Напоминание

Конспект непосредственной образовательной деятельности по теме «Достопримечательности города Миасс» (Старший дошкольный возраст)ьная общеразвивающая программа по продуктивной деятельности) «Волшебная мастерская»


Авторы: Отрощенко Елена Григорьевна, Погонялкина Татьяна Сергеевна
Должность: воспитатели ВКК
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 14»
Населённый пункт: Челябинская обл., г. Миасс
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Конспект непосредственной образовательной деятельности по теме «Достопримечательности города Миасс» (Старший дошкольный возраст)ьная общеразвивающая программа по продуктивной деятельности) «Волшебная мастерская»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 14»

Конспект непосредственной образовательной

деятельности

по теме «Достопримечательности города Миасс»

(Старший дошкольный возраст)

Авторы – составители:

Отрощенко Е. Г., воспитатель ВКК

Погонялкина Т. С., воспитатель ВКК

г. Миасс,

2022 г.

«Достопримечательности города Миасс»

Цель:

Создание условий для нравственно - патриотического воспитания

дошкольников.

Задачи:

1.

Воспитывать у детей чувства любви, патриотизма к своему родному

городу.

2.

Формировать и обогащать представления детей о достопримечательностях

своего города.

3.

Развивать

внимание,

память

связную

речь

детей,

обогащать

и

активизировать словарь детей.

4.

Развивать познавательный интерес к историческому прошлому г. Миасс,

творческие способности.

5.

Развивать коммуникативные навыки и положительный эмоциональный

настрой на общение.

6.

Развивать фантазию, инициативность.

Оборудование:

Фотографии достопримечательностей города Миасс.

Фотографии с изображением минералов, животных, растений Южного

Урала, Таганайских гор.

Презентация «Наш родной город Миасс».

Ноутбук, мультимедийная установка.

Ход занятия

Дети заходят в зал под «Гимн Миасса» (слова О. Антоновой, музыка Ю.

Мамонтова).

СЛАЙД 2

Полина Что мы родиной зовем?

Край, в котором мы растём,

И берёзки, вдоль которых,

Взявшись за руки, идём.

Что мы родиной зовём?

Солнце в небе голубом.

И душистый, золотистый

Хлеб за праздничным столом.

Что мы родиной зовём?

Край, где мы с тобой живём. (В. Степанов)

Воспитатель: Ребята, скажите, в какой стране мы живем? СЛАЙД 3

Как называется столица нашей Родины? (Москва) СЛАЙД 4

Воспитатель: У нас в стране есть много красивых городов. А как, называется

наш город? (Миасс) СЛАЙД 5

Воспитатель: Как можно назвать людей, живущих в нашем городе? (Миасцы).

СЛАЙД 6 Правильно!

ТИМУР Там, где небо заливает синью

Зеркала бесчисленных озёр,

В золотой и солнечной долине

Вырос город у Ильменских гор. СЛАЙД 7

Воспитатель: И сегодня мы собрались, чтобы отметить день рождения нашего

города. 18 ноября нашему городу исполнилось 247лет

Воспитатель:

Заповедный городок

И уютный городок

На Урале есть у нас,

Назван в честь реки - ……… (дети отвечают: «Миасс!»). СЛАЙД 8

Воспитатель: Вот и наш город, Миасс тоже находится на Урале (показать на

карте Челябинской области). СЛАЙД 9

Воспитатель: Это было очень давно, когда не было ещё самолётов и поездов,

люди ездили на лошадях. Приехал в эти края купец и начал строить завод

медеплавильный, так как в земле обнаружили много меди. Вокруг завода стали

строить дома, так и появился наш город.

А слово Миасс произошло по легенде вот как: «Проходил по этим местам

Емельян Пугачёв с войском. Послал в разведку он башкирина и русского. Они

поехали на лошадях. И вот перед ними разлилась река. Башкирин назвал её

«Ми», а русский сказал : «Ас». А вместе получилось – Миасс. С тех пор и

называют реку и город Миасс.

Воспитатель: Немало стихов и песен сложено про наш город. Какой же он?

Давайте расскажем о нашем городе и поздравим его стихами.

СЛАЙД 10

ЯНА «На свете есть красивых мест немало,

Но среди них считают без прикрас

В чудесном ожерелии Урала

Воистину жемчужиной – Миасс…

ДИМА, Край наш в солнечной долине не узнавши не понять.

Хвойный лес одетый в иней и пером не описать!

Летом дождь на всю неделю пасмурно в такие дни.

Но с каким же наслаждением в лес мы ходим по грибы.

АРИНА Чтобы полюбить природу и себя в ней ощутить

Окунись в речную воду выйди рыбку поудить.

Подивись пушистой ели и дыханию лесов

Слушай песню свиристелей отдохни в тени садов.

