Напоминание

Измеряй и сравнивай


Автор: Фролова Вероника Геннадьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 68
Населённый пункт: город Хабаровск,Хабаровский край
Наименование материала: конспект урока математика 1 класс
Тема: Измеряй и сравнивай
Раздел: начальное образование





Назад




Урок математики по теме «Измеряй и сравнивай»

1 класс УМК «Перспективная начальная школа»

Цель урока: учить измерять и сравнивать длину предметов разными способами; развивать умение анализировать,

обобщать, делать выводы

Планируемые результаты:

Личностные результаты: учебно-познавательный интерес к новому учебному мате¬риалу и способам решения

новой частной задачи

Метапредметные результаты:

- принимать и сохранять учебную задачу; выполнять действия по заданному алгоритму;

- владеть общими приемами решения задач, выполнения заданий: выполнять задания с использованием

материальных объектов (рисунков, схем);

- взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте;

Предметные результаты: обучаемый научится измерять и сравнивать длину опосредованно (с помощью

посредника-мерки);

Тип урока: урок овладения новыми умениями или формирования первоначальных навыков

п/п

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Организационн

ый момент

Приветствие.

- Начинаем урок математики.

- Посмотрите, все ли вы приготовили к уроку математики?

Молодцы.

- Итак, начинаем урок.

Ученики проверяют свою

готовность к уроку.

2

Сообщение

темы урока.

Постановка

цели урока

- Откройте содержание учебника и определите тему

нашего урока.

Прочитайте её.

Дети читают тему урока по

содержанию учебника

«Измеряй и сравнивай»

1

-Откройте учебник на нужной странице.

-На какой странице ты открыл учебник?

- Рассмотрите разворот учебника, еще раз прочитайте тему

урока, внимательно изучите условные обозначения,

попробуйте определить, чему вы должны научиться

сегодня на уроке? Сформулируем цели.

Поставить на доске знак цели.

-Рассмотрите знаки- помощники в учебнике, как будете

работать на уроке?

Открывают учебник на стр.

16

Исследуют разворот

учебника

Формулируют цель урока:

1.

Узнать каким

способом можно

сравнить предметы по

длине, измерить длину

предмета.

2.

Открыть как измеряли

предметы в старину

3.

Научиться измерять и

сравнивать предметы

Будем думать, работать в

тетради, с учебником, в

тетради на печатной основе,

рассказывать, работать в

парах

3.

Актуализация

знаний

- Маша и Миша тоже учились сравнивать предметы по

длине.

- На уроке им понадобятся цветные карандаши. Нам

известно, что карандаш Маши длиннее, а Миши короче.

- Какой карандаш Маши, а какой Миши? Посоветуйтесь в

паре.

Как узнать? Что вы делали?

У детей на парте лежат

рисунки двух карандашей

почти одинаковой длины.

Заслушиваем мнения детей.

2

- Как можно сравнить предметы по длине?

-Какой способ вы использовали?

- Продолжаем работу на странице 10 учебника.

- Прочитайте задание № 1 учебника

- Что объединяет полоски, что у них общего?

-Что вы должны сделать?

(В каждой паре полосок найди ту, которая длиннее).

- А что такое пара ? Это сколько? Покажите мне пару

предметов?

-

А теперь внимательно рассмотрим рисунок.

Сколько пар

полосок? Как расположены?

- В какой паре легче увидеть какая полоска короче , а какая

длиннее? Посоветуйтесь в паре.

-Какие полоски слева?

-Почему вы это сразу определили, что вам помогло это

определить

?

Выбирают наиболее точный:

прикладывают карандаши

друг к другу так, чтобы один

из концов совпал (2ученика

показывают у доски).

Способ наложения ( на

доску)

Дети читают задание №1.

Цвет, они жёлтые

Это два предмета.

Дети приводят примеры

пары предметов (рук, ног,

ушей, глаз и т.д)

Две слева, две справа.

Дети работают в паре.

Верхняя короткая, нижняя

длинная.

Если полоски от одной

линии нарисованы, то

3

-Какой способ вы сейчас использовали, чтобы провести

сравнение?

- Сравните по длине вторую пару полосок.

