Напоминание

Адаптация


Автор: Голева Екатерина Романовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР №6 "Колокольчик"
Населённый пункт: Город Луховицы,московская область
Наименование материала: Консультация для воспитателей "Адаптация в детском саду"
Тема: Адаптация
Раздел: дошкольное образование





Назад




ЧТО ТАКОЕ АДАПТАЦИЯ?

Адаптация - привыкание человека к новым условиям

Физическим:

Психологическим:

-Новые игрушки, среда, - Новые взрослые (разные, сразу и много).

обстановка, помещение. - Новые знакомства со сверстниками.

-Новые условия: сна, гигиены приема пищи. - Без родителей (я сам должен

выстраивать

-Большое количество детей в группе. коммуникации).

-Новый режим: сна, питания, жизни. - Со всеми на равных («Даже с бабушкой/

-Правила (в том числе необходимость ждать). няней я был героем дня».

КОГДА ДЕТИ ПЕРЕЖИВАЮТ АДАПТАЦИЮ?

-

Новый набор в ясельную группу.

-Ребенок впервые идет в д/с: в середине года или в

младшую группу, но отдельно от всех.

-Перевод группы из ясельной в младшую.

- Перевод в другой д/с.

ОТ КОГО ЗАВИСИТ УСПЕШНАЯ

АДАПТАЦИЯ?

ДЕТИ:

-Возраст.

-Индивидуальные особенности

психики и характера.

-Опыт нахождения без мамы с

другими взрослыми.

- Опыт коммуникации с детьми.

-Навыки самообслуживания:

ходить на горшок, кушать ложкой,

самостоятельно засыпать (без

пустышки, груди) и т. д.

-Навыки общения - может

попросить помощи у взрослого, на

сколько хорошо может

контактировать со сверстниками.

РОДИТЕЛИ:

-

Время и возможности

семьи на адаптацию.

-Доверие к воспитателю и д/

с.

-Осведомленность об

особенностях адаптации.

-Согласованность в действии

с педагогом.

ВОСПИТАТЕЛИ:

- Эмоциональное

состояние педагога.

-Наличие знаний об

адаптации.

-Умение профессионально

общаться с родителями.

Вспомните свой

первый день на работе

КОГДА ЛУЧШЕ ИДТИ В ДЕТСКИЙ САД?

Возраст

+

ДО 2-Х

ЛЕТ

+

финансовая необходимость

+

тяжелое состояние мамы (депрессия)

-

нет потребности в дружбе,

коллективе

-

основной ориентир это мама.

Высокая потребность в своем

взрослом

-

плохо развита речь

-

недостаточно навыков

самообслуживания (одевание,

горшок)

-

тяжело болеет, зубы

2-3 ГОДА

+

Лучше говорит

+

больше социального опыта

+

опыт расставания с мамой

-

потребность в общении с мамой

все еще высокая, а со сверстниками

низкая

-

плохая речь

-

кризис 3-х лет

3-4 ГОДА

+

Приучен к горшку

+

развиты навыки самообслуживания

+

потребность в общении со сверстниками

-

кризис 3-х лет

-

новые

правила

вызывают

сопротивления

4-5 ЛЕТ

+

высокая потребность в общении со

сверстниками

+

интересно усваивать правила (возраст

правилолюбов)

+

эмоциональная стабильность

5-6 ЛЕТ

-

привычка быть дома, в центре

внимания

-

трудно

влиться

в

сложившийся

коллектив

Таблица

предложена

психотерапевтом

Н.Преслер

РЕАКЦИИ ДЕТЕЙ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ

негативные эмоции, капризность

ОТВЕТНАЯ

частые болезни

РЕАКЦИЯ

отказ идти в сад, активное сопротивление

ПСИХИКИ НА

затягивание ритуалов (медленно идет, одевается, кушает)

СТРЕСС

нежелание общаться с детьми в саду и дома

ухудшение сна, аппетита

ПРАВИЛА АДАПТАЦИИ

не более 2-3 детей в день

заранее составленный график адаптации

правило регулярности

плавное погружение. Ребенку проще оставить маму на 20 минут, чем на 3 часа

родители всегда говорят о д/с в позитивном ключе

воспитатель всегда доброжелателен и закидывает удочки

доверительные отношения между педагогом и родителем. Ребенок 3-х лет судит взрослых по реакциям

родителей

СХЕМА ПОСТЕПЕННОЙ АДАПТАЦИИ

:

:

1.ВЕЧЕРНЯЯ ПРОГУЛКА

Поведение мамы

Поведение педагога

Первая

вечерняя

прогулка

▪Не требует контактности, активности.

