Автор: Татьяна Валерьевна Прокопьева
Должность: МБДОУ Детский сад комбинированного видаN 3 Огонёк пгт Камские Поляны НМР Республики Татарстан
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад комбинированного видаN 3 Огонёк пгт Камские Поляны НМР Республики Татарстан
Населённый пункт: пгт Камские Поляны
Наименование материала: педагогический проект
Тема: "Морковь- королева осени"
Раздел: дошкольное образование
Проект: «Морковь- королева осени»
Авторы проекта:
Прокопьева Татьяна Валерьевна
воспитатель 1-ой квалификационной
категории
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида
№3«Огонёк»
п.г.т. Камские Поляны
Нижнекамского р-на Республики Татарстан
2021
Цель проекта: формирование экологической культуры у детей и
родителей, создание условий для познавательного развития детей через
проектно - исследовательскую деятельность и организацию художественно -
продуктивной творческой деятельности.
Тема «Морковь- королева осени»
Автор проекта: Прокопьева Татьяна Валерьевна
Воспитатель 1 квалификационной категории
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №3 «Огонёк» пгт Камские Поляны
Нижнекамского муниципального района Республика Татарстан
Руководитель проекта:
Гусева Ирина Геннадьевна
Старший воспитатель
Высшая квалификационной категории
География: МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №3 «Огонёк» пгт
Камские Поляны Нижнекамского муниципального района Республика Татарстан
Сроки реализации: долгосрочный май- сентябрь 2021г.
Участники проекта:Воспитатели, дети старшей группы, родители.
Тип проекта:
1.По доминирующей в проекте деятельности: игровой
2.По содержанию: познавательно-исследовательский, творческий,
3.По числу и возрасту участников: 16 детей, старшая группа, родители
4.По времени проведения: долгосрочный
5.По характеру контактов: групповой с привлечением родителей.
Актуальность проблемы:
В процессе познавательно-исследовательской деятельности у детей формируются
представления об окружающем мире, им предоставляется возможность самим найти
ответы на вопросы «как?» и «почему?» Ребенок является первооткрывателем всего
того, что его окружает. Он может усвоить все прочно и надолго, если ему расскажут,
покажут и если он попробует сам сделать. Дети старшего дошкольного возраста в
недостаточной степени имеют представления об овощах, о том, где они растут, о
необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской
деятельности недостаточно развит. Так как основы здоровья закладываются в семье,
мы решили обратить пристальное внимание родителей и детей на здоровое питание,
на пищу, богатую витаминами - это овощи. Важно донести до сознания детей пользу
употребления в пищу овощей на примере моркови для здоровья человека, т. е.
привить детям основы здорового питания.
Задачи:
Образовательные:
* Формировать представления детей о моркови, ее значимостью для
сохранения собственного здоровья.
* Познакомить детей с полезными свойствами моркови.
* Познакомить со строением и жизнедеятельностью моркови (тепло,
влага, свет)
* Формировать навыки исследовательской деятельности.
* Привлечь к работе родителей.
Развивающие:
* Развивать воображение, мышление, речь в процессе наблюдения,
исследования.
* Актуализировать имеющиеся у ребенка знания с целью решения
личностно-значимых проблем на деятельностной основе.
* Развивать умение и навыки использования для сохранения
собственного здоровья.
* Обогащать словарный запас детей и их знания, ввести активный
словарь словосочетания: морковь твердая, сладкая, хрустит; ее можно тереть
на терке.
* Развивать умение передавать свои полученные знания в рисунках
и поделках.
Воспитательные:
* Воспитывать экологическую культуру дошкольников и
расширить кругозор.
* Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность,
Методическое обеспечение:
1.Изобразительная деятельность в детском саду, Комарова Т.С.
2.Программа «от рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы
3.Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду: старшая группа. –
М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2016. – 64 с.
Гипотеза: Заключается в том, что внедрение в практику работы проектной
деятельности по обогащению знаний детей о моркови, о содержащихся в ней
витаминах, о ее пользе для детского организма будет способствовать развитию у
детей желания расти крепкими и здоровыми людьми. Познание – творческий процесс,
поэтому в задачу взрослого входит поддержать и развивать в ребенке интерес к
открытиям, исследованиям, создать для этого необходимые условия. Широкие
возможности для развития познавательной активности детей предоставляет проектная
деятельность.
Предполагаемый результат:
В результате реализации данного проекта мы предполагаем, что дети узнают о
моркови, ее внешнем виде, строении, ее полезных свойствах. В процессе работы
естественным образом будет происходить развитие познавательных
процессов, творческих способностей, словаря детей.
Этапы проекта
1. Подготовительный
2. Основной
3. Заключительный
Организация проекта: подбор литературы, фото, тематических картин.
Материально-техническое оснащение: ноутбук, фотоаппарат, стенд,
канцелярские принадлежности. Атрибуты к играм: овощи, сюжетно ролевых
игр, муляжи овощей; табличка для посаженного растения. Модели
«Календарь наблюдений за ростом и развитием моркови», «Модель
растения», «Составь рассказ или загадку».