- Кто может сказать, какая полоска длиннее? А почему так

мало рук?

- Какие полоски труднее сравнить по длине:

расположенные слева или справа? Почему?

- Что делать в таком случае?

сразу видно какая длиннее

на глаз (на доску)

Дети пробуют объяснить,

почему во втором случае

полоски сравнить труднее

(во втором случае концы

полосок не совпадают).

4

Первичное

восприятие и

усвоение нового

теоретического

учебного

материала

- Прочитайте задание №2 на странице 10

-Почему в учебнике проводят сравнение предметов по

клетчатой бумаге?

-Что вы видите на рисунках ?

- Где вы видели гвоздь и шуруп?

Посмотрите на рисунок и выполните сравнение.

- Сколько клеточек по длине занимает гвоздь? Запишите в

тетрадь (9)

- Сколько клеточек по длине занимает шуруп? Запишите в

Дети читают задание

Все клетки в тетради

одинаковые.

(гвоздь и шуруп)

Практическая работа:

считают клетки, которые

занимает гвоздь; которые

занимает шуруп

9 клеточек длина гвоздя,

4

тетрадь(8).

- Что вы можете сказать о этих предметах?

- Какую мерку вы использовали, чтобы измерить гвоздь и

шуруп?

Полученные числа – это результат измерения

предметов с помощью клеточки-меры.

-Какой вывод мы с вами можем сделать?

Сделайте запись в тетради

-Сравните работу с соседом, если ваши записи одинаковы,

возьмитесь за руки и поднимите их вверх.

- Прочитайте вывод, который сделан в учебнике. Совпал

ли он с нашим?

- Какой еще способ сравнения предметов мы нашли?

8 клеточек длина шурупа.

(мерка-клеточка)

Так как 9>8, то длина гвоздя

больше, чем длина шурупа.

Записывают

:

9>8

Читают вывод

С помощью клеточки-

мерки

(на доску)

ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА

5

Применение

теоретических

положений в

условиях

выполнения

упражнений

-А где в жизни вам приходилось измерять и сравнивать

предметы по длине?

- Да, в жизни нам часто приходится измерять и сравнивать

различные предметы. Прежде, чем мы тоже

поупражняемся в измерениях, угадайте, что находится в

этом мешке?

Дети приводят примеры

своего жизненного опыта

5

Отгадайте загадку:

Его пинают,

А он не плачет!

Его бросают –

Назад скачет.

- Кто узнал, какой это мяч?

- Многие ребята любят играть в футбол. Во время игры

часто приходится делать ворота из подручных средств

(камней, палочек и т.д.), но при этом должно быть

выполнено одно обязательное условие: ворота должны

быть одинаковой ширины.

- Почему?

- Найдите задание №3.

- Внимательно прочитайте задание, рассмотрите рисунки и

расскажите, что делает Миша (Миша предложил измерить

ширину ворот шагами).

- А какой способ измерения предложила Маша (Маша

предложила измерить ее с помощью палки)? (обратить

внимание, как прикладывать палку)

- Какой способ измерения более точный? Почему?

-Для того, чтобы точнее ответить на этот вопрос давайте

посмотрим одну ситуацию.

Просмотр мультфильма «33 попугая»

- А почему в попугаях удав длиннее?

-А УДАВ стал действительно длиннее, когда его измеряли

в попугаях?

Мяч

Футбольный мяч

Дети объясняют.

Дети читают задание и

рассказывают, что делают

Маша и Миша.

Шаги разные

6

-А сейчас мы таким же способом, как Миша измерим

ширину нашего класса.

- Сколько шагов сделал Никита?

- А сейчас по этой же дорожке пройдет Аркаша. Сколько

шагов у Аркаши?

- Как же так? Почему разные результаты?

-Сегодня утром я измерила ширину нашего класса, как

Маша, с помощью вот этой палочки. Я измерила ширину

класса несколько раз. Как вы думаете, разные или

одинаковые результаты у меня получились? Почему?

- Сделайте вывод, почему способ измерения Маши более

точный?

- С помощью какой мерки еще можно более точно

измерить и сравнить длину предметов?

(записать результат на доске)

Длина палки не менялась

(Машин способ более

точный, так как длина палки

не меняется, а длина шага

может изменяться).

