Автор: Крайнова Зоя Петровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ «Новоаксубаевская НОШ».
Населённый пункт: Аксубаевский район, д. Новое-Аксубаево
Наименование материала: Внеклассное мероприятия
Тема: «Хлеб - всей жизни голова».
Раздел: начальное образование
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Новоаксубаевская начальная общеобразовательная школа»
Аксубаевского муниципального района Республики Татарстан
Утренник «Хлеб - всей жизни голова».
Ф.И.О. учителя: Крайнова Зоя Петровна
Цель: довести до сознания и сердца детей, что хлеб – это драгоценность и его надо
беречь.
Задачи:
Воспитывать бережное отношение к хлебу;
Познакомить учащихся с тем нелёгким трудом, который связан с выращиванием
хлеба;
Прививать уважение к людям труда.
Оборудование: плакаты о хлебе, иллюстрации, пословицы и поговорки о хлебе, выставка
книг о хлебе, выставка хлебно - булочных изделий.
Ход утренника:
Под звуки песни «Русское поле» (музыка Я. Френкеля, слова И. Гофф) входят учащиеся.
В центре девочка и мальчик в русских костюмах. Девочка держит в руках хлеб – соль.
Девочка: Слава миру на Земле!
Мальчик: Слава хлебу на столе!
Девочка: Если мы хотим кого-то
Встретить с честью и почётом,
Встретить с честью, от души,
С уважением большим,
То гостей таких встречаем
Круглым пышным караваем.
Он на блюде расписном,
С белоснежным рушником.
Мальчик: С караваем соль подносим,
Поклоняясь, отведать просим:
-Дорогой наш гость и друг,
Принимай хлеб-соль из рук!
Учитель: Есть хлеб, будет и песня.
Не зря так говорится. Хлеб всегда был важнейшим продуктом,
Мерилом всех ценностей.
1 ученик: Пышный, мягкий, пропечённый,
Подрумяненный слегка.
Хлеб с горбушкой золочённой
Шёл к тебе издалека.
2 ученик: В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал, пришёл.
В нём здоровье наше, сила,
В нём чудесное тепло;
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло.
3 ученик: В нём земли родимой соки,
Солнца свет весёлый в нём…
Уплетай за обе щёки –
Вырастай богатырём!
Учитель: В наше время люди вырвались в космос, покоряют реки, моря,
океаны, добывают нефть, газ в глубине земли, а хлеб остаётся
хлебом.
4 ученик: Вот он хлебушко душистый.
С хрусткой корочкой витой,
Вот он – тёплый, золотистый,
Словно солнцем налитой!
Учитель: Но как же хлеб попадает к нам на стол? Кто выращивает хлеб?
Дети: Хлеборобы.
5 ученик: А знаете ли вы, чем пахнет хлеб, ломоть ржаного трудового хлеба?
Он пахнет полем, речкой, печью, небом. А главное – работой
пахнет хлеб.
6 ученик:
Выращивать хлеб очень трудное дело. Сначала нужно удобрить поля.
Совхозное поле удобряют с помощью разбрасывателя, который одевается на трактор.
Трактористы помогают друг другу в этом несложном деле. Но для хорошего урожая
нужны не только удобрения.
Что же ещё нужно?
7 ученик: Весной растениям потребуется очень много влаги. Для этого задерживают снег
на полях. Это делают с помощью машины – снегопаха, прицепленной к трактору. А
весной солнце согреет землю, снег растает, будет много влаги, в которой нуждаются
растения.
8 ученик: Весной в поле выходят машины. У человека, ведущего эту машину много
работы: нужно поле вспахать, разрыхлить землю – быстро подготовить её для посева
семян.
Одна пословица гласит: «Весенний день – год кормит». Т. е. чтобы был хороший урожай,
нужно хорошо подготовить землю. Землю пашут на тракторе. Трактор ведёт тракторист.
9 ученик: Пришла горячая пора,
Пора больших забот.
Рокочут в поле трактора,
Весенний сев идёт.
10 ученик: Через некоторое время на поле выезжают другие машины. Это сеялки, на них
работают сеяльщицы. Зёрна падают ровно в землю. В колхозах поля огромные. Только
используя машины, можно быстро засеять их.
11 ученик: Ты не клюй меня, дружок,
Голосистый петушок.
В землю тёплую уйду,
К солнцу колосом взойду.
В нём тогда таких, как я
Будет целая семья.
12 ученик: На поле зёрна прорастают, появляются всходы. Летом всё поле в золотых
колосьях. Хлебные поля похожи на море. Подует ветер, и колосья закачаются, как золотые
волны.
Группа девочек исполняет танец «Золотые колоски».
12 ученик:
Когда приходит осень колосья становятся золотыми. Хлеб созрел. Пришла
пора быстро убирать урожай, а то колосья могут осыпаться, и зёрна хлеба упадут на
землю. И снова в поле вышли машины.
Отгадайте загадку:
Для уборки урожая
На поля я выезжаю.
И за несколько машин
Там работаю один. (Комбайн.)
Правильно, это комбайн. Ведёт его комбайнёр.
Дети исполняют песню о хлебе:
1.Сеят в поле зёрна
Раннею весной.
