Напоминание

Общеразвивающая программа дополнительного образования "Обучение игре на музыкальных инструментах"


Автор: Наталья Александровна Зырянова
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ СОШ мкр. Вынгапуровский
Населённый пункт: Ноябрьск, мкр. Вынгапуровский
Наименование материала: учебная программа по дополнительному образованию
Тема: Общеразвивающая программа дополнительного образования "Обучение игре на музыкальных инструментах"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Содержание программы:

I. Пояснительная записка

направленность;

новизну, актуальность, педагогическую целесообразность;

цель и задачи программы;

отличительные особенности данной программы от уже существующих программ;

возраст детей, участвующих в реализации данной программы;

сроки реализации программы (продолжительность образовательного процесса, этапы);

формы и режим занятий;

ожидаемые результаты и способы определения их результативности;

формы подведения итогов реализации программы

II. Учебно-тематический план

III. Содержание программы

IV. Методическое обеспечение

V. Литература

Приложения к программе

Творческие достижения воспитанников детского объединения

1

I.

Пояснительная записка.

Разработка

дополнительной

общеобразовательной

общеразвивающей

программы

«Обучение игре на музыкальных инструментах» (далее - Программа) обусловлена социальным

заказом на художественно-эстетическое воспитание и поиск оптимальных форм работы с

подростками по профориентации в дополнительном образовании. Исходными предпосылками

разработки данной программы явились факторы негативного влияния на процесс развития

личности подростка, а именно: периферийность поселка, удаленность его от культурных

центров, нереализованные интересы ребенка, эмоциональная депривация, неблагополучное

влияние окружающей социальной среды.

Направленность программы: художественно-эстетическая.

Пятилетняя

программа

рассчитана на индивидуальную и коллективную работу с

подростками возраста 12- 17 лет. Программа состоит из 5 основных разделов: пояснительной

записки, учебно-тематического плана, основного содержания, методического обеспечения,

литературы (как для учащихся, так и для педагога). Количественный состав групп: от 5 до 8

человек. Прием в школьный вокально-инструментальный ансамбль проводится не позднее 7

класса.

На индивидуальную программу (индивидуальные занятия на инструментах и

индивидуальные занятия радиожурналистикой и светооформлением школьных мероприятий)

обучающиеся принимаются на основании личных заявлений сроком на один год обучения.

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность заключается в том, что

программа лабильна и имеет четкую художественно-эстетическую направленность. Программа

не имеет аналогов в системе дополнительного образования по уровням и способам освоения

содержания образования. В программе предусмотрены часы по радиожурналистике, звуковому

и световому оформлению концертных программ, творческих конкурсов, праздничных и

репетиционных выступлений школьного ансамбля. Интерес школьников к деятельности ВИА

позволяет привлекать подростков девиантного поведения, заполнить активным содержанием их

свободное время, развивает творческие способности и самодисциплину, чувство коллективизма,

ответственности, формирует гражданскую позицию и собственную значимость.

Актуальность: программа обеспечивает реализацию социального заказа общества по

формированию

высоконравственной,

духовно

богатой

личности,

нацеленной

на

профессиональное ориентирование и успешную социализацию в обществе.

Прогностичность: реализация данной программы создает условия для координации

усилий семьи и образовательного учреждения в развитии творческой личности подростка,

способного адаптироваться в социуме.

Рациональность:

программа позволяет получить

максимально полезный результат в развитии художественно-эстетического вкуса подростков.

Реалистичность:

цель программы соответствует предлагаемым средствам для ее

достижения.

Контролируемость:

диагностика эффективности реализации программы позволяет

выявлять динамику развития творческих способностей подростков.

Цель программы: наполнение активным содержанием свободного времени школьников;

развитие творческой личности, имеющей навыки самореализации и самовыражения в социуме;

профессиональное ориентирование обучающихся.

Задачи программы: приобщение подростков к основам мировой музыкальной культуры;

развитие музыкального и эстетического вкуса; развитие художественно-самостоятельного

творчества; расширение музыкального кругозора; развитие потребности в разумном проведении

своего свободного времени; развитие коммуникативных умений и навыков общения в социуме;

формирование гражданско-нравственной позиции, чувства патриотизма; развитие практических

навыков работы со звуковой и световой аппаратурой.

Отличительными особенностями данной программы от уже существующих является

то, что в основе программы систематизирован опыт создания детского творческого коллектива

на основе многосторонней работы по обучению музыкальной грамоте, развитию вокальных

данных, обучению игре на музыкальных электроинструментах, выработке навыков ансамблевой

игры, аккомпанированию, работе со звуковой и световой аппаратурой, музыкальному

оформлению школьных праздников и вечеров, развитию творческой личности, способной

адаптироваться в современных условиях. Программа важна тем, что социальная и личностная

2

адаптация,

самореализация и самовыражение,

развитие уверенности в себе являются

необходимой основой для дальнейшей профессиональной деятельности школьников и

реализации своих творческих способностей. В программе отведены разделы краткосрочного

освоения: звукооформительская и светооформительская деятельность, работа с виде и звуковой

аппаратурой и радиожурналистика. Работой в школьной радио-видео студии, звуковым и

световым оформлением, изучением микшерного пульта занимаются учащиеся от 14 до 17 лет.

Набор

в

группу

звукооператоров

и

журналистов,

видеомонтажёров

происходит

на

добровольческой

основе.

На

освоение

азов

звукооператорской

деятельности

и

радиожурналистики в программе отведен один год обучения. Но при желании обучающихся

срок реализации данного направления в программе может быть увеличен до трех лет с целью

прочного

овладения

навыков

звукозаписи,

светооформительской

и

видеомонтажной

деятельности, развития профессиональных навыков работы со звуковой аппаратурой и видео и

радио-техническими

средствами.

