Напоминание

Родители - наши социальные партнеры


Автор: Рахвалова Надежда Анатольевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: БДОУ г. Омска "Центр развития ребенка - детский сад № 302"
Населённый пункт: город Омск
Наименование материала: статья
Тема: Родители - наши социальные партнеры
Раздел: дошкольное образование





Назад




Рахвалова Надежда Анатольевна,

старший воспитатель

бюджетного дошкольного образовательного

учреждения города Омска

«Центр развития ребенка – детский сад № 302»

«Родители - наши социальные партнеры»

Переход к новым формам отношений между родителями и педагогами

невозможен в рамках закрытого детского сада. Он должен стать открытой

системой. В БДОУ города Омска «Центр развития ребенка - детский сад №

302» созданы такие условия, чтобы у всех участников воспитательно-

образовательного процесса (дети, педагоги, родители) возникала личная

готовность открыть самого себя в какой-то деятельности, мероприятии,

рассказать о своих радостях, тревогах. При этом пример открытости

демонстрирует, прежде всего, педагог. «Открытость детского сада» - это

вовлечение

родителей

в

образовательный

процесс

дошкольного

образовательного учреждения (ДОУ). Важно отмечать и поощрять любое

стремление членов семьи ребенка к сотрудничеству. При наличии достаточно

активной, систематической, с индивидуальным подходом работы с родителями

воспитательно-образовательный процесс станет намного эффективнее.

В условиях открытого детского сада родители имеют возможность в

удобное для них время прийти в группу, понаблюдать, чем занят их ребенок,

поиграть с ним и другими детьми. Это помогает глубже понять объективность

многих трудностей в работе ДОУ, принять участие в улучшении условий

воспитания в группе.

Задачи работы детского сада с родителями предполагают:

налаживание и установление взаимодействия с семьей;

формирование открытости дошкольного образовательного учреждения;

организацию педагогического просвещения, повышение педагогической

культуры родителей;

изучение опыта семейного воспитания (условий жизни и воспитания в

каждой семье);

ознакомление

родителей

с

жизнью

и

работой

в

дошкольном

образовательном учреждении.

Для того чтобы решались эти задачи, соблюдаются следующие условия:

доброжелательность и внимание к родителям;

учет специфики каждой семьи;

дифференцированный подход к родителям;

целенаправленность, системность, плановость работы с семьями.

Исходя из специфики налаживание контактов в ДОУ организуется следующим

образом:

ежедневный непосредственный контакт, когда родители приводят или

забирают детей;

оформление доски объявлений для родителей;

организация «родительских дней» с целью показать, как занимается их

ребенок, познакомить с работой ДОУ.

Помощь родителей детскому саду состоит в:

разделении обязанностей при подготовке мероприятий;

разработке содержания игротеки, спортивного уголка и т. д.;

сборе материалов для детских нужд;

организации совместных целевых прогулок, экскурсий, досуга, участии на

праздниках, утренниках.

Термин «взаимодействие» детского сада и семьи предполагает совместную

деятельность педагогов и родителей по воспитанию ребенка, общение, обмен

мыслями,

чувствами,

переживаниями.

Родители

выступают

в

позиции

партнеров, а не учеников воспитателя.

Понимая значимость данной проблемы, коллектив нашего ДОУ большое

внимание уделяет разнообразным формам работы с семьями воспитанников,

направленной

на

установление

единства

семейного

и

общественного

воспитания.

В начале каждого учебного года проводится анализ типов семей наших

воспитанников, в результате, которого мы, получив полные данные о

количественном составе детей, применяем различные методы изучения

с е м ь и :

- анкетирование;

- наблюдение за ребенком и его общением с родителями

- беседы с родителями и детьми;

Для

установления

единства

воспитания

детей

в

дошкольном

образовательном учреждении и семье необходимо, чтобы родители ясно

представляли себе, что такое детский сад, как организована в нем жизнь детей,

какие задачи решаются воспитателями, чем дети заняты в течение дня и т. д.

