Напоминание

"Выявление и сопровождение одаренных детей на уроках музыки"


Автор: Валяева Марина Ильинична
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МБОУ СОШ №6
Населённый пункт: Республика Татарстан
Наименование материала: статья
Тема: "Выявление и сопровождение одаренных детей на уроках музыки"
Раздел: среднее образование





Назад




Пояснительная записка

«Человек, обладающий врожденным талантом,

испытывает величайшее счастье тогда,

когда использует этот талант».

Иоганн Вольфганг Гете

Долгое время одаренность рассматривали, как божественный дар и лишь в

середине XIX века сформировалось представление о наследственной природе

этого дара. Ребёнок рождается на свет с определенными способностями.

Задача родителей вовремя заметить и направить развитие этих способностей

в нужном направлении. Чрезвычайно важно дать таланту поддержку и опору,

подтолкнуть его к росту и совершенствованию. Развитие одарённой

личности, индивидуальных способностей и интеллектуальнотворческого

потенциала ребенка в большой степени зависит от педагогов. Не случайно

это становится одной из главных задач в системе общего образования.

Федеральные стандарты делают акцент на деятельный подход в

образовательном процессе, т.е. готовность быть автором, творцом и

активным созидателем своей жизни, максимально использовать свои

способности, уметь ставить цель, искать способы её достижения, делать

свободный выбор и быть ответственным за него.

Одаренные дети – это дети, которые выделяются яркими, очевидными,

иногда выдающимися достижениями (имеют внутренние предпосылки для

таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Поддержка способных и одаренных детей осуществляется в соответствии

с принципами:

соблюдения прав ребенка;

охраны здоровья детей;

учета возрастных и индивидуальных особенностей детей;

комплексного подхода к выявлению признаков одаренности у детей и

развитию их творческого потенциала;

активного сотрудничества с социальными партнерами и участниками

образовательного процесса.

В настоящее время учеными и практиками стала осознаваться

необходимость специально организованного обучения одаренных детей и

целенаправленной работы по выявлению и развитию их потенциала.

Введение

В настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме

одаренности, к проблемам выявления, обучения и развития одаренных детей.

Одаренность

сейчас

определяется

как

способность

к

выдающимся

достижениям

в

любой

социально

значимой

сфере

человеческой

деятельности, а не только в академической области. Одаренность следует

рассматривать как достижение и как возможность достижения. Смысл

утверждения в том, что нужно принимать во внимание и те способности,

которые уже проявились, и те, которые могут проявиться.

Детский возраст – период становления способностей, личности и бурных

интегративных процессов в психике. Уровень и широта интеграции

характеризует формирование и зрелость самого явления – одаренности. Их

интенсивность или, напротив, остановка определяют динамику развития

одаренности.

Не

так

давно

считалось,

что

все

дети

равны

и

в

интеллектуальном плане, и в эмоциональном. Надо только научить их

думать, сопереживать, решать сложные логические задачи. Однако опыт

современной

школы

показывает,

что

существуют

различия

между

учениками. Выделяются дети с более развитым интеллектом, чем у их

сверстников, со способностями к творчеству, с умением классифицировать,

обобщать, находить взаимосвязи. Они постоянно находятся в поиске ответа

на

интересующие

их

вопросы,

любознательны,

проявляют

самостоятельность,

активны.

Наиболее способные дети

нуждаются в

нагрузке, которая была бы под стать их умственным силам.

Выражение «одарённые дети» употребляется весьма широко. Если

ребёнок обнаруживает необычные успехи в учении или творческих занятиях,

значительно превосходит сверстников, его могут называть одарённым. В

последние годы проблема различий между детьми по одарённости «вышла из

тени» и вызывает большой интерес. Несомненны реальность и значимость

этой проблемы.

Актуальность темы.

