Напоминание

Возможности импровизации дошкольника в процессе музыкальной деятельности


Автор: Юлия Владимировна Кривошеева
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МОУ Красносельская СШ дошкольная уровень образования
Населённый пункт: Ульяновская область, Новоспасский райн, п. Красносельск
Наименование материала: статья
Тема: Возможности импровизации дошкольника в процессе музыкальной деятельности
Раздел: дошкольное образование





Назад




ВОЗМОЖНОСТИ ИМПРОВИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКА

В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация: в данной статье рассматривается тема импровизации в

музыкальной деятельности. Проанализированы работы музыкальных

деятелей, таких как Д.Б. Кабалевский, Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинская,

А.И. Хотькова. Выявлены преимущества музыкальной деятельности и

импровизации.

Ключевые слова: музыкальная деятельность, музыкальная импровизация,

музыкальное воспитание.

Развитие самостоятельной музыкальной деятельности детей зависит от их

возрастных и индивидуальных возможностей. В настоящее время

педагогическая деятельность музыкального руководителя требует другие

формы работы с детьми, определяющие новое представление о содержании и

организации музыкального воспитания.

Приобщая детей к разным видам художественно-эстетической деятельности,

музыкальному руководителю необходимо создавать возможности для

творческого самовыражения детей: поддерживать инициативу, стремление к

импровизации при самостоятельном воплощении ребенком художественных

замыслов, вовлекать детей в разные виды музыкальной деятельности, а также

помогать осваивать и учить создавать собственные художественные образы.

В музыкальной педагогике существует мнение, что развитию детского

творчества способствует в первую очередь музыкально-ритмические

движения.

Теоретическую основу данного мнения составляет двигательная природа

детского воображения, отмеченная в исследованиях Л.С. Выготского. В

музыкально-ритмической деятельности детей, творчество может быть

реализовано в использовании выразительных движений, характерных для

пластики определенного персонажа, в выборе танцевальных элементов.

Одной из важных задач музыкального руководителя, является активизация

процесса эстетического воспитания через творчество ребенка.

Еще Д.Б. Кабалевским, в семидесятые годы XX века, в программу по музыке

был введен новый элемент – импровизация, как разновидность творческой

деятельности. Применительно к дошкольникам писали в своих

исследованиях Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинская, А.И. Хотькова. Процесс

импровизации должен быть направлен на раскрытие внутреннего потенциала

ребенка, воспитание интереса к творчеству, и реализовать потребность детей

в самостоятельном творческом опыте. Музыка может активно воздействовать

на развитие воображения – того психического процесса, который лежит в

основе любого вида импровизации. Таким образом, применение элементов

импровизации возможно во всех видах музыкальной деятельности.

Импровизация привлекает внимание детей воплощением собственного

замысла и фантазии, повышает эмоциональный уровень восприятия музыки.

Дошкольники с большим интересом включаются в процесс импровизации.

Такие творческие задания, как «Подбери инструмент», «Рисунки к пьесам»,

дети с удовольствием выполняют, а детей старшего дошкольного возраста –

песенная импровизация. Самостоятельно искать песенные интонации,

необходимо обучать, формировать у детей музыкальный вкус, развивать

умение чисто интонировать свои импровизации и их оценивать.

Творчество ребёнка может нести за собой огромный красочный мир, в

котором множество героев и много места для сюжета, нужно лишь направить

ребёнка в правильное русло. Важнейшим направлением в развитии

воображения дошкольника является обогащение любой игры включением в

нее творческих элементов. Именно в игре можно начинать формировать у

детей способность находить собственные решения, действовать в плане

образных представлений.

Самостоятельная музыкально-игровая деятельность – одна из сложных форм

музыкальной деятельности.

В нашем детском саду в этом году создан «Клуб выходного дня», который

организует кружки детей вместе с родителями. В частности, в театральном

кружке, где дети и родители читают по ролям сценарии спектаклей, введены

и апробированы различные виды импровизации для различных игр.

Дети учатся создавать свои танцевальные этюды. Этюды – это естественное

продолжение линии обучения детей языку пантомимических и танцевальных

движений. Детям предлагается послушать музыку с закрытыми глазами и

представить какой-нибудь сюжет. Затем они пытаются самостоятельно

выполнить этюд под музыку. Также, можно предложить детям нарисовать

соответствующий сюжет и обсудить разнообразные телесные ощущения,

чувства.

Цель данной работы – провести анализ видов импровизации для развития

природных способностей ребенка. Одним из эффективных приемов в

обучении навыкам импровизации является игровой прием, использование

разных видов игр: песенные, музыкально-дидактические, танцевальные,

речевые игры, игры с именами. Постоянное применение игровых моментов

вызывает у детей активный интерес к музыке, к самим заданиям, а также

способствует быстрому овладению детьми музыкальным материалом.

Список литературы

1. Апраксина О.А. Музыка в воспитании творческой личности /

О.А. Апраксина // Музыкальное воспитание. – 2002. – №10. – С. 21–26.

2. Гогоберидзе А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей

дошкольного возраста / А.Г. Гогоберидзе. – М., 2005.

3. Давыдова М.А. Музыкальное воспитание в детском саду / М.А. Давыдова.

– М.: Вако, 2006.

4. Дубровская Е.А. Ступеньки музыкального развития: практическое пособие

/ Е.А. Дубровская. – М.: Просвещение, 2006.

5. Картушина М.Ю. Логоритмика для малышей / М.Ю. Картушина. – М.,

Сфера, 2005.

Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс»

6. Мальцев С. О психологии музыкальной импровизации / С. Мальцев. –

Спб.: Композитор, 2003.

7. Эфендиева Н.А. Детское музыкальное творчество как метод активизации

восприятия и исполнения музыки / Н.А. Эфендиева. – М.: Просвещение,

2003.



В раздел образования