Напоминание

«Хлеб - всей жизни голова».


Автор: Крайнова Зоя Петровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ «Новоаксубаевская НОШ».
Населённый пункт: Аксубаевский район, д. Новое-Аксубаево
Наименование материала: Внеклассное мероприятия
Тема: «Хлеб - всей жизни голова».
Раздел: начальное образование





Назад




Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Новоаксубаевская начальная общеобразовательная школа»

Аксубаевского муниципального района Республики Татарстан

Утренник «Хлеб - всей жизни голова».

Ф.И.О. учителя: Крайнова Зоя Петровна

Цель: довести до сознания и сердца детей, что хлеб – это драгоценность и его надо

беречь.

Задачи:

Воспитывать бережное отношение к хлебу;

Познакомить учащихся с тем нелёгким трудом, который связан с выращиванием

хлеба;

Прививать уважение к людям труда.

Оборудование: плакаты о хлебе, иллюстрации, пословицы и поговорки о хлебе, выставка

книг о хлебе, выставка хлебно - булочных изделий.

Ход утренника:

Под звуки песни «Русское поле» (музыка Я. Френкеля, слова И. Гофф) входят учащиеся.

В центре девочка и мальчик в русских костюмах. Девочка держит в руках хлеб – соль.

Девочка: Слава миру на Земле!

Мальчик: Слава хлебу на столе!

Девочка: Если мы хотим кого-то

Встретить с честью и почётом,

Встретить с честью, от души,

С уважением большим,

То гостей таких встречаем

Круглым пышным караваем.

Он на блюде расписном,

С белоснежным рушником.

Мальчик: С караваем соль подносим,

Поклоняясь, отведать просим:

-Дорогой наш гость и друг,

Принимай хлеб-соль из рук!

Учитель: Есть хлеб, будет и песня.

Не зря так говорится. Хлеб всегда был важнейшим продуктом,

Мерилом всех ценностей.

1 ученик: Пышный, мягкий, пропечённый,

Подрумяненный слегка.

Хлеб с горбушкой золочённой

Шёл к тебе издалека.

2 ученик: В каждый дом, на каждый стол

Он пожаловал, пришёл.

В нём здоровье наше, сила,

В нём чудесное тепло;

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло.

3 ученик: В нём земли родимой соки,

Солнца свет весёлый в нём…

Уплетай за обе щёки –

Вырастай богатырём!

Учитель: В наше время люди вырвались в космос, покоряют реки, моря,

океаны, добывают нефть, газ в глубине земли, а хлеб остаётся

хлебом.

4 ученик: Вот он хлебушко душистый.

С хрусткой корочкой витой,

Вот он – тёплый, золотистый,

Словно солнцем налитой!

Учитель: Но как же хлеб попадает к нам на стол? Кто выращивает хлеб?

Дети: Хлеборобы.

5 ученик: А знаете ли вы, чем пахнет хлеб, ломоть ржаного трудового хлеба?

Он пахнет полем, речкой, печью, небом. А главное – работой

пахнет хлеб.

6 ученик:

Выращивать хлеб очень трудное дело. Сначала нужно удобрить поля.

Совхозное поле удобряют с помощью разбрасывателя, который одевается на трактор.

Трактористы помогают друг другу в этом несложном деле. Но для хорошего урожая

нужны не только удобрения.

Что же ещё нужно?

7 ученик: Весной растениям потребуется очень много влаги. Для этого задерживают снег

на полях. Это делают с помощью машины – снегопаха, прицепленной к трактору. А

весной солнце согреет землю, снег растает, будет много влаги, в которой нуждаются

растения.

8 ученик: Весной в поле выходят машины. У человека, ведущего эту машину много

работы: нужно поле вспахать, разрыхлить землю – быстро подготовить её для посева

семян.

Одна пословица гласит: «Весенний день – год кормит». Т. е. чтобы был хороший урожай,

нужно хорошо подготовить землю. Землю пашут на тракторе. Трактор ведёт тракторист.

9 ученик: Пришла горячая пора,

Пора больших забот.

Рокочут в поле трактора,

Весенний сев идёт.

10 ученик: Через некоторое время на поле выезжают другие машины. Это сеялки, на них

работают сеяльщицы. Зёрна падают ровно в землю. В колхозах поля огромные. Только

используя машины, можно быстро засеять их.

11 ученик: Ты не клюй меня, дружок,

Голосистый петушок.

В землю тёплую уйду,

К солнцу колосом взойду.

В нём тогда таких, как я

Будет целая семья.

12 ученик: На поле зёрна прорастают, появляются всходы. Летом всё поле в золотых

колосьях. Хлебные поля похожи на море. Подует ветер, и колосья закачаются, как золотые

волны.

Группа девочек исполняет танец «Золотые колоски».

12 ученик:

Когда приходит осень колосья становятся золотыми. Хлеб созрел. Пришла

пора быстро убирать урожай, а то колосья могут осыпаться, и зёрна хлеба упадут на

землю. И снова в поле вышли машины.

Отгадайте загадку:

Для уборки урожая

На поля я выезжаю.

И за несколько машин

Там работаю один. (Комбайн.)

Правильно, это комбайн. Ведёт его комбайнёр.

Дети исполняют песню о хлебе:

1.Сеят в поле зёрна

Раннею весной.

