Напоминание

"Трудовая деятельность на прогулке в детском саду"


Автор: Иштубаева Светлана Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад №7
Населённый пункт: Республика Башкортостан город Нефтекамск
Наименование материала: Трудовая деятельность на прогулке
Тема: "Трудовая деятельность на прогулке в детском саду"
Раздел: дошкольное образование





Назад




ПРОГУЛКА В ДЕТСКОМ САДУ: Трудовая деятельность

Слайд 1

Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания

подрастающего поколения. В детском саду трудовое воспитание заключается в

ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой

деятельности. В процессе ознакомления с трудом взрослых воспитатель формирует у

детей положительное отношение к их труду, бережное отношение к его результатам,

стремление оказывать взрослым посильную помощь. Главная роль здесь принадлежит

воспитателю. Своим ежедневным кропотливым трудом он реализует программу

трудового воспитания.

Слайд 2

В процессе трудового воспитания решаются следующие задачи:

§ Прививается любовь к природе, бережное к ней отношение;

§ Прививается интерес к трудовой деятельности, сознательное, ответственное

отношение к ней;

§ Укрепляются социальные взаимоотношения со сверстниками, взрослыми;

§ Расширяется кругозор детей (свойства и качества объектов, взаимосвязи в природе,

знания о растениях и животных);

§ Развитие интеллектуальных умений (подбор инструментов, намечать

последовательность действий, распределять их по времени, оценивать результаты

труда);

§ Развитие сенсорного восприятия;

§ Наблюдательность;

§ Уважение к людям труда;

§ Удовлетворение эстетических потребностей.

Слайд 3

Труд в природе лишь в том случае имеет воспитательно-образовательное значение,

если его организация и содержание отвечают определенным педагогическим и

гигиеническим требованиям:

§ Организация разнообразного по содержанию труда (уход за растениями,

животными, труд на участке, в цветнике, на огороде). Только разнообразный труд

вызывает у детей интерес, желание в нем участвовать.

§ Формирование практических навыков и умений в единстве со знаниями (при

работе на цветнике воспитатель закрепляет умение узнавать, называть растения, их

части; вспоминается процесс посадки растений).

§ Осознанность труда (раскрытие перед ребенком цели, результата, способов его

достижения).

§ Усложнение трудовой деятельности. Усложнение навыков ухода за растениями и

животными, обогащается круг знаний, развиваются наблюдательность,

планирующие умения детей.

§ Трудовая деятельность должна быть регулярной. Воспитателю важно приобщить

к ней каждого ребенка.

§ Труд детей в природе должен быть посильным. Физические усилия, затраченные

ребенком, не должны вызывать переутомления, иначе у него возникнет

отрицательное отношение к трудовым заданиям.

Слайд 4

Виды и формы трудовой деятельности детей на прогулке:

Поручения (индивидуальные и групповые);

Коллективный труд;

Хозяйственно-бытовой труд (на веранде, участке);

Труд на цветнике, газонах, огороде;

Ручной труд (в летний период).

Слайд 5

По длительности труд на прогулки:

Мл. группа – 5-7 мин.

Ср. группа – 10-15 мин. с небольшим перерывом в зависимости от

характера труда

Ст. подг. группа – 15-20 мин. с небольшим перерывом в зависимости от

характера труда.

Слайд 6

Трудовая деятельность зависит от времени года. Если это зима, то попросите ребят

помочь «прибраться» на участке — сгрести снег, разровнять его.

Слайд7

В зимний период времени с детьми перед прогулкой подготавливаем корм, для того

чтобы кормить птичек, все с удовольствием участвуют в этом занятии, на прогулки

высыпаем корм в кормушки, а после прогулки наблюдаем из окна как прилетают к

кормушке птички. Такой труд получается растянутым во времени, но при этом дети

имеют возможность увидеть результат своей работы.

