Автор: Диденко Ольга Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ СОШ №3 имени В.Н. Щёголева
Населённый пункт: п. Светлый
Наименование материала: Конспект урока по окружающему миру 4 класс УМК "Школа России"
Тема: Природные зоны России
Раздел: начальное образование
«МОУ СОШ №3 имени В.Н. Щёголева»
УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
4 КЛАСС
«ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ РОССИИ»
Учитель начальных классов
Диденко Ольга Николаевна
Обобщающий урок «Природные зоны России»
Цели:
- Обобщить знания учащихся по разделу «Природа России» с применением
технологии «Перевёрнутого обучения».
- Развивать познавательный интерес и творческую активность. Воспитывать
любовь и уважение к природе.
Планируемые результаты:
Предметные: знать природные зоны России, их особенности климата и
расположения; уметь показывать на карте; знать животный и растительный
мир каждой природной зоны.
Метапредметные:
- осуществляют работу с картой, высказывание предположений, сравнение
ложных и истинных высказываний, анализ, сравнение, обобщение, «чтение»
информации,
представленной
в
графическом
виде
(карта);
дают
характеристику понятия; составляют рассказ-описание;
-
осуществляют
оценку
своего
участия
в
совместной
групповой
деятельности;
- владеют способами конструктивного взаимодействия с учителем и
сверстниками;
- имеют целостную картину окружающего мира в его многообразии и
взаимосвязях;
1.
Организационный момент.
Доброе утро, ребята. Доброе утро, гости. Ребята, повернитесь к гостям и
поздоровайтесь кивком головы. Присаживайтесь на свои места.
2.
Актуализация знаний.
- Из букв, которые вы видите на доске, составьте слова. Из данных слов
сформулируйте тему урока.
РОЫЕПРИДН ОЗНЫ ИРСИОС
(Природные зоны России)
Правильно! Знакомясь с природными зонами нашей страны, мы узнали
много нового. Сегодня систематизируем знания о животном и растительном
мире природных зон России.
Дома вам было предложено просмотреть обобщающее видео по изученным
темам, давайте просмотрим его фрагмент.
- Почему на планете Земля существуют различные природные зоны? (Наша
Земля имеет форму шара, поэтому нагревается солнцем в разных местах
по-разному)
– Назовите их с севера на юг.
АРКТИЧЕСКИЕ ПУСТЫНИ ТУНДРА
ЛЕСОТУНДРА ТАЙГА
СМЕШАННЫЕ И ШИРОКОЛИСТВЕННЫЕ ЛЕСА
ЛЕСОСТЕПЬ СТЕПЬ
ПОЛУПУСТЫНЯ ПУСТЫНЯ
Почему существуют промежуточные зоны? (Потому что природа меняется
постепенно)
- Опираясь на свои знания и наблюдения, я предлагаю вам еще раз
отправиться в виртуальное путешествие по родной природе. Работать будем
в группах и индивидуально, для этого давайте вспомним правила работы в
группе:
не говорить всем сразу;
всем смотреть на говорящего (учителя или ученика);
реагировать жестами или знаками на каждую реплику говорящего (согласен,
не согласен, не понял);
критикуя – предлагай.
3.
Основная часть.
- Вы сейчас будете работать в группах, повернитесь и образуйте группы. На
ваших столах лежит информация о природных зонах России, но нет названия
природных зон. По имеющейся информации о животном мире, растительном
мире и климатических условиях вам надо определить название природной
зоны. Если вы считаете, что этой информации недостаточно дополните ее
своими словами.
Арктические пустыни.
Расположение
на
карте.
Климат
Район земли примыкающий к Северному полюсу. Это
огромное пространство Северного Ледовитого океана, с
морями и островами. Солнце здесь светит, но не греет. А
полярной ночью темноту освещают только луна, звезды и
Северное сияние. Температура опускается до -60 градусов.
Кругом только льды и снега.
Растительный
Это растение похоже на накипь или корочку, растет на
мир
валунах и скалах.
Животный
мир.
Животные
Красной книги
Самый крупный хищник Арктики- белый медведь. От
морозов его спасает толстый слой жира и густой мех.
Питается рыбой, тюленями. Отлично плавает и ныряет.
