Автор: Хадиева Эльвира Ринатовна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБОУ "Арская средняя общеобразовательная школа № 6"
Населённый пункт: г.Арск, Татарстан
Наименование материала: развивающие занятия
Тема: Адаптация учащихся 5-ых классов
Раздел: среднее образование
ЗАНЯТИЕ 1
ТЕМА «ЗНАЧЕНИЕ ПЯТОГО КЛАССА»
Цели:
Формирование новой позиции – ученик средней школы.
Развитие внутригруппового сплочения.
Задачи:
Познакомить участников с целями занятий, формой работы.
Развивать представления о новом социальном статусе пятиклассника по
сравнению со статусом учащегося начальной школы.
Методическое оборудование: мяч; кружочки по количеству участников;
фотоаппарат.
Сценарий
Ритуал приветствия. (1-2 мин.)
Разминка.
Упражнение «Школьный путь» (3 мин.)
Ведущий проводит беседу с участниками о пройденном отрезке школьного
пути и о том, что ещё предстоит.
Основное содержание занятия.
Групповая беседа «Ученик 5 класса» (5 мин.)
Ведущий. Вы стали учениками средней школы. Что изменилось в вас, в
вашем облике в связи с переходом в 5-ый класс (новые, учителя, предметы,
классы, школьные принадлежности,…, портфели)? Какие впечатления
создались у вас о средней школе? Расскажите кратко.
Авторская методика «Эмоциональное самочувствие. (15 мин.)
Ведущий. Давайте посмотрим, как прошли первые дни в средней
школе. (Детям раздаются кружочки). Изобразите своё лицо: интересно,
хорошо, легко; неинтересно, плохо; трудно.
Участники берут свои изображения в руки, а ведущий делает общую
фотографию.
Упражнение «Продолжи фразу».(5 мин.)
Участникам предлагается продолжить фразу: «В пятом классе мне хотелось
бы…» Все высказываются по кругу, передавая друг другу мяч. Ведущий
отмечает наиболее интересные высказывания и оптимистические ожидания,
обсуждает вопрос о том, кто осуществит все эти ожидания, обращает
внимание на то, что все участники имеют довольно большой опыт, поэтому
дальнейший путь должен быть легче. Каким он будет?
Упражнение «Те, кто». (5 мин.)
Поднимают правую руку те, у кого дома есть кошка;
опускают голову те, кто опаздывает на уроки;
встают те, кто сегодня пришёл в школу;
подпрыгивают те, кто хорошо учится;
делают шаг вперёд те, кто любит сладкое;
приседают те, кому нравится играть в футбол;
хлопают в ладоши те, у кого день рожденье в сентябре;
улыбаются те, кому уже исполнилось 10 лет;
берутся за руки те, кто является учеником 5-го класса.
Ведущий подчёркивает, как много общего у участников, а главное – это то,
что они являются пятиклассниками.
Домашнее задание – следующее занятие будет посвящено режиму дня,
обсудите с родителями и составьте свой режим дня (1-2 мин.)
Рефлексия прошедшего занятия. (5 мин.)
Ведущий. Что значит для вас пятый класс?..
Ритуал прощания. (1-2 мин.)
ЗАНЯТИЕ 2
ТЕМА «РЕЖИМ ДНЯ ПЯТИКЛАССНИКА»
Цели:
Уточнение представлений о режиме дня.
Обучение планированию своей деятельности.
Задачи:
Формировать убеждение в необходимости соблюдать режим дня для
сохранения здоровья.
Способствовать формированию привычки планировать свою деятельность с
учётом индивидуальных особенностей.
Методическое оборудование: бланки анкеты по количеству участников.
Сценарий
Ритуал приветствия. (1-2 мин.)
Ведущий. Здравствуйте. При встрече люди обычно говорят это хорошее,
доброе слово, желая друг другу здоровья. Здоровый образ жизни – понятие
многогранное. Одним из главных является вопрос о том, как всё успеть, во
время прийти в школу, не опоздать на урок, а во время урока быть
успешным?.. Как назвать одним словом, когда человек в одно и то же время
просыпается, выполняет различные дела, ложится спать?.. Вы знаете, что
такое режим дня?.. – Это порядок чередования различных видов
деятельности и отдыха в течение суток.
