Напоминание

Как воспитать патриота, гражданина


Авторы: Пушкарева Светлана Юрьевна, Светлана Юрьевна Пушкарева
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Губернаторский лицей" №101 имени Народного учителя Ю.И.Латышева
Населённый пункт: Ульяновск
Наименование материала: Статья
Тема: Как воспитать патриота, гражданина
Раздел: начальное образование





Назад




Как воспитать патриота, гражданина

« Влияние нравственное составляет

главную задачу воспитания»

К.Д.Ушинский

Проблема нравственного воспитания детей постоянно находится в центре внимания

общества. Особую актуальность эта проблема приобретает в условиях прогрессирующего

изменения всех сторон жизни общества.

Задачей

учителя

современной

школы

является

воспитание

в

детях

самостоятельности принятых решениях, целенаправленности в действиях и поступках,

развитие в них способности к самовоспитанию и саморегулированию отношений.

В современных условиях, когда динамичная и порой непредсказуемая социально-

политическая обстановка в стране значительно усложнила воспитательный процесс, когда

подрастающее поколение, вобрав в себя все недостатки общества в его переломный

период, становится все более также непредсказуемым, проблемы нравственности,

нравственной культуры, нравственное воспитание выдвигается на одно из первых мест,

как основа прежде всего гуманистического воспитания молодежи в обстановке рыночных

отношений, требующей не только самостоятельности, гибкости, деловитости, но и

воспитание новой личности, ориентированной на общечеловеческие нравственные

ценности.

Движение вперед возможно лишь при соответствующем уровне нравственного

развития общества, и главное, нравственное воспитание подрастающего поколения.

«Нравственность -

это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется

человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами».

В.А. Сухомлинский говорил о том, что необходимо заниматься нравственным

воспитанием ребенка, учить «умению чувствовать человека». (1, с. 120)

Василий Андреевич говорил: «Никто не учит маленького человека: «Будь

равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь свое личное».

Все дело в одной, в очень важной закономерности нравственного воспитания. Если

человека учат добру- учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет

добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру,

ни злу - все равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать».

Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения

закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье,

справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии

яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает,

наблюдает» (26, с. 170).

Школа является основным звеном в системе воспитания подрастающего поколения.

Учебный процесс тесно связан с нравственным воспитанием. В условиях современной

школы, когда содержание образования увеличилось в объеме и усложнилось по своей

внутренней структуре, в нравственном воспитании возрастает роль учебного процесса.

Содержательная сторона моральных понятий обусловлена научными знаниями, которые

учащиеся получают, изучая учебные предметы. Сами нравственные знания имеют не

меньшее значение для общего развития школьников, чем знания по конкретным учебным

предметам

В условиях игровых отношений ребенок добровольно упражняется, осваивает

нормативное поведение. В играх, более чем где- либо, требуется от ребенка умение

соблюдать правила. Нарушение их дети с особой остротой подмечают и бескомпромиссно

выражают

свое

осуждение

нарушителю.

Если

ребенок

не

подчинится

мнению

большинства, то ему придется выслушать много неприятных слов, а может, и выйти из

игры. Так ребенок учится считаться с другими, получает уроки справедливости,

честности, правдивости. Игра требует от ее участников умения действовать по правилам.

«Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет» -

говорил А.С.Макаренко.

Как только ребенок приходит в школу, учу их правилам поведения, основанным на

запрете или отрицании чего-либо. Например: «Не разговаривай громко», «Не перебивай

взрослых», «Не трогай чужую вещь», «Не бросай мусор» и т.д. К 3 классу осваиваем

правило: «Помогай окружающим людям!»

Однажды на уроке математики у нас в классе произошел такой случай. Вызванный

ученик к доске спотыкается и падает на пол. Почти все ученики класса стали смеяться.

Мне пришлось отложить математику и провести беседу по этому случаю. Разобрали

ситуацию, выяснили, что на месте этого мальчика мог бы оказаться каждый. Выяснили,

как называют людей, которые безразличны к чужой боли, к чужой беде?

Подбирали

антонимы к слову равнодушие. Как мне показалось, дети поняли, что не надо было

смеяться, а можно было помочь подняться ребенку. В этот же день наш класс после

уроков пошел в музей. Нас вызвалась сопровождать мама ученицы. Экскурсия прошла

замечательно, нам все понравилось. Предстоял путь обратно в школу. И вот на обратном

пути мама, которая сопровождала нас, поскользнулась и упала. И опять многим стало

очень смешно. Но нашлись дети, кто помог подняться родительнице, некоторые даже

отряхнули ее. Я долго думала над этой ситуацией, почему дети опять засмеялись, ведь это

был уже взрослый человек. Все дети знали эту маму и все-таки было смешно, хотя уже

была проведена беседа в классе. Мне показалось, что дети поняли как вести себя в случае,

когда кто-то упал, но на деле многие дети не усвоили мою беседу. На следующий день

мы стали изучать азбуку морали:

1.Ты живешь среди людей. Не забывай, что каждый твой поступок, каждое твое

желание отражается на окружающих тебя людях. Знай, что существует граница между

тем, что тебе хочется, и тем, что можно. Проверяй свои поступки вопросом к самому к

себе: не делаешь ли ты зла, неудобства людям? Делай все так, чтобы людям,

окружающим, тебя было хорошо.