Занесён в Международную красную книгу
Полярная сова является самой свирепой и крупной птицей
данной природной зоны. Это безжалостный хищник с
жёлтыми глазами и белым опереньем. Она нападает и на
птиц, и на грызунов (Полярная сова)
Тюлени
–
прекрасные
пловцы:
у
них
удлинённое,
обтекаемое тело, а ноги превратились в ласты.
Летом на скалистых берегах собираются чайки, кайры,
гагарки.
Деятельность
человека
Эта природная зона с давних пор привлекала людей.
Неизвестные земли, загадочная природа манила сюда
учёных. На островах работают научные станции. Обилие
рыбы морских зверей привлекало охотников.
Экологические
проблемы
и
охрана
Из-за освоения человеком этой природной зоны возникли
сложные экологические проблемы. Долгие годы люди
охотились на белых медведей и моржей. В результате они
занесены в Красную книгу России. От рук браконьеров
страдают тюлени и рыбные богатства. С различных судов в
воду и на берега попадает мусор. На некоторых островах
люди устроили свалки опасных отходов.
Тундра
Расположение
на
карте.
Климат
Южнее зоны арктических пустынь, вдоль берегов северных
морей,
на
тысячи
километров
с
запада
на
восток
раскинулась безлесная равнина. Холодный климат. Зима
долгая (7-8 месяцев) и очень суровая (мороз до – 50).
Красивая быстрая весна. Лето короткое и прохладное. Дуют
сильные ветры. Поверхность оттаивает на небольшую
глубину.
Растительный
мир
Много мхов и лишайников. Ягель (олений мох) - основная
пища
северных
оленей.
Растет
морошка,
голубика,
брусника. Карликовая берёза и полярная ива. Растения
низкорослые.
Животный
На лето прилетают журавли, гуси, лебеди. Здесь эти птицы
мир.
Животные
красной книги
выводят птенцов. Белая куропатка и белая сова живут
постоянно. Лемминги (грызуны) от которых зависит жизнь
хищных песцов и сов, кречетов. Замечательный обитатель –
дикий северный олень. Животные, которые внесены в
Красную книгу – белый журавль, тундровый лебедь,
краснозобая казарка, кречет.
Деятельность
человека
Население
не
многочисленное.
Основное
занятие
–
оленеводство. Также ведут поиски и добычу полезных
ископаемых.
Экологические
проблемы
и
охрана
Хозяйственное освоение приносит
большой
вред.
От
вездеходов и тракторов нарушается поверхность почвы. Во
время
добычи
нефти
окружающая
поверхность
загрязняется.
Погибают
ценнейшие
пастбища.
Браконьерство.
Создаются
заповедники.
(Таймырский
заповедник).
Тайга. Смешанные и широколиственные леса.
Расположение
на
карте.
Климат.
Эти зоны находится южнее тундры. Они составляют две
природные зоны. Природные условия более мягкие. Ярко
выражены все 4 времени года. Богат растительный и
животный мир. Эта природная зона – самая большая в
России.
Растительный
мир
В северной части лесной зоны растут хвойные деревья –
ель, сосна, лиственница, пихта, кедровая сосна- они менее
требовательны
к
теплу.
Южнее
раскинулись
широколиственные леса, они образованы теплолюбивыми
деревьями с широкими листьями – дуб, клён, ясень, вяз и
мелколиственными – берёза и осина.
Животный
мир.
Животные
красной книги
В северной части лесов проживают Кедровка, белка- летяга,
благородный олень, соболь, рысь, рябчик, глухарь и многие
другие.
Деятельность
человека
Источник
ягод,
грибов,
лекарственных
растений,
древесины. Место для отдыха человека.
Экологические
проблемы
и
охрана
Связана
с
вырубкой
леса,
с
незаконной
охотой,
с
нарушением
правил
поведения.
Защитник
воздуха,
водоёмов и почв, поэтому необходимо бережно относиться.
Для охраны человек создаёт заповедники и национальные
парки.
Физминутка
Утром встал гусак на лапки,
(Потянулись, руки вверх — вдох-выдох.)
Приготовился к зарядке.
(Рывки рук перед грудью.)
Повернулся влево, вправо,
(Повороты влево-вправо.)
Приседанье сделал справно,
(Приседания 5 раз.)
Клювиком почистил пух,
(Наклоны головы влево-вправо.)
Поскорей за парту — плюх!
(Присели.)
Степи
Расположение
на
карте.
Климат
Эта зона тянется вдоль юго-западной границы России. Лето
продолжительное, стоит сухая и солнечная погода. Средняя
температура +22-23 градуса, местами до 40 градусов жары.