Формы реализации проекта:
Формы работы с детьми: наблюдения, беседы (природный и
социальный мир, здоровьесбережение). Художественно-продуктивная
деятельность (рисование, лепка). Творческая деятельность —
создание книги. Исследовательская деятельность. Целевые прогулки к
огороду. Постановка проблемных ситуаций и решение ситуационных задач.
Формы работы с родителями: индивидуальные беседы, рекомендации,
наглядные информационные материалы, выполнение творческих заданий.
Методы проекта:
•
Исследовательские: проблемные вопросы, выращивание.
•
Наглядные: мультимедийные презентации; энциклопедии; наборы
открыток; фотографии; тематические картинки; дидактические игры, рисунки
детей, модели.
•
Словесные: беседы, чтение литературы, консультации для родителей,
Погружение в проблему (формулировка проблемной ситуации):
Дети прослушали аудиозапись от незнайки, в которой он рассказал, что
очень любит морковку и ему стало интересно, обладает ли морковь
полезными свойствами и как ее вырастить. Многие дети затруднились
ответить, откуда берется и какую именно пользу она приносит нашему
организму и пришли к выводу, что необходимо узнать об этом. Обсудили
план действий:
1.
Как узнать, какую пользу приносит морковка? (Ответы детей: надо
спросить у воспитателей, родителей, бабушек и дедушек, почитать книгу
(энциклопедию).
2.
Что еще вы хотите узнать? (Ответы детей: как вырастить морковку,
попробовать на вкус, приготовить блюда из нее, придумать интересные
поделки из моркови (Узнать: как полезна морковка для здоровья).
Пришли к выводу: необходимо сделать книгу полезных рецептов о моркови, чтобы
показать детям других групп и родителям.
Продукт проектной деятельности: книга рецептов о моркови. Воспитанники
группы, узнав, какими полезными свойствами обладает морковка, будут
употреблять ее в пищу.
Подготовительный этап проекта –начало мая
*Определение темы
*Выявить цели о определить задачи
*Подбор материала (методическая и художественная литература, наглядный материал,
дидактические игры, муляжи овощей)
*Работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта (подготовка материала для
посадки: сбор семян моркови)
*Изготовление пособий, карточек
*Определение тематики бесед
*Выбор сюжетно-ролевых и подвижных игр
*Тематическое планирование
*Подбор музыкального репертуара (выбор песен про морковь)
Основной этап проекта май, июнь, июль, август
Май
*подготовка почвы;
*отбор хороших семян от плохих;
* знакомство с моделью трудового процесса;
*посадка;
* полив;
*наблюдение за первыми всходами и дальнейшим развитием;
* знакомство с моделью строения моркови;
*Дидактические игры: «Что сначала, а что потом?», «Что любят и не любят овощи»,
*Беседы с родителями: «Для чего нужен огород?»
Июнь
*Беседы: «Наш огород». «Морковка какая она?»,
*
Прорядить всхоженную морковь
*Настольные игры: домино, пазлы «Овощи».
*Лепка «Морковь»
*Консультации для родителей «Витамины на грядке»
Июль
*Просмотр союзмультфильма Весёлый огород» 1947г
*Чтение сказки «Сказочное путешествие овощей»
*Беседы: «Красавица - морковка», «Морковь - королева овощей»
*Беседа с родителями «Как часто используют морковь в приготовлении пищи»
Август
*Рисование «Морковь- королева осени»
*Подвижные игры «Крольчата и зайчата», «Съедобное не съедобное»
*Дидактические игры: «Чудесный мешочек» , «Вершки и корешки», «Хорошо-плохо»
*Прослушивание песен про морковку.
*Консультация «Народный целитель- полезная морковь»
Заключительный этап
Сентябрь
*просмотр презентации «Морковь»-обсуждение о полезности
*сбор урожая моркови
*книжки с рецептами из моркови для выставки. Родители делают дома совместно с
родителями
Итог
Данный проект подтвердил, что и в дальнейшем необходимо
формировать эстетическое отношение к природе, овощам, углублять знания,
совершенствовать навыки детей, поддерживать индивидуальность. И тогда
ребенок проявит интерес к познавательно-исследовательской деятельности,
будут самостоятельно и творчески осваивать новые способы исследований.
Совместная проектная деятельность объединила воспитателей, детей и
родителей в общей творческой работе и сплотила детско-взрослый
коллектив. Установилась взаимосвязь по созданию совместных с родителями
проектов, что повышает качество реализации образовательного процесса
ДОУ.
Фото- галерея
Книжки рецептов о моркови
Приложение
Конспект
Беседа «Красавица морковь»
Воспитатель: Дети, отгадайте загадку:
«Красная девица сидит в темнице, а коса на улице»
Дети: Морковь.
Воспитатель: Да, это морковка. Смотрите, какая красивая и, наверное, вкусная, Какого
цвета морковка? А по форме?
(Ответы детей)
Физкультминутка «На огороде»
Мы картошку накопали,
Огурцы с гряды сорвали
Выдернули всю морковку,
Срезали капусту ловко.
И в корзине от земли
Вас в подарок принесли.
Воспитатель: Что морковь весьма полезна, это всем давно известно.
Этот вкусный корнеплод уважает весь народ.
В блюда первые кладут и в зажарки, и в салаты.
Подружитесь с ней ребята!
Чтобы зубки не болели и всегда во рту белели,
Крепкие, здоровые и к еде готовые.
