Напоминание

"Роль молодежной субкультуры в детских объединении Дворца детского творчества"


Автор: Рындин Николай Иванович
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАОУДО "ДДЮТ"
Населённый пункт: г.Чебоксары, Чувашской Республики
Наименование материала: Статья
Тема: "Роль молодежной субкультуры в детских объединении Дворца детского творчества"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Рындин Н.А.,

Роль молодежной субкультуры в детских объединении Дворца детского

творчества.

Аннотация

В статье рассматривается вопрос о влиянии молодежной субкультуры на

обучение детских объединений. Отдельное внимание автор уделяет истории

становления музыкальных рок-групп, как зарубежных, так и российских. Авто-

ры обсуждают историю становления современной музыкальной рок-культуры и

ее знание педагогом как начало диалога между ним и подростком.

Ключевые слова: музыка, субкультура, рок, бит, джаз, рок-группа, рок-

культура.

Abstract

The article examines the influence of youth subcultures on the learning tool in

the classroom. Special attention is paid to the history of music and rock bands, both

foreign and Russian. The authors discuss the problems of modern rock music culture

and its knowledge by the teacher, as the beginning of a dialogue between teacher and

student in the instrumental class.

Keywords: music, subculture, rock, beat, jazz, rock band, rock culture.

В начале XXI века сложилась специфическая подростковая культура, так

называемая молодежная субкультура, которая наряду с другими социальными

факторами играет определенную роль и в творческом развитии обучающегося.

Молодежная субкультура – система ценностей и норм поведения, вкусов, форм

общения, отличная от культуры взрослых и характеризующая жизнь молодежи

примерно с 12 до 19 лет. Субкультура молодежи зародилась в XX веке в силу

ряда причин: продление сроков обучения, акселерация и т.д. Субкультура, с од-

ной стороны отчуждает, отделяет молодежь от общей культуры общества, с

другой – способствует освоению определенных ценностей, норм, социальных

ролей.

Основой совместной деятельности педагога и подростка в обучении дол-

жен являться учет педагогического факта, что обучающийся все равно будет

развиваться в собственных культурных практиках, часто независимо от реалий

образовательной системы: он воспринимает культуру (глобальное культурное

пространство) через призму субкультуры, он включен в культурные практики

через субкультуру.

В современном мире подростка окружает многообразие музыки. Музы-

кальные вкусы обучающегося определяют различные молодежные группы, ко-

торые имеют свою историю возникновения и развития в современном мире.

Одним из классических примеров групп такого рода является английский квар-

тет «Битлз».

Оригинальное направление композиторского и исполнительского творче-

ства «Битлз» создавалось на основе этого музыкального фона, который был по-

пулярен на родине «Битлз». В город Ливерпуль, в котором они жили, стекались

все новинки из нового и старого мира. Негритянский блюз, американский рок-

н-ролл, а также традиционный джаз, формировали музыкальные вкусы буду-

щей «великолепной четверки».

«Битлз» – новизна жанра, стиля исполнения. Само собой, очень много

взято ими из ранее существовавших до них стилей и жанров. Но ими внесено

много своего в эти стили и жанры, а все вместе соединенное и переработанное

оказалось новым – битлзовской гармонией, битом, мерсийским звучанием, вос-

хитительным сочетанием мелодичности и ритма, неповторимостью текстов и

их образной связью с музыкой.

Начиная с 60-х годов XX века для обозначения разновидностей музыки

для электрогитары в ансамблях типа «Битлз» был введен термин «бит» (удар).

Бит-музыка – протест молодежи против войн, расовой дискриминации,

политического ханжества, против социальных и моральных условий жизни того

периода. Очень быстро те, на кого был направлен заряд протеста, сумели сы-

грать на противоречиях этого движения, превратив его в некую «моду на про-

тест», сделав из него коммерческое предприятие, предмет купли-продажи.

Рок-музыка – это тоже молодежная культура. Английское слово «рок»

(«rock») приобрело свой современный смысл в термине «рок-н-ролл» в 1951

году для обозначения популярности «ритм-энд-блюза». Слово «rock» может

иметь разные значения: тряска, качание, причина несчастья и т.д. Точно также

разные значения имеет слово «roll»: моток, рулон, вращение, раскаты грома и

т.д. В начале 50-х годов XX столетия рок-н-ролл подразумевал лишь раскачива-

ние и вращение партнеров в танце под простую мелодию в размере 4/4, а уже в

60-е годы этого XX столетия рок-н-ролл стал обозначать стиль жизни молоде-

жи.

В конце 60-х годов XX века данное музыкальное течение объединяло це-

лый ряд направлений, в названиях которых встречалось одно и то же слово

«рок»: фолк-рок, арт-рок, джаз-рок, хард-рок, кантри-рок и т.д. По мнению А.

Козлова, видного джазового музыканта и идеолога неформальных субкультур-

ных движений, основой всех этих направлений стал блюз-рок, идущий от кор-

ней народного искусства (африканского, американского и европейского, самое

сильное влияние на его взгляд было кельтское, т.к. в Америке того времени

было много потомков недавней массовой эмиграции из Ирландии, сохранявших

свою самобытную культуру, в том числе музыкальную). Это прямое продолже-

ние ритм-энд-блюза, рок-н-ролла, мерси-бита, британского блюза. Все последу-

ющие направления являются синтезом блюз-рока с другими направлениями.