2. Ты пользуешься благами, созданными другими людьми. Люди делают тебе

счастье детства. Плати им за это добром.

3. Все блага и радости жизни создаются трудом. Без труда нельзя честно жить.

Будь добрым и чутким к людям. Помогай слабым и беззащитным. Помогай

товарищу в беде. Не причиняй людям зла. Уважай и почитай мать и отца – они дали тебе

жизнь, они воспитывают тебя, они хотят, чтобы ты стал честным гражданином, человеком

с добрым сердцем и чистой душой.

5. Будь неравнодушен к злу. Борись против зла, обмана, несправедливости. Будь

непримиримым к тому, кто стремится жить за счет других людей, причиняет зло другим

людям, обкрадывает общество.

Такова азбука нравственной культуры, овладевая которой дети постигают сущность

добра и зла, чести и бесчестия, справедливости и несправедливости.»(1, с.161-165).

По словам К.Д.Ушинского «Чтение – это упражнение в нравственном чувстве».

На уроках литературного чтения создаю ситуации, которые должны быть направлены на

то, чтобы;

ребенок пропустил через себя поступки, совершенные литературным героем;

учился бы верить, дружить, любить, анализировать неадекватные ситуации.

На примере героев рассказа И.Дика «Красные яблоки» разобрали ситуацию,

которая произошла с мальчиками. Как порой мы бываем жестоки по отношению к другим

людям. Но если поставить себя на это место или своих родных, ты понимаешь нелепость

своего поведения. Написали письма приятелям – героям рассказа, в которых ученики

высказывали свое мнение.

Очень важно обратить внимание детей на проявление не

только добра, но и зла, воспитывать у них желание выступать против несправедливости,

жестокости, нечестности. Поведение героя литературного произведения для младших

школьников нередко служит эталоном, по которому он и оценивает поступки товарищей и

свои собственные.

На

классных

часах

продолжали

развивать

тему

нравственности.

Беседы

способствуют приобретению у детей нравственных знаний, выработке

этических

представлений и понятий, воспитанию интереса к нравственным проблемам, стремлению

к оценочной нравственной деятельности. Главное назначение этической беседы — помочь

школьникам разобраться в сложных вопросах морали, сформировать у ребят твердую

нравственную позицию, помочь каждому школьнику осознать свой личный нравственный

опыт поведения, привить

умение вырабатывать нравственные взгляды. В процессе

беседы ребята активно участвуют в обсуждении нравственных проблем, сами подходят

к определенным выводам, учатся отстаивать личное мнение, убеждать своих товарищей.

Каждый классный час мы заканчивали песней «Дорогою добра». Наш класс разделен на

группы. Каждая группа сделала свое дерево добра. Я объявила в классе месячник добра.

Дети делали добрые дела, поступки. Сделал доброе дело, повесь листочек на дерево

добра. Дети делали кормушки для птиц, переводили через дорогу пожилого человека,

убирали территорию своего двора, собрали коробку храбрости и др. ( В этой коробке

игрушки, которые предназначены для детей, болеющих онкологией. Сделают такому

ребенку укол или поставят капельницу и он выбирает из коробки храбрости любую

игрушку, которая ему понравится. Подвести итог мы не успели из-за карантина. Но когда

вернемся в класс обязательно подведем итог и посмотрим какие же добрые дела сделал

наш класс. Как же это круто помогать окружающим. Я теперь убеждена, если ученик

нашего класса заметит, что кто-то упал, смеяться не будет.

Не стой в стороне равнодушно,

Когда у кого-то беда.

Рвануться на выручку нужно

В любую минуту, всегда!

И если кому-то, кому-то поможет

Твоя доброта, улыбка твоя,

Ты счастлив, что день

Не напрасно был прожит,

Что в мире живешь ты не зря!

Нравственные качества, которые я формирую в детях: честность, доброта,

трудолюбие,

вежливость,

сострадание,

дружелюбие,

скромность,

патриотизм.

Мыслители разных веков трактовали понятия нравственности по-разному. Еще в древней

Греции в трудах Аристотеля о нравственном человеке говорилось: «Нравственно

прекрасным называют человека совершенного достоинства.… Ведь о нравственной

красоте говорят по поводу добродетели: нравственно прекрасным зовут справедливого,

мужественного, благоразумного и вообще обладающего всеми добродетелями человека»

[2,с. 260].

Результат нравственного воспитания проявляется в отношениях школьников к своим

обязанностям, к самой деятельности, к другим людям.

Список литературы:

1. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения: в 3-х т. Т.2

/Сост.О.С.Богданова –М.:Педагогика,1980. с.161

2. Артюхова И.С. Ценности и воспитание. Педагогика, 2000.

3. Рубинштейн С. Л. “Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания

школьников”, Москва, 1981 г.



В раздел образования