Автор: Смехнова Мария Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №30
Населённый пункт: р.п Ржавки, г.о Солнечногорск, Московская область
Наименование материала: статья
Тема: Развитие духовно - нравственного потенциала здоровья дошкольника в условиях детского сада и семьи.
Раздел: дошкольное образование
Развитие духовно - нравственного потенциала здоровья дошкольника в
условиях детского сада и семьи.
Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются
предпосылки гражданских качеств, формируются ответственность и способность ребенка
к уважению и пониманию других людей. Предназначение дошкольного образования
состоит не только в формировании определенной суммы знаний, но и в развитии базовых
способностей личности, ее социальных и культурных навыков, основ экологически
целесообразного поведения, здорового образа жизни. В дошкольном возрасте происходит
активное накопление нравственного опыта, и обращения к духовной жизни начинается -
так же в дошкольном возрасте – с нравственного самоопределения и становления
самосознания. Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет
жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование
личности. Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями
семьи, образовательного учреждения и государства. Одна из проблем современного
образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая
преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших
в прошлом, не знают, с точки зрения каких истин прошлые поколения решали возникшие
перед ними проблемы, что служило для них маяком и источником созидания. Духовно-
нравственное развитие не может обойтись без духовно-нравственного воспитания. А
когда говорят, что и без воспитания люди могут быть нравственными, то это утверждение
от лукавого. На самом деле человек все получает в воспитании. Иной вопрос – какова
успешность воспитания? Мы всех учим математике, но может получиться так, что кого-то
не научим считать и до десяти. Следует ли из этого, что мы должны запретить системное
преподавание математики? Но что легче: обучение математике или нравственности? Но
если обучение математике требует системности, то почему без системного воспитания
можно развивать человека духовно и нравственно. И из того факта, что не все изучающие
курс православной культуры станут нравственными, не следует, что он не нужен. Он
нужен именно потому, что он развивает человека духовно и нравственно, подобно тому
как наука – интеллектуально, а искусство – эстетически. Таким образом, на уровне
человека необходимо его системное духовно-нравственное воспитание, и, соответственно,
на уровне социума в системе российского образования – системное духовно-нравственное
воспитание. Следующий вопрос – когда нужно? Ответ очевиден – как и физическое
воспитание, он должно начинаться с первых дней жизни ребенка. И естественно, что оно
должно быть системно представлено в детском саду.
Во – первых, cистема народного творчества: сказки, песни, пословицы и т.д., но особенно
сказка. Фольклор особенно важен в силу его нравственной определенности, а потому
соответствия возрастным особенностям дошкольника.
Во-вторых, природный календарь, как природный фон, на котором происходит развитие
ребенка, который понятен ребенку, и в котором живет ребенок. На более конкретном
уровне содержание духовно-нравственного воспитания предполагает подготовку и
разработку соответствующих учебно-методических материалов. Таким образом, сегодня
мы можем не только ответить на вопрос, зачем нужно духовно-нравственное воспитание в
российской системе образования в целом и зачем оно нужно в системе дошкольного
образования, но и определить его оптимальное содержание и организацию во всех его
звеньях. Определение процесса воспитания очень многогранно, сам процесс очень
сложен. Ушли или уходят из семейного воспитания совместное чтение литературных
произведений, просмотры художественных и мультипликационных фильмов. Дети
воспитываются на боевиках, западных мультфильмах, общаются со сверстниками, такими
же, как и они сами. Но чтобы быть объективной, хочу признаться в любви и уважении к
тем родителям, которые воспитывают своих детей, сотрудничая с учителями и
заинтересованы в обучении, развитии и воспитании своих детей. Огромную роль в
воспитании духовно-нравственного начала в маленьком человеке играют, конечно же,
воспитатели детских садов, учителя начальной, а позже и основной школы. На основе
анализа философской и психолого-педагогической литературы и результатов
практической деятельности можно сделать вывод, что роль нравственного воспитания
детей велика, поскольку это способствует профилактике правонарушений; позволяет
формировать духовный мир (ценностные ориентации) и нравственные качества такого
ребенка, позволяя ему органично вписаться в общество; раскрывает творческий
потенциал, расширяя возможности дальнейшего профессионального выбора; формирует
прилежание в труде, способствует повышению профессиональной ориентации,
способствует снижению числа безработных, воспитывает трудолюбие (добровольное
отношение к труду и честность), формирует в сознании ребенка понятия труда, как
общечеловеческой ценности; позволяет сократить количество неблагополучных семей;
позволяет решить проблему социального инфантилизма. В основе усвоения нравственных
норм и овладения навыками правильного поведения лежат нравственные чувства,
нравственные представления и привычка к правильному поведению. Нравственные
чувства - эмоциональный отклик на добро и зло, удачи и неудачи - появляются у
нормально развивающихся детей очень рано, еще в младенческом возрасте. У умственно
отсталых детей, как известно, эмоциональный фон значительно снижен, эмоциональный
контакт со взрослыми часто оказывается нарушенным. Не лучше обстоит дело и с
нравственными представлениями, так как стихийно, без специального направленного
воздействия умственно отсталые дети их не усваивают. В первую очередь необходимо
организовать поведение детей. Поэтому, правильно сочетая посильные требования к
поведению с показом, речевой инструкцией, поощрением правильных поступков и
оценкой неправильных, можно в достаточной мере упорядочить их поведение и
постепенно формировать у них привычку организованного, правильного поведения. Так,
во время одевания детей на прогулку воспитатель учит их действовать спокойно, не
мешать друг другу, при необходимости ждать товарищей, обращаться за помощью и
оказывать ее; в игре детей приучают не вырывать игрушки друг у друга, играть рядом, а
затем и вместе. Детей нужно специально знакомить с нравственными и безнравственными
поступками, объяснять их смысл, давать им оценку. Так, например, детей нужно учить
сопереживать друг другу, понимать, когда кто-нибудь из них оказывается в трудной
ситуации и нуждается в помощи, показывать им, что помощь обязательно надо оказать,
что это и есть хороший, нравственный поступок. Чтобы нравственные представления
умственно отсталых детей стали подлинными, необходимо использовать все подобные
ситуации, привлекая к ним внимание детей, организуя их помощь и оценивая ее.
