Напоминание

Характеристика основных методов и приемов обучения детей с ОВЗ


Автор: Добрынина Анастасия Андреевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 12
Населённый пункт: г. Урай
Наименование материала: Основы логопедии
Тема: Характеристика основных методов и приемов обучения детей с ОВЗ
Раздел: дошкольное образование





Назад




Характеристика основных методов и приемов обучения детей с ОВЗ.

На

данный

момент

существует

множество

традиционных

и

нетрадиционных методик, позволяющих решать комплекс задач и проблем,

стоящих перед учителем, к которому пришел на обучение ребенок с ОВЗ.

Совокупность

методов

обучения

это

путь

познания

окружающей

действительности, который предлагается детям. Путь, который определяет

характер умственного развития, реализует возможности усвоения знаний,

формирует черты личности учащегося. В школе и на индивидуальных

занятиях учителя работают с детьми с ОВЗ на протяжении всех этапов урока

(разъяснение нового материала, выполнение заданий, оценивание работы

учащегося). И на каждом этапе урока могут быть использованы те или иные

методы и приёмы.

Учитывая особенности детей с нарушением интеллекта, учитель для

достижения целей и задач пользуется следующими методами:

методы,

используемые

для

сообщения

новых

знаний

это

методы объяснения, рассказа, демонстрации;

методы, используемые при приобретении новых знаний, умений и

навыков;

беседа, наблюдения, работа с книгой, игра, упражнения, лабораторно-

практические

работы,

самостоятельная

работа –использование

методов данной группы позволяет активизировать познавательную

деятельность школьников, повысить их самостоятельность;

методы

работы

с

техническими

средствами

обучения: мультимедийные презентации, просмотр видео уроков и

прочее.

Дам краткую характеристику некоторым методам обучения.

Рассказ – форма изложения учебного материала, представляющая собой

словесное описание событий, фактов, процессов, явлений в природе и

обществе, в жизни отдельного человека или группы людей.

К рассказу предъявляются следующие требования:

- определенность темы и содержания (запоминается лучше и усваивается

легче);

-четкость структуры(должен иметь четкую структуру: начало, развитие

событий, кульминацию, финал);

- эмоциональность (связь рассказа с личным опытом ученика, с местными

условиями, событиями).

Объяснение – метод овладения теоретическим учебным материалом.

Особенность – теоретические доказательства, которые предполагают:

- постановку познавательной задачи;

-строгий, тщательный подбор фактического материала;

- определенную форму рассуждений: анализ и синтез; наблюдения и

выводы; индукция и дедукция;

-использование иллюстративного материала;

- формулировку выводов.

Беседа – метод обучения представляющий собой вопросно-ответную

форму овладения учебным материалом. Главное требование – строгая

система продуманных вопросов и предполагаемых ответов учащихся.

Вопросы

должны

быть

взаимосвязаны,

подчинены

основной

идее,

поставлены так, чтобы ученики понимали предмет разговора.

Работа учащихся с учебником, книгой является одним из действенных

методов овладения учебным материалом. Умения и навыки работы с книгой,

сформированные в школе, сохраняются на всю жизнь.

Требования: - каждый ученик должен уметь находить то место, которое

изучается;

-учитель должен дать краткий и четкий инструктаж по выполнению

задания;

- учащиеся должны находить главное в процессе работы с книгой,

опорные пункты, не стараясь запомнить все подряд.

Использование метода демонстрации позволяет проводить работу по

развитию у учащихся круга элементарных представлений и ставит своей

задачей, с одной стороны, обогащение и систематизацию имеющегося у

детей опыта, с другой – учит их наблюдать предмет, явление, выделять в них

главные черты, сравнивать, обобщать, устанавливать свое отношение к

объекту.

Наблюдения и лабораторные работы. Основная цель – развитие навыков

самостоятельной работы учащихся и их наблюдательности.

Экскурсии –

один

из

самых

распространенных

методов

обучения.