Выявление, поддержка, развитие и социализация

одаренных детей становится одной из приоритетных задач современного

образования. Недостаточное раскрытие музыкально-одаренных детей и

неполноценное их развитие, с одной стороны, снижает интеллектуальный и

культурный потенциал нашей страны, а с другой стороны, создает проблемы

для самих одаренных детей, так как и ребенок не может реализоваться в

полной мере.

Одаренные дети нуждаются в особом воспитании, специальных,

индивидуальных

учебных

программах,

специально

подготовленных

учителях, специальных школах. Но существует возможность и другого

решения — не удалять одаренного ребенка из естественной для него среды,

обучать и воспитывать, не выводя его из круга обычных сверстников, создав

условия для развития и реализации его выдающихся возможностей. Следует

поддерживать творческую среду, обеспечивать возможность самореализации

учащимся каждой общеобразовательной школы.

В динамичном, быстро меняющемся мире общество значительно чаще

переосмысливает социальный заказ школе, корректирует или коренным

образом изменяет цели и задачи школьного образования. Сейчас необходимы

люди, мыслящие не шаблонно, умеющие искать новые пути решения

предложенных задач, находить выход из проблемной ситуации. Степень

исследованности

темы.

Развитие

и

реализация

одаренной

личности

становится главной задачей в системе музыкального образования.

Среди научных трудов, посвященных данной теме, выделим следующие:

Берлянчик

М.М.

«Проблемы

одаренности»

(1983г.),

Берменская

Г.В.

«Одаренные дети» (1991г.), Лейтес Н.С. «Возрастная одаренность и

индивидуальные различия» (2003г.), «Психология одаренности детей и

подростков» под ред. Лейтес Н.С. (1996г.), Панкова О.М., Гвоздева О.В.

«Воспитание музыкального мышления одарённых детей» (1994), Терасье

Ж.К. «Сверходаренные дети» (1999г.). Много ценного в разработку

проблемы внесли такие исследователи, как Л.С. Выготский, В.Н. Дружинин,

Н.В. Хазратова, Д.К. Кирнарская, И.Н. Семенов, Б.М. Теплов. Эта тема

рассматривается и на страницах периодических изданий.

Анализ теории и практики организации работы с одаренными учащимися

позволил выявить изменение традиционных методов преподавания. Поиск

наиболее результативных путей воспитания и обучения должен быть основан

на понимании общих закономерностей формирования и совершенствования

музыкальных способностей, развития исполнительской техники, воспитания

художественного мышления.

Целью данной работы является рассмотрение методов и приемов

выявления и развития музыкально-одаренных детей в общеобразовательной

школе в условиях урочной деятельности.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

1. Дать характеристику понятий «одаренность» и «одаренные дети»;

2. Изучить особенности проявления у детей музыкальной одаренности;

3. Рассмотреть виды работы с одаренными детьми на уроке музыки и во

внеурочной деятельности.

Объектом работы является музыкальная одаренность.

Предмет

работы – развитие музыкальной одаренности у детей в

общеобразовательной школе.

Методы при написании работы: изучение научной литературы и анализ

опыта работы с музыкально-одаренными детьми в общеобразовательном

учреждении.

Научная новизна исследования заключается в комплексном рассмотрении

различных методов, приемов и форм работы по развитию музыкальных

способностей детей в рамках учебного процесса (учебной и внеурочной

деятельности) в общеобразовательной школе.

Воспитание и развитие одаренных и талантливых детей является

важнейшим условием формирования творческого потенциала общества,

развития науки и культуры, всех областей производства и социальной жизни.

Музыкальный руководитель приступая к организации работы с

одаренными детьми оказывается перед рядом проблем:

выбор метода выявления детей с выраженной музыкальностью;

подбор методов и приёмов развития музыкальных способностей, а так

же обеспечения реализации творческого потенциала таковых детей.

Задачи работы с одаренными детьми :

Образовательные:

Формирование

у

учащихся

вокальных

навыков

(правильное

и

естественное звукоизвлечение, певческое дыхание, верная артикуляция,

четкая дикция, мягкая атака звука, чистая интонация и т.д.).