Способы

определения

результативности

усвоения

программного материала по звуковому и световому оформлению, журналистики, составлению и

обработке видеороликов являются выпуски радиогазет, видео журналов, тематических радио-

видео

программ,

самостоятельное

оформление

школьных

мероприятий,

концертов

и

праздников, монтаж школьных программ и мероприятий.

Наличие

материально-технической

базы

школы,

просторного

звукоизолирующего

помещения, соблюдение техники безопасности и комплекса воспитательных мер позволяет

создать

при

школе

свой

вокально-инструментальный

ансамбль,

который

обеспечит

конкурентно-способность

музыкального

коллектива

на

рынке

образовательных

услуг,

обеспечить дальнейшее развитие творческой

личности подростка, его профессионально

ориентировать его в будущем.

Адресат: программа рассчитана на подростков 12-17 лет. В коллектив принимаются все

желающие школьники. Первые три года обучения составляют от 72 до 108 часов (от 1 до 3

часов в неделю).

Последующие два года предполагают профессиональное овладение

музыкальными инструментами и вокально-ансамблевыми навыками и составляют 144 часа (не

более двух часов два раза неделю). В группы принимаются обучающиеся, не имеющие

музыкального образования, из которых формируются подготовительную группу. Обучающиеся,

имеющие или продолжающие музыкальное образование, формируются в группу продвинутого

уровня. Группы звукооператоров и видеомонтажёров, светооформителей формируются малым

составом (от 2 до 6 человек) и рассчитаны на один год обучения. Программа занятий каждого

года

обучения

составлена

в

соответствии

с

возрастными

психолого-педагогическими

особенностями подростков.

Формы проведения занятий сохраняют, усиливают и развивают естественное побуждение

подростка к творческому самовыражению, дополняются прочными теоретическими знаниями,

практическими умениями и навыками владения музыкальными инструментами, развивают

навыки работы с аппаратурой, имеют четкую профориентационную направленность.

В теоретическом разделе программы отражены принципы взаимодействия основного и

дополнительного образования: обеспечение непрерывности образования, развитие технологии и

идеи личностно-ориентированного образования, создание условий для формирования опыта

творческой самостоятельности подростка и сохранение свободы детского пространства.

Последовательность

разделов

учебного

материала

имеет

логическую

завершенность:

теоретические сведения подтверждаются и подкрепляются практическими занятиями.

Режим занятий включает в себя теоретическую подачу материала и часы практической

работы на инструментах или со звуковой и видео аппаратурой. Время проведения занятий

составляет: первый час (теория) не более 45 минут с перерывом от 10 до 15 минут и

практическую работу на инструментах (второй час- 45 минут).

Методы и приемы, используемые в программе это: беседы, слушание музыкальных

произведений и композиций, наглядный показ, творческие мастерские, мастер- классы,

практические

и

репетиционные

занятия,

работа

со

звуковой

аппаратурой,

световым

оформлением, основы работы в школьной радиостудии.

Ожидаемые результаты и формы подведения итогов реализации программы – это

участие детей в школьных и профессиональных музыкальных конкурсах и фестивалях. Способы

3

определения результативности – это оценка степени освоенности материала программы

(диагностический инструментарий по направлению вида деятельности), опросники, мониторинг

вокально-инструментальных

навыков,

организация

радиопередач,

звуковое

и

световое

оформление школьных концертных программ, праздников, мероприятий, а также рейтинг

участия групп в мероприятиях разного уровня.

Оптимальным

вариантом

преподавания

курса

программы

«Обучение

игре

на

музыкальных инструментах» автором видится педагог, имеющий музыкальное образование,

владеющий основами звукооформительской деятельности.

Программа имеет внешнюю рецензию кандидата педагогических наук Т.В. Лаздиной

(Омский

государственный

университет,

2007

год),

рекомендована

как

авторская

и

опубликована

как

авторская

программа

на

информационных

порталах

всероссийских

образовательных педагогических сообществ.

Рекомендуется к реализации в общеобразовательных

организациях и учреждениях

дополнительного образования.

II. Учебно-тематический план.

I

год обучения.

Содержание и виды занятий

Кол-во часов

Теория

Практика

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Индивидуальные занятия на инструменте.

Постановка голоса (теория, практика)

Основы музыкальной грамоты (теория, практика)

Творческие часы (включая беседы,

слушание

музыки), тесты, опросы

Групповые

занятия

на

инструментах.

Репетиционные занятия.

Концертные

выступления

(репетиционные

занятия, творческие отчеты, мастер- классы).

12

16

20

14

10

6

6

10

7

4

6

10

10

7

6

Итого: 72 часа\ в год.

II год обучения.

Содержание и виды занятий

Кол-во часов

теория

Практика

1.

2.

3.

4.

5.

Основы музыкальной грамоты и гармонии.

Вокально-ансамблевая работа.

Творческие часы (включая беседы, слушание).

Ансамбль (работа с репертуаром, импровизация,

аккомпанирование).Работа с электроаппаратурой.

Концертная деятельность (творческие отчеты,

конкурсные выступления, участие в школьных

мероприятиях)

12

16

20

14

10

6

6

10

7

4

6

10

10

7

6

Итого: 72 ч \ в год

Звукооператорская, светооформительская деятельность, работа с аппаратурой.

Звукооператорская деятельность и видеомонтаж. I год обучения.

Содержание и виды занятий

Кол-во

часов

в год

теория

Практика

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Составление тематических радиопередач и линеек.

