Автор: Рахвалова Надежда Анатольевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: БДОУ г. Омска "Центр развития ребенка - детский сад № 302"
Населённый пункт: город Омск
Наименование материала: статья
Тема: Родители - наши социальные партнеры
Раздел: дошкольное образование
Рахвалова Надежда Анатольевна,
старший воспитатель
бюджетного дошкольного образовательного
учреждения города Омска
«Центр развития ребенка – детский сад № 302»
«Родители - наши социальные партнеры»
Переход к новым формам отношений между родителями и педагогами
невозможен в рамках закрытого детского сада. Он должен стать открытой
системой. В БДОУ города Омска «Центр развития ребенка - детский сад №
302» созданы такие условия, чтобы у всех участников воспитательно-
образовательного процесса (дети, педагоги, родители) возникала личная
готовность открыть самого себя в какой-то деятельности, мероприятии,
рассказать о своих радостях, тревогах. При этом пример открытости
демонстрирует, прежде всего, педагог. «Открытость детского сада» - это
вовлечение
родителей
в
образовательный
процесс
дошкольного
образовательного учреждения (ДОУ). Важно отмечать и поощрять любое
стремление членов семьи ребенка к сотрудничеству. При наличии достаточно
активной, систематической, с индивидуальным подходом работы с родителями
воспитательно-образовательный процесс станет намного эффективнее.
В условиях открытого детского сада родители имеют возможность в
удобное для них время прийти в группу, понаблюдать, чем занят их ребенок,
поиграть с ним и другими детьми. Это помогает глубже понять объективность
многих трудностей в работе ДОУ, принять участие в улучшении условий
воспитания в группе.
Задачи работы детского сада с родителями предполагают:
•
налаживание и установление взаимодействия с семьей;
•
формирование открытости дошкольного образовательного учреждения;
•
организацию педагогического просвещения, повышение педагогической
культуры родителей;
•
изучение опыта семейного воспитания (условий жизни и воспитания в
каждой семье);
•
ознакомление
родителей
с
жизнью
и
работой
в
дошкольном
образовательном учреждении.
Для того чтобы решались эти задачи, соблюдаются следующие условия:
•
доброжелательность и внимание к родителям;
•
учет специфики каждой семьи;
•
дифференцированный подход к родителям;
•
целенаправленность, системность, плановость работы с семьями.
Исходя из специфики налаживание контактов в ДОУ организуется следующим
образом:
•
ежедневный непосредственный контакт, когда родители приводят или
забирают детей;
•
оформление доски объявлений для родителей;
•
организация «родительских дней» с целью показать, как занимается их
ребенок, познакомить с работой ДОУ.
Помощь родителей детскому саду состоит в:
•
разделении обязанностей при подготовке мероприятий;
•
разработке содержания игротеки, спортивного уголка и т. д.;
•
сборе материалов для детских нужд;
•
организации совместных целевых прогулок, экскурсий, досуга, участии на
праздниках, утренниках.
Термин «взаимодействие» детского сада и семьи предполагает совместную
деятельность педагогов и родителей по воспитанию ребенка, общение, обмен
мыслями,
чувствами,
переживаниями.
Родители
выступают
в
позиции
партнеров, а не учеников воспитателя.
Понимая значимость данной проблемы, коллектив нашего ДОУ большое
внимание уделяет разнообразным формам работы с семьями воспитанников,
направленной
на
установление
единства
семейного
и
общественного
воспитания.
В начале каждого учебного года проводится анализ типов семей наших
воспитанников, в результате, которого мы, получив полные данные о
количественном составе детей, применяем различные методы изучения
с е м ь и :
- анкетирование;
- наблюдение за ребенком и его общением с родителями
- беседы с родителями и детьми;
Для
установления
единства
воспитания
детей
в
дошкольном
образовательном учреждении и семье необходимо, чтобы родители ясно
представляли себе, что такое детский сад, как организована в нем жизнь детей,
какие задачи решаются воспитателями, чем дети заняты в течение дня и т. д.