Формирование навыка адекватного и выразительного исполнения

современной отечественной и зарубежной, эстрадной и джазовой вокальной

музыки.

Приобщение к концертной деятельности (участие в конкурсах и

фестивалях детского творчества).

Приобретение и расширение знаний (основы музыкальной и вокальной

грамотности, основы физиологии голосового аппарата, основы законов

сцены, основы физиологии речевого, опорно-двигательного и дыхательного

аппарата, знакомство детей с образцами мировой вокальной музыки).

Расширение знаний учащихся о музыкальной грамоте и искусстве

вокала, различных жанрах и стилевом многообразии вокального искусства,

выразительных средствах, особенностях музыкального языка.

Формирование вокальной культуры как неотъемлемой части духовной

культуры.

Развивающие:

Обучение приемам самостоятельной работы, самоконтроля.

Организация творческой деятельности, самообразования.

Развитие пластической выразительности.

Развитие чувства ритма и координации движений.

Развитие музыкального слуха, чувства ритма, певческого голоса,

музыкальной

памяти

и

восприимчивости,

способности

сопереживать,

творческого воображения.

Помочь учащимся овладению практическими умениями и навыками в

вокальной деятельности.

Воспитательные:

Создание базы для творческого мышления детей.

Развитие их активности и самостоятельности обучения.

Воспитание у учащихся уважения и признания певческих традиций,

устойчивого интереса к вокальному искусству.

Формирование

общей

культуры

личности

ребенка,

способной

адаптироваться в современном обществе.

Развитие личностных коммуникативных качеств.

Построение

учебного

процесса,

способствующего

не

только

сохранению, но и укреплению, а также совершенствованию здоровья детей.

Укрепление голосового аппарата, увеличение объема дыхания.

Развитие и совершенствование тонкой артикуляционной моторики и

четких кинестетических движений.

Создание комфортного психологического климата, благоприятной

ситуации успеха.

Владение способами саморегуляции поддержки здорового образа

жизни.

Выявление и сопровождение одаренных детей на уроках

музыки

Одарённый ребёнок – это ребенок, который выделяется яркими,

очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние

предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Одаренность – это системное, развивающееся в течении жизни качество

психики, которое определяет возможность достижения человеком более

высоких,

незаурядных

результатов

в

одном

или

нескольких

видах

деятельности по сравнению с другими людьми.

В практике часто встречаются такие дети, но если найти к ним

правильный подход, то можно достичь в развитии их способностей больших

успехов.

Одаренность состоит из различных способностей. Остановимся на

музыкальных

способностях

ребенка.

Музыкальные

способности,

в

существующей

общей

психологической

классификации,

относятся

к

специальным, то есть таким, которые необходимы для успешных занятий и

определяются самой природой музыки как таковой. Музыкально-одаренный

ребенок выделяется из общего коллектива учащихся, находящихся в классе.

Такие дети эмоционально восприимчивы к музыке. Как правило, у них

вырабатываются

свои

музыкальные

предпочтения.

Свои

приоритеты.

Некоторые произведения им нравятся, и они готовы слушать их снова и

снова, а к другим они равнодушны.

Одним из методов выявления в классе одаренных детей является

наблюдение. При подходе к одаренному ребенку нельзя обойтись без

наблюдений за его индивидуальными проявлениями. Чтобы судить об его

одаренности, нужно выявить то сочетание психологических свойств, которое

присуще именно ему, то есть, нужна целостная характеристика, получаемая

путем разносторонних наблюдений. Преимущество наблюдения и в том, что

оно может происходить в естественных условиях, когда наблюдателю может

открыться немало тонкостей.

Существует естественный эксперимент, когда, например, на уроке или на

занятиях кружка, организуется нужная для исследования обстановка, которая

является для ребенка совершенно привычной и, когда он может и не знать,

что за ним специально наблюдают.

