Автор: Фролова Вероника Геннадьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 68
Населённый пункт: город Хабаровск,Хабаровский край
Наименование материала: конспект урока математика 1 класс
Тема: Измеряй и сравнивай
Раздел: начальное образование
Урок математики по теме «Измеряй и сравнивай»
1 класс УМК «Перспективная начальная школа»
Цель урока: учить измерять и сравнивать длину предметов разными способами; развивать умение анализировать,
обобщать, делать выводы
Планируемые результаты:
Личностные результаты: учебно-познавательный интерес к новому учебному мате¬риалу и способам решения
новой частной задачи
Метапредметные результаты:
- принимать и сохранять учебную задачу; выполнять действия по заданному алгоритму;
- владеть общими приемами решения задач, выполнения заданий: выполнять задания с использованием
материальных объектов (рисунков, схем);
- взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте;
Предметные результаты: обучаемый научится измерять и сравнивать длину опосредованно (с помощью
посредника-мерки);
Тип урока: урок овладения новыми умениями или формирования первоначальных навыков
№
п/п
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1
Организационн
ый момент
Приветствие.
- Начинаем урок математики.
- Посмотрите, все ли вы приготовили к уроку математики?
Молодцы.
- Итак, начинаем урок.
Ученики проверяют свою
готовность к уроку.
2
Сообщение
темы урока.
Постановка
цели урока
- Откройте содержание учебника и определите тему
нашего урока.
Прочитайте её.
Дети читают тему урока по
содержанию учебника
«Измеряй и сравнивай»
1
-Откройте учебник на нужной странице.
-На какой странице ты открыл учебник?
- Рассмотрите разворот учебника, еще раз прочитайте тему
урока, внимательно изучите условные обозначения,
попробуйте определить, чему вы должны научиться
сегодня на уроке? Сформулируем цели.
Поставить на доске знак цели.
-Рассмотрите знаки- помощники в учебнике, как будете
работать на уроке?
Открывают учебник на стр.
16
Исследуют разворот
учебника
Формулируют цель урока:
1.
Узнать каким
способом можно
сравнить предметы по
длине, измерить длину
предмета.
2.
Открыть как измеряли
предметы в старину
3.
Научиться измерять и
сравнивать предметы
Будем думать, работать в
тетради, с учебником, в
тетради на печатной основе,
рассказывать, работать в
парах
3.
Актуализация
знаний
- Маша и Миша тоже учились сравнивать предметы по
длине.
- На уроке им понадобятся цветные карандаши. Нам
известно, что карандаш Маши длиннее, а Миши короче.
- Какой карандаш Маши, а какой Миши? Посоветуйтесь в
паре.
Как узнать? Что вы делали?
У детей на парте лежат
рисунки двух карандашей
почти одинаковой длины.
Заслушиваем мнения детей.
2
- Как можно сравнить предметы по длине?
-Какой способ вы использовали?
- Продолжаем работу на странице 10 учебника.
- Прочитайте задание № 1 учебника
- Что объединяет полоски, что у них общего?
-Что вы должны сделать?
(В каждой паре полосок найди ту, которая длиннее).
- А что такое пара ? Это сколько? Покажите мне пару
предметов?
-
А теперь внимательно рассмотрим рисунок.
Сколько пар
полосок? Как расположены?
- В какой паре легче увидеть какая полоска короче , а какая
длиннее? Посоветуйтесь в паре.
-Какие полоски слева?
-Почему вы это сразу определили, что вам помогло это
определить
?
Выбирают наиболее точный:
прикладывают карандаши
друг к другу так, чтобы один
из концов совпал (2ученика
показывают у доски).
Способ наложения ( на
доску)
Дети читают задание №1.
Цвет, они жёлтые
Это два предмета.
Дети приводят примеры
пары предметов (рук, ног,
ушей, глаз и т.д)
Две слева, две справа.
Дети работают в паре.
Верхняя короткая, нижняя
длинная.
Если полоски от одной
линии нарисованы, то
3
-Какой способ вы сейчас использовали, чтобы провести
сравнение?
- Сравните по длине вторую пару полосок.
- Кто может сказать, какая полоска длиннее? А почему так
мало рук?