Без прикрас здесь восхищают, холмы, реки и поля.

Красотой родного края каждый день любуюсь я!

АРСЕНИЙ Мой любимый город Миасс, ты красивый, просто класс!

Тургояк, сосновый бор, много рек, озер и гор.

Заповедные леса, в них таятся чудеса:

Драгоценные металлы, камни, горные кристаллы

И красивый изумруд, славят город наш вокруг.

Я люблю свои края, это родина моя!

Рада я, что здесь живу, не во сне, а наяву!

СТАС Чудо город.

Что за чудо? Что за город?

Это наш родной Миасс!

Здесь и Лось, что нам так дорог,

Тургояк и УРАЛаз.

А еще у нас в Миассе

Есть Ильменский заповедник,

Парк фигур с огромной скрепкой,

Краеведческий музей.

Ты взрослей и процветай,

Радуй нас своей красой,

Поздравленья принимай

Город наш ты золотой!

Воспитатель: Наш город расположен на реке Миасс, у подножия Ильменских

гор. У него есть свой герб. Давайте посмотрим на него. Что там изображено?

Дети: лось. СЛАЙД 11

Воспитатель: «Ребята, а вы знаете, что у каждого города есть своя символика,

свой герб и свой флаг? Кто является символом нашего города? (ответы детей).

Правильно, ребята. Основная фигура герба - золотой лось - животное,

символизирующее свободу, независимость и достоинство, он показывает

готовность идти вперед, преодолевая трудности и препятствия.

В нашем городе добывалось много золота. Именно поэтому на гербе нашего

города изображён лось золотым и стоит на золотых горах. У нашего города, как

и у нашей страны, есть свой гимн,

Скалы показывают Уральские горы,

соединившие Европу и Азию, их красоту, величие, богатство недр.

Флаг Миасса повторяет символику герба города. СЛАЙД 12

Воспитатель: Вы знаете, что такое достопримечательность? (ответы детей). Есть

ли в нашем городе места, которыми мы гордимся и с удовольствием показываем

жителям других городов и стран? (ответы детей).

Воспитатель: ребята, давайте вместе назовём эти места (перечисляют…..). Это

и озеро Тургояк, Ильменский заповедник, памятник первому Уральскому

автомобилю, краеведческий музей, мемориал «Скорбящая мать».

Воспитатель:

Молодцы ребята. Очень много достопримечательностей вы

назвали. А давайте мы с вами их немного поподробнее поговорим.

А сейчас я предлагаю вам совершить путешествие по нашему городу и увидеть

некоторые достопримечательности Миасса.

Отправляемся на экскурсию по родному городу. Поехали. представим, что мы

садимся в троллейбус и едем. СЛАЙД 13

Воспитатель: Ну, вот мы приехали в …?

Краеведческий музей города Миасса.

В роскошном дворце,

Средь старинных домов,

Жил богатый купец – Егор Симонов.

Теперь этот дом памятник исторический,

Приглашает гостей в музей краеведческий. СЛАЙД 14

Воспитатель: Ребята, а кто из вас был в Краеведческом музее? (ответы детей).

Что вам больше всего запомнилось? Медведь - уникальнейший и самый

узнаваемый экспонат музея, вот уже много десятилетий он приветствует

посетителей у самого входа.

В краеведческом музее можно узнать об основании нашего города, деятельности

медеплавильного завода и историей о добычи золота в Миасской долине,

побывать в башкирской юрте и избе мастерового, пройтись по улице

старого Миасса и заглянуть в торговые дома, а также ознакомиться с

деятельностью горных инженеров и увидеть продукцию пилозубного завода.

При входе на второй этаж вы увидите громадные кости вымерших животных -

представителей эпохи мамонтов. Здесь же иллюстрации и пояснительные тексты,

столь необходимые любознательному зрителю. В музее специально для

посетителей была открыта научно — краеведческая библиотека. СЛАЙД 15-23

Воспитатель: Так же в музее представлены предметы быта прошлого. Я вам

загадаю загадки о предметах прошлого, а вы угадайте, что это. СЛАЙД 24-33

Маленькая собачка

Свернувшись лежит,

Не кусает,

Не лает,

А в дом не пускает. (Замок)

Стоит столб,

Горит свет,

А углей нет. (Свеча)

На стене висит, болтается,

За него всяк хватается. (Полотенце)

Четыре брата

Под одной шляпой стоят. (Стол)

Есть спина,

А не лежит,

Четыре ноги,

А не ходит,

Но всегда стоит

И всем сидеть велит. (Стул)

Языка нет,

А правду скажет. (Зеркало)

Бегал бегунок

Да шмыг в уголок. (Веник)

Три братца

Пошли на реку купаться,

Два купаются,

Третий на берегу валяется. (Ведра, коромысло)

Всех кормлю с охотою,

А сама безротая. (Ложка)

Идет пароход

То взад, то вперед,

А за ним такая гладь —

Ни морщинки не видать. (Утюг)

Воспитатель: Ну что, едем дальше? Куда мы приехали? СЛАЙД 35

ЛИЗА: Ильменский заповедник

Здесь у нас музей природы

У подножья Ильменских гор.

