Напоминание

"Формы работы с родителями.


Автор: Кокорина Галина Николаевна
Должность: учитель ИЗО, черчения
Учебное заведение: МБОУ СШ №2 им кавалера трех орденов воинской славы П.Д. Щетинина
Населённый пункт: г. Енисейск, Красноярский край
Наименование материала: Статья
Тема: "Формы работы с родителями.
Раздел: среднее образование





Назад




Формы работы с родителями

Одним из важных направлений в деятельности классного руководителя является работа с

семьёй, в которой ребёнок растёт и воспитывается. И какую бы сторону развития детей

мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в его эффективности на разных

возрастных этапах играет семья, поэтому основными воспитателями являются родители, а

задача классного руководителя помочь и подсказать им. Скажем откровенно, что задача

очень непростая. И на сегодняшний день существует ряд проблем, которые надо решать

незамедлительно.

Задумайтесь, учитель, прежде чем начать преподавать несколько лет обучается в

университете, получает профессиональные навыки. А ведь искусство быть классным

руководителем не изучается, поэтому в школах, лицеях, гимназиях найти классного

руководителя – профессионала, гораздо сложнее, чем учителя предметника. Не

существует и никакого института, который бы обучал тому, как быть хорошими

родителями. Именно поэтому очень часто приходится слышать от родителей: «Снова

родительское собрание- потеря времени», «Пусть скажут: сколько денег надо; сам не

пойду», «Чего я там не слышала» и многое другое. Знакомо?

Родители должны видеть перед собой классного руководителя, который знает ответ на

любой вопрос, любящий их детей, такими, какие они есть, готового сделать всё, чтобы

школа стала для них вторым домом.

Каждый классный руководитель должен чётко сформулировать задачи и направления

взаимодействия с родителями. Но они будут достигнуты только в том случае, если в их

успешной реализации будут заинтересованы обе стороны. Каждый год задаю родителям

один и тот же вопрос: «Чего вы ждёте от школы?» Ответы, как правило, повторяются:

1.

Высокий уровень образования – 89 %

2.

Сохранение психологического и физического здоровья детей - 76%

3.

Повышение культуры – 43%

Мои задачи, как классного руководителя, совпадают с желаниями родителей, поэтому жду

от них готовности к сотрудничеству. А перед собой ставлю цель:

объединить усилия семьи и школы, скоординировать их действия для решения

поставленных задач, а также сформировать единое воспитательное пространство

«семья-школа».

Направления в работе:

1.

Повышение информационной и коммуникативной культуры учащихся

2.

Пропаганда здорового образа жизни

3.

Организация работы Академии любящих родителей

Реализация поставленной цели и задач.

Проект воспитательной работы родителей

и классного руководителя в 5 классе

ДОБРОЕ НАЧАЛО

________________

Добротой мир спасется!

Какого человека мы называем нравственным? Такого, требование общества к

человеку сделал требованиями к самому себе, и живет, учится, общается с окружающими

согласно этим внутренним законам нравственности.

Нравственное воспитание открывает единственно верный путь в жизни –

утверждение добра, искренности, взаимной заботы и ответственности, настоящего

гражданского отношения к своему делу, дает человеку способность никогда не

сворачивать с этого пути.

Если же человек не знает, что ему делать в часы досуга, у него портится голова,

сердце и все существо.

И вот мы с родительским комитетом решили создать проект.

ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ – Воспитать в ребенке чувство уважения к общечеловеческим

ценностям

-Воспитать высоко культурную и человеческую личность

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ – Посеять в ребенке ростки добра ко всему живому на земле

-Развить

качества

товарищества

и

милосердия,

доброжелательности, самостоятельности и творчества

-Пробудить

желание

стать

лучше,

избавиться

от

отрицательных черт характера

За символ доброты проект берет образ «солнышка» - теплого, лучистого

У «солнышка» четыре главных луча

«СОТВОРИ ДОБРО»

Ныне утратили мы корни свои родовые, растеряли накопленную дедами и

прадедами кладовую мастерства и ремесел. Зачерпнем же «живого тепла» второго лучика,

поможем друг другу добро творить.

Праздники:

«Осенины» - 30.10.

«Новый год» - декабрь

«Встреча весны» - март

«Семейные умельцы» - 17.04.