Ценность его заключается в том, что дети учатся наблюдать натуральные

объекты

в

реальных,

естественных

условиях.

Экскурсии

имеют

общеобразовательное и специальное учебное значение.

Практический метод – использование игр, занимательных упражнений,

соревнований.

Таким образом, в коррекционной школе используются те же методы

обучения, что и в любой другой общеобразовательной школе, но,

в

практическом применении их, учитываются познавательные возможности

детей с нарушенным интеллектом.

Наиболее существенным признаком, отличающим методы обучения,

применяемые в коррекционной школе, от методов, используемых массовой

школой, является их коррекционно-развивающая направленность.

Она включает:

Подачу на каждый урок учебного материала малыми порциями;

Максимальную развернутость и раздроблённость сложных понятий и

действий;

Замедленность обучения и частую повторяемость формулируемых

действий;

Предварение пропедевтикой изучения нового;

Постоянную опору на чувственный опыт учащихся;

Руководство действиями учащихся вплоть до совместного выполнения

их учителем и учеником и др.

Как уже говорилось, дети с ограниченными возможностями здоровья

представляют собой очень разнообразную группу обучающихся. Поэтому

приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход, с

учетом состояния здоровья каждого ребенка. И очень важен контакт с их

родителями (законными представителями), важно знать все особенности

развития ребенка.

Общие педагогические методы и приемы не используются изолированно,

только в необходимом сочетании. Применяя тот или иной метод, как

ведущий его необходимо подкреплять одним-двумя дополнительными.

Например: на начальных этапах обучения ведущим методом может

быть наглядно-практический, а дополнять его может беседа.

Далее ведущим методом становится беседа, а наглядно-практический как

дополнительный.

Наши ученики не могут одновременно усвоить большой объем материала.

И Вы должны четко понимать, что отдача будет минимальна, потому что Вы

работает с особыми детьми и они в силу своих физических и психических

данных не могут освоить программу наравне с обычными детьми. Поэтому

необходимо дробление

учебного

материала на

небольшие

части.

Сообщаемый

только

в словесной

форме учебный

материал,

неподкрепленный наглядными

или

практическими действиями,

слабо

понимается школьниками, не запоминается, поэтому важно сочетать эти

методы.

У

школьников

связи

между

словесными

и

наглядными

компонентами образуются с большим трудом и требуются специальные

методические приемы, обеспечивающие эту связь. Так устное изложение

учителя должно сочетаться с показом наглядных пособий, графическими и

иллюстративными

работами,

закрепляться

частыми

повторениями,

самостоятельными работами и упражнениями, направленными на развитие

активности учащихся. Пример: на уроках чтения и развития речи учителем

часто используется метод иллюстрирования, детям легче запоминают

произведение, если они нарисовали главных героев или событие из текста.

Ценность того или иного метода достигается лишь в том случае, если он:

а) ведет не только к усвоению знаний и способов действий, но и

обеспечивает надлежащее воспитание, общее развитие школьников;

б)

делает

обучение

максимально

доступным

и

посильным

для

обучающихся

на

основе

учета

их

познавательных

возможностей

на

различных возрастных стадиях, обеспечивая вместе с тем условия для

упражнения

школьников

в

преодолении

препятствий

и

трудностей,

необходимых для развития у них морально-волевых качеств и творческой

активности;

в) обеспечивает высокий уровень сознательности и прочности усвоения

учебного материала;

г) приводит к усвоению знаний в определенной системе, к формированию

навыков

и

привычек

систематической

работы

по

самостоятельному

приобретению знаний;

д) предоставляет возможность для учета индивидуальных особенностей

учащихся, рационального сочетания фронтальной и индивидуальной работы;

е)

способствует

максимальной

активизации

учебной

деятельности

школьников.

Немалое значение имеет также сочетание различных методов, которое

зависит не только от характера и содержания учебной дисциплины,

дидактических задач, подготовленности обучающихся, но и состава класса.

