Напоминание

Развитие духовно - нравственного потенциала здоровья дошкольника в условиях детского сада и семьи.


Автор: Смехнова Мария Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №30
Населённый пункт: р.п Ржавки, г.о Солнечногорск, Московская область
Наименование материала: статья
Тема: Развитие духовно - нравственного потенциала здоровья дошкольника в условиях детского сада и семьи.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развитие духовно - нравственного потенциала здоровья дошкольника в

условиях детского сада и семьи.

Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются

предпосылки гражданских качеств, формируются ответственность и способность ребенка

к уважению и пониманию других людей. Предназначение дошкольного образования

состоит не только в формировании определенной суммы знаний, но и в развитии базовых

способностей личности, ее социальных и культурных навыков, основ экологически

целесообразного поведения, здорового образа жизни. В дошкольном возрасте происходит

активное накопление нравственного опыта, и обращения к духовной жизни начинается -

так же в дошкольном возрасте – с нравственного самоопределения и становления

самосознания. Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет

жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование

личности. Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями

семьи, образовательного учреждения и государства. Одна из проблем современного

образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая

преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших

в прошлом, не знают, с точки зрения каких истин прошлые поколения решали возникшие

перед ними проблемы, что служило для них маяком и источником созидания. Духовно-

нравственное развитие не может обойтись без духовно-нравственного воспитания. А

когда говорят, что и без воспитания люди могут быть нравственными, то это утверждение

от лукавого. На самом деле человек все получает в воспитании. Иной вопрос – какова

успешность воспитания? Мы всех учим математике, но может получиться так, что кого-то

не научим считать и до десяти. Следует ли из этого, что мы должны запретить системное

преподавание математики? Но что легче: обучение математике или нравственности? Но

если обучение математике требует системности, то почему без системного воспитания

можно развивать человека духовно и нравственно. И из того факта, что не все изучающие

курс православной культуры станут нравственными, не следует, что он не нужен. Он

нужен именно потому, что он развивает человека духовно и нравственно, подобно тому

как наука – интеллектуально, а искусство – эстетически. Таким образом, на уровне

человека необходимо его системное духовно-нравственное воспитание, и, соответственно,

на уровне социума в системе российского образования – системное духовно-нравственное

воспитание. Следующий вопрос – когда нужно? Ответ очевиден – как и физическое

воспитание, он должно начинаться с первых дней жизни ребенка. И естественно, что оно

должно быть системно представлено в детском саду.

Во – первых, cистема народного творчества: сказки, песни, пословицы и т.д., но особенно

сказка. Фольклор особенно важен в силу его нравственной определенности, а потому

соответствия возрастным особенностям дошкольника.

Во-вторых, природный календарь, как природный фон, на котором происходит развитие

ребенка, который понятен ребенку, и в котором живет ребенок. На более конкретном

уровне содержание духовно-нравственного воспитания предполагает подготовку и

разработку соответствующих учебно-методических материалов. Таким образом, сегодня

мы можем не только ответить на вопрос, зачем нужно духовно-нравственное воспитание в

российской системе образования в целом и зачем оно нужно в системе дошкольного

образования, но и определить его оптимальное содержание и организацию во всех его

звеньях. Определение процесса воспитания очень многогранно, сам процесс очень

сложен. Ушли или уходят из семейного воспитания совместное чтение литературных

произведений, просмотры художественных и мультипликационных фильмов. Дети

воспитываются на боевиках, западных мультфильмах, общаются со сверстниками, такими

же, как и они сами. Но чтобы быть объективной, хочу признаться в любви и уважении к

тем родителям, которые воспитывают своих детей, сотрудничая с учителями и

заинтересованы в обучении, развитии и воспитании своих детей. Огромную роль в

воспитании духовно-нравственного начала в маленьком человеке играют, конечно же,

воспитатели детских садов, учителя начальной, а позже и основной школы. На основе

анализа философской и психолого-педагогической литературы и результатов

практической деятельности можно сделать вывод, что роль нравственного воспитания

детей велика, поскольку это способствует профилактике правонарушений; позволяет

формировать духовный мир (ценностные ориентации) и нравственные качества такого

ребенка, позволяя ему органично вписаться в общество; раскрывает творческий

потенциал, расширяя возможности дальнейшего профессионального выбора; формирует

прилежание в труде, способствует повышению профессиональной ориентации,

способствует снижению числа безработных, воспитывает трудолюбие (добровольное

отношение к труду и честность), формирует в сознании ребенка понятия труда, как

общечеловеческой ценности; позволяет сократить количество неблагополучных семей;

позволяет решить проблему социального инфантилизма. В основе усвоения нравственных

норм и овладения навыками правильного поведения лежат нравственные чувства,

нравственные представления и привычка к правильному поведению. Нравственные

чувства - эмоциональный отклик на добро и зло, удачи и неудачи - появляются у

нормально развивающихся детей очень рано, еще в младенческом возрасте. У умственно

отсталых детей, как известно, эмоциональный фон значительно снижен, эмоциональный