Признаки одаренности ребенка важно наблюдать и изучать в развитии.

Для их оценки требуется достаточно длительное прослеживание изменений,

наступающих при переходе от одного возрастного периода к другому. Такое

исследование называется лонгитюдным. Лонгитюдным (англ. Longitude –

долгота) называется исследование, в котором изучается одна и та же группа

объектов (в психологии – людей) в течении времени, за которое эти объекты

успевают существенным образом поменять какие-либо свои значимые

признаки.

На что должен обратить внимание педагог при работе с музыкально-

одаренными детьми? Прежде всего, надо постараться создать на уроке

благоприятную моральную атмосферу взаимопонимания. Во время общения

на уроках и внеурочной деятельности, педагогу необходимо постоянно

стимулировать ребенка к творчеству во всех направлениях. По своей природе

детское творчество синтетично и часто носит импровизационный характер.

Оно дает возможность значительно полнее судить об индивидуальных

особенностях и своевременно выявить способности у детей. К примеру, во

время проведения распевок или физкультминуток (в младшей школе) можно

предложить любому ребенку придумать свое упражнение и предложить его

исполнить всему классу. Здесь каждый ребенок может раскрыть свои

способности, и музыкальные (исполняя мелодию после прослушивания а

cappela), и театральные (изображая образы героев литературного источника

сюиты), и художественные (изображая на листе бумаги с помощью красок

свои, возникшие в воображении, образы героев и цветовые ощущения).

Б.М. Теплов отмечает, «что раннее вовлечение детей в творческую

деятельность полезно для общего развития, и вполне отвечает потребностям

и

возможностям

ребенка».

При

занятиях

творческой

деятельностью

развиваются творческие способности. Способности – это то, что не сводится

к

знаниям

и

навыкам,

но

обеспечивает

их

быстрое

приобретение,

закрепление и эффектное использование на практике. Только благодаря

постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями, идет

непрерывный процесс поддержки и развития способностей у детей.

Основные музыкальные способности, которые необходимо развивать у

детей:

- эмоциональный отклик на музыку – способность чувствовать характер,

настроение музыкального произведения;

- способность к переживанию в форме музыкальных образов;

- способность к творческому восприятию музыки;

- музыкальный слух – способность вслушиваться, сравнивать оценивать

наиболее яркие средства музыкальной выразительности;

-

ладовое

чувство

способность

чувствовать

эмоциональную

выразительность звуковысотного движения;

- чувство ритма – способность активно-двигательного переживания музыки,

ощущение его воспроизведения.

Комплекс музыкальных способностей в совокупности с общими

способностями (творческим воображением, вниманием, волей и т. д.),

образуют музыкальную одаренность.

Методы, применяемые для развития музыкальных способностей:

- метод наблюдения за музыкой;

- метод сопереживания;

- метод моделирования художественного творческого процесса;

- метод интонационно стилевого постижения музыки.

Хоровое пение является эффективнейшим средством воспитания не

только эстетического вкуса, но и инициативы, фантазии, творческих

способностей

детей,

оно

наилучшим

образом

содействует

развитию

музыкальных способностей (певческого голоса, чувства ритма, музыкальной

памяти), развитию певческих навыках, содействует росту интереса к музыке,

повышает эмоциональную и вокально-хоровую культуру. Вокальная и

хоровая техника совершенствуется в результате систематической, упорной

работы над различным по форме и содержанию песенным материалом.

В современном образовании так мало уделяется времени проблеме

выявления и работы с одарёнными детьми в любой области. И многие даже

совсем забыли одну важную истину, что нет детей не одарённых. Скорее

педагогам, не всегда хватает времени и наблюдательности для того, чтобы

выявить определённые способности у детей и начать их развивать в

правильном направлении. Ведь не всегда ребёнок может проявить свои

способности сам, активно их демонстрируя.