- Какие полоски труднее сравнить по длине:
расположенные слева или справа? Почему?
- Что делать в таком случае?
сразу видно какая длиннее
на глаз (на доску)
Дети пробуют объяснить,
почему во втором случае
полоски сравнить труднее
(во втором случае концы
полосок не совпадают).
4
Первичное
восприятие и
усвоение нового
теоретического
учебного
материала
- Прочитайте задание №2 на странице 10
-Почему в учебнике проводят сравнение предметов по
клетчатой бумаге?
-Что вы видите на рисунках ?
- Где вы видели гвоздь и шуруп?
Посмотрите на рисунок и выполните сравнение.
- Сколько клеточек по длине занимает гвоздь? Запишите в
тетрадь (9)
- Сколько клеточек по длине занимает шуруп? Запишите в
Дети читают задание
Все клетки в тетради
одинаковые.
(гвоздь и шуруп)
Практическая работа:
считают клетки, которые
занимает гвоздь; которые
занимает шуруп
9 клеточек длина гвоздя,
4
тетрадь(8).
- Что вы можете сказать о этих предметах?
- Какую мерку вы использовали, чтобы измерить гвоздь и
шуруп?
Полученные числа – это результат измерения
предметов с помощью клеточки-меры.
-Какой вывод мы с вами можем сделать?
Сделайте запись в тетради
-Сравните работу с соседом, если ваши записи одинаковы,
возьмитесь за руки и поднимите их вверх.
- Прочитайте вывод, который сделан в учебнике. Совпал
ли он с нашим?
- Какой еще способ сравнения предметов мы нашли?
8 клеточек длина шурупа.
(мерка-клеточка)
Так как 9>8, то длина гвоздя
больше, чем длина шурупа.
Записывают
:
9>8
Читают вывод
С помощью клеточки-
мерки
(на доску)
ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА
5
Применение
теоретических
положений в
условиях
выполнения
упражнений
-А где в жизни вам приходилось измерять и сравнивать
предметы по длине?
- Да, в жизни нам часто приходится измерять и сравнивать
различные предметы. Прежде, чем мы тоже
поупражняемся в измерениях, угадайте, что находится в
этом мешке?
Дети приводят примеры
своего жизненного опыта
5
Отгадайте загадку:
Его пинают,
А он не плачет!
Его бросают –
Назад скачет.
- Кто узнал, какой это мяч?
- Многие ребята любят играть в футбол. Во время игры
часто приходится делать ворота из подручных средств
(камней, палочек и т.д.), но при этом должно быть
выполнено одно обязательное условие: ворота должны
быть одинаковой ширины.
- Почему?
- Найдите задание №3.
- Внимательно прочитайте задание, рассмотрите рисунки и
расскажите, что делает Миша (Миша предложил измерить
ширину ворот шагами).
- А какой способ измерения предложила Маша (Маша
предложила измерить ее с помощью палки)? (обратить
внимание, как прикладывать палку)
- Какой способ измерения более точный? Почему?
-Для того, чтобы точнее ответить на этот вопрос давайте
посмотрим одну ситуацию.
Просмотр мультфильма «33 попугая»
- А почему в попугаях удав длиннее?
-А УДАВ стал действительно длиннее, когда его измеряли
в попугаях?
Мяч
Футбольный мяч
Дети объясняют.
Дети читают задание и
рассказывают, что делают
Маша и Миша.
Шаги разные
6
-А сейчас мы таким же способом, как Миша измерим
ширину нашего класса.
- Сколько шагов сделал Никита?
- А сейчас по этой же дорожке пройдет Аркаша. Сколько
шагов у Аркаши?
- Как же так? Почему разные результаты?
-Сегодня утром я измерила ширину нашего класса, как
Маша, с помощью вот этой палочки. Я измерила ширину
класса несколько раз. Как вы думаете, разные или
одинаковые результаты у меня получились? Почему?
- Сделайте вывод, почему способ измерения Маши более
точный?
- С помощью какой мерки еще можно более точно
измерить и сравнить длину предметов?
(записать результат на доске)
Длина палки не менялась
(Машин способ более
точный, так как длина палки
не меняется, а длина шага
может изменяться).
