Напоминание

Развитие исследовательских умений школьников на уроках и внеурочной деятельности по химии


Автор: Галиулина Людмила Владимировна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: Цильнинской СШ им. Героя Советского Союза Н.И. Малышева
Населённый пункт: р.п.Цильна
Наименование материала: статья
Тема: Развитие исследовательских умений школьников на уроках и внеурочной деятельности по химии
Раздел: среднее образование





Назад




РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ ШКОЛЬНИКОВ НА

УРОКАХ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ХИМИИ

Автор: Галиулина Людмила Владимировна

Организация: Цильнинская СШ им.Героя Советского Союза Н.И.Малышева

Задачей

современной

школы является не только обеспечение

высокого уровня образования учащихся, но и всестороннее развитие их

мышления, умений самостоятельно пополнять свои знания. В процессе

изучения предмета химии существует много возможностей для развития

умений и навыков, необходимых для исследовательской деятельности.

Главная цель исследовательского обучения - формирование у учащихся

способности самостоятельно, творчески осваивать

новые способы

деятельности, активизировать обучение, передать учащимся инициативу в

организации познавательной деятельности [3].

При обучении химии учитель предлагает ученику занять место учёного,

исследователя, первооткрывателя, что в свою очередь, позволяет пробудить у

обучающегося

тягу

к

знаниям

[5].

Организация

исследовательской

деятельности обучающихся при изучении химии – необходимый фактор,

позволяющий

повысить

интерес

к

химической

науке,

сделать

её

увлекательной, занимательной и полезной. Эта деятельность многогранна и

её можно организовать на любом этапе изучения химии, как при изучении

теории или решения задач, так и при выполнении практических работ и во

внеклассной работе.

В процессе проведения исследовательских работ на уроках химии в

выбранном научном направлении обучающиеся приобретают навыки работы

с

литературой,

овладевают

методиками

проведения экспериментов

и

обработки данных, приобретают опыт участия в научной дискуссии, делать

доклады и сообщения, оформлять итоги выполненных работ в виде тезисов и

отчётов, что позволяет наиболее полно выявлять и развивать потенциальные

творческие способности каждого обучающегося.

Исследовательская проектная деятельность способствует становлению и

развитию у обучающихся познавательного интереса к химии, формированию

навыков исследования, создаёт благоприятные условия для самореализации

творческих способностей и интересов обучающихся, ориентирует в выборе

будущей профессии.

На мой взгляд, наиболее важными видами исследований учащихся по

химии являются следующие:

Решение качественных химических задач.

Решение практико – ориентированных задач.

Поисковая деятельность и написание рефератов.

Самостоятельное прогнозирование и осуществление

химических

процессов и реакций.

Проектная деятельность.

При решении экспериментальных задач учащиеся последовательно

овладевают следующими этапами исследования:

постановка проблемы -

построение

гипотезы

-

проектирование

опыта

-

составление

плана

эксперимента - осуществление эксперимента - оформление результатов

эксперимента - формулирование ответа[6].

Учащиеся заранее перед практической работой получают задания,

которые требуют предварительной домашней подготовки. Сначала ученик

теоретически решает задачи и планирует свою деятельность на уроке, а затем

проверяет гипотезы экспериментально.

На этом этапе ученики, проводя мысленный эксперимент, заполняют

таблицу. Например, в 8 классе при выполнении экспериментальной задачи:

«Определить, в какой из трех пронумерованных пробирок находятся вода,

раствор соляной кислоты, раствор гидроксида натрия».

Затем

выбирается

наиболее

рациональный

путь

выполнения

эксперимента и проводится исследование.

На последнем этапе ученик анализирует полученные результаты и

делает самостоятельные выводы. При этом объём заданий не должен быть

слишком

большим,

а

оформление

работы

должно

быть

чётким

и

лаконичным, не требующим больших затрат времени. В этом случае в

течение урока ученик предоставляет продукт своей экспериментальной

деятельности, краткое описание работы и логические выводы, сделанные в

ходе

работы.

При

решении

экспериментальных

задач

происходит

самообразование учащихся, актуализация необходимых знаний, построение

плана деятельности, анализ деятельности и результатов, рефлексия.

