Автор: Голева Екатерина Романовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР №6 "Колокольчик"
Населённый пункт: Город Луховицы,московская область
Наименование материала: Консультация для воспитателей "Адаптация в детском саду"
Тема: Адаптация
Раздел: дошкольное образование
ЧТО ТАКОЕ АДАПТАЦИЯ?
Адаптация - привыкание человека к новым условиям
Физическим:
Психологическим:
-Новые игрушки, среда, - Новые взрослые (разные, сразу и много).
обстановка, помещение. - Новые знакомства со сверстниками.
-Новые условия: сна, гигиены приема пищи. - Без родителей (я сам должен
выстраивать
-Большое количество детей в группе. коммуникации).
-Новый режим: сна, питания, жизни. - Со всеми на равных («Даже с бабушкой/
-Правила (в том числе необходимость ждать). няней я был героем дня».
КОГДА ДЕТИ ПЕРЕЖИВАЮТ АДАПТАЦИЮ?
-
Новый набор в ясельную группу.
-Ребенок впервые идет в д/с: в середине года или в
младшую группу, но отдельно от всех.
-Перевод группы из ясельной в младшую.
- Перевод в другой д/с.
ОТ КОГО ЗАВИСИТ УСПЕШНАЯ
АДАПТАЦИЯ?
ДЕТИ:
-Возраст.
-Индивидуальные особенности
психики и характера.
-Опыт нахождения без мамы с
другими взрослыми.
- Опыт коммуникации с детьми.
-Навыки самообслуживания:
ходить на горшок, кушать ложкой,
самостоятельно засыпать (без
пустышки, груди) и т. д.
-Навыки общения - может
попросить помощи у взрослого, на
сколько хорошо может
контактировать со сверстниками.
РОДИТЕЛИ:
-
Время и возможности
семьи на адаптацию.
-Доверие к воспитателю и д/
с.
-Осведомленность об
особенностях адаптации.
-Согласованность в действии
с педагогом.
ВОСПИТАТЕЛИ:
- Эмоциональное
состояние педагога.
-Наличие знаний об
адаптации.
-Умение профессионально
общаться с родителями.
Вспомните свой
первый день на работе
КОГДА ЛУЧШЕ ИДТИ В ДЕТСКИЙ САД?
Возраст
+
ДО 2-Х
ЛЕТ
+
финансовая необходимость
+
тяжелое состояние мамы (депрессия)
-
нет потребности в дружбе,
коллективе
-
основной ориентир это мама.
Высокая потребность в своем
взрослом
-
плохо развита речь
-
недостаточно навыков
самообслуживания (одевание,
горшок)
-
тяжело болеет, зубы
2-3 ГОДА
+
Лучше говорит
+
больше социального опыта
+
опыт расставания с мамой
-
потребность в общении с мамой
все еще высокая, а со сверстниками
низкая
-
плохая речь
-
кризис 3-х лет
3-4 ГОДА
+
Приучен к горшку
+
развиты навыки самообслуживания
+
потребность в общении со сверстниками
-
кризис 3-х лет
-
новые
правила
вызывают
сопротивления
4-5 ЛЕТ
+
высокая потребность в общении со
сверстниками
+
интересно усваивать правила (возраст
правилолюбов)
+
эмоциональная стабильность
5-6 ЛЕТ
-
привычка быть дома, в центре
внимания
-
трудно
влиться
в
сложившийся
коллектив
Таблица
предложена
психотерапевтом
Н.Преслер
РЕАКЦИИ ДЕТЕЙ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ
■
негативные эмоции, капризность
ОТВЕТНАЯ
■
частые болезни
РЕАКЦИЯ
■
отказ идти в сад, активное сопротивление
ПСИХИКИ НА
■
затягивание ритуалов (медленно идет, одевается, кушает)
СТРЕСС
■
нежелание общаться с детьми в саду и дома
ухудшение сна, аппетита
■
ПРАВИЛА АДАПТАЦИИ
не более 2-3 детей в день
■
заранее составленный график адаптации
■
правило регулярности
■
плавное погружение. Ребенку проще оставить маму на 20 минут, чем на 3 часа
■
родители всегда говорят о д/с в позитивном ключе
■
воспитатель всегда доброжелателен и закидывает удочки
■
доверительные отношения между педагогом и родителем. Ребенок 3-х лет судит взрослых по реакциям
■
родителей
СХЕМА ПОСТЕПЕННОЙ АДАПТАЦИИ
:
:
1.ВЕЧЕРНЯЯ ПРОГУЛКА
Поведение мамы
Поведение педагога
Первая
вечерняя
прогулка
▪Не требует контактности, активности.