Здесь увидишь ты красоты,

Что хранятся до сих пор.

Много разных тут зверей,

Минералов и камней.

Воспитатель: Ребята, а кто из вас бывал в музее Ильменского государственного

заповедника? А что там есть? (ответы детей). СЛАЙД 36-37

Ильменский государственный заповедник является одним из пяти самых

крупных

геолого-минералогических

музеев

нашей

страны.

Это

гордость

нашего города. Здесь можно увидеть минералы и горные породы, разные виды

животного и растительного мира в разные времена года.

Ильменский государственный заповедник название свое получил от горного

хребта Ильменского. Так же называется и одно из местных озер.

В заповеднике живет очень много животных.

Земля заповедная, значит, неприкосновенная. Вход и въезд в заповедную зону

запрещен! На ней нельзя охотиться на птицу и зверя, ловить рыбу в озерах,

собирать в лесах грибы и ягоды, рубить деревья, разводить костры и главное —

добывать минералы. А вот полюбоваться величием и щедрой красотой

неповторимой уральской природы, подивиться ее богатствам можно, посмотреть

есть на что. Недаром ученые говорят: «Кто в Ильменах не бывал, тот Урала не

видал».

Воспитатель: А сейчас мы поиграем в игру «Угадай животное». СЛАЙД 38-43

Воспитатель: Едем дальше. Открываем глаза и мы приехали в … Куда мы

приехали?

Следующая достопримечательность – это памятник первому Уральскому

автомобилю. Автомобильный завод «Урал». СЛАЙД 45-46

Вот завод – УралАЗ,

Он прославил наш Миасс.

На заводе делают «Уралы» -

Грузовые автомобили,

Чтобы болота, топи и канавы,

Они без страха проходили.

Воспитатель: С конвейера он сошел 8 июля 1944 года. СЛАЙД 47

У него была деревянная кабина, сварные гнутые крылья. Первая партия этих

автомобилей в 1944 году была отправлена на фронт, а в сентябре того же года с

конвейера сошел 1000 — ый автомобиль.

Воспитатель: Едем дальше. И мы приехали на … Куда мы приехали?

СЛАЙД 48-50

ВИКА: Приезжая к нам в Миасс,

Тургояк здесь встретит вас.

И предложит освежиться

Свежей чистою водицей…

Озеро Тургояк – это одно из красивейших и чистейших озер Урала. Озеро

признано памятником природы.

Дно озера каменистое. Где-то оно покрыто мелкой галькой, а где-то большими

булыжниками. Берега Тургояка высокие и крутые. Озеро окружают горы и

хвойные леса.

Имеется 6 островов. Самый крупный из них остров «Веры»

является археологическим музеем под открытым небом. СЛАЙД 51-52

На острове Веры расположен целый комплекс археологических памятников.

- Почему Тургояк называют «жемчужиной Урала»? Оно внесено в список

ценнейших водоемов мира. Озеро Тургояк – одно из самых глубоких озер

нашего края, занимает первое место в Челябинской области по чистоте и составу

воды. Вода в озере целебная, насыщенная кислородом, почти свободна от

растительности. Озеро богато рыбой. СЛАЙД 53-55

Ребята, скажите, а вы были на озере Тургояк? Что вы там делали? (ответы детей).

ЕРЁМА Мой любимый город, класс –

Называется Миасс!

Здесь есть озеро большое –

Очень чистое такое.

Туристы лето всё спешат,

Отдохнуть у нас хотят,

И горы здесь Уральские –

Самые прекрасные!

МАРК А леса, а леса – заповедные места:

Есть и звери, есть и птица,

Самородки и водица –

Бьёт ключом из – под земли,

Чтобы путники могли

Жажду свою утолить

И водицу ту испить.

Есть заводы и больницы,

В общем, есть чем нам гордиться!

Воспитатель: Ребята, ещё Миасс славится тем, что расположен в Золотой

долине, которую окружают уральские горы. Вы слышали, наверно, про горы

Таганай? (ответы детей). СЛАЙД 56

Немало легенд сложено про них. В одной из таких легенд говорится, что в

далекие времена на территории Таганая жили великаны. Самый главный из них

владел большим богатством, драгоценными камнями и у него было три сына. Его

сыновья решили украсть это богатство, они сложили камни в мешок и убежали.