Задача же педагогов, состоит в том, чтобы в различных видах

деятельности, используемых на уроках помочь ребёнку раскрыть свои

способности в чём-либо, и потом направить его внимания в ту область

деятельности, в которой способности ребёнка проявились бы с большей

силой. Творчески подходя к развитию различных способностей у детей,

педагог сможет помочь любому ребёнку реализовать себя в будущем как

яркую, творчески – одарённую личность.

В.А. Сухомлинский говорил: «Только эмоциональное пробуждение

разума дает положительные результаты в работе с детьми», и если вдуматься

в эти слова, то наверно никто не сможет отрицать, что человек живет,

опираясь на различные эмоции, а значит, и развивать способности ребенка

нужно, тоже опираться на них, чтобы это были, лишь положительные

эмоции.

Типы одаренности.

Учитель легче всего видит и наиболее высоко оценивает так называемый

интеллектуальный

тип

одаренности.

Именно

этих

учеников

учителя

называют «умными», «толковыми», сообразительными. Именно их называют

«светлыми головами» и «надеждой школы». Эти школьники, как правило,

обладают весьма значительными, глубокими знаниями, очень часто они

умеют самостоятельно их получать – сами читают сложную литературу,

могут даже критически отнестись к тем или иным источникам. Ученики

этого типа одаренности точно и глубоко анализируют учебный и внеучебный

материал, нередко склонны к философскому осмыслению материала.

Несколько отличается от интеллектуального тип одаренности, который

принято называть «академическим». При этом типе одаренности достаточно

высокий интеллект тоже имеет место, однако на первый план выходят

особые способности именно к обучению. Учащиеся этого типа одаренности

прежде всего умеют блестяще усваивать, то есть учиться. Особенности их

познавательной

сферы

(мышления,

памяти,

внимания),

некоторые

особенности их мотивации таковы, что делают учение для них достаточно

легким , а в ряде случаев даже приятным.

Еще один тип одаренности, не представляющий при диагностике особого

труда для учителей, – это художественный тип. Этот вид одаренности, как

правило,

проявляется

в

высоких

достижениях

в

художественной

деятельности

музыке,

танце,

живописи,

скульптуре,

сценической

деятельности. Учитель должен видеть эти способности, содействовать их

развитию.

Креативный тип. Главная особенность этого типа одаренности

выражается в нестандартности мышления, в особом, часто непохожем на

других взгляде на мир, в том, что поэт назвал «лица необщим выраженьем».

Этот тип одаренности с большим трудом обнаруживается в школьной

практике, так как стандартные школьные программы не дают возможности

этим детям выразить себя.

Еще один тип одаренности, который учителю сравнительно легко

увидеть, но очень и очень нелегко принять именно как вид одаренности, –

это так называемая лидерская, или социальная одаренность. Синонимом

этого

является

выражение

«организаторские

способности».

Такая

одаренность характеризуется способностью понимать других людей, строить

с ними конструктивные отношения, руководить ими.

Важным условием полноценного обучения является разнообразие

организационных форм.

Нетрадиционные формы обучения музыке. Так каким же должен быть

современный урок? Как сделать урок лучше? Эти вопросы волнуют каждого

творческого педагога.

Наиболее устойчивой и широко распространенной в школьной практике

оказалась классно-урочная система обучения. А основной формой обучения

и в настоящее время является урок. Ему присущи такие основные признаки:

определенные временные рамки занятий, твердо установленное расписание,

организация учебной работы над одним и тем же материалом.

Урок как актуальная форма обучения, благодаря Я. Каменскому,

используется в образовательных системах разных стран уже белее трехсот

лет.

Современное

обучение

должно

учитывать,

как

специфичность

современной культуры, так и специфичность мировосприятия современного

ученика. Конструируя современный урок, не следует упускать из виду того,

что наш ученик – это личность, хранящая значительную часть знаний о мире

в разрозненном виде, образной форме.