«РУКА В РУКЕ»

Забота об улучшении окружающей жизни, о людях близких и далеких. В этот путь

приглашает нас лучик третий.

Праздники:

«Сборы о дружбе и товариществе» - 11.03

«Рыцарский турнир» - 21.02.

игра:

«Калейдоскоп» - 22.05.

«КОМЕЛЁК» У любого дерева есть свой комель или уменьшительно – к о м е л е к. С

него он начинает расти. И у каждого из нас есть свой «комелек» - это семья, дом. И чем

крепче она, тем увереннее и безопаснее чувствует себя человек.

Конкурсы:

«Способы обрадовать родителей» - 29.11. «Профессии моих родителей» - 24.01.

Праздники:

«В воскресенье всей семьей» - 28.02.

«Моя семья» - 15.05.

«СБЕРЕЧЬ РОССИЮ ДЛЯ СЕБЯ»

Всем, кто любит родную землю, кто не безразличен к ее судьбе, приглашает лучик

четвертый. Сегодня, когда особенно остро стоит проблема сохранения природы, ее

растений и животных, когда природа сама (и очень серьезно) напоминает человеку о

своих бедах, нельзя забывать, что нынешние школьники к началу третьего тысячелетия

станут взрослыми.

Праздники:

«День птиц» - ноябрь 20 года

«Озеленение» - май 20 года

«Экскурсия в музей» - апрель 20 года

За реализацией каждого направления, ответственны родители.

Учитель Кокорина Г.Н. . Школа №2

663180 г. Енисейск Красноярского края

ул.Бабкина,46, школа №2

т.(8 –215) 2- 33 –16; 2 – 32 – 33; 2 – 31 –66.

Работа с родителями выливается не только в проведение родительских

собраний, но и в совместное проведение интеллектуальных и спортивных

игр, конкурсов. Приложение 1 Приложение 1а

На родительские собрания использую приглашения. Приложение 2

Вошло в традицию поздравлять мам в День Матери. Делаем буклеты, благодарственные

письма, открытки. Приложение3

Особое место в работе классного руководителя занимает анкетирование.

За 38 лет работы в школе я сделала 4 выпуска как классный руководитель. И все четыре –

разные.

Я не согласна, когда говорят, что все дети одинаковы. Не бывает одинаковых детей, как не

бывает и одинаковых классов. И чтобы найти правильный подход к детям, чтобы быть

уверенным, что то или иное мероприятие в классе будет иметь успех и надолго оставит

след в их душах, - я пользуюсь анкетированием.

В анкетах дети очень искренны, и порой их ответы подсказывают классному

руководителю тему для будущего мероприятия или просто душевного разговора.

Как только получаю новый класс, обычно это пятый, в начале учебного года я

предлагаю детям следующую анкету:

Чем ты любишь заниматься в свободное время?

Много ли у тебя друзей? Кто они, если не секрет?

Любишь ли читать? Твои любимые книги.

Сколько времени проводишь у телевизора? Твои любимые телепередачи?

Как относишься к спорту? Чем занимаешься?

Какие кружки секции (секции) ты хотел бы посещать?

Какое поручение хотел бы иметь в классе?

Какие интересные дела ты предлагаешь провести в этом году в классе?

После такой анкеты становится понятно, в чем каждый из моих детей может

проявить себя наиболее полно. С этого начинается план индивидуальной работы с

каждым ребенком.

Найти в каждом ребенке изюминку, помочь раскрыться и почувствовать себя

личностью – одна из важнейших моих задач.

Получив класс, я должна узнать, какая атмосфера царит в семье каждого ребенка.

Для этого я провожу анкетирование.

Кто больше внимания уделяет тебе в семье?

Кому ты рассказываешь дома о своей школьной жизни, и прожитом дне?

Слушают ли тебя дома с интересом или говорят, что некогда, потом поговорим?

Мама для тебя просто мама или еще и подруга?

Наказывают ли тебя дома? Как?

Считаешь ли ты своих родителей справедливыми?

Эту анкету я обычно провожу до первого классного родительского собрания, чтобы

до встречи с родителями хоть немного знать, какие у них взаимоотношения с детьми.

