Авторы: Отрощенко Елена Григорьевна, Погонялкина Татьяна Сергеевна
Должность: воспитатели ВКК
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 14»
Населённый пункт: Челябинская обл., г. Миасс
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Конспект непосредственной образовательной деятельности по теме «Достопримечательности города Миасс» (Старший дошкольный возраст)ьная общеразвивающая программа по продуктивной деятельности) «Волшебная мастерская»
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 14»
Конспект непосредственной образовательной
деятельности
по теме «Достопримечательности города Миасс»
(Старший дошкольный возраст)
Авторы – составители:
Отрощенко Е. Г., воспитатель ВКК
Погонялкина Т. С., воспитатель ВКК
г. Миасс,
2022 г.
«Достопримечательности города Миасс»
Цель:
Создание условий для нравственно - патриотического воспитания
дошкольников.
Задачи:
1.
Воспитывать у детей чувства любви, патриотизма к своему родному
городу.
2.
Формировать и обогащать представления детей о достопримечательностях
своего города.
3.
Развивать
внимание,
память
связную
речь
детей,
обогащать
и
активизировать словарь детей.
4.
Развивать познавательный интерес к историческому прошлому г. Миасс,
творческие способности.
5.
Развивать коммуникативные навыки и положительный эмоциональный
настрой на общение.
6.
Развивать фантазию, инициативность.
Оборудование:
Фотографии достопримечательностей города Миасс.
Фотографии с изображением минералов, животных, растений Южного
Урала, Таганайских гор.
Презентация «Наш родной город Миасс».
Ноутбук, мультимедийная установка.
Ход занятия
Дети заходят в зал под «Гимн Миасса» (слова О. Антоновой, музыка Ю.
Мамонтова).
СЛАЙД 2
Полина Что мы родиной зовем?
Край, в котором мы растём,
И берёзки, вдоль которых,
Взявшись за руки, идём.
Что мы родиной зовём?
Солнце в небе голубом.
И душистый, золотистый
Хлеб за праздничным столом.
Что мы родиной зовём?
Край, где мы с тобой живём. (В. Степанов)
Воспитатель: Ребята, скажите, в какой стране мы живем? СЛАЙД 3
Как называется столица нашей Родины? (Москва) СЛАЙД 4
Воспитатель: У нас в стране есть много красивых городов. А как, называется
наш город? (Миасс) СЛАЙД 5
Воспитатель: Как можно назвать людей, живущих в нашем городе? (Миасцы).
СЛАЙД 6 Правильно!
ТИМУР Там, где небо заливает синью
Зеркала бесчисленных озёр,
В золотой и солнечной долине
Вырос город у Ильменских гор. СЛАЙД 7
Воспитатель: И сегодня мы собрались, чтобы отметить день рождения нашего
города. 18 ноября нашему городу исполнилось 247лет
Воспитатель:
Заповедный городок
И уютный городок
На Урале есть у нас,
Назван в честь реки - ……… (дети отвечают: «Миасс!»). СЛАЙД 8
Воспитатель: Вот и наш город, Миасс тоже находится на Урале (показать на
карте Челябинской области). СЛАЙД 9
Воспитатель: Это было очень давно, когда не было ещё самолётов и поездов,
люди ездили на лошадях. Приехал в эти края купец и начал строить завод
медеплавильный, так как в земле обнаружили много меди. Вокруг завода стали
строить дома, так и появился наш город.
А слово Миасс произошло по легенде вот как: «Проходил по этим местам
Емельян Пугачёв с войском. Послал в разведку он башкирина и русского. Они
поехали на лошадях. И вот перед ними разлилась река. Башкирин назвал её
«Ми», а русский сказал : «Ас». А вместе получилось – Миасс. С тех пор и
называют реку и город Миасс.
Воспитатель: Немало стихов и песен сложено про наш город. Какой же он?
Давайте расскажем о нашем городе и поздравим его стихами.
СЛАЙД 10
ЯНА «На свете есть красивых мест немало,
Но среди них считают без прикрас
В чудесном ожерелии Урала
Воистину жемчужиной – Миасс…
ДИМА, Край наш в солнечной долине не узнавши не понять.
Хвойный лес одетый в иней и пером не описать!
Летом дождь на всю неделю пасмурно в такие дни.
Но с каким же наслаждением в лес мы ходим по грибы.
АРИНА Чтобы полюбить природу и себя в ней ощутить
Окунись в речную воду выйди рыбку поудить.
Подивись пушистой ели и дыханию лесов
Слушай песню свиристелей отдохни в тени садов.
Без прикрас здесь восхищают, холмы, реки и поля.
Красотой родного края каждый день любуюсь я!
АРСЕНИЙ Мой любимый город Миасс, ты красивый, просто класс!
