Автор: Сувернева Надежда Михайловна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: МБУДО "Детская школа искусств"
Населённый пункт: г Менделеевск Республика Татарстан
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Тема "Изобразительное искусство в системе эстетического воспитания"
Раздел: дополнительное образование
МБУДО «Детская школа искусств»
г.Менделеевск Республика Татарстан
Сувернева Н.М.
«Изобразительное искусство в системе эстетического
воспитания».
Тема эстетического воспитания в настоящее время очень актуальна, ведь
без искусства « человек не вполне человек» Давно доказано, что при занятиях
искусством у ребенка обогащается эмоциональная сфера, повседневная жизнь
наполняется смыслом, потребительские мотивы уступают место стремлению к
саморазвитию и заботе о благополучии других людей. В моменты проблемных
трудных
ситуаций,
дети,
следуя
своим
убеждениям,
принимают
самостоятельные,
ответственные
решения
И это все показатели психологического здоровья растущего человека и это
очень важно для долгой изменчивой жизни. Человек по своей природе творец.
Потребность в творчестве – это проявление сущности человека. Именно
дефицит
творчества в некоторых
школах становится для многих детей
причиной
различных
психологических
трудностей
с
долгосрочными
последствиями, в частности – пресловутых «перегрузок». Может дети чем-то и
перегружены, но творчеством они явно недогружены и от этого нормальный
человек больше всего и устает. Известно, что в тех школах, в которых дается
простор художественному творчеству, дети чувствуют себя лучше и устают
меньше, и к школе начинают относиться с большей симпатией, и хорошо
успевают по всем другим предметам. Занятия изобразительным искусством
дают ребенку возможность рано приобрести опыт творческой самореализации.
Это не означает начало профессионального пути в искусстве – этим путем
смогут и захотят пойти
лишь немногие дети. Но речь идет об опыте
творчества, необходимом каждому человеку, о рождении и воплощении своих
замыслов, «жизни изнутри – наружу». Способность
к художественному
творчеству - это нормальное свойство полноценно развивающегося человека и
оно должно
раскрыться в каждом ребенке независимо от того, какую
профессию он изберет в будущем. Эстетическое воспитание это та область,
где развивается душа человека, его эмоциональная сфера, где может
совершаться приобщение человека к
духовно – нравственным ценностям
человечества. Эстетическое воспитание развивает вкус, умение замечать
прекрасное и безобразное.
Ребенок радуется, превращая тот или иной
материал в красивую полезную вещь. Между художественным и эстетическим
воспитанием существует диалектическая связь; эти воспитательные процессы
пересекаются
в
сфере
искусства.
С чувства должно начаться восприятие искусства, важно эстетически пережить
его.
В
процессе
художественной
и
эстетической
деятельности
совершенствуются
мыслительные
операции,
развиваются
умственные
способности, умение планировать свою деятельность. Все эти качества
необходимы
для
всесторонне
развитого
человека.
Воспитательная сила искусства заключается в том, что оно заставляет человека
глубоко переживать самые разные чувства: восторга, негодования, грусти и
радости, тревоги и умиротворения, любви и ненависти. Приобщение детей к
искусству начинается с самого раннего детства и продолжается всю жизнь.
Человек, обделенный в детстве творчеством, испытывает трудности в общении
с другими людьми, ему трудно создавать семью и воспитывать детей, трудно
найти призвание в жизни. Искусство помогает воспитать гармонично развитую
личность.
В
процессе
эстетической
и
художественной
деятельности
совершенствуются
мыслительные
операции:
синтез,
анализ,
сравнение,
развиваются умственные способности, умение планировать свою деятельность.
Все это содействует умственному развитию ребенка, что обеспечивает его
полноценное эстетическое воспитание. Эстетическое воспитание – это процесс
формирования целостного восприятия и правильного понимания прекрасного в
искусстве и действительности, способность к творческому самовыражению
человека. А эта способность требует сознательного, целенаправленного и
планомерного
систематического
развития.
Первыми
проводниками
и
наставниками в мир искусства являются родители и их главная задача и долг –
создание условий, в которых ребенок сможет знакомиться с искусством и
заниматься
творческим самовыражением. Формировать художественно –
эстетическую культуру и личность очень важно в наиболее благоприятном для
этого
возрасте
–
дошкольном
и
школьном.
Ведь
в
этом
возрасте
активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный
интерес и любознательность. Поэтому очень важно в этот период воспитывать
у детей художественный вкус, формировать у них творческие умения и
осознание ими чувства прекрасного. И огромная роль в этот период отводится
педагогам. « Будущее человечества сидит сейчас за партой, оно теще очень
наивно, доверчиво, чистосердечно. Оно целиком в наших взрослых руках.
Какими мы сформируем их, наших детей, - такими они и будут. И не только
они. Таким будет и общество, построенное ими по тем представлениям,
которые мы у них создадим» Это слова Б. М. Неменского о роли учителя в
формировании эстетической личности ребенка. Изобразительное искусство в
эстетическом
воспитании
играет
самое
мощнейшее
воздействие.
Без
вмешательства извне, у детей могут сложиться неверные представления о
жизни, ценностях и идеалах. Мне как педагогу изобразительного искусства
художественной школы отрадно видеть, как дети раскованы, эмоциально
отзывчивы, как они хотят через рисунок рассказать о своих чувствах. Я
уверена, что дети, получившие эстетическое образование развиваются в
гармонии с окружающим миром, приобретают умения и навыки для передачи
своих знаний о мире, представлений и чувств через искусство. И я уверена, что
годы обучения в художественной школе не пройдут для них бесследно и
помогут им стать достойными людьми. Эти дети в будущем будут грамотными
зрителями, чтобы искусство было востребованным, а не пылилось на задворках
нашего общества.