педагогической деятельности.
Коммуникативный критерий
Профессия учителя относится к группе профессий в системе «человек –
человек» (Е. А. Климов), поэтому центральной составляющей педагогической
деятельности является специально организуемое общение. Интерес к миру детства,
потребность
в
общении
с
детьми
является
необходимой
предпосылкой
профессионального самоопределения учителя. Эта потребность часто проявляется в
стремлении
быть
наставником
малышей,
передавать
им
необходимый
интеллектуальный и нравственный опыт, в желании опекать и заботиться о них.
Ведь ребенок младшего школьного возраста еще не всегда самостоятелен и
самодостаточен. Часто учитель вынужден выступать в роли «мамы», которая всегда
придет на помощь в трудную минуту, поддержит растерянного малыша, подскажет,
как действовать в той или иной ситуации.
Можно выделить три показателя профессиональной компетентности
учителя начальных классов по коммуникативному критерию:
-
потребность в общении с детьми, интерес к детям младшего школьного
возраста;
-
эмоциональная отзывчивость, мобильность обратной связи в общении;
-
доброжелательный и конструктивный стиль общения.
Личностный критерий
Качество профессиональной педагогической деятельности, как и любой
другой деятельности, во многом определяется теми свойствами, которыми обладает
выполняющий ее специалист. Для успешного труда педагогу необходимо обладать
множеством разнообразных личностных свойств и качеств. Можно сгруппировать
профессионально значимые качества педагога по трем основаниям.
Три
показателя
профессиональной
компетентности
учителя
по
личностному критерию:
-
профессиональная направленность личности: личностная зрелость и
ответственность,
профессиональные
идеалы,
преданность
избранной
профессии;
-
наличие специфических профессиональных свойств: организованность,
инициативность,
требовательность,
справедливость,
гибкость,
интеллектуальная активность, креативность;
-
наличие
специфических психофизиологических свойств: устойчивость
нервной системы, высокий эмоционально – волевой тонус, хорошая
работоспособность и выносливость к психо - эмоциональным нагрузкам.
Критерий саморазвития и самообразования
Профессиональный педагогический потенциал учителя не может быть
сформирован однажды и навсегда.
Профессиональное
совершенствование
в
процессе
накопления
опыта
практической деятельности должно осуществляться на основе критичного и
требовательного отношения педагога к себе и к своей работе. Постоянный
личностный и профессиональный рост в идеале выступает как неотъемлемая черта
профессионализма учителя.
Показателями профессиональной компетентности учителя начальных классов
по критерию саморазвития и самообразования можно считать:
-
самокритичность, требовательность к себе;
-
потребность
в
обновлении
теоретического
и
практического
опыта
педагогической деятельности, склонность к инновационной деятельности;
-
исследовательский стиль деятельности
Главную
роль
в
развитии
компетентности
педагога
играют
его
профессионально-педагогические
способности.
Развитие
способностей
непосредственно связано с педагогическими умениями и навыками, которыми
должен владеть каждый компетентный преподаватель.
С позиции основных операционных функций педагога профессиональной
школы можно выделить следующие группы профессионально-педагогических
способностей:
- экспрессивные способности – умение преподавателя образно и ярко выражать
мысли с помощью слова и невербальных средств;
- дидактические способности – умение преподнести материал так, чтобы он стал
доступным и был прочно усвоен, иными словами, умение эффективно строить
учебно-воспитательный процесс;
- авторитарные способности – умение быстро завоевать уважение, а в дальнейшем
высокий авторитет, в волевом влиянии на воспитанников;
-
научно-педагогические
способности
–
умение
участвовать
в
научно-
исследовательской работе педагогического характера, постоянное стремление к
новому, желание трудиться творчески, экспериментировать, систематически изучать
литературу и опыт коллег;
- перцептивные способности – это умение воспринять внутренний мир учащегося,
почувствовать его психическое состояние в каждый отдельный момент, выявить его
отношение к занятиям, к преподавателю;
- коммуникативные способности – это умение легко вступать в контакты с другими
людьми, прежде всего с учащимися, и в дальнейшем поддерживать с ними
правильные отношения;
- личностные умения преподавателя проявляются, прежде всего, в педагогическом
такте;
- организаторские способности – умение четко, без потерь времени подготовить и
провести любое занятие, классный час, вечер отдыха, родительское собрание,
экскурсию в музей, туристический поход и т.п.;
-
мажорные способности – это оптимизм и юмор педагога, помогающие
активизировать учебный процесс, любой вид работы и отдыха, предупредить или
безболезненно ликвидировать сложный конфликт, снять напряжение;
-
прогностические способности – это умение быстро и точно распознавать
предметы, явления, анализировать их и успешно оперировать отраженными
образами;
- конструктивные способности, или педагогическое воображение – это умение
проектировать будущее воспитанников, тщательнее планировать работу, предвидеть
результаты своего труда, обнаруживать задатки обучаемых и строить работу по их
развитию, подводя каждого к его потенциальной вершине.