▪Просто осматривается вместе с
ребёнком.
«Ух, ты, тут что, машинка такая же, как у
нас во дворе! Ого, похоже, эти ребята
играют в «супергероев».
▪ Ориентация внимания ребёнка на
взрослого, а не на детей.
▪Показывает всем видом, что доверяет
воспитателю. Ребенок должен понять
«Тетя хорошая».
▪Инициирует разговор с воспитателем
ДЛЯ РЕБЕНКА: « Марья Ивановна, как у
Вас тут все интересно устроено. А что это
за игрушки?»
▪Мама прощается и оставляет обещания
прийти ещё раз.
▪Дома обсуждение с акцентами на
▪Не лезет активно к ребёнку.
▪Просто хорошо делает свою работу.
▪Никакого приобщения к вежливости «Почему ты не
здороваешься?» У нас тут принято здороваться при
встрече».
▪Улыбчивая, мягкая, принимающая.
▪ Разговор с мамой ДЛЯ РЕБЕНКА: «Да, это у нас
игрушки, мы их выносим на каждую прогулку. А это у
нас цветы, мы с ребятами их сами поливаем».
▪Говорит, что будет очень рада видеть Колю ещё раз.
Адаптация в д/с
похожа на
тренировки с
постепенным
увеличением
нагрузки
Вечерня прогулка
Вечерняя прогулка с
минимальным
присутствием мамы
Знакомство с
группой
До обеда
До сна
После сна
С утра и до
прогулки
За другими детьми
приходят родители.
Ребенок эти видит,
снижается страх,
что его оставят.
Другим детям не
обидно, что
новенький с мамой –
за ними тоже скоро
придут.
приятном.
Следующая
вечерняя
прогулка
▪Даёт больше свободы ребенку, тихонько
стоит в сторонке, оказывая поддержку
лишь по необходимости.
▪Коля, как хорошо, что ты пришёл! Я так ждала тебя! Я
специально тебя взяла на прогулку эту машину».
▪ Можно похвалить или сделать акцент на вещах,
игрушках.
1.
Вечерняя прогулка
▪Воспитатель каждый раз закидывает удочку: «А вот когда ты в следующий раз придешь,
я покажу тебе огромный самосвал!».
▪ Со временем пробуем привлечь ребёнка к совместной игре.
▪ Если ребёнок пошёл на контакт с воспитателем, тогда на 5-10 минут маме можно отойти (Позвонить, попить
воды, купить булочку).
▪ Оставаясь на прогулке подольше, у воспитателя, есть возможность больше времени уделить ребёнку, т.к.
других детей разбирают.
▪ Задача - наладить контакт ребенка и воспитателя.
2.
Знакомство с группой.
▪ Идём в группу после вечерней прогулки, когда детей мало.
▪ Мама показывает группу, знакомит с ней.
▪ Можно поиграть немножко.
▪Воспитатель. «Я хочу тебе кое-что показать. Вот тут личные шкафчики всех ребяток. Специально для тебя я тоже
приготовила шкафчик. Он только твой. Ой, а что тут с другой стороны? Да это же твоя фотография! Это точно
твой шкафчик! Ты знаешь, иногда шкафчики радуются тому, что у них появляется хозяин и готовят для ребяток
сюрприз. Как ты думаешь, завтра будет тебя здесь ждать сюрприз?».
▪ Акцент на том, что завтра придём сюда. Дома акценты на приятном.
3. С утра и до прогулки
▪
Утром приводим ребёнка до завтрака. Чтобы воспитатель уделила время лично ему, пока другие дети не пришли.
▪Мама может ждать в приёмной. Постепенное отдаление, как на прогулке.