Можно выделить следующие типы экспериментальных задач:

1. Задачи на получение веществ:

- Осуществите опытным путем следующие превращения: оксид меди (II)

→ сульфат меди (II) → гидроксид меди (II). Выделите полученный гидроксид

меди (II) из смеси.

- Исходя из железа, получите гидроксид железа (II).

- Получите гидроксид алюминия и докажите его амфотерный характер.

- Получите и соберите в пробирки водород и углекислый газ, докажите

их наличие.

- В пробирку с раствором сульфата меди (II) опустили железный гвоздь.

Какие вещества при этом образовались?

2. Задачи на распознавание веществ:

- В трех пронумерованных пробирках находятся растворы хлорида,

сульфата и карбоната натрия. Распознайте каждое вещество.

- В трех пронумерованных пробирках находятся растворы хлоридов

железа (II), железа (III), алюминия. С помощью одного реактива определите

каждое ве

щество.

3. Задачи на доказательство качественного состава веществ:

- Докажите, содержит ли хлорид натрия примеси сульфата натрия.

- Докажите качественный состав сульфата бария.

4. Задачи на объяснение наблюдаемого явления:

- Испытайте лакмусом растворы карбоната калия, хлорида алюминия,

хлорида натрия. Объясните результаты испытаний.

- Прилейте к порции долго хранившегося в лаборатории оксида кальция

раствор соляной кислоты. Объясните наблюдаемые явления.

Большую роль в формировании исследовательских умений играет

внеклассная работа по химии. В течение четырех лет в школе организовано

научное общество учащихся, в рамках которого ученики 8-11 классов,

интересующиеся химией, проводят исследовательские работы.

В отличие от олимпиад, деятельности нескольких человек в классе,

ценность организации исследовательской работы на базе школы повышена

множеством положительных моментов:

1. Большее количество охватываемых школьников.

2. Возможность выбора темы и руководителя.

3. «Погружение» в тему, так как работа должна выполняться в течение

месяцев или лет.

4. Наличие домашних заданий, получаемых не в авторитарной форме, а

в виде распределения обязанностей, включая самого научного руководителя.

5. Необходимость развития навыков устной речи, использующей

научную терминологию и имеющей свою особенную структуру. Дети учатся

грамотно излагать прочитанное, чётко формулировать поставленные цели и

задачи,

описывать

ход

проделанных

экспериментов,

характеризовать

результаты своей деятельности.

6. Постепенное приобретение навыков публичных выступлений в

присутствии жюри, оппонентов и незнакомых людей.

7. Тренировка навыков отстаивать свою точку зрения, уметь слушать

мнения других людей, не терять контроль над ситуацией и быстро находить

вариант ответа на возникшие вопросы [1,4,6].

Виды внеурочной работы по химии

Индивидуальная

Групповая

Массовая

Творческие работы

учащихся: доклады,

рефераты, сочинения,

Химический и

экологический

кружки.

Обсуждение

прочитанной

литературы,

рассказы-задачи,

кроссворды.

Консультации.

Чтение научной и

научно-популярной

литературы.

Подготовка к

олимпиадам.

Выпуск плакатов,

стенгазет.

Подготовка устных

журналов.

Участие в работе

химического

лектория.

Работа по

оформлению

кабинета.

Практические работы

исследовательского

характера.

химические классные

часы.

Проведение

внеклассных

мероприятий, КВН,

вечеров вопросов и

ответов.

Участие в

олимпиадах,

конкурсах,

соревнованиях,

тематических

декадах.

Практические работы

исследовательского

характера.

В начале учебного года обучающиеся познакомились с основными

принципами исследовательской работы. На первых занятиях рассмотрели

основные виды исследовательских работ, схемы научного исследования,

методы научного познания и поиска информации. От выбора темы во

многом зависит успех работы.Выбранные для исследования вопросы должны

быть интересными для учеников.

При определении тематики ученических исследований необходимо

учитывать следующие критерии:

1) актуальность темы, важность ее в практическом отношении;

2) соответствие интересам учащегося-исследователя;

3) реальная выполняемость;

4) обеспеченность необходимым количеством различных источников

информации [4,5].