▪Просто осматривается вместе с

ребёнком.

«Ух, ты, тут что, машинка такая же, как у

нас во дворе! Ого, похоже, эти ребята

играют в «супергероев».

▪ Ориентация внимания ребёнка на

взрослого, а не на детей.

▪Показывает всем видом, что доверяет

воспитателю. Ребенок должен понять

«Тетя хорошая».

▪Инициирует разговор с воспитателем

ДЛЯ РЕБЕНКА: « Марья Ивановна, как у

Вас тут все интересно устроено. А что это

за игрушки?»

▪Мама прощается и оставляет обещания

прийти ещё раз.

▪Дома обсуждение с акцентами на

▪Не лезет активно к ребёнку.

▪Просто хорошо делает свою работу.

▪Никакого приобщения к вежливости «Почему ты не

здороваешься?» У нас тут принято здороваться при

встрече».

▪Улыбчивая, мягкая, принимающая.

▪ Разговор с мамой ДЛЯ РЕБЕНКА: «Да, это у нас

игрушки, мы их выносим на каждую прогулку. А это у

нас цветы, мы с ребятами их сами поливаем».

▪Говорит, что будет очень рада видеть Колю ещё раз.

Адаптация в д/с

похожа на

тренировки с

постепенным

увеличением

нагрузки

Вечерня прогулка

Вечерняя прогулка с

минимальным

присутствием мамы

Знакомство с

группой

До обеда

До сна

После сна

С утра и до

прогулки

За другими детьми

приходят родители.

Ребенок эти видит,

снижается страх,

что его оставят.

Другим детям не

обидно, что

новенький с мамой –

за ними тоже скоро

придут.

приятном.

Следующая

вечерняя

прогулка

▪Даёт больше свободы ребенку, тихонько

стоит в сторонке, оказывая поддержку

лишь по необходимости.

▪Коля, как хорошо, что ты пришёл! Я так ждала тебя! Я

специально тебя взяла на прогулку эту машину».

▪ Можно похвалить или сделать акцент на вещах,

игрушках.

1.

Вечерняя прогулка

▪Воспитатель каждый раз закидывает удочку: «А вот когда ты в следующий раз придешь,

я покажу тебе огромный самосвал!».

▪ Со временем пробуем привлечь ребёнка к совместной игре.

▪ Если ребёнок пошёл на контакт с воспитателем, тогда на 5-10 минут маме можно отойти (Позвонить, попить

воды, купить булочку).

▪ Оставаясь на прогулке подольше, у воспитателя, есть возможность больше времени уделить ребёнку, т.к.

других детей разбирают.

▪ Задача - наладить контакт ребенка и воспитателя.

2.

Знакомство с группой.

▪ Идём в группу после вечерней прогулки, когда детей мало.

▪ Мама показывает группу, знакомит с ней.

▪ Можно поиграть немножко.

▪Воспитатель. «Я хочу тебе кое-что показать. Вот тут личные шкафчики всех ребяток. Специально для тебя я тоже

приготовила шкафчик. Он только твой. Ой, а что тут с другой стороны? Да это же твоя фотография! Это точно

твой шкафчик! Ты знаешь, иногда шкафчики радуются тому, что у них появляется хозяин и готовят для ребяток

сюрприз. Как ты думаешь, завтра будет тебя здесь ждать сюрприз?».

▪ Акцент на том, что завтра придём сюда. Дома акценты на приятном.

3. С утра и до прогулки

Утром приводим ребёнка до завтрака. Чтобы воспитатель уделила время лично ему, пока другие дети не пришли.

▪Мама может ждать в приёмной. Постепенное отдаление, как на прогулке.

▪Воспитатель не делает замечания, не критикует, акценты лишь на позитиве. Восхищение ребёнком.