Достижение профессиональной успешности связано с обеспечением необходимого
уровня профессиональной компетентности.
Профессиональное обучение может рассматриваться как формирование основ
(предпосылок) будущей профессиональной компетентности.
выделяет 4 стадии, характеризующие процесс профессионального обучения,
начиная с первоначального знакомства с новым материалом (профессиональными
знаниями, концепциями, навыками) и заканчивая
сформированной профессиональной компетентностью.
Первая стадия: бессознательная некомпетентность – у человека нет необходимых
знаний, умений, навыков, и он не знает об их отсутствии или о том, что они нужны.
Эта стадия характеризуется следующей профессиональной самооценкой: «Я не
знаю, что я не знаю». Когда человек осознает недостаток знаний, умений, навыков,
необходимых для данной деятельности, он переходит на вторую стадию.
Вторая стадия: сознательная некомпетентность – человек осознает, что ему не
хватает профессиональных знаний, умений, навыков. Здесь возможны два исхода:
а) конструктивный (как форма проявления личностной и профессиональной
активности) и б) деструктивный (форма социальной пассивности). Конструктивный
путь означает, что осознание субъектом своей профессиональной
некомпетентности способствует повышению его мотивации приобрести
недостающие профессиональные знания, умения, навыки. Деструктивный исход
может приводить к возникновению чувства неуверенности в своих силах,
психологического дискомфорта, повышенной тревожности и др., которые мешают
дальнейшему профессиональному обучению. Для второй стадии характерна
следующая профессиональная рефлексия субъекта «Я знаю, что я не знаю».
Третья стадия: сознательная компетентность – человек знает, что входит в
структуру и составляет содержание его профессиональных знаний, умений и
навыков и может их эффективно применять. Для третьей стадии характерна
профессиональная самооценка субъекта в следующей форме: «Я знаю, что я знаю».
Четвертая стадия: бессознательная компетентность – когда профессиональные
навыки полностью интегрированы, встроены в поведение; профессионализм
является частью личности. Бессознательная компетентность характеризует уровень
мастерства. Однако именно на этой стадии велика опасность профессиональной
деформации.
Таким образом, в современных условиях требования к профессиональной
компетентности учителя предъявляет не только новый образовательный стандарт,
но и ВРЕМЯ, в котором мы живем. И перед каждым учителем поставлена сложная,
но разрешимая задача – «оказаться во времени». Чтобы это произошло, каждый,
выбравший профессию учителя, периодически должен вспоминать очень важные и
правильные слова русского педагога, основоположника научной педагогики в
России, Константина Дмитриевича Ушинского: «В деле обучения и воспитания, во
всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя. Учитель живет
до тех пор, пока он учится. Как только он перестает учиться, в нем умирает
учитель».
Практическая часть. Деловая игра «Профессиональный герб».
Цель игры: выработка единого взгляда на личностные и профессиональные
качества педагога и разработка на их основе модели профессиональной
компетентности.
Задача: Разработать модель профессиональной компетентности педагога.
Оборудование: ватман с контуром герба, картинки: шкатулка, две руки
(сотрудничество), маска актёра, компьютер, книги, перо, шапка магистра, весы,
дирижёр, телефон, рупор, указка, кнут и пряник.