Рефлексия предыдущего занятия. (5 мин.)
Предлагается обсудить свой режим дня.
Основное содержание занятия.
Авторская анкета «Режим дня пятиклассника». (10 мин.)
1
Как часто вы просыпаетесь,
не выспавшись?
а) всегда;
б) иногда;
в) никогда.
6
Сколько времени вы
проводите у
компьютера?
а) 30 мин. [19, с.32];
б) 1 – 2 часа;
в) 3 и более часов.
2
Завтракаете ли вы утром?
а) всегда;
б) иногда;
в) никогда.
7
Сколько часов в день
вы смотрите
телевизор?
а) 30 мин. [17];
б) 1 – 2 часа;
в) 3 и более часов.
3
Когда вы обычно делаете
домашние задания?
а) сразу, как прихожу из
школы;
б) обедаю и сажусь за
уроки;
в) обедаю, отдыхаю и
потом делаю уроки.
8
Сколько времени вы
проводите на свежем
воздухе?
а) 1 – 3 часа];
б) 4 и более часов;
в) совсем не гуляю.
4
Сколько времени вы
затрачиваете на
приготовление домашних
заданий?
а) до 1 часа;
б) не более 2 часов;
в) 3 – 4 часа.
9
В котором часу вы
ложитесь спать?
а) в 21-22.00 ;
б) 22-23.00;
в) после 23.00.
5
Есть ли у вас компьютер?
10
Как обычно вы
проводите воскресный
день?
а) смотрю телевизор,
играю в компьютерные
игры;
б) гуляю, занимаюсь
спортом;
в) другое.
Курсивом выделены гигиенические нормативы.
Групповая беседа «Режим дня школьника».(15 мин.)
Ведущий. К сожалению, часто наблюдается такая ситуация. Прозвенел
будильник. Далее идёт тридцатиминутное лежание в постели. Потом за 15
мин. нужно сделать все «утренние дела» и бежать в школу. Нет времени
позавтракать, хорошенько умыться, сделать зарядку и т. д., нарушается
целый комплекс физиологических процессов. Ученик, или, если можно так
сказать, его организм приходит в школу совсем неподготовленным. Всё это
можно успеть лишь при одном условии - подчинить всю свою деятельность
определённому ритму, режиму дня. Он помогает сформировать правильные
привычки, дисциплинирует, обеспечивает ритм в работе и отдыхе,
поддерживает работоспособность и тем самым содействует успешному
учению. А любое нарушение режима (нерегулярный приём пищи,
сокращение времени сна, прогулок, выполнение домашних заданий в
вечернее время и т. п.) ведёт к резкому снижению работоспособности,
утомлению, может стать причиной задержки роста и нормального развития
организма.
Подъём - 6. 45.
Сократить время перехода от сна к бодрствованию помогает утренняя
зарядка. Недаром она называется зарядкой,«заряжая» бодростью на
предстоящий рабочий день, прогоняя остатки сна.
Сборы, завтрак - 7. 10. - 7.30. Утренний завтрак обязателен, в противном
случае во время уроков появляются головная боль, слабость, снижается
внимание.
Дорога в школу - 7. 30. - 7. 50. Организм человека готовится к работе,
настраивается на неё. Спокойно подходя к школе, ученик уже мысленно
находится на уроке. Совсем другое дело, если запыхавшийся ученик влетает
в класс со звонком... Ещё потребуется довольно много времени, чтобы он
вошёл в рабочую обстановку.
Учебные занятия в школе - 8. 00.- 13. 10. Снять учебное утомление помогают
перемены. Если перемена используется не для отдыха, а для того чтобы
выучить за короткие 10 мин. то, на что в обычных условиях дома
затрачивается не менее 20-30 мин., то, конечно, ни отдыха, ни знаний - не
будет.
Дорога из школы домой и прогулка - 13. 15 - 14. 00.
Обед - 14. 00. - 14. 30.
