Напоминание

Вовлечение семьи в образовательный процесс детского сада


Автор: Гайнуллина Римма Рефатевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Черемшанский детский сад №2 "Берёзка"
Населённый пункт: Республика Татарстан, Черемшанский район, с. Черемшан
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Вовлечение семьи в образовательный процесс детского сада
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Вовлечение семьи в образовательный процесс детского сада»

(семинар-практикум)

Воспитатель:

Гайнуллина Р.Р.

Казань, 2022

Цель: определить необходимость и значимость вовлечения родителей в образовательный процесс детского сада.

Задачи:

а) познакомить с позитивными стратегиями вовлечения семьи в программу «Сообщество»;

б) обсудить этапы вовлечения семьи в программу «Сообщество».

Место проведения: методический кабинет.

Участники семинара: воспитатели

Время проведения: 13

00

- 14

30

1

Задачи

Содержание

Материал

Форма

организации

Время

Участники объединяются

в группы

1. На столе разложены обратной стороной символы с

буквенным обозначением В. Р. Д. (воспитатели, дети,

родители). Участники выбирают символ и объединяются в

группы.

Символы с

буквенным

обозначением

В. Р. Д.

Объединение в

группы

2 мин.

Воспитатели называют

функции семьи

2. Группам предлагается обсудить и продолжить фразу,

записанную на карточке: «Семья – это…»

Вывод: функции семьи очень многогранны. По многим

параметрам они совпадают с функциями детского сада. И

поэтому важно обеспечить единство семьи и детского

сада.

Карточки

Работа с

карточками по

подгруппам

3-4 мин.

Воспитатели выявляют

положительные и

отрицательные моменты в

участии семьи в

программе

3. Участие семьи в программе «Хорошо - плохо»

Карточки

Работа с

карточками по

подгруппам

6-8 мин.

Р

Д

В

Хорошо

Плохо

Хорошо

Плохо

Хорошо

Плохо

2

Выводы:

1.

Положительное значение для ребёнка:

возможность больше внимания уделять ребёнку

индивидуально, т.к. увеличивается количество

взрослых, находящихся в группе;

больше взаимодействия с семьями детей, которые

представляют разнообразные культуры, что создаёт

возможность для более глубокого понимания другой

культуры;

улучшение отношения к детскому саду в процессе

совместной работы педагогического коллектива и

родителей;

признание полномочий других взрослых помимо

воспитателей и отношение к ним, как к источнику

знаний и опыта;

стимулирование стремления детей к достижениям.

2.

Положительное значение для воспитателей:

Изменение соотношения «взрослый-ребёнок» в группе;

Использование талантов, знаний, увлечений, интересов

родителей в процессе занятий в группе;

Закрепление знаний, получаемых в детском саду через

занятия дома;

Более тесное общение с родителями;

Участие родителей в принятии решений по вопросам

жизни детского сада;

Вклад родителей, являющихся представителями

различных культур, в процесс обучения.

3

3.

Положительное значение для семьи:

Наблюдение за своими собственными детьми на фоне

других детей того же возраста даёт родителям

возможность лучше разобраться в вопросах развития

ребёнка и дома применять более подходящие методы

воспитания;

Более высокая оценка достижений своих детей и

гордость за них;

Возможность для родителей поработать в

профессиональной сфере;

Более глубокое понимание родителями процесса

обучения.

Сбор идей слушателей

4.

Вопрос.

С чего начать процесс вовлечения

родителей в воспитательно-образовательный

процесс?

Вывод:

-

день открытых дверей;

-

проведение родительских собраний;

-

анкетирование;

-

заключение договора с родителями.

Обобщение высказанных идей.

Работа в группах

8-10 мин.

4

Воспитатели обсуждают

формы работы с

родителями.

5.

Формы работы с родителями

Каждая группа раскрывает 2-3 формы работы с

родителями.

Группа «Воспитатели» обсуждает следующие формы

работы с родителями: «Родительские собрания»,

«Посещение семьи».

Группа «Родители» обсуждает следующие формы работы:

«Праздники», «Практические занятия семинары-

практикумы».

Группа «Дети» обсуждает использование письменных

форм общения.

1.

Брошюры.

2.

Информационные бюллетени.

3.

Еженедельные послания.

4.

Информационные записки.

5.

Информационные доски.

Работа в группах

18-20 мин

6.

Ящички для предложений.

(Приложение 1, 2, 3, 4)

Ведущий обобщает ответы участников семинара-

практикума.

Ведущий знакомит

воспитателей с этапами

вовлечения семьи в

программу «Сообщество»

6. Этапы вовлечения семьи.

1.

Давайте познакомимся.

-

реклама программы, знакомство с членами команды;

-

знакомство с группой (родительское собрание);

-

заключение договора;

-

посещение семьи;

-

изучение потребностей, возможностей и интересов

семьи (на родительском собрании, при посещении на

дому и при заключении договора);

-

организация семейной комнаты.

5

2.

Давайте подружимся.

а) Вовлечение родителей в

-

Работу в центрах;

-

Планирование;

-

Подбор материала;

-

Организация семейных вечеров;

-

Кружковая работа;

-

Издательская деятельность (газета).

Газета способствует воспитанию у родителей

самосознания, помогает обучать и развивать детей; играя,

она объединяет детей и родителей. Рубриками в газете

могут быть: «Поговорим серьёзно», «Уроки для

родителей». В конце каждой публикации можно

предложить домашнее задание. Рубрика «Домашняя

игротека» может познакомить родителей с интересными и

полезными играми для детей. Материал этой рубрики

можно составить таким образом, чтобы родители могли

играть с ребёнком в любое удобное для них время. В

рубрике «Домашняя игротека» можно выделить такие

подрубрики: «Игры на кухне», «В свободную минутку»,

«По дороге из детского сада». «На прогулке» и т.п. В

газете в литературной рубрике можно поместить

сочинённые детьми рифмы и стихи, письма. Дедушке

Морозу, рассказы «Как я провёл лето». Можно дать

задание по изготовлению книг «Рисунки-сказки».

б) Создание консультативного совета

-

создание клубов по интересам;

-

создание обменного фонда книг и игрушек;

-

взаимопомощь.

3.

Давайте изучать вместе.

-

наблюдения за детьми дома, в саду (блокноты, записки,

письма, открытая книга, фиксация достижений;

-

индивидуальные встречи с родителями;

-

сбор портфелей.

6

Воспитатели обсуждают

методы, способные

активнее вовлечь

родителей в воспитательно

образовательный процесс.

7.

Методы работы с родителями.

1.

Уважайте роль родителей.

2.

Стимулируйте участие.

3.

Используйте различные приёмы вовлечения родителей

– подходите к делу творчески и гибко.

4.

Пусть семьи сами определяют наилучший путь своего

участия.

5.

Обсудите с семьями ваши взаимные ожидания.

6.

Будьте терпеливы.

7.

Держите в поле зрения усилия ребёнка и семьи,

обеспечивайте эффективную обратную связь.

8.

Поддерживайте близкий контакт.

9.

Не скрывайте своей признательности.

10. Постарайтесь вовлечь всю семью.

11. Обеспечивайте посещение родителями собраний.

12. Обеспечивайте конфиденциальность.

13. Обучение в целях совершенствования сотрудничества

(Приложения № 5, № 6)

5-10 мин.

Выводы:

Эффективность деятельности педагогического коллектива

в работе с родителями проявляется не в том, чтобы

провести какую-то работу при участии родителей и

добиться результата, но из в года в год совершенствовать

свои подходы, искать более эффективные формы

взаимодействия с родителями и влияния на них.

7



В раздел образования