▪Воспитатель не делает замечания, не критикует, акценты лишь на позитиве. Восхищение ребёнком.
▬ «Ты что, даже сам ботиночки не умеешь застёгивать?».
Коля, ты, что сам умеешь шапочку снимать? Вот это здорово!»
▪.Не инициируем активность. Предлагаем, но не настаиваем.
▪Просьба о помощи, чтобы ребёнок почувствовал себя значимым: «Мы тут игрушки собираем, помоги нам,
пожалуйста». «У тебя так хорошо, получается, разукрашивать помоги нам с этим рисунком»
4. С утра и до обеда
▪ Ребёнок начинает понимать, что детский сад это серьезно, а не просто пришли поиграть на часок. ( Слёзы
отказы.)
Важно!
Не прекращать адаптацию.
Увеличить физический контакт дома, объятия, ласки.
Показывать ребенку, что они ему тут рады, его ждут.
5. Когда оставить на сон?
▪Ребенок в контакте с воспитателем.
▪Успокаиваются в течение 15-20 минут после того, как мама уходит.
▪Какое- то время сидит один, потом включается в деятельность.
▪Испытывает интерес к игрушкам.
▪ Кушает в детском саду.
Как понять, что ребёнок адаптировался?
При встрече и расставании ребёнок весел, спокоен, бодр.
В контакте с воспитателем и детьми.
«Завёл друзей», общается со сверстниками
Нормально кушает.
Спит в детском саду.
Ходит в туалет.
Возвращение утраченных навыков (речь, горшок и т.д.)
Говорит о детском саде с интересом, в позитивном ключе.
Что надо знать о расставании детей и родителей
?
Больше страха физического наказания у ребёнка лишь страх быть брошенным,
оставленным.
Это самое тяжёлое, с чем ребёнку придётся столкнуться в детском саду.
Чем больше информации у родителей, тем меньше тревоги:
▪О детском саде, режиме, особенностях.
▪ Об адаптации, процессе прощания.
▪О воспитателе, персонале.
Чем больше информации у детей, тем меньше тревоги:
▪О детском саде, как месте, где надо будет находиться.
▪О том, куда ушла мама?
▪О том, когда вернётся мама и что я буду делать, пока ее не будет.
Правила экологичного расставания детьми.
1.
Не покидать ребёнка без предупреждения, «под шумок» пока отвлекают ребёнка.
Около 2х лет ребенок уже может справиться с мыслью о том, что мама ушла Ребёнку важно
получить опыт осознанного расставания.
2.Не обманывать
О времени прихода.(Сказали после сна, значит после сна.)
О цели похода. (Мы идём в детский сад, без домыслов.)
О том, что придётся расстаться.
3. Акцент на возвращение мамы. Но без слёзной драмы.
«Сейчас ты поиграешь, а потом я приду, и мы будем обниматься и пойдём играть на
площадку» «Смотри, за всеми ребятами приходят, и я за тобой приду»
«Помнишь, мы вчера гуляли, и за Ваней пришла мама? Вот и я сегодня за тобой приду».
«Вот видишь, я пришла. Обещала, что приду и пришла».
Плохие признаки.
▪Рыдает более 30
минут.
▪Трудно успокаивается
▪
Сидит один, не включается
в
деятельность и
общение
.
▪
Не ходит в туалет
▪
не ест
▪
не пьёт.
Экологичное
расставание - это
безопасное для
психики ребенка и
родителя.
4. Расставание с улыбающимся и уверенным лицом.
Ребёнок должен чувствовать уверенность и спокойствие мамы: « Я вернусь, когда обещала.
Всё будет хорошо»
Алгоритм и ритуал прощания.
1. Дома вечером
Завтра мы пойдём в детский сад. Помнишь там тебя ждёт…(*Удочка от воспитателя.) Давай
приготовим вещи.
2. Дома перед выходом.
«Сейчас мы пойдём в детский сад. Ты останешься с ребятами и тётей, а я пойду на работу. После
того как вы погуляете, я приду за тобой и мы…»
*Можно использовать временную ленту, как и в детском саду.
3.Дома или в дороге контейнируем (проживание чувств) эмоции чувства ребёнка.