Послеобеденный отдых - 14. 30. - 15. 30. Готовить уроки сразу же после
школы нельзя, т.к. ученик после занятий и длительного сидения за партой
устаёт, надо отдохнуть. Это могут быть подвижные и спортивные игры на
открытом воздухе. Если перерыв недостаточный, то работоспособность
полностью не восстанавливается.
Приготовление домашних заданий - 15. 30. - 18. 00. По СанПиН начинать
самоподготовку следует в 15-16 час., т.к. к этому времени отмечается
физиологический подъём работоспособности. Между 16-18 часами можно
выполнить наибольшую работу при минимальной затрате сил.
Приготовление домашних заданий нужно самим школьникам, поэтому
выполнять домашние задания надо в строго намеченное вами самими время.
Это помогает быстрее и лучше их выполнить.
Полдник - в 16. 30.
Свободное время (занятия по интересам, спорт, прогулка, общественно-
полезный труд) - 18.00.-19.30. В свободное от учебных занятий время
школьники помогают семье, потому что любят своих родителей и других
близких.
Ужин - 19. 30. - 20. 00. Ужинать рекомендуется за 2 часа до отхода ко сну.
Тихие игры, чтение - 20. 00. - 21. 00. Они создают ровное и спокойное
настроение . Во время этих занятий надо соблюдать правильную позу,
следить за освещением рабочего места и др. гигиеническими требованиями.
Подготовка ко сну - 21. 00. - 21. 30. Привести в порядок одежду, обувь;
проветрить комнату, расстелить постель, принять душ, сменить одежду и т.п.
Всё это не только полезно, но и настраивает на сон.
Сон - 21.30. Сон – необходимый отдых. Во время сна мозг отключается от
сигналов внешнего мира, расслабляются мышцы. При недосыпании
понижается работоспособность. Привычка ложиться спать всегда в одно и то
же время способствует быстрому засыпанию, глубокому сну, что в свою
очередь ведёт к хорошему отдыху, восстановлению сил.
Домашнее задание – соблюдать правильный режим дня (1-2 мин.)
Рефлексия прошедшего занятия. (5 мин.)
Ведущий. Что нужно делать, чтобы быть настоящим школьником?..
Ритуал прощания.(1-2 мин.)
ЗАНЯТИЕ 3
ТЕМА «КУЛЬТУРА УЧЕБНОГО ТРУДА»
Цели:
Закрепление навыков соблюдения распорядка дня.
Развитие умений учиться.
Задачи:
Способствовать принятию новой социальной позиции – ученик средней
школы.
Содействовать осознанию особенностей учебного процесса в средней школе.
Развивать навыки сотрудничества, умения учиться, правильно воспринимать
и сравнивать свои учебные достижения с успехами других.
Методическое оборудование: на доске рисунок дерева с тремя ветвями,
фотоаппарат, памятка «Как готовить домашние задания».
Сценарий
Ритуал приветствия. (1-2 мин.)
Разминка.
Групповая беседа «Ученик 5 класса» .(3 мин.)
Ведущий. Теперь, когда вы утвердились в роли учеников средней школы, что
изменилось в вас, в вашем характере, облике? Расскажите кратко.
Рефлексия предыдущего занятия.
Учащиеся делятся опытом соблюдения режима дня. (5 мин.)
Основное содержание занятия.
Ведущий. Наше занятие посвящено культуре учебного труда.
Авторская методика «Дерево успехов» (10 мин.)
Ведущий. Посмотрите на рисунок дерева. Обратите внимание, что каждая
ветка дерева – это ваши учебные достижения и успехи. Возьмите мел и
расположите себя на ветвях этого дерева: чем выше, тем более высоки ваши
успехи в учёбе.
Для анализа результатов самооценки ведущий делает фотографию дерева
или сразу отмечает уровень самооценки каждого участника.
Групповая дискуссия «Как надо работать на уроках?» (15 мин.)
Ведущий предлагает ряд вопросов, на которые ребята дают развёрнутые
ответы, характеризующие как их осведомлённость, так и возможность
проявить себя:
Зачем нужно быть внимательным на уроках?