Необходимо

убедить

детей

в

том,

что

их

непосредственная

помощь

приводит

к

интересному для всех результату. Например, сгребаем снег лопатой и говорим детям:

«Сейчас догребу снег, и начнем лепить что-то интересное. Если вы мне поможете

носить снег, мы быстрее справимся и приступим к постройке». Привлекать детей к

работе необходимо ближе к завершению, чтобы они не утратили интерес. Дети берут

ведерки и начинают носить снег, из которого мы построили горку для куклы. После

выполнения работы дети имеют возможность поиграть с постройкой – покатать куклу

с горки. Таким образом, дети имеют возможность воспользоваться результатами своего

труда, что привлечет их к работе в следующий раз.

Слайд8

Если это теплое время года, то попросите помочь полить растения, подмести

постройку, собрать листья и веточки.

Детей также можно привлечь к сбору семян: с клумбы. Осенних листьев для гербария

и украшения групповой комнаты, пересаживанию цветов с клумбы в горшки для

уголка природы, поддержанию порядока на прогулочном участке и верандах. Для

успешного решения задач по развитию самостоятельности и аккуратности, привитию

трудолюбия очень важно правильно подобрать детский инвентарь — грабли, лопатки,

совки, ведерки. Большое значение при организации работы с детьми на прогулке имеет

эмоциональное отношение к делу, которое задает воспитатель еще до начала работы.

Не

всегда

сама

работа

будет

интересовать

детей,

иногда

их

привлекает

цель,

поставленная воспитателем, а во время выполнения работы захватывают общность

интересов, слаженность, соревновательного момента.

Слайд 9

Приобщение детей к трудовой деятельности — важный этап в развитии. Заставлять

детей, как правило, не приходится. Они с радостью сами берутся помогать взрослым и

даже успевают устроить между собой соревнования.

Слайд 10

У

детей

младших

групп

формируются

культурно-гигиенические

навыки,

и

воспитывается желание участвовать в трудовой деятельности. Они только начинают

трудиться во время прогулки, поэтому наша задача в этот период состоит в том, чтобы

как можно больше времени занимать совместным трудом. Эта работа помогает детям

усвоить правильные действия при выполнении тех или иных поручений.

В младших группах мы обучаем и объясняем практически все действия, например

лопатку надо держать прямо, чтобы снег или песок с нее не соскальзывал, лопатку не

надо нагребать полную, и при этом демонстрирую правильные движения.

Малыши пока еще выполняют порученное только при условии, что взрослый рядом,

что он всегда поможет, поощрит, подбодрит улыбкой, словом, ласковым жестом не

сами трудовые действия и их результат, а совместные с взрослым дела, близость к

взрослому,

его

оценка,

поощрение

составляют

стержень

активности

младших

дошкольников. Поэтому всегда нужно найти возможность удовлетворить потребность

ребенка помочь мне в работе на участке. И обязательно поблагодарить, показать, что

его помощь была необходима, тем самым у ребенка формируется положительное

отношение к труду.

Слайд 11

В старших группах мы следим за правильным выполнением трудовой деятельности и

конечно сами тоже выполняем порученный труд. Не менее важно создать правильную

мотивацию, объяснить, почему необходимо сделать эту работу именно сегодня и

именно таким способом. Детей старшей группы следует подводить к пониманию того,

что

нужно

делать

не

только

интересную

работу,

но

и

необходимую.

Чтобы

разнообразить и скрасить монотонную деятельность, воспитатель может предложить

детям отгадать загадки.

.

Слайд 12

Знания

дошкольников

о

труде

взрослых

должны

оказать

большое

влияние

на

формирование у них правильного отношения к труду. Для этого необходимо дать детям

возможность «прикоснуться» к труду, который им доступен. Так, например можно

поручить

детям

помочь

дворнику

почистить

дорожки

от

снега,листьев,

крупного

мусора и т.д.. Непосредственно в труде дети ощущают трудовое напряжение и познают

его необходимость для получения результата, начинают осознавать, что трудолюбие

включает в себя волевое усилие, умение выполнять порученное дело до конца, не

отступая перед трудностями.

