Автор: Добрынина Анастасия Андреевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 12
Населённый пункт: г. Урай
Наименование материала: Основы логопедии
Тема: Характеристика основных методов и приемов обучения детей с ОВЗ
Раздел: дошкольное образование
Характеристика основных методов и приемов обучения детей с ОВЗ.
На
данный
момент
существует
множество
традиционных
и
нетрадиционных методик, позволяющих решать комплекс задач и проблем,
стоящих перед учителем, к которому пришел на обучение ребенок с ОВЗ.
Совокупность
методов
обучения
–
это
путь
познания
окружающей
действительности, который предлагается детям. Путь, который определяет
характер умственного развития, реализует возможности усвоения знаний,
формирует черты личности учащегося. В школе и на индивидуальных
занятиях учителя работают с детьми с ОВЗ на протяжении всех этапов урока
(разъяснение нового материала, выполнение заданий, оценивание работы
учащегося). И на каждом этапе урока могут быть использованы те или иные
методы и приёмы.
Учитывая особенности детей с нарушением интеллекта, учитель для
достижения целей и задач пользуется следующими методами:
методы,
используемые
для
сообщения
новых
знаний
–
это
методы объяснения, рассказа, демонстрации;
методы, используемые при приобретении новых знаний, умений и
навыков;
беседа, наблюдения, работа с книгой, игра, упражнения, лабораторно-
практические
работы,
самостоятельная
работа –использование
методов данной группы позволяет активизировать познавательную
деятельность школьников, повысить их самостоятельность;
методы
работы
с
техническими
средствами
обучения: мультимедийные презентации, просмотр видео уроков и
прочее.
Дам краткую характеристику некоторым методам обучения.
Рассказ – форма изложения учебного материала, представляющая собой
словесное описание событий, фактов, процессов, явлений в природе и
обществе, в жизни отдельного человека или группы людей.
К рассказу предъявляются следующие требования:
- определенность темы и содержания (запоминается лучше и усваивается
легче);
-четкость структуры(должен иметь четкую структуру: начало, развитие
событий, кульминацию, финал);
- эмоциональность (связь рассказа с личным опытом ученика, с местными
условиями, событиями).
Объяснение – метод овладения теоретическим учебным материалом.
Особенность – теоретические доказательства, которые предполагают:
- постановку познавательной задачи;
-строгий, тщательный подбор фактического материала;
- определенную форму рассуждений: анализ и синтез; наблюдения и
выводы; индукция и дедукция;
-использование иллюстративного материала;
- формулировку выводов.
Беседа – метод обучения представляющий собой вопросно-ответную
форму овладения учебным материалом. Главное требование – строгая
система продуманных вопросов и предполагаемых ответов учащихся.
Вопросы
должны
быть
взаимосвязаны,
подчинены
основной
идее,
поставлены так, чтобы ученики понимали предмет разговора.
Работа учащихся с учебником, книгой является одним из действенных
методов овладения учебным материалом. Умения и навыки работы с книгой,
сформированные в школе, сохраняются на всю жизнь.
Требования: - каждый ученик должен уметь находить то место, которое
изучается;
-учитель должен дать краткий и четкий инструктаж по выполнению
задания;
- учащиеся должны находить главное в процессе работы с книгой,
опорные пункты, не стараясь запомнить все подряд.
Использование метода демонстрации позволяет проводить работу по
развитию у учащихся круга элементарных представлений и ставит своей
задачей, с одной стороны, обогащение и систематизацию имеющегося у
детей опыта, с другой – учит их наблюдать предмет, явление, выделять в них
главные черты, сравнивать, обобщать, устанавливать свое отношение к
объекту.
Наблюдения и лабораторные работы. Основная цель – развитие навыков
самостоятельной работы учащихся и их наблюдательности.
Экскурсии –
один
из
самых
распространенных
методов
обучения.
Ценность его заключается в том, что дети учатся наблюдать натуральные
объекты
в
реальных,
естественных
условиях.