Если на уроке вы что-то не поняли, что-то кажется трудным, что надо
сделать? Почему?
Что произойдёт на уроке, если вы неправильно сделаете домашнее задание?
С какого предмета вы начинаете выполнять домашние задания? Чем
заканчиваете?
Зачем необходимо выучить или повторить правила, прежде чем делать
домашнее задание?
Откуда вы знаете, что по какому предмету делать?
Как часто узнаёте, что задано, у одноклассника по телефону?
Какие книги помогают вам получать дополнительную информацию по
изучаемым предметам?
Как вы думаете, правильно ли, хорошо ли выполняете домашние задания?
Участникам раздаются памятки «Как готовить домашние задания».
Памятка «Как готовить домашние задания»
Активно работать на уроке: внимательно слушать и отвечать на вопросы.
Если что-то непонятно, не стесняться задать вопрос.
Внимательно и подробно записывать задания по каждому предмету.
Придя домой, привести в порядок своё рабочее место.
По записям в дневнике или тетради установить, что задано.
Сначала необходимо выполнять задания по математике, потом по русскому
языку, затем по устным предметам.
Приготовить нужные учебники и учебные принадлежности. На письменном
столе должно лежать только то, что необходимо для выполнения одного
задания. После его завершения со стола убираются уже использованные
материалы и кладутся те учебные принадлежности, которые необходимы для
выполнения задания по следующему предмету.
Найти заданное в учебнике: текст задач, статей, письменных упражнений и
т.п.
Припомнить учебный материал, объяснённый учителем на уроке, вспомнить
указания учителя о цели упражнения и о способах выполнения упражнения.
Трудный материал урока надо повторить в тот же день, чтобы сразу
закрепить его и запомнить.
Выполняя домашнее задание, надо не просто думать, что надо сделать, а ещё
и решать, с помощью каких средств и приёмов этого можно добиться.
Перед выполнением письменной работы необходимо выучить все правила,
которые могут пригодиться.
Изучая заданный материал, сначала надо его понять, а уже потом запомнить.
Узнавая новые понятия или явления, надо связывать их по смыслу с уже
известными ранее.
Читая учебник, надо задавать себе вопросы по тексту. Большой текст
необходимо разбивать на части и работать над каждой из них в отдельности.
Готовиться к сочинениям и докладам надо заранее, равномерно распределяя
нагрузку, а не оставлять такую ответственную работу на последний день.
Надо составлять план устного ответа и проверять себя.
Учиться пользоваться справочниками и словарями, чтобы уметь выяснять
значение незнакомых слов и выражений. Научиться находить интересующую
нужную информацию с помощью компьютера. Необходимо уметь
пользоваться картами и схемами и использовать их при подготовке устных
уроков.
Не стесняться обращаться за помощью к взрослым и одноклассникам.
В процессе приготовления домашнего задания делать перерывы.
Сверить выполненное с тем, что было задано, чтобы установить, не забыли
ли что-либо выполнить, исправить замеченные ошибки.
Домашнее задание – использовать памятку при подготовке домашних
заданий (1 -2 мин.)
Рефлексия прошедшего занятия. (5 мин.)
Ведущий. Зачем надо делать домашние задания?.. Как надо работать на
уроке?..
Ритуал прощания.(1-2 мин.)
ЗАНЯТИЕ 4
ТЕМА «НАШИ УЧИТЕЛЯ»
Цели:
Формирование новой социальной позиции по отношению к учителям.
Профилактика межличностных конфликтов.
Задачи:
Формировать представления об учителях как профессионалах, решающих
образовательные задачи.
Формировать представления об учителях как об интересных личностях.
Методическое оборудование: карточки с названиями учебных предметов,
список качеств настоящего учителя (любовь к детям, хорошее знание
предмета, влюблённость в знания, интеллектуальность, высокая
нравственность, общительность, артистичность, грамотность, хороший вкус,
широкий кругозор, весёлый нрав и т.п.), фотоаппарат.
Сценарий
Ритуал приветствия. (1-2 мин.)
Рефлексия предыдущего занятия. (5 мин.)