Мешок был дырявым и все камни с него рассыпались по Уралу, пока они

бежали. Отец искал сыновей и плакал, он так долго лил слезы, что вокруг

образовались реки. Луна спустилась ему на плечи, чтобы утешить, а он окаменел

и его слезы стали каменными реками. От этого и произошло название горы

«Таганай». Сыновья тоже окаменели и стали камнями-останцами в тех местах.

Самая высокая гора Таганая – «Круглица» СЛАЙД 57

Называется она так из-за округлой формы, а ее северная часть имеет плоскую

площадку на поверхности.

Вторая вершина по высоте Большого Таганая – это «Откликной гребень».

СЛАЙД 58

Своё название она получила за многократное эхо и за форму гребня, похожего

на спину дракона.

- Уникальное природное явления «Таганая» - каменные реки. СЛАЙД 59

Они представляют собой каменные глыбы, которые словно капли застыли в

потоке. Самая длинная река из камней составляет приблизительно 4-6

километров. Состоят реки из кварцита – авантюрин.

Воспитатель: Хочу я вас научить очень интересной игре в которую любили

играть на Урале. Это

Башкирская

народная

игра

«

»

Юрта

Развивающая задача: развивать умение ориентироваться в пространстве.

Организация игры. В игре участвуют четыре подгруппы детей, каждая из

которых образует круг по углам площадки. В центре каждого круга стоит стул,

на котором повешен платок с национальным узором. Взявшись за руки, все идут

четырьмя кругами переменным шагом и поют:

«Мы, веселые ребята, соберемся все в кружок. Поиграем, и попляшем, и

помчимся на лужок.»

На мелодию без слов ребята переменным шагом перемещаются в общий круг. По

окончании музыки они быстро бегут к своим стульям, берут платок и натягивают

его над головой в виде шатра (крыши), получается юрта.

Методические приемы: рассматривание картины с изображением юрты –

старинное

жилище

башкирского

народа.

Рассматривание

башкирского

орнамента на платочках.

Дополнительные рекомендации: с окончанием музыки надо быстро подбежать

к своему стулу и образовать юрту. Выигрывает группа детей, первой

построившая юрту.

Материал: платочки с башкирским орнаментом, картинка с изображением

юрты, 4 стула.

Воспитатель: Едем дальше…

В Миассе располагается мемориал, посвященный погибшим жителям города

Миасса на фронтах Великой Отечественной Войны. . СЛАЙД 61

На стенах мемориала высечены фамилии погибших воинов.

В центре мемориала находится скульптурная «Скорбящая мать», перед которой

горит вечный огонь. В любую погоду в глазах Матери стоят слезы. В специально

сделанных углублениях на лице женщины собирается дождевая вода и не

высыхает даже в солнечный день.

- Едем дальше

Воспитатель: а еще у нас с вами в городе есть такая достопримечательность как

парк гигантских фигур «Бюрократ». В этом можно увидеть канцелярскую кнопку

с 2-х метровым диаметром СЛАЙД 63, линейку-ростомер высотой два с

половиной метра СЛАЙД 64 , четырехметровые ножницы . СЛАЙД 65,

девятиметровую скрепку СЛАЙД 66 , циркуль . СЛАЙД 67.

Также, рядом с каждым предметом написана «родословная» о том, кто и когда

придумал этот предмет. Лавочки в этом парке тоже особые. Одни стилизованы

под линейки, другие — под наборы карандашей. В этом необычном парке есть

и «Дерево желаний». СЛАЙД 68

Воспитатель: Ребята, а кто из вас там был? Что вам там запомнилось больше

всего?

Воспитатель: едем дальше… . СЛАЙД 70-72

И вот мы попали в мини-парк сказочных фигур с персонажами любимых сказок

и мультфильмов, который украсил сквер у дома № 2 на улице Жуковского.

Воспитатель: Дети, я очень рада, что вы хорошо знаете свой город. И сейчас я

хочу от вас услышать хорошие слова о нашем городе. Какой он? (ответы детей).

Наш город (красивый, светлый, чистый, зелёный, любимый, дорогой, родной,

гостеприимный и т. д.)

Воспитатель: Посмотрите, сколько хороших, добрых и ласковых слов вы

сказали своему любимому городу. Вы, действительно, его любите и бережете.

Ведь будущее зависит от вас, ребята, от того, как сильно вы любите свою

Родину, что хорошего сможете для нее сделать, когда станете взрослыми

людьми.

Воспитатель: И снова ночь

Уходит прочь.

Над золотой долиной светится восток.

И новый день,

Свой новый день

Встречает мой Миасс, мой Каменный Цветок.

Воспитатель: А в конце, ребята, мне бы хотелось сказать следующее. Любите и

уважайте свой город, цените и никогда не забывайте. Ведь Миасс – это ваш

родной город!

Воспитатель: А теперь возвращаемся обратно в детский сад. СЛАЙД 74



В раздел образования