Автор: Шеметова Ольга Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ "Детский сад "Белочка"
Населённый пункт: г. Ленск, Саха-Якутия
Наименование материала: Программа развития Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад « Белочка» муниципального образования «Ленский район» Республики Саха (Якутия) г. Ленск
Тема: Целевая подпрограмма «Планирование и организация работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
Раздел: дошкольное образование
Программа развития
Муниципального казенного дошкольного
образовательного учреждения «Детский сад « Белочка»
муниципального образования
«Ленский район» Республики Саха (Якутия) г. Ленск
г. Ленск, 2019г.
Содержание
Введение ……………………………………………………………………… 3
I. Паспорт программы развития ……………………………………………..
4
II. Пояснительная записка …………………………………………………… 8
III. Аналитико-прогностическое обоснование……………………………… 9
IV. Концепция будущего состояния детского сада………………………… 11
V. Этапы выполнения программы…………………………………………… 15
1. Целевая подпрограмма «Обновление содержания образования» …...
15
2. Целевая подпрограмма «Повышение уровня профессиональных
компетенций педагогов» ………………………………………………….
16
1 этап. 2019 - 2020 г………………………………………………….
16
2 этап. Мероприятия по реализации подпрограммы: 2019–2023г.
Совершенствование содержания образования, образовательных
программ, направленных на развитие творческого потенциала детей…….
18
3 этап. Мероприятия по реализации подпрограммы: 2023г.
завершающий: подведение итогов, обобщение опыта работы,
определение перспектив на будущее………………………………………...
20
3. Целевая подпрограмма «Здоровьесбережение и обеспечение
безопасного пребывания детей в ДОУ»…………………………………
22
4. Целевая подпрограмма «Планирование и организация работы с
детьми с ограниченными возможностями здоровья»…................................
26
VI. Условия реализации приоритетных направлений Программы………...
28
Введение
2
Значительные социально-экономические и культурно-исторические
изменения, происходящие в современной России, определили формирование
новых макроусловий для развития общества. Обновления затронули все
сферы жизнедеятельности, в том числе и образовательное пространство.
В современной системе дошкольного и школьного воспитания -
начальном этапе непрерывного образования - остро обозначилась проблема
кардинального изменения ее содержания, форм и методов организации.
Реальная ситуация характеризуется наличием большого числа программ
идущих "сверху" и инициативой "снизу", от педагогов чутко реагирующих на
социальные запросы родителей и школы. Такое положение вызвало
тенденцию создания индивидуальных образовательных проектов развития
конкретных образовательных учреждений.
Таким
образом,
актуальность
и
значимость
нового
подхода
к
управлению образовательным учреждением состоит в необходимости их
сохранения, развития и удовлетворения социального заказа исходя из
сложившихся условий.
Осознание этого привело нас к необходимости создания программы
развития ДОУ, представляющую собой стройную нестандартную систему,
направленную на видение перспективы развития детского сада, выбор
конкретных
управленческих
решений
и
обеспечение
поэтапного
поставленных целей.
I. Паспорт программы развития.
3
Наименование
Программы
Программа развития Муниципального казначейство
дошкольного образовательного учреждения «Детского
сада «Белочка»
Статус
Программы
Нормативный документ МКДОУ. Стратегический
план, направленный на осуществление нововведений в
образовательном учреждении, на реализацию
актуальных, перспективных, прогнозируемых
образовательных потребностей,
социального заказа.
Основания
для
разработки
Программы
- Конвенция о правах ребёнка;
- Конституция РФ;
- Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка»;
- Федеральный закон «Об образовании»;
- Государственная программа «Развитие образования
2019-2024»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ
№1014 от 30 августа 2013 г. «Об утверждении порядка
организации и осуществления образовательной
деятельности по
основным образовательным программа дошкольного
образования»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ №1155
от 17 октября 2013 г. «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта
дошкольного образования»;
- СанПиН 2.4.1.3049-13 (с изм. от 04.04.2014)
"Санитарно-эпидемиологические
требования к устройству, содержанию и организации
режима работы дошкольных образовательных
организаций".
Основной
разработчик
программы
Воспитатель высшей категории, педагогической стаж
работы 27 лет. Шеметова Ольга Николаевна
Цель и задачи
Программы
1. Оказывать учебно-методическую поддержку,
необходимую помощь в повышении педагогического
мастерства, творческого потенциала педагогов ДОУ и
создавать оптимальные условия для организации и
4
осуществления в повышении квалификации педагогов.
2. Активно содействовать в выполнении целевых
федеральных, региональных и муниципальных
программ образования, воспитания.
3. Организовать экспериментальную,
инновационную деятельность МДОУ для обеспечения
модернизации и развития системы дошкольного
образования, разработки, апробацию и внедрение
новых образовательных технологий. Инновационная
деятельность ориентирована на совершенствование
методического, организационного, кадрового,
материально-технического обеспечения дошкольного
образования и осуществляется в форме реализации
инновационных проектов и программ.