А сейчас я предлагаю создать наш профессиональный герб, который отразит
компетентность, мастерство современного учителя.
Вот контур профессионального герба, который предстоит наполнить внутренним
содержанием.
Таким
образом, компетентность
учителя
–
это
синтез
профессионализма
(специальная, методическая, психолого-педагогическая подготовка), творчества
(творчество отношений, самого процесса обучения, оптимальное использование
средств, приёмов, методов обучения) и искусства (актёрство и ораторство).
Организация и проведение мастер-классов
методические рекомендации
Что такое мастер-класс
Одной из эффективных форм распространения собственного педагогического опыта
мастер-класс. Данное понятие широко используется во многих сферах деятельности
человека, в том числе и в образовании. Зачастую в педагогическом сообществе под
мастер-классом понимают открытый урок, мероприятие, презентацию достижений
педагога. В данных рекомендациях даны ответы на следующие вопросы: что такое
мастер-класс, каковы требования к его подготовки и представлению, каковы
критерии его эффективности.
В педагогической литературе существует несколько десятков определений понятия
«мастер-класс».
В первую очередь, Мастер–класс – это открытая педагогическая система,
позволяющая демонстрировать новые возможности педагогики развития и
свободы, показывающая способы преодоления консерватизма и рутины.
Мастер–класс – это особый жанр обобщения и распространения
педагогического опыта, представляющий собой фундаментально разработанный
оригинальный метод или авторскую методику, опирающийся на свои принципы и
имеющий определенную структуру. С этой точки зрения мастер-класс отличается от
других форм трансляции опыта, тем, что в процессе его проведения идет
непосредственное обсуждение предлагаемого методического продукта и поиск
творческого решения педагогической проблемы как со стороны участников мастер-
класса, так и со стороны Мастера (под Мастером мы подразумеваем педагога,
ведущего мастер-класс).
Мастер–класс – это главное средство передачи концептуальной новой идеи своей
(авторской) педагогической системы. Учитель как профессионал на протяжении
ряда лет вырабатывает индивидуальную (авторскую) методическую систему,
включающую целеполагание, проектирование, использование
последовательности ряда известных дидактических и воспитательных методик,
уроков, мероприятий, собственные «ноу-хау», учитывает реальные условия
работы с различными категориями учащихся и т.п.
Мастер-класс – это эффективная форма передачи знаний и умений, обмена опытом
обучения и воспитания, центральным звеном которой является демонстрация
оригинальных методов освоения определенного содержания при активной роли
всех участников занятия.
Мастер–класс – это особая форма учебного занятия, которая основана на
«практических» действиях показа и демонстрации творческого решения
определенной познавательной и проблемной педагогической задачи.
Мастер–класс – это форма занятия, в которой сконцентрированы такие
характеристики: вызов традиционной педагогике, личность учителя с новым
мышлением, не сообщение знаний, а способ самостоятельного их построения с
помощью всех участников занятия, плюрализм мнений и др.
Итак, обобщая представленные выше определения, мы можем выделить
важнейшие особенности мастер-класса, а именно:
1. новый подход к философии обучения, ломающий устоявшиеся стереотипы;
2. метод самостоятельной работы в малых группах, позволяющий провести обмен
мнениями;
3. создание условий для включения всех в активную деятельность;
4. постановка проблемной задачи и решение ее через проигрывание различных
ситуаций;
5. приемы, раскрывающие творческий потенциал как Мастера, так и участников
мастер-класса;
6. формы, методы, технологии работы должны предлагаться, а не навязываться
участникам;
7. представление возможности каждому участнику отнестись к предлагаемому
методическому материалу;
8. процесс познания гораздо важнее, ценнее, чем само знание;
9. форма взаимодействия - сотрудничество, сотворчество, совместный поиск.
Следует обратить внимание при подготовке мастер-класса на то, что в технологии
проведения мастер-класса главное – не сообщить и освоить информацию, а передать
способы деятельности, будь то прием, метод, методика или технология. Передать
продуктивные способы работы – одна из важнейших задач для Мастера.
