Автор: Беланюк Марина Валерьевна
Должность: учитель
Учебное заведение: МАОУ "СКОШ для учащихся с ОВЗ"
Населённый пункт: Пермский край, город Кунгур
Наименование материала: Методические рекомендации по применению здоровьесберегающих технологий учителем в учебно-воспитательном процессе
Тема: Методические рекомендации по применению здоровьесберегающих технологий
Раздел: начальное образование
Методические рекомендации по применению здоровьесберегающих
технологий учителем в учебно-воспитательном процессе
Здоровьесберегающая образовательная технология – система, создающая
максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития
духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического
здоровья всех субъектов образования (обучающихся, педагогов).
При построении урока с позиции здоровьесберегающих технологий учителю
надо придерживаться основных правил.
Правило 1. Правильная организация урока
Во-первых, это учет всех критериев здоровьесбережения на рациональном
уровне.
Во-вторых, главная цель учителя –
сформировать у учащихся интерес,
мотивацию к познанию, обучению.
Правило 2. Использование каналов восприятия
Особенности восприятия определяются одним из важнейших свойств
индивидуальности – функциональной асимметрией мозга: распределением
психических функций между полушариями. Выделяются различные типы
функциональной организации двух полушарий мозга:
- левополушарные люди – при доминировании левого полушария, для них
характерен
словесно-логический
стиль
познавательных
процессов,
склонность к абстрагированию и обобщению;
- правополушарные люди – доминирование правого полушария, у данного
типа развиты конкретно-образное мышление и воображение;
-
равнополушарные
люди
–
у
них
отсутствует
ярко
выраженное
доминирование одного из полушарий.
На основе предпочтительных каналов восприятия информации различают:
- аудиальное (слуховое) восприятие;
- визуальное (зрительное) восприятие;
- кинестетическое (тактильное) восприятие.
Знание этих характеристик детей позволит педагогу излагать учебный
материал на доступном для всех учащихся языке, облегчив процесс его
запоминания.
Правило 3. Распределение интенсивности умственной деятельности
При организации урока выделяют три основных этапа с точки зрения
здоровьесбережения, которые характеризуются своей продолжительностью,
объемом нагрузки и характерными видами деятельности.
Эффективность усвоения знаний учащихся в течение урока такова:
- 5-25-я минута — 80%;
- 25-35-я минута — 60-40%;
- 35-40-я минута — 10%.
Урок, организованный на основе принципов здоровьесбережения, не должен
приводить к тому, чтобы учащиеся заканчивали обучение с сильными и
выраженными формами утомления.
Специальными исследованиями выявлено, что у учащихся, заканчивающих
занятия
с
сильным
и
выраженным
утомлением,
диагностируется
неспецифическое
напряжение
организма
–
десинхроноз,
являющийся
основой формирования психосоматических заболеваний. Следовательно,
снижая
утомление,
поддерживая
и
восстанавливая
работоспособность
учащихся, контролируя ее изменение в ходе процесса обучения, мы будет
способствовать здоровьесбережению.
Правило 4. Снятие эмоционального напряжения
Использование
игровых
технологий,
игровых
обучающих
программ,
оригинальных заданий и задач, введение в урок исторических экскурсов и
отступлений позволяют снять эмоциональное напряжение. Этот прием также
позволяет решить одновременно несколько различных задач: обеспечить
психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего и
воспитательного
плана,
побудить
к
активизации
самостоятельной
познавательной деятельности и т. п.
Хороший эффект дает использование интерактивных обучающих программ,
которые вызывают неизменный интерес у школьников, одновременно снимая
у них элементы стресса и напряжения.
Использование пословиц при изучении понятия монотонности функции:
«Чем дальше в лес, тем больше дров» (возрастание), «Подальше положишь,
поближе возьмешь» (убывание). В этот момент процесс обучения как бы
скрыт от учащихся, они воспринимают это как некоторое отступление от
темы, что позволяет им также снять накопившееся напряжение. К тому же
введение в урок литературных или исторических отступлений способствует
не только психологической разгрузке, но и установлению и укреплению
межпредметных связей, а также и воспитательным целям.
Правило 5. Создание благоприятного психологического климата на
уроке
Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к
каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика
выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок,
поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор
или небольшое историческое отступление – вот далеко не весь арсенал,
которым
может
располагать
педагог,
стремящийся
к
раскрытию
способностей каждого ребенка.
Неудача ученика на уроке, воспринимаемая как временное явление,
становится дополнительным стимулом для более продуктивной работы дома
и в классе.
В обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости
работоспособность класса заметно повышается, что в конечном итоге
приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к
более высоким результатам.
Правило 6. Охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни
Научить человека со школьных лет ответственно относиться к своему
здоровью. Вводить вопросы здоровья в рамки учебных предметов, а это
позволит
показать
ученику,
как
соотносится
изучаемый
материал
с
повседневной жизнью, приучить его постоянно заботиться о своем здоровье.
Правило 7. Самоанализ урока
Самоанализ урока учителем с позиций здоровьесбережения
Проводить
самоанализ
урока
с
точки
зрения
сохранения
здоровья
школьников, целесообразно обращать внимание на следующие аспекты
урока:
1.
Гигиенические условия в классе (кабинете): чистота, температура и
свежесть
воздуха,
рациональность
освещения
класса
и
доски.Утомляемость школьников и риск аллергических расстройств в
немалой степени зависят от соблюдения этих простых условий.
2.
Число видов учебной деятельности используемых учителем: опрос
учащихся,
письмо,
чтение,
слушание,
рассказ,
рассматривание
наглядных пособий, ответы на вопросы, практические занятия. Нормой
считается 4-7 видов за урок. Однообразность урока способствует
утомляемости школьников. Вместе с тем вам необходимо помнить, что
частая смена одной деятельности на другую требует от учащихся
дополнительных адаптационных усилий. Это также способствует росту
утомляемости.
3.
Средняя
продолжительность
различных
видов
учебной
деятельности.
Ориентировочная норма: 7–10 минут. Число видов преподавания
используемых учителем: словесный, наглядный, аудиовизуальный,
самостоятельная работа и др. Норма — не менее трех за урок.
4.
Физкультминутки
и
физкультпаузы,
которые
являются
обязательной составной частью урока. Норма – на 15–20 минут урока
по 1 минуте из 3-х легких упражнений с 3–4 повторениями каждого.
5.
Положительной оценки заслуживает включение в содержательную
часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом
жизни.
6.
Благоприятный психологический климат на уроке служит одним из
показателей
успешности
его
проведения:
заряд
положительных
эмоций, полученных школьниками и самим учителем, определяет
позитивное воздействие школы на здоровье.
7.
Урок неполноценен, если на нем не было эмоционально-смысловых
разрядок: улыбок, уместных остроумных шуток, использования
поговорок, афоризмов с комментариями, музыкальных минуток и т. д.
8.
Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной
активности
определяется
в
ходе
наблюдения
за
возрастанием
двигательных и пассивных отвлечений школьников в процессе учебной
работы. Норма – не ранее чем за 5–10 минут до окончания урока.
9.
Темп
и
особенности
окончания
урока.
Желательно,
чтобы
завершение урока было спокойным: учащиеся имели возможность
задать учителю вопросы, учитель мог прокомментировать задание на
дом, попрощаться со школьниками.