Автор: Маштакова Ольга Борисовна
Должность: Преподаватель по классу аккордеона
Учебное заведение: МБУДО "Детская школа искусств"
Населённый пункт: г.Менделеевск Республика Татарстан
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Методические рекомендации к пьесам из "Альбома для детей" Сударикова А.Ф.
Раздел: дополнительное образование
Методические рекомендации к пьесам
из «Альбома для детей» Сударикова А.Ф.
(с элементами открытого урока)
ОБ АВТОРЕ.
Судариков Александр Фёдорович, опытный педагог и методист по классу
баяна и аккордеона, наш современник. Родился 21 августа 1935 года. В 1967
году окончил Государственный музыкально-педагогический институт им.
Гнесиных. Автор методических пособий для баяна, инструментальных пьес и
сборника «Альбом для детей».
В этот альбом вошли 18 ярких разнообразных пьес для учащихся младших
классов детских музыкальных школ и школ искусств. Это оригинальные
сочинения написанные для баяна или аккордеона. Автор смело использует
специфические особенности инструментов, что делает произведения
привлекательными и интересными для исполнения. Большое внимание автор
уделяет умению владеть мехом. В пьесах «Дебют на пуантах», «В деревне»,
«Утром в школу», «Кукла Беркимошка и клоун», «Весёлый гармонист»
используется приём «тремоло мехом». А в пьесе «Зимние сумерки» меховое
вибрато и в конце пьесы воздушный клапан, что является специфическими
приёмами игры на баяне и аккордеоне. Во всех пьесах альбома богатая
нюансировка, практически в каждом такте меняется динамика. От сфорцандо
до пианиссимо и наоборот, крещендо – диминуэндо в одном такте и т.д., что
несомненно требует от обучающихся умелого владения мехом. Каждая пьеса
представляет собой картинку и имеет программное название.
«РАНО УТРОМ»
Пьеса-картинка. Особенностью этой пьесы является партия левой руки.
Обратите внимание на то, что бас играется на слабую долю (на счёт «и-два»,
«и-четыре»). Во вступлении форшлаги и свободный темп с замедлением. В
пьесе так же много темповых изменений, богатая нюансировка, без которых
невозможно передать настроение и характер пьесы.
«ДЕБЮТ НА ПУАНТАХ»
Технически не сложная пьеса. Но присутствует приём «тремоло мехом» и во
вступлении и в заключении произведения свободный темп с ускорением и
замедлением. Так же обратите внимание на партию левой руки, аккорды
играются на слабую долю.
«У ЛЕСНОЙ ИЗБУШКИ»
Пьеса-картинка. В сопровождении синкопированный ритм и большой скачок
в 24-25 тактах (с СИ- бемоля на МИ септаккорд). Здесь важно умение вести
фразу и выполнить ритенуто с ферматой в конце предложения.
«ЗИМНИЕ СУМЕРКИ»
Картинку зимних сумерек передаёт в этой пьесе бас-остинато, который
исполняется приёмом «репетиции пальцев». В правой руке – двухголосие.
Немалую роль играет динамика. В конце пьесы – меховое вибрато и
динамичное использование воздушного клапана.
«В ДЕРЕВНЕ»
В первом предложении аккомпанемент на слабую долю, во втором
аккордовая техника и тремоло мехом. В третьем – форшлаг, сочетание
штрихов, свободный темп с ферматой в конце каждой фразы, контрастная
динамика и меховое вибрато.
«ОЛОВЯННЫЕ СОЛДАТИКИ»
Пьеса состоит из 4-х предложений, вступления и заключения. Мелодия
вступления и заключения строится на звуках арпеджио и включает в себя
приём «глиссандо» на закрытом мехе. В 1 и 3 предложениях следует
поработать над чёткостью исполнения «репетиций пальцев» и чётким
ритмом в басах. Во 2 и 4 предложениях широкие интервалы в правой руке и
гаммообразные ходы в левой. В 4 предложении следует обратить внимание
на ходы в басах, совмещённые с одновременным взятием с аккордами.
«РУССКИЙ ТАНЕЦ»
Пьесу целесообразно учить отдельными предложениями и фразами. Она
написана в форме вариаций. Во 2 предложении тема представлена в левой
руке, а в правой аккордовый аккомпанемент. Здесь следует поучить партию
правой руки чередованием аккордов половинными длительностями, т.е вне
ритма, как упражнение. В 3 предложении обратите внимание на смешанный
ритм в партии левой руки – первые две доли синкопа, а в правой руке 4 такта
игра терциями, 4 такта – шестнадцатые. 4 предложение кульминационное, с
двухголосием в правой руке и с богатой динамикой в заключительных
тактах.
«ВЕСЁЛЫЙ ГАРМОНИСТ»
Пьеса написана в куплетной форме частушек с отклонениями тональностей
(СИ-бемоль мажор – Фа мажор, Соль минор – СИ-бемоль мажор) и
темповыми отклонениями. Во вступлении и заключении приём «тремоло
мехом» изображающий игру на гармонике с ускорением темпа в конце
произведения. Учащемуся необходимо отработать смену меха к заключению
на «сжим», т.к на открытом мехе приём «тремоло мехом» не используется. 1
и 4 предложения в форме вариации мелкими длительностями, требующие от
обучающегося хорошей мелкой техники пальцев. Во 2-м предложении
интересна партия левой руки своим ритмическим рисунком. Темп
неторопливый. В 3 предложении сложность составляют обращения
тонического трезвучия, которые надо исполнять «ачелерандо». Характер
пьесы весёлый, задорный.
«МАЛЕНЬКИЙ ВИРТУОЗ»
Пьеса состоит из трёх периодов и заключения в виде репризы 1-го
предложения 2 периода. 1 период исполняется штрихом «нон легато».
Некоторое затруднения при разучивании может возникнуть во 2-м
предложении. Здесь меняются местами бас-аккорд на аккорд-бас в
аккомпанементе. Во 2-м периоде штрих «пальцевое стаккато» в подвижном
темпе требует от учащегося навыка игры этим штрихом. В 3-м периоде –
широкие интервалы в правой руке на «легато» так же требуют определённых
навыков и подготовки. Поэтому рекомендуется перед разучиванием поиграть
упражнения на данный вид техники. Пьеса чрезвычайно полезная для
развития техники пальцев.