В форме произведений в роке последующих годов происходит ряд изме-

нений. Так, куплет + припев усложняется, происходит переход к много частот-

ности. Увеличивается роль инструментальной музыки и импровизационных

эпизодов. Стремление к серьезной тематике требовало использования различ-

ных контрастов и нюансов, смены темпов и характера ритма в рамках одной

пьесы. В рок-композициях появились размеры 3/4, 5/4 (размер, характерный

для кельтской и славянской народной музыки), а также переменные ритмы, по-

стоянно меняющиеся по ходу пьесы размеры.

Рок периода своего расцвета «явился в таком разнообразии стилей и

форм, какое, пожалуй, не наблюдалось ни в одном из видов музыкальной

культуры, включая и такое широкое распространенное явлений, как джаз. Это-

му способствовали, с одной стороны, свобода от академических условностей, с

другой – открытость по отношению ко всем традиционным и современным ви-

дам искусства» [3, 47].

В России история рока складывалась иначе, чем на Западе. Первые музы-

канты взяли в руки электрогитары, подражая английскому ансамблю «Битлз».

Он был близко – особенно душевно. Главное, у «Битлз» была мелодия. Для на-

шего уха это необходимо. Комфортный ритм и сочный звук всегда актуален, но

без красивых, напевных мелодических линий реальный успех сводится на нет.

В 70-е годы рок-группы осваивают новые стили европейской рок-музыки

и формируют свой российский бард-рок, где главные поэтические, а не музы-

кальные достоинства. Один из первых авторов рок-поэзии композитор и испол-

нитель А. Макаревич. Песни А. Макаревича были злободневны, отвечали

запросам молодежи и поэтому имели огромную популярность в России.

На развитие бард-рока в России оказала рок-группа «Аквариум» во главе

с Б. Гребенщиковым, он экспериментировал с текстами песен, обращался к вы-

сокой поэзии, восточной философии и т.д. Большую роль в создании «Аква-

риума», как ищущей новые идеи группы сыграл и джазовый пианист-аранжи-

ровщик Сергей Курехин. В дальнейшем поиски истоков рока привели группу

«Аквариум» к сплаву русского и кельтского фольклора, классического рок-н-

ролла, музыки Вест-Индии и блюза.

Эти две рок-группы были основой российского бард-рока, отличались вы-

сокими требованиями к содержанию текста песен и оказали огромное влияние

на развитие рок-групп «ДДТ», «Кино», «Наутилус Помпилиус», «Агата Кри-

сти» и других.

Становление отечественного рока связано и с именем Стаса Намина. В

70-е годы рок-группа «Цветы» имела такую громадную популярность, что фир-

ма «Мелодия» решила выпустить пластинку с записями коллектива. Разошлась

пластинка тиражом в семь миллионов. С. Намин считал, что такое событие –

это триумф русского рока, к тому же официально зарегистрированного, а пла-

стинка – первый хит русского рок-парада.

Большой популярностью у молодежи в конце 90-х годов пользуется рок-

группа «Кино» с лидером Виктором Цоем. Ее песни поражали обилием новых

мелодических находок, а аранжировки отличала сдержанность и лаконизм. Ав-

тором текстов был В. Цой, который умело связывал романтические образы с ре-

альностью жизни современной молодежи. В его последних песнях слышны

призывы к переменам в жизни и нравственному совершенству.

Педагог должен понимать, что нет такого народа, который не создал бы

свою музыку отличную от других народов. Цель педагога – показать под-

росткам, что «нет музыки серьезной или легкой», музыки устаревшей, неин-

тересной и т.д., а «есть музыка плохая и хорошая». Современные музыкальные

инструменты могут объединить подростка и педагога в креативном, поиске му-

зыки для танца.

В заключении отметим, педагогу необходимо знать современную рок-

культуру и понимать ее роль в жизни молодежи. Мы убедились, что педагог

знакомый с рок-группами, которые любят подростки, проявляя достаточную

компетентность, вызывает у него чувство уважения. Можно с полной уверенно-

стью говорить, что знания рок-музыки могут служить началом диалога между

поколениями.

Литература

1.

Алексеев, А. Энциклопедия российской поп- и рок-музыки / А. Алек-

сеев, А. Бурлака. – Москва : Эксмо-Пресс, 2001.

2.

Бондаренко, В. История рок-музыки / В. Бондаренко, А. Дроздов. –

Минск, 1994.

3.

Вопросы современного баянного и аккордеонного искусства : сб. тру-

дов. Вып. 178. – Москва : РАМ им. Гнесиных, 2010.

4.

Воробьев Т. История ансамбля «Битлз» / Т. Воробьев. – М, 1990.

5.

Козлов, А. Рок: истоки и развитие / А. Козлов. – Москва, 1998.

6.

Королев, О. К. Краткий энциклопедический словарь Джаза, Рок - и поп

- музыки: Термины и понятия / О. К. Королев. – М. : Музыка, 2002. – 168 с.

7.

Онлайн-энциклопедия «Кругосвет» и «Википедия».

8.

Саркитов, Н. Д. Рок-музыка : проблемы и перспективы: краткий очерк

социальной истории советской рок-музыки / Н. Д. Саркитов, Ю. В Божко. –

Москва : Знание, 1989. Сер. «Эстетика». Вып. 3.

9.

Троицкий, А. Рок в Союзе: 60-е, 70-е, 80-е. / А. Троицкий. – М. : Ис-

кусство, 1991.



В раздел образования