Основы радиожурналистики и видеомонтажа.

Работа

звукооператорской

и

видеомонтажной

деятельности.

Индивидуальная работа с журналистами

Проведение радиопередач. Работа по монтажу

видеороликов.

Работа

над

дикцией.

Работа

с

микрофоном.

Ревизия

аппаратуры.

Подзвучка.

Работа

с

компьютерными программами монтажа

Творческие

часы

(составление

авторских

видеопрограмм, составление сценариев школьных

видео мероприятий)

Практические

занятия

на

видео

аппаратуре.

6

14

8

20

14

2

7

2

10

7

4

7

6

10

7

4

7.

Монтаж видеороликов.

10

2

8

Итого: 72 часа \ в год

III. Содержание программы.

I год обучения.

Индивидуальные занятия на инструменте.

1. Шестиструнная гитара.

Теоретические сведения:

теоретические сведения основ музыкальной грамоты; знакомство с инструментом, общие

сведения об инструменте, устройство; настройка; положение гитары при игре в ансамбле,

постановка рук, звукоизвлечение, строй; позиции аккордов, игра с медиатором и без него.

Практическая работа:

аккорды и способы их извлечения; приемы игры правой руки (баррэ, арпеджио, игра

медиатором); упражнения в пределах 1-3 ладов; упражнения в пределах 3-9 ладов; подбор

мелодии по слуху.

2.Ударные инструменты (малый барабан, хетт, большой барабан).

Теоретические сведения:

знакомство с инструментом, устройство, уход за инструментом; основы музыкальной грамоты;

нотация для ударных инструментов. Посадка, постановка рук при игре.

Практические занятия:

упражнения для развития рук, координации движений при игре; упражнения для малого

барабана (одиночные удары); упражнения для большого барабана и хетта (с ускорением);

ритмические рисунки с ускорением и пунктиром (триоли, форшлаг, синкопа); принципы игры

на ударных инструментах; упражнения для подбора по слуху ритмических рисунков.

3. Клавишные инструменты.

Теоретические сведения:

основы гармонии и музыкальной грамоты; устройство клавишных инструментов; приемы игры

на

клавишных

инструментах

в

ансамбле;

уход

и

правила

эксплуатации

клавишных

инструментов.

Практические занятия:

приемы игры одной, двумя руками; клавишные переключения;

упражнения для правой и левой рук; освоение различных видов игры на инструменте;

упражнения для подбора по слуху.

4. Постановка голоса.

Теоретические сведения:

основы приемов пения и личной гигиены голоса; основы эстрадного исполнения; навыки

интонирования и владение голосом, слуховой контроль; понятие атаки звука; особенности

вокального пения в ансамбле.

Практическая работа:

певческая установка; упражнения по развитию силы звука; упражнения на развитие дыхания,

дикции; работа с микрофоном.

5. Групповые занятия на инструментах.

Теоретические сведения:

основы

ансамблевой

игры;

функции

каждого

инструмента

в

ансамбле;

музыкальная

оправданность применения различных звуковых эффектов; солирующая роль инструментов и

вокальной партии.

Практические сведения:

ансамблевое исполнение простых упражнений, музыкальных отрывков; совместная игра на

инструментах с голосовым сопровождением; отработка навыков исполнительского мастерства.

Творческие часы:

диспуты, дискуссии, тренинговые занятия по сплочения коллектива; рефераты, творческие

задания по темам учебно-воспитательного плана; беседы по манерам поведения на сцене и

5

правилам исполнительского мастерства; концертные выступления в классах, на школьных

тематических вечерах.

6. Концертная деятельность (творческие отчеты, мастер-классы, выступления и т.п. )

Теоретические сведения:

основы исполнительского мастерства, правила поведения на сцене; понятие об ансамбле,

принципы исполнительского мастерства; рефераты, дискуссии, диспуты, беседы.

Практические занятия:

участие в классных мероприятиях, школьных праздниках, творческие встречи с другими

группами школьного ВИА (творческий отчет); концертные выступления на сцене; участие в

школьных фестивалях и конкурсах вокального мастерства

II год обучения.

1.Электрогитара.

Теоретические сведения:

основы музыкальной грамоты (приемы игры на гитаре, звукоизвлечение, принципы построения

аккордов); правила эксплуатации инструмента, подключение , хранение,

возможности

электрогитары; игра медиатором; ритмические рисунки и солирующие партии электрогитары.

Практические сведения:

функции бас- гитары, ритм- гитары в ансамбле; виды игры на гитарах ( бас и ритм- гитарах);

аккордовые и гаммаобразные упражнения; солирующие партии инструментов в ансамбле;

побор по слуху отрывков музыкальных композиций и фрагментов песен; импровизация и

элементы джаза.

2. Ударные инструменты.

Теоретические сведения:

устройство и расположение инструмента на концертных

выступлениях; возможности

инструмента ( партии для малого , большого барабана, хетта); координация рук и ног;

правила эксплуатации инструмента.

Практические занятия:

игра совместно с инструментами ансамбля; солирующие партии ударных инструментов в

музыкальных композициях; подбор по слуху ритмических рисунков; импровизация, создание

собственного стиля игры на инструменте.

3. Клавишные инструменты.

Теоретические сведения:

роль клавишного инструмента в ансамбле; возможности и обоснование приемов переключения;

приемы игры в разных стилях; джазовые импровизации; основы ансамблевой игры.

Практические сведения:

исполнение простых по композиции песен, мелодий; создание собственного стиля игры

(элементы импровизации, джаза); развитие навыка ансамблевой игры; отработка навыков

исполнительского мастерства.