▬ «Ты что, даже сам ботиночки не умеешь застёгивать?».

Коля, ты, что сам умеешь шапочку снимать? Вот это здорово!»

▪.Не инициируем активность. Предлагаем, но не настаиваем.

▪Просьба о помощи, чтобы ребёнок почувствовал себя значимым: «Мы тут игрушки собираем, помоги нам,

пожалуйста». «У тебя так хорошо, получается, разукрашивать помоги нам с этим рисунком»

4. С утра и до обеда

▪ Ребёнок начинает понимать, что детский сад это серьезно, а не просто пришли поиграть на часок. ( Слёзы

отказы.)

Важно!

Не прекращать адаптацию.

Увеличить физический контакт дома, объятия, ласки.

Показывать ребенку, что они ему тут рады, его ждут.

5. Когда оставить на сон?

▪Ребенок в контакте с воспитателем.

▪Успокаиваются в течение 15-20 минут после того, как мама уходит.

▪Какое- то время сидит один, потом включается в деятельность.

▪Испытывает интерес к игрушкам.

▪ Кушает в детском саду.

Как понять, что ребёнок адаптировался?

При встрече и расставании ребёнок весел, спокоен, бодр.

В контакте с воспитателем и детьми.

«Завёл друзей», общается со сверстниками

Нормально кушает.

Спит в детском саду.

Ходит в туалет.

Возвращение утраченных навыков (речь, горшок и т.д.)

Говорит о детском саде с интересом, в позитивном ключе.

Что надо знать о расставании детей и родителей

?

Больше страха физического наказания у ребёнка лишь страх быть брошенным,

оставленным.

Это самое тяжёлое, с чем ребёнку придётся столкнуться в детском саду.

Чем больше информации у родителей, тем меньше тревоги:

▪О детском саде, режиме, особенностях.

▪ Об адаптации, процессе прощания.

▪О воспитателе, персонале.

Чем больше информации у детей, тем меньше тревоги:

▪О детском саде, как месте, где надо будет находиться.

▪О том, куда ушла мама?

▪О том, когда вернётся мама и что я буду делать, пока ее не будет.

Правила экологичного расставания детьми.

1.

Не покидать ребёнка без предупреждения, «под шумок» пока отвлекают ребёнка.

Около 2х лет ребенок уже может справиться с мыслью о том, что мама ушла Ребёнку важно

получить опыт осознанного расставания.

2.Не обманывать

О времени прихода.(Сказали после сна, значит после сна.)

О цели похода. (Мы идём в детский сад, без домыслов.)

О том, что придётся расстаться.

3. Акцент на возвращение мамы. Но без слёзной драмы.

«Сейчас ты поиграешь, а потом я приду, и мы будем обниматься и пойдём играть на

площадку» «Смотри, за всеми ребятами приходят, и я за тобой приду»

«Помнишь, мы вчера гуляли, и за Ваней пришла мама? Вот и я сегодня за тобой приду».

«Вот видишь, я пришла. Обещала, что приду и пришла».

Плохие признаки.

▪Рыдает более 30

минут.

▪Трудно успокаивается

Сидит один, не включается

в

деятельность и

общение

.

Не ходит в туалет

не ест

не пьёт.

Экологичное

расставание - это

безопасное для

психики ребенка и

родителя.

4. Расставание с улыбающимся и уверенным лицом.

Ребёнок должен чувствовать уверенность и спокойствие мамы: « Я вернусь, когда обещала.

Всё будет хорошо»

Алгоритм и ритуал прощания.

1. Дома вечером

Завтра мы пойдём в детский сад. Помнишь там тебя ждёт…(*Удочка от воспитателя.) Давай

приготовим вещи.

2. Дома перед выходом.

«Сейчас мы пойдём в детский сад. Ты останешься с ребятами и тётей, а я пойду на работу. После

того как вы погуляете, я приду за тобой и мы…»

*Можно использовать временную ленту, как и в детском саду.

3.Дома или в дороге контейнируем (проживание чувств) эмоции чувства ребёнка.