Учащиеся делятся опытом использования памятки при подготовке
домашних заданий.
Разминка.
Упражнение «Учебные предметы» (5 мин.)
Ведущий. Давайте вспомним, какие у вас в пятом классе есть учебные
предметы? Некоторые из них вам уже знакомы с начальной школы, а другие
появились только сейчас.
Ведущий приглашает детей по одному взять карточку, зачитать, что на
ней написано, сказать, есть ли такой предмет. Среди карточек
встречаются названия предметов, которые дети не изучают в пятом
классе (например, физика, химия). Карточки с названиями предметов,
которые есть в программе пятого класса, прикрепляются на доску. Ведущий
просит учеников озвучить общий перечень учебных предметов. Им
предлагается подсчитать их общее количество, оно впечатляет.
Основное содержание занятия.
Авторская игра «Учителя нашей школы». (5 мин.)
Ведущий. А теперь вспомним имена и отчества наших учителей. Сейчас я
буду называть учебный предмет, мальчик, поднявший руку, будет называть
имя, а девочка - отчество учителя.
Групповая дискуссия «Учитель – личность - профессионал»(10 мин.)
Участникам предлагается закончить фразу: «Учитель – это ..»
Ведущий. Учитель – это название профессии. Каждая профессия предъявляет
определённые требования к человеку: его возможностям, качествам. Так,
космонавт должен быть очень крепок физически, а учёный должен обладать
развитым умом. К профессии учителя тоже предъявляются свои требования.
Какие?
Участникам предъявляется список различных качеств и свойств человека.
Среди них есть качества, важные для осуществления педагогической
деятельности, есть и нейтральные. Участники высказывают своё мнение,
какие качества обязательно должны быть у учителя, как профессионала.
Возможны споры, дискуссии, но необходимо добиться общего решения.
Авторское упражнение «Учительница первая моя».(10 мин.)
Ведущий. Ребята, посмотрите, кто пришёл к нам в гости? Вы узнаёте? Да, это
ваша первая учительница. Давайте вместе вспомним что-нибудь из того
времени, какие-то смешные случаи.
Дети вместе с учителем вспоминают, говорят слова благодарности ей,
постепенно переходят к обсуждению того, что им дала начальная школа.
Если у первой учительницы нет возможности посетить своих выпускников,
то делается видеосъёмка благодарностей и пожеланий для первой
учительницы.
Домашнее задание – расспросите полюбившихся вам учителей об их
интересах и увлечениях (1-2 мин.)
Рефлексия прошедшего занятия. (5 мин.)
Ведущий. Сегодня мы с вами увидели, что каждый учитель обязательно
обладает теми качествами, которые необходимы для его профессии. И в то
же время каждый учитель – это уникальная личность, со своими интересами,
симпатиями и антипатиями. Как человек, он может быть вам близок по духу,
а может быть непонятен. Но у вас всегда есть возможность задать ему
вопросы, чтобы его понять.
Ритуал прощания. (1-2 мин.)
ЗАНЯТИЕ 5
ТЕМА «МОИ ОДНОКЛАССНИКИ»
Цели:
Оптимизация внутригруппового сотрудничества.
Профилактика межличностных конфликтов.
Задачи:
Способствовать осознанию собственных особенностей и особенностей
одноклассников.
Развивать навыки сотрудничества и умения работать в парах.
Методическое оборудование: опросные листы по количеству участников,
цветные ручки, фломастеры.
Сценарий
Ритуал приветствия. (1-2 мин.)
Разминка.
Авторское упражнение «Комплимент».(5 мин.)
Ведущий. Давайте скажем друг другу добрые слова, комплименты, что-
нибудь хорошее, приятное. Участникам предлагается подойти к одному
однокласснику и, обращаясь к нему, закончить предложение:«Я рад /-а, что в
нашем классе учится .., потому что …» При этом ведущий следит за тем,
чтобы участники называли друг друга по имени.
Рефлексия предыдущего занятия. (5 мин.)
Учащиеся делятся впечатлениями об интересах и увлечениях учителей.
Основное содержание занятия.
