Напоминание

Природные зоны России


Автор: Диденко Ольга Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ СОШ №3 имени В.Н. Щёголева
Населённый пункт: п. Светлый
Наименование материала: Конспект урока по окружающему миру 4 класс УМК "Школа России"
Тема: Природные зоны России
Раздел: начальное образование





Назад




«МОУ СОШ №3 имени В.Н. Щёголева»

УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

4 КЛАСС

«ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ РОССИИ»

Учитель начальных классов

Диденко Ольга Николаевна

Обобщающий урок «Природные зоны России»

Цели:

- Обобщить знания учащихся по разделу «Природа России» с применением

технологии «Перевёрнутого обучения».

- Развивать познавательный интерес и творческую активность. Воспитывать

любовь и уважение к природе.

Планируемые результаты:

Предметные: знать природные зоны России, их особенности климата и

расположения; уметь показывать на карте; знать животный и растительный

мир каждой природной зоны.

Метапредметные:

- осуществляют работу с картой, высказывание предположений, сравнение

ложных и истинных высказываний, анализ, сравнение, обобщение, «чтение»

информации,

представленной

в

графическом

виде

(карта);

дают

характеристику понятия; составляют рассказ-описание;

-

осуществляют

оценку

своего

участия

в

совместной

групповой

деятельности;

- владеют способами конструктивного взаимодействия с учителем и

сверстниками;

- имеют целостную картину окружающего мира в его многообразии и

взаимосвязях;

1.

Организационный момент.

Доброе утро, ребята. Доброе утро, гости. Ребята, повернитесь к гостям и

поздоровайтесь кивком головы. Присаживайтесь на свои места.

2.

Актуализация знаний.

- Из букв, которые вы видите на доске, составьте слова. Из данных слов

сформулируйте тему урока.

РОЫЕПРИДН ОЗНЫ ИРСИОС

(Природные зоны России)

Правильно! Знакомясь с природными зонами нашей страны, мы узнали

много нового. Сегодня систематизируем знания о животном и растительном

мире природных зон России.

Дома вам было предложено просмотреть обобщающее видео по изученным

темам, давайте просмотрим его фрагмент.

- Почему на планете Земля существуют различные природные зоны? (Наша

Земля имеет форму шара, поэтому нагревается солнцем в разных местах

по-разному)

– Назовите их с севера на юг.

АРКТИЧЕСКИЕ ПУСТЫНИ ТУНДРА

ЛЕСОТУНДРА ТАЙГА

СМЕШАННЫЕ И ШИРОКОЛИСТВЕННЫЕ ЛЕСА

ЛЕСОСТЕПЬ СТЕПЬ

ПОЛУПУСТЫНЯ ПУСТЫНЯ

Почему существуют промежуточные зоны? (Потому что природа меняется

постепенно)

- Опираясь на свои знания и наблюдения, я предлагаю вам еще раз

отправиться в виртуальное путешествие по родной природе. Работать будем

в группах и индивидуально, для этого давайте вспомним правила работы в

группе:

не говорить всем сразу;

всем смотреть на говорящего (учителя или ученика);

реагировать жестами или знаками на каждую реплику говорящего (согласен,

не согласен, не понял);

критикуя – предлагай.

3.

Основная часть.

- Вы сейчас будете работать в группах, повернитесь и образуйте группы. На

ваших столах лежит информация о природных зонах России, но нет названия

природных зон. По имеющейся информации о животном мире, растительном

мире и климатических условиях вам надо определить название природной

зоны. Если вы считаете, что этой информации недостаточно дополните ее

своими словами.

Арктические пустыни.

Расположение

на

карте.

Климат

Район земли примыкающий к Северному полюсу. Это

огромное пространство Северного Ледовитого океана, с

морями и островами. Солнце здесь светит, но не греет. А

полярной ночью темноту освещают только луна, звезды и

Северное сияние. Температура опускается до -60 градусов.

Кругом только льды и снега.

Растительный

Это растение похоже на накипь или корочку, растет на

мир

валунах и скалах.

Животный

мир.

Животные

Красной книги

Самый крупный хищник Арктики- белый медведь. От

морозов его спасает толстый слой жира и густой мех.

Питается рыбой, тюленями. Отлично плавает и ныряет.