Мы используем различные формы сотрудничества педагогов детского сада с

семьей с целью обогащения знаний и умений родителей.

Индивидуальные формы работы с родителями:

индивидуальные консультации;

беседы;

памятки.

В работе используем такие стимулирующие формы, как:

работа родительского комитета;

родительские собрания;

проведение «Дней открытых дверей»;

фестивалей детского творчества;

совместное детско-взрослое проектирование;

конкурсы;

выставки;

ярмарки;

общение посредством электронной почты;

сайт;

СМИ;

консультационная служба;

В рамках инновационной площадки по проекту «Создание здоровье

сберегающей среды в ДОУ» планирование работы детского сада с семьями

было скорректировано и дополнено новыми формами:

- тематическая выставка для родителей «Мое здоровье»;

- спартакиада детей и родителей «Мама, папа, я – спортивная семья»;

- Мастер-класс для родителей «Физкультурно-оздоровительная работа в

ДОУ» (презентации, совместные игры);

- Родительский всеобуч «Здоровый ребенок».

Для обеспечения информационной открытости реализации данного проекта и

образовательной

деятельности

нашего

ДОУ

на

сайте

будет

создан

специализированный ресурс. В материалах данного ресурса будут освещаться

основные

мероприятия,

размещаться

разработанные

для

родителей

рекомендации,

организован

диалог

(форум,

чат)

между

участниками

образовательных отношений. В рамках пилотного проекта «Безопасный

детский сад» планируется создание системы видеонаблюдения в группах

детского

сада

и

на

его

территории.

Видеосъемка

сделает

открытым

педагогический процесс, даст возможность родителям видеть своего ребенка в

различных педагогических ситуациях.

Одной из форм, проверенных временем, является подключение родителей

к жизни ДОУ, организация их совместной деятельности с детьми. Так,

родители разных профессий (швея, водитель, врач, библиотекарь, художник и

т. д.) приходят в гости к дошкольникам. Проводят с ними беседы. Например,

папа пожарный, или папа милиционер, мама врач знакомит воспитанников с

особенностями своей профессии. Они принимают участие в разных видах

образовательной деятельности с детьми, снимают мероприятия на камеру,

предоставляют транспорт и др.

Также родители привлекаются к субботникам, участвуют в озеленении

территории ДОУ, возят дошкольников на представления, экскурсии в выходные

дни, совместно посещают музеи.

Об эффективности проводимой дошкольным учреждением работы с

родителями свидетельствуют:

увеличение количества вопросов к педагогу, касающихся формирования

личности ребенка, его внутреннего мира, отношений с окружающими;

стремление родителей к индивидуальным контактам с воспитателем;

размышления родителей о правильности используемых ими методов

воспитания, искренность, откровенность в признании своих ошибок;

повышение активности родителей при анализе педагогических ситуаций,

решении задач и обсуждение дискуссионных вопросов, а также посещение

самих мероприятий, проводимых в детском саду.

Комплекс форм и методов общения с семьей, проводимых ДОУ, помогает

установить контакт педагога с родителями, заинтересовать их вопросами

воспитания, помочь им переосмыслить свои методы воспитания, грамотно их

использовать, что в конечном итоге скажется на изменениях педагогического

воздействия на ребенка в семье.

Список литературы:

1.Доронова, Т.Н. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию дошкольного

образовательного учреждения с родителями – М.: Просвещение, 2006.

2.Колобанова, А.И. Педагогические советы: профессиональное партнерство:

совершенствование методического мастерства. - Волгоград: Учитель, 2013.

3. Козлова, А.В. Работа ДОУ с семьей: методические рекомендации. – М.:

ТЦ Сфера, 2008.

4. Свирская, Л. Работа с семьей: необязательные инструкции. – М.: Линка –

Пресс, 2008.



В раздел образования