Авторская игра «Презентация одноклассника».(25 мин.)
Участникам предлагается объединиться в пары, узнать что-то новое о своём
друге и рассказать о нём всему классу. Для этого они получают опросные
листы (любимый цвет, любимое время года, любимые растения, домашние
животные, хобби, любимая музыка, жанры кинофильмов, виды спорта,
любимые учебные предметы, на кого хотелось бы быть похожим?, будущая
профессия, мечта и т.п.).
Затем пары выходят в центр и по очереди рассказывают об однокласснике.
Характеристики сдаются ведущему.
Домашнее задание – понаблюдать и обсудить с родителями, какие домашние
обязанности выполняют мужчины, а какие – женщины, и почему (1-2 мин.)
Рефлексия прошедшего занятия. (5 мин.)
Ведущий. Как вы себя чувствовали, когда рассказывали о вас?..
Ритуал прощания.(1-2 мин.)
ЗАНЯТИЕ 6
ТЕМА «КОЛЛЕКТИВ НАШЕГО КЛАССА»
Цели:
Формирование способности конструктивно взаимодействовать со
сверстниками по достижению общей цели.
Развитие внутригруппового сплочения.
Задачи:
Способствовать осмыслению своего «Я» как части общего «Мы»,
обобщению полученного опыта взаимодействия в группе.
Формировать убеждение добросовестно выполнять обязанности члена
коллектива.
Содействовать снижению уровня межличностной тревожности.
Методическое оборудование: фломастеры, цветные карандаши; плакат с
надписью в центре «Наш класс»; фотоаппарат; бланки анкеты по количеству
участников.
Сценарий
Ритуал приветствия. (1-2 мин.)
Разминка.
Игра «Кто это?»[ (5 мин.)
Ведущий зачитывает полученные на прошлом занятии характеристики детей,
добавляя к ним свои собственные наблюдения, а дети должны угадать, о ком
идёт речь.
Рефлексия предыдущего занятия. (5 мин.)
Учащиеся делятся наблюдениями о домашних обязанностях мужчин и
женщин.
Основное содержание занятия.
Авторская модификация упражнения «Наш класс» (20 мин.)
Ведущий раздаёт школьникам опросные листы, предлагает каждому
добавить в характеристику ответ на вопрос «Какой я?» и создать
коллективную эмблему класса. На доске вывешивается плакат с надписью в
центре «Наш класс». Выполнив задание, каждый участник подходит и
приклеивает свою характеристику на плакат. Ведущему необходимо
подвести участников к идее, что каждый из них - частичка целого класса, что
все отдельные «Я» составляют общее «Мы». В заключение нужно обсудить,
может ли общее «Мы» существовать без отдельных «Я».
Авторская модификация упражнения «Мы все». (5 мин.)
Все хором произносят «Мы все» и читают качества, записанные на своих
характеристиках во множественном числе. Например: «Мы все сильные,
умные, красивые, добрые...» Делается общая фотография группы. Ведущий
сообщает, что она будет наклеена на общую эмблему класса.
Рефлексия. (5 мин.)
Анкета «Оценка эффективности занятий»
Дорогой пятиклассник! Ты принял участие в занятиях, на которых
обсуждались многие вопросы. Было бы интересно узнать твоё мнение о
нашей совместной работе. Ответь, пожалуйста, на несколько вопросов.
Спасибо!
Какие из тем или вопросов, обсуждавшихся на наших занятиях, тебе
запомнились, понравились?
Что тебе совсем не понравилось?
Что из того, о чём ты узнал на наших занятиях, тебе пригодится или уже
пригодилось в жизни?
Доволен ли ты предоставленной психологической информацией?
О чём бы ты хотел узнать на будущих занятиях?
Удовлетворён ли ты общением с психологом?
Стиль общения психолога с тобой: доброжелательный, безразличный,
приказной?
Какими качествами обладает психолог: доброжелательность,
профессионализм, безразличие?
Дай оценку работы психолога: 1, 2, 3, 4, 5 баллов.
Твои претензии психологу.
Ритуал прощания. (1-2 мин.)