Экскурсии
имеют
общеобразовательное и специальное учебное значение.
Практический метод – использование игр, занимательных упражнений,
соревнований.
Таким образом, в коррекционной школе используются те же методы
обучения, что и в любой другой общеобразовательной школе, но,
в
практическом применении их, учитываются познавательные возможности
детей с нарушенным интеллектом.
Наиболее существенным признаком, отличающим методы обучения,
применяемые в коррекционной школе, от методов, используемых массовой
школой, является их коррекционно-развивающая направленность.
Она включает:
Подачу на каждый урок учебного материала малыми порциями;
Максимальную развернутость и раздроблённость сложных понятий и
действий;
Замедленность обучения и частую повторяемость формулируемых
действий;
Предварение пропедевтикой изучения нового;
Постоянную опору на чувственный опыт учащихся;
Руководство действиями учащихся вплоть до совместного выполнения
их учителем и учеником и др.
Как уже говорилось, дети с ограниченными возможностями здоровья
представляют собой очень разнообразную группу обучающихся. Поэтому
приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход, с
учетом состояния здоровья каждого ребенка. И очень важен контакт с их
родителями (законными представителями), важно знать все особенности
развития ребенка.
Общие педагогические методы и приемы не используются изолированно,
только в необходимом сочетании. Применяя тот или иной метод, как
ведущий его необходимо подкреплять одним-двумя дополнительными.
Например: на начальных этапах обучения ведущим методом может
быть наглядно-практический, а дополнять его может беседа.
Далее ведущим методом становится беседа, а наглядно-практический как
дополнительный.
Наши ученики не могут одновременно усвоить большой объем материала.
И Вы должны четко понимать, что отдача будет минимальна, потому что Вы
работает с особыми детьми и они в силу своих физических и психических
данных не могут освоить программу наравне с обычными детьми. Поэтому
необходимо дробление
учебного
материала на
небольшие
части.
Сообщаемый
только
в словесной
форме учебный
материал,
неподкрепленный наглядными
или
практическими действиями,
слабо
понимается школьниками, не запоминается, поэтому важно сочетать эти
методы.
У
школьников
связи
между
словесными
и
наглядными
компонентами образуются с большим трудом и требуются специальные
методические приемы, обеспечивающие эту связь. Так устное изложение
учителя должно сочетаться с показом наглядных пособий, графическими и
иллюстративными
работами,
закрепляться
частыми
повторениями,
самостоятельными работами и упражнениями, направленными на развитие
активности учащихся. Пример: на уроках чтения и развития речи учителем
часто используется метод иллюстрирования, детям легче запоминают
произведение, если они нарисовали главных героев или событие из текста.
Ценность того или иного метода достигается лишь в том случае, если он:
а) ведет не только к усвоению знаний и способов действий, но и
обеспечивает надлежащее воспитание, общее развитие школьников;
б)
делает
обучение
максимально
доступным
и
посильным
для
обучающихся
на
основе
учета
их
познавательных
возможностей
на
различных возрастных стадиях, обеспечивая вместе с тем условия для
упражнения
школьников
в
преодолении
препятствий
и
трудностей,
необходимых для развития у них морально-волевых качеств и творческой
активности;
в) обеспечивает высокий уровень сознательности и прочности усвоения
учебного материала;
г) приводит к усвоению знаний в определенной системе, к формированию
навыков
и
привычек
систематической
работы
по
самостоятельному
приобретению знаний;
д) предоставляет возможность для учета индивидуальных особенностей
учащихся, рационального сочетания фронтальной и индивидуальной работы;
е)
способствует
максимальной
активизации
учебной
деятельности
школьников.
Немалое значение имеет также сочетание различных методов, которое
зависит не только от характера и содержания учебной дисциплины,
дидактических задач, подготовленности обучающихся, но и состава класса.