Мерка -палка (на доску)

6

ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА

7

Самостоятельно

е использование

сформированны

х умений и

навыков

- Мы отдохнули, и смело переходим к 4 заданию.

- Как будем работать?

-Кого вы видите на рисунке ? Почему он так одет?

- В старину люди измеряли длину разными мерками, и эти

мерки имели свои названия

- Посмотрите, с помощью чего люди измеряли в старину

(в парах)

Так одевались дети в

старину.

7

длину предметов и расстояния?

-Как мальчик измеряет дерево? +СЛАЙД

- Как измеряет стрекозу ?

-

Такая мерка называлась

ВЕРШОК. (+СЛАЙД)

-

Где вы слышали это слово?

СЛАЙД «ОТ ГОРШКА ДВА ВЕРШКА»

-Посмотрите на мальчика, который держит мерку-

палочку, эта мерка называлась «ЛОКОТЬ» (+СЛАЙД)

-

Мальчик, который развёл пальцы руки, это расстояние от

кончика большого пальца до кончика указательного- это

«ПЯДЬ» (+СЛАЙД)

СЛАЙД «СЕМЬ ПЯДЕЙ ВО ЛБУ»

-Как вы это понимаете?

-Мальчик, который раскинул руки, показывая какой размах

крыльев у орла –эта мера называлась «САЖЕНЬ»

(+СЛАЙД)

СЛАЙД «КОСАЯ САЖЕНЬ В ПЛЕЧАХ»

Косая сажень в плечах - это от кончиков пальцев поднятой

руки вверх до пальцев ног

Практическая работа

- Попробуйте измерить длину нарисованной полоски с

большим пальцем, локтем,

обхватом рук, расстоянием

между кончиками большого

и указательного пальца.

Обхватом рук.

Большим пальцем.

Это маленький ростик

Это очень умный

Значит могучий человек.

8

помощью большого вершка пальца руки.

- Как это можно сделать?

- Сколько раз в длине полоски укладывается длина

большого пальца?

Запишите результат в тетради.

- Найдите внизу вопрос-размышление для пары.

Прочитайте вопросы.

-Сравните свой результат с результатом соседа по парте.

У кого результаты отличаются? Почему?

-Как вы думаете, были ли старинные мерки измерения

длины точными?

- Маша и Миша тоже выполняли это задание.

Прочитайте на стр. 11, что сказала Маша

(Маша сказала, что удобнее сравнивать длины, если

использовать одинаковую мерку).

- Как вы думаете, она права?

- Как вы думаете, существуют ли такие одинаковые мерки?

-Это нам предстоит выяснить на следующем уроке.

Дети предлагают различные

варианты.

Записывают свои результаты

Пальцы разные

Дети читают.

Дети высказывают свою

точку зрения.

8

Обобщение

усвоенного и

включение его в

систему ранее

усвоенных

ЗУНов

-А сейчас мы продолжим работать в тетради для

самостоятельных работ на странице 22.

- Прочитайте задание №3. (Нарисуй синюю полоску

длиной 5 клеток, а красную – длиннее синей. Сколько

клеток в красной полоске?)

-Есть ли у кого-то вопросы по заданию? Выполните его.

Дети читают.

(в случае затруднения

выполнения задания,

выяснить, какие моменты

непонятны, побуждая

9

- Кто понял задание, выполняет его самостоятельно.

- Какая длина синей полоски?

- А сколько клеток в красной полоске?

- Кто прав? Почему?

- Какое условие должно быть выполнено? (красная

полоска длиннее синей).

учеников сформулировать

свои вопросы к учителю).

Самостоятельное

выполнение задания

Дети проговаривают свои

варианты.

Дети объясняют.

9

Рефлексия

деятельности

- Какую цель ставили в начале урока?

-Какие способы измерения длины мы нашли? Что

выяснили?

- Как считаете, мы достигли поставленной цели?

(снять знак цели с доски).

- Что было трудно на уроке?

- Что нового узнали для себя на уроке?

- Какое задание понравилось больше других?

Если вы со всеми заданиями справились, то нарисуйте

зелёный кружочек на полях.