Из всего выше изложенного можно сделать вывод, что урок представляет

собой эффективную форму обучения, которая оправдывает себя уже более

трехсот

лет.

Это

та

форма,

которая

помогает

учителям

решать

педагогические проблемы. Однако урок, в его обычном понимании, не

является единственной формой организации учебной работы.

В настоящее время продолжаются поиски путей развития и

совершенствования организационных форм обучения. К ним можно отнести

нетрадиционные формы обучения в школе.

В ходе обсуждения реформирования российского образования все

основные дискуссии идут вокруг полноценного образования. По словам И. Я.

Лернера, важным условием полноценного обучения является разнообразие

организационных форм. Инновационная деятельность учителей по пути

совершенствования процесса обучения и привела в своё время к созданию

нетрадиционных форм обучения.

В настоящее время термин «нетрадиционный» получил довольно широкое

распространение.

Это

«нетрадиционная

медицина»,

«нетрадиционные

подходы в экономике», «нетрадиционные политические взгляды» и др.

особое место в этом перечне мы отводим» нетрадиционным формам»

организации учебного процесса.

В толковом словаре В. Даля традиционный от латинского означает

условно

принятый,

обычный.

Следовательно,

нетрадиционный

это

необычный. Если мы говорим о формах, то имеем в виду необычные формы

организации учебного процесса. Появление таковых форм обосновано

развитием, совершенствованием урочной формы. Вариантность формы ведет

за собой изменение временных, аудиторных рамок, а может касаться только

построением урока. То есть нетрадиционные формы организации учебного

процесса

могут

соответствовать

стандартным

временным

рамкам,

проводиться в той же аудитории, что и обычный урок, а необычность такого

занятия проявляется в форме построения и ведения урока, которая основана

на творческом воображении ребят и фантазии учителя.

Для многих учителей рамки традиционного урока оказываются тесными, и

они ищут пути выхода за его пределы, совершенствуя учебный процесс.

Когда учитель стремится сделать занятия ярким эмоциональным, донести

учебный материал до каждого учащегося, опираясь на непроизвольное

внимание, а самих учащихся активизировать на творческий процесс, тогда,

как правило, и возникают нетрадиционные формы: урок-сказка, урок-

путешествие, урок-диспут, экскурсии.

Форма обучения может иметь различную внешнюю структуру в

зависимости от задач и методов, используемых на уроке. Наиболее

устойчивой и широко распространенной является классно-урочная система и

основной формой обучения является урок (Я.А. Коменский, более 300 лет

назад).

Новаторская деятельность учителей по пути совершенствования процесса

обучения, привела к созданию нетрадиционных форм обучения.

Когда учитель стремится сделать занятия эмоциональным, донести

учебный материал до каждого учащегося, опираясь на непроизвольное

внимание, а самих учащихся активировать на творческий процесс, тогда и

возникают нетрадиционные формы.

Особое место в учебном процессе занимают уроки музыки. Урок музыки –

основная форма организации музыкального воспитания в школе, который

включает разные виды музыкальной деятельности. Для урока музыки

необходима особая эмоциональная атмосфера, что вполне естественно для

урока искусства каковым он является. Несмотря на общие черты, каждый

урок отличается своеобразие и неповторимость. Продумывая эмоциональный

рисунок урока, переход от одного произведения к другому, необходимо

стремиться

поддержать

эмоциональный

настрой,

найти

приемы

переключения внимания учащегося.

Вот некоторые приемлемые нетрадиционные формы обучения на уроке

музыке: - интегрированные уроки: музыка – чтение, музыка - изо, музыка –

труд, музыка – ритмика: а также: урок – путешествие, урок – экскурсия,

КВН,

урок-

игра,

урок

сказка,

урок

концерт.

