Автор: Юлия Владимировна Кривошеева
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МОУ Красносельская СШ дошкольная уровень образования
Населённый пункт: Ульяновская область, Новоспасский райн, п. Красносельск
Наименование материала: статья
Тема: Возможности импровизации дошкольника в процессе музыкальной деятельности
Раздел: дошкольное образование
ВОЗМОЖНОСТИ ИМПРОВИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКА
В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация: в данной статье рассматривается тема импровизации в
музыкальной деятельности. Проанализированы работы музыкальных
деятелей, таких как Д.Б. Кабалевский, Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинская,
А.И. Хотькова. Выявлены преимущества музыкальной деятельности и
импровизации.
Ключевые слова: музыкальная деятельность, музыкальная импровизация,
музыкальное воспитание.
Развитие самостоятельной музыкальной деятельности детей зависит от их
возрастных и индивидуальных возможностей. В настоящее время
педагогическая деятельность музыкального руководителя требует другие
формы работы с детьми, определяющие новое представление о содержании и
организации музыкального воспитания.
Приобщая детей к разным видам художественно-эстетической деятельности,
музыкальному руководителю необходимо создавать возможности для
творческого самовыражения детей: поддерживать инициативу, стремление к
импровизации при самостоятельном воплощении ребенком художественных
замыслов, вовлекать детей в разные виды музыкальной деятельности, а также
помогать осваивать и учить создавать собственные художественные образы.
В музыкальной педагогике существует мнение, что развитию детского
творчества способствует в первую очередь музыкально-ритмические
движения.
Теоретическую основу данного мнения составляет двигательная природа
детского воображения, отмеченная в исследованиях Л.С. Выготского. В
музыкально-ритмической деятельности детей, творчество может быть
реализовано в использовании выразительных движений, характерных для
пластики определенного персонажа, в выборе танцевальных элементов.
Одной из важных задач музыкального руководителя, является активизация
процесса эстетического воспитания через творчество ребенка.
Еще Д.Б. Кабалевским, в семидесятые годы XX века, в программу по музыке
был введен новый элемент – импровизация, как разновидность творческой
деятельности. Применительно к дошкольникам писали в своих
исследованиях Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинская, А.И. Хотькова. Процесс
импровизации должен быть направлен на раскрытие внутреннего потенциала
ребенка, воспитание интереса к творчеству, и реализовать потребность детей
в самостоятельном творческом опыте. Музыка может активно воздействовать
на развитие воображения – того психического процесса, который лежит в
основе любого вида импровизации. Таким образом, применение элементов
импровизации возможно во всех видах музыкальной деятельности.
Импровизация привлекает внимание детей воплощением собственного
замысла и фантазии, повышает эмоциональный уровень восприятия музыки.
Дошкольники с большим интересом включаются в процесс импровизации.
Такие творческие задания, как «Подбери инструмент», «Рисунки к пьесам»,
дети с удовольствием выполняют, а детей старшего дошкольного возраста –
песенная импровизация. Самостоятельно искать песенные интонации,
необходимо обучать, формировать у детей музыкальный вкус, развивать
умение чисто интонировать свои импровизации и их оценивать.
Творчество ребёнка может нести за собой огромный красочный мир, в
котором множество героев и много места для сюжета, нужно лишь направить
ребёнка в правильное русло. Важнейшим направлением в развитии
воображения дошкольника является обогащение любой игры включением в
нее творческих элементов. Именно в игре можно начинать формировать у
детей способность находить собственные решения, действовать в плане
образных представлений.
Самостоятельная музыкально-игровая деятельность – одна из сложных форм
музыкальной деятельности.
В нашем детском саду в этом году создан «Клуб выходного дня», который
организует кружки детей вместе с родителями. В частности, в театральном
кружке, где дети и родители читают по ролям сценарии спектаклей, введены
и апробированы различные виды импровизации для различных игр.
Дети учатся создавать свои танцевальные этюды. Этюды – это естественное
продолжение линии обучения детей языку пантомимических и танцевальных
движений. Детям предлагается послушать музыку с закрытыми глазами и
представить какой-нибудь сюжет. Затем они пытаются самостоятельно
выполнить этюд под музыку. Также, можно предложить детям нарисовать
соответствующий сюжет и обсудить разнообразные телесные ощущения,
чувства.
Цель данной работы – провести анализ видов импровизации для развития
природных способностей ребенка. Одним из эффективных приемов в
обучении навыкам импровизации является игровой прием, использование
разных видов игр: песенные, музыкально-дидактические, танцевальные,
речевые игры, игры с именами. Постоянное применение игровых моментов
вызывает у детей активный интерес к музыке, к самим заданиям, а также
способствует быстрому овладению детьми музыкальным материалом.
Список литературы
1. Апраксина О.А. Музыка в воспитании творческой личности /
О.А. Апраксина // Музыкальное воспитание. – 2002. – №10. – С. 21–26.
2. Гогоберидзе А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей
дошкольного возраста / А.Г. Гогоберидзе. – М., 2005.
3. Давыдова М.А. Музыкальное воспитание в детском саду / М.А. Давыдова.
– М.: Вако, 2006.
4. Дубровская Е.А. Ступеньки музыкального развития: практическое пособие
/ Е.А. Дубровская. – М.: Просвещение, 2006.
5. Картушина М.Ю. Логоритмика для малышей / М.Ю. Картушина. – М.,
Сфера, 2005.
Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс»
6. Мальцев С. О психологии музыкальной импровизации / С. Мальцев. –
Спб.: Композитор, 2003.
7. Эфендиева Н.А. Детское музыкальное творчество как метод активизации
восприятия и исполнения музыки / Н.А. Эфендиева. – М.: Просвещение,
2003.