Например,
одним
обучающимся
успешно
сделать
пересказ
помогает
использование беседы и иллюстративного блока, другие лучше и полнее
рассказывают с опорой на словесный план, третьим ученикам нужно
сочетание
иллюстративного
блока,
беседы
по
прочитанному,
чтение
отрывков из текста.
Для реализации некоторых выше перечисленных методов обучения
необходим достаточно высокий уровень сформированности у учащихся
умения
пользоваться
предоставляемой
им
информацией,
умения
самостоятельно
искать
пути
решения
поставленной
задачи;
не
все
обучающиеся с ОВЗ обладают такими умениями, а значит, им требуется
дополнительная помощь специалистов: учителя – дефектолога, учителя –
логопеда и педагога – психолога. Увеличивать степень самостоятельности
учащихся с ОВЗ, а особенно детей с задержкой психического развития и
вводить в обучение задания, в основе которых лежат элементы творческой
или поисковой деятельности можно только очень постепенно, тогда когда
дети уже имеют некоторый опыт подобной работы. Поэтому, здесь будут
наиболее приемлемыми следующие методы:
объяснительно –иллюстративный;
репродуктивный;
частично поисковый;
коммуникативный;
информационно – коммуникационный;
метод проектов;
методы контроля;
самоконтроля и взаимоконтроля.
Приемы обучения используемые на уроках с обучающимися с особыми
возможностями здоровья С понятием метода тесно связано понятие «приема
обучения».
Приемы обучения – это конкретные операции взаимодействия учителя и
учащегося в процессе реализации методов обучения.
Для
активизации
деятельности
обучающихся
с
ОВЗ
можно
использовать следующие приёмы обучения:
Использование сигнальных карточек при выполнении заданий (с одной
стороны на ней изображен плюс, с другой – минус; круги разного цвета по
звукам, «смайлики»). Дети выполняют задание, либо оценивают его
правильность. Карточки могут использоваться при изучении любой темы с
целью проверки знаний учащихся, выявления пробелов в пройденном
материале. Удобство и эффективность их заключаются в том, что сразу видна
работа каждого ребёнка.
Использование
магнитных букв,
слов
при
выполнении
задания,
разгадывания кроссворда и т. д. Детям очень нравится соревновательный
момент в ходе выполнения данного вида задания, т. к., чтобы прикрепить
свою карточку на доску, им нужно правильно ответить на вопрос, или
выполнить предложенное задание лучше других.
Составление,
запись
и
вывешивание на доску
основных
моментов
изучения темы, выводов, которые нужно запомнить. Данный приём можно
использовать в конце изучения темы – для закрепления, подведения итогов; в
ходе изучения материала – для оказания помощи при выполнении заданий.
Восприятие материала на определённом этапе занятия с закрытыми
глазами
используется для развития слухового восприятия, внимания и
памяти; переключения эмоционального состояния детей в ходе занятия; для
настроя детей на занятие после активной деятельности (после урока
физкультуры), после выполнения задания повышенной трудности и т. д.
Использование презентаций и фрагментов презентации по ходу урока,
тренажёров
для
гимнастики
глаз. На
слайдах
можно
разместить
необходимый учебный материал, цветные фотографии, тексты; можно
добавить
музыкальное
и
голосовое
сопровождение
к
демонстрации
презентации. При такой организации материала включаются три вида памяти
детей: зрительная,
слуховая,
моторная.
Благодаря
последовательному
появлению
изображений
на
экране,
дети
имеют
возможность
выполнять упражнения
более
внимательно
и
в
полном
объеме. Использование
анимации
и
сюрпризных
моментов
делает
коррекционный процесс интересным и выразительным.
Использование картинного материала для смены вида деятельности в
ходе занятия, развития зрительного восприятия, внимания и памяти,
активизации словарного запаса, развития связной речи.
Все вышеперечисленные методы и приёмы организации обучения в той или
иной степени стимулируют познавательную активность учащихся с ОВЗ.