-Если у вас были затруднения- то жёлтый.

- Если было все трудно - красный.

- Спасибо за работу на уроке.

Дети еще раз проговаривают

цели

(измерять длину предметов,

сравнивать предметы по

длине).

Дети повторяют, как на

уроке они сравнивали

предметы по длине.

10

Тема урока: Измерение длины отрезка. Сантиметр

Цель урока: учить измерять длину отрезков в сантиметрах, строить отрезки разной

длины; развивать умение пользоваться чертежными инструментами.

п/п

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

1

Организационный

момент

Приветствие.

- Начинаем урок математики.

- Посмотрите, все ли вы приготовили к уроку математики? А

ваш сосед по парте? Молодцы.

- Итак, начинаем урок.

Ученики проверяют

свою готовность к

уроку.

2

Актуализация

знаний

- Посмотрите на доску. Рассмотрите геометрические фигуры

(на доске начерчены отрезки разной длины, но на глаз это

трудно определить). Что у них общего? Докажите

(это отрезки, часть прямой линии, имеют концы).

- А чем они различаются?

Как можно сравнить эти отрезки по длине?

- Можем проверить на глаз, наложением? - Для этого нам

нужно выбрать мерку, с помощью которого мы будем

измерять длину отрезков.

- Кто догадался, какая будет тема нашего урока?

Дети сравнивают

геометрические

фигуры.

Дети предлагают свои

варианты.

Дети высказывают

свои предположения

3.

Сообщение темы

урока. Постановка

цели урока

Тема урока: Измерение длины отрезка. Сантиметр.

- Откройте учебник на странице 12.

- Найдите и прочитайте тему урока для себя, вслух (1 ученик).

- Мы будем открывать новое знание? Или мы будем

Дети читают.

Дети высказывают свое

мнение.

11

повторять то, что уже знаем?

- Рассмотрите разворот учебника, какие вопросы у вас

появились? Поставить на доске знак вопроса.

-Внимательно изучите условные обозначения, попробуйте

определить цели нашего урока (узнать, что такое сантиметр,

измерять длину предметов в сантиметрах, пользоваться

линейкой, чертить отрезки).

Дети задают вопросы.

Дети изучают

условные обозначения,

рассматривают

рисунки, предлагают

различные варианты.

4

Первичное

восприятие и

усвоение нового

теоретического

учебного

материала

- Кто из вас знает, каким инструментом мы можем измерить

длину? (линейкой)

- Миша тоже решил познакомиться с этим инструментом.

Прочитайте задание №1 на странице 12.

- Какой вопрос задал Миша? («Маша, зачем на линейке

сделаны какие-то черточки и написаны числа?» - спросил

Миша).

- Что ему ответила Маша? («С помощью линейки можно

чертить отрезки и измерять их длину.

Расстояние между соседними большими делениями на

линейках одинаковое. Его называют сантиметром», - сказала

Маша).

- Посмотрите, как принято сокращенно записать 1см.

- Найдите это расстояние на своей линейке, покажите друг

другу.

- А как измерить в сантиметрах длину карандаша?

- Как это объяснила Маша? Прочитайте.

(«Прикладываем линейку так: один конец карандаша

совмещаем с отметкой 0 на линейке, при этом другой конец

карандаша совпадает с отметкой 10. Значит, длина карандаша

Дети отвечают.

Дети читают задание

№1.

Дети читают

объяснение Маши.

Дети находят

расстояние 1см на

линейке и показывают

друг другу.

Дети читают и находят

в учебнике объяснение

12

равна 10см», - объяснила Маша).

- А зачем нам надо знать, как правильно пользоваться

линейкой?

- Нам эти знания необходимо применить на практике.

- Прочитайте задание №2 на странице 12.

(Измерь с помощью линейки длину изображенных предметов

и запиши эти длины в сантиметрах).

- Что вы сейчас будете делать?

- Вспомните объяснение Маши, еще раз внимательно

рассмотрите рисунок, подумайте, как приложить линейку, и

приступайте измерениям.

-Результаты измерения надо записать в тетрадь.

Маши

Дети высказывают свое

мнение.

Дети читают задание

№2 и измеряют с

помощью линейки

длину изображенных

предметов.