Урок – КВН – также используется на уроках музыки. Такие уроки, как

правило, проводятся, в основном, в конце учебного года, когда уже

музыкальный багаж достаточно полный. Здесь всё как в настоящем КВНе.

Ребята делятся на две команды, выбирают капитанов, а жюри – это родители,

учащиеся старших классов. Только задания и все конкурсы на музыкальные

темы. Такие уроки доставляют ребятам особое удовольствие и вызывают

большой интерес. А для родителей такие уроки просто открытие. Они иногда

и не подозревают, как много знают их дети о музыке. Какими они могут быть

открытыми и эмоциональными.

Урок-концерт. Разновидность обобщающего урока в конце. Цель его –

наглядно продемонстрировать уровень музыкальной культуры учащихся,

достигнутый в течении учебного года. Урок-концерт необходимо проводить

в торжественной обстановке, в актовом зале школы; при этом возможно

параллельных классов. Строить урок-концерт можно следующим образом.

Вначале учитель рассказывает родителям, учителям о задачах и содержании

музыкальных занятий в учебном году. Слово учителя должно быть ясным,

кратким и увлекательным. Хорошо, если учитель сможет привести примеры,

свидетельствующие об активном, заинтересованном отношении школьников

к урокам музыки в течение года. Затем учитель приглашает в зал учащихся,

которые входят в зал под музыку. На уроке-концерте должны быть

представлены разнообразные по характеру и содержанию произведения,

выученные школьниками в течение года. Это музыка для хорового и

сольного пения, (народная, классическая и современная), предназначенная

для игры в четыре руки с учителем, музыка, включающая музыкально-

ритмические движения. Завершается урок-концерт исполнением песни

вместе с родителями. Это всегда вызывает особый подъем, воодушевление,

что так важно для урока-концерта в целом. «Пусть школьники уйдут с

заключительного урока как с праздника музыки!» - подчеркивается в

программе.

Не менее интересными могут быть урок-сказка, урок-путешествие, урок-

экскурсия и др. нетрадиционные формы.

Таким образом, богатое разнообразие нетрадиционных форм организации

учебного процесса дает возможность каждому учителю реализовать свои

педагогические возможности, проявить творчество, фантазию, раскрыться

самому и открыть для себя своих учеников с совсем новой стороны.

Учебный процесс, дополнительное образование и внеурочная работа,

построенные на принципах непрерывности и интеграции, в конечном итоге,

должны решить одну из сложных задач современной педагогики –

воспитание духовно богатой личности.

Заключение

Детская одаренность — сложное и многоаспектное явление. Однако, как

показал

проведенный

нами

анализ

научной

литературы,

существует

множество подходов к определению «одаренность» и «одаренные дети». В

данной работе за основу мы взяли определение одаренность — это

системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое

определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных,

незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по

сравнению с другими людьми. Одаренные дети выделяются яркими,

очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние

предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Было выявлено, что существуют особенности проявления у детей

музыкальной одаренности. Эти проявления неповторимо индивидуальны, но

они также в значительной степени зависят от возраста, - как по «форме», так

и по «содержанию». Существует три критерия оценки музыкальных

способностей

и

одаренности:

культурно-исторический,

возрастной,

абсолютный.

Итак, феномен музыкальной одаренности представляет собой

сложноорганизованное, многокомпонентное и разноуровневое целое —

системное образование, в котором специальные задатки и способности

индивидуальны, неповторимо сочетаются с общими свойствами, а также с

высшими индивидуально-личностными качествами музыканта.

Для успешного развития музыкально-одаренных детей необходимо знать

основу национальной образовательной стратегии – положения Федерального

государственного образовательного стандарта. Системно-деятельностный

подход,

который

лежит

в

основе

стандартов,

призван

обеспечить

формирование готовности к саморазвитию обучающихся, их активную

учебно-познавательную деятельность, а так же построение образовательного

процесса — с учётом индивидуальных возрастных, психологических и

физиологических особенностей обучающихся. Все это создает условия

(возможности) для работы по развитию одаренности.