Воспитатель: От морковки толку больше, чем от пепси и конфет.
Всем она приносит пользу и цены ей просто нет
Воспитатель: Прячется в земле плутовка, очень глубоко и ловко,
От вредителей морковка, чтобы никакая совка,
Колорадские жуки, черви, тля и слизняки
Корнеплод не повредили.
Воспитатель: Ведь не зря ее растили, от всех бед оберегали,
Чем могли всем помогали,
Чтобы выросла большой, с очень сладкою душой.
Воспитатель: Вся оранжевого цвета, в шкурку легкую одета.
Набирает вес свой летом, аж до осени растет
Этот вкусный корнеплод.
А потом мы сушим, моем и едим его зимою,
И не только, - круглый год!
А корейская морковь – наша вечная любовь!
Воспитатель: Какой растет на грядке морковь?
Дети: Красная, длинная, сладкая.
Воспитатель: А какая она морковка?
Дети: Продолговатая, длинная, рыже – оранжевая, гладкая, сочная, сладкая, вкусная…
Воспитатель: На что похожа?
Дети: На сосульку, на ствол дерева, на ёлочную игрушку…
Воспитатель: Морковь – одна из древних жителей наших огородов. 4 тысячи
лет морковь употребляют в пищу. Родиной наших современных культурных
форм моркови является побережье Средиземного моря, откуда потом она
распространилась по всему свету. Имеются письменные свидетельства того, что в
Древнем Риме морковь выращивали на полях и огородах. Римляне охотно употребляли её
в свежем виде как лакомство. Отправляясь на Олимпийские игры или на сражения
гладиаторов, римляне буквально набивали карманы морковкой, которая заменяла им
и «Марсы» и «Сникерсы».
Морковь любим и мы, люди, и животные. В средние века верили в то, что морковь –
лакомство гномов, маленьких сказочных лесных человечков, которые щедро награждали
за любимую еду. Говорили, что нужно дождаться безлунной ночи и отнести в лес миску с
пареной морковью. Если гномы её примут, то утром вместо моркови хозяин миски найдёт
подарок лесных человечков – слиток золота.
Красивая легенда о привычном для нас овоще, вероятно, родилась
неслучайно. Морковь за свои качества ценится издавна.
Каротин особенно ценится в моркови, попадая в организм человека, превращается в
витамин А.
Морковь называют копилкой витаминов: С, витамины группы В, Е, К, Р. А так же
богата морковь: углеводами, минеральными соединениями, солями и другими полезными
для организма веществами.
Ею лечили, например, малокровие. Отсюда и пошла поговорка: «От моркови больше
крови!».
Витамин А, содержащийся в моркови, способствует хорошему росту детей. Он
повышает устойчивость организма человека к различным инфекциям. Если в организме
мало витамина А, то появляются проблемы со зрением, шелушением кожи, ломкостью
ногтей и выпадением волос.
Морковь выводит из организма вредные вещества, укрепляет желудок, помогает при
болезнях сердца, ангинах, при кашле; при ожогах, лечении ран. Вообще, как утверждает
Олег Анатольевич Мазур, известный врач – натуртерапевт, морковь помогает против 65
болезней.
В наше время получено много различных по вкусу, форме и окраске сортов
моркови. Морковь может быть по цвету рыже-оранжевая, красная. В белой, жёлтой,
фиолетовой моркови содержится меньше витаминов.
Сорт самой маленькой моркови - каротель. Но есть морковь длиной до 1 м и шириной
с крупную свёклу. Такую морковь возделывают в Китае и Японии.
Аукцион «Что можно приготовить из моркови?»
Салаты, супы, икру, котлеты, запеканки, блины, оладьи, лепёшки, пудинги, пюре,
соусы, крем, биточки, омлет, суфле, пудинг, зразы, варенье, халву, трюфели, конфеты,
мармелад, шоколад, испечь пирог, торт, печенье, напитки: кисель, компот, квас, коктейль,
сок.
ЧАСТУШКИ
1. Что-то Тёма наш грустит, очень бледный он на вид.
На уроках он зевает – витаминов не хватает.
2. А у Машеньки беда – не растёт совсем она.
Доктор Насте дал совет: «Ешь морковку на обед».
3. Костя в счёте преуспел, морковок много летом съел.
В морковке каротин есть – это нужно всем учесть.
4. Пейте соки, ешьте фрукты! Это вкусные продукты.
Витамины принимайте и здоровье укрепляйте.
Настя Г.: Ода моркови
Я рыжая плутовка, сладкая морковка.
В земле я уродилась, на кухне пригодилась.
Щи, салат и даже плов без меня ты не готовь!
Магний, фосфор, йод и цинк, калий, фтор и витамины:
В, РР, С, Е, К, А – Всё во мне!
Вот это да!
В общем, хочешь быть здоров – посади скорей морковь!
Конспект занятия
«Морковь — королева овощей»
Цель: научить детей выбирать наиболее полезные продукты питания, необходимые
ребенку каждый день; познакомить с разнообразием видов моркови, ее полезными
свойствами и значением в здоровом питании человека.
Задачи:
Образовательные: продолжать знакомить детей с полезными для здоровья овощами и
фруктами, правильно готовить их к употреблению (мыть и чистить).