4. Создание условий: для эффективного участия всех
заинтересованных субъектов в управлении качеством
образования и здоровьесбережения детей; успешной
психолого-педагогическая адаптация к
специализированным условиям ДОУ ребенка с ОВЗ,
приспособление к жизни и возможная интеграция в
общество.
5. Совершенствовать и обновлять систему
взаимодействия с семьями воспитанников.
Сроки и
этапы
реализации
Программы
Реализация программы рассчитана на период с 2019г.
по 2023 г.
Перечень основных
разделов
Программы
1. Аналитико-прогностическое обоснование
2. Концепция будущего учреждения
3. Разработка мероприятий реализации программы
Этапы реализации Программы
I этап
(подготовительный
)
2019 г.- 2020 г.
Цель:
Задачи этапа:
- Создать условия для осуществления качественного
образовательного процесса в соответствии ФГОС ДО.
Подготовить ресурсы для реализации Программы.
5
II этап (реализация)
2019 г.- 2023 г.
Цель: создание
оптимальных
условий для
внедрения ФГОС в
образовательный
процесс ДОУ
Задачи этапа:
- Переход к устойчивой реализации модели
учреждения, обеспечивающего современное качество
формирования ключевых компетенций дошкольников в
соответствии с ФГОС ДО и использование ИКТ,
расширение услуг по внедрению современно-
образовательных, здоровьесберегающих технологий;
- реализация мероприятий Программы, корректировка
мероприятий по реализации Программы в соответствии
с результатами мониторинга
III этап
(обобщающий)
2023 г.
Цель: анализ
полученных
результатов
Задачи этапа:
- анализ эффективности механизмов реализации ФГОС
- анализ результатов реализации программы
- представление аналитических материалов на
педсовете, общем родительском собрании, размещение
на сайте учреждения.
Подпрограммы
- Разработка адаптированных основных
образовательных программ для детей с ОВЗ
- «Здоровье сбережение и обеспечение безопасного
пребывание детей в ДОУ»
- «Формирование психолого-педагогической культуры
компетентности участия семьи в жизни ДОУ»
Ожидаемые
конечные
результаты
реализации
программы
- Модернизация основных направлений деятельности
МКДОУ в соответствии с современными
потребностями социума и образования.
- Качественное образование детей на основе
индивидуального подхода, всестороннего воспитания и
развития личности каждого ребенка.
-Обогащение материально-технической базы и
предметно-пространственной развивающей
образовательной среды МКДОУ в соответствии с
ФГОС ДО.
6
-
Сохранение и укрепление здоровья детей
- Обеспечение равных стартовых возможностей
дошкольникам с разным уровнем физического и
психического развития.
7
II. Пояснительная записка
Проблема качества дошкольного образования в последние годы
приобрела не только актуальный, но и значимый характер. В современных
условиях
реформирования
образования
дошкольного
учреждения
представляет собой открытую и развивающуюся систему. Основным
результатом её жизнедеятельности должно стать успешное взаимодействие с
социумом, осваивая которое, дошкольное образовательное учреждение
становится мощным средством социализации личности.
Современная модель образования предполагает высокие технологии
развития воображения, грамотности и других базовых способностей детей. В
основе современных образовательных стандартов – переход от установки на
запоминание большого количества информации к освоению новых видов
деятельности – проектных, творческих, исследовательских. Использование
этих
технологий
требует
высокой
квалификации
специалистов.
Педагогам, работающим в условиях модернизации системы образования,
предстоит творчески осмыслить новое содержание учебно-воспитательного
материала, отыскать более эффективные пути, формы и методы трудового,
нравственного, эстетического и физического воспитания. Овладение более
высоким
уровнем
профессионального
мастерства
рассчитано
на
высокоразвитое профессиональное мышление, активизацию творческого
потенциала педагога.
Ценность инновационного характера Программы развития направлена
на сохранение позитивных достижений МКДОУ «Белочка», обеспечение
личностно-ориентированной модели организации педагогического процесса,
внедрение в практику работы современных образовательных педагогических
технологий. В связи с модернизацией системы дошкольного образования в
Программе учтено внедрение инновационных форм работы с детьми и
родителями, переориентация педагогического коллектива на современные
образовательные дошкольные программы, технологии в условиях развития
8
ДОУ нового поколения.
Ш. Аналитико-прогностическое обоснование
Стратегическая
цель
государственной
политики
в
области
образования
–
повышение
доступности
качественного
образования,
соответствующего
требованиям
инновационного
развития
экономики,
современным потребностям общества.
Программа составлена на основе анализа имеющихся условий и
ресурсного обеспечения с учетом прогноза о перспективах их изменений.