Тургояк, сосновый бор, много рек, озер и гор.
Заповедные леса, в них таятся чудеса:
Драгоценные металлы, камни, горные кристаллы
И красивый изумруд, славят город наш вокруг.
Я люблю свои края, это родина моя!
Рада я, что здесь живу, не во сне, а наяву!
СТАС Чудо город.
Что за чудо? Что за город?
Это наш родной Миасс!
Здесь и Лось, что нам так дорог,
Тургояк и УРАЛаз.
А еще у нас в Миассе
Есть Ильменский заповедник,
Парк фигур с огромной скрепкой,
Краеведческий музей.
Ты взрослей и процветай,
Радуй нас своей красой,
Поздравленья принимай
Город наш ты золотой!
Воспитатель: Наш город расположен на реке Миасс, у подножия Ильменских
гор. У него есть свой герб. Давайте посмотрим на него. Что там изображено?
Дети: лось. СЛАЙД 11
Воспитатель: «Ребята, а вы знаете, что у каждого города есть своя символика,
свой герб и свой флаг? Кто является символом нашего города? (ответы детей).
Правильно, ребята. Основная фигура герба - золотой лось - животное,
символизирующее свободу, независимость и достоинство, он показывает
готовность идти вперед, преодолевая трудности и препятствия.
В нашем городе добывалось много золота. Именно поэтому на гербе нашего
города изображён лось золотым и стоит на золотых горах. У нашего города, как
и у нашей страны, есть свой гимн,
Скалы показывают Уральские горы,
соединившие Европу и Азию, их красоту, величие, богатство недр.
Флаг Миасса повторяет символику герба города. СЛАЙД 12
Воспитатель: Вы знаете, что такое достопримечательность? (ответы детей). Есть
ли в нашем городе места, которыми мы гордимся и с удовольствием показываем
жителям других городов и стран? (ответы детей).
Воспитатель: ребята, давайте вместе назовём эти места (перечисляют…..). Это
и озеро Тургояк, Ильменский заповедник, памятник первому Уральскому
автомобилю, краеведческий музей, мемориал «Скорбящая мать».
Воспитатель:
Молодцы ребята. Очень много достопримечательностей вы
назвали. А давайте мы с вами их немного поподробнее поговорим.
А сейчас я предлагаю вам совершить путешествие по нашему городу и увидеть
некоторые достопримечательности Миасса.
Отправляемся на экскурсию по родному городу. Поехали. представим, что мы
садимся в троллейбус и едем. СЛАЙД 13
Воспитатель: Ну, вот мы приехали в …?
Краеведческий музей города Миасса.
В роскошном дворце,
Средь старинных домов,
Жил богатый купец – Егор Симонов.
Теперь этот дом памятник исторический,
Приглашает гостей в музей краеведческий. СЛАЙД 14
Воспитатель: Ребята, а кто из вас был в Краеведческом музее? (ответы детей).
Что вам больше всего запомнилось? Медведь - уникальнейший и самый
узнаваемый экспонат музея, вот уже много десятилетий он приветствует
посетителей у самого входа.
В краеведческом музее можно узнать об основании нашего города, деятельности
медеплавильного завода и историей о добычи золота в Миасской долине,
побывать в башкирской юрте и избе мастерового, пройтись по улице
старого Миасса и заглянуть в торговые дома, а также ознакомиться с
деятельностью горных инженеров и увидеть продукцию пилозубного завода.
При входе на второй этаж вы увидите громадные кости вымерших животных -
представителей эпохи мамонтов. Здесь же иллюстрации и пояснительные тексты,
столь необходимые любознательному зрителю. В музее специально для
посетителей была открыта научно — краеведческая библиотека. СЛАЙД 15-23
Воспитатель: Так же в музее представлены предметы быта прошлого. Я вам
загадаю загадки о предметах прошлого, а вы угадайте, что это. СЛАЙД 24-33
Маленькая собачка
Свернувшись лежит,
Не кусает,
Не лает,
А в дом не пускает. (Замок)
Стоит столб,
Горит свет,
А углей нет. (Свеча)
На стене висит, болтается,
За него всяк хватается. (Полотенце)
Четыре брата
Под одной шляпой стоят. (Стол)
Есть спина,
А не лежит,
Четыре ноги,
А не ходит,
Но всегда стоит
И всем сидеть велит. (Стул)
Языка нет,
А правду скажет. (Зеркало)
Бегал бегунок
Да шмыг в уголок. (Веник)
Три братца
Пошли на реку купаться,
Два купаются,
Третий на берегу валяется. (Ведра, коромысло)
Всех кормлю с охотою,
А сама безротая. (Ложка)
Идет пароход
То взад, то вперед,
А за ним такая гладь —
Ни морщинки не видать. (Утюг)
Воспитатель: Ну что, едем дальше? Куда мы приехали? СЛАЙД 35
ЛИЗА: Ильменский заповедник
Здесь у нас музей природы
У подножья Ильменских гор.