Рассматривая и анализируя работу на уроке музыки с точки зрения

выявления

музыкально-одаренных

детей,

современный

урок

и

нетрадиционные формы обучения, а также использование современных

технологий, можно сделать вывод, что обучение одаренных детей имеет

развивающий характер.

На смену традиционным технологиям, ориентированным на передачу

учащемуся знаний – умений – навыков, приходят современные технологии,

всесторонне развивающие способности учащегося.

Рассматривая виды работы во внеурочной деятельности, мы выявили, что

именно она даёт опыт творческого развития, поскольку предоставляет

возможность учащимся попробовать свои силы в разных её формах. Также

она обладает значительными возможностями и для развития индивидуальных

способностей,

даёт

простор

детской

изобретательности

и

фантазии.

Деятельность учителя музыки и детей во внеурочное время осуществляется

на единых принципах и ведёт к главной цели музыкального образования —

воспитанию музыкальной культуры детей как части всей духовной культуры.

Таким образом, работа с одаренными детьми ставит перед учителем

задачи, решение которых требует творческой активности, напряжения всех

сил, проявления его индивидуальности. Учитель, развивая творческий

потенциал школьников, тем самым развивает свои творческие способности,

находит все новые формы работы, которые расширяют интеллектуальные

возможности его учеников. Если учитель активен в своем творческом поиске,

результат не заставит себя долго ждать.

Школьное образование должно обеспечить каждому ребенку достижение

максимально возможного для него уровня развития. Главной целью обучения

и воспитания одаренных детей, наряду с усвоением знаний во всех

предметных областях, является создание условий, обеспечивающих наиболее

полное раскрытие их индивидуальных способностей. Важно побудить и

поддержать

стремление

учащихся

к

проявлению

и

развитию

своих

природных и социально приобретенных возможностей.

Литература

1. Александрова Е.А. Индивидуализация образования: учиться для себя

//Народное образование. 2008. №7. С.243-250.

2. Александрова Е.А., Алешина М.В. Элементы индивидуализации учения //

Школьные технологии. 2003. № 2. С.54-66.

3. Логинова Ю.Н. Понятия индивидуального образовательного маршрута и

индивидуальной

образовательной

траектории

и

проблема

их

проектирования // Библиотека журнала «Методист». 2006. №9. С.4-7.

4.

Бессолицына

Р.,

Ходырев

А.

Индивидуальный

учебный

план:

проектирование, выбор, организация обучения //Директор школы. 2009. №4.

С.58-63.

5. Суднева О.Ю. Одаренные дети: особенности и сложности развития //

Современные исследования социальных проблем. 2012. №11. C.57- 60.

6. Панов В.И. Одаренные дети: выявление – обучение – развитие //

Педагогика. 2001. N 4. С.30-44.

7. Литвак Р.А., Бондарчук Т.В. Закономерности социализации одаренных

детей

в

современных

социокультурных

условиях

//

Современные

исследования социальных проблем. 2012. №1. С. 635-644.

8. Хеллер К.А. Диагностика и развитие одаренных детей и подростков //

Основные современные концепции творчества и одаренности / под ред. Д.Б.

Богоявленской. М.,1997. С. 243-264

9. Липатова В.М. Специфика детской одаренности // Вестник магистратуры.

2014. №3(30). Т.1. С.86-88.

10. Психология одаренности детей и подростков / под ред. Н.С. Лейтеса. М.,

2000.

11. Липатова В.М. Компетентностный подход при работе с одаренными

студентами //Профессионально-личностное развитие преподавателя. 2008.

Доклад

по теме:

«Выявление и сопровождение

одаренных детей на уроках

музыки ».

Выполнила:

Валяева Марина Ильинична

Учитель музыки

МБОУ СОШ №6

г. Бугульма

2022 г.



В раздел образования