Занесён в Международную красную книгу

Полярная сова является самой свирепой и крупной птицей

данной природной зоны. Это безжалостный хищник с

жёлтыми глазами и белым опереньем. Она нападает и на

птиц, и на грызунов (Полярная сова)

Тюлени

прекрасные

пловцы:

у

них

удлинённое,

обтекаемое тело, а ноги превратились в ласты.

Летом на скалистых берегах собираются чайки, кайры,

гагарки.

Деятельность

человека

Эта природная зона с давних пор привлекала людей.

Неизвестные земли, загадочная природа манила сюда

учёных. На островах работают научные станции. Обилие

рыбы морских зверей привлекало охотников.

Экологические

проблемы

и

охрана

Из-за освоения человеком этой природной зоны возникли

сложные экологические проблемы. Долгие годы люди

охотились на белых медведей и моржей. В результате они

занесены в Красную книгу России. От рук браконьеров

страдают тюлени и рыбные богатства. С различных судов в

воду и на берега попадает мусор. На некоторых островах

люди устроили свалки опасных отходов.

Тундра

Расположение

на

карте.

Климат

Южнее зоны арктических пустынь, вдоль берегов северных

морей,

на

тысячи

километров

с

запада

на

восток

раскинулась безлесная равнина. Холодный климат. Зима

долгая (7-8 месяцев) и очень суровая (мороз до – 50).

Красивая быстрая весна. Лето короткое и прохладное. Дуют

сильные ветры. Поверхность оттаивает на небольшую

глубину.

Растительный

мир

Много мхов и лишайников. Ягель (олений мох) - основная

пища

северных

оленей.

Растет

морошка,

голубика,

брусника. Карликовая берёза и полярная ива. Растения

низкорослые.

Животный

На лето прилетают журавли, гуси, лебеди. Здесь эти птицы

мир.

Животные

красной книги

выводят птенцов. Белая куропатка и белая сова живут

постоянно. Лемминги (грызуны) от которых зависит жизнь

хищных песцов и сов, кречетов. Замечательный обитатель –

дикий северный олень. Животные, которые внесены в

Красную книгу – белый журавль, тундровый лебедь,

краснозобая казарка, кречет.

Деятельность

человека

Население

не

многочисленное.

Основное

занятие

оленеводство. Также ведут поиски и добычу полезных

ископаемых.

Экологические

проблемы

и

охрана

Хозяйственное освоение приносит

большой

вред.

От

вездеходов и тракторов нарушается поверхность почвы. Во

время

добычи

нефти

окружающая

поверхность

загрязняется.

Погибают

ценнейшие

пастбища.

Браконьерство.

Создаются

заповедники.

(Таймырский

заповедник).

Тайга. Смешанные и широколиственные леса.

Расположение

на

карте.

Климат.

Эти зоны находится южнее тундры. Они составляют две

природные зоны. Природные условия более мягкие. Ярко

выражены все 4 времени года. Богат растительный и

животный мир. Эта природная зона – самая большая в

России.

Растительный

мир

В северной части лесной зоны растут хвойные деревья –

ель, сосна, лиственница, пихта, кедровая сосна- они менее

требовательны

к

теплу.

Южнее

раскинулись

широколиственные леса, они образованы теплолюбивыми

деревьями с широкими листьями – дуб, клён, ясень, вяз и

мелколиственными – берёза и осина.

Животный

мир.

Животные

красной книги

В северной части лесов проживают Кедровка, белка- летяга,

благородный олень, соболь, рысь, рябчик, глухарь и многие

другие.

Деятельность

человека

Источник

ягод,

грибов,

лекарственных

растений,

древесины. Место для отдыха человека.

Экологические

проблемы

и

охрана

Связана

с

вырубкой

леса,

с

незаконной

охотой,

с

нарушением

правил

поведения.

Защитник

воздуха,

водоёмов и почв, поэтому необходимо бережно относиться.

Для охраны человек создаёт заповедники и национальные

парки.

Физминутка

Утром встал гусак на лапки,

(Потянулись, руки вверх — вдох-выдох.)

Приготовился к зарядке.

(Рывки рук перед грудью.)

Повернулся влево, вправо,

(Повороты влево-вправо.)

Приседанье сделал справно,

(Приседания 5 раз.)

Клювиком почистил пух,

(Наклоны головы влево-вправо.)

Поскорей за парту — плюх!

(Присели.)

Степи

Расположение

на

карте.

Климат

Эта зона тянется вдоль юго-западной границы России. Лето

продолжительное, стоит сухая и солнечная погода. Средняя

температура +22-23 градуса, местами до 40 градусов жары.

