Автор: Иштубаева Светлана Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад №7
Населённый пункт: Республика Башкортостан город Нефтекамск
Наименование материала: Трудовая деятельность на прогулке
Тема: "Трудовая деятельность на прогулке в детском саду"
Раздел: дошкольное образование
ПРОГУЛКА В ДЕТСКОМ САДУ: Трудовая деятельность
Слайд 1
Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания
подрастающего поколения. В детском саду трудовое воспитание заключается в
ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой
деятельности. В процессе ознакомления с трудом взрослых воспитатель формирует у
детей положительное отношение к их труду, бережное отношение к его результатам,
стремление оказывать взрослым посильную помощь. Главная роль здесь принадлежит
воспитателю. Своим ежедневным кропотливым трудом он реализует программу
трудового воспитания.
Слайд 2
В процессе трудового воспитания решаются следующие задачи:
§ Прививается любовь к природе, бережное к ней отношение;
§ Прививается интерес к трудовой деятельности, сознательное, ответственное
отношение к ней;
§ Укрепляются социальные взаимоотношения со сверстниками, взрослыми;
§ Расширяется кругозор детей (свойства и качества объектов, взаимосвязи в природе,
знания о растениях и животных);
§ Развитие интеллектуальных умений (подбор инструментов, намечать
последовательность действий, распределять их по времени, оценивать результаты
труда);
§ Развитие сенсорного восприятия;
§ Наблюдательность;
§ Уважение к людям труда;
§ Удовлетворение эстетических потребностей.
Слайд 3
Труд в природе лишь в том случае имеет воспитательно-образовательное значение,
если его организация и содержание отвечают определенным педагогическим и
гигиеническим требованиям:
§ Организация разнообразного по содержанию труда (уход за растениями,
животными, труд на участке, в цветнике, на огороде). Только разнообразный труд
вызывает у детей интерес, желание в нем участвовать.
§ Формирование практических навыков и умений в единстве со знаниями (при
работе на цветнике воспитатель закрепляет умение узнавать, называть растения, их
части; вспоминается процесс посадки растений).
§ Осознанность труда (раскрытие перед ребенком цели, результата, способов его
достижения).
§ Усложнение трудовой деятельности. Усложнение навыков ухода за растениями и
животными, обогащается круг знаний, развиваются наблюдательность,
планирующие умения детей.
§ Трудовая деятельность должна быть регулярной. Воспитателю важно приобщить
к ней каждого ребенка.
§ Труд детей в природе должен быть посильным. Физические усилия, затраченные
ребенком, не должны вызывать переутомления, иначе у него возникнет
отрицательное отношение к трудовым заданиям.
Слайд 4
Виды и формы трудовой деятельности детей на прогулке:
Поручения (индивидуальные и групповые);
Коллективный труд;
Хозяйственно-бытовой труд (на веранде, участке);
Труд на цветнике, газонах, огороде;
Ручной труд (в летний период).
Слайд 5
По длительности труд на прогулки:
Мл. группа – 5-7 мин.
Ср. группа – 10-15 мин. с небольшим перерывом в зависимости от
характера труда
Ст. подг. группа – 15-20 мин. с небольшим перерывом в зависимости от
характера труда.
Слайд 6
Трудовая деятельность зависит от времени года. Если это зима, то попросите ребят
помочь «прибраться» на участке — сгрести снег, разровнять его.
Слайд7
В зимний период времени с детьми перед прогулкой подготавливаем корм, для того
чтобы кормить птичек, все с удовольствием участвуют в этом занятии, на прогулки
высыпаем корм в кормушки, а после прогулки наблюдаем из окна как прилетают к
кормушке птички. Такой труд получается растянутым во времени, но при этом дети
имеют возможность увидеть результат своей работы.