Развивающие: развивать речь, память, мелкую моторику пальцев рук.
Воспитательные: воспитывать осознанное отношение к здоровому образу жизни,
общению со взрослыми и сверстниками.
Методические приемы: художественное слово, беседа, показ, объяснение, игровой
момент, физ. минутка, итог.
Материал: Морковь разных сортов, кочан свежей капусты, картины из серии
«Овощи (виды моркови, плакаты с текстом «Из моркови еда – вот это
да!», «Разновидности моркови» (название), медицинский набор, фанты.
Предварительная работа: рассматривание картин из серии «Овощи» и «Фрукты»;
чтение сказок, стихов, придумывание загадок.
Работа с родителями: поход в продуктовый магазин с детьми (домашнее задание).
Ход занятия:
Воспитатель: Доброе утро, ребята! Уже стало традицией в нашей группе разговаривать
о вкусных и полезных продуктах, которые необходимы для нашего организма. Сегодня,
ребята, я расскажу вам вот о каком продукте – овоще, который выращивают все, кто
имеет огород. Я вам загадаю загадки, а вы попробуйте отгадать, что это за овощ?
1. На гряде она царица,
И никто с ней не сравнится,
Кобальт, йод и каротины,
Очень много витаминов.
Не нужна сноровка,
Чтобы съесть (Морковку).
2. Из норки лиску поволок.
Трогаешь — гладкая,
Кушаешь — сладкая. (Морковь).
3. Эта рыжая девица,
Вовсе свекле не сестрица,
Просто рядышком на грядке,
Приютились для порядка (Морковь).
4. Сочная длинная,
Полезная, витаминная,
И с кокетливой косой,
Наслаждается росой.
Пусть до осени сидит,
Как созреет – удивит (Морковь).
(Именно сам процесс отгадывания развивает мышление маленького человечка, учит
его думать).
Воспитатель: Верно. А вы, знаете загадки о ней?
Дети:
1. Расту в земле на грядке я,
Красная, длинная, сладкая. (Морковь).
2. Над землёй зелёный хвост,
Под землёю красный нос.
Зайчик уплетает ловко.
Как зовут её?. (Морковка).
3. В зелененьких носочках,
Оранжевом платочке,
Сударыня сидит,
До осени молчит (Морковь).
Воспитатель: Молодцы! Я принесла вам корзину овощей, а вы угадайте, где
здесь морковь? (показ, дети находят морковь).
Воспитатель: Какие вы молодцы! Угадали и правильно показали ее. А вы знаете, что
она занимает почетное место у нас на столе? Её называют «Королева овощей», она -
главная в нашем рационе. Как вы думаете, почему?
Дети: ответы.
Воспитатель: А на, что она похожа?
Дети: ответы.
Воспитатель: Правильно. Растет она корнеплодом. Морковь полезна и целебна,
богата очень многими витаминами, улучшает аппетит, очищает организм. Сочная,
приятная на вкус, морковь занимает в питании, одно из главных мест после картофеля.
Чем больше сортов моркови на нашем столе, тем богаче его минеральный и витаминный
состав. А какие виды моркови вы знаете?
Дети: Оранжевая, красная, жёлтая, белая и «чёрная».
Воспитатель:
Молодцы! Нам больше известна оранжевая морковь (показ). Ребята, а как вы думаете,
какие витамины содержатся в моркови?
Дети: Морковь богата витаминами и называется витаминная Отлично действует на
органы пищеварения, поджелудочную железу, активизирует работу печени и других
органов человека. Сок моркови также помогает при нарушениях функций почек.
Воспитатель: Правильно, а вы знаете что морковь и морковный сок полезны для
здоровья человека. Скажите, а вы знаете животных которые любят морковку?
Дети: ответы.
Воспитатель: Игра «Зайчата и Крольчата» Команды должны перенести морковь как
можно быстрее с грядки в корзину (дети играют). Вам понравилась игра?
Воспитатель: Давайте продолжим беседу. В природе есть и белая морковь.
Посмотрите, чем она отличается от оранжевой моркови, какого она цвета?
Дети: Она белого цвета.
Воспитатель: Скажу вам, ребята, морковь жёлтая и белая слаще оранжевой. И ещё,
они лучше хрустят. Конечное, дети, разные виды моркови и созревают в разное время.
А вот и они – красавицы, красная и жёлтая морковь. Видите как много разных
видов моркови (дети показывают и называют её виды):
Оранжевая. Красная.
Жёлтая. Белая.
Воспитатель: Ребята как можно приготовить морковь?
Дети: Ее можно тушить, жарить, заквашивать, мариновать, замораживать.
Воспитатель: Давайте поиграем. Вы должны вспомнить названия блюд,
где используют при приготовлении морковь, а фанты вернуть мне.
Дети: ответы.
Воспитатель: Молодцы! Много блюд вы назвали. А самое известное и лёгкое в
приготовлении– морковные сок и котлеты. Подавать морковные котлеты можно как в
качестве овощного гарнира, так и как основное блюдо. Ну а приготовить их можно,
сочетая с разными продуктами, с начинками, в жареном или запеченном виде.
В народе говорят: «»Морковь прибавляет кровь».
Физкультминутка:
Как-то вечером на грядке
Репа, свекла, редька, лук
Поиграть решили в прятки,
Но сначала встали в круг.