Ливни. Зима короткая, но с морозами до -20-30 градусов.
Растительный
мир
Растут разнообразные травянистые растения: тюльпаны,
ирисы, ковыль, типчак. Очень красивая в пору цветения
растений.
Животный
мир.
Животные
красной книги
Разнообразны насекомые. Особенно много кобылок и
кузнечиков. Растениями и насекомыми кормятся птицы:
степной жаворонок, серая куропатка, журавль-красавка,
дрофа.
Много
грызунов
сусликов,
хомяков.
Пресмыкающиеся – ящерица, степная гадюка. Животные
Красной книги –степной орёл, журавль – красавка, дрофа.
Деятельность
человека
Земледелием и растениеводством.
Экологические
проблемы
и
охрана
Главная проблема – почти все степи распаханы. На их
местах
поля.
Некоторые
участки
охраняются
в
заповедниках. (Ростовский, Оренбургский, Даурский)
Пустыни.
Климат
Южнее зоны степей климат становиться ещё теплее и суше.
Жаркое солнце накаляет землю, а дожди выпадают редко.
Почва песчаная и глинистая. Летом до +70. Правда ночи
прохладные, потому, что писок и глина быстро остывают.
Зима короткая, но довольно холодная до -10 градусов. Снег
выпадает не везде.
Растительный
мир
Одно из самых распространённых растений – верблюжья
колючка. Растения колосняк и джузгун выполняют важную
роль , корнями закрепляют пески от ветра.
Животный
мир.
Животные
красной книги
Встречаются
тушканчики,
песчанки,
ушастый
еж,
маленькая лисичка- корсак. Немало пресмыкающихся-
песчаный удавчик, ящерица-круголовка, ящурка быстрая.
Из крупных – верблюд, сайгак.
Деятельность
человека
Люди освоили земли, провели каналы для орошения полей,
садов,
виноградников.
Занимаются
животноводством,
выращивают овец и верблюдов.
Экологические
проблемы
и
охрана
Неумеренное
орошение
вызывает
засоление
почвы,
растения погибают. Браконьеры убивают сайгаков. Для
сохранения создан заповедник «Чёрные Земли»
Субтропики.
Климат
Эта
удивительная
зона
занимает
очень
маленькую
территорию. Она расположена на побережье. С одной
стороны - Кавказские горы, а с другой Черное море. Тёплый
и влажный климат. Умеренно жаркое лето тёплая зима.
Зимой идут дожди.
Растительный
мир
Растительность богата: инжир, финики, абрикос, персик,
грецкий орех, на склонах гор растут – дуб, бук, каштан.
Привезённые из других южных стран – магнолия и пальмы.
Животный
мир.
Животные
красной книги
Очень интересны морские обитатели дельфины, морские
коньки и иглы, крабы и медузы. На берегу слышны громкое
стрекотание
цикад.
Мир
насекомых
разнообразен.
Множество птиц, живущих у моря – чайки, бакланы и
другие.
Деятельность
человека
Люди
занимаются
растениеводством,
рыболовством.
Построены многочисленные санатории и пансионаты.
Экологические
проблемы
и
охрана
Люди приезжающие к морю не всегда относятся бережно к
природе. Срывают красивые цветы, пишут на скалах,
выбрасывают мусор, ловят на память жуков, бабочек,
уничтожают
крабов
и
медуз.
Уникальная
природа
охраняется в заповеднике (Мыс Мартьян, Ялтинский,
Крымский)
(Дети выходят по группам согласно природной зоне. Защищают работы,
показывают на карте природную зону. Дополняют информацию, отвечают на
вопросы.)
4.
А теперь мы поиграем в игру «Любители природы»
Приложение 1 – маршрутный лист и презентация.
5.
Индивидуальная работа.
Выполнить здание к ВПР №3
Рассмотри картину природных зон России и выполни задание.
6.
Итог урок.
Рефлексия:
Испытывали ли вы затруднения при выполнении заданий?
В чем были ваши трудности?
Что нужно нам с вами делать, чтобы оставить нашу планету в первозданном
виде нашим предкам?
БЕРЕЧЬ! ОХРАНЯТЬ!
Отметки за урок я выставлю, проверив ваши работы, прошу их передать.
Д/з учебник стр. 149 -152 , р.т. стр. 58 .