Адекватные нравственные чувства у особых детей могут возникнуть лишь на базе
адекватных и осмысленных нравственных представлений. Они связаны с правильной
оценкой ситуации. Педагогам необходимо постоянно анализировать с детьми реальные
ситуации, обращать внимание на их смысл, организовать правильную реакцию и поступки
детей. Прежде всего, дети учатся коллективным взаимоотношениям в деятельности,
организованной взрослым. Особое место занимают здесь занятия по бытовому труду,
изготовление коллективных поделок, рисунков, картин. Развитие коллективных
взаимоотношений способствует формированию у детей взаимопомощи и отзывчивости.
Для того чтобы у детей появились эти черты личности, с ними нужно проводить
ежедневную работу. Если ребенок отталкивает другого ребенка, его поступок не должен
пройти незамеченным. Если же один ребенок помог снять пальто с крючка другому
ребенку, то его поступок должен быть одобрен. Более того, все дети будут готовы к
выходу на прогулку, необходимо в двух–трех фразах обсудить моменты отзывчивости и
взаимопомощи, которые наблюдались только что. Взаимопомощь детей надо постоянно
организовывать и поощрять. Можно поручить поправлять воротник, застегивать пуговицы
друг другу и т.д., при этом фиксировать внимание детей на том, что это и есть оказание
помощи. Представление о взаимопомощи и отзывчивости необходимо обогащать и
расширять с помощью литературных примеров – сказок, рассказов. Огромное влияние на
детей оказывают сказки, они хорошо воспринимаются и усваиваются детьми. Сказки
несут в себе глубокую народную мудрость, пронизанную христианской нравственностью.
Совместный с детьми анализ сказочных ситуаций и характеров героев способствует
формированию умений правильного поведения в тех или иных ситуациях. Сказка является
одним из важных социально-педагогических средств развития личности. Любая сказка
ориентирована на социально-педагогический эффект: она обучает, воспитывает,
предупреждает, побуждает к действию. Содержание сказок вызывает интерес детей, в них
можно найти полный перечень человеческих проблем и способы их решения. Наибольшее
воздействие сказка оказывает на развитие нравственных установок, представлений о
корысти и бескорыстии, справедливости и несправедливости, храбрости и трусости.
Почти все сказки основаны на нравоучении, которое дается не прямо, а вытекает из
поступков героев – о нем необходимо догадаться самому. Такая скрытая назидательность,
как умение прислушиваться к взрослым, обращаться с людьми с почтением, помогать
друг другу, не помнить зла, заключается почти в каждой сказке. В то же время мораль
сказки прозрачна, она понятна детям и усваивается ими на эмоциональном уровне.
Особенностью работы со сказкой является взаимодействие с ребенком. Психологические,
культурные, педагогические проблемы прорабатываются благодаря опоре на
нравственные ориентиры, духовные ценности и личностные потенциалы. Погружаясь в
сказку, дети могут накопить силы, открыть новые возможности для конструктивного
творческого изменения реальной ситуации. И, открыв в себе ресурсы, дети
переключаются на события своей жизни, немного иначе осмысляют их и приступают к
конструктивному социальному моделированию. При таком подходе у детей
вырабатывается образец нравственного поведения, основанного на отзывчивости и
взаимопомощи, желание соответствовать этому образцу, желание быть полезным друг
другу. Совершенствование традиционных форм и использование новых методик и
технологий позволит создать в образовательных учреждениях воспитательное
пространство, способствующее формированию и коррекции нравственных качеств и
нравственного поведения воспитанников. Главный результат, на который очень хочется
надеяться, заключается в усвоении ребёнком вечных ценностей: милосердия,
правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла. А это возможно лишь нашими
совместными усилиям