Мерка -палка (на доску)
6
ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА
7
Самостоятельно
е использование
сформированны
х умений и
навыков
- Мы отдохнули, и смело переходим к 4 заданию.
- Как будем работать?
-Кого вы видите на рисунке ? Почему он так одет?
- В старину люди измеряли длину разными мерками, и эти
мерки имели свои названия
- Посмотрите, с помощью чего люди измеряли в старину
(в парах)
Так одевались дети в
старину.
7
длину предметов и расстояния?
-Как мальчик измеряет дерево? +СЛАЙД
- Как измеряет стрекозу ?
-
Такая мерка называлась
ВЕРШОК. (+СЛАЙД)
-
Где вы слышали это слово?
СЛАЙД «ОТ ГОРШКА ДВА ВЕРШКА»
-Посмотрите на мальчика, который держит мерку-
палочку, эта мерка называлась «ЛОКОТЬ» (+СЛАЙД)
-
Мальчик, который развёл пальцы руки, это расстояние от
кончика большого пальца до кончика указательного- это
«ПЯДЬ» (+СЛАЙД)
СЛАЙД «СЕМЬ ПЯДЕЙ ВО ЛБУ»
-Как вы это понимаете?
-Мальчик, который раскинул руки, показывая какой размах
крыльев у орла –эта мера называлась «САЖЕНЬ»
(+СЛАЙД)
СЛАЙД «КОСАЯ САЖЕНЬ В ПЛЕЧАХ»
Косая сажень в плечах - это от кончиков пальцев поднятой
руки вверх до пальцев ног
Практическая работа
- Попробуйте измерить длину нарисованной полоски с
большим пальцем, локтем,
обхватом рук, расстоянием
между кончиками большого
и указательного пальца.
Обхватом рук.
Большим пальцем.
Это маленький ростик
Это очень умный
Значит могучий человек.
8
помощью большого вершка пальца руки.
- Как это можно сделать?
- Сколько раз в длине полоски укладывается длина
большого пальца?
Запишите результат в тетради.
- Найдите внизу вопрос-размышление для пары.
Прочитайте вопросы.
-Сравните свой результат с результатом соседа по парте.
У кого результаты отличаются? Почему?
-Как вы думаете, были ли старинные мерки измерения
длины точными?
- Маша и Миша тоже выполняли это задание.
Прочитайте на стр. 11, что сказала Маша
(Маша сказала, что удобнее сравнивать длины, если
использовать одинаковую мерку).
- Как вы думаете, она права?
- Как вы думаете, существуют ли такие одинаковые мерки?
-Это нам предстоит выяснить на следующем уроке.
Дети предлагают различные
варианты.
Записывают свои результаты
Пальцы разные
Дети читают.
Дети высказывают свою
точку зрения.
8
Обобщение
усвоенного и
включение его в
систему ранее
усвоенных
ЗУНов
-А сейчас мы продолжим работать в тетради для
самостоятельных работ на странице 22.
- Прочитайте задание №3. (Нарисуй синюю полоску
длиной 5 клеток, а красную – длиннее синей. Сколько
клеток в красной полоске?)
-Есть ли у кого-то вопросы по заданию? Выполните его.
Дети читают.
(в случае затруднения
выполнения задания,
выяснить, какие моменты
непонятны, побуждая
9
- Кто понял задание, выполняет его самостоятельно.
- Какая длина синей полоски?
- А сколько клеток в красной полоске?
- Кто прав? Почему?
- Какое условие должно быть выполнено? (красная
полоска длиннее синей).
учеников сформулировать
свои вопросы к учителю).
Самостоятельное
выполнение задания
Дети проговаривают свои
варианты.
Дети объясняют.
9
Рефлексия
деятельности
- Какую цель ставили в начале урока?
-Какие способы измерения длины мы нашли? Что
выяснили?
- Как считаете, мы достигли поставленной цели?
(снять знак цели с доски).
- Что было трудно на уроке?
- Что нового узнали для себя на уроке?
- Какое задание понравилось больше других?
Если вы со всеми заданиями справились, то нарисуйте
зелёный кружочек на полях.
-Если у вас были затруднения- то жёлтый.