4. Постановка голоса.

Теоретические сведения:

гигиена голоса и слуха; интонирование и певческое дыхание, дикция при исполнении;

правила работы в ансамбле (с микрофоном); приемы двухголосия; джазовые импровизации.

Практические сведения.

работа над репертуаром; ансамблевая работа (пение дуэтом, трио, солирующие партии);

создание собственного стиля исполнения; работа с микрофоном.

5. Ансамблевая работа.

Теоретические сведения:

функции каждого инструмента в ансамбле; звуковой баланс; настройка инструментов;

работа с монитором; аранжировка и импровизация.

Практическая работа.

работа с репертуаром; вокально-инструментальная работа с ансамблем; отработка собственного

стиля и манеры игры в ансамбле; подбор по слуху произведений российской и зарубежной

эстрады.

6. Творческие часы. Концертные выступления.

6

Теоретические сведения:

основы техники безопасности при массовых мероприятиях; подключение, баланс, настройка

инструментов; хранение и использование аппаратуры в условиях школы.

Практическая работа:

участие в школьных, поселковых

и городских культурных мероприятиях; проведение

творческих часов, совместно с группами первого года обучения; творческие отчеты и вечера

группы второго года обучения; концертные выступления; участие в мастер- классах.

III год обучения.

1. Вокально- ансамблевая работа.

Теоретические сведения:

основы техники безопасности при работе с электроаппаратурой; роль ВИА в жизнедеятельности

школы; роль каждого инструмента в ансамбле; принципы исполнительского мастерства; чистота

исполнения, строй, единство темпа и ритма в ансамбле; импровизация, создание собственного

стиля исполнения, аранжировка песен; солирующая роль инструментов ансамбля; работа с

вокалистами ( использование элементов джаза); понятие о музыкальных стилях и направлениях

современности; средства музыкальной выразительности, используемые в ансамбле.

Практическая работа:

подключение, настройка инструментов, звуковой баланс ансамбля; игра в разных музыкальных

стилях; солирующие партии для инструментов; гармония, подбор по слуху музыкальных

произведений; создание и игра в собственном стиле и манере исполнения; подчинение

аккомпанемента единым требованиям при игре в ансамбле; ритмические аранжировки,

импровизация, самостоятельное детское творчество.

2. Основы музыкальной грамоты.

Теоретические сведения:

устройство и настройка инструментов; солирующая роль каждого инструмента в ансамбле;

подчинение вокальной партии общим ансамблевым задачам; основы звукоизвлечения и

вокального искусства; слуховой контроль, гигиена голоса и слуха;

Практические занятия:

упражнения с использованием импровизаций,

элементов

джаза и аранжировка

песен

собственного исполнения; самостоятельная работа по подбору музыкальных произведений

(разбор партий); солирование, применение ритмических группировок; исполнение песен в

собственном стиле (работа с репертуаром); работа постановке голоса, работа над дикцией,

отработка певческих навыков; аккомпанирование.

3. Работа с электроаппаратурой

уход и эксплуатация музыкальных инструментов в условиях школы; настройка, подключение,

работа с монитором, микрофоном, звуковой баланс; основы техники безопасности при работе с

электроаппаратурой; запись фонограмм; ревизирование соединительных шнуров, штекеров .

4. Концертная (творческая ) деятельность.

Теоретические сведения:

основы исполнительского мастерства; творческие рефераты, диспуты, дискуссии; беседы,

слушание лучших композиций российской и зарубежной эстрады.

Практические занятия.

музыкальное оформление школьных вечеров, дискотек; участие в школьных, поселковых и

городских мероприятиях, фестивалях, конкурсах; творческие часы, отчеты, практические

занятия, совместно с учащимися 1 и 2 года обучения; участие в мастер- классах; гастрольная

деятельность ВИА в городском и окружном масштабе.

IV год обучения.

1. Вокально- ансамблевая работа.

Теоретические сведения:

основы техники безопасности при работе с электроаппаратурой; роль ВИА в жизнедеятельности

школы; роль каждого инструмента в ансамбле; принципы исполнительского мастерства; чистота

исполнения, строй, единство темпа и ритма в ансамбле; импровизация, создание собственного

стиля исполнения, аранжировка песен; солирующая роль инструментов ансамбля; работа с

7

вокалистами (использование элементов джаза); понятие о музыкальных стилях и направлениях

современности; средства музыкальной выразительности, используемые в ансамбле.

Практическая работа.

подключение, настройка инструментов, звуковой баланс ансамбля; игра в разных музыкальных

стилях; солирующие партии для инструментов; гармония, подбор по слуху музыкальных

произведений; создание и игра в собственном стиле и манере исполнения; подчинение

аккомпанемента единым требованиям при игре в ансамбле; ритмические аранжировки,

импровизация, самостоятельное детское творчество.

2. Основы музыкальной грамоты.

Теоретические сведения:

устройство и настройка инструментов; солирующая роль каждого инструмента в ансамбле;

подчинение вокальной партии общим ансамблевым задачам; основы звукоизвлечений и

вокального искусства; слуховой контроль, гигиена голоса и слуха;

Практические занятия:

упражнения с использованием импровизаций,

элементов

джаза и аранжировка

песен

собственного исполнения; самостоятельная работа по подбору музыкальных произведений

( разбор партий); солирование, применение ритмических группировок; исполнение песен в

собственном стиле ( работа с репертуаром);работа постановке голоса, работа над дикцией,

отработка певческих навыков; аккомпанирование.