А над ними светит

Солнышко родное.

2.Зашумят стеною

На ветру колосья,

Будет урожайной

Золотая осень.

3.Потечёт пшеница

В закрома рекою.

И её машины

Сделают мукою.

4.На заводе пекарь

Хлеб спечёт с любовью.

Скажет он ребятам:

-Ешьте на здоровье.

13 ученик: Хлеб созрел,

В полях моторы

Песню жатвы завели.

В степь выводят комбайнёры

Полевые корабли.

14 ученик: Хлеб созрел, но к нам на стол

Прямо с поля не пошёл.

С поля даже в магазин

Хлебу ехать рановато.

Он уселся на машину

И спешит на элеватор.

15 ученик: На машинах везут зерно в новый дом. Это элеватор. Хлеб везут на элеватор.

16 ученик: Дальше зерно отправляется в город, где из него делают муку на мукомольных

заводах.

17 ученик: Едет хлеб на мельницу,

Мельницу – чудесницу.

Богатырь – муковоз

На завод муку повёз.

Потом на специальных машинах муку везут на хлебозаводы, и в пекарне пекари пекут

хлеб.

От завода – автомата

Льётся тёплый хлебный запах.

Так и скачут из печи

Плюшки, сушки и ватрушки,

Кулачи да калачи,

Сладкие коврижки.

Из пекарни хлеб везут в магазины. А в магазинах люди покупают всё, что им нужно.

Дети исполняют «Ой качи, качи, качи…» (русская народная прибаутка):

Ой, качи, качи, качи,

Глянь, баранки, калачи.

Глянь, баранки, калачи,

С пылу, с жару из печи.

С пылу, с жару из печи,

Все румяны, горячи.

Налетели тут грачи,

Подхватили калачи.

Нам остали-и-ся

Ба-а-ра-а-ноч-ки!

Учитель (звучит музыка Шостаковича):

Ребята, вот мы и проследили как хлеб попадает к нам на стол. Мы узнали, что труд

хлебороба нелёгок. Тот, кто выращивает хлеб, не бросит, где попало недоеденный кусок.

Делай и ты так. Смолоду научись ценить труд других.

«Цена ему – жизнь» - не раз мы вспоминаем эти строки, когда читаем стихи о хлебе и

особенно пронзительные, памятные всему старшему поколению стихотворения о

блокадных днях писательницы Ольги Бергольц, которая пережила блокаду Ленинграда

(ныне Санкт-Петербург). О тех 125г хлеба из муки, смешанной с отрубями, которые

получали жители осаждённого города и которые действительно спасли жизни многим из

них.

В Ленинграде, в музее истории, за стеклом на весах – ломтик чего-то синевато-

коричневого, размером и толщиной с детскую ладонь. Только прочитав надпись и снова

вглядевшись в ломтик, видишь корку, несколько крошек.

Это хлеб, дневная норма – 125г. Вот его состав:

Мука ржаная дефекетная

50г

Солод

10г

Жмых

10г

Целлюлоза

15г

Обойная пыль

Соевая мука

Отруби

Хлеб… С 16 июля по 20 ноября 1941 года хлебный паёк населению Ленинграда упал с

800г до250г для рабочих,

с 600г до 125г для служащих,

с 400г до 120г для детей.

От бомб в городе погибло 50000 человек, от голода – в несколько раз больше.

И вот он перед вами: Ленинградский блокадный хлеб. (показывается кусочек ржаного

хлеба весом 125г).

Не зря «священным даром»

Назван обычный хлеб,

И тяжкий грех – хотя бы

Крошку бросить наземь:

Таким людским страданьем он,

Такой большой любовью братской,

Для вас отныне освящён,

Наш хлеб насущный, Ленинградский.

И разве когда-нибудь человек, переживший войну, голод, бросит недоеденный кусок

хлеба? Нет. Никогда! А ведь как обидно, что многие люди не ценят хлеб. Не только

кусками, но и буханками швыряются. Разве редкость – недоеденный кусок хлеба или

булочки на полу.

И запомните эти слова:

Берегите хлеб, вы, люди,

Научитесь хлеб беречь!

Учитель:

Ребята,

давайте

посмотрим,

что

можно

выпечь

из

муки.(выставка

хлебобулочных изделий).

Учитель: А теперь я предлагаю поиграть в игру «Найди вторую половину». Части

пословиц перемешались, надо правильно соединить их и объяснить смысл:

Покуда есть хлеб да вода, всё не беда.

Без хлеба нет обеда.

Баловством хлеба не добудешь.

Хлеб поспевает - колхозник не гуляет.

Бросил хлеб – обидел свет.

Хлеб – всему голова.

Весна красна цветами, а осень – пирогами.

Исполняется русская народная песня «Блины», мальчик и девочка в русских

костюмах раздают гостям пироги:

1.Мы давно блинов не ели,

Мы блиночков захотели.

Ой, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои!

2.Моя старшая сестрица

Печь блины-то мастерица.

Ой, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои.

3.Напекла она поесть

Сотен пять, а, может шесть.

Ой, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои.

4.На поднос она кладёт

И сама к столу несёт.

Ой, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои.

5.»Гости, будьте же здоровы,

Вот блины мои готовы».

Ой, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои!



В раздел образования