Например,

одним

обучающимся

успешно

сделать

пересказ

помогает

использование беседы и иллюстративного блока, другие лучше и полнее

рассказывают с опорой на словесный план, третьим ученикам нужно

сочетание

иллюстративного

блока,

беседы

по

прочитанному,

чтение

отрывков из текста.

Для реализации некоторых выше перечисленных методов обучения

необходим достаточно высокий уровень сформированности у учащихся

умения

пользоваться

предоставляемой

им

информацией,

умения

самостоятельно

искать

пути

решения

поставленной

задачи;

не

все

обучающиеся с ОВЗ обладают такими умениями, а значит, им требуется

дополнительная помощь специалистов: учителя – дефектолога, учителя –

логопеда и педагога – психолога. Увеличивать степень самостоятельности

учащихся с ОВЗ, а особенно детей с задержкой психического развития и

вводить в обучение задания, в основе которых лежат элементы творческой

или поисковой деятельности можно только очень постепенно, тогда когда

дети уже имеют некоторый опыт подобной работы. Поэтому, здесь будут

наиболее приемлемыми следующие методы:

объяснительно –иллюстративный;

репродуктивный;

частично поисковый;

коммуникативный;

информационно – коммуникационный;

метод проектов;

методы контроля;

самоконтроля и взаимоконтроля.

Приемы обучения используемые на уроках с обучающимися с особыми

возможностями здоровья С понятием метода тесно связано понятие «приема

обучения».

Приемы обучения – это конкретные операции взаимодействия учителя и

учащегося в процессе реализации методов обучения.

Для

активизации

деятельности

обучающихся

с

ОВЗ

можно

использовать следующие приёмы обучения:

Использование сигнальных карточек при выполнении заданий (с одной

стороны на ней изображен плюс, с другой – минус; круги разного цвета по

звукам, «смайлики»). Дети выполняют задание, либо оценивают его

правильность. Карточки могут использоваться при изучении любой темы с

целью проверки знаний учащихся, выявления пробелов в пройденном

материале. Удобство и эффективность их заключаются в том, что сразу видна

работа каждого ребёнка.

Использование

магнитных букв,

слов

при

выполнении

задания,

разгадывания кроссворда и т. д. Детям очень нравится соревновательный

момент в ходе выполнения данного вида задания, т. к., чтобы прикрепить

свою карточку на доску, им нужно правильно ответить на вопрос, или

выполнить предложенное задание лучше других.

Составление,

запись

и

вывешивание на доску

основных

моментов

изучения темы, выводов, которые нужно запомнить. Данный приём можно

использовать в конце изучения темы – для закрепления, подведения итогов; в

ходе изучения материала – для оказания помощи при выполнении заданий.

Восприятие материала на определённом этапе занятия с закрытыми

глазами

используется для развития слухового восприятия, внимания и

памяти; переключения эмоционального состояния детей в ходе занятия; для

настроя детей на занятие после активной деятельности (после урока

физкультуры), после выполнения задания повышенной трудности и т. д.

Использование презентаций и фрагментов презентации по ходу урока,

тренажёров

для

гимнастики

глаз. На

слайдах

можно

разместить

необходимый учебный материал, цветные фотографии, тексты; можно

добавить

музыкальное

и

голосовое

сопровождение

к

демонстрации

презентации. При такой организации материала включаются три вида памяти

детей: зрительная,

слуховая,

моторная.

Благодаря

последовательному

появлению

изображений

на

экране,

дети

имеют

возможность

выполнять упражнения

более

внимательно

и

в

полном

объеме. Использование

анимации

и

сюрпризных

моментов

делает

коррекционный процесс интересным и выразительным.

Использование картинного материала для смены вида деятельности в

ходе занятия, развития зрительного восприятия, внимания и памяти,

активизации словарного запаса, развития связной речи.

Все вышеперечисленные методы и приёмы организации обучения в той или

иной степени стимулируют познавательную активность учащихся с ОВЗ.