«Я понимаю, что ты расстроен. Я знаю, что ты хочешь остаться дома вместе с мамой. Когда я

была маленькой, я тоже ходила в детский сад, не хотела расставаться с мамой. (*История мамы.)

Но маме нужно идти на работу. К сожалению, я не могу тебя взять с собой. Мамы ходят на

работу, а ребятки в детский сад. Так уж заведено. Зато после того, как ты поспишь, я приду за

тобой. Помнишь картинку, которую я тебе показывала? (временная лента) А вот когда я приду

тогда.

4. В детском саду.

Не затягиваем ритуал прошания. Объясняем, почему мы уходим, когда вернемся, что будет

делать ребенок. И уходим. Все уговоры дома.

Ритуал прощания

.

Ритуал - чёткая последовательность действий, повторяющаяся из раза в раз.

Даёт ребёнку ощущение стабильности.

1. Символ присутствия мамы

▪Игрушка или сувенир, платочек.

▪Похожая одежда: «У тебя голубая футболка и у меня. На работе я посмотрю на футболку и

буду помнить о тебе».

▪ Поцелуйчик в карманчик.

▪Магический предмет, заряженный силой любви от мамы. Например, секретная пуговица,

пришитая с обратной стороны шорт. «Это моя пуговка. Когда тебе будет тревожно и одиноко, то

сможешь потрогать ее, и я сразу вспомню о тебе/ты почувствуешь мою любовь».

2. Наглядное изображение времени.

▪Временная лента.

▪Загибания пальчиков.

3. Действия из ритуала.

Действия воспитателя.

Строгое табу.

×

Отрывать ребёнка от мамы.

×Обесценивание чувств ребёнка: «Да ладно тебе, всё в порядке. Ничего страшного не случилось.

Ну, всё, хватит плакать, успокойся».

× Нервничать, проявлять тревогу или беспокойство.

Как правильно?

Спокойствие, уверенность, терпение.

Сначала даём ребёнку погоревать, получить опыт расставания через принятие его чувств: «Я вижу,

ты сильно расстроен. Ты плачешь и хочешь к маме. Я понимаю, что ты не хотел её отпускать».

Чувства ребёнка не должны капсулироваться внутри, им важно выйти.

Чтобы помочь ребенку прожить эмоции можно рассказать свою историю.

ТОЛЬКО ПОСЛЕ ЭТОГО переключение внимания.

Рассказываем, чем можно заняться, пока нет мамы.

Предлагаем, что- то сделать для мамы.

Встреча после расставания

.

1. Если ребенок не хочет идти к маме.

▪ Не упрекаем его в этом. «Вот так плакал, а теперь заупрямился, к маме идти не хочешь».

▪ Даём ему время и мягко помогаем.

2.Родители.

▪Благодарят воспитателя, улыбается.

3.Воспитатель.

▪ Рассказывает, какой Коля, был молодец, как было весело в детском саду

4.Капризы ребенка по приходу родителя

▪ Сброс напряжения.

▪Принимаем эмоции, не пугаем уходом родителя.

Что нельзя делать родителю?

▪Попадаться на глаза ребёнку.

«Мне понятны Ваши интерес и тревога. Уверяю, с Вашим ребенком всё будет хорошо. Он в

надёжных руках. У меня есть Ваш телефон, если будет нужно, я сразу позвоню. Скинуть

фотографию веселого играющего ребенка.

▪Сравнивать своего ребенка с другим: «Посмотри, Ванечка сегодня все скушал, а ты опять ничего

не ел», «Вот Дашенька уже спокойно маму отпустила на работу, а ты всё рвёшь да ревёшь».

▪Давать посыл на враждебную среду детского сада: «Тебя никто не обижал сегодня?»

▪ Угрожать детским садом: «Будешь плохо себя вести, пойдёшь в детский сад, там тебя мигом

успокоят/ воспитают/ вежливости научат».

▪ Пугать заведующим: «Вот ты так громко плачешь, сейчас заведующая придёт, и ругать будет».

▪ Пугать воспитателем: «Ну, всё, маме надо уходить, Анна Петровна не разрешит маме в группу с

тобой идти».

▪ При ребёнке обсуждать детский сад, других детей и родителей в негативных красках.



В раздел образования