Ливни. Зима короткая, но с морозами до -20-30 градусов.

Растительный

мир

Растут разнообразные травянистые растения: тюльпаны,

ирисы, ковыль, типчак. Очень красивая в пору цветения

растений.

Животный

мир.

Животные

красной книги

Разнообразны насекомые. Особенно много кобылок и

кузнечиков. Растениями и насекомыми кормятся птицы:

степной жаворонок, серая куропатка, журавль-красавка,

дрофа.

Много

грызунов

сусликов,

хомяков.

Пресмыкающиеся – ящерица, степная гадюка. Животные

Красной книги –степной орёл, журавль – красавка, дрофа.

Деятельность

человека

Земледелием и растениеводством.

Экологические

проблемы

и

охрана

Главная проблема – почти все степи распаханы. На их

местах

поля.

Некоторые

участки

охраняются

в

заповедниках. (Ростовский, Оренбургский, Даурский)

Пустыни.

Климат

Южнее зоны степей климат становиться ещё теплее и суше.

Жаркое солнце накаляет землю, а дожди выпадают редко.

Почва песчаная и глинистая. Летом до +70. Правда ночи

прохладные, потому, что писок и глина быстро остывают.

Зима короткая, но довольно холодная до -10 градусов. Снег

выпадает не везде.

Растительный

мир

Одно из самых распространённых растений – верблюжья

колючка. Растения колосняк и джузгун выполняют важную

роль , корнями закрепляют пески от ветра.

Животный

мир.

Животные

красной книги

Встречаются

тушканчики,

песчанки,

ушастый

еж,

маленькая лисичка- корсак. Немало пресмыкающихся-

песчаный удавчик, ящерица-круголовка, ящурка быстрая.

Из крупных – верблюд, сайгак.

Деятельность

человека

Люди освоили земли, провели каналы для орошения полей,

садов,

виноградников.

Занимаются

животноводством,

выращивают овец и верблюдов.

Экологические

проблемы

и

охрана

Неумеренное

орошение

вызывает

засоление

почвы,

растения погибают. Браконьеры убивают сайгаков. Для

сохранения создан заповедник «Чёрные Земли»

Субтропики.

Климат

Эта

удивительная

зона

занимает

очень

маленькую

территорию. Она расположена на побережье. С одной

стороны - Кавказские горы, а с другой Черное море. Тёплый

и влажный климат. Умеренно жаркое лето тёплая зима.

Зимой идут дожди.

Растительный

мир

Растительность богата: инжир, финики, абрикос, персик,

грецкий орех, на склонах гор растут – дуб, бук, каштан.

Привезённые из других южных стран – магнолия и пальмы.

Животный

мир.

Животные

красной книги

Очень интересны морские обитатели дельфины, морские

коньки и иглы, крабы и медузы. На берегу слышны громкое

стрекотание

цикад.

Мир

насекомых

разнообразен.

Множество птиц, живущих у моря – чайки, бакланы и

другие.

Деятельность

человека

Люди

занимаются

растениеводством,

рыболовством.

Построены многочисленные санатории и пансионаты.

Экологические

проблемы

и

охрана

Люди приезжающие к морю не всегда относятся бережно к

природе. Срывают красивые цветы, пишут на скалах,

выбрасывают мусор, ловят на память жуков, бабочек,

уничтожают

крабов

и

медуз.

Уникальная

природа

охраняется в заповеднике (Мыс Мартьян, Ялтинский,

Крымский)

(Дети выходят по группам согласно природной зоне. Защищают работы,

показывают на карте природную зону. Дополняют информацию, отвечают на

вопросы.)

4.

А теперь мы поиграем в игру «Любители природы»

Приложение 1 – маршрутный лист и презентация.

5.

Индивидуальная работа.

Выполнить здание к ВПР №3

Рассмотри картину природных зон России и выполни задание.

6.

Итог урок.

Рефлексия:

Испытывали ли вы затруднения при выполнении заданий?

В чем были ваши трудности?

Что нужно нам с вами делать, чтобы оставить нашу планету в первозданном

виде нашим предкам?

БЕРЕЧЬ! ОХРАНЯТЬ!

Отметки за урок я выставлю, проверив ваши работы, прошу их передать.

Д/з учебник стр. 149 -152 , р.т. стр. 58 .



В раздел образования