контакт со взрослыми часто оказывается нарушенным. Не лучше обстоит дело и с

нравственными представлениями, так как стихийно, без специального направленного

воздействия умственно отсталые дети их не усваивают. В первую очередь необходимо

организовать поведение детей. Поэтому, правильно сочетая посильные требования к

поведению с показом, речевой инструкцией, поощрением правильных поступков и

оценкой неправильных, можно в достаточной мере упорядочить их поведение и

постепенно формировать у них привычку организованного, правильного поведения. Так,

во время одевания детей на прогулку воспитатель учит их действовать спокойно, не

мешать друг другу, при необходимости ждать товарищей, обращаться за помощью и

оказывать ее; в игре детей приучают не вырывать игрушки друг у друга, играть рядом, а

затем и вместе. Детей нужно специально знакомить с нравственными и безнравственными

поступками, объяснять их смысл, давать им оценку. Так, например, детей нужно учить

сопереживать друг другу, понимать, когда кто-нибудь из них оказывается в трудной

ситуации и нуждается в помощи, показывать им, что помощь обязательно надо оказать,

что это и есть хороший, нравственный поступок. Чтобы нравственные представления

умственно отсталых детей стали подлинными, необходимо использовать все подобные

ситуации, привлекая к ним внимание детей, организуя их помощь и оценивая ее.

Адекватные нравственные чувства у особых детей могут возникнуть лишь на базе

адекватных и осмысленных нравственных представлений. Они связаны с правильной

оценкой ситуации. Педагогам необходимо постоянно анализировать с детьми реальные

ситуации, обращать внимание на их смысл, организовать правильную реакцию и поступки

детей. Прежде всего, дети учатся коллективным взаимоотношениям в деятельности,

организованной взрослым. Особое место занимают здесь занятия по бытовому труду,

изготовление коллективных поделок, рисунков, картин. Развитие коллективных

взаимоотношений способствует формированию у детей взаимопомощи и отзывчивости.

Для того чтобы у детей появились эти черты личности, с ними нужно проводить

ежедневную работу. Если ребенок отталкивает другого ребенка, его поступок не должен

пройти незамеченным. Если же один ребенок помог снять пальто с крючка другому

ребенку, то его поступок должен быть одобрен. Более того, все дети будут готовы к

выходу на прогулку, необходимо в двух–трех фразах обсудить моменты отзывчивости и

взаимопомощи, которые наблюдались только что. Взаимопомощь детей надо постоянно

организовывать и поощрять. Можно поручить поправлять воротник, застегивать пуговицы

друг другу и т.д., при этом фиксировать внимание детей на том, что это и есть оказание

помощи. Представление о взаимопомощи и отзывчивости необходимо обогащать и

расширять с помощью литературных примеров – сказок, рассказов. Огромное влияние на

детей оказывают сказки, они хорошо воспринимаются и усваиваются детьми. Сказки

несут в себе глубокую народную мудрость, пронизанную христианской нравственностью.

Совместный с детьми анализ сказочных ситуаций и характеров героев способствует

формированию умений правильного поведения в тех или иных ситуациях. Сказка является

одним из важных социально-педагогических средств развития личности. Любая сказка

ориентирована на социально-педагогический эффект: она обучает, воспитывает,

предупреждает, побуждает к действию. Содержание сказок вызывает интерес детей, в них

можно найти полный перечень человеческих проблем и способы их решения. Наибольшее

воздействие сказка оказывает на развитие нравственных установок, представлений о

корысти и бескорыстии, справедливости и несправедливости, храбрости и трусости.

Почти все сказки основаны на нравоучении, которое дается не прямо, а вытекает из

поступков героев – о нем необходимо догадаться самому. Такая скрытая назидательность,

как умение прислушиваться к взрослым, обращаться с людьми с почтением, помогать

друг другу, не помнить зла, заключается почти в каждой сказке. В то же время мораль

сказки прозрачна, она понятна детям и усваивается ими на эмоциональном уровне.

Особенностью работы со сказкой является взаимодействие с ребенком. Психологические,

культурные, педагогические проблемы прорабатываются благодаря опоре на

нравственные ориентиры, духовные ценности и личностные потенциалы. Погружаясь в

сказку, дети могут накопить силы, открыть новые возможности для конструктивного

творческого изменения реальной ситуации. И, открыв в себе ресурсы, дети

переключаются на события своей жизни, немного иначе осмысляют их и приступают к

конструктивному социальному моделированию. При таком подходе у детей

вырабатывается образец нравственного поведения, основанного на отзывчивости и

взаимопомощи, желание соответствовать этому образцу, желание быть полезным друг

другу. Совершенствование традиционных форм и использование новых методик и

технологий позволит создать в образовательных учреждениях воспитательное

пространство, способствующее формированию и коррекции нравственных качеств и

нравственного поведения воспитанников. Главный результат, на который очень хочется

надеяться, заключается в усвоении ребёнком вечных ценностей: милосердия,

правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла. А это возможно лишь нашими

совместными усилиям



В раздел образования