Напоминание

Тема "Изобразительное искусство в системе эстетического воспитания"


Автор: Сувернева Надежда Михайловна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: МБУДО "Детская школа искусств"
Населённый пункт: г Менделеевск Республика Татарстан
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Тема "Изобразительное искусство в системе эстетического воспитания"
Раздел: дополнительное образование





Назад




МБУДО «Детская школа искусств»

г.Менделеевск Республика Татарстан

Сувернева Н.М.

«Изобразительное искусство в системе эстетического

воспитания».

Тема эстетического воспитания в настоящее время очень актуальна, ведь

без искусства « человек не вполне человек» Давно доказано, что при занятиях

искусством у ребенка обогащается эмоциональная сфера, повседневная жизнь

наполняется смыслом, потребительские мотивы уступают место стремлению к

саморазвитию и заботе о благополучии других людей. В моменты проблемных

трудных

ситуаций,

дети,

следуя

своим

убеждениям,

принимают

самостоятельные,

ответственные

решения

И это все показатели психологического здоровья растущего человека и это

очень важно для долгой изменчивой жизни. Человек по своей природе творец.

Потребность в творчестве – это проявление сущности человека. Именно

дефицит

творчества в некоторых

школах становится для многих детей

причиной

различных

психологических

трудностей

с

долгосрочными

последствиями, в частности – пресловутых «перегрузок». Может дети чем-то и

перегружены, но творчеством они явно недогружены и от этого нормальный

человек больше всего и устает. Известно, что в тех школах, в которых дается

простор художественному творчеству, дети чувствуют себя лучше и устают

меньше, и к школе начинают относиться с большей симпатией, и хорошо

успевают по всем другим предметам. Занятия изобразительным искусством

дают ребенку возможность рано приобрести опыт творческой самореализации.

Это не означает начало профессионального пути в искусстве – этим путем

смогут и захотят пойти

лишь немногие дети. Но речь идет об опыте

творчества, необходимом каждому человеку, о рождении и воплощении своих

замыслов, «жизни изнутри – наружу». Способность

к художественному

творчеству - это нормальное свойство полноценно развивающегося человека и

оно должно

раскрыться в каждом ребенке независимо от того, какую

профессию он изберет в будущем. Эстетическое воспитание это та область,

где развивается душа человека, его эмоциональная сфера, где может

совершаться приобщение человека к

духовно – нравственным ценностям

человечества. Эстетическое воспитание развивает вкус, умение замечать

прекрасное и безобразное.

Ребенок радуется, превращая тот или иной

материал в красивую полезную вещь. Между художественным и эстетическим

воспитанием существует диалектическая связь; эти воспитательные процессы

пересекаются

в

сфере

искусства.

С чувства должно начаться восприятие искусства, важно эстетически пережить

его.

В

процессе

художественной

и

эстетической

деятельности

совершенствуются

мыслительные

операции,

развиваются

умственные

способности, умение планировать свою деятельность. Все эти качества

необходимы

для

всесторонне

развитого

человека.

Воспитательная сила искусства заключается в том, что оно заставляет человека

глубоко переживать самые разные чувства: восторга, негодования, грусти и

радости, тревоги и умиротворения, любви и ненависти. Приобщение детей к

искусству начинается с самого раннего детства и продолжается всю жизнь.

Человек, обделенный в детстве творчеством, испытывает трудности в общении

с другими людьми, ему трудно создавать семью и воспитывать детей, трудно

найти призвание в жизни. Искусство помогает воспитать гармонично развитую

личность.

В

процессе

эстетической

и

художественной

деятельности

совершенствуются

мыслительные

операции:

синтез,

анализ,

сравнение,

развиваются умственные способности, умение планировать свою деятельность.

Все это содействует умственному развитию ребенка, что обеспечивает его

полноценное эстетическое воспитание. Эстетическое воспитание – это процесс

формирования целостного восприятия и правильного понимания прекрасного в

искусстве и действительности, способность к творческому самовыражению

человека. А эта способность требует сознательного, целенаправленного и

планомерного

систематического

развития.

Первыми

проводниками

и

наставниками в мир искусства являются родители и их главная задача и долг –

создание условий, в которых ребенок сможет знакомиться с искусством и

заниматься

творческим самовыражением. Формировать художественно –

эстетическую культуру и личность очень важно в наиболее благоприятном для

этого

возрасте

дошкольном

и

школьном.

Ведь

в

этом

возрасте

активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный

интерес и любознательность. Поэтому очень важно в этот период воспитывать

у детей художественный вкус, формировать у них творческие умения и

осознание ими чувства прекрасного. И огромная роль в этот период отводится

педагогам. « Будущее человечества сидит сейчас за партой, оно теще очень

наивно, доверчиво, чистосердечно. Оно целиком в наших взрослых руках.

Какими мы сформируем их, наших детей, - такими они и будут. И не только

они. Таким будет и общество, построенное ими по тем представлениям,

которые мы у них создадим» Это слова Б. М. Неменского о роли учителя в

формировании эстетической личности ребенка. Изобразительное искусство в

эстетическом

воспитании

играет

самое

мощнейшее

воздействие.

Без

вмешательства извне, у детей могут сложиться неверные представления о

жизни, ценностях и идеалах. Мне как педагогу изобразительного искусства

художественной школы отрадно видеть, как дети раскованы, эмоциально

отзывчивы, как они хотят через рисунок рассказать о своих чувствах. Я

уверена, что дети, получившие эстетическое образование развиваются в

гармонии с окружающим миром, приобретают умения и навыки для передачи

своих знаний о мире, представлений и чувств через искусство. И я уверена, что

годы обучения в художественной школе не пройдут для них бесследно и

помогут им стать достойными людьми. Эти дети в будущем будут грамотными

зрителями, чтобы искусство было востребованным, а не пылилось на задворках

нашего общества.



В раздел образования