Исследовательскую работу ученики выполняют в определенной

последовательности:

1) формулирование темы;

2) формулирование цели и задач исследования;

3) теоретические исследования;

4) экспериментальные исследования;

5) анализ и оформление научных исследований;

6) эффективность научных исследований;

7) публичное представление работ наразного рода конференциях.

Самостоятельное ученическое исследование по предмету, как уже было

сказано, возможно, только при условии готовности школьников к этому

сложному виду деятельности: необходимо, чтобы у обучающихся были

сформированы основные экспериментальные (в т.ч. исследовательские)

умения. Поэтому наиболее подходящим для проведения исследовательской

работы можно считать возраст 14-17 лет (8-11 класс). Причем групповое

выполнение работы (2-4 человека) также благоприятно отражается на качестве

ученического исследования. Конечно, более продуктивно смогут работать

учащиеся, успешно занимающиеся по предмету: им будет проще познакомиться

с литературой по теме исследования, подобрать необходимые методики для

проведения эксперимента, обработать полученные данные и сделать выводы по

проделанной работе. Следует всегда помнить, что интерес учащихся к работе

зависит от того, насколько актуальна тема исследования.

Ниже приведены некоторые требования, которые предъявляются к

исследовательским работам учащихся школы по химии.

Работа должна:

иметь практическую направленность, вызывать интерес учащихся;

имитировать исследовательскую научную деятельность;

легко воспроизводиться экспериментально с использованием

простого оборудования доступного для школы;

иметь творческий характер, многогранность подходов исследования.

В результате работы естественнонаучной секции «Экологическая

лаборатория» ученики успешно выполнили следующие проекты:

Экологические проблемы загрязнения среды обитания:

1.

Загрязнение воздуха чужеродными веществами;

2.

Определение качества воды;

3.

Экология почв приусадебного участка;

4.

Критерии выбора универсального моющего средства

Здоровье и его зависимость от внешних факторов:

1.

Сравнительный анализ майонезов с точки зрения здорового питания

Качество жизни и качество пищи:

1.

Гигиенические аспекты загрязнения пищевых продуктов чужеродными

веществами ;

2.

Шоколад: польза или вред?

С результатами своих исследований ученики выступали на уроках

химии при изучении соответствующих тем курса, на мероприятиях в рамках

предметных декад и неделях здоровья.

Опыт показывает, что целенаправленная и систематическая работа по

формированию исследовательских умений учащихся способствует:

усилению мотивации учебной деятельности;

изменению качества учебного процесса в связи с использованием

технологий научно-исследовательской деятельности (содружества);

повышению интереса учащихся к химии;

развитие самостоятельности в деятельности по приобретению знаний;

интеллектуальному росту обучающихся [6,7].

Подводя итог, можно сказать, что во время уроков невозможно

полностью

удовлетворить

все

запросы

обучающихся.

Участие

в

исследовательской и проектной деятельности в научном обществе во

взаимосвязи с учебной нам уроках служит тем действенным средством,

которое мобилизует активность обучающегося в поиске знаний и помогает

полнее удовлетворить интересы школьников.

Литература

1.

ТягловаЕ.В.

Исследовательская

деятельность

учащихся

по

химии

М.:Глобус,2007.

2.

Арцев М.Н. Учебно- исследовательская работа учащихся (методические

рекомендации для учащихся и педагогов) //Завуч. 2005 , № 6 с. 4-29

3.

Береснева Е.В. Современные технологии обучения

химии: Учебное

пособие.- М., 2004, с.35-45

4.

Батаева Е.В. Формирование исследовательских умений //Химия: методика

преподавания в школе. – 2003, № 8 с 13-20, № 1 с 22-27.

5.

Князева Р.Н. Как воспитать интерес к химии у учащихся сельских школ.

//Журнал ВХО им. Д.И. Менделеева. 1973 №4

6.

Курсы

по

выбору:

выбор

за

вами/ред.-сост.

И.А.

Костенчук.

М.:Центрхимпресс,2007 с39-49.

7.

Малолеткова Е.И. применение исследовательского метода на внеклассных

занятиях // Химия в школе – 1978 № 4.

8.

Исаев Д.С. Из опыта организации ученических исследований по химии на

внеклассных занятиях в общеобразовательной школе: Пособие для учителей

и студентов. – Тверь: Славянский мир, 2007.



В раздел образования