При этом не следует забывать и обучать детей бережно относиться к инвентарю: не

забывать относить лопатки и ведерки после завершения всех дел на место и др. Можно

поручить кому-то из детей проверить все ли убрано с участка на место.

Слайд 13

Чтобы правильно руководить наблюдениями и трудовой деятельностью детей на

прогулке,

воспитатель

должен

пополнять

свои

знания

по

биологии

растений

и

животных, владеть практическими умениями и навыками в этой области, а также

методикой проведения наблюдений, экскурсий, организации труда детей старшего

дошкольного возраста.

Слайд 14

Каждый раз в конце прогулки дети должны упражняться в действиях по

самообслуживанию, например в зимнее время отряхнуть свою одежду от снега,в

осенний период стряхнуть песок с одежды, потопать ногами чтобы очистить подошвы

обувиот песка и грязи,в летнее и весеннее время отрянуть одежду и обувь(зайти на

веранду снять обувь стряхнуть песок одеть, а потом зайти в группу) от песка,и не

забывать помогать друг другу.

Слайд 15

Таким

образом,

трудовая

деятельность

является

одним

из

важных

факторов

воспитания личности. Включаясь в трудовой процесс, ребенок коренным образом

меняет все представление о себе и об окружающем мире. Радикальным образом

меняется самооценка. Она изменяется под влиянием успехов в трудовой деятельности,

что в свою очередь меняет авторитет ребенка в детском саду. Главная развивающая

функция труда – это переход от самооценки к самопознанию. Кроме этого в процессе

труда

развиваются

способности,

умение

и

навыки.

В

трудовой

деятельности

формируются

новые

виды

мышления.

Вследствие

коллективного

труда

ребенок

получает навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию ребенка в

обществе.

Слайд 16

При планировании важно отметить следующие моменты:

1) указать цель труда (что должен делать и сделать ребенок);

2) определить задачи, которые будут решаться взрослым (обучение действиям,

закрепление у детей ряда последовательных действий, упражнение, воспитание

положительных взаимоотношений, интереса к труду, умения прилагать усилие, делать

работу самостоятельно, правильно и пр.);

3) продумать форму организации труда ребенка (повседневный труд по

самообслуживанию, совместный труд со взрослым, поручение, дежурство, труд рядом,

общий или совместный труд);

4) наметить основные методические приемы, которые позволят решить

образовательную или воспитательную задачу (положительный пример взрослого,

ребенка; показ действий; положительная оценка; привлечение ребенка для помощи

другому; место педагога в процессе труда и пр.);

5) указать оборудование, которое понадобится ребенку в процессе работы;

6) наметить виды индивидуальной работы по трудовому воспитанию, указать, с кем из

детей он будет проводить ее конкретно.

При планировании трудовых поручений педагогу необходимо помнить о выборе

оптимальной нагрузки для каждого ребенка в зависимости от его возможностей. Виды

пруда нужно чередовать с учетом его характера.

Детям надо разъяснить правила безопасного обращения с предметами и

выполнения трудовых операций, вырабатывать у них определенные трудовые навыки.

Слайд 17

При организации трудовой деятельности на участке следует соблюдать следующие

правила безопасности:

- летом рекомендуется работать с детьми не в жаркие часы (утром и вечером);

-материалы, инструменты для детского труда на прогулке должны соответствовать

гигиеническим требованиям и правилам охраны жизни и здоровья детей;

-категорически запрещается давать детям для работы то, что может создать малейшую

опасность получение травм или оказывать неблагоприятное влияние на их здоровье и

физическое развитие;

-предметов вызывающих аллергию и соответствующих возрастным особенностям

детей.

-правильная поза детей при труде (при переноске ведерок, леечек с водой, при работе с

лопатой, граблями – тело должно быть прямым). Нельзя, чтобы дети находились долго

в одной позе, трудовую деятельность в этом случае следует чередовать (рыхление,

прополка и подноска воды).

Слайд 18

Выступление на семинаре :

ПРОГУЛКА В ДЕТСКОМ САДУ: Трудовая деятельность



В раздел образования