- Если было все трудно - красный.
- Спасибо за работу на уроке.
Дети еще раз проговаривают
цели
(измерять длину предметов,
сравнивать предметы по
длине).
Дети повторяют, как на
уроке они сравнивали
предметы по длине.
10
Тема урока: Измерение длины отрезка. Сантиметр
Цель урока: учить измерять длину отрезков в сантиметрах, строить отрезки разной
длины; развивать умение пользоваться чертежными инструментами.
№
п/п
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
1
Организационный
момент
Приветствие.
- Начинаем урок математики.
- Посмотрите, все ли вы приготовили к уроку математики? А
ваш сосед по парте? Молодцы.
- Итак, начинаем урок.
Ученики проверяют
свою готовность к
уроку.
2
Актуализация
знаний
- Посмотрите на доску. Рассмотрите геометрические фигуры
(на доске начерчены отрезки разной длины, но на глаз это
трудно определить). Что у них общего? Докажите
(это отрезки, часть прямой линии, имеют концы).
- А чем они различаются?
Как можно сравнить эти отрезки по длине?
- Можем проверить на глаз, наложением? - Для этого нам
нужно выбрать мерку, с помощью которого мы будем
измерять длину отрезков.
- Кто догадался, какая будет тема нашего урока?
Дети сравнивают
геометрические
фигуры.
Дети предлагают свои
варианты.
Дети высказывают
свои предположения
3.
Сообщение темы
урока. Постановка
цели урока
Тема урока: Измерение длины отрезка. Сантиметр.
- Откройте учебник на странице 12.
- Найдите и прочитайте тему урока для себя, вслух (1 ученик).
- Мы будем открывать новое знание? Или мы будем
Дети читают.
Дети высказывают свое
мнение.
11
повторять то, что уже знаем?
- Рассмотрите разворот учебника, какие вопросы у вас
появились? Поставить на доске знак вопроса.
-Внимательно изучите условные обозначения, попробуйте
определить цели нашего урока (узнать, что такое сантиметр,
измерять длину предметов в сантиметрах, пользоваться
линейкой, чертить отрезки).
Дети задают вопросы.
Дети изучают
условные обозначения,
рассматривают
рисунки, предлагают
различные варианты.
4
Первичное
восприятие и
усвоение нового
теоретического
учебного
материала
- Кто из вас знает, каким инструментом мы можем измерить
длину? (линейкой)
- Миша тоже решил познакомиться с этим инструментом.
Прочитайте задание №1 на странице 12.
- Какой вопрос задал Миша? («Маша, зачем на линейке
сделаны какие-то черточки и написаны числа?» - спросил
Миша).
- Что ему ответила Маша? («С помощью линейки можно
чертить отрезки и измерять их длину.
Расстояние между соседними большими делениями на
линейках одинаковое. Его называют сантиметром», - сказала
Маша).
- Посмотрите, как принято сокращенно записать 1см.
- Найдите это расстояние на своей линейке, покажите друг
другу.
- А как измерить в сантиметрах длину карандаша?
- Как это объяснила Маша? Прочитайте.
(«Прикладываем линейку так: один конец карандаша
совмещаем с отметкой 0 на линейке, при этом другой конец
карандаша совпадает с отметкой 10. Значит, длина карандаша
Дети отвечают.
Дети читают задание
№1.
Дети читают
объяснение Маши.
Дети находят
расстояние 1см на
линейке и показывают
друг другу.
Дети читают и находят
в учебнике объяснение
12
равна 10см», - объяснила Маша).
- А зачем нам надо знать, как правильно пользоваться
линейкой?
- Нам эти знания необходимо применить на практике.
- Прочитайте задание №2 на странице 12.
(Измерь с помощью линейки длину изображенных предметов
и запиши эти длины в сантиметрах).
- Что вы сейчас будете делать?
- Вспомните объяснение Маши, еще раз внимательно
рассмотрите рисунок, подумайте, как приложить линейку, и
приступайте измерениям.
-Результаты измерения надо записать в тетрадь.
Маши
Дети высказывают свое
мнение.
Дети читают задание
№2 и измеряют с
помощью линейки
длину изображенных
предметов.