«Я понимаю, что ты расстроен. Я знаю, что ты хочешь остаться дома вместе с мамой. Когда я
была маленькой, я тоже ходила в детский сад, не хотела расставаться с мамой. (*История мамы.)
Но маме нужно идти на работу. К сожалению, я не могу тебя взять с собой. Мамы ходят на
работу, а ребятки в детский сад. Так уж заведено. Зато после того, как ты поспишь, я приду за
тобой. Помнишь картинку, которую я тебе показывала? (временная лента) А вот когда я приду
тогда.
4. В детском саду.
Не затягиваем ритуал прошания. Объясняем, почему мы уходим, когда вернемся, что будет
делать ребенок. И уходим. Все уговоры дома.
Ритуал прощания
.
Ритуал - чёткая последовательность действий, повторяющаяся из раза в раз.
Даёт ребёнку ощущение стабильности.
1. Символ присутствия мамы
▪Игрушка или сувенир, платочек.
▪Похожая одежда: «У тебя голубая футболка и у меня. На работе я посмотрю на футболку и
буду помнить о тебе».
▪ Поцелуйчик в карманчик.
▪Магический предмет, заряженный силой любви от мамы. Например, секретная пуговица,
пришитая с обратной стороны шорт. «Это моя пуговка. Когда тебе будет тревожно и одиноко, то
сможешь потрогать ее, и я сразу вспомню о тебе/ты почувствуешь мою любовь».
2. Наглядное изображение времени.
▪Временная лента.
▪Загибания пальчиков.
3. Действия из ритуала.
Действия воспитателя.
Строгое табу.
×
Отрывать ребёнка от мамы.
×Обесценивание чувств ребёнка: «Да ладно тебе, всё в порядке. Ничего страшного не случилось.
Ну, всё, хватит плакать, успокойся».
× Нервничать, проявлять тревогу или беспокойство.
Как правильно?
Спокойствие, уверенность, терпение.
Сначала даём ребёнку погоревать, получить опыт расставания через принятие его чувств: «Я вижу,
ты сильно расстроен. Ты плачешь и хочешь к маме. Я понимаю, что ты не хотел её отпускать».
Чувства ребёнка не должны капсулироваться внутри, им важно выйти.
Чтобы помочь ребенку прожить эмоции можно рассказать свою историю.
ТОЛЬКО ПОСЛЕ ЭТОГО переключение внимания.
▪ Рассказываем, чем можно заняться, пока нет мамы.
▪ Предлагаем, что- то сделать для мамы.
Встреча после расставания
.
1. Если ребенок не хочет идти к маме.
▪ Не упрекаем его в этом. «Вот так плакал, а теперь заупрямился, к маме идти не хочешь».
▪ Даём ему время и мягко помогаем.
2.Родители.
▪Благодарят воспитателя, улыбается.
3.Воспитатель.
▪ Рассказывает, какой Коля, был молодец, как было весело в детском саду
4.Капризы ребенка по приходу родителя
▪ Сброс напряжения.
▪Принимаем эмоции, не пугаем уходом родителя.
Что нельзя делать родителю?
▪Попадаться на глаза ребёнку.
«Мне понятны Ваши интерес и тревога. Уверяю, с Вашим ребенком всё будет хорошо. Он в
надёжных руках. У меня есть Ваш телефон, если будет нужно, я сразу позвоню. Скинуть
фотографию веселого играющего ребенка.
▪Сравнивать своего ребенка с другим: «Посмотри, Ванечка сегодня все скушал, а ты опять ничего
не ел», «Вот Дашенька уже спокойно маму отпустила на работу, а ты всё рвёшь да ревёшь».
▪Давать посыл на враждебную среду детского сада: «Тебя никто не обижал сегодня?»
▪ Угрожать детским садом: «Будешь плохо себя вести, пойдёшь в детский сад, там тебя мигом
успокоят/ воспитают/ вежливости научат».
▪ Пугать заведующим: «Вот ты так громко плачешь, сейчас заведующая придёт, и ругать будет».
▪ Пугать воспитателем: «Ну, всё, маме надо уходить, Анна Петровна не разрешит маме в группу с
тобой идти».
▪ При ребёнке обсуждать детский сад, других детей и родителей в негативных красках.