Здесь увидишь ты красоты,
Что хранятся до сих пор.
Много разных тут зверей,
Минералов и камней.
Воспитатель: Ребята, а кто из вас бывал в музее Ильменского государственного
заповедника? А что там есть? (ответы детей). СЛАЙД 36-37
Ильменский государственный заповедник является одним из пяти самых
крупных
геолого-минералогических
музеев
нашей
страны.
Это
гордость
нашего города. Здесь можно увидеть минералы и горные породы, разные виды
животного и растительного мира в разные времена года.
Ильменский государственный заповедник название свое получил от горного
хребта Ильменского. Так же называется и одно из местных озер.
В заповеднике живет очень много животных.
Земля заповедная, значит, неприкосновенная. Вход и въезд в заповедную зону
запрещен! На ней нельзя охотиться на птицу и зверя, ловить рыбу в озерах,
собирать в лесах грибы и ягоды, рубить деревья, разводить костры и главное —
добывать минералы. А вот полюбоваться величием и щедрой красотой
неповторимой уральской природы, подивиться ее богатствам можно, посмотреть
есть на что. Недаром ученые говорят: «Кто в Ильменах не бывал, тот Урала не
видал».
Воспитатель: А сейчас мы поиграем в игру «Угадай животное». СЛАЙД 38-43
Воспитатель: Едем дальше. Открываем глаза и мы приехали в … Куда мы
приехали?
Следующая достопримечательность – это памятник первому Уральскому
автомобилю. Автомобильный завод «Урал». СЛАЙД 45-46
Вот завод – УралАЗ,
Он прославил наш Миасс.
На заводе делают «Уралы» -
Грузовые автомобили,
Чтобы болота, топи и канавы,
Они без страха проходили.
Воспитатель: С конвейера он сошел 8 июля 1944 года. СЛАЙД 47
У него была деревянная кабина, сварные гнутые крылья. Первая партия этих
автомобилей в 1944 году была отправлена на фронт, а в сентябре того же года с
конвейера сошел 1000 — ый автомобиль.
Воспитатель: Едем дальше. И мы приехали на … Куда мы приехали?
СЛАЙД 48-50
ВИКА: Приезжая к нам в Миасс,
Тургояк здесь встретит вас.
И предложит освежиться
Свежей чистою водицей…
Озеро Тургояк – это одно из красивейших и чистейших озер Урала. Озеро
признано памятником природы.
Дно озера каменистое. Где-то оно покрыто мелкой галькой, а где-то большими
булыжниками. Берега Тургояка высокие и крутые. Озеро окружают горы и
хвойные леса.
Имеется 6 островов. Самый крупный из них остров «Веры»
является археологическим музеем под открытым небом. СЛАЙД 51-52
На острове Веры расположен целый комплекс археологических памятников.
- Почему Тургояк называют «жемчужиной Урала»? Оно внесено в список
ценнейших водоемов мира. Озеро Тургояк – одно из самых глубоких озер
нашего края, занимает первое место в Челябинской области по чистоте и составу
воды. Вода в озере целебная, насыщенная кислородом, почти свободна от
растительности. Озеро богато рыбой. СЛАЙД 53-55
Ребята, скажите, а вы были на озере Тургояк? Что вы там делали? (ответы детей).
ЕРЁМА Мой любимый город, класс –
Называется Миасс!
Здесь есть озеро большое –
Очень чистое такое.
Туристы лето всё спешат,
Отдохнуть у нас хотят,
И горы здесь Уральские –
Самые прекрасные!
МАРК А леса, а леса – заповедные места:
Есть и звери, есть и птица,
Самородки и водица –
Бьёт ключом из – под земли,
Чтобы путники могли
Жажду свою утолить
И водицу ту испить.
Есть заводы и больницы,
В общем, есть чем нам гордиться!
Воспитатель: Ребята, ещё Миасс славится тем, что расположен в Золотой
долине, которую окружают уральские горы. Вы слышали, наверно, про горы
Таганай? (ответы детей). СЛАЙД 56
Немало легенд сложено про них. В одной из таких легенд говорится, что в
далекие времена на территории Таганая жили великаны. Самый главный из них
владел большим богатством, драгоценными камнями и у него было три сына. Его
сыновья решили украсть это богатство, они сложили камни в мешок и убежали.