3. Работа с электроаппаратурой

уход и эксплуатация музыкальных инструментов в условиях школы; настройка, подключение,

работа с монитором, микрофоном, звуковой баланс; основы техники безопасности при работе с

электроаппаратурой; запись фонограмм; ревизирование соединительных шнуров, штекеров.

4. Концертная (творческая ) деятельность.

Теоретические сведения:

основы исполнительского мастерства; творческие рефераты, диспуты , дискуссии; беседы,

слушание лучших композиций российской и зарубежной эстрады.

Практические занятия:

музыкальное оформление школьных вечеров, дискотек; участие в школьных, поселковых и

городских мероприятиях, фестивалях, конкурсах; творческие часы, отчеты, практические

занятия, совместно с учащимися 2 и3 года обучения; участие в мастер- классах; гастрольная

деятельность ВИА в окружном масштабе.

5. Звукооператорская деятельность.

Теоретические сведения:

выстраивание инструментов ансамбля по камертону; работа звукооператора, роль, его участие в

проведении

концертных

номеров;

звукозаписывающие

устройства

(строение,

принцип

звукозаписи); баланс звука; особенности акустики зала; устройство пульта, значение верхних и

нижних частот монитора; усилительная аппаратура: строение, роль, мощность, возможности.

Практические навыки:

звукобаланс микрофонов (акустика, выстраивание звука в зале); егулирование звука на

мониторе (выстраивание частот); звукозапись инструментов (минусовка); запись фонограмм

ансамблевой игры; звукооператорская деятельность во время школьных мероприятий.

6. Профессиональное ориентирование школьников.

Теоретические сведения:

беседы о направлениях в музыке и тенденциях музыкальных направлений; встречи с

представителями профессий звукооператора и музыкантами- исполнителями (СДК, КДСК,

музыкальные

школы);обучение

умению

составлять

личностно-ориентированный

план;

составление личностной базы данных своих умений и навыков, интересов и склонностей;

информация о поступлении и дальнейшем обучении воспитанников в музыкальных училищах.

Практические навыки:

экскурсии в центры досуга, дворцы молодежи и культуры, музыкальную школу с целью

расширения кругозора воспитанников о профессиональной деятельности представителей

профессий,

связанных

с

звукооператорской

работой,

вокально-инструментальным

направлением и т.д.; профессиональные пробы воспитанников (концертная деятельность);

8

записи произведений собственного сочинения и исполнения (запись альбома группы);

концертные выступления в школе и в ДК;

7. Индивидуальная работа.

Теоретические сведения:

солирующая роль каждого инструмента в ансамбле; подчинение вокальной партии общим

ансамблевым задачам; основы музыкальной грамоты; аранжировка и импровизация на

инструментах; основы построения секстаккордов и септаккордов; хроматические гаммы;

вариации на заданные темы; основы джазового исполнения.

Практическая работа:

исполнение ранее изученных произведений с вариациями и собственной аранжировкой; подбор

по слуху музыкальных произведений; отработка собственного стиля и манеры игры в

ансамбле;записи произведений собственного сочинения и исполнения (альбом группы); участие

в мастер- классах; проведение собственного творческого вечера.

V год обучения.

1. Вокально-ансамблевая работа.

Теоретические сведения:

основы техники безопасности при работе с электроаппаратурой; роль ВИА в жизнедеятельности

школы; роль каждого инструмента в ансамбле; принципы исполнительского мастерства; чистота

исполнения, строй, единство темпа и ритма в ансамбле; импровизация, создание собственного

стиля исполнения, аранжировка песен; солирующая роль инструментов ансамбля; работа с

вокалистами ( использование элементов джаза); понятие о музыкальных стилях и направлениях

современности; средства музыкальной выразительности, используемые в ансамбле.

Практическая работа:

подключение, настройка инструментов, звуковой баланс ансамбля; игра в разных музыкальных

стилях; солирующие партии для инструментов; гармония, подбор по слуху музыкальных

произведений; создание и игра в собственном стиле и манере исполнения; подчинение

аккомпанемента единым требованиям при игре в ансамбле; ритмические аранжировки,

импровизация, самостоятельное детское творчество.

2. Основы музыкальной грамоты.

Теоретические сведения:

устройство и настройка инструментов; солирующая роль каждого инструмента в ансамбле;

подчинение вокальной партии общим ансамблевым задачам; основы звукоизвлечений и

вокального искусства; слуховой контроль, гигиена голоса и слуха;

Практические занятия:

упражнения с использованием импровизаций,

элементов

джаза и аранжировка

песен

собственного исполнения; самостоятельная работа по подбору музыкальных произведений

( разбор партий); солирование, применение ритмических группировок; исполнение песен в

собственном стиле ( работа с репертуаром); работа постановке голоса, работа над дикцией,

отработка певческих навыков; аккомпанирование.

3. Работа с электроаппаратурой

уход и эксплуатация музыкальных инструментов в условиях школы; настройка, подключение,

работа с монитором, микрофоном, звуковой баланс; основы техники безопасности при работе с

электроаппаратурой; запись фонограмм; ревизирование соединительных шнуров, штекеров.

4. Концертная (творческая) деятельность.

Теоретические сведения.

основы исполнительского мастерства; творческие рефераты, диспуты , дискуссии; беседы,

слушание лучших композиций российской и зарубежной эстрады.

Практические занятия:

музыкальное оформление школьных вечеров, дискотек; участие в школьных, поселковых и

городских мероприятиях, фестивалях, конкурсах; творческие часы, отчеты, практические

занятия, совместно с учащимися 2 и3 года обучения; участие в мастер- классах; гастрольная

деятельность ВИА в окружном масштабе.

5. Звукооператорская деятельность.