Рассчитались четко тут же:
Раз, два, три, четыре, пять.
Прячься лучше, прячься глубже,
Ну а ты иди искать. Дети идут по кругу, взявшись за руки,
в центре на корточках сидит водящий
Дети (после слов) изображают какой-то овощ и замирают.
Кто пошевелится, становится водящим.
Какие виды моркови вы запомнили?
Какое значение имеет морковь для человека?
Ребята, вы большие молодцы! Большое всем спасибо!
Приложение №3
Конспект образовательной деятельности
по рисованию на тему: «Морковь»
Задачи: 1) Научить детей создавать образ моркови 2) Закреплять приёмы ведения кистью плашмя и приём
«тычка» 3) Учить аккуратно и правильно использовать трафарет 4) Развивать умение отгадывать загадки
описательного характера 5) Воспитывать интерес к рисованию, желание творить
Материалы: изображения моркови, гуашь оранжевая и зелёная, кисти мягкая каждого ребёнка, листы А5.
Ход занятия: Воспитатель: Ребята, отгадай-ка загадку: Расту в земле на грядке я, Оранжевая, длинная,
сладкая.
(Морковь) Дети: (ответы детей) Восп.: Правильно, это морковь. Посмотрите на эту картинку. Где вы видите
растёт морковь? (ответы детей) Присмотритесь, она растёт в земле и сверху мы видим лишь ботву. Ботва – это
верхняя часть моркови. А глубоко в земле растёт другая часть, которая называется корешок. Корешок – это
нижняя часть моркови. Ребята скажите какого цвета ботва? А какого корешок? А как вы думаете, если бы мы
потрогали морковь, каким бы был корешок гладким или пушистым? А ботва? Молодцы! И сегодня я вас
научу как можно показать нашу морковочку и гладкой и пушистой. А какой формы морковь? ( ответы детей)
согласитесь, форма очень трудная, мы пока, такую рисовать не умеем. Поэтому я решила вам помочь и
сделала вот такие ТРАФАРЕТЫ. Кто знает, что такое трафарет? (ответы детей) Трафарет – это устройство,
чтобы передавать форму предметы. Нам нужно лишь закрасить пустое пространство (демонстрирую),
плавными движениями и получается вот такой красивый корешок.
Индивидуальное консультирование по ходу работы А теперь давайте немножечко передохнём и сделаем
пальчиковую гимнастику:
«Овощи» У Лариски — Две редиски. У Алешки Две картошки. У Сережки-сорванца — Два зеленых огурца.
А у Вовки — Две морковки. Да еще у Петьки Две хвостатых редьки.
(По очереди разгибают пальчики из
кулачка, начиная с большого,
на одной или обеих руках.) Молодцы, а теперь продолжаем работу. У нас уже подсохли корешки и пора делась
ботву. Посмотрите. ( демонстрирую) Нужно взять немного злёной краски и резкими движениями нанести на
лист. и получается вот такая пушистая ботва у морковки. Можете приступать.
Индивидуальное консультирование по ходу работы Молодцы ребята! А теперь, давайте сложим наши
морковочки на один большой стол и посмотрим на них. Как вы думаете, какая морковка вышла самая
аккуратная? А какая самая яркая? А какая самая пушистая? Постарайтесь посмотреть все работы, а не только
свою. Учить похвалить работу другого. Теперь мы вывесим эти работы на наш стенд и ваши родители
обязательно порадуются таким красивым морковочкам.
Приложение №5
Конспект занятия по лепке
«Морковка для зайчика»
Программное содержание:
Учить детей лепить из пластилина морковку.
Закреплять умение детей скатывать пластилин между ладонями прямыми
движениями (скатывать из пластилина колбаски).
Учить детей сплющивать колбаску с одного конца.
Учить создавать изображение, соединяя 2 – 3 детали прижиманием.
Продолжать учить детей внимательно слушать объяснение воспитателя.
Формировать интерес к работе с пластилином.
Материал:
Демонстрационный: игрушка – зайчик, искусственный кустик, картинки с
овощами, морковка слепленная воспитателем, корзиночка для зайчика, корзина.
Раздаточный: дощечка для лепки, пластилин оранжевого цвета (разделённый на
кусочки, пластилин зелёного цвета.
Предварительная работа:
рассматривание иллюстраций, отгадывание загадок, дидактическая игра «Угости
зайку», подвижная игра «Зайка беленький сидит», пальчиковая игра «Зайка».
Ход занятия:
Дети стоят вокруг воспитателя в игровой части группы.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто это под кустиком сидит и дрожит.
Дети достают из – за кустика игрушку – Зайку с корзиночкой (Показ игрушки).
Воспитатель: Узнаете? Кто это?
Ответ детей – Зайчик.
Воспитатель: Зайчик, почему ты плачешь?
Зайчик: я набрал в огороде морковок в корзиночку для своих зайчат – братиков, но
заигрался по дороге и не заметил, как растерял все морковки. Чем же я теперь порадую
своих братиков – зайчат?
Воспитатель: Прежде давайте ребята посмотрим на эти картинки и найдём морковку.
Ответ детей – дети находят на картинке морковку (морковка оранжевая, овальная,
длинная; травка зелёная).