Позитивным результатом мастер-класса можно считать результат, выражающийся в
овладении участниками новыми творческими способами решения педагогической
проблемы, в формировании мотивации к самообучению, самосовершенствованию,
саморазвитию. Это достаточно технологически сложный процесс, поэтому
остановимся на требованиях к его организации и проведению.
Требования к организации и проведению мастер-класса
Мастер-класс как локальная технология трансляции педагогического опыта должен
демонстрировать конкретный методический прием или метод, методику
преподавания, технологию обучения и воспитания. Он должен состоять из заданий,
которые направляют деятельности участников для решения поставленной
педагогической проблемы, но внутри каждого задания участники абсолютно
свободны: им необходимо осуществить выбор пути исследования, выбор средств
для достижения цели, выбор темпа работы. Мастер-класс должен всегда начинаться
с актуализации знаний каждого по предлагаемой проблеме, что позволит расширить
свои представления знаниями других участников.
В технологии проведения мастер-класса мы предлагаем использовать определенный
алгоритм поиска решения педагогической проблемы.
Алгоритм – это формализация технологического процесса в виде
последовательности некоторых шагов, блоков деятельности, которые зависят от
содержания педагогической проблемы, но имеют и общепедагогическую часть,
определяемую общими способами деятельности.
Примерный алгоритм проведения мастер-класса должен состоять из следующих
компонентов: выделение проблемы – панель - объединение в группы для решения
проблемы – работа с материалом – представление результатов работы – обсуждение
и корректировка результатов работы.
Панель – это этап актуализации знаний в данной проблемной плоскости. Он дает
возможность всем желающим высказать свою точку зрения о проблеме, для
решения которой и проводится мастер-класс. В ходе обмена мнениями у участников
мастер-класса могут возникнуть мысли как в поддержку высказанных идей, так и в
их опровержение. Тем самым происходит уточнение и корректировка
формулировки проблемы мастер-класса. Путь принятия какого-либо решения –
работа с предложенными материалами: текстом, литературой, документами,
красками, звуками, природным материалом, моделями, схемами и т.д. Этот этап
можно назвать «деконструкцией»: происходит превращение материала в «хаос»,
смешение явлений, слов, событий, вычленение необходимой информации. Затем
последует «реконструкция» - создание своего текста, рисунка, модели, схемы,
закона, мира.
Итак, панель, слово Мастера, актуализирующее деятельность участников по
определению пути решения педагогической проблемы, работа с материалами — всё
это дает возможность подготовиться к представлению результатов работы.
Следующим шагом должно быть их обсуждение, а затем корректировка
собственного решения поставленной педагогической задачи с вариантами,
предложенными коллегами.
Мастер-класс - это оригинальный способ организации деятельности педагогов в
составе малой группы (7-15 участников) при участии Мастера, инициирующего
поисковый, творческий, самостоятельный характер деятельности участников.
Основными элементами технологии проведения мастер-класса, методическими
приёмами является индукция, самоконструкция, социоконструкция,
социализация, афиширование, разрыв, творческое конструирование знания
рефлексия.
Индукция. Системообразующим элементом мастер-класса является проблемная
ситуация - начало, мотивирующее творческую деятельность каждого. Это может
быть задание вокруг слова, предмета, рисунка, воспоминания - чаще всего
неожиданное для участников, в чём-то загадочное и обязательно личностное.
Проблемная ситуация характеризует определённое психическое - вопросное
состояние субъекта (участника), возникающее в процессе выполнения такого зада-
ния, которое требует открытия (усвоения) новых знаний о предмете, способе
или условиях выполнения действий. Вопрос должен занимать, волновать ум
исследователя, быть в круге его интересов; представить это неизвестное,
показать необходимость работы с ним; определить круг средств, объектов,
которые позволят начать работу и через период незнания прийти к открытию;
присоединить к имеющемуся знанию новое и поставить иные проблемы для
исследования. Такая проблемная ситуация в технологии мастерских называется
индуктором (индукцией).
Составляя индуктор, надо соотнести его с чувствами, мыслями, эмоциями,
которые он может вызвать у участников.