Теоретические сведения:

9

выстраивание инструментов ансамбля по камертону; работа звукооператора, роль, его участие в

проведении

концертных

номеров;

звукозаписывающие

устройства

(строение,

принцип

звукозаписи); баланс звука; акустика зала.; устройство пульта, значение верхних и нижних

частот монитора; усилительная аппаратура: строение, роль, мощность, возможности.

Практические навыки:

звукобаланс микрофонов (акустика, выстраивание звука в зале); регулирование звука на

мониторе (выстраивание частот); звукозапись инструментов (минусовка); запись фонограмм

ансамблевой игры; звукооператорская деятельность во время школьных мероприятий.

6. Профессиональное ориентирование школьников.

Теоретические сведения:

беседы о направлениях в музыке и тенденциях музыкальных направлений; встречи с

представителями профессий звукооператора и музыкантами- исполнителями (СДК, КДСК,

музыкальные

школы);

обучение

умению

составлять

личностно-ориентированный

план;

составление личностной базы данных своих умений и навыков, интересов и склонностей;

информация о поступлении и дальнейшем обучении воспитанников в музыкальных училищах.

Практические навыки:

экскурсии в СДК, КДСК (цель: расширение кругозора воспитанников о профессиональной

деятельности представителей профессий, связанных с звукооператорской работой, вокально-

инструментальным направлением и т.д.); профессиональные пробы воспитанников (концертная

деятельность); записи произведений собственного сочинения и исполнения (альбом группы),

концертные выступления;

7. Индивидуальная работа:

Теоретические сведения:

солирующая роль каждого инструмента в ансамбле; подчинение вокальной партии общим

ансамблевым задачам; основы музыкальной грамоты; аранжировка и импровизация на

инструментах; основы построения секстаккордов и септаккордов; хроматические гаммы;

вариации на заданные темы; основы джазового исполнения.

Практическая работа:

исполнение ранее изученных произведений с вариациями и собственной аранжировкой;

подбор по слуху музыкальных произведений; отработка собственного стиля и манеры игры в

ансамбле; записи произведений собственного сочинения и исполнения (альбом группы); участие

и проведение мастер- классов для учащихся 1-2 года обучения; проведение собственных

творческих вечеров; гастрольная деятельность ВИА в окружном масштабе.

РАЗДЕЛ:

ЗВУКООФОРМИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ и ВИДЕОМОНТАЖ

1 год обучения:

Звукооформительская деятельность (световое и звуковое

оформление программ).

Индивидуальная работа с радиожурналистами. Проведение тематических радиопередач.

Теоретические сведения:

Микшерный пульт. Устройство пульта звуковой аппаратуры. Основы микширования дорожек.

Баланс звука. Настройка звуковой аппаратуры. Работа каналов частот. Реверс. Подзвучка.

Микрофон. Устройство микрофона. Балан звука. Подключение к микшерному пульту.

Подключение к радиопульту. Настройка. Баланс звука.

Световое оформление актового зала, сцены. Устройство «Светогора». Подсветка по рядам,

каналам, баланс света, работа с прожекторами, пушкой. Ревизия аппаратуры.

Основы звукозаписи. Работа с программой звуковых дорожек. Подключение к пульту и

компьютеру. «Чистка» фонограмм. Баланс звуковой записи.

Радиожурналистика. Теоретические основы и принципы проведения радиопередач. Организация

праздничных, тематических радиолинеек. Новостная строка. Работа с дикцией. Работа со

звуком.

Практические занятия.

Радиожурналистика:

радиопередачи (тематические, новостные, итоговые, праздничные).

Работа с микрофоном. Организация радиоконцертов, радиожурналов, радиопередач.

10

Звукооформительская деятельность: звуковое оформление праздников, концертных программ

в актовом зале. Работа с микшерным пультом, микрофонами. Настройка. Баланс звука. Реверс.

Светооформительская деятельность:

работа со «Светогором». Подсветка сцены. Ревизия

ламп. Освещение праздников, концертных программ, школьных мероприятий.

Видеомонтаж: составление сценарного плана видео сьёмок школьных мероприятий, работа с

корреспондентами (учащиеся совета старшеклассников и детской организации), теоретические

сведения о сценарном плане видеороликов, особенности монтажа, работа с графическими

редакторами

программ

видеомонтажа,

разнообразие

программ,

обрезка,

монтаж,

редактирование, звуковое наложение на ролик. Работа с видео редактором. Работа с заставками

программ, наложение спецэффектов. Микширование звука. Титры. Коррекция цвета и

изображения.

Встроенные функции, порядок воспроизведения фрагментов, работа по качеству видео,

сортировка, использование заставок и титров, применение

анимированных переходов и

музыки.

IV. Методическое обеспечение программы.

Условия реализации программы.

Материально-

техническое

оснащение

школьного

ВИА

должно

соответствовать

определенным нормам и требованиям. Инструменты ансамбля необходимо подбирать хорошего

качества,

соответственно

с

современным

запросами

общества.

Оснащение

вокально-

инструментального

ансамбля

может быть следующее:

акустическая

гитара (2-4 шт.);

электрогитары ( бас и ритм, соло- гитара); ударная установка (бас- бочка, хетт, малый барабан,

альтовый барабан, тарелки); клавишные инструменты (электросинтезатор);микрофоны(2-4 шт.);

микшерный пульт, усилитель, колонки (мощностью не менее 150 Вт), монитор, наушники,

стереомагнитофон, гитарный процессор, звукоисказитель для электрогитары, стойки для

микрофонов (2-3 шт.),библиотека музыкальной литературы для учащихся и педагога. Группа

первого года обучения может включать в себя от 8 до 15 человек. На втором году обучения

состав ансамбля не должен превышать 5-8 человек, в зависимости от наличия инструментов и

солистов

группы.