Воспитатель рассаживает детей на ковре вокруг себя, затем еще раз показывает
образец морковки и спрашивает:
Воспитатель: Посмотрите, что это, показывает пальцем на морковку?
Ответ детей – морковка.
Воспитатель: Какого цвета морковка?
Ответ детей – оранжевая.
Воспитатель: На что похожа по форме морковка? Воспитатель обводит пальцем вокруг
её.
Ответ детей – на колбаску.
Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно на морковку. Вы видите, что с одного
конца она толстая, а с другого – острая. А это что вы видите? Воспитатель показывает
пальцем на «хвостик» морковки.
Ответ детей – травка.
Воспитатель: Как вы думаете, из чего сделана эта морковка?
Ответ детей – из пластилина.
Вот такие пластилиновые морковки мы будем лепить для зайчика и его братиков.
Воспитатель: Ребята подойдите к моему столу и встаньте так, чтобы всем было видно
мои руки. Дети встают полукругом вокруг стола воспитателя. Слушайте и смотрите
внимательно, тогда у вас получатся самые красивые морковки.
Воспитатель: Перед лепкой я погрею пластилин в ладошках (пластилин я сжимаю с
начала в одной ладошки, потом в другой ладошки). Когда пластилин согрелся, можно
начать лепить. Сначала я буду лепить морковку. Я беру кусок оранжевого пластилина,
кладу его на ладошку и буду скатывать колбаску. У меня получилась вот такая колбаска.
Но морковка с одного конца толстая, а с другого – острая. Я беру колбаску и с одного
конца пальчиками сплющиваю пластилин (по кругу, так, чтобы от пальчиков не
оставалось следов. У меня получилась колбаска с одного конца с острым кончиком, а с
другого толстый кончик.
Воспитатель: Вот у меня получилась морковка. Теперь мне надо слепить травку
для морковки. Чтобы сделать травку для морковки, я беру кусок зелёного пластилина,
отщипываю от большого куска немного пластилина, кладу на ладошку и скатываю
тонкую колбаску. Получилась травка, и я её прижимаю к толстому концу морковки.
Ещё отщипываю от большого куска немного пластилина, кладу на ладошку и
скатываю тонкую колбаску. Получилась травка, и опять я её прижимаю к толстому
концу морковки, вот так. Морковка готова.
(самостоятельная работа детей):
Воспитатель: А теперь ребята рассаживайтесь за свои столы. Зайчик очень ждёт
помощи.
Детям раздаётся раздаточный материал: дощечка для лепки, бумажная салфетка,
пластилин оранжевого цвета (разделённый на кусочки средней величины, пластилин
зелёного цвета в брусках.
Воспитатель предлагает детям начать лепить. По ходу работы воспитатель вновь
проговаривает последовательность работы. Дети лепят, в процессе лепки воспитатель
контролирует выполнение приёмов раскатывания и придания нужной формы. Ребёнку,
который затрудняется, можно показать индивидуально. Воспитатель подбадривает, хвалит
детей.
Воспитатель:
Зайчик: Ой, что это лежит в корзиночке? Ребята, что это вы слепили?
Ответ детей – морковку.
Воспитатель: ребята, расскажите, из чего вы лепили морковку?
Ответ детей – из пластилина.
Воспитатель: покажите, как вы лепили колбаску?
Ответ детей – показывают движения ладошками.
Воспитатель: ребята как вы лепили острый конец морковки?
Ответ детей – показывают движения пальчиками.
Воспитатель: (Имя ребёнка) покажи, как ты соединял травку к морковки?
Ответ ребёнка – показывает движения пальчиками.
Воспитатель: Зайчик, посмотри, сколько детки тебе морковок слепили. Теперь тебе и
твоим братикам – зайчатам хватит. Ребята посмотрите на зайчика, он улыбается и говорит
вам большое спасибо! Я тоже хочу вас похвалить, вы внимательно меня слушали, и у вас
ребята получились красивые, аппетитные морковки. Молодцы!
Зайчик: Спасибо ребята! А теперь, мне пора домой, до свидания!
Дети прощаются с зайчиком.
Подвижная игра «Зайка серенький сидит»
Зайка серенький сидит и ушами шевелит,
Вот так, вот так, он ушами шевелит
(Садятся на корточки, двигают кистями рук над головой)
Зайке холодно сидеть – надо лапочки погреть,
Вот так, вот так, надо лапочки погреть (хлопают)
Зайке холодно стоять – надо зайке поскокать,
Вот так, вот так, надо зайке поскокать
(прижимают кисти рук к груди и прыгают)
СКАЗКИ ПРО МОРКОВКУ
Жили-были на огороде овощи: помидорка, лучок,
морковь, перчик, баклажан, огурчик, фасолинка.
Дружно жили, помогали друг другу во всем.
Рано утром вставали и принимались за работу. Помидор с перчиком воду носили,
грядки пололи. Баклажан с огурчиком землю рыхлили, а лучок с фасолинкой с сорняками
боролись. Самой красивой на огороде была морковка. Все на нее наглядеться не могли.
Идут утром помидор с перчиком: «На тебе, морковка, водицы». А кто-то сорняки
выдернет. И загордилась морковка, перестала на огороде работать.