Чтобы лучше узнать родителей можно попросить их ответить на вопросы:

Кто занимается воспитанием Вашего ребенка в семье?

Ваши мнения по вопросам воспитания в Вашей семье совпадают или же они

разные?

В чем вы испытываете трудности?

Могли бы Вы поделиться своим опытом воспитания в семье?

В каком вопросе вы нуждаетесь в помощи?

Ответы на вопросы помогают мне не только лучше узнать родителей, но и

подсказывают, как лучше спланировать свою работу с классом.

Можно попросить детей взять у их родителей интервью, предложив им

следующие вопросы:

Кем мечтали стать в детстве твои папа и мама?

Сбылись ли их мечты?

Во сколько лет и где начали работать?

Где работают сейчас, нравится ли им их работа?

Кем видят тебя родители тебя в будущем?

Не секрет, что многие дети вообще мало знают о своих родителях. Такая анкета,

возможно, поможет им узнать много интересного о своих родителях.

Иногда и сама беру у своих учащихся блиц – интервью:

Любимая песня твоей мамы (бабушки).

Любимый цвет.

Дата рождения.

Во сколько ложится спать твоя мама и во сколько встает?

Помогаешь ли ты дом? Как?

Некоторые ответы меня побудили провести в классе устный журнал «Наши

мамы». (6класс)

Не секрет, что некоторые дети не знают не дату рождения своих родителей, но

даже отчество, не говоря уже о дедушках и бабушках.

Такие анкеты подсказали мне начать с детьми заниматься их родословной.

Воспитывая уважение к своим предкам, мы воспитываем уважение к прошлому своей

Родины – таково мое мнение.

Работу над родословной начали с бабушек и дедушек. Вопросы были следующие

Как зовут бабушку и дедушку?

Когда они родились и где?

Где жили?

Когда начали работать?

Основные этапы жизненного пути.

Многие заинтересовались не только судьбами бабушки и дедушки, но и смогли

нарисовать древо жизни своей семьи.

Как-то в одной из анкет в 8 классе на вопрос: «Понимают ли тебя в семье?», я

получила ответ: «Меня никто не понимает дома». А многие ответили, что их не всегда

понимают или же взаимопонимание только с братом или сестрой.

Такие ответы побудили меня провести классный час на тему «Счастье, когда

тебя понимают», а для родителей интересную беседу. Это была не просто беседа и

анализ анкет; это был откровенный разговор с родителями на тему «Знаете ли Вы

своих детей?» Я задавала те же вопросы, которые давала их детям, а родители должны

были дать предположительные ответы вопрос: «Как, по-вашему, ответит Ваш ребенок?

Вот эти вопросы:

Часто ли ты огорчаешь своих родителей?

Чем ты можешь обидеть их?

Часто ли просишь прощения или никогда не просишь?

Понимают ли тебя дома?

Часто ли тебе хочется сделать приятное родителям? Всегда ли это удается?

Часто ли даришь маме цветы?

Хочется ли тебе, чтобы мама была красиво одетой или в этом возрасте ты

больше думаешь о себе?

У тебя есть деньги. Что ты на них купишь?

После того, как родители дали предположительные ответы, я зачитала ответы

их детей (анонимно). С каким интересом они слушали. И как приятно было мамам

услышать, что дети любят их, думают о них и хотят видеть красивыми.

Однажды, это было в выпускном классе, я предложила учащимся ряд вопросов, а

когда анализировала анкеты, у нас получилась интересная дискуссия «Какими мы

видим себя в будущем?»

Считаешь ли ты своих родителей строгими и справедливыми?

В чем, по-твоему, они бывают несправедливыми к тебе?

Будешь ли ты воспитывать своих детей так, как твои родители или иначе?

Будешь ли ты строгим родителем?

Будешь ли баловать своих детей? Как?

Твоей дочери или сыну 16лет. До которого часа ты будешь разрешать ей (ему)

гулять по вечерам?

Будешь ли ты наказывать своих детей? Как?

Кто будет заниматься воспитанием детей в твоей семье: ты или муж

(жена)?

Интересно, что многие не согласны со своими родителями. Но сами хотят

быть строгими и справедливыми родителями.

