Напоминание

Методические рекомендации к пьесам из "Альбома для детей" Сударикова А.Ф.


Автор: Маштакова Ольга Борисовна
Должность: Преподаватель по классу аккордеона
Учебное заведение: МБУДО "Детская школа искусств"
Населённый пункт: г.Менделеевск Республика Татарстан
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Методические рекомендации к пьесам из "Альбома для детей" Сударикова А.Ф.
Раздел: дополнительное образование





Назад




Методические рекомендации к пьесам

из «Альбома для детей» Сударикова А.Ф.

(с элементами открытого урока)

ОБ АВТОРЕ.

Судариков Александр Фёдорович, опытный педагог и методист по классу

баяна и аккордеона, наш современник. Родился 21 августа 1935 года. В 1967

году окончил Государственный музыкально-педагогический институт им.

Гнесиных. Автор методических пособий для баяна, инструментальных пьес и

сборника «Альбом для детей».

В этот альбом вошли 18 ярких разнообразных пьес для учащихся младших

классов детских музыкальных школ и школ искусств. Это оригинальные

сочинения написанные для баяна или аккордеона. Автор смело использует

специфические особенности инструментов, что делает произведения

привлекательными и интересными для исполнения. Большое внимание автор

уделяет умению владеть мехом. В пьесах «Дебют на пуантах», «В деревне»,

«Утром в школу», «Кукла Беркимошка и клоун», «Весёлый гармонист»

используется приём «тремоло мехом». А в пьесе «Зимние сумерки» меховое

вибрато и в конце пьесы воздушный клапан, что является специфическими

приёмами игры на баяне и аккордеоне. Во всех пьесах альбома богатая

нюансировка, практически в каждом такте меняется динамика. От сфорцандо

до пианиссимо и наоборот, крещендо – диминуэндо в одном такте и т.д., что

несомненно требует от обучающихся умелого владения мехом. Каждая пьеса

представляет собой картинку и имеет программное название.

«РАНО УТРОМ»

Пьеса-картинка. Особенностью этой пьесы является партия левой руки.

Обратите внимание на то, что бас играется на слабую долю (на счёт «и-два»,

«и-четыре»). Во вступлении форшлаги и свободный темп с замедлением. В

пьесе так же много темповых изменений, богатая нюансировка, без которых

невозможно передать настроение и характер пьесы.

«ДЕБЮТ НА ПУАНТАХ»

Технически не сложная пьеса. Но присутствует приём «тремоло мехом» и во

вступлении и в заключении произведения свободный темп с ускорением и

замедлением. Так же обратите внимание на партию левой руки, аккорды

играются на слабую долю.

«У ЛЕСНОЙ ИЗБУШКИ»

Пьеса-картинка. В сопровождении синкопированный ритм и большой скачок

в 24-25 тактах (с СИ- бемоля на МИ септаккорд). Здесь важно умение вести

фразу и выполнить ритенуто с ферматой в конце предложения.

«ЗИМНИЕ СУМЕРКИ»

Картинку зимних сумерек передаёт в этой пьесе бас-остинато, который

исполняется приёмом «репетиции пальцев». В правой руке – двухголосие.

Немалую роль играет динамика. В конце пьесы – меховое вибрато и

динамичное использование воздушного клапана.

«В ДЕРЕВНЕ»

В первом предложении аккомпанемент на слабую долю, во втором

аккордовая техника и тремоло мехом. В третьем – форшлаг, сочетание

штрихов, свободный темп с ферматой в конце каждой фразы, контрастная

динамика и меховое вибрато.

«ОЛОВЯННЫЕ СОЛДАТИКИ»

Пьеса состоит из 4-х предложений, вступления и заключения. Мелодия

вступления и заключения строится на звуках арпеджио и включает в себя

приём «глиссандо» на закрытом мехе. В 1 и 3 предложениях следует

поработать над чёткостью исполнения «репетиций пальцев» и чётким

ритмом в басах. Во 2 и 4 предложениях широкие интервалы в правой руке и

гаммообразные ходы в левой. В 4 предложении следует обратить внимание

на ходы в басах, совмещённые с одновременным взятием с аккордами.

«РУССКИЙ ТАНЕЦ»

Пьесу целесообразно учить отдельными предложениями и фразами. Она

написана в форме вариаций. Во 2 предложении тема представлена в левой

руке, а в правой аккордовый аккомпанемент. Здесь следует поучить партию

правой руки чередованием аккордов половинными длительностями, т.е вне

ритма, как упражнение. В 3 предложении обратите внимание на смешанный

ритм в партии левой руки – первые две доли синкопа, а в правой руке 4 такта

игра терциями, 4 такта – шестнадцатые. 4 предложение кульминационное, с

двухголосием в правой руке и с богатой динамикой в заключительных

тактах.

«ВЕСЁЛЫЙ ГАРМОНИСТ»

Пьеса написана в куплетной форме частушек с отклонениями тональностей

(СИ-бемоль мажор – Фа мажор, Соль минор – СИ-бемоль мажор) и

темповыми отклонениями. Во вступлении и заключении приём «тремоло

мехом» изображающий игру на гармонике с ускорением темпа в конце

произведения. Учащемуся необходимо отработать смену меха к заключению

на «сжим», т.к на открытом мехе приём «тремоло мехом» не используется. 1

и 4 предложения в форме вариации мелкими длительностями, требующие от

обучающегося хорошей мелкой техники пальцев. Во 2-м предложении

интересна партия левой руки своим ритмическим рисунком. Темп

неторопливый. В 3 предложении сложность составляют обращения

тонического трезвучия, которые надо исполнять «ачелерандо». Характер

пьесы весёлый, задорный.

«МАЛЕНЬКИЙ ВИРТУОЗ»

Пьеса состоит из трёх периодов и заключения в виде репризы 1-го

предложения 2 периода. 1 период исполняется штрихом «нон легато».

Некоторое затруднения при разучивании может возникнуть во 2-м

предложении. Здесь меняются местами бас-аккорд на аккорд-бас в

аккомпанементе. Во 2-м периоде штрих «пальцевое стаккато» в подвижном

темпе требует от учащегося навыка игры этим штрихом. В 3-м периоде –

широкие интервалы в правой руке на «легато» так же требуют определённых

навыков и подготовки. Поэтому рекомендуется перед разучиванием поиграть

упражнения на данный вид техники. Пьеса чрезвычайно полезная для

развития техники пальцев.



В раздел образования