– Буду я свои ручки марать, да спину гнуть, авось кто-нибудь за меня все сделает, –
сказала морковка. Встанет, бывало, морковь возле дорожки, руки в боки, да смеется над
всеми.
– Помидорчик, смотри как надулся, покраснел, вот-вот лопнет! Ха-ха-ха! Лучок-плакса!
Ха-ха-ха! – дразнилась морковка.
И обиделись на нее овощи. Перестали поливать ее грядки, рыхлить землю, выдергивать
сорняки. И через короткое время красота морковки стала исчезать. Коса начала увядать,
щечки потускнели. Призадумалась тогда морковка. А на следующий день, только
солнышко встало, побежала она за водой, полила свою грядь, сорняки выдергала и
соседям сорняки убрала. У всех прощения попросила. И пообещала, что больше лениться
не будет.
Сказка «Болтливая морковь»
Как вы думаете, какой овощ в огороде самый болтливый? Конечно же, морковь. А
о чём разговор? Об этом мы узнаем из сказки.
У мамы Морковки такие чудесные детки. С кудрявыми зелёными волосами,
стройные, высокие, нарядные: всегда ходят в оранжевых комбинезонах. И такие
послушные! По утрам дети не забывают умываться росой, сделать утреннею зарядку. Как
вы думаете, каким образом морковки делают зарядку? А вот так — упражнение у детокморковок называется
«потягушечки». Изо всех сил они тянутся вверх, к солнцу.
Детки-морковки растут быстро. Особенно им нравится, когда в гости, в огород,
приходит радостный дождик. Он весело барабанит по кудряшкам морковок, а те
заливисто смеются.
А как вы считаете, кто больше всех болтает в огороде? Конечно же, морковь.
Ничего не ускользнет от рыжих взглядов морковок, они всё увидят и обсудят.
— А вы видели, какие усища у царя Гороха? А жёлтый костюм у господина Перца?
Ах, какие сестрицы у графа Томата! Настоящие иностранки Черри!
Вот такие они, морковки – рыжие и болтливые. Наслаждаются знойным летом, и
правильно делают. Осенью-то – в кузовок, да в подпол, под замок.
А пока лето – морковки радуются, чего и вам желают.
Вопросы к сказке «Болтливая морковь»
Какие дети у мамы Морковки?
Как дети-морковки делают зарядку?
Какого гостя любит морковь?
О чём болтают морковки?
Любишь ли ты морковь?
Морковки любят лето, а ты?
Сказка «Дивная морковь».
Сказка о пользе моркови, о домашних животных, о взаимовыручке
Сказочница: Жили-были папа и мама. Жили они в деревне. И была у них дочка
Аннушка, сынок Ванечка, да полный двор скотины: бычок, лошадь, свинья, коза, щенок,
кошка да мышка за печкой.
Мама и папа очень любили своих деток и хотели бы, чтобы они росли здоровыми и
красивыми, а чтобы желание исполнилось, посеяли они чудо овощ-морковь. Прошло лето,
наступила осень.
Пошел папа на огород собрать урожай. Смотрит и глазам своим не верит: морковка-то
выросла большая-пребольшая.
Папа: за ботву морковь возьму, витамины разыщу (тянет; зовет маму) - мама, иди на
помощь.
Мама: (удивленно) Ай, да морковь! За ботву морковь потянем. Полезный овощ мы
достанем.
Все: ох, никак! Не достать! Может Аннушку позвать? (зовут: Аннушка).
Аннушка: папа, мама, что случилось? Ну и овощ! За ботву морковь потянем. Вкусный
овощ мы достанем.
Все: ох, никак! Не достать! Надо Ванечку позвать. Ванечка, Ванечка, иди помогать.
Ванечка: что у Вас случилось? Чем Вам помочь? - Вот это морковь.
Все: за ботву морковь потянем!
Вкусный овощ мы достанем!
Ваня: ох, никак! Не достать! Надо нам быка позвать! - бычок, хватит жевать, иди
помогать.
Бык: му, му, помогать кому? А-а-а, морковку я люблю и конечно помогу.
Все: за ботву морковь потянем!
Полезный овощ мы достанем!
Бык: ох, никак! Не достать! Надо лошадь нам позвать! Лошадка, беги, помоги!
Лошадь: иго-го-го! Морковку вытянем легко!
Все: за ботву морковь потянем!
Вкусный овощ мы достанем!
Лошадь: ох, никак! Не достать! Надо нам свинью позвать! (зовёт).
Свинья: хрю, хрю, хрю. Я Вам мигом помогу!
Все: за ботву морковь потянем!
Полезный овощ мы достанем!
Свинья: ох, никак! Не достать! Надо козочку позвать! (зовет козу).
Коза: ме, ме, ме - рада я помочь семье!
Все: за ботву морковь потянем!
Полезный овощ мы достанем!
Коза: ох, никак! Не достать! Может нам щенка позвать? (зовет щенка).
Щенок: гав, гав, гав! Что случилось, вот он я. Помощь окажу друзьям.
Все: за ботву морковь потянем!
Вкусный овощ мы достанем!
Щенок: ох, никак! Не достать! Надо кошку нам позвать. (зовёт).
Кошка: мяу, мяу! Шум какой, возле грядки овощной? - А это что Вы закопали?