Использование всего разнообразия существующих методов и приемов
обучения позволяет учителю чередовать различные виды работы, что также
является эффективным средством активизации учения. Переключение с
одного вида деятельности на другой, предохраняет от переутомления, и в то
же время не дает отвлечься от изучаемого материала, а также обеспечивает
его восприятие с различных сторон.
Объединяя соответствующим образом подобранные содержание, методы
и формы организации обучения, учитель может стимулировать различные
компоненты учебной и коррекционно-развивающей деятельности у детей с
особыми образовательными потребностями
Для активизации деятельности учащихся с ОВЗ использую следующие
активные методы и приёмы обучения:
1. Использование сигнальных карточек при выполнении заданий (с одной
стороны на ней изображен плюс, с другой – минус; круги разного цвета по
звукам, карточки с буквами). Дети выполняют задание, либо оценивают его
правильность. Карточки могут использоваться при изучении любой темы с
целью проверки знаний учащихся, выявления пробелов в пройденном
материале. Удобство и эффективность их заключаются в том, что сразу видна
работа каждого ребёнка.
Широко используется приём с различными цветовыми изображениями.
Они показывают карточку в соответствии с их настроением в начале и в
конце
занятия.
В
данном
случае
можно
проследить,
как
меняется
эмоциональное состояние ученика в процессе занятия.
2. Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий
происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится
перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется
правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства, в
учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит
дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического
задания связывается с игровым результатом.
3. Дифференциация заданий.
Дифференцированные индивидуальные задания:
Слоговые таблицы;
Индивидуальные карточки («Раскрась букву», «Раскрась цифру»,
«Допиши букву», «Закрась части мозаики», «Найди картинку со звуком
в начале слова», «Составляем слова», «Деление на слоги», «Число-
цифра» и т.д)
математические раскраски.
4.Задания на развитие психических процессов.
- задания с палочками;
- «Четвертый лишний»;
- «Поиск аналогов»;
- «Способы применения предметов»;
- «Продолжи логический ряд»
- «Дорисуй и раскрась обеими руками»
- «Дорисуй девятое»
- «Найди пару», «Найди отличия»
5. Задания на развитие мелкой моторики:
-штриховка;
-конструирование из геометрических фигур;
- лепка (создание объемных моделей, лепка на плоскости);
- раскрашивание;
- работа с моделями (наждачные буквы)
6. Здоровье сберегающие технологии:
- пальчиковая гимнастика;
- дыхательная гимнастика;
- физминутки и динамические паузы;
- зрительная гимнастика;
- релаксации;
6. Использование информационных технологий.
Отдельно необходимо сказать об использовании интерактивной доски,
презентации
и
фрагментов
презентации
по
ходу
урока
Она позволяет сделать работу учителя более продуктивной и эффективной.
На слайдах можно разместить необходимый картинный материал, цифровые
фотографии,
тексты;
можно
добавить
музыкальное
и
голосовое
сопровождение. При такой организации материала включаются три вида
памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. Это позволяет сформировать
устойчивые визуально-кинестетические и визуально-аудиальные условно-
рефлекторные связи центральной нервной системы.
Подводя итоги сказанному, можно с уверенностью сказать, что
деятельностный подход, активные методы обучения, создание ситуации
успеха обеспечивают решение образовательных задач в разных аспектах:
формирование положительной учебной мотивации;
повышение познавательной активности учащихся;
активное вовлечение обучающихся в образовательный процесс;
стимулирование самостоятельной деятельности;
развитие познавательных процессов – речи, памяти, мышления;
эффективное усвоение большого объема учебной информации;
развитие творческих способностей и нестандартности мышления;
развитие коммуникативно-эмоциональной сферы личности обучающегося;
раскрытие личностно-индивидуальных возможностей каждого учащегося и
определение условий для их проявления и развития;
развитие навыков самостоятельного умственного труда;
развитие универсальных навыков.