Автор: Торбеева Ольга Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ СОШ 277
Населённый пункт: город Санкт -Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Сказкотерапия как метод психокоррекции и педагогической поддержки
Раздел: начальное образование
Торбеева О.В.,воспитатель
ГБОУСОШ 277 Кировского района
Санкт Петербурга
Сказкотерапия как метод психокоррекции и педегогической поддержки
На сегодняшний день сказкотерапия является одним из основных средств психотерапевтического
воздействия, применяемого с целью коррекции различных психических процессов и поведенческих
реакций ребенка .Сказкотерапия служит ресурсной практикой в психотерапии. Она позволяет
выявить внутреннее и внешнее состояние ребенка.
Сказкотерапия – это процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе
взаимоотношений в нем.
Сказкотерапия – это процесс образования связи сказочными событиями и поведением в реальной
жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность.
Сказкотерапия – это и процесс объективизации проблемных ситуации.
Сказкотерапия – процесс активизации потенциала личности.
Сказкотерапия – процесс всестороннего образования и воспитания.
Сказка – волшебство, а волшебство – это еще и превращение.
Волшебство происходит внутри, постепенно улучшая окружающий мир. В этом смысле
сказкотерапия – процесс улучшения внутренней природы и мира вокруг.
Сказкотерапия – это еще и терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут
проявиться потенциальные части личности, нечто нереализованное, может материализоваться мечта,
а главное, в ней появляется чувство защищенности и аромат тайны…
Данный метод психокоррекции основывается на том,что выдуманная история несет в себе скрытый
смысл решения сложных проблем.Чтение сказок помогает ребенку преодолеть жизненные
трудности,найти выход из сложных ситуаций.Сама ценность и эффективность сказкотерапии
очевидна.Во-первых,в сказочных ситуациях отсутствует дидактика,т.е сказка лишь намекает,как
поступить в какой либо жизненной ситуации.Также ребенок усваивает причинно-следственные
связи,т.к сюжет сказки логично построен. Во- вторых в сказке отсутствуют четкие персонификации
и это позволяет ребенку идентифицировать себя с главным героем. Наблюдая за судьбой
героя,ребенок видит последствия того или иного выбора. В третьих,как правило,счастливый конец
сказки дает ребенку чувство психологической защищенности.
Коррекционные функции сказки
-психологическая подготовка к напряженным эмоциональным ситуациям
-символическое отреагирование физиологических и эмоциональных стрессов
-принятие в символической форме своей физической активности
Особенности коррекционной сказки как метода воздействия на ребенка
1.Главный герой должен быть похож на ребенка (пол,возраст,характер)
2.Жизнь героя в сказочном мире сходна с жизнью ребенка.
3.Персонаж попадает в ситуацию, аналогичную той, в которой находится ребенок.
4.Герой встречает мудрого наставника, который обьясняет смысл происходящего.
5.Герой понимает, где он поступил неправильно и начинает меняться.
Сегодня сказкотерапия синтезирует многие достижения психологии, педагогики и философии
разных культур – все это приобретает сказочную форму и форму метафор.
В сказкотерапевтическом процессе на данный момент используется 5 видов сказок (классификация
Т.Д. Зинкевич – Евстегнеевой):
1) художественные
2) дидактические
3) медитативные
4) психотерапевтические
5) психокоррекционные, которые конструируются в соответствии с актуальной ситуацией и
подаются по-разному: анализ, имидж-терапия, рисование, куклотерапия, постановка сказок в
песочнице, инсценирование и др.
Сказкотерапия – это такое направление практической психологии, которое, используя
метафорические ресурсы сказки, позволяет детям развить самосознание и построить особые уровни
взаимодействия друг с другом, что создает условия для становления их субъектности. Главным
средством психологического воздействия в сказкотерапии является метафора, как ядро любой
сказки. Именно глубина и точность метафоры определяют эффективность сказкотерапевтических
приемов в работе с детьми .
Сказкотерапия наиболее детский метод психотерапии, потому что она обращена к чистому детскому
началу каждого человека. Через восприятие сказок мы воспитываем ребенка, развиваем его
внутренний мир, лечим душу, даем знания о законах жизни и способах проявления творческой силы
и смекалки, а также помогаем ему лучше узнать и понять самого себя.
Рекомендации к применению сказкотерапии:
1) Сеанс сказкотерпии необходимо проводить некоторое время спустя после предположительно
травмирующей ситуации, когда ребенок успокоился и способен взглянуть на происшедшее со
стороны, через призму сказочной реальности. Наиболее подходит для такого общения время перед
дневным или ночным сном.
2) «В некотором царстве, в некотором государстве»…Эти слова как будто дают понять, что такая
история могла произойти где угодно: может быть, за тридевять земель, а может быть, и совсем
рядом. Это будет зависеть от того, насколько близко к себе захочется принять сказочную историю.
Определенное место действия психологически отделяет ребенка от событий, происходящих в сказке.
Ребенку сложно перенести себя в конкретное место, особенно если он там никогда не был.
3) Для того чтобы ребенок лучше воспринимал то, что с ним происходит в сказке, можно придумать
ритуал перехода в Волшебную страну. Одним из элементов такого ритуала может стать
«превращение» ребенка в любого сказочного героя (по его выбору)..
4) Способ подачи сказочного материала и привлечения ребенка к творческому процессу можно
выбрать самостоятельно. Например, рассказывать сказку, задавая включающие вопросы ребенку в
пиковых ситуациях: например, как ты думаешь, почему герой поступил так, тебе понравился его
поступок, как бы ты поступил на его месте? Можно предложить ребенку сочинить сказку вместе,
рассказывая ее небольшие фрагменты по очереди. Также возможен вариант, когда взрослый
предлагает ребенку сочинить сказку на заданную тему. Еще одним вариантом сказкотерапевтической
работы может стать рассказывание известной сказки от лица различных персонажей.
Таким образом, комбинируя различные приемы сказкотерапии, можно помочь каждому ребенку
прожить многие ситуации, с аналогами которых он столкнется во взрослой жизни. И значительно
расширить его мировосприятие и способы взаимодействия с миром и другими людьми.
Сказкотерапия - это непринужденная обстановка, задушевный настрой, доброта и радость - все, что
способствует личностному росту. Особенно заметно это в групповой работе.Все с удовольствием
слушают и обсуждают, сочиняют и разыгрывают сказки, рисуют, лепят, играют, придумывают и
получают сюрпризы. Группа помогает каждому, создавая необходимый энергетический заряд и
эмоциональный фон, вовлекающий в действие.
Сказкотерапия,как метод психокоррекционной работы с детьми является весьма эффективным.
Сказки развивают в ребенке доброту,отзывчивость,контролируют эмоционально-нравственное
развитие ребенка.Сказка дает несравнимые уроки,которые остаются на всю жизнь.