Мы используем различные формы сотрудничества педагогов детского сада с
семьей с целью обогащения знаний и умений родителей.
Индивидуальные формы работы с родителями:
•
индивидуальные консультации;
•
беседы;
•
памятки.
В работе используем такие стимулирующие формы, как:
•
работа родительского комитета;
•
родительские собрания;
•
проведение «Дней открытых дверей»;
•
фестивалей детского творчества;
•
совместное детско-взрослое проектирование;
•
конкурсы;
•
выставки;
•
ярмарки;
•
общение посредством электронной почты;
•
сайт;
•
СМИ;
•
консультационная служба;
В рамках инновационной площадки по проекту «Создание здоровье
сберегающей среды в ДОУ» планирование работы детского сада с семьями
было скорректировано и дополнено новыми формами:
- тематическая выставка для родителей «Мое здоровье»;
- спартакиада детей и родителей «Мама, папа, я – спортивная семья»;
- Мастер-класс для родителей «Физкультурно-оздоровительная работа в
ДОУ» (презентации, совместные игры);
- Родительский всеобуч «Здоровый ребенок».
Для обеспечения информационной открытости реализации данного проекта и
образовательной
деятельности
нашего
ДОУ
на
сайте
будет
создан
специализированный ресурс. В материалах данного ресурса будут освещаться
основные
мероприятия,
размещаться
разработанные
для
родителей
рекомендации,
организован
диалог
(форум,
чат)
между
участниками
образовательных отношений. В рамках пилотного проекта «Безопасный
детский сад» планируется создание системы видеонаблюдения в группах
детского
сада
и
на
его
территории.
Видеосъемка
сделает
открытым
педагогический процесс, даст возможность родителям видеть своего ребенка в
различных педагогических ситуациях.
Одной из форм, проверенных временем, является подключение родителей
к жизни ДОУ, организация их совместной деятельности с детьми. Так,
родители разных профессий (швея, водитель, врач, библиотекарь, художник и
т. д.) приходят в гости к дошкольникам. Проводят с ними беседы. Например,
папа пожарный, или папа милиционер, мама врач знакомит воспитанников с
особенностями своей профессии. Они принимают участие в разных видах
образовательной деятельности с детьми, снимают мероприятия на камеру,
предоставляют транспорт и др.
Также родители привлекаются к субботникам, участвуют в озеленении
территории ДОУ, возят дошкольников на представления, экскурсии в выходные
дни, совместно посещают музеи.
Об эффективности проводимой дошкольным учреждением работы с
родителями свидетельствуют:
•
увеличение количества вопросов к педагогу, касающихся формирования
личности ребенка, его внутреннего мира, отношений с окружающими;
стремление родителей к индивидуальным контактам с воспитателем;
•
размышления родителей о правильности используемых ими методов
воспитания, искренность, откровенность в признании своих ошибок;
•
повышение активности родителей при анализе педагогических ситуаций,
решении задач и обсуждение дискуссионных вопросов, а также посещение
самих мероприятий, проводимых в детском саду.
Комплекс форм и методов общения с семьей, проводимых ДОУ, помогает
установить контакт педагога с родителями, заинтересовать их вопросами
воспитания, помочь им переосмыслить свои методы воспитания, грамотно их
использовать, что в конечном итоге скажется на изменениях педагогического
воздействия на ребенка в семье.
Список литературы:
1.Доронова, Т.Н. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию дошкольного
образовательного учреждения с родителями – М.: Просвещение, 2006.
2.Колобанова, А.И. Педагогические советы: профессиональное партнерство:
совершенствование методического мастерства. - Волгоград: Учитель, 2013.
3. Козлова, А.В. Работа ДОУ с семьей: методические рекомендации. – М.:
ТЦ Сфера, 2008.
4. Свирская, Л. Работа с семьей: необязательные инструкции. – М.: Линка –
Пресс, 2008.