Разве не может насторожить такой ответ:

« Они у меня строгие. Но не во всех случаях, справедливы. По-моему, мама по

отношению ко мне вообще всегда несправедлива. У меня с ней из-за сестры всегда

конфликты. С папой тоже ссоры бывают… Меня дома почему-то никто не понимает и

не хочет, не пытается… Я же буду давать своим детям побольше самостоятельности».

Что здесь? Ревность мамы к сестре? Или же полное непонимание между

матерью и дочерью? Или же ей не доверяют, не дают самостоятельности в чем?

Или существуют разногласия в воспитании между родителями?

Скорее всего, да, потому что девочка мечтает воспитывать детей в полном согласии с

мужем».

А другая девочка пишет, что «детям нужна не только строгость. Но и

родительская ласка». Видит ли она её или только мечтает об этом? И правы ли

родители, о которых пишет сын: «По отношению ко мне они бывают не всегда

справедливы, потому что стараются изолировать меня от жизни, от окружающего

мира»?

Каждый такой ответ – это тема для разговора классного руководителя с

классом, родителями, родителей с детьми. Так и стараюсь с помощью анкеты

разрешить проблемы вечного треугольника:

школа - дети – родители

в лице классного руководителя,

классный руководитель дети

родители

Еще одна таблица, которую уместно заполнить родителям - это показатель словесного

проявления положительных эмоций в семье по отношению к ребенку. Это исследование

полезно при подготовке к тематической консультации или к психолого - педагогическому

консилиуму. Оно позволяет определить причину высокой тревожности учащихся,

особенно 5-х классов. Принято считать, что высокий уровень тревожности связан с

проблемой адаптации. Однако дело не только в адаптации. Это связано еще и с

изменением положения ребенка в семье. "Раньше ты был маленький, а теперь большой! Я

не буду сюсюкать с тобой, как раньше!" - такие высказывания демонстрируют изменение

эмоционального восприятия ребенка в семье, которое выражается в жестах, мимике,

взглядах и, конечно же, в словах.

Слова и фразы, с помощью которых я

поддерживаю ребенка:

Слова и фразы, с помощью которых я

ругаю его:

Если в классе есть трудные дети и есть проблемы с их воспитанием, то необходимо

предложить и детям заполнить такую таблицу, а затем провести сравнительный анализ

таблицы родителей и детей. Трудности многих учащихся порою состоят в сложности

эмоционально воспринимать друг друга.

Слова

и фразы, которыми

мои родители меня:

Поощряют

Как часто

Ругают

Как часто

Анкеты надо давать не ради любопытства, а чтобы во первых, выявить чем

живет каждый ребенок и класс в целом; во вторых, помочь ребенку в трудную минуту

принять правильное решение; в третьих, узнать о взаимоотношениях в семье и помочь

наладить их; в четвертых, правильно спланировать работу с классным коллективом.

Через анкеты я узнаю внутренний мир моих учеников, их тревоги и радости.

Через анкеты я узнаю о том , о чем они не всегда решаются сказать вслух. Зачастую

это очень серьёзные и даже интимные вопросы, которые они не могут доверить даже

родителям.

Я никогда не просила подписывать фамилии. Но в душе радовалась, что

некоторые учащиеся, в том числе и мальчишки, подписывали свои фамилии.

В приведенных мною анкетах я не уделила основное внимание вопросам

взаимоотношения детей и родителей, из вечной проблеме «отцов и детей». Ведь не

случайно Сухомлинский сказал «Наиболее полноценное общественное воспитание –

это, как известно, школьно- семейное».

Анкетирование я провожу по любым темам: дружбы, любви, и т.д

Попробуйте, и Вы увидите, что некоторые ответы детей – это подсказка Вам

темы дискуссии, беседы или устного журнала. Своими ответами дети помогут

составить план воспитательной работы и поставят перед вами столько проблем, о

которых Вы и не думали.

Знакомлю родителей с сайтами для родителей в интернете.

Можно приводить много различных исследований, мероприятий, с помощью которых

классный руководитель сможет вызвать у родителей интерес к воспитанию своих детей и

желание общаться с классным руководителем посещать школу. Главное, чтобы родители

усвоили одно очень важное и глубокое правило, продиктованное жизнью: очень многое

идет от семьи и что "Воспитание детей в семье - это обучение их умению обходиться без

родителей".



В раздел образования