Аудитория

проведения

занятий

должна

быть

звукоизолирующей,

инструменты тщательно настроены, их

звучание

умеренное. Ансамблевая и концертная

деятельность на третьем, четвертом и пятом году обучения является ведущей. Творческие и

конкурсные выступления включают в себя репетиционные часы (до трех часов в неделю,

соответственно учебно-тематическому планированию). Проверкой эффективности усвоения

программы являются творческие отчеты, публичные выступления, участие в мастер- классах,

гастрольная

деятельность.

Правильно

подобранный

репертуар

группы

способствует

формированию нравственного потенциала, развитию эстетического вкуса, техническому росту

коллектива, определяет его лицо и в целом профессиональное самоопределение школьников.

Диагностика эффективности реализации образовательной программы.

Тестовые задания для учащихся первого года обучения.

1. Понятия о средствах музыкальной выразительности.

2.

История, устройство инструмента, виды и функция инструмента в ансамбле: гитара, клавишные, ударные.

3.

Обозначение аккордов (ритмические рисунки для ударных инструментов)

4.

Понятия о стилях музыки, направлениях музыкального искусства.

5.

Гигиена слуха и голоса.

6.

Правила техники безопасности при игре в ансамбле.

7.

Самостоятельное исполнение 1-2 произведений разного характера.

Тестовые задания для учащихся второго года обучения.

1.

Принципы игры и вокального исполнения в ансамбле.

2.

Функция каждого инструмента в ансамбле ( настройка)

3.

Самостоятельное исполнение 2-4 произведений.

4.

Техника безопасности при работе на электроинструментах.

5.

Уход за инструментами и настройка гитары, рабочего барабана.

6.

Понятие импровизации и аранжировки музыкальных произведений.

7. Принципы игры в вокально-инструментальном ансамбле.

Тестовые задания для учащихся третьего года обучения.

1.

Правила техники безопасности при работе с электроаппаратурой.

2.

Функции и назначение инструментов ансамбля.

3.

Понятие аранжировка и импровизация (на примере песен собственного сочинения)

11

4.

История российских и зарубежных рок- групп ( «Кино», «Машина времени», «Алиса», «Ария», «Scorpion»,

«ДДТ» и др.)

5.

Истоки джаза.

6.

Исполнение песен в разных стилях и с использованием собственной манеры игры (от 3 до 5 произведений)

7.

Особенности организации вокально-инструментального ансамбля (принципы, звуковая аппаратура и т. д.)

V. Литература.

Для учащихся:

1.

Сборники: Многосерийные издания для ВИА., 2013-2016г.г

2.

Эстрадная музыка радио, - кино, - театра. (электронный сборник).

3.

Сборники российских рок- групп«Кино», «Любэ», «Машина времени»,«Ария»,«Алиса»и др..

4.

Самоучитель игры на шестиструнной гитаре. Аксенов А, М., 2015г.

5.

Сборники аккордов и аккордовых позиций, М., 2015г.

6.

Энциклопедия «Музыка», С-П., 2013г.

7.

Журналы «Искусство», «Музыка в школе», 2013-2016г.г

8.

Альманах «Звезды рока», М, 2016 г.

Методическая литература:

По постановке голоса:

1.

Огородников Д. «Воспитание певца в самодеятельном ансамбле», К., 2015 г.

2.

Ровнер В. «Работа самодеятельного вокального ансамбля», Сб-П., 2016г.

По индивидуальному обучению на инструментах:

Ударные инструменты:

1.

Галоян Э. «Ритмические этюды и вариации для малого барабана и в ансамбле с большим барабаном», М. ,

2013г.

2.

Зинкевич В., Бориц В. « Курс игры на ударных инструментах» ч.1, Л-М 2014 г.

3.

Купинский К. «Школа игры на ударных инструментах» , М., 2013 г.

4.

Снегирев В. «Этюды для малого барабана» М., 2014г

Клавишные инструменты:

1.

Бриль И. «Практический курс джазовой импровизации» М. ,2012 г.

2.

Симоненко В. «Мелодии джаза» (антология), К., 2016 г.

Гитара, электрогитара, бас- гитара:

1.

Агафошин П. «Школа игры на шестиструнной гитаре» М., 2015г.

2.

Ариевич С. «Практическое руководство игры на бас- гитаре» М., 2016 г.

3.

Бранд В. «Основы техники гитариста эстрадного ансамбля» ( методическое пособие), М. 2012г

4.

«Аккорды и аккомпанемент», М. 2013г.

5.

Ларичев Е. «Самоучитель игры на шестиструнной гитаре», М , 2016 г.

По теории музыки:

1.

Вахромеев В. «Элементарная теория музыки», М., 2016г.

2.

Фридкин Г. «Практическое руководство по музыкальной грамоте» М , 2014г.

По аранжировке, инструментовке, методике работы ВИА:

1.

Браславский Д. «Аранжировка для эстрадных инструментальных и вокально- инструментальных ансамблей»

М., 2012 г.

2.

Саульский Ю. «Аранжировка», (эстрадная специализация, переработанное с дополнениями) М., 2012г.

3.

Шалахов Л. Переложение музыкальных произведений для эстрадных ансамблей.(учебное пособие), М., 2015г.

Для учебно-образовательных бесед:

1.

Копен В. «Рождение джаза» М., 2016г.

2.

Овчарова Р. «Технологии образования практического психолога», М.,2012г.

3.

Мухина О. «Возрастная психология», М, 2010г.

4.