Актуальность
корректировки
Программы
развития
МКДОУ
«Белочка»
обусловлена
изменениями
в
государственно-политическом
устройстве и социально-экономической жизни страны:
- введение новых федеральных государственных образовательных
стандартов к структуре и содержанию дошкольного образования;
- Изменение стратегии развития системы образования в которой
выделены задачи, являющиеся приоритетными для реализации модели
устойчивого развития дошкольного образования среди которых - введение
полноценных,
вариативных, комплексных образовательных программ в
дошкольные учреждения, влияющих на уровень предшкольной подготовки
детей, организация мест в дошкольных учреждениях через всевозможные
источники,
необходимость
создания
системы
сопровождения
и
консультирования семьи по вопросам образования и развития детей раннего
и старшего дошкольного возраста. Программа развития ДОУ учитывает и
создает условия для реализации данных направлений.
- Введение Программы развития на 2019 – 2024 г., целью которой
является совершенствование системы дошкольного образования в контексте
новых
федеральных
государственных
образовательных
стандартов к
структуре и содержанию дошкольного образования и в соответствии с
социальными ожиданиями, образовательными запросами детей и родителей.
9
Исходя
из
всего
вышесказанного, основной
целью Программы
развития является обеспечение доступности и высокого качества образования
адекватного социальным потребностям инновационной экономики России,
на основе повышения эффективности деятельности МКДОУ «Белочка» по
таким критериям как качество, инновационность, востребованность и
экономическая
целесообразность.
А
так
же создание
условий,
обеспечивающих
высокое
качество
результатов
воспитательно
–
образовательного
процесса
по формированию ключевых компетенций
дошкольников,
опираясь
на
личностно
ориентированную
модель
взаимодействия взрослого и ребёнка с учётом его психофизиологических
особенностей,
индивидуальных
способностей
и
развитие
творческого
потенциала.
Инновационность образовательного
пространства
в
дошкольном
учреждении достигается тем, что в системе методической работы происходит
постоянное знакомство, освоение необходимых и уместных современных
технологий, и методик, их качественная интеграция в жизнедеятельность
детского сада.
В
последние
годы
в
детском
саду
успешно
начали
реализовываться современные
педагогические
технологии:
игровые,
проектные,
ИКТ,
технологии
познавательно-исследовательской
деятельности.
Для создания модели современной дошкольной образовательной
организации необходим переход к образовательной модели с ведущим
фактором индивидуально-личностного и интерактивного взаимодействия.
10
IV. Концепция будущего состояния детского сада
Актуальность разработки
программы
развития
обусловлена
модернизацией системы образования Российской Федерации, а именно
выход новых нормативных документов, диктующих основные положения и
нормы функционирования современного образовательного учреждения.
Ключевая
идея
развития
МКДОУ
«Белочка»: ориентирует
коллектив
на
создание
качественного
образовательного
пространства,
способствующего
развитию
и
саморазвитию
всех
участников
педагогического
процесса:
педагогов,
воспитанников
и
их родителей
(законных представителей).
Качественное внедрение ФГОС в образовательном процессе требует
комплекса мероприятий по обновлению содержания и выбору технологий в
образовательный процесс. Предстоит дальнейшая работа по перестроению
сознания
педагогов
с
учебно-дисциплинарной
модели
построения
образовательного процесса и общения с детьми на модель личностно-
ориентированную.
Существенные изменения в системе образования требуют изменений
в квалификационном уровне педагогов. Современный педагог должен
обладать многими качествами: компетентность, творчество, гуманность,
нравственность, обладать точными знаниями современных педагогических
технологий и умело их применять в своей работе.
Основной
вектор
преобразований
программы
дошкольного
образования, согласно требованиям ФГОС, направлен на ориентацию
развития индивидуальных личностных ресурсов ребенка, его творческих
способностей и ведущих психических качеств. Личностно-ориентированный
подход
в
центр
образовательной
системы
ставит
личность
ребёнка,
обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее
развития, реализации ее природных потенциалов. Таким образом, прежняя
11
исходная, приоритетная ориентация образования только на цели государства
сменяется личностной ориентацией.
Цели развития дошкольного учреждения:
моделирование совместной деятельности с детьми на основе
деятельностного подхода и организации познавательно-
исследовательской и проектной деятельности;
использования средств информатизации в образовательном процессе,
направленной на формирование ключевых компетенций дошкольников
адаптация и социализация в социокультурном пространстве;
использование современных образовательных, здоровьесберегающих
технологий;
совершенствование стратегии и тактики построения развивающей среды
детского сада, способствующей самореализации ребёнка в разных видах
предметно-практической деятельности;
построение дифференцированной модели повышения профессионального
уровня педагогов;
укрепление материально – технической базы МКДОУ.
Создание условий благоприятных условий для пребывания детей с ОВЗ в
дошкольном учреждении.
Руководствуясь законом РФ «Об образовании», «Концепцией дошкольного
воспитания»,
«Конвенцией
о
правах
ребенка»,
стратегией
развития
дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО, деятельность детского
сада основывается на следующих принципах:
полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого,
раннего и дошкольного возраста), обогащение детского развития;
построение образовательной деятельности на основе индивидуальных
особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится
активным
в
выборе
содержания
своего
образования,
становится
12
субъектом
образования
(далее
-
индивидуализация
дошкольного
образования);
содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка
полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
сотрудничество организации с семьей;
приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи,
общества и государства;
формирование познавательных интересов и познавательных действий
ребенка в различных видах деятельности;
возрастная
адекватность
дошкольного
образования
(соответствие
условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
учет этнокультурной ситуации развития детей.
Перспектива новой модели учреждения предполагает:
эффективную реализацию комплексной программы развития, воспитания
и
укрепления
здоровья
детей
раннего
и
дошкольного
возраста,
обеспечивающую
условия
для
развития
способностей
ребенка,
приобщение его к основам здорового образа жизни, формирование
базовых качеств социально ориентированной личности, обогащенное
физическое,
познавательное,
социальное,
эстетическое
и
речевое
развитие;
овладение педагогическим мониторингом: уточнение критериев оценки
образовательной
деятельности
детей
через
поэтапное
введение
интегральной системы оценивания, внедрение современных методик
определения результативности в развитии детей;
обеспечение преемственности дошкольного образования и начальной
ступени
школьного
образования,
преемственности
дошкольного,
13
дополнительного и семейного образования, интеграции всех служб
детского сада в вопросах развития детей;
личностно-ориентированную систему образования и коррекционной
помощи,
характеризующуюся
мобильностью,
гибкостью,
вариативностью, индивидуализированностью подходов;
расширение участия коллектива, родительского актива и представителей
социума в выработке, принятии и реализации правовых и управленческих
решений относительно деятельности учреждения;
создание системы поддержки способных и одаренных детей и педагогов
через конкурсы разного уровня, проектную деятельность;
усиление
роли
комплексного
психолого-медико-педагогического
сопровождения всех субъектов образовательного процесса;
повышение профессионального мастерства педагогов
повышение конкурентоспособности учреждения.
Миссия
нашего
детского
сада
заключается
в
создании
условий,
обеспечивающих высокое качество результатов образовательного процесса
по формированию ключевых компетенций дошкольников, опираясь на
личностно-ориентированную модель взаимодействия взрослого и ребенка с
учетом
его
психофизиологических
особенностей
и
индивидуальных
способностей.
14
V. Этапы выполнения Программы развития
Стратегия развития учреждения рассчитана на период до 2023 года.
Стратегия определяет совокупность реализации приоритетных направлений,
ориентированных на развитие детского сада. Эти направления определены
подпрограммами, обеспечивающими участие в реализации программы
коллектива
детского
сада,
родителей
воспитанников,
социума.
Подпрограммы
взаимосвязаны между
собой стратегической целью и
отражают последовательность тактических мероприятий.
1. Целевая подпрограмма
«Обновление содержания образования»
Мероприятия
сроки
исполнители
Приведение нормативно-правовой базы
ДОО в соответствии ФГОС дошкольного
образования
2019-2020 г.
Заведующий
Корректировка основной образовательной
программы ДОУ в соответствии с ФГОС
дошкольного образования.
2019-2020 г.
Рабочая группа
Разработка и реализация проектов и
программ, соответствующих
инновационному направлению развития
ДУ, в том числе в рамках ресурсного
центра.
2019-2023 г.
Педагоги
Родители
Социокультурные
центры
Программно-методическое обеспечение
образовательной системы в соответствии
с ООП ДО.
2019 -2020 г.
Администрация,
родители
Участие членов педагогического
коллектива и воспитанников в конкурсах
разного уровня: муниципальном,
региональном, федеральном.
2019-2023 г.
Участники
образовательного
процесса
Работа по оснащению оборудованием
помещений учреждения в соответствии с
требованиями ФГОС
2020-2023г.
Администрация
Родители
15
Сотрудники
Соц.партнеры
Разработка адаптированных основных
образовательных программ для детей с
ОВЗ
2019-2021 г.
Администрация,
психолог
Оценка результатов
Мониторинг достижения детьми
планируемых результатов освоения
Образовательной Программы ДОУ.
Мониторинг родительской
общественности об удовлетворённости
качеством оказания услуг педагогическим
коллективом
Мониторинг личных достижений
воспитанников и членов педагогического
коллектива.
ежегодно
Администрация,
педагоги
Прогнозируемые результаты:
Обновление нормативно-правовой базы;
Создание обновленной образовательной программы;
Создание авторских программ, проектов;
Увеличение доли педагогов и воспитанников в мероприятиях разного
уровня;
Соответствие помещений ДОУ требованиям ФГОС;
Реализация развивающей модели дошкольного образования.
2. Целевая подпрограмма
«Повышение уровня профессиональных компетенций педагогов»
1 Этап. 2019 - 2020 г.
№ Мероприятия
Срок
Ответственный
1.
Анализ уровня профессиональных
компетентностей педагогов.
ноябрь 2019 г.
Администрация
2.
Создание методического совета
ДОУ и рабочих творческих групп.
декабрь 2019г.
Заведующий
16
Старший
воспитатель
3.
Разработка нормативно-правовой
документации по организации
работы творческой группы.
январь-февраль
2020 г.
Заведующий.
Старший
воспитатель
4.
Обновление методического
комплекта образовательных
программ с учетом
компетентностного подхода ФГОС.
Систематизация и пополнение
методической копилки ДОУ работе
с детьми ОВЗ
январь – май
2020г.
Заведующий.
Старший
воспитатель
5.
Приобретение оборудования для
организации познавательных и
досуговых мероприятий с детьми с
использованием опытно-
экспериментальной деятельности;
Оснащение рабочих мест для
обеспечения возможности
проведения исследовательской
деятельности.
февраль –
сентябрь
2020 г.
Заведующий
Старший
воспитатель
Повышение профессиональной
компетентности педагогов ДОУ по
работе с детьми в рамках
действующего инновационного
проекта (постоянно-действующий
семинар с использованием активных
форм повышения квалификации
педагогов).
постоянно в
течение всего
времени
реализации
программы
Заведующий
Старший
воспитатель,
педагог-
психолог
Организация проектной
исследовательской деятельности
специалистов ДОУ, разработка
перспективного планирования для
каждой возрастной группы.
сентябрь 2019 г.
– декабрь 2020г.
Заведующий
Старший
воспитатель,
рабочие группы
6.
Повышение профессиональной
компетентности педагогов ДОУ по
работе с детьми с ОВЗ.
постоянно в
течение всего
времени
реализации
программы
Заведующий
Старший
воспитатель,
педагог-
психолог
7.
Реализация образовательных
сентябрь 2019-
Специалисты
17
программ с учетом обновленного
методического комплекта.
2020 г.
ДОУ
8.
Организация познавательно-
исследовательской деятельности,
использование технологии
проектной деятельности и
деятельностного подхода в развитии
детей.
постоянно в
течение всего
времени
реализации
программы.
Заведующий
Старший
воспитатель
педагог-
психолог
9.
Изучение, обобщение и
распространение передового опыта
по использованию проектно-
исследовательской деятельности
постоянно в
течение всего
времени
реализации
программы.
Администрация,
рабочая группа.
10.
Вовлечение родителей в
организацию проектно-
исследовательской деятельности.
постоянно в
течение всего
времени
реализации
программы
Специалисты
ДОУ
11
Проведение исследования по
изучению потребностей и интересов
детей и родителей в дополнительном
образовании
2019 год
Специалисты
ДОУ
2 этап. Мероприятия по реализации подпрограммы: 2019 – 2023 г.
Совершенствование содержания образования, образовательных
программ, направленных на развитие творческого потенциала детей.
№ Мероприятия
Срок
Ответственный
1.
Оборудовать место использования
ИКТ для презентации результатов
своей деятельности.
2019-2020 г.
Администрация
ДОУ.
Специалисты ДОУ
2.
Оборудование спортивной
площадки на территории ДОУ
2019 -2020 г.
Администрация
ДОУ.
3.
Проведение Мастер-классов,
деловых игр,
Практикум «Разработка
групповых проектов.
2019-2023 г.
Старший
воспитатель
Специалисты ДОУ
4.
Организовать систематическую
игровую, познавательную,
исследовательскую и творческую
активность всех воспитанников,
2019-2023 г.
Старший
воспитатель
Специалисты ДОУ
18
экспериментирование с
доступными детям материалами (в
том числе с песком и водой) и
другими материалами в
соответствии с перспективным
планом для каждой возрастной
группы.
6.
Оборудование методического
кабинета, обеспечить
пространство для комфортной
работы педагогических
работников, презентации своего
педагогического опыта.
2019-2020 г.
Администрация
ДОУ.
7.
Систематизировать и обновить
содержание конспектов НОД с
учетом ФГОС по всем возрастным
группам.
2019-2020 г.
Администрация
ДОУ, рабочая
группа.
Специалисты
ДОУ.
8.
Активно использовать
проектный метод формирования у
дошкольников ключевых
компетентностей,
способствующий приобретению
дошкольниками опыта в той или
иной деятельности.
В течение всего
времени
реализации
программы.
Администрация
ДОУ, рабочая
группа.
Специалисты
ДОУ.
9.
Создание дидактических
комплексов, позволяющих
оптимизировать процесс
формирования ключевых
компетенций дошкольников -
конструирование, творческая
лаборатория, игротека.
2019г.- 2020 г.
Администрация
ДОУ, рабочая
группа.
Специалисты
ДОУ.
10. Разработать диагностический
инструментарий по определению
уровней развития детей на всех
этапах.
2019- 2020 г.
Администрация
ДОУ, педагог-
психолог
11. Повышение качества образования
через повышение
информационной культуры и
активное использование
информационных технологий.
2019- 2020 г.
Старший
воспитатель
Специалисты ДОУ
12. Создать условия для
участия детей и педагогов в
В течение всего
Администрация
ДОУ, рабочая
19
конкурсах разного уровня.
проекта
группа.
Специалисты ДОУ
14. Участие родителей в совместных
проектах и исследовательской
деятельности:
2019- 2023 г.
Старший
воспитатель,
рабочая группа,
Специалисты ДОУ
3 этап. Мероприятия по реализации подпрограммы:
2023г. завершающий: подведение итогов, обобщение опыта работы,
определение перспектив на будущее.
№ Мероприятия
Срок
Ответственный
1.
Создание информационных
буклетов по проектам
В течение
всего проекта
Старший воспитатель,
Специалисты ДОУ
2.
Создание мониторинга освоения
инновационного проекта
В течение
всего проекта
Старший воспитатель,
Специалисты ДОУ
3.
Мониторинг удовлетворенности
всех участников
инновационного проекта
2020 г.
Старший воспитатель
Специалисты ДОУ
4.
Обобщение опыта работы по
реализации проекта
В конце 2020
г.
Старший воспитатель,
специалисты ДОУ
5.
Подготовка материалов
инновационного проекта к
публикации.
В конце 2020
г.
Старший воспитатель,
Специалисты ДОУ
Прогнозируемые результаты реализации программы:
Повышение уровня профессиональных компетентностей педагогов в
использовании проектной деятельности и деятельностного подхода в
образовании;
создание современной предметно-развивающей среды в группах;
20
повышение качества образования при формировании ключевых
компетенций дошкольников, способствующих успешному обучению
ребенка в начальной школе, в условиях интеграции усилий семьи и
детского сада в соответствии с ФГОС;
повышение уровня профессиональных компетенций педагогов в работе с
детьми с ОВЗ.
Ориентирами оценки деятельности ДОУ в работе с семьей служат
следующие критерии:
-активность субъектов взаимодействия, предполагающая интерес, желание
участвовать в совместной деятельности, способность ее инициировать,
поддерживать и развивать;
-способность реализовывать учреждением и семьей полноценную
субъектную позицию: предоставление свободы выбора и действий,
ответственность и самостоятельность;
-результативность взаимодействия: степень достижения поставленных целей,
эффективность достижения результата, оптимальность соотношения
приложенных усилий и полученных результатов, удовлетворенность
участвующих сторон процессом и результатами совместной деятельности;
-продуктивность взаимодействия: видимые результаты совместной
деятельности ДОУ и семьи, помощь семьи в развитии ДОУ, вклад
учреждения в развитие семьи;
-удовлетворенность субъектов взаимодействия: отсутствие конфликтных и
стрессовых ситуаций, соблюдение принципа «не навреди» по отношению к
физическому и психическому здоровью участников взаимодействия.
Прогнозируемые результаты:
создание позитивного «образа ближайшего будущего» для уверенного
вхождения родителей и детей в мир школы;
оптимальный уровень готовности детей к успешному и
систематическому обучению в школе;
педагогическая компетентность родителей в аспекте готовности и
адаптации детей к школьному обучению;
готовность родителей к постоянному повышению уровня
педагогического образования;
21
нахождение эффективных форм и современного содержания
взаимодействия педагогов и родителей.
Ожидаемые результаты
Мы предполагаем, что в результате реализации Программы развития должны
произойти существенные изменения в следующих направлениях:
1.
Освоение новой образовательной программы, изменение ООП
учреждения с включением ее в основную часть.
2.
Рост личностных достижений всех участников образовательного
процесса.
3.
Развитие педагогического потенциала.
Реализация приоритетных направлений Программы позволит создать:
инновационный потенциал и климат в педагогическом коллективе,
включенность педагогов в экспериментальную и поисковую
деятельность;
качественно, эффективно и продуктивно реализовать образовательную
программу и улучшить систему физкультурно-оздоровительной работы в
ДОУ с учетом личных потребностей детей, родителей, педагогов;
совершенствовать систему мониторинга;
создать продуктивное взаимодействие педагогического, родительского и
детского сообщества;
обновить содержание и технологии дошкольного образования;
построить динамичную, безопасную развивающую среду.
3. Целевая подпрограмма «Здоровьесбережение и обеспечение
безопасного пребывания детей в ДОУ».
Цели:
В соответствии с ФГОС к основной общеобразовательной
программе дошкольного образования:
1.
Формирование у детей интереса и ценностного отношения к занятиям
физической культурой, гармоничное физическое развитие через
22
решение следующих специфических задач:
- развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости,
выносливости и координации);
накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение
основными движениями);
- формирование у воспитанников потребности в двигательной активности
и физическом совершенствовании
2.
Обеспечение охраны здоровья детей и формирования основы культуры
здоровья через решение следующих задач:
- сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
- воспитание культурно-гигиенических навыков;
- формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
3.
В соответствии с программой развития ДОУ повысить компетентности
родителей по решению вопросов физического развития и сохранения
здоровья детей, готовности, способности и потребности в здоровом
образе жизни, соблюдение слухового режима.
4.
Повышение уровня безопасности детского сада.
Ценность качества образовательного процесса для ДОУ напрямую связано с
ценностью ребенка. Стремление построить образовательный процесс в
соответствии с индивидуальными потребностями и возможностями ребенка
означает для ДОУ с одной стороны бережное отношение к ребенку (его
здоровью, его интересам, его возможностям), с другой стороны
профессиональное создание оптимальных условий для его
физического развития в воспитательно-образовательном процессе и
в дополнительном образовании.
АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ.
Критерии
Показатели
Средства
Сроки
Исполнители
23
контроля
1.Физическое
развитие
Состояние
физического
здоровья
Медицински
й осмотр
1.При
поступлении в
ДОУ ежегодно
Врач-педиатр,
Узкие
специалисты
Физическая
подготовленность
Контрольные
занятия
Сентябрь, май
ежегодно
Педагоги ДОУ
2.Психологи-
ческая
подготовлен-
ность
Сформированность
волевых
показателей
Контрольные
занятия
2 раза в год
Педагог-
психолог
Психологическая
подготовленность
Контрольные
занятия
Сентябрь, май
ежегодно
Педагог
психолог
Перспективные направления развития дошкольного учреждения по
следующим направлениям:
моделирование воспитательно-образовательного процесса на основе
организации разнообразной деятельности по физическому воспитанию,
направленной на формирование ключевых компетенций дошкольников;
совершенствование стратегии и тактики построения развивающей среды
детского сада, способствующей самореализации ребенка в разных видах
физкультурной культуры;
построение дифференцированных подходов для
повышения профессионального уровня всех категорий работников по
вопросам физической культуры охраны жизни и здоровья детей;
создание условий для различных видов двигательной активности детей в
соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями;
формирование представления о здоровом образе жизни;
развитие у детей навыков личной гигиены; использование разнообразных
форм организации двигательной активности детей;
создание условий для физического и психологического благополучия
детей, предупреждение травматизма, физических и эмоциональных
перегрузок, приводящих к переутомлению;
формирование представления о влиянии окружающей среды на человека.
Мероприятия по реализации подпрограммы: 2019 - 2023 г.
№п\п Мероприятия
Срок
Ответственный
24
1.
Постоянно действующий семинар:
«Здоровьесберегающие технологии,
их применение в рамках ФГОС»
2019-2020 г.
Старший
воспитатель
рабочая группа.
2.
Внедрение новых
здоровьесберегающих технологий во
всех образовательных областях.
2019-2020 г.
Старший
воспитатель
рабочая группа
3.
Проведение ежегодной
диспансеризации детей, посещающих
ДОУ;
Проведение профилактических
прививок и осмотров, выявление
нарушений развития детей на раннем
этапе.
ежегодно
Врач, медсестра
4.
Проведение ежегодного мониторинга
состояния здоровья детей.
ежегодно
Врач, медсестра
5.
Улучшение качества питания,
контроль над организацией питания
ежегодно
Администрация.
Врач, медсестра
6.
Контроль со стороны врача и
заведующего за проведением
оздоровительных,
профилактических мероприятий:
закаливающих мероприятий;
витаминотерапия;
ароматерапия;
бассейн.
ежегодно
Врач, медсестра,
инструктор по
плаванию
7.
Укрепление материальной базы в
группах по физическому развитию
детей, (оборудование спортплощадки
и прогулочных участков малыми
формами)
2019-2020 г.
Администрация
ДОУ, родители.
8.
Разработка и реализация системы мер
по предупреждению ЧС и повышению
устойчивости функционирования
детского сада в чрезвычайных
ситуациях.
2019-2020 г.
Администрация
ДОУ.
Критерии реализации программы:
- повышение результативности воспитательно-образовательного процесса.
25
-повышение профессиональной компетентности педагогов.
4. Целевая подпрограмма
«Планирование и организация работы с детьми с ограниченными
возможностями здоровья».
Проблема: в обществе всегда существовали дети с ограниченными
возможностями здоровья. Государством и образовательными учреждениями
не уделялось должного внимания таким детям. В последние годы эта позиция
в корне изменилась.
Цель: успешная психолого-педагогическая адаптация к специализированным
условиям ДОУ ребенка с ОВЗ, приспособление к жизни и возможная
интеграция в общество.
Задачи:
1.
Социально-эмоциональное развитие ребенка с ОВЗ:
формировать представления о частях собственного тела;
формировать общение взрослого с ребенком, их сотрудничество;
формировать адекватное поведение;
формировать у ребенка интерес к игрушкам, предметам.
2.
Формирование общения, развитие речи.
3.
Развитие крупной (общей) моторики и пространственной ориентации.
4.Развитие мелкой (тонкой) моторики и зрительно - двигательной
координации.
5.
Развитие познавательной деятельности (когнитивное развитие).
6.
Развитие навыков самообслуживания.
7.
Просвещение родителей в вопросах социально-психологической
адаптации детей с ОВЗ.
8.
Психологическая диагностика.
Эффективность педагогической технологии, направленной на
социально-психологическую адаптацию и формирование социально-бытовых
навыков у детей с ОВЗ, окажется существенно выше, если будет включать в
26
себя процесс реализации адаптированных основных образовательных
программ.
Мероприятия по реализации программы 2019-2023 г.г.
Ожидаемый результат
Разработка эффективных адаптированных индивидуальных программ
сопровождения детей с ОВЗ. Социализация детей, вовлечение всех членов
образовательного процесса в реализацию программ.
VI. Условия реализации приоритетных направлений
Программы
27
№ Мероприятия
Срок
Ответственный
1.
Разработка и реализация
направлений по обучению
педагогов и специалистов по
составлению адаптированных
основных образовательных
программ для детей с ОВЗ
2019-2023
Администрация
Педагог-
психолог
2.
Целевое обучение родителей
современным аспектам
взаимодействия со своим ребенком.
2019- 2023
Администрация,
специалисты
ДОУ
3.
Диагностическая работа
В течение всей
программы.
Специалисты
ДОУ
5.
Коррекционно - развивающая
работа
В течение всей
программы.
Специалисты
ДОУ
6.
Информационно – просветительская
работа
В течение всей
программы
Специалисты
ДОУ
7.
Система комплексного психолого –
медико-педагогического
сопровождения
В течение всей
программы
Специалисты
ДОУ
Оценка результатов
8.
Создание системы эффективного
контроля.
ежегодно
Администрация
ДОУ
Род. комитет
Организационные
Организация временных творческих групп для реализации
Программы развития;
Внесение изменений и дополнений в ООП;
Обсуждение Программы с родительской общественностью.
Кадровые
Расширение деятельности по распространению опыта в системе
образования района, социальных сетях Интернета, участие педагогов в
конкурсах разного уровня;
обеспечение высокого уровня личностного и творческого потенциала
всех сотрудников детского сада;
расширение вариативной системы непрерывного повышения
квалификации кадров;
поиск новых форм стимулирования успешной профессиональной
деятельности и творческой инициативы, прогнозирование
положительных результатов.
Материально-технические
Совершенствование пространственно – развивающей, безопасной и
здоровьесберегающей среды помещений и участков;
Дидактическое и методическое оснащение основной
образовательной программы и программ дополнительного образования;
пополнение спортивного оборудования и технического оснащения;
Разработка современных программ по оснащению и реконструкции групп
и кабинетов;
Оформление помещений с учетом инновационных технологий дизайна и
современных санитарно-гигиенических, безопасных и психолого-
педагогических требований.
Социально-культурные
Расширение сотрудничества с социальными партнерами и
социокультурными центрами;
Формирование «открытого образовательного пространства МКДОУ» –
развитие социальных образовательных сетей как способа обмена
информацией, кооперирования ресурсов и возможностей для реализации
28
образовательных проектов, реального влияния на процессы
развития МКДОУ в целом;
обновление форм сотрудничества с родителями воспитанников;
охват всех желающих родителей (посещающих и не посещающих детские
сады) услугами по вопросам воспитания и образования детей раннего
возраста.
Прогнозируемый результат
1.
Сформированность ведущих характеристик личности ребенка:
самостоятельности, активности, любознательности, целеустремленности,
коммуникативности, самооценки;
2.
Снижение детской заболеваемости, повышение сопротивляемости
организма ребенка, приобщение к здоровому образу жизни, укрепление
физического здоровья воспитанников.
3.
Улучшение психического здоровья воспитанников, снижение детской
агрессивности, конфликтности, тревожности, эмоциональная активность
детей.
4.
Обновление содержания и технологий воспитательно-образовательного
процесса с детьми, повышение качества образования.
5.
Сформированность у детей познавательных способностей через
внедрение исследовательской и проектной деятельности.
6.
Совершенствование предметно-пространственной развивающей среды
ДОУ.
7.
Обновление управляющей системы ДОУ;
8.
Повышение компетентности и уровня профессионального мастерства
педагогов.
9.
Расширение взаимодействия с социокультурным пространством.
10.Расширение альтернативных форм дошкольного образования: открытие
виртуального консультативного пункта.
11.Развитие материально-технической базы в соответствии с современными
требованиями.
12.Увеличение числа педагогических работников с первой и высшей
квалификационной категорией.
13.Внедрение в работу дошкольного учреждения здоровьесберегающих,
терапевтических технологий.
29