Индуктор должен настраивать личность на саморазвитие. Если у педагога вообще
нет потребности в развитии, то одного индуктора недостаточно, нужна серия
мотивационных приемов мастерских по формированию данной потребности.
Существуют и другие, не менее значимые потребности: быть личностью,
потребность в самоутверждении, общении, самовыражении, эмоциональном
насыщении, свободе, эмоциональном контакте и др. Мастер в процессе мастер-
класса должен стремиться реализовать все эти потребности, но приоритет отдаётся
развитию потребности саморазвития.
Если подобного интереса нет, Мастеру необходимо направить действия на создание
мотива, на обозначение цели и на то, чтобы участники сами открыли, что эта цель
для них достижима. Осознание возможности решения проблемы – необходимое
средство для стимулирования интереса.
Самоконструкция - это индивидуальное создание гипотезы, решения, текста,
рисунка, проекта.
Социоконструкция. Важнейший элемент технологии мастер-класса - групповая
работа (малые группы могут определяться Мастером, образовываться стихийно, по
инициативе участников). Мастер может корректировать состав групп, регулируя
равновесие методического мастерства и психологических качеств участников
(экстра- и интравертность, тип мышления, эмоциональность, лидерство и др.).
Мастер разбивает задание на ряд задач. Группам предстоит придумать способ их
решения. Причём участники свободны в выборе метода, темпа работы, пути поиска.
Каждому предоставлена независимость в выборе пути поиска решения, дано право
на ошибку и на внесение корректив. Построение, создание результата группой и
есть социоконструкция.
Социализация. Всякая деятельность в группе представляет сопоставление,
сверку, оценку, коррекцию окружающими его индивидуальных качеств, иными
словами, социальную пробу, социализацию.
Когда группа выступает с отчётом о выполнении задачи, важно, чтобы в отчёте
были задействованы все. Это позволяет использовать уникальные способности
всех участников мастер-класса, даёт им возможность самореализоваться, что
позволяет учесть и включить в работу различные способы познания каждого
педагога.
Афиширование – представление результатов деятельности участников мастер-
класса и Мастера (текстов, рисунков, схем, проектов, решений и др.) и
ознакомление с ними.
Разрыв. Ближе всего отражают смысл этого понятия
слова «озарение», «инсайт», «понимание». Понимание различное: себя, других,
приема, метода, технологии. Разрыв — это внутреннее осознание участником
мастер-класса неполноты или несоответствия старого знания новому,
внутренний эмоциональный конфликт, подвигающий к углублению в проблему,
к поиску ответа, к сверке нового знания с информационным источником. Это
то, что в других формах трансляции педагогического опыта преподносится
учителю, а здесь он запрашивает сам, ищет самостоятельно, иногда с помощью
Мастера, коллеги, участника мастер-класса. Такой же процесс можно
наблюдать в лабораториях учёных, исследователей, когда длительный поиск
приводит их не только к накоплению информации по изучаемому вопросу, но и к
иному пониманию, а порой и к разрыву со старой теорией, старым
обоснованием.
Рефлексия — последний и обязательный этап — отражение чувств, ощущений,
возникших у участников в ходе ма
стер-класса. Это богатейший материал для
рефлексии самого Мастера, для усовершенствования им конструкции мастер-
класса, для дальнейшей работы.
Позиция Мастера
При подготовке и проведении мастер-класса важно не только придерживаться выше
описанному алгоритму, но и правильно определить собственную позицию Мастера.
Позиция Мастера - это прежде всего пози
ция консультанта и советника,
помогающего организовать учебную работу, осмыслить наличие продвижения в
освоении способов деятельности.
Проводя мастер-класс, Мастер никогда не стремится просто передать знания. Он
старается задействовать участников в процесс, сделать их активными,
разбудить в них то, что скрыто даже для них самих, понять и устранить то, что
ему мешает в саморазвитии. Все задания Мастера и его действия направлены на
то, чтобы подключить воображение участников, создать такую атмосферу, чтобы
они проявили себя как творцы. Это мягкое, демократичное, незаметное
руководство деятельностью.
Мастер создаёт атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в
общении.
Мастер
работает вместе со всеми, мастер равен участнику мастер-класса в поиске
знаний и способов деятельности.