Необходимо
убедить
детей
в
том,
что
их
непосредственная
помощь
приводит
к
интересному для всех результату. Например, сгребаем снег лопатой и говорим детям:
«Сейчас догребу снег, и начнем лепить что-то интересное. Если вы мне поможете
носить снег, мы быстрее справимся и приступим к постройке». Привлекать детей к
работе необходимо ближе к завершению, чтобы они не утратили интерес. Дети берут
ведерки и начинают носить снег, из которого мы построили горку для куклы. После
выполнения работы дети имеют возможность поиграть с постройкой – покатать куклу
с горки. Таким образом, дети имеют возможность воспользоваться результатами своего
труда, что привлечет их к работе в следующий раз.
Слайд8
Если это теплое время года, то попросите помочь полить растения, подмести
постройку, собрать листья и веточки.
Детей также можно привлечь к сбору семян: с клумбы. Осенних листьев для гербария
и украшения групповой комнаты, пересаживанию цветов с клумбы в горшки для
уголка природы, поддержанию порядока на прогулочном участке и верандах. Для
успешного решения задач по развитию самостоятельности и аккуратности, привитию
трудолюбия очень важно правильно подобрать детский инвентарь — грабли, лопатки,
совки, ведерки. Большое значение при организации работы с детьми на прогулке имеет
эмоциональное отношение к делу, которое задает воспитатель еще до начала работы.
Не
всегда
сама
работа
будет
интересовать
детей,
иногда
их
привлекает
цель,
поставленная воспитателем, а во время выполнения работы захватывают общность
интересов, слаженность, соревновательного момента.
Слайд 9
Приобщение детей к трудовой деятельности — важный этап в развитии. Заставлять
детей, как правило, не приходится. Они с радостью сами берутся помогать взрослым и
даже успевают устроить между собой соревнования.
Слайд 10
У
детей
младших
групп
формируются
культурно-гигиенические
навыки,
и
воспитывается желание участвовать в трудовой деятельности. Они только начинают
трудиться во время прогулки, поэтому наша задача в этот период состоит в том, чтобы
как можно больше времени занимать совместным трудом. Эта работа помогает детям
усвоить правильные действия при выполнении тех или иных поручений.
В младших группах мы обучаем и объясняем практически все действия, например
лопатку надо держать прямо, чтобы снег или песок с нее не соскальзывал, лопатку не
надо нагребать полную, и при этом демонстрирую правильные движения.
Малыши пока еще выполняют порученное только при условии, что взрослый рядом,
что он всегда поможет, поощрит, подбодрит улыбкой, словом, ласковым жестом не
сами трудовые действия и их результат, а совместные с взрослым дела, близость к
взрослому,
его
оценка,
поощрение
составляют
стержень
активности
младших
дошкольников. Поэтому всегда нужно найти возможность удовлетворить потребность
ребенка помочь мне в работе на участке. И обязательно поблагодарить, показать, что
его помощь была необходима, тем самым у ребенка формируется положительное
отношение к труду.
Слайд 11
В старших группах мы следим за правильным выполнением трудовой деятельности и
конечно сами тоже выполняем порученный труд. Не менее важно создать правильную
мотивацию, объяснить, почему необходимо сделать эту работу именно сегодня и
именно таким способом. Детей старшей группы следует подводить к пониманию того,
что
нужно
делать
не
только
интересную
работу,
но
и
необходимую.
Чтобы
разнообразить и скрасить монотонную деятельность, воспитатель может предложить
детям отгадать загадки.
.
Слайд 12
Знания
дошкольников
о
труде
взрослых
должны
оказать
большое
влияние
на
формирование у них правильного отношения к труду. Для этого необходимо дать детям
возможность «прикоснуться» к труду, который им доступен. Так, например можно
поручить
детям
помочь
дворнику
почистить
дорожки
от
снега,листьев,
крупного
мусора и т.д.. Непосредственно в труде дети ощущают трудовое напряжение и познают
его необходимость для получения результата, начинают осознавать, что трудолюбие
включает в себя волевое усилие, умение выполнять порученное дело до конца, не
отступая перед трудностями.
