Автор: Гайнуллина Римма Рефатевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Черемшанский детский сад №2 "Берёзка"
Населённый пункт: Республика Татарстан, Черемшанский район, с. Черемшан
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Вовлечение семьи в образовательный процесс детского сада
Раздел: дошкольное образование
«Вовлечение семьи в образовательный процесс детского сада»
(семинар-практикум)
Воспитатель:
Гайнуллина Р.Р.
Казань, 2022
Цель: определить необходимость и значимость вовлечения родителей в образовательный процесс детского сада.
Задачи:
а) познакомить с позитивными стратегиями вовлечения семьи в программу «Сообщество»;
б) обсудить этапы вовлечения семьи в программу «Сообщество».
Место проведения: методический кабинет.
Участники семинара: воспитатели
Время проведения: 13
00
- 14
30
1
Задачи
Содержание
Материал
Форма
организации
Время
Участники объединяются
в группы
1. На столе разложены обратной стороной символы с
буквенным обозначением В. Р. Д. (воспитатели, дети,
родители). Участники выбирают символ и объединяются в
группы.
Символы с
буквенным
обозначением
В. Р. Д.
Объединение в
группы
2 мин.
Воспитатели называют
функции семьи
2. Группам предлагается обсудить и продолжить фразу,
записанную на карточке: «Семья – это…»
Вывод: функции семьи очень многогранны. По многим
параметрам они совпадают с функциями детского сада. И
поэтому важно обеспечить единство семьи и детского
сада.
Карточки
Работа с
карточками по
подгруппам
3-4 мин.
Воспитатели выявляют
положительные и
отрицательные моменты в
участии семьи в
программе
3. Участие семьи в программе «Хорошо - плохо»
Карточки
Работа с
карточками по
подгруппам
6-8 мин.
Р
Д
В
Хорошо
Плохо
Хорошо
Плохо
Хорошо
Плохо
2
Выводы:
1.
Положительное значение для ребёнка:
возможность больше внимания уделять ребёнку
индивидуально, т.к. увеличивается количество
взрослых, находящихся в группе;
больше взаимодействия с семьями детей, которые
представляют разнообразные культуры, что создаёт
возможность для более глубокого понимания другой
культуры;
улучшение отношения к детскому саду в процессе
совместной работы педагогического коллектива и
родителей;
признание полномочий других взрослых помимо
воспитателей и отношение к ним, как к источнику
знаний и опыта;
стимулирование стремления детей к достижениям.
2.
Положительное значение для воспитателей:
Изменение соотношения «взрослый-ребёнок» в группе;
Использование талантов, знаний, увлечений, интересов
родителей в процессе занятий в группе;
Закрепление знаний, получаемых в детском саду через
занятия дома;
Более тесное общение с родителями;
Участие родителей в принятии решений по вопросам
жизни детского сада;
Вклад родителей, являющихся представителями
различных культур, в процесс обучения.
3
3.
Положительное значение для семьи:
Наблюдение за своими собственными детьми на фоне
других детей того же возраста даёт родителям
возможность лучше разобраться в вопросах развития
ребёнка и дома применять более подходящие методы
воспитания;
Более высокая оценка достижений своих детей и
гордость за них;
Возможность для родителей поработать в
профессиональной сфере;
Более глубокое понимание родителями процесса
обучения.
Сбор идей слушателей
4.
Вопрос.
С чего начать процесс вовлечения
родителей в воспитательно-образовательный
процесс?
Вывод:
-
день открытых дверей;
-
проведение родительских собраний;
-
анкетирование;
-
заключение договора с родителями.
Обобщение высказанных идей.
Работа в группах
8-10 мин.
4
Воспитатели обсуждают
формы работы с
родителями.
5.
Формы работы с родителями
Каждая группа раскрывает 2-3 формы работы с
родителями.
Группа «Воспитатели» обсуждает следующие формы
работы с родителями: «Родительские собрания»,
«Посещение семьи».
Группа «Родители» обсуждает следующие формы работы:
«Праздники», «Практические занятия семинары-
практикумы».
Группа «Дети» обсуждает использование письменных
форм общения.
1.
Брошюры.
2.
Информационные бюллетени.
3.
Еженедельные послания.
4.
Информационные записки.
5.
Информационные доски.
Работа в группах
18-20 мин
6.
Ящички для предложений.
(Приложение 1, 2, 3, 4)
Ведущий обобщает ответы участников семинара-
практикума.
Ведущий знакомит
воспитателей с этапами
вовлечения семьи в
программу «Сообщество»
6. Этапы вовлечения семьи.
1.
Давайте познакомимся.
-
реклама программы, знакомство с членами команды;
-
знакомство с группой (родительское собрание);
-
заключение договора;
-
посещение семьи;
-
изучение потребностей, возможностей и интересов
семьи (на родительском собрании, при посещении на
дому и при заключении договора);
-
организация семейной комнаты.
5
2.
Давайте подружимся.
а) Вовлечение родителей в
-
Работу в центрах;
-
Планирование;
-
Подбор материала;
-
Организация семейных вечеров;
-
Кружковая работа;
-
Издательская деятельность (газета).
Газета способствует воспитанию у родителей
самосознания, помогает обучать и развивать детей; играя,
она объединяет детей и родителей. Рубриками в газете
могут быть: «Поговорим серьёзно», «Уроки для
родителей». В конце каждой публикации можно
предложить домашнее задание. Рубрика «Домашняя
игротека» может познакомить родителей с интересными и
полезными играми для детей. Материал этой рубрики
можно составить таким образом, чтобы родители могли
играть с ребёнком в любое удобное для них время. В
рубрике «Домашняя игротека» можно выделить такие
подрубрики: «Игры на кухне», «В свободную минутку»,
«По дороге из детского сада». «На прогулке» и т.п. В
газете в литературной рубрике можно поместить
сочинённые детьми рифмы и стихи, письма. Дедушке
Морозу, рассказы «Как я провёл лето». Можно дать
задание по изготовлению книг «Рисунки-сказки».
б) Создание консультативного совета
-
создание клубов по интересам;
-
создание обменного фонда книг и игрушек;
-
взаимопомощь.
3.
Давайте изучать вместе.
-
наблюдения за детьми дома, в саду (блокноты, записки,
письма, открытая книга, фиксация достижений;
-
индивидуальные встречи с родителями;
-
сбор портфелей.
6
Воспитатели обсуждают
методы, способные
активнее вовлечь
родителей в воспитательно
образовательный процесс.
7.
Методы работы с родителями.
1.
Уважайте роль родителей.
2.
Стимулируйте участие.
3.
Используйте различные приёмы вовлечения родителей
– подходите к делу творчески и гибко.
4.
Пусть семьи сами определяют наилучший путь своего
участия.
5.
Обсудите с семьями ваши взаимные ожидания.
6.
Будьте терпеливы.
7.
Держите в поле зрения усилия ребёнка и семьи,
обеспечивайте эффективную обратную связь.
8.
Поддерживайте близкий контакт.
9.
Не скрывайте своей признательности.
10. Постарайтесь вовлечь всю семью.
11. Обеспечивайте посещение родителями собраний.
12. Обеспечивайте конфиденциальность.
13. Обучение в целях совершенствования сотрудничества
(Приложения № 5, № 6)
5-10 мин.
Выводы:
Эффективность деятельности педагогического коллектива
в работе с родителями проявляется не в том, чтобы
провести какую-то работу при участии родителей и
добиться результата, но из в года в год совершенствовать
свои подходы, искать более эффективные формы
взаимодействия с родителями и влияния на них.
7