Мешок был дырявым и все камни с него рассыпались по Уралу, пока они
бежали. Отец искал сыновей и плакал, он так долго лил слезы, что вокруг
образовались реки. Луна спустилась ему на плечи, чтобы утешить, а он окаменел
и его слезы стали каменными реками. От этого и произошло название горы
«Таганай». Сыновья тоже окаменели и стали камнями-останцами в тех местах.
Самая высокая гора Таганая – «Круглица» СЛАЙД 57
Называется она так из-за округлой формы, а ее северная часть имеет плоскую
площадку на поверхности.
Вторая вершина по высоте Большого Таганая – это «Откликной гребень».
СЛАЙД 58
Своё название она получила за многократное эхо и за форму гребня, похожего
на спину дракона.
- Уникальное природное явления «Таганая» - каменные реки. СЛАЙД 59
Они представляют собой каменные глыбы, которые словно капли застыли в
потоке. Самая длинная река из камней составляет приблизительно 4-6
километров. Состоят реки из кварцита – авантюрин.
Воспитатель: Хочу я вас научить очень интересной игре в которую любили
играть на Урале. Это
Башкирская
народная
игра
«
»
Юрта
Развивающая задача: развивать умение ориентироваться в пространстве.
Организация игры. В игре участвуют четыре подгруппы детей, каждая из
которых образует круг по углам площадки. В центре каждого круга стоит стул,
на котором повешен платок с национальным узором. Взявшись за руки, все идут
четырьмя кругами переменным шагом и поют:
«Мы, веселые ребята, соберемся все в кружок. Поиграем, и попляшем, и
помчимся на лужок.»
На мелодию без слов ребята переменным шагом перемещаются в общий круг. По
окончании музыки они быстро бегут к своим стульям, берут платок и натягивают
его над головой в виде шатра (крыши), получается юрта.
Методические приемы: рассматривание картины с изображением юрты –
старинное
жилище
башкирского
народа.
Рассматривание
башкирского
орнамента на платочках.
Дополнительные рекомендации: с окончанием музыки надо быстро подбежать
к своему стулу и образовать юрту. Выигрывает группа детей, первой
построившая юрту.
Материал: платочки с башкирским орнаментом, картинка с изображением
юрты, 4 стула.
Воспитатель: Едем дальше…
В Миассе располагается мемориал, посвященный погибшим жителям города
Миасса на фронтах Великой Отечественной Войны. . СЛАЙД 61
На стенах мемориала высечены фамилии погибших воинов.
В центре мемориала находится скульптурная «Скорбящая мать», перед которой
горит вечный огонь. В любую погоду в глазах Матери стоят слезы. В специально
сделанных углублениях на лице женщины собирается дождевая вода и не
высыхает даже в солнечный день.
- Едем дальше
Воспитатель: а еще у нас с вами в городе есть такая достопримечательность как
парк гигантских фигур «Бюрократ». В этом можно увидеть канцелярскую кнопку
с 2-х метровым диаметром СЛАЙД 63, линейку-ростомер высотой два с
половиной метра СЛАЙД 64 , четырехметровые ножницы . СЛАЙД 65,
девятиметровую скрепку СЛАЙД 66 , циркуль . СЛАЙД 67.
Также, рядом с каждым предметом написана «родословная» о том, кто и когда
придумал этот предмет. Лавочки в этом парке тоже особые. Одни стилизованы
под линейки, другие — под наборы карандашей. В этом необычном парке есть
и «Дерево желаний». СЛАЙД 68
Воспитатель: Ребята, а кто из вас там был? Что вам там запомнилось больше
всего?
Воспитатель: едем дальше… . СЛАЙД 70-72
И вот мы попали в мини-парк сказочных фигур с персонажами любимых сказок
и мультфильмов, который украсил сквер у дома № 2 на улице Жуковского.
Воспитатель: Дети, я очень рада, что вы хорошо знаете свой город. И сейчас я
хочу от вас услышать хорошие слова о нашем городе. Какой он? (ответы детей).
Наш город (красивый, светлый, чистый, зелёный, любимый, дорогой, родной,
гостеприимный и т. д.)
Воспитатель: Посмотрите, сколько хороших, добрых и ласковых слов вы
сказали своему любимому городу. Вы, действительно, его любите и бережете.
Ведь будущее зависит от вас, ребята, от того, как сильно вы любите свою
Родину, что хорошего сможете для нее сделать, когда станете взрослыми
людьми.
Воспитатель: И снова ночь
Уходит прочь.
Над золотой долиной светится восток.
И новый день,
Свой новый день
Встречает мой Миасс, мой Каменный Цветок.
Воспитатель: А в конце, ребята, мне бы хотелось сказать следующее. Любите и
уважайте свой город, цените и никогда не забывайте. Ведь Миасс – это ваш
родной город!
Воспитатель: А теперь возвращаемся обратно в детский сад. СЛАЙД 74