Использование всего разнообразия существующих методов и приемов

обучения позволяет учителю чередовать различные виды работы, что также

является эффективным средством активизации учения. Переключение с

одного вида деятельности на другой, предохраняет от переутомления, и в то

же время не дает отвлечься от изучаемого материала, а также обеспечивает

его восприятие с различных сторон.

Объединяя соответствующим образом подобранные содержание, методы

и формы организации обучения, учитель может стимулировать различные

компоненты учебной и коррекционно-развивающей деятельности у детей с

особыми образовательными потребностями

Для активизации деятельности учащихся с ОВЗ использую следующие

активные методы и приёмы обучения:

1. Использование сигнальных карточек при выполнении заданий (с одной

стороны на ней изображен плюс, с другой – минус; круги разного цвета по

звукам, карточки с буквами). Дети выполняют задание, либо оценивают его

правильность. Карточки могут использоваться при изучении любой темы с

целью проверки знаний учащихся, выявления пробелов в пройденном

материале. Удобство и эффективность их заключаются в том, что сразу видна

работа каждого ребёнка.

Широко используется приём с различными цветовыми изображениями.

Они показывают карточку в соответствии с их настроением в начале и в

конце

занятия.

В

данном

случае

можно

проследить,

как

меняется

эмоциональное состояние ученика в процессе занятия.

2. Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий

происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится

перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется

правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства, в

учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит

дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического

задания связывается с игровым результатом.

3. Дифференциация заданий.

Дифференцированные индивидуальные задания:

Слоговые таблицы;

Индивидуальные карточки («Раскрась букву», «Раскрась цифру»,

«Допиши букву», «Закрась части мозаики», «Найди картинку со звуком

в начале слова», «Составляем слова», «Деление на слоги», «Число-

цифра» и т.д)

математические раскраски.

4.Задания на развитие психических процессов.

- задания с палочками;

- «Четвертый лишний»;

- «Поиск аналогов»;

- «Способы применения предметов»;

- «Продолжи логический ряд»

- «Дорисуй и раскрась обеими руками»

- «Дорисуй девятое»

- «Найди пару», «Найди отличия»

5. Задания на развитие мелкой моторики:

-штриховка;

-конструирование из геометрических фигур;

- лепка (создание объемных моделей, лепка на плоскости);

- раскрашивание;

- работа с моделями (наждачные буквы)

6. Здоровье сберегающие технологии:

- пальчиковая гимнастика;

- дыхательная гимнастика;

- физминутки и динамические паузы;

- зрительная гимнастика;

- релаксации;

6. Использование информационных технологий.

Отдельно необходимо сказать об использовании интерактивной доски,

презентации

и

фрагментов

презентации

по

ходу

урока

Она позволяет сделать работу учителя более продуктивной и эффективной.

На слайдах можно разместить необходимый картинный материал, цифровые

фотографии,

тексты;

можно

добавить

музыкальное

и

голосовое

сопровождение. При такой организации материала включаются три вида

памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. Это позволяет сформировать

устойчивые визуально-кинестетические и визуально-аудиальные условно-

рефлекторные связи центральной нервной системы.

Подводя итоги сказанному, можно с уверенностью сказать, что

деятельностный подход, активные методы обучения, создание ситуации

успеха обеспечивают решение образовательных задач в разных аспектах:

формирование положительной учебной мотивации;

повышение познавательной активности учащихся;

активное вовлечение обучающихся в образовательный процесс;

стимулирование самостоятельной деятельности;

развитие познавательных процессов – речи, памяти, мышления;

эффективное усвоение большого объема учебной информации;

развитие творческих способностей и нестандартности мышления;

развитие коммуникативно-эмоциональной сферы личности обучающегося;

раскрытие личностно-индивидуальных возможностей каждого учащегося и

определение условий для их проявления и развития;

развитие навыков самостоятельного умственного труда;

развитие универсальных навыков.



В раздел образования