Журналы « Музыка в школе», «Дополнительное образование», «Искусство», 2012-2016г.

5.

Журналы «Школьные технологии» № 1,5, 2012-2016г.

6.

Рожков М., Байбородова Л. «Организация воспитательной работы в школе», М., 2016г.

12

Календарно-тематический план дополнительной общеразвивающей программы

«Обучение игре на музыкальных инструментах» Детский образцовый коллектив «Диалог»

2020-2021 учебный год.

I год обучения.

ВИА 5-6 класс (72 ч). Группа подготовительная, без музыкального образования

Содержание и виды занятий

Кол-во

часов

в

год

теория

Даты

Практи

ка

Даты

1.

Основы

музыкальной

грамоты.

Слушание

музыки. Подбор репертуара

6

3

05.09

14.11

20.02

3

10.10

05.12

23.01

2.

Постановка голоса, работа над вокальными

данными, хоровое пение, вокальное пение.

Дыхание. Дикция.

5

3

12.09

21.11

13.03

2

17.10

13.02

3.

Индивидуальные

занятия

на

инструментах:

отработка умений и навыков исполнительской

игры

5

2

19.09

06.02

3

24.10

12.12

30.01

4.

Творческие часы (участие в мастер- классе,

преемственность

в

продвинутым

уровнем,

беседы о музыке)

4

2

26.09

15.05

2

31.10

22.05

6.

Групповые занятия на инструментах: работа в

ансамбле

(обучение

умению

держать

ритмический

рисунок,

паузы,

счет,

длительность нот).

Ансамбль

(работа

с

репертуаром,

импровизация). Коллективная работа в ВИА,

исполнительское

мастерство,

навыки

ансамблевой игры

12

6

03.10

28.11

09.01

27.02

20.03

03.04

6

07.11

19.12

16.01

06.03

27.03

10.04

7.

Концертные

выступления

(репетиционные

занятия,

творческие

отчеты,

участие

в

конкурсах, фестивалях)

4

2

26.12

24.04

2

17.04

08.05

I-II год обучения.

ВИА 7-8 класс (72 ч).

(с базой музыкальной школы и без музыкального образования)

Содержание и виды занятий

Кол-во

часов в

год

теория

Даты

Прак

тика

Даты

1.

Основы

музыкальной

грамоты.

Слушание

музыки. Подбор репертуара

Постановка

голоса:

дыхание,

развитие

вокальных

данных,

умение

работы

с

микрофоном, дикция, контроль звука

12

6

07.09

12.10

09.11

11.01

07.12

26.04

6

07.09

12.10

09.11

11.01

07.12

26.04

2.

Выработка

инструментально-ансамблевых

навыков и умений исполнительской игры на

инструментах

16

6

14.09

19.10

16.11

14.12

19.04

25.01

10

14.09

19.10

16.11

14.12

19.04

25.01

08.02

26.10

21.12

15.02

4.

Творческие часы (участие в мастер- классе,

творческие задания, проектная деятельность,

работа с репертуаром)

14

7

21.09

28.09

02.11

23.11

04.01

05.04

03.05

7

21.09

28.09

02.11

23.11

04.01

05.04

03.05

5.

Групповые занятия на инструментах: умение

20

10

12.10

10

12.10

13

исполнительской

игры

в

инструментальной

группе

Ансамбль

(работа

с

репертуаром,

импровизация). Коллективная работа в ВИА,

исполнительское

мастерство,

навыки

ансамблевой игры

30.11

28.12

18.01

22.02

22.03

01.03

15.03

29.03

17.05

30.11

28.12

18.01

22.02

22.03

01.03

15.03

29.03

17.05

6.

Концертные

выступления

(репетиционные

занятия,

творческие

отчеты,

участие

в

конкурсах, фестивалях)

10

4

05.10

12.04

10.05

24.05

6

05.10

23.11

10.05

01.04

12.04

24.05

Радиостудия «МАКС». Радио-видео-журналисты, звуко- и видео - операторы, светооформители,

видеомонтажёры (1 год обучения).

Количество часов в год: 72 часа в неделю

Содержание и виды занятий

Кол-во

часов

в

год

теория

Даты

Практи

ка

Даты

1.

Составление

тематических

и

праздничных радиолинеек, сценариев

видеороликов

6

2

02.10

13.11

4

05.02

19.02

12.03

16.04

2.

Работа с микрофонами (баланс, объем,

звук)

Работа над дикцией

6

4

09.10

19.03

09.04

04.12

2

20.11

26.03

3.

Индивидуальная

работа

(видео-

журналисты,

звукооператоры,

светооформители).

Звуковая

аппаратура:

микшерный

пульт,

радиопульт, микрофоны Устройство и

работа

пультов,

системы

усиления

звука. Запись фонограмм. Работа с

компьютерными

программами,

графическими

видео

редакторами,

утилитами

6

2

16.10

15.01

4

27.11

22.01

05.03

07.03

4.

Подзвучка. Наложение звука на ролик,

музыки на видое, спецэффектов и т.п.

Ревизия аппаратуры.

2

1

23.10

1

04.12

5.

Практические занятия по звуковому и

световому

оформлению

школьных

мероприятий.

Оформление

видеопрограмм

школьных

мероприятий.

Презентационные

видеоролики

10

2

30.10

25.12

8

11.12

18.12

29.01

12.02

26.02

23.04

14.05

21.05

6.

Творческие

часы,

мастер-классы,

опросы,

тестовые

задания,

зачеты.

Оформление мероприятий

6

2

06.11

30.04

4

22.01

08.05

14.05

25.05

Итого: 72 часа в неделю

14



В раздел образования