Папа с мамой: а это у нас выросла витаминная морковь, а вытащить мы не можем,
помоги, пожалуйста.
Кошка: мяу, мяу. Чем смогу помогу.
Все: за ботву морковь потянем!
Полезный овощ мы достанем!
Кошка: ох, никак, я не могу, сейчас я мышку позову. (зовет).
Мышка: пи-пи-пи! Я видела, я слышала, помочь Вам нужно. Ну-ка скажем вместе.
Дружно: 1, 2, 3 ты морковка выходи.
Сказочница: чтобы быстрым быть и ловким
Нужно много есть морковки
Это овощ, а не фрукт -
Нужный для детей продукт.
Угощайтесь все морковкой (угощает всех зрителей).
Дидактические игры
Задачи: закрепить знания детей о важности труда овощеводов и условиях необходимых для роста овощей;
совершенствовать диалогическую речь; воспитывать уважение к труду.
Материал: 1. «Чудесный мешочек» с (4 – 5 овощами: помидор, морковь, свёкла, лук, огурец); 2. «Что любят
(не любят) овощи» (схематично 2 лица (улыбающееся, грустное), земля, вода, свет, тепло, удобрения, много
воды - дождь, засуха – жара, холод, вредные насекомые);
Д/И «Чудесный мешочек» Воспитатель: У меня с собой «Чудесный мешочек». Опустите в него руку.
Назовите, что в нём лежит и какой он на ощупь? Дети – Это морковь (свёкла, огурец, помидор, лук). Д – Она
длинная, твёрдая, упругая, шероховатая, большая… (и так далее описываются все овощи и выкладываются на
поднос) К – Скажите что это? (обобщающий жест) Д – Это овощи. К – Назовите, какие ещё вы знаете овощи.
Д – перечисляют.
Д/И «Что любят (не любят) овощи» (На доске стоят 2 карточки: грустное и весёлое лица. Рядом, на столе
лежат картинки: солнце, земля, вода, лампочка, удобрения, сорняки, вредные насекомые, засуха, дождь,
холод). Воспитатель: Я хочу с вами поиграть. Игра называется «Что любят и не любят овощи». Здесь у меня
«Весёлый человечек». Он хочет знать, что любят овощи. Здесь «Грустный». Он собирается узнать, что овощи
не любят. Подойдите ко мне (вызывает 2 детей)! На столе картинки. Выберите нужные; вы для «Весёлого
человечка», вы для «Грустного». Воспитатель: Расскажите, что любят овощи? Дети: Овощи любят: землю,
воду, тепло, свет, удобрения. Воспитатель: Что такое удобрения? Дети: Удобрения – это такие вещества,
которые люди используют для повышения урожая. Воспитатель: Что не любят овощи? Дети: Овощи не любят:
засуху, дождливое лето, сорняки, вредных насекомых.
Д/И «Хорошо – плохо» (с мячом) Воспитатель: почему овощи есть это хорошо? Дети: овощи хорошо потому,
что они вкусные, полезные, из них можно приготовить разные блюда, заготовлять в прок: заморозить,
засолить, законсервировать, в них есть витамины Воспитатель: для чего нужны витамины? Дети: витамины
необходимые для роста и развития организма. Воспитатель: овощи плохо - почему? Дети: плохо потому, что
надо много трудиться, долго выращивать...
Д/И «Вершки и корешки» Цель: учить соотносить цифру с количеством Правила игры: предложить
посчитать количество точек на морковке и соотнести с вершками (с цифрой).
Приложение 9
Подвижные игры
Подвижная игра «Зайцы и морковка»
Количество игроков: любое
Дополнительно: морковки или другие мелкие предметы
Правила игры: На земле прочерчивают круг диаметром 8-10 метров. В круг кладут 10
морковок или любых других предметов. Круг - это "огород". Выбирается огородное
"Пугало", которое будет ловить зайцев. По сигналу ведущего зайцы могут вбегать в круг и
воровать морковь, а Пугало ловить зайцев. Пойманный заяц выбывает из игры. Но Пугалу
разрешается ловить зайцев только тогда, когда они заберутся в огород, за пределами круга
их ловить нельзя.
Подвижная игра «Зайцы в огороде»
Описание: зайцы располагаются в «лесу» недалеко от «огорода», где растут капуста и
морковка. Сторож охраняет огород с ружьем, а также возле огорода стоят 2 будки, в них
живут Тузик и Жучка.
Игра начинается со слов взрослого: Зайцы очень любят щи
И салаты, и борщи.
Слова зайцев: Мы на грядку побежим,
Там морковку вытащим!
Диктор (взрослый): Бегут зайцы в огород
Посмотреть, что там растёт.
Зайцы: Ой, как много морковки! (Садятся и кушают морковку)
Взрослый: Зайцы серые сидят и морковку едят.
Сторож: Погодите же, косые.
У меня собаки злые.
Тузик и Жучка лают и бегают за зайцами, и пятнают их, а сторож стреляет вверх из
ружья : «Бах-бах-бах!». Игра продолжается после смены всех ролей. В следующий раз
зайцы едят капусту.
Зайцы: Ой, как много капусты!
Зайцы серые сидят (делают ушки)
И капусту едят! (Движения пальцев возле рта)