При этом не следует забывать и обучать детей бережно относиться к инвентарю: не
забывать относить лопатки и ведерки после завершения всех дел на место и др. Можно
поручить кому-то из детей проверить все ли убрано с участка на место.
Слайд 13
Чтобы правильно руководить наблюдениями и трудовой деятельностью детей на
прогулке,
воспитатель
должен
пополнять
свои
знания
по
биологии
растений
и
животных, владеть практическими умениями и навыками в этой области, а также
методикой проведения наблюдений, экскурсий, организации труда детей старшего
дошкольного возраста.
Слайд 14
Каждый раз в конце прогулки дети должны упражняться в действиях по
самообслуживанию, например в зимнее время отряхнуть свою одежду от снега,в
осенний период стряхнуть песок с одежды, потопать ногами чтобы очистить подошвы
обувиот песка и грязи,в летнее и весеннее время отрянуть одежду и обувь(зайти на
веранду снять обувь стряхнуть песок одеть, а потом зайти в группу) от песка,и не
забывать помогать друг другу.
Слайд 15
Таким
образом,
трудовая
деятельность
является
одним
из
важных
факторов
воспитания личности. Включаясь в трудовой процесс, ребенок коренным образом
меняет все представление о себе и об окружающем мире. Радикальным образом
меняется самооценка. Она изменяется под влиянием успехов в трудовой деятельности,
что в свою очередь меняет авторитет ребенка в детском саду. Главная развивающая
функция труда – это переход от самооценки к самопознанию. Кроме этого в процессе
труда
развиваются
способности,
умение
и
навыки.
В
трудовой
деятельности
формируются
новые
виды
мышления.
Вследствие
коллективного
труда
ребенок
получает навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию ребенка в
обществе.
Слайд 16
При планировании важно отметить следующие моменты:
1) указать цель труда (что должен делать и сделать ребенок);
2) определить задачи, которые будут решаться взрослым (обучение действиям,
закрепление у детей ряда последовательных действий, упражнение, воспитание
положительных взаимоотношений, интереса к труду, умения прилагать усилие, делать
работу самостоятельно, правильно и пр.);
3) продумать форму организации труда ребенка (повседневный труд по
самообслуживанию, совместный труд со взрослым, поручение, дежурство, труд рядом,
общий или совместный труд);
4) наметить основные методические приемы, которые позволят решить
образовательную или воспитательную задачу (положительный пример взрослого,
ребенка; показ действий; положительная оценка; привлечение ребенка для помощи
другому; место педагога в процессе труда и пр.);
5) указать оборудование, которое понадобится ребенку в процессе работы;
6) наметить виды индивидуальной работы по трудовому воспитанию, указать, с кем из
детей он будет проводить ее конкретно.
При планировании трудовых поручений педагогу необходимо помнить о выборе
оптимальной нагрузки для каждого ребенка в зависимости от его возможностей. Виды
пруда нужно чередовать с учетом его характера.
Детям надо разъяснить правила безопасного обращения с предметами и
выполнения трудовых операций, вырабатывать у них определенные трудовые навыки.
Слайд 17
При организации трудовой деятельности на участке следует соблюдать следующие
правила безопасности:
- летом рекомендуется работать с детьми не в жаркие часы (утром и вечером);
-материалы, инструменты для детского труда на прогулке должны соответствовать
гигиеническим требованиям и правилам охраны жизни и здоровья детей;
-категорически запрещается давать детям для работы то, что может создать малейшую
опасность получение травм или оказывать неблагоприятное влияние на их здоровье и
физическое развитие;
-предметов вызывающих аллергию и соответствующих возрастным особенностям
детей.
-правильная поза детей при труде (при переноске ведерок, леечек с водой, при работе с
лопатой, граблями – тело должно быть прямым). Нельзя, чтобы дети находились долго
в одной позе, трудовую деятельность в этом случае следует чередовать (рыхление,
прополка и подноска воды).
Слайд 18
Выступление на семинаре :
ПРОГУЛКА В ДЕТСКОМ САДУ: Трудовая деятельность