Дети измеряют длину

изображенных

предметов с помощью

линейки и записывают

результат измерения в

тетрадь.

5

Применение

теоретических

положений в

условиях

выполнения

упражнений

- Молодцы, вы все хорошо измерили и записали результат.

- Теперь мы смело можем приступать к заданию №3.

- Внимательно прочитайте задание.

(Начерти в тетради отрезки длиной 6см и 10см).

- Что мы должны будем начертить в тетради?

- А как это сделать?

Попробуйте объяснить это друг другу. Один в паре пусть

объяснит, как начертить отрезок длиной 6см, а сосед по парте

расскажет, как начертить отрезок длиной 10см.

- Послушаем объяснение.

- Начертите эти отрезки в тетради. Какой из этих отрезков

длиннее? Запишите результат сравнения с помощью знака >.

Дети читают задание.

Дети отвечают.

Дети работают в парах,

пытаются объяснить

друг другу, как

начертить отрезки,

берутся за руки и

поднимают руки

вместе, если они

13

закончили объяснение.

Для того, чтобы

начертить отрезки

определенной длины,

нам нужно поставить

точку, совместить

точку и линейку с

цифрой 0, вторую

точку поставить возле

цифры 6или 10,

соединить эти две

точки.

Дети самостоятельно

чертят отрезки и

записывают результат

сравнения с помощью

знака > (10>6).

6

Самостоятельное

использование

сформированных

умений и навыков

- А сейчас мы продолжим нашу работу под девизом

«Семь раз отмерь, один раз отрежь».

- Как вы понимаете смысл этой пословицы?

- Переходим к 4 заданию.

- Как будем работать?

(в парах)

- Прочитайте задание. (От ленты нужно отрезать часть

длиной 9см).

- Рассмотрите рисунок. Покажи соседу по парте, где нужно

сделать разрез.

- Наши знания необходимо опять применить на практике.

- У каждого на парте лежит лента. От нее надо отрезать часть

длиной 9см. Не торопитесь, вспомните наш девиз.

Дети объясняют, как

они понимают смысл

пословицы.

Дети рассматривают

рисунок, обсуждают и

рассказывают, где надо

сделать разрез,

используя линейку.

14

- Сравните свой результат с результатом соседа по парте.

- Какой вы отрезали часть длиной 9см?

Дети выполняют

практическую работу.

Дети в парах

сравнивают

полученные

результаты, поднимают

руки вместе, если они

пришли к общему

мнению и отрезали

часть ленты одинаково.

Дети повторяют, как

пользоваться линейкой

и сделать необходимое

отмеривание.

7

Обобщение

усвоенного и

включение его в

систему ранее

усвоенных ЗУНов

- А сейчас мы продолжим работать в тетради для

самостоятельных работ на странице 18.

- Прочитайте задание №1. (Измерь и запиши длину каждого

отрезка).

- Есть ли у кого-то вопросы по заданию?

(в случае затруднения выполнения задания, выяснить, какие

моменты непонятны, побуждая учеников сформулировать

свои вопросы к учителю).

- Кто понял задание, выполняет его самостоятельно.

- Проверим, как вы измерили и записали длину каждого

отрезка.

Задают вопросы.

Дети работают

самостоятельно.

1 ученик читает свою

запись, остальные

проверяют.

15

8

Рефлексия

деятельности

- Какую цель ставили в начале урока?

- Как считаете, мы достигли поставленной цели?

(снять знак цели с доски).

- Что было трудно на уроке?

- Что нового узнали для себя на уроке?

- Какое задание было для вас самым интересным?

- Оцените, как вы чувствовали себя сегодня на уроке.

- Поднимите карточку нужного цвета. (У детей на парте 3

карточки: красного, желтого, и синего цвета).

- Спасибо за работу на уроке. Молодцы.

(оценка работы детей)

Дети еще раз

проговаривают цели

(узнать, что такое

сантиметр, измерять

длину предметов в

сантиметрах,

пользоваться линейкой,

чертить отрезки

заданной длины).

Дети поднимают

карточку красного

цвета, если узнали

новое на уроке,

желтого, если им было

интересно и синего,

если было скучно.

16



В раздел образования