Мастер исключает официальное оценивание работы участников мастер-класса, но
через социализацию, афиширование работ дает возможность для самооценки
педагога, его самокоррекции.
Во взаимоотношениях с коллегами Мастер должен применять определённый стиль,
проявляя свои личностные качества: коммуникативность, общекультурное
развитие, интеллигентность, взгляды, убеждения, мировоззрение, характер, волю,
темперамент и др. Авторские технологии, представляемые в рамках мастер-класса,
не обладают свойством фотографической воспроизводимости; однако каждая из
них несёт идейный заряд, обладает множеством воспроизводимых деталей, приемов,
элементов учительского мастерства. Эта личностно-процессуальная, аффективная
инфраструктура авторской технологии очень трудно фиксируется на бумаге, но
она передаётся путём примера, подражания через:
речь и голос (тон, сила, выразительность, дикция, интонация, техника речи);
мимику, жест, управление эмоциями, чтение эмоционального состояния на лице;
пантомимику (осанка, умение стоять, сидеть, наблюдать за поведение участников);
умение сосредоточиться на предмете разговора, владение мнемотехникой,
аутогенной тренировкой, отсутствие скованности;
искусство общения: психологическая избирательность, способность к
педагогическому вниманию, эмпатия;
педагогическую импровизацию: умение работать по плану «в голове», привлекать
личный опыт, управлять незапланированными ситуациями;
психологическую зоркость, умение вычислять «гениев» и поддерживать
«отстающих»;
коммуникативную культуру, умение вести диалог, дискуссию;
чувство времени.
Критерии качества подготовки и проведения
мастер-класса
Для определения эффективности подготовки и проведения мастер-класса мы
предлагаем использовать следующие критерии.
Презентативность. Выраженность инновационной идеи, уровень ее
представленности, культура презентации идеи, популярность идеи в педагогике,
методике и практике образования.
Эксклюзивность. Ярко выраженная индивидуальность (масштаб и уровень
реализации идей). Выбор, полнота и оригинальность решения инновационных
идей.
Прогрессивность. Актуальность и научность содержания и приемов обучения,
наличие новых идеей, выходящих за рамки стандарта и соответствующих
тенденциям современного образования и методике обучения предмета,
способность не только к методическому, но и к научному обобщению опыта.
Мотивированность. Наличие приемов и условий мотивации, включения каждого в
активную творческую деятельность по созданию нового продукта деятельности на
занятии.
Оптимальность. Достаточность используемых средств на занятии, их сочетание,
связь с целью и результатом (промежуточным и конечным).
Эффективность. Результативность, полученная для каждого участника мастер-
класса. Каков эффект развития? Что это дает конкретно участникам? Умение
адекватно проанализировать результаты своей деятельности.
Технологичность. Четкий алгоритм занятия (фазы, этапы, процедуры), наличие
оригинальных приемов актуализации, проблематизации («разрыва»), приемов
поиска и открытия, удивления, озарения, рефлексии (самоанализа, самокоррекции).
Артистичность. Возвышенный стиль, педагогическая харизма, способность к
импровизации, степень воздействия на аудиторию, степень готовности к
распространению и популяризации своего опыта
Общая культура. Эрудиция, нестандартность мышления, стиль общения, культура
интерпретации своего опыта.
Использование данных методических рекомендаций позволит, на наш взгляд,
обеспечить качественную подготовку и эффективное проведение мастер-классов в
рамках распространения педагогического опыта работников областной
образовательной системы.
Литература
Пахомова Е.М. Изучение и обобщение педагогического опыта. // Методист. – 2005.
- № 2.
Пахомова Е.М., Дуганова Л.П. Учитель в профессиональном конкурсе : учебно-
методическое пособие. – М. : АПКиППРО, 2006. – 168 с.
Селевко Г.К. Альтернативные педагогические технологии. - М. : НИИ школьных
технологий, 2005. - 224 с.
Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе дидактического и
методического усовершенствования УВП. - М. : НИИ школьных технологий, 2005. -
288 с.
Составить классификации мастер-классов А.В. Машуков.