Дети измеряют длину
изображенных
предметов с помощью
линейки и записывают
результат измерения в
тетрадь.
5
Применение
теоретических
положений в
условиях
выполнения
упражнений
- Молодцы, вы все хорошо измерили и записали результат.
- Теперь мы смело можем приступать к заданию №3.
- Внимательно прочитайте задание.
(Начерти в тетради отрезки длиной 6см и 10см).
- Что мы должны будем начертить в тетради?
- А как это сделать?
Попробуйте объяснить это друг другу. Один в паре пусть
объяснит, как начертить отрезок длиной 6см, а сосед по парте
расскажет, как начертить отрезок длиной 10см.
- Послушаем объяснение.
- Начертите эти отрезки в тетради. Какой из этих отрезков
длиннее? Запишите результат сравнения с помощью знака >.
Дети читают задание.
Дети отвечают.
Дети работают в парах,
пытаются объяснить
друг другу, как
начертить отрезки,
берутся за руки и
поднимают руки
вместе, если они
13
закончили объяснение.
Для того, чтобы
начертить отрезки
определенной длины,
нам нужно поставить
точку, совместить
точку и линейку с
цифрой 0, вторую
точку поставить возле
цифры 6или 10,
соединить эти две
точки.
Дети самостоятельно
чертят отрезки и
записывают результат
сравнения с помощью
знака > (10>6).
6
Самостоятельное
использование
сформированных
умений и навыков
- А сейчас мы продолжим нашу работу под девизом
«Семь раз отмерь, один раз отрежь».
- Как вы понимаете смысл этой пословицы?
- Переходим к 4 заданию.
- Как будем работать?
(в парах)
- Прочитайте задание. (От ленты нужно отрезать часть
длиной 9см).
- Рассмотрите рисунок. Покажи соседу по парте, где нужно
сделать разрез.
- Наши знания необходимо опять применить на практике.
- У каждого на парте лежит лента. От нее надо отрезать часть
длиной 9см. Не торопитесь, вспомните наш девиз.
Дети объясняют, как
они понимают смысл
пословицы.
Дети рассматривают
рисунок, обсуждают и
рассказывают, где надо
сделать разрез,
используя линейку.
14
- Сравните свой результат с результатом соседа по парте.
- Какой вы отрезали часть длиной 9см?
Дети выполняют
практическую работу.
Дети в парах
сравнивают
полученные
результаты, поднимают
руки вместе, если они
пришли к общему
мнению и отрезали
часть ленты одинаково.
Дети повторяют, как
пользоваться линейкой
и сделать необходимое
отмеривание.
7
Обобщение
усвоенного и
включение его в
систему ранее
усвоенных ЗУНов
- А сейчас мы продолжим работать в тетради для
самостоятельных работ на странице 18.
- Прочитайте задание №1. (Измерь и запиши длину каждого
отрезка).
- Есть ли у кого-то вопросы по заданию?
(в случае затруднения выполнения задания, выяснить, какие
моменты непонятны, побуждая учеников сформулировать
свои вопросы к учителю).
- Кто понял задание, выполняет его самостоятельно.
- Проверим, как вы измерили и записали длину каждого
отрезка.
Задают вопросы.
Дети работают
самостоятельно.
1 ученик читает свою
запись, остальные
проверяют.
15
8
Рефлексия
деятельности
- Какую цель ставили в начале урока?
- Как считаете, мы достигли поставленной цели?
(снять знак цели с доски).
- Что было трудно на уроке?
- Что нового узнали для себя на уроке?
- Какое задание было для вас самым интересным?
- Оцените, как вы чувствовали себя сегодня на уроке.
- Поднимите карточку нужного цвета. (У детей на парте 3
карточки: красного, желтого, и синего цвета).
- Спасибо за работу на уроке. Молодцы.
(оценка работы детей)
Дети еще раз
проговаривают цели
(узнать, что такое
сантиметр, измерять
длину предметов в
сантиметрах,
пользоваться линейкой,
чертить отрезки
заданной длины).
Дети поднимают
карточку красного
цвета, если узнали
новое на уроке,
желтого, если им было
интересно и синего,
если было скучно.
16