Автор: Ишемгулова Виля Зарифовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОБУ "Айгуль" с. Степной
Населённый пункт: с.Степной, Хайбуллинский район, республика Башкортостан
Наименование материала: СТАТЬЯ
Тема: "Экологическое воспитание дошкольников через ознакомления с природой родного края"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад «Айгуль» села Степной
муниципального района Хайбуллинский район Республики Башкортостан
«Экологическое воспитание дошкольников через ознакомления с
природой родного края»
Воспитатель средней группы «Радуга» Ишемгулова Виля Зарифовна
Экологическое воспитание - это направление дошкольной педагогики,
которое отличается от традиционного - ознакомления детей с природой.
С
введением
в
действие
федерального
государственного
стандарта
(ФГОС
ДО),
для
реализации
основной
общеобразовательной
программы
дошкольного
образования
«От
рождения
до
школы»
под
редакцией
Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, педагоги знакомят детей с природой родного
края Хайбуллинского района.
Ознакомление дошкольников с природой родного Хайбуллинского края
–
это
средство
образования
в
их
сознании
реалистических
знаний
об
окружающем мире, основанных на чувственном опыте. Однако далеко не всё
может
быть
правильно
понято
детьми
при
самостоятельном
общении
с
природой, далеко не всегда при этом формируется правильное отношение к
растениям
и
животным.
Ввести
ребёнка
в
мир
природы,
сформировать
реалистические представления – знания о её объектах и явлениях, воспитать
способность видеть красоту родной природы, любовь, бережное и заботливое
отношение к ней – важнейшие задачи нашего детского сада.
Обитателей
уголка
природы
дети
видят
ежедневно,
что
облегчает
работу педагога. Воспитанники систематически наблюдают и ухаживают за
живыми
существами.
В
процессе
ухода
за
ними
дети
получают
представления о многообразии растительного и животного мира на земле, о
том, как растут и развиваются растения и животные, какие условия для них
нужно
создавать.
Педагог
учит
детей
сравнивать
животных,
находит
сходство и различие между ними, общее и различное у растений, помогает
замечать интересные особенности внешнего вида, поведения животных. При
рассматривании комнатных растений обращает внимание ребят на красоту
цветов и листьев, на то, как находящиеся в группе растения.
Также созданы условия для ознакомления детей с природой: картинные
галереи «Птицы», «Домашние питомцы», «Дикие животные», «Обитатели
моего
родного
края»,
Фотоальбомы
-
«Река
Сакмара»,
«Лекарственные
растения»,
уголки
природы с
комнатными
растениями
исследовательский
центр, мини-огород на подоконнике, календарь природы, туалетная комната
также
оформлена
в
морской
тематике,
природные
материалы.
Все
это
способствует формированию у детей чувства прекрасного.
Территория
детского
сада
содействует
экологическому
развитию
дошкольников.
Совместно
с
родителями
выращиваем
овощи
в
огороде,
также
соорудили пруд, посадили саженцы кустарников и деревьев - клёна, берёзы,
сирени, вишни, смородины, цветники. Все эти деревья выделяют фитонциды,
которые подавляют болезнетворные микробы. Очень радует глаз цветущие
растения на клумбах. Они подобраны так, что в течение сезона одни цветы
сменяются другими.
На территории нашего детского сада разработана экологическая тропа
с описанием природных объектов и речевым материалом к ним.
Экологическая
тропа
выполняет
познавательную,
развивающую,
эстетическую
и
оздоровительную
функцию.
Создавая
тропу,
вместе
с
родителями,
педагоги
стараются
использовать
как
можно
больше
и
интересных
объектов. Экологическая
тропа
позволяет
более
продуктивно
использовать
обычные
прогулки
с
детьми
для
экологических
занятий
и
одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе.
Работа
по
региональному
компоненту
о суще ствляется
в
организованных
образовательных
деятельностях,
в
развлечениях,
исследованиях,
в
процессе
трудовой
деятельности,
наблюдений,
целевых
экскурсий, чтении художественных произведений. в различных русских и
башкирских
народных
играх: «Ак тирек, кук тирэк », «Һабантуй» и др.,
которые проводятся на русском и на башкирском языках.
В
работе
с
родителями
по
экологическому
воспитанию
детей
мы
используем как традиционные формы (собрания, консультации, беседы), так
и нетрадиционные (деловые игры, круглый стол).
Таким
образом,
у
детей
складывается любовь
к
природе,
навыки
бережного отношения к ней, ко всему живому.