А над ними светит
Солнышко родное.
2.Зашумят стеною
На ветру колосья,
Будет урожайной
Золотая осень.
3.Потечёт пшеница
В закрома рекою.
И её машины
Сделают мукою.
4.На заводе пекарь
Хлеб спечёт с любовью.
Скажет он ребятам:
-Ешьте на здоровье.
13 ученик: Хлеб созрел,
В полях моторы
Песню жатвы завели.
В степь выводят комбайнёры
Полевые корабли.
14 ученик: Хлеб созрел, но к нам на стол
Прямо с поля не пошёл.
С поля даже в магазин
Хлебу ехать рановато.
Он уселся на машину
И спешит на элеватор.
15 ученик: На машинах везут зерно в новый дом. Это элеватор. Хлеб везут на элеватор.
16 ученик: Дальше зерно отправляется в город, где из него делают муку на мукомольных
заводах.
17 ученик: Едет хлеб на мельницу,
Мельницу – чудесницу.
Богатырь – муковоз
На завод муку повёз.
Потом на специальных машинах муку везут на хлебозаводы, и в пекарне пекари пекут
хлеб.
От завода – автомата
Льётся тёплый хлебный запах.
Так и скачут из печи
Плюшки, сушки и ватрушки,
Кулачи да калачи,
Сладкие коврижки.
Из пекарни хлеб везут в магазины. А в магазинах люди покупают всё, что им нужно.
Дети исполняют «Ой качи, качи, качи…» (русская народная прибаутка):
Ой, качи, качи, качи,
Глянь, баранки, калачи.
Глянь, баранки, калачи,
С пылу, с жару из печи.
С пылу, с жару из печи,
Все румяны, горячи.
Налетели тут грачи,
Подхватили калачи.
Нам остали-и-ся
Ба-а-ра-а-ноч-ки!
Учитель (звучит музыка Шостаковича):
Ребята, вот мы и проследили как хлеб попадает к нам на стол. Мы узнали, что труд
хлебороба нелёгок. Тот, кто выращивает хлеб, не бросит, где попало недоеденный кусок.
Делай и ты так. Смолоду научись ценить труд других.
«Цена ему – жизнь» - не раз мы вспоминаем эти строки, когда читаем стихи о хлебе и
особенно пронзительные, памятные всему старшему поколению стихотворения о
блокадных днях писательницы Ольги Бергольц, которая пережила блокаду Ленинграда
(ныне Санкт-Петербург). О тех 125г хлеба из муки, смешанной с отрубями, которые
получали жители осаждённого города и которые действительно спасли жизни многим из
них.
В Ленинграде, в музее истории, за стеклом на весах – ломтик чего-то синевато-
коричневого, размером и толщиной с детскую ладонь. Только прочитав надпись и снова
вглядевшись в ломтик, видишь корку, несколько крошек.
Это хлеб, дневная норма – 125г. Вот его состав:
Мука ржаная дефекетная
50г
Солод
10г
Жмых
10г
Целлюлоза
15г
Обойная пыль
5г
Соевая мука
5г
Отруби
5г
Хлеб… С 16 июля по 20 ноября 1941 года хлебный паёк населению Ленинграда упал с
800г до250г для рабочих,
с 600г до 125г для служащих,
с 400г до 120г для детей.
От бомб в городе погибло 50000 человек, от голода – в несколько раз больше.
И вот он перед вами: Ленинградский блокадный хлеб. (показывается кусочек ржаного
хлеба весом 125г).
Не зря «священным даром»
Назван обычный хлеб,
И тяжкий грех – хотя бы
Крошку бросить наземь:
Таким людским страданьем он,
Такой большой любовью братской,
Для вас отныне освящён,
Наш хлеб насущный, Ленинградский.
И разве когда-нибудь человек, переживший войну, голод, бросит недоеденный кусок
хлеба? Нет. Никогда! А ведь как обидно, что многие люди не ценят хлеб. Не только
кусками, но и буханками швыряются. Разве редкость – недоеденный кусок хлеба или
булочки на полу.
И запомните эти слова:
Берегите хлеб, вы, люди,
Научитесь хлеб беречь!
Учитель:
Ребята,
давайте
посмотрим,
что
можно
выпечь
из
муки.(выставка
хлебобулочных изделий).
Учитель: А теперь я предлагаю поиграть в игру «Найди вторую половину». Части
пословиц перемешались, надо правильно соединить их и объяснить смысл:
Покуда есть хлеб да вода, всё не беда.
Без хлеба нет обеда.
Баловством хлеба не добудешь.
Хлеб поспевает - колхозник не гуляет.
Бросил хлеб – обидел свет.
Хлеб – всему голова.
Весна красна цветами, а осень – пирогами.
Исполняется русская народная песня «Блины», мальчик и девочка в русских
костюмах раздают гостям пироги:
1.Мы давно блинов не ели,
Мы блиночков захотели.
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои!
2.Моя старшая сестрица
Печь блины-то мастерица.
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои.
3.Напекла она поесть
Сотен пять, а, может шесть.
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои.
4.На поднос она кладёт
И сама к столу несёт.
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои.
5.